Визначення еквівалентних передаточних функцій 26 страница
380. При этом прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: Некогда был я в безмерном удивлении о великом множестве тех, которые Сотворение приписывают Натуре, и оттуда всё то, что есть под Солнцем и что над Солнцем, говоря из признания сердца, когда видят что-либо: не от Натуры-ли это? Когда же спрашивают их, для чего это приписывают Натуре, а не Богу, при всём том, что несколькократно в обществе говорят, что Бог сотворил Натуру, и оттуда могутъ так правильно говорить, что видимое ими есть Божие, а не Натуры; то отвйчают тоном внутренним, вовся молчаливым: что же Бог, как не Натура? Все таковые из мнения о Сотворении Вселенной Натурою, и из этого безумия, как бы из премудрости, представляются славными так, что на всех, признающих Сотворение Вселенной от Бога, смотрятъ как на муравьёв, ползающих по земле и трущих проложенную дорогу, а на некоторых смотрят как на бабочек, по воздуху летающих, называя догматы их снами, ибо видят то, чего не видят, говоря: кто видел Бога и кто не видит Натуру? Когда я был в безмерном удивлении о множестве таких лжеумствователей, то Ангел, представ мне со стороны, спросил: о чём разсуждаешь? Я отвечал, что разсуждаю о множестве верящих тому, что Натура сотворила Вселенную. На это Ангел сказал мне, что из таковых состоит целый Ад и они там называются Сатанами и Диаволами; Сатанами те, кои уверяли себя о Натуре, и от того отрицали Бога, а Диаволами те, кои зломысленно жили, и так из сердец изгнали всякое признание Бога. Но я отведу тебя к Гимназиям, состоящим в Югозападной стороне, где- таковые находятся, не поступив ещё во Ад. Ангел, взяв меня за руку, довёл до назначеннаго места, где я и увидел домики, в которых Гимназии, и посредине их одну, составляющую как Преторъ прочих. Этот построен был из камней смоляных, обведённых бляшками как стеклянными, блестящими будто бы из золота и серебра, подобно камням прозрачным; сверх того везде- были Раковины, подобно же светящияся. Подойдя сюда, мы постучались, и тотчас один, отворив дверь, сказал: добро пожаловать; потом, подбежав к столу, принёс четыре книги и сказал: эти Книги заключают в себе такую премудрость, коей множество Царств ныне рукоплещут. Этой Книге или Премудрости рукоплещут многие во Франции, этой многие в Германии; этой некоторые в Батавии, а этой некоторые в Британии. Потом он сказал: если желаете видеть, то сделаю, чтобы эти четыре Книги пред глазами вашими светили? При этом он излил знатность своей славы, и Книги те вдруг блеснули как от света, но этот свет пред глазами нашими тотчас же исчез. Тогда мы спросили его, что он теперь пишет. Он отвечал, что теперь выводит и извлекает внутреннюю премудрость из сокровищь своих, которыя вкратце следующия: I. Натура ли есть из Жизни, или Жизнь есть из Натуры? II. Центр ли есть из Распростертаго, или Распростертое есть из Центра? III. О Центре из Распростёртаго и о Жизни. Сказав это, он сел на троне у стола, а мы ходили в Гимназии его, которая была пространная. Он имел на столе свечу, потому, что там не было света солнечнаго, но свет ночной, лунный: и, чему я удивлялся, свеча та представилась там вокруг носимою и освещающею, но как она была не очищена, то мало освещала. Когда он писал, то усмотрели мы виды в разных формах, со стола на стены летающие, которые при том ночном свете казались красными птицами Индейскими; но когда мы отворили дверь, то он, при дневном свете солнечном показались птицами вечерними, у которых крылья сетеобразныя: ибо были правдоподобия, кои чрез подтверждения сделались лжами, искусно в ряды от него расположенныя. После этого, мы, приступив к столу, спросили у него, что теперь пишет? Он отвечал: о ПЕРВОМ том, НАТУРА ЛИ ЕСТЬ ИЗ ЖИЗНИ, ИЛИ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ИЗ НАТУРЫ; причём сказал, что он может и то и другое доказывать и делать истинным: но так как внутри скрывается нечто сокровенное, котораго он боится, то по этому и не дерзает доказывать иного., как только то, что Натура есть из Жизни, а не Жизнь из Натуры. На ласковый же наш вопрос, что бы такое было внутри кроющееся, котораго он боится,—отвечал: то, чтобы не называться Натуралистом, и так Безбожником от Клириков, а от Мирян — мущиною, лишённым здраваго разсудка; ибо эти и те—или верящие по слепой вере, или видящие посредством зрения доказывающих её. После этого, мы из некотораго неудовольствия ревности за истину, начали говорить с ним так: друже, весьма ошибаешься; премудрость твоя, которую ты полагаешь в остроте писать, обманула тебя, и знатность славы заставила тебя доказывать то, чему сам не веришь. Знаешь ли, что мысль человеческая может возвышаться над чувственностями, которыя находятся в помышлениях из чувств телесных,— и когда мысль возвышается, тогда она видит то, что состоящее из Жизни есть вверху, а происходящее из Натуры есть внизу? Что значит жизнь, как не Любовь и Премудрость, и что такое Натура, как не вместилище их, чрез которыя производят они свои действия или упражнения? Могут ли эти быть одно, кроме как начальное и инструментальное? Может ли свет быть одно с оком, либо звук с ухом? Откуда чувства их как не из жизни, и формы их, как не из натуры? Что такое тело человеческое как не орган жизни? Не все ли и каждое в нём образовано для произведения того, что желает Любовь и о чём мыслит Разум? Не из натуры ли органы тела, и не из жизни ли Любовь и Помышление?.. не вовся ли они между собою разделены? Возвыси остроту разумения ещё несколько более, и увидишь, что из жизни есть побуждаться и мыслить, и что побуждаться есть из любви, а мыслить из премудрости, и обое из Жизни; ибо, как сказано, Любовь и Премудрость составляют Жизнь. Если же возвысишь еще несколько более способность разумения, то увидишь, что нет Любви и Премудрости, где бы не было их Начала, и что Начало их есть Любовь и самая Премудрость, а оттуда и самая Жизнь, и сии есть Бог, от Котораго Натура. Потом мы говорили с ним о ВТОРОМ предмете: ЦЕНТР ЛИ ЕСТЬ ИЗ РАСПРОСТЁРТАГО, ИЛИ РАСПРОСТЁРТОЕ ЕСТЬ ИЗ ЦЕНТРА; и когда спросили его, для чего он об этом разсуждает,— то отвтечал: на тот конец, чтобы заключить о Центре и о Распростёртом Натуры и Жизни, и так о начале одного и другого. Когда же мы спросили его, какую мысль имеет об этом: то отвечал также, как и прежде, что и то и другое может доказать, но от страха, чтобы не потерять славу, доказываетъ, что Распростёртое есть от центра, хотя при том и знает, что прежде Солнца было ничто, и это везде в распростёртом, и что это стекалось само собою в порядок, и так в Центре. Мы опять начали говорить с ним из Ревности, произведшей неудовольствие, и сказали: друже, безумствуешь. Когда он услышал эти слова, то отторгнул престол свой от стола, и страшно взглянув на нас, приклонил ухо будто внемлетъ, но со смехом. Мы продолжали: что безумное есть говорить как не то, что Центр есть из Распростёртаго?.. Чрез Центр твой мы разумеем Солнце, а чрез Распростёртое твоё разумеем Вселенную,—итак, что Вселенная находится безъ Солнца. Не составляет ли Солнце Натуру и все ея свойства, которыя единственно зависят от Света и Теплоты, производимых Солнцем чрез Атмосферы? Где же это было прежде Солнца? Но откуда это, скажем в следующем разсуждении: Атмосферы и всё что на Земле не составляют ли поверхность, а Солнце их центр? Может ли все это без Солнца вступить в бытие в одно мгновение?.. и потому все это чтобы было прежде Солнца, и могло ли находиться? Не есть ли существование безпрестанное пребывание?
