Визначення еквівалентних передаточних функцій 19 страница
270. ТРЕТЬЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В одно утро, после сна, помышление мое углубилось в некоторыя тайны Любви супружественной, и наконец в эту: «В КОТОРОМ ОБИТАЛИЩЕ ИЛИ СТРАНЕ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИМЕЕТ ПРЕБЫВАНИЕ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, И В КОТОРОЙ ХОЛОД СУПРУЖЕСТВЕННЫЙ?» Знал я, что Мысли человеческой три Страны или Обиталища (Regiones) одно над другим; что в нижнем обиталище—любовь естественная, в высшем или среднем — духовная, в верхнем же или самом вышнем—небесная, и что в каждом обиталище есть Сочетание блага и истины,—и как благо есть из любви, а истина есть из премудрости, то в каждом обиталище также есть Сочетание любви и премудрости; равно, что это сочетание есть то же, что и сочетание воли и разума, ибо Воля есть вместилище любви, а Разум есть вместилище премудрости.—Когда я углубился в это размышление, то вдруг увидел двух Лебедей, летящих к северу, и вскоре потом двух Птиц Райских, летящих к полудню, а после их ещё двух Горлиц, летящих на восток. Последуя взором их полету, я увидел, что два Лебедя направляли свой полёт от Севера к Востоку, также и две Птицы Райския от Полудня, и стремились к горлицам в восток, где собравшись вместе, летели к некоторой великолепной Палате там, окружённой масличными, пальмовыми и буковыми Деревьями. В этой Палате были три ряда окон, один над другим; и когда я посмотрел с примечанием, то увидел, что Лебеди те влетели в Палату чрез открытыя окна в нижнем ряду, Птицы Райския влетели чрез окна, открытыя в среднем ряду, а Горлицы чрез окна, открытыя в верхнем ряду. Увидев это, стоящий тут Ангел сказал мне: разумеешь ли эти видения? Когда я отвечал, что не очень много, то Ангел сказал, что Палата эта представляет жилища Любви супружественной, какия находятся в Мыслях человеческих; верхняя часть этой палаты, куда влетели горлицы, представляем верхнее обиталище Мысли, где обитает Любовь супружественная в любви блага со своею премудростью; средняя часть, куда влетели Птицы райския, означает среднее обиталище, где обитает Любовь супружественная в любви истины с своим разумением,—а нижняя часть, куда влетели Лебеди, изображает нижнее обиталище мысли, где обитает Любовь супружественная в любви праведнаго и праваго, со своим знанием. Три пары пернатых означают то же: Пара горлиц изображают любовь супружественную вышняго обиталища, Пара птиц райских представляют любовь супружественную средняго обиталища, а Пара лебедей означают любовь супружественную нижняго обиталища; подобное означают и три рода дерев около Палаты, то-есть: масличныя, пальмовыя и буковыя.—Мы в Небе вышнем Обиталище мысли называем Небесным, среднее Духовным, а нижнее Естественным,—и понимаем об них не иначе, как о жилищах в доме, одно над другим, коих восхождения от одного в другое, расположены по степеням, подобно как по лестницам; также, что в каждой части по две камеры—одна для любви, а другая для премудрости, внутри же как Спальня, где Любовь со своею премудростью, или Благо с своею истиною, или что то же есть, где воля с своим разумом, на ложе соединяются; в той Палате видны как изображения все тайны Любви супружественной. Это произвело во мне столь сильное желание видеть те изображённыя тайны, что я спросил у Ангела, позволяется ли кому-либо туда входить и видеть, поелику эта Палата представительная (repraesentativum malatium)? Ангел отвечал, что позволяется, но не иным, кроме состоящим в третьем Небе, потому, что для них всякая Представительность любви и премудрости бывает вещественною (reale). От них я слышал, о чём и тебя уведомил, также и это, что любовь истинно супружественная обитает в вышнем обиталище, посреди любви взаимной, в чертоги или камере воли, и также посреди познаний премудрости в чертоги или камере разума,—и что соединяются ложем в Спальни (in Cubiculo), которая есть спереди (antorsum) и в Востоке.Когда я спросил, для чего два Чертога (Thalamii), то Ангел сказал, что Муж есть в Чертоге разума, а Жена есть в Чертоги воли. Потом я спросил: когда Любовь супружественная там обитает, то где же тогда холод супружественный? Ангел отвечал, что в вышнем обиталище, но только в Чертоге разума, когда затворён бывает там Чертог воли. Разум, со своими истинами может, сколько угодно, восходить чрез лестницу ложечную (per scalam cochlearem) в вышнее обиталище, как в свой чертог; но ежели воля с благом любви своей не входит вмесге в соединительный чертог, то этот затворяется, и бывает холод в другом, и сей есть ХОЛОД СУПРУЖЕСТВЕННЫЙ. Когда таковой холод простирается к жене, тогда Разум из вышняго обиталища смотрит вниз к нижнему, и также, если не удерживает его страх, то нисходит, чтобы там согреться от огня непозволеннаго.—По окончании этих разговоров, Ангел хотел еще больше изъяснять о Любви супружественной посредством изображенея в той Палате, но сказал: довольно на этот раз; разсмотри сперва, не выше ли общаго разума это. Если выше, то зачем более этого; если же не выше, то открыто будет и более.
О причинах видимой только или притворной любви, дружбы и приязни в супружествах.
