Формы причин ниспослания.
Существует две формы открытого изложения причин ниспослания айатов Корана:
- Откровение как ответ на событие или сложившуюся ситуацию.
- Откровение как ответ на частный вопрос, который был задан пророку кем-либо из его современников.
Пример «причины» как ответ на событие:
Передал ибн-'Аббас: Пророк вышел в направлении к аль-Баса', спустился с горы и прокричал: «О люди!», и курайшиты собрались вокруг него. Он спросил: «Видите ли, если я скажу вам, что враг нападет на вас утром или вечером, вы поверите мне? Они ответили: «Да». Он сказал: «Тогда я просто увещеваю вас о грядущем жестоком наказании». Абу-Лахаб сказал: «И для этого ты собрал нас здесь? Сгинь!» Тогда Аллах ниспослал: «Да отсохнут руки абу-Лахаба!» (Коран: 111: 1).
Сура, касающаяся абу-Лахаба, была ниспослана в ответ на слова, абу-Лахаба: «Сгинь!»
Еще один пример «причины» как ответ на определенную ситуацию:
Сура 2, айат 158, относительно двух холмов: «Сафа» и «Марва», был ниспослан в ответ, на особый случай, произошедший в Мекке при жизни пророка.
Передал 'Урва: «Я спросил 'Аишу относительно оставления «са'и» (ускоренная ходьба) между холмами: «Сафа» и «Марва». Она сказала: «Это делалось из уважения к идолу «Манат» (у семитских народов богиня судьбы в доисламский период), который был установлен в аль-Мушаллаль. Те, кто входили в состояние «ихрам» в честь нее, не совершали «са'и» между «Сафа» и «Марва» (потому что между этими двумя холмами находились два других идола). Таким образом, Аллах ниспослал: «Поистине, «ас-Сафа» и «аль-Марва» из знамений Аллаха…», вследствие чего посланник Аллаха и мусульмане совершали «са'и» между ними. Суфьян сказал: «Идол «Манат» находился в «аль-Мушаллаль» в «Кудайд». 'Аиша добавила: «этот айат был ниспослан в связи с ансарами». Они и племя «Гассан» входили в состояние «ихрам» в честь идола «Манат» перед тем, как приняли ислам». 'Аиша добавила: Среди ансаров были мужчины, которые входили в «ихрам» в честь идола «Манат», находящемуся между Меккой и Мединой. Они сказали: «О посланник Аллаха! Мы не совершали таваф (са'и) между «ас-Сафа» и «аль-Марва» из уважения к идолу «Манат»». В ответ на эту ситуацию был ниспослан 158-й айат 2-й суры.
Пример «причины» в виде вопроса к пророку.
Мусульмане, да и не только они, во многих случаях задавали пророку вопросы, касающиеся исламской веры и исламского образа жизни. Одним из многих таких примеров, когда откровение было ниспослано в ответ на заданный пророку вопрос, является 11-й айат 4-ой суры:
Передал Джабир: «Пророк и абу-Бакр пешком пришли ко мне (во время моей болезни) в бану-Салама (место проживания племени). Пророк обнаружил меня в бессознательном состоянии, тогда он попросил воды и совершил с ней омовение, а потом окропил ею меня. Я пришел в себя и сказал: О посланник Аллаха! Что ты мне прикажешь сделать относительно моего имущества? Тогда было открыто: «Аллах предписывает вам завещать [наследство] вашим детям…»» (Коран: 4: 11).
Данный айат, ниспосланный как ответ на вопрос, имеет отношение к наследству и объясняет правила наследования детьми своих родителей следующим образом:
«Аллах предписывает вам завещать [наследство] вашим детям так: Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей. А если оставшиеся дети будут женского пола числом более двух, то им принадлежит две трети из того, что он оставил. Если же осталась всего одна дочь, то ей принадлежит половина наследства…» (Коран: 4: 11).
Пример «причины» в виде вопроса самого пророка.
В некоторых случаях, пророк сам задавал вопросы. Например, 64-й айат 19-ой суры был ниспослан в ответ на вопрос пророка Мухаммада:
Передал ибн-'Аббас: «Пророк спросил у ангела Джабраила: «Что тебя удерживает от того, чтобы посещать нас чаще, чем ты это делаешь сейчас? Тогда было ниспослано: «Мы (ангелы) нисходим только по велению твоего Господа. Ему принадлежит то, что перед нами, и то, что позади нас…» (Коран: 19: 64).
Пример «причины» в виде многочисленных вопросов по проблеме, касающейся основной массы людей.
Существуют многочисленные случаи, когда откровение ниспосылалось, устанавливая руководство по проблеме касающейся большого количества мусульман, которых она волновала, и поэтому они спрашивали пророка о ней. Один из таких случаев передал Сабит от Анаса: «Иудеи во время месячного очищения у женщин не садились с ними за стол и не жили с ними в своих домах. По этому поводу сподвижники не один раз спрашивали у пророка, и Всевышний Аллах ниспослал: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (Коран 2: 222).
Также посланник Аллаха говорил: «Во время менструаций у женщин можете делать с ними все кроме сношений…». Это сообщение является хорошим примером того, как сам пророк разъяснял смысл откровения, когда возникали подобные вопросы.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1248;