Итак, когда существование Натуры всякой вещи есть от Солнца, то следует, что также и всякой вещи пребывание или нахождение; это видит и из очевидности признаёт каждый. Не последнее ли, когда оно находится, то и пребывает от перваго? Еслибы поверхность была первым, а центр последним—то не первое ли пребывало из последняго,—что однако же против законов порядка? Каким образом могутъ последния начала производит первых, или внешния внутренних, или грубыя чистых? Оттуда как могут поверхности, которыя составляют распростёртое, произвесть центр?.. кто не видит, что это есть против законов Натуры? Доказательства эти мы привели из возвышения разсудка, для убеждения, что Распростёртое находится от Центра, а не взаимно: хотя впрочем каждый, правильно мыслящий, видит это и без особых доказательств. Не сказали ты, что Распростёртое стеклось в Центр само собою? Разве так случайно, в стол удивительный и в изумление приводящий порядок, чтобы одно было для другого,— и как всё, так и каждое для человека и его жизни вечной? Разве Натура из некоторой любви, чрезъ некоторую премудрость, может намеревать к концам, провидеть причины, и так провидеть действия, чтобы таковыя находились в своём порядке,—и разве может человек делать Ангелами и из них Небо,— и делать так, чтобы те, кои там находятся, жили вечно? Положи это и помысли, и тогда падёт твоя идея о нахождение Натуры от натуры.—После этого, мы спросили его, что он мыслил и что теперь мыслитъ о ТРЕТЬЕМ предмете, то есть, О ЦЕНТРЕ И О РАСПРОСТЁРТОМ НАТУРЫ И ЖИЗНИ? Верит-ли, что Центр и распростёртое жизни есть то же, что и распростёртое Натуры? На это он отвечал, что сомневается, ибо прежде думал, что внутреннейшия деятельность Натуры есть Жизнь, и что Любовь и Премудрость, кои существенно составляют жизнь человека,—происходят оттуда; что огонь Солнца, чрез теплоту и свет, посредством Атмосфер производит её; но теперь, наслышавшись о жизни человеческой по смерти, остаётся в сомнении. Это сомнение уносит мысль его то вверх, то вниз; и когда вниз, тогда он признаёт Центр, о котором прежде ничего не знал, а когда вверх. то видит центр, который почитал единственным что Жизнь есть из Центра, о котором так же прежде ничего не знал; что Натура есть изъ Центра, который прежде почитал единственным и что оба Центра имеют Распростёртое около себя. На это мы сказали: изрядно,—лишь бы только хотел из Центра и Распростёртаго Жизни смотреть на Центр и Распростёртое Натуры, а не взаимно. Потом мы наставили его в том, что под Небом Ангельским находится Солнце, которое есть чистая Любовь, по видимости огненная, как Солнце Mipa; что из Теплоты, произходящей из того Солнца, Ангелы и Человеки имеют Волю и Любовь, а из Света оттуда имеют Разум и Премудрость; что всё, оттуда происходящее называется Духовным, и что всё, из Солнца Mipa происходящее есть содержащее или вместилище жизни, и называется Естественным. Также, что Распростёртое Центра жизни называется МIРОМ ДУХОВНЫМ, который из своего Солнца пребывает, а Распростёртое Центра натуры называется МIРОМ ЕСТЕСТВЕННЫМ, который пребывает из своего Солнца. Итак, поелику Любви и премудрости нельзя приписать ни Пространств, ни Времян, а только вместо их Состояния, то следует, что Распростёртое около Солнца Неба Ангельскаго, не есть Распростёртое, однако же в Распростёртом Солнца естественнаго, и у подлежащих живущих там по вмещениям, а вмещения по формам и состояниям. Но при этом он спросил: откуда же огонь Солнца Mipa или Натуры? Мы отвечали ему, что этот огонь происходит из Солнца Неба Ангельскаго, который не есть огонь, но Божественная Любовь, близко происходящая от Бога, Который есть посреди онаго. Так как он этому удивился, то мы и объяснили ему в следующем выражении: Любовь в своей сущности есть духовный огонь, почему и в Слове, по духовному его смыслу означает любовь. Из этого происходит, что Священники молятся во Храмах, да Огонь