Визначення еквівалентних передаточних функцій 23 страница


327. По окончании этого, я сказал к предстоящим: из этих трёх уверений опыта видите, какое есть различие между Духовным и Естественным, также и причину, от чего Естественный человек не видим бывает Духовным, ни Духовный человек Естественным, хотя они оба, относительно побуждений и помышлений, и по оным нахождения своего, сближены. По этому самому, я пред тобою, о Главный Учитель, на пути казался то видимым, то невидимыми—После этого, мы услышали голос из Неба к Главному учителю, повелевающий взойти туда. Он взошел и, возвратясь оттуда, сказал, что Ангелы, также как и он, не знали прежде различия между Духовным и Естественным, по той причини, что человек, бывавший вмтесте в обоих Мiрах, прежде не имел достаточнаго об этом сведения или познания, без котораго и различия такия были неизвестны.

 

328. Потом, когда мы, нисколько отойдя, опять начали об этом предмете разговаривать, я сказал, что различия те не от чего другого произходят, как от того, что вы, будучи в Мiре духовном, находитесь в началах субстанциальных, а не в материальных, субстанциальныя же составляют начала материальных. Вы находитесь в началах и по этому в особенных, мы же в начальных и сложных; вы находитесь в частных, а мы в общих, и как общия не могут входить в частныя, так не могут и естественныя, которыя есть материальныя, входить в духовныя, кои есть субстанциальныя, точно так, как корабельный канат не может пройти сквозь иглиное ухо, или как Чувствительная жила не может быть введена в одно из волокон, ея составляющих, ни волокно в одно из тех волоконец, из которых оно состоит. Это и в Мiре известно; почему Учёные согласно утверждают, что не бывает втечения естественнаго в духовное, но бывает духовное в естественное. Это есть ныне причина того, что естественный человек не может мыслить о том, о чём мыслит духовный человек, а по этому не может о том и говорить; почему и Апостол Павел слышанное им в Третьем Небе называет неизреченным.—Следовательно, духовно мыслить есть мыслить без времени и пространства; естественно же мыслить есть со временем и пространством; ибо к каждой идеи помышления естественнаго присоединяется ничто из времени и пространства, но не к идеи духовной, потому, что Мiр духовный не есть в пространстве и времени, как Мiр естественный, но в видимости этих двух. В этом-то различествуют помышления и понятия; почему и вы можете мыслить о Сущности и Вездезсущности Божием от века или Предвечном, то есть, о Боге до Сотворения Мiра, так как мыслите о Божией Сущности прежде века без времени и о Его Вездесущности без пространства; следовательно, понимаете о таких предметах, которые превышают естественныя идеи человеческия.


При этом я объявил им о случившемся и со мною, когда однажды мыслил также о Божией Сущности, и как не мог еще отдалить пространство и время от идей моего помышления, то сделался от того прискорбным, ибо вошла в мысль мою идея о Натуре вместо Бога. Тогда сказано мне было, отдали идеи пространства и времени и увидишь: и дано было отдалить те идеи, и я увидел; и с того времени мог уже мыслить о Боге Предвечном, и во вся не о Натуре прежде века, поелику Бог во всяком времени есть без времени, и во всяком пространстве и без пространства; Натура же во всяком времени есть во времени, и во всяком пространстве есть в пространстве. Натура со своим пространством и временем не могла не начинать и восходить, однако же не Бог, Который есть без времени и пространства: почему Натура есть от Бога, не от прежде века или предвечности, но во времени, то есть, совокупно со своим временем и пространством.