небесный исполнит сердца, чрез который разумеют любовь. Огонь Олтаря и огонь Светильника в Скинии у Израильтян, не иное что представлял как Божественную Любовь, Теплота Крови или Теплота жизненная человеков, и вообще Животных, не отъ инуда есть, как из любви, которая составляет жизнь их. Оттуда есть, что человек возгарается, разгорячается и воспламеняется, когда любовь его возвышается в ревность, или возбуждается к гневу и ярости; и по этому, из того, что Теплота Духовная, которая, есть любовь, производить теплоту естественную у человеков, даже до того, что возжигает и воспламеняет их лица и члены,—явствовать может, что Огонь Солнца естественнаго не от инуда происходит, как от Огня Солнца духовнаго, которое есть Божественная Любовь. Итак, потому, что Распростёртое начинается из Центра, а не взаимно, как выше сказано, и Центр жизни, который есть Солнце Неба Ангельскаго, есть Божественная Любовь, близко происходящая от Бога, Который есть посреди того Солнца; и как оттуда есть Распростёртое того Центра, который называется Мiром Духовным,—также, поелику из этого Солнца находится Солнце Mipa, а из него Распростёртое его, которое называется Мiром Естественным: то из всего этого и явствует, что Вселенная сотворена от Бога.—После этих слов, мы отошли, и он проводил нас за сень своей Гимназии, разговаривая с нами о Небе и Аде, и о Божественном смотрении, заимствуя такие разговоры из новой быстроты разума.
381. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Некогда посмотрев в Мiр Духовный, я увидел из дали Палату, окружённую и как бы обложенную сонмищем, куда также прибегали многие.—Удивившись этому, я поспешил из дома, и спросив у одного, туда бегущаго, какая бы была там этому причина,—получил ответ, что Три новые пришельца из Mipa взяты были в Небо, и увидив там великолепное, также Дев и Жён удивительной красоты, и после того, спущены будучи из того Неба вошли в помянутую Палату, где- и пересказали все то, что они видели: во-первых, что там видели такия красоты, каких глаза их нигде не видывали, ниже могут видеть, разве тогда только, когда будут просвещены светом тончайшаго воздуха. О себе же они уведомили, что в Mipе были Ораторами из Царства Французскаго; что упражнялись в красноречии, и ныне возжелали молиться о Начале красоты.-—Как это случилось по близости, то и стеклось туда множество для слушания. Услышав это, поспешил и я, и войдя туда, увидел тех Трёх мущин, стоящих в средине, одетых в тоги сапфироваго цвета, которыя, будучи затканы нитками золотыми, блестели как золотыя. Позади некоторой кафедры стояли тут готовые говорить; и тотчас один из них, ставши на ступени позади кафедры, начал молиться о Начале красоты Пола женскаго, произнося следующее:
382. Начало красоты не иное что есть как Любовь, которая, когда втекает в глаза юноши и возжигает оные, тогда бывает красотою; почему Любовь и Красота составляют то же. Любовь от внутрь подкрашивает лицо девицы невесты некоторым пламенем, из прозрачности коей состоит аврора и пурпура жизни ея. Кто не знаетъ, что пламя то простирает лучи свои в глаза, и из них, как из средоточия разливается вокруг лица, потом опускается в грудь и возжигает сердце, и так побуждает не иначе, как огонь теплотою и светом предстоящаго? Теплота та есть Любовь, а Свет тотъ есть красота любви. Весь мiр согласно утверждает, что каждый есть любим и пригож по своей любви; но при том иная есть Любовь пола мужескаго, и иная Любовь пола женскаго. Любовь мужеская есть любовь премудрствовать, а любовь женская есть любить любовь премудрствования в мущине. Итак, сколько юноша есть любовь премудрствования, столько есть любим и пригож для девицы; и сколько девица есть любовь премудрости юноши, столько она есть любезна и пригожа для юноши. Почему, как любовь встречается и целуется с любовью другого, так точно и красоты. Из всего этого заключаю, что Любовь образует красоту и подобие себя.
383. После этого, вступил на его место второй, который, желая своею беседою открыть Начало красоты, сказал: я слышал, что Любовь есть Начало красоты, но в этом согласиться не могу. Кто из человеков знает,
что такое Любовь? Кто, по крайней мере какою-либо идеею помышления усмотрел её, или кто взором видел её, тот пусть скажет, где она. Но я утверждаю, что начало красоты есть Премудрость: в Женщинах премудрость внутренно кроющаяся и сокрытая, а в Мущинахъ открытая и видная. Откуда человек есть человеком, если не из премудрости? В противном же случае, человек был бы или изваянием, или картиною. Что Девица примечает у юноши, как не то, что сколько он премудр?.. и что юноша примечает у Девицы, как не то, что какое есть побуждение своей премудрости? Чрез премудрость я разумею подлинную нравственность, потому, что она есть премудрость жизни, отсюда происходит, что когда премудрость скрывающаяся приближается и объемлет премудрость открытую, что и случается внутренно в духе обоих, тогда взаимно целуются и соединяются, что и называется Любовью, и тогда кажутся друг другу красотами; словом: Премудрость есть как свет, или сияние огня, который сжимает глаза, и как сжимает, так образует и красоту.
384. Потом, ставши Третий, произнёс следующее: Начало красоты не есть одна Любовь, ниже одна премудрость, но есть Единство любви и премудрости; единство любви с премудростью в юноши, а единство премудрости с своею любовью в девице. Девица не любит премудрости в себе, но в юноши, и оттуда видит его как красоту; когда же юноша видит это в девице, тогда видит её как красоту. Поэтому любовь чрез премудрость образует её, а любов из премудрости воспринимает её. Что так есть, явствует в Небе, где я видел дев и жён, и примечая красоты их, уверен, что вовся иная красота в девах и иная в жёнах: в девах я приметил только белизну ея, в жёнахъ же сияние ея (т.-е. красоты). Различие это казалось мне как адамант, блестящий от света, и как рубин, вместе сияющий от огня. Что такое Красота, как не увеселение зрения? Откуда Начало этого увеселения, как не из Игры любви и премудрости? Из этой игры блистает взор, и такое блистание, ударяя из ока в око, представляет красоту. Что производит красоту лица, как не румянец и белизна, и их приятнийшее между собою смешение? Не есть ли румянец из любви, а белизна из премудрости? Любовь красуется от своего огня, а премудрость убеляется от своего света. Эти две на лицах двух супругов я видел в Небе явственно: румянец белизны в жене, а белизну румянца в муже, кои из взаимнаго взора просиявали. Когда третий это сказал, то рукоплескало Собрание, говоря: этот победил. И вдруг тогда же пламенный свет, который есть и свет любви супружественной, исполнил дом сиянием, а вместе и сердца их веселием.
О соединении любви супружественной с любовью к младенцам.
385. Явные знаки (inditia) доказываютъ, что Любовь супружественная и Любовь к младенцам, называемая «Storgc» соединены между собою. Но также есть знаки, которые уверить могут, что они не соединены. Любовь младенцев или к младенцам находится у таких супругов, кои любят один другого сердечно: находится и у таких, кои не сходствуют сердцем; находится также и у разделённых, и притом иногда нежнее и сильнее у этих, нежели у тех. При всём этом однако же любовь к младенцам всегда соединена с любовью супружественною: это явствовать может из ея начала, из котораго любовь та втекает. Начало ея у воспринимающих хотя и различествует, однако же любви эти пребывают неразрывными, совершенно так, как конец первый в конце последнем, который есть действие. Первый конец любви супружественной есть произведение детей, а последний конец, то-есть, действие есть произведённыя дети или потомство. Что первый конец находится в действии, как в своём начале, не отступая от онаго, это видеть можно из поступления концов и причин в своём порядке к действиям. Но так как надлежащих решений или заключений нельзя приобрести иначе, кроме- только из действия, производящих некоторыя последствия, а не из причин; то по этому и разсудок не может постигать истины иначе, как тёмно, от чего и должны начинаться заблуждения, происходящая из видимостей и лжей. Но дабы увидать, что любовь супружественная и любовь к младенцам внутренно соединены, хотя при том внешно и разделены; то об этом показано будет в следуующем порядке: I. Что две Сферы повсемственныя происходит от Господа, для сохранения Вселенной в созданном ея