 

329. Когда Главный учитель и прочие разстались со мною, то некоторые отроки, бывшие на Игре Гимназической, последовали за мною домой, и там, постояв несколько подле меня когда я писал, увидели моль, бегающую по моей бумаги. Удивляясь этому, они спросили, какое-бы было это животное столь скорое? Я отвтечал им, что это насекомое называется Моль (Blatta), о котором скажу вам удивительности. В столь малейшем живущем находится столько членов и внутренностей, сколько и в Верблюде, то есть: мозги, сердце, воздушные каналы, органы чувств, движение и рождение, желудочек, утробы и прочее; и каждое составлено из волокон, нерзов, кровеносных сосудов, мышц, сухих жил и оболочек, из коих каждое состоит из чистейших начал, сокрытых глубоко от всякаго проницательнаго зрения очеснаго. Тогда те отроки сказали, что и малейшее это живущее кажется им как простая субстанция. Однако же я сказал: внутри его находятся безчисленныя начала; это говорю для того, дабы вы знали, что подобное есть во всяком предмете, который пред вами кажется, как одно простое и малейшее, как в действиях, так в побуждениях и помышлениях ваших. Могу ручаться вам в том, что всякая кроха помышления и всякая капля побуждения вашего может длиться даже до безконечности и что как идеи ваши делятся, так и вы понимаете духовно. Знайте, что всякое разделенное есть более и более многочисленное, а не более и более простое; ибо разделённое и разделённое ближе и ближе приходит к безконечному, в котором безконечно содержится всё. Я предлагаю вам новость, прежде не слыханную. —После этих слов, отроки те отошли от меня к Главному учителю и просили его, чтобы он в Гимназии когда-либо предложил что-нибудь новое и неслыханное, как проблему. Когда же он спросил у них, что бы это значило?—то отвечали, что всякое разделённое есть более и более многочисленное, а не более и более простое, ибо ближе и ближе приходит к безконечному, в котором безконечно содержится всё. Учитель обещал предложить, сказав при том: я вижу это, ибо понял, что одна идея естественная содержит в себе безчисленныя идеи духовныя, и даже, что одна идея духовная содержит в себе безчисленныя идеи небесныя. Из этого-то произходит различие между Премудростью Небесною, в которой находятся Ангелы третьяго Неба, и между Премудростью Духовною, в коей находятся Ангелы второго Неба так, как и между Премудростью Естественною, в которой находятся Ангелы последняго Неба и человеки.

 

330. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Никогда я услышал весёлое разсуждение между Мужьями о Поле женском, и именно: может-ли какая-либо Женщина любить своего Мужа тогда, когда она постоянно любит свою красоту, то есть, такая, которая любит себя по своей форме. Согласились между собою прежде в том, что у женщин есть двоякая красота: одна естественная, которая есть красота лица и тела, а другая духовная, которая есть красота любви и нрава; согласились также и в том, что две эти Красоты часто бывают разделены в Мiре естественном, и всегда соединены в Мiре духовном, так как в этом Мiре красота есть форма или образ любви и нравов: и для того и по смерти часто случается, что Женщины безобразныя бывают красотами, а Женщины благообразныя делаются безобразными. Когда Мужья об этом разсуждали, то пришли к ним некоторыя Жёны и сказали, примите и нас в свою компанию; ибо тому, о чем вы разсуждаете, научает вас знание, нас же тому научает опыт; при том, вы так мало знаете о Любви жён, что едва-ли что-нибудь знаете. Знаете-ли, что благоразумие премудрости (prudentia sapientiae) жён состоит в том, чтобы любовь свою к мужьям во внутренности груди своей или в средний сердца своего скрывать? Началось Разсуждение, и ПЕРВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от Мужей состояло в том, что каждая женщина желала бы казаться красивою лицом и красивою нравом, потому что рождена быть побуждением любви, форма же этого побуждения есть Красота; и так женщина, не хотящая быть красивою, не есть женщина, желающая любить и быть любимою, и по тому не истинно женщина. К этому жёны сказали: красота женщины состоит в мягкой нежности и по этому в нарочитом чувствовании; оттуда есть любовь женщины к мущине и любовь мущины к женщине; вы, конечно, этого не разумеете. ВТОРОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, произведенное Мужьями было, что женщина до супружества желает быть красивою для мущин; после же супружества, если она чистая, то для Мужа только, а не для мущин. К этому жёны сказали: Муж, воспользовавшись естественною красотою жены, не видит ея более, но видит ея красоту духовную, и из этой вновь начинает любить и вызывать красоту естественную, но под иным видом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ разсуждения их было, что, если женщина, по вступлении в супружество, желает подобно же казаться красивою, как и до супружества, то она тогда любит мущин, а не мужа, ибо женщина любящая себя по красоте своей, непрестанно желает, чтобы красотою ея прельщались; и поелику этой красоты не видит более муж, как вы сказали, то такая жена и желает, чтобы видели эту красоту те мущины, пред которыми кажется. Из чего и явствует, что у нея есть любовь пола, а не любовь одного из пола. При этом жёны замолчали, прошептав однако же так: какая может быть женщина, которая не желала бы казаться красивою и мущинам тогда, когда такою кажется своему единственному мужу? Слушали это некоторыя Жёны из Неба, которыя были благообразныя и красивыя, так как они были побуждениями небесными; они утвердили те три мнения, мужьями заключённыя,— но прибавили: лишь-бы только любили свою красоту и ея украшение для своих мужей и от них.

 

331. Три жены, будучи недовольны тем, что три Заключенныя мнения мужей утверждены жёнами из Неба, сказали мужьям: вы доискивались, что женщина, любящая себя по красоте своей, любит-ли своего мужа: мы же напротив этого, будем разсуждать о том, что мущина, любящий себя по своему разумению, может-ли любить свою жену. Побудьте здесь и послушайте. Они изложили об этом ПЕРВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ так: каждая жена любит своего мужа не по лицу, но по разумении в его должности и нраве; знайте же, что жена соединяет себя с Разумением мужа, и так с Мужем: почему муж, если любит себя по своему разумению, то возвращает оное от Жены в себя. От этого произходит разность (disunia), а не единство (unia); сверх того, любить свое разумение, есть премудрствовать из себя, а это тогда есть неистовствовать (insanire),то есть, любить свое безумие или неистовство. При этом мужья сказали: может быть жена соединяет себя с силою мужа? Жены, разсмеясь, отвечали: сила не оскудевает, когда муж любит жену по разумению; но оскудевает тогда, когда по неистовству; ибо разумение есть любить одну жену и при этой любви не оскудевает сила; неистовство же есть не любить жену, но пол, а при такой любви оскудевает сила. Понимаете-ли это? ВТОРОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ было следующее: мы женщинами раждаемся в любовь разумения мужей или чтобы любить их разумение; почему, если мужья любят свое собственное разумение, то такое разумение не может соединиться с подлинною своею любовью, которая есть у жены,— а ежели разумение мужа не соединяется с подлинною своею любовью у жены, то разумение тогда бывает неистовством по кичению или гордости, и любовь супружественная бывает тогда холодом. Какая же женщина может соединять неистовство кичения своего с любовью разумения?.. Но сказали мужья: от чего жена почитает Мужа, если не по уважению разумения его? На это отвечали жёны, что из любви; ибо Любовь почитает. Не может честь отделиться от любви, но может любовь отделиться от чести. Наконец изложили ТРЕТЬЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ так: вам кажется, будто вы любите жён, а не видите того, что жёны вас любят,—вы же только ответствуете им любовью, и разумение ваше тогда есть только вместилище; есть ли же вы любите разумение своё в вас, то оно бывает тогда вместилищем вашей любви, и такая любовь собственнаго, как нетерпящая равнаго себе, нигде не бывает супружественною или сочетательною, но пока в силе, покуда остаётся блудною.—При этом мужья замолчали, прошептав однако же: в чём же состоит Любовь супружественная? Слушали это некоторые Мужья в Небе, и три Заключенныя мнения жён утвердили.

О многожёнстве.