состоянии, из коих одна сеть Сфера производить или раждать (procrearе), а другая Сфера охранять произведённыя (tutare procreata). II. Что две эти Сферы повсемственныя, дтйствуют одно со Сферою Любви супружественной и со Сферою Любви к младенцам. III, Что эти две Сферы повсеместно и особенно втекают во всё в Небе и во всё в Mipе, от первых начал до последних. IV, Что Сфера любви к младенцам есть сфера охранения и пропитания тех, кои сами себя охранять и пропитать не могут. V, Что эта Сфера побуждает как злых, так и благих, и располагает каждаго к люблению, охранению и пропитанию своего порожденья, из собственной любви. VI. Что эта Сфера преимущественно побуждает, пол женский, следовательно матерей, а от них уже и пол мужеский или отцов. VII, Что эта Сфера есть также сфера невинности и мира от Господа. VIII, Что Сфера невинности втекает в Младенцов, а чрез них в родителей, и побуждает. IX, Что она втекает и в души родителей, и совокупляет себя с тою же сферою у младенцев, и во-первых впечатляется чрез прикосновение. X, Что по мере той степени, по которой отдаляется невинность у младенцов, у родителей ослабевает побуждение любви и соединение постепенно даже до разлучения. XI, Что состояние невинности разсудительной и мира у родителей, в отношении к младенцам есть то, что эти ничего не знают и не могут знать из себя, но от других, и во-первых от отца и матери; и что это состояние постепенно отдаляется от них, по мере того, как начинают знать из себя, а не от других. XII, Что Сфера эта по порядку продолжается или поступает, начиная от конца, чрез причины в действии, и составляет периоды, чрез которые сохраняется Создание в состоянии предвиденом и провиденом. XIII, что Любовь к младенцам нисходит, а не восходит. XIV, Что у жён иное состояние любви есть прежде зачатия, и иное после зачатия, даже до разрешения. XV, Что Любовь супружественная с любовью к младенцам у родителей соединяется чрез причины духовныя и оттуда чрез естественныя. XVI, Что Любовь к младенцам и детям иная есть у супругов духовных, а иная у естественных. XVII, Что эта любовь у духовных есть от начала внутреннейшаго или первого, а у естественных от начала внешнейшего или последняго. X VIII, Что по сему любовь эта есть у тех супругов, кои взаимно друг друга любят, также и у тех, кои вовся один другого не любят. XIX, Что любовь к младенцам по смерти пребывает во-первых у женщин. XX, Что Младенцы, подо смотрением Господа, посредством женщин воспитываются, возрастая телом и разумением, подобно как и в Мiре. XXI, Что Господь там провидит, чтобы у них невинность младенчества была невинностью премудрости, и чтобы так младенцы были Ангелами. Теперь следует этих членов Изъяснение.
386. I. ЧТО ДВЕ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННЫЯ ПРОИСХОДЯТ ОТ ГОСПОДА, ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ В СОЗДАННОМ ЕЯ СОСТОЯНИИ, ИЗ КОИХ ОДНА ЕСТЬ СФЕРА ПРОИЗВОДИТЬ ИЛИ РАЖДАТЬ, А ДРУГАЯ СФЕРА ОХРАНЯТЬ ПРОИЗВЕДЁННЫЯ. Божественность, происходящая от Господа, называется Сферою, потому, что исходит от Него, окружает Его, исполняет оба Mipa, Духовный и Естественный, и производит действия концов, которые Господь при сотворении предопределил, и потом провидит. Всё, проистекающее из подлежащаго, обходящее и окружающее его, именуется Сферою, как например: сфера света и теплоты, проистекающая от солнца, находится около его; сфера жизни, проистекающая от человека, находится около его; сфера запаха, происходящая от растения, находится
около его; сфера притяжения, происходящая от магнита, находится около его, и так далее. Сферы же повсемственныя, о которых здесь идёт дело, происходят от Господа и состоят около Его, и из Солнца Mipa духовнаго, посреди коего есть Он Сам. От Господа, чрез это Солнце происходит Сфера теплоты и света, или, что то же есть, Сфера любви и премудрости для произведения концов, кои есть служения (usus); но эта Сфера, по служениям, означается разными именами. Божественная Сфера, провидящая сохранение Вселенной в созданном ея состоянии, чрез постепенныя рождения, называется Сферою производить; Сфера же Божественная, провидящая сохранение рождения в своих началах и потом в своих поступлениях, называется Сферою охранять произведённыя. Кроме этих двух, есть много других Сфер Божественных, которыя по употреблениям, следовательно иначе имянуются, о чём видеть можно выше в п. 222. Действия служений чрез эти Сферы есть Божественное Провидение.