332. Для чего Супружества многоженныя изпомещены во вся из Круга Христианскаго, тому причину никто не может явственно видеть, хотя бы одарен был нарочитым остроумием для разсмотрения предметов, если он прежде не получит наставления в том, ЧТО НАХОДИТСЯ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ; ЧТО ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ, КАК ТОЛЬКО МЕЖДУ ДВУМЯ; ЧТО И МЕЖДУ ДВУМЯ НЕ ИНАЧЕ, КАК ОТ ЕДИНАГО ГОСПОДА, И ЧТО В ЭТУ ЛЮБОВЬ ВТЕКАЕТ НЕБО СО ВСЕМИ ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯМИ. Если эти познания не предшествуют и не полагают первый камень для основания, то мысль не приобретает никакого пособия к выведению из разума таких причин, которыя совершенно успокоили бы его уверением и утвердили так как дом на своем фундаменте, посредством точнаго доказательства, для чего Многоженство (polygamia) изпомещено из Круга Хрисланскаго. Известно, что установление Супружества единожённаго (monogamia) основано на Слове Господа:
Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействуетпосему; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.” Мате: XIX: 3—11.—Хотя Господь сказал об этом из Божественнаго Закона, в Супружества впечатлённаго, но при всём том Разум, если сказаннаго не понимает из какого-либо довода,—то чрез обыкновенный свои умствования и чрез кривые толкования о том Божественном Законе, не может иметь иного понятия, как только темное-сомнительное, и напоследок утвердительное-отрицательное. Утвердительное потому, что и Закон гражданский то же говорит; отрицательное же потому, что не видит того из доводов. Претыкаясь в том, Мысль человеческая падёт, если не будет прежде наставлена в вышеупомянутых познаниях, служащих для введения разума в его доводы, которые состоять в том: что находится Любовь истинно Супружественная; что она не может быть иначе, как только между двумя; что и между двумя не иначе, как от Единаго Господа, и что в эту Любовь втекает Небо со всеми его благополучиями. Но эти и многие другие доводы об изпомещении Многоженства из Христианскаго Круга, должно доказать по порядку в следующих Членах:

I.Что, если не с одною женою, то не может быть Любовь истинно супружественнал; следовательно, ни истинно супружественная дружба, доверие, могущество или сила, и такое соединение мыслей, чтобы сделались одною плотью. II. Что по этому, если не с одною женою, то не могут быть блаженства небесныя, благополучия духовныя и приятности естественныя, от начала провиденныя для тех, кои находятся в любви истинно супружественной. III. Что все эти блага не могут быть иначе, как от Единаго Господа, и не даются иным, кроме тех, кои к Нему Единому приходят и живут по заповедям Его. IV. Следовательно, Любовь истинно супружественная с ея благополучгями, не может быть у иних, кроме у тех, кои от Церкви Христианской. V. Что поэтому не позволяется Христианину брать в жёну, кроме одной. VI. Что Христианин, когда женится многими, тогда делает прелюбодеяние не только естественное, но и духовное. VII. Что Народу Израильскому позволено было жениться многими потому, что у него не было Церкви Христианской, а по этому не могла быть и Любовь истинно супружественнал. VIII. Что ныне Магометанам позволено иметь многих жён потому, что они не признают Господа иисуса Христа за Единаго с иеговой отцом, и так за Бога Неба и Земли; а поэтому не могут воспринимать и любовь истинно супружественную. IX. Что Небо Магометанское есть ниже Неба Христганского, и оно разделено на два Неба вышнее и нижнее; и что в Небо их вышнее входят те только, кои оставляют наложниц, живут с одною женою и признают Господа нашего равным Богу Отцу, Которому дано Господствование или власть на Небеси и на Земли. X. Что Многожёнство есть похотливость. XI. Что у Многожённых не может быть супружественное Целомудрие, Чистота и святость. XII. Что Многожённые, пока пребывают многожёнными, не могут быть духовными XIII. Что Многожёнство не есть грех для тех, у которых оно допущено Религею. XIV. Что Многоженство не есть грех для тех, которые находятся в неведении о Господе.

 

333. I. ЧТО ЕСЛИ НЕ С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, ТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ДРУЖБА, ДОВЕРИЕ, МОГУЩЕСТВО ИЛИ СИЛА И ТАКОЕ СОЕДИНЕНИЕ МЫСЛЕЙ, ЧТОБЫ ДВОЕ СДЕЛАЛИСЬ ОДНОЮ ПЛОТИЮ. — Что любовь истинно супружественная ныне столь редка есть, что вообще об ней не знают, об этом несколькократно объяснено выше; а что действительно она находится, о том показано в своей Статье и после той Статьи попеременно в следующих Членах. — Иначе же, кто не знает, что находится такая любовь, которая превосходством и приятностью своею превышает все прочия любви так, что все они, в сравнении с нею малы? Что она превосходит любовь себя, любовь Мiра и даже любовь жизни, о том свидетельствуют опыты. Были ли и находятся ли такие, которые пред женщиною желанною и прошенною в невесту повергаются на колена, молят её как богиню, и как подлые рабы предаются угождениям ея? Это значит, что такая любовь превосходит любовь себя. — Были ли и находятся ли и такие, которые для женщины желанной и прошенной в невесту, за ничто считают богатства и сокровища, ежели их имели; также и такие, которые расточают богатства? Это значит, что та любовь превосходит любовь Мiра. — Были ли и находятся ли такие, которые для женщины желанной и прошенной в невесту, считают самую жизнь свою за ни что, и лучше желают умереть, нежели получить отказ? о чём свидетельствуют многие поединки и даже смертные. Это показываете что та любовь превосходит любовь жизни. — Были ли и находятся ли такие, которые от женщины желанной и прошенной в невесту, получив отказ, сделались безумными?... Кто из такого начинания этой любви у многих может рассудительно заключить, что любовь эта, по своей сущности, как верховная, господствует над всякою другою любовью, и что тогда душа человека есть в ней и обещает себе с желанною и прошенною блаженства вечныя? Кто при всем исследовании может видеть другую причину, кроме той, что причитает душу свою и сердце свое к одной; ибо, если бы любящему, когда он в таком состоянии находится, предложено было избрать из всего пола достойнейшую, богатейшую и красивейшую, то не пренебрег ли бы он это избрание, и не прилепился ли бы к прежде избранной?.. К ней одной расположено сердце его. Это сказано для того, чтобы вы познали, что любовь супружественная имеет такое превосходство, то есть тогда, когда одна из пола единственно бывает любимою. Какой разум очищенный, смотря на такие доводы, не может из них заключать, что если любящий от души или из внутреннейших начал, постоянно пребывает в любви к ней, то достигнет тех вечных блаженств, которыя он себе до согласия обещал и в согласии обещает? Но что он достигает тех блаженств, если приходит к Господу и от Него живёт в истинной религии, — об этом выше показано .— Кто иной свыше (a superiore) входит в жизнь человека, и радости небесныя внутренния вселяет и в последующия переносит, и тем ещё более, когда дарует вместе с этими неоскудевающую силу? Что не бывает такой любви и не может быть, потому только, что ея нет или у меня, или у того и другого, не следует принять в заключение.

 

 

334. Поелику любовь истинно супружественная соединяет души и сердца двух, то по этому она соединена и с дружбою, а чрез эту и с доверием, делая обоих их супружественными, которыя столько превосходят прочия дружбы и доверия, что как любовь эта есть любовь любвей, так и эта дружба есть дружба дружб, равно и доверие. Что также превосходит могущество или сила, тому многия причины, из коих некоторый открываются во ВТОРОЙ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, приложенной после этой Статьи; из каковаго могущества или силы следует продолжение супружественной любви. Что чрез любовь истинно супружественную двое товарищей бывают одною Плотью об этом показано в особой Статье от п. 156 до 183-го.

 