387. ЧТО ДВЕ ЭТИ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННЫЯ ДЕЙСТВУЮТ ОДНО СО СФЕРОЮ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ И СО СФЕРОЮ ЛЮБВИ К МЛАДЕНЦАМ. Что Сфера любви супружественной действует одно со сферою производить, об этом известно; ибо произведение есть конец, а любовь супружественная есть причина посредствующая, чрез которую; конец же и причина в действуемых и действующих (in efficiendis et effectis) составляют одно, потому, что совокупно действуют. Явствует также и о том, что Сфера любви к младенцам действует одно со Сферою охранять произведённыя, так как эта Сфера есть конец, происходящей из перваго конца, который был произведение, а любовь к младенцам есть причина его посредствующая, чрез которую. Концы поступают в порядке один после другого, и в поступлении конец последний бывает первым и так далее, даже до термина, в котором останавливаются и перестают. Но об этом более показано будет в изъяснении двенадцатаго Члена.
388. III. ЧТО ЭТИ ДВЕ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННО И ОСОБЕННО ВТЕКАЮТ ВО ВСЕ В НЕБЕ И ВО ВСЕ В МIРЕ, ОТ ПЕРВЫХ НАЧАЛ ДО ПОСЛЕДНИХ. Говорится: повсемственно и особенно, потому, что когда упоминается повсемственное (universale), то разумеются вмести и особенны я (singularia) из которых; ибо из этих-то состоит и пребывает, следовательно из этих то именуется, так как общее из частей. Почему, если отделить особенныя, то повсемственное тогда есть одно лишь имя, и как бы одна поверхность, в которой ничего не находится. Следовательно, приписывать Богу повсемственное правление и отделять особенныя, есть одно только пустословие и как бы отношение к пустому. Правление повсемственное Властителей земных не может иметь с тем сравнения; почему и говорится, что эти две Сферы втекают повсемственно и особенно.
389. Сфера производить и Сфера охранять произведённыя, или Сфера любви супружественной и Сфера любви к младенцам, втекают во всё в Небе и во всё в Mipe, от первых начал до последних, потому что всё, происходящее от Господа, или от Солнца, которое есть от Него, и в котором Он, проходит Вселенную созданную, даже до всех последних ея; ибо Божественность, в поступлении своём называющаяся небесною и духовною, непричастна ни пространству, ни времени. Что духовному нельзя приписать никакого протяжения так, как никакого пространства и времени, об этом известно; почему всё то, что только происходит от Господа, мгновенно (in instanti) есть от первых до последних. Что Сфера любви супружественной так есть повсемственная об этом видеть можно выше в п. 222 до 225-го. Также и о Сфере любви к младенцам явствует из этой любви в Небе, где младенцы из Mipa находятся; равно и из этой любви в Mipe у человеков, у скотов и птиц, змеев и насекомых. Сходство этой любви находится и в Царствах Прозябаемом и Ископаемом: в Прозябаемом, что семяна охраняются шелухами, как бы обвязками, и кроме этого, в плоде находятся как бы в доме, и питаются соском как бы молоком. Что также некоторое сходство есть и в Ископаемом, это доказывают матки или хранилища, в которыхъ разные драгоценные камни и металлы сокрываются и хранятся.