335. II. ЧТО ПО ЭТОМУ, ЕСЛИ НЕ С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, ТО НЕ МОГУТ БЫТЬ БЛАЖЕНСТВА НЕБЕСНЫЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ ДУХОВНЫЯ И ПРИЯТНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫЯ, ОТ НАЧАЛА ПРОВИДЕННЫЯ ДЛЯ ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Называются блаженствами небесными, благополучиями духовными и приятностями естественными потому, что Мысль человеческая разделена на три Вместилища , из которых вышнее называется Небесным, второе Духовным, а третье Естественным; эти три вместилища у состоящих в любви истинно супружественной находятся открытыми, а притом и втечение следует по порядку открытий. Приятности этой любви в вышнем Вместилище, будучи превосходнейшими, ощущаются как блаженства; средния же, будучи менее превосходными, ощущаются как благополучия, а нижния как приятности. О существовании этих ощущений и чувствовании, явствует из ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ. Что все те благополучия, от начала провидены для находящихся в любви истинно супружественной, то потому, что Безконечность всех блаженств есть в Господе, и Он есть Божественная Любовь, любви же сущность есть желание сообщить все блага другому любимому; по этому, вместе с человеком создана и та любовь, и в ней впечатленна способность воспринимать и понимать те блага. Кто имеет столько тупой и непонятной разум, чтобы не мог видеть, что есть некоторая любовь, в которую от Господа собраны, внесены и помещены все блаженства, благополучия и приятности, какия нигде более помещены быть не могут?

 

336. III. ЧТО ВСЕ ЭТИ БЛАГА НЕ МОГУТ БЫТЬ ИНАЧЕ, КАК ОТ ЕДИНАГО ГОСПОДА, И НЕ ДАЮТСЯ ИНЫМ, КРОМЕ ТЕМ, КОИ К НЕМУ ЕДИНОМУ ПРИХОДЯТ И ЖИВУТ ПО ЗАПОВЕДЯМ ЕГО. Об этом прежде на многих местах доказано: здесь же должно присовокупить только то, что все упомянутыя блаженства, благополучия и приятности не могут быть иначе, кроме от Господа, и что по этому к Нему только Единому следует приходить. К кому же другому, когда чрез Него вся было, Иоан.: I: 3; когда Он есть Бог Неба и Земли, Мате.: XXVIII, 18; когда нигде же никакое видение Бога Отца видено, или глас Его слышан бысть, кроме чрез Него, Иоан.: I: 18; V: 37; XIV: 6—11. Из этих и премногих других доводов н Слове явствует, что сочетание любви и премудрости, или блага и истины, из котораго ведут Супружества своё начало, происходит от Единаго Господа. Поэтому и следует, что Любовь истинно супружественная со своими благополучиями не даётся иным, кроме тем только, которые к Нему приходят и живут по заповедям Его, ибо с такими Он соединён посредством любви, Иоан.: XIV; 21—24.

 

337. IV. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ С ЕЯ БЛАГОПОЛУЧИЯМИ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ У ИНЫХ, КРОМЕ У ТЕХ, КОИ ОТ ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ.—Что Любовь супружественная такая, какая описана в своей Статьи, от п. 57 до 73 и в следующих за тем статьях, и потому такая, какая она есть в своей сущности,—не бывает у иных, кроме у тех, кои от Церкви Христианской, этому причиною то, что Любовь эта происходит от Единаго Господа, и Господь нигде не бывает столько знаем, как в Церкви, где можно к Нему приходить; также потому, что эта Любовь есть у каждаго по состоянию Церкви, как показано выше в п. 30. Притом и подлинное состояние Церкви не от куда есть, как от Господа; следовательно, не у иных, кроме у тех только, кои от Него воспринимают эту Любовь. Что эти два начала есть введения и установления супружественной любви, о том довольно ясно уже доказано выше, почему здесь повторять и не нужно. Но что Любовь истинно супружественная есть столь редка в Христианском Круге (п. 58 и 59), то потому, что немногие приходят к Господу, и между ними некоторые есть такие, кои, хотя веруют Церкви, но живут иначе; о чем и о прочих причинах изложено в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, где описывается полное состояние нынешней Христианской Церкви. Однакоже и без того явствует истина, что Любовь


истинно супружественная не может быть у иных, кроме у тех, кои от Церкви Христианской: почему и Многоженство оттуда должно быть вовся изпомещено. Что и это есть по Божественному Провидению Господа, о том совершенно очевидно для тех, которые справедливо мыслят о Провидении.