390. Сфера производить и Сфера охранять произведенныя, в непрерывном порядке действуют или производят одно потому, что любовь производить простирается в любовь к произведённому. Какая же есть любовь производить, это познать можно из ея приятности, которая есть изящная и превосходная; ибо в ней находится состояние произведения у мущин, наиболее же состояние восприятия у женщин. Это наиприятнейшее состояние, с своею любовью следует в плодь, и там себя исполняет.
391. IV. ЧТО СФЕРА ЛЮБВИ К МЛАДЕНЦАМЪ ЕСТЬ СФЕРА ОХРАНЕНИЯ И ПРОПИТАНИЯ ТЕХ, КОИ САМИ СЕБЯ ОХРАНЯТЬ И ПРОПИТАТЬ НЕ МОГУТ. Выше сказано в п. 386, что действия служений от Господа, чрез Сферы, от Него происходящия, есть Божественное Провидение, которое разумеется и чрез сферу охранения и пропитания тех, кои сами себя охранять и пропитать не могут. От Сотворения провидено, чтобы Сотворённое было соблюдаемо, сберегаемо, охраняемо и поддерживаемо пропитанием, иначе же погибла бы вселенная. Но как это непосредственно от Господа у живущих, коим предоставлено произволение (arbitratus), быть не может; то и производится посредственно чрез любовь, насажденную в отцах, матерях и кормилицах. Что эта любовь есть у них от Господа, о том они не знают, ибо не чувствуют ея втечения, а там еще менее всеприсутствия Господняго. Но кто не видит, что это происходит не от натуры или природы, а из Божественнаго Провидения, действующия в натуре чрез натуру? равно, что такая Повсемственность не может происходить от инуда, кроме от Бога чрез Духовное Солнце, которое есть в средоточии или центре Вселенной, и котораго действие, поелику безъ пространства и времяни, есть внезапное и присутствующее (instans et presens) от первых в последних? Каким же образом то Божественное действие, которое есть Божественное Господа Провидиние, воспринимаемо бывает одушевлёнными, о том сказано будет ниже. Что матери и отцы охраняют и пропитывают младенцев, так как эти сами себя охранять и пропитать не могут, это не есть причина той любви, но причина разсудительная производитъ то из любви, впадающей в разум; ибо человек, по одной этой причине, без любви вдохновенной и вдыхающей ту причину, или, без закона и наказания, понуждающаго его, не более старался бы о младенцах, как истукан.
392. V. ЧТО ЭТА СФЕРА ПОБУЖДАЕТ КАК ЗЛЫХ, ТАК И БЛАГИХ И РАСПОЛАГАЕТ КАЖДАГО К ЛЮБЛЕНИЮ, ОХРАНЕНИЮ И ПРОПИТАНИЮ СВОЕГО ПОРОЖДЕНЫ, ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. Опыт свидетельствует, что Любовь к младенцам есть равно как у злых, так и у благих, также и у скотов и у кротких и у свирепых или зверей, и что у человеков злых, так как и у скотов свирепых, любовь эта иногда бывает даже сильнее и горячее. Причиною же этому то, что всякая любовь, происходящая от Господа и втекающая, превращается в подлежащем в любовь жизни; ибо всякое подлежащее одушевлённое не ощущает иначе, как что любит из себя, такъ как не познаёт втечения; и когда действительно себя любит, тогда делает любовь к младенцам собственною любовью себя, и это потому, что как видит себя в них и их в себе, так и себя с ними соединёнными. Из этого происходит также то, что эта любовь у скотов свирепых или зверей, как то, у львов и львиц, медведей и медведиц, рысей, волков и волчиц и им подобных жесточе есть, нежели у лошадей, оленей, козлов, овец и прочих. Причина этому та, что свирепые скоты властвуют над кроткими, и от того происходит у них любовь властвующая, которая любит себя в своём порождении; и по этому, как сказано, любовь втекающая превращается в собственную. Такое втекающей любви превращение в собственную и от того охранение и пропитаниe или прокормление детей и плодов родителями злыми есть из Божественнаго Провидения Господняго; ибо иначе из человеческаго рода остались бы только немногие, а из скотов свирепых или зверей не осталось бы ни одного. Из этого явствует, что каждый располагается к люблению, охранению и пропитанию или прокормлению детей своих из собственной любви.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 667;