 

338. V. ЧТО ПОЭТОМУ НЕ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ХРИСТИАНИНУ БРАТЬ В ЖЕНУ, КРОМЕ ОДНОЙ. Это следует как заключение из доказательств, содержащихся в предыдущих Членах. К ним надобно присовокупить только то, что подлинная Супружественность или сочетательность в мысли Христианския впечатленна гораздо глубже, нежели в мысли Язычников, держащихся Многоженства,—и что Мысли Христианския удобнее к восприятию этой любви, нежели мысли многожённых; ибо Супружественность впечатленна во внутреннейшия начала мысли Христиан, так как они признают Господа и Божество Его из внешнейших начал мысли их чрез Законы гражданские.

 

339. VI. ЧТО ХРИСТИАНИН, КОГДА ЖЕНИТСЯ МНОГИМИ, ТОГДА ДЕЛАЕТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ НЕ ТОЛЬКО ЕСТЕСТВЕННОЕ, НО И ДУХОВНОЕ.— Что Христианин, женящийся многими или на многих, делает прелюбодеяние естественное, это доказывают слова Господа: “но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.” Мате.: XIX: 3—10. Следовательно, более еще творит это тот, кто не отпуская своей жены, имеет кроме ея, другую. Этот, объявленный от Господа Закон о Супружества, заимствует внутренннию свою причину из Сочетания духовнаго; ибо всё то, что сказал Господь, есть духовное, разумеемое чрез сие: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.” Иоан.: V. 63. Духовное, находящееся внутри, состоит в том, что чрез Многожённое Сочетание или супружество в Христианском Круги оскверняется Сочетание Господа и Церкви, подобно и Сочетание блага и истины, сверх этого и Слово, а с Словом и Церковь; осквернение же их есть Прелюбодеяние духовное.—Что Осквернение блага и истины Церкви и Слова, Соответствует Прелюбодеянию, и что оттуда есть Прелюбодеяние духовное, также олжетворение блага и истины, но в меньшей степени, об этом доказано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ в п. 134.-Что чрез Супружества или сочетания многожённыя у Христиан оскверняется Сочетание Господа и Церкви, то потому, что находится Соответение между этим Божественным Сочетанием и между сочетаниями Христиан, о чем видеть можно выше в п. 53—102. Это соответствие вовся погибает, если к жене присовокупляется жена, и с нею погибает человек супруг, не оставаясь более Христианином.—Чрез Сочетания или супружества многожённыя у


Христиан оскверняется Сочетание блага и истины потому, что из этого Духовнаго Сочетания происходят Супружества или сочетания на земле. Христианския Супружества от супружеств прочих Языков различествуют в том, что как благо любить истину, а истина любит благо, и составляют одно,—так жена и муж. Почему, если бы Христианин присовокуплял жену к жене, то означенное Духовное Сочетание у него разрушилось бы, и потому осквернил бы начало своё, и так он делал бы Прелюбодеяние духовное.— Что Сочетания или Супружества на земле, происходят из Сочетания блага и истины, о том видеть можно выше в п. 116—131.—Что Христианин чрез сочетание многоженное осквернял бы Слово и Церковь, ибо Слово, в себе разсматриваемое есть Сочетание блага и истины, подобно и Церковь, сколько она есть в Слове,—о том показано также выше в п. 128—131.—Итак, поелику человек Христианин, зная Господа, имеет Слово, и чрез Слово от Господа есть у него Церковь; то явствует, что он имеет более человека не Христианина способность быть перерожденным,—следовательно духовным, и также следовать Любви истинно Супружественной; ибо еж соединяются тесно.—Но как те из Христиан, которые женятся на многих, делают не только прелюбодеяние естественное, но вместе прелюбодеяние Духовное; то следует, что осуждение многоженных Христиан по смерти тягостнее осуждения тех, которые делают прелюбодеяние только естественное. На вопрос мой о состояии их по смерти, я получил ответ, что для таких вовся затворено Небо, а во аде они кажутся как бы лежащее в горячей банной воде, в сосуде, вмещающем эту воду; что так они кажутся из дали, хотя стоят на ногах и ходят; что такое состояние есть от внутренняго их безумия, и что некоторые из числа таковых брошены в пропасти, находящаяся в пределах Мiров.

 

340. VII. ЧТО НАРОДУ ИЗРАИЛЬСКОМУ ПОЗВОЛЕНО БЫЛО ЖЕНИТЬСЯ МНОГИМИ ПОТОМУ, ЧТО У НЕГО НЕ БЫЛО ЦЕРКВИ ХРИСТИАНСКОЙ, А ПО ЭТОМУ НЕ МОГЛА БЫТЬ И ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ.-Находятся ныне такие, которые об Установлении, касающемся до Супружеств одноженных или одного мужа с одною женою, мыслят сомнительно и с разсудком своим борются, думая, что как Многоженныя супружества явно позволены были Народу Израильскому и его Царям, также Давиду и Соломону,—то поэтому будто бы сами по себе позволяются и для Христиан. Но такие не знают ничего особаго или исключительнаго о Роде Израильском и о Христианском, ниже о внутренних и внешних существенностях Церкви, также о переменении Господом Церкви Внешней во Внутренннию; следовательно не знают ничего по внутреннему суждению о Супружествах.—Вообще надобно знать, что человек рожден естественным для того, дабы был духовным; что сколько он бывает естественным, столько находится как бы в ночи и как бы во сне относительно познаний духовных,—и что тогда не знает никакого различая между человеком Внешним—естественным и Внутренним—духовным. Что у Народа Израильскаго не было Церкви Христианской, об этом известно из Слова, ибо они ждали Мессию, как и доныне еще ожидают, который бы их возвысил над всеми языками и народами в Мiре. Хотя же им сказано было, и еще будет сказано, что Царство Мессии есть над Небесами и следовательно над всеми языками; но они сочли это за пустыя речи, почему и Христа или Мессию Господа нашего, когда Он пришел в Мiр, не только не признали, но и из Мiра безчеловечно удалили. Из чего и явствует, что у этого народа не было Церкви Христианской, так и ныне нет; те же, у коих нет церкви христианской—естественные и внешно и внутренно, и таким не препятствует Многоженство, потому, что оно вселяется в естественнаго человека, который о любви в супружествах понимает не иначе, как о похоти телесной. Это самое и разумеется чрез Господни слова: Что Моисей по ЖЕСТОКОСЕРДИЮ ИХ позволил им пустить жены, но что от начала так не было. Матф.: XIX: 8. Сказано, что Моисей позволил, дабы знали, что не Господь.—Что Господь учил Внутренняго - духовнаго человека, об этом известно из заповедей Его и из упразднения Обрядов, которые служили Служением для Естественнаго только человека. Из заповедей Его об Умовении, которое есть очищение Внутренняго человека, Мате.: XV: 1, 17, 20. XXIV: 25, 26. Марк.: VII: 14—23; о Прелюбодеянии, что оно есть похоть воли, Мате.: V: 28. Об Отпущение жены, что оно непозволеное,—и о Многоженстве, что оно не сходственное с Божественным Законом, Мате: XIX: 3—9. Этим и другим многим отношениям Внутренняго и духовнаго человека учил Господь, так как Один только Он открывает внутрениия начала Мыслей человеческих и делает их духовными, вселяя их в естественныя, дабы и эти заимствовали духовную сущность; а это бывает тогда, когда человек приходит прямо к Господу и живёт по заповедям Его, то есть, когда верит в Него и убегает зол, так как они диавольския и от диавола, и делает блага, так как они Господни и от Господа,—и как это, так и то делает будто бы от себя, веря притом, что все то чрез него творит Господь.—Что Господь открывает Внутренняго духовнаго человека и вселяет во Внешняго, существенною причиною есть то, что каждый человек естественно мыслит и естественно делает; а поэтому ничего духовнаго не может понимать и то воспринимать в своё естественное, да и не мог бы, если бы Бог не принял Человечества Естественнаго и не сделал бы сие Божественным.—Из этого теперь явствует истина, что Народу Израильскому позволено было жениться многими или на многих, потому, что у него не было Церкви Христианской.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 737;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.