271. Выше изложено уже о Причинах холодов и разлучении, и потому теперь по порядку следует разсудить и о Причинах видимой только или притворной Любви (apparentis amoris), дружбы и приязни в Супружествах. Известно, что хотя холоды и разлучают ныне супругов относительно внутренних мыслей их; но при всем том, они живут вместе и производят детей,—чего не последовало бы, если бы не было хотя видимой любви и не поддерживалась бы теплота, подобная теплоте подлинной любви.—Что такия видимости или притворства (apparentia) необходимы и полезны, и без них не существовали бы ни домы, ни даже общества, о том показано будет в следующих разсуждениях.—Кроме этого, некоторые совестные могут соболезновать, что несоглсия мыслей между им и супругою, и от того внутрениия отчуждения, причитаются и вменяются их вине, и для этого соболезнуют сердцем; но как пособие в несоглааях внутренних не от них зависит,—то довольно для них будет, если они для прекращения могущих произойти из совести неприятностей, употребят хотя мнимую любовь и приязнь: ибо и чрез сии может возвращена быть дружба, в которой, со стороны ея скрывается любовь супружественная, хотя с другой стороны ея и нет. Но разсуждение об этом, по различию этой материи, разделено будет на следующие члены:—I. Что в Мiре, естественном все почти могут соединяться по побуждениям внешним, но не по побуждениям внутренним, если сии не сходствуют и не открываются.—II. Что в Мiре духовном если соединяются по побуждениям внутренними, но не по внешним, разве когда сии составляют одно с внутренними.—III. Что побуждения внешния те, по которым Браки (Matrimonia) вообще совершаются в Мiре.—IV. Но что без побуждений внутренних, совокупллющих мысли, разругиваются Браки в доме.— V. Что однако же Браки в Мiре быть должны до конца жизни обоих.— VI. Что в Браках, не соединяемых внутренними побуждениями, находятся побуждения внешния, которыя притворно представляют внутренния и содружают.— VII. Что от этого происходит видимая любовь, или видимая дружба и приязнь между супругами.— VIII. Что эти Видимости составляют супружественныя притворства, которыя похвальны потому, что полезны и необходимы. — IX. Что эти супружественныя притворства у Духовнаго человека, соединённаго с Естественным, заимствуются из правды и суда.— X. Что эти супружественныя притворства у естественных
человеков, заимствуются из благоразумия, для различных причин.—XI. Что такие бывают для исправления и для приспособления. —XII. Что они бывают как дань порядка, сохраняемаго в Делах домашних, и для взаимнаго пособия.—XIII. Что ещё бывают для единодушного попечения о детях.— XIV. Что они бывают, для мира в доме.— XV. Что они бывают для славы дома.—XVI. Что они, бивают для различных благоприятств, ожидаемых супругами один от другого, или от их родственников, следовательно из опасения, дабы, не лишиться того.— XVII. Что они бывают, для прикрытия пороков, и потому для избежания безславия.—XVIII. Что они бывают для примирений.—XIX. Что если при способности мужа продолжается благоприятсво у жены, то может быть дружба в виде супружествтной и при старости их. — XX. Что разные види притворной любви и дружбы бывают, между супругами, изо которых один покорен, п потому подчинён другому.—XXI. Что бывают в Мiре и Адския Супружества между супругами, как внутренне непримиримые враги, внешне же соединеннейшие или теснейшие друзья.—Следует теперь этих Членов Изъяснение.
272. I. ЧТО В МIРЕ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСЕ ПОЧТИ МОГУТ СОЕДИНЯТЬСЯ ПО ПОБУЖДЕНИЯМ ВНЕШНИМ, НО НЕ ПО ПОБУЖДЕНИЯМ ВНУТРЕННИМ, ЕСЛИ СИИ НЕ СХОДСТВУЮТ И НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ. Причина этому есть та, что человек в Мiре одарён телом Материальным, которое исполнено похотьми, находящимися там как дрожжи, кои тогда опадают на дно, когда очищается винный муст. Из таковых матерей составлены тела человеков в Мiре. По этому самому, внутренния побуждения в мысли не оказываются или не открывают себя, и у многих из них едва видно зерно; ибо тело или поглощает оныя и погружает в своих дрожжах или из притворства, приобретённаго от детства, глубоко скрывает от взора других, и чрез то входит в состояние всякаго побуждения, замеченное в другом, и побуждение того к себе привлекает,—и так себя соединяют.— Что побуждения соединяют себя, то потому, что в каждом побуждение есть своя приятность,—приятности же совокупляют мысли. Иначе же было бы, если бы побуждения внутренния, так как и внешния обнаруживались пред взором на лице, и в обращении, и пред слухом, и в тоне речи, -либо приятности их были бы чувствуемы обонянием так, как есть в Мiре духовном; тогда, ежели бы несходствовали даже до раздоров, то разлучили бы мысли свои взаимно, и по ощущению антипатии, разделились бы между собою отдалённо.—Из этого явствует, что в Мiре естественном все почти могут соединяться по побуждениям внешним, но не по побуждениям внутренним, если сии не сходствуют и не открываются.
273. II. ЧТО В МИРЕ ДУХОВНОМ ВСЕ СОЕДИНЯЮТСЯ ПО ПОБУЖДЕНИЯМ ВНУТРЕННИМ, НО НЕ ПО ВНЕШНИМ, РАЗВЕ КОГДА СИИ СОСТАВЛЯЮТ ОДНО С ВНУТРЕННИМИ.—Причина этому та, что тогда уже сброшено тело материальное, которое могло всех побуждений формы принимать и представлять, как теперь лишь сказано выше,—и человек, по сложении того тела, остаётся в побуждениях внутренних, которыя прежде тело его скрывало. Поэтому там не только бывают ощутительны сходства и несходства, или симпатии и антипатии, но даже открываются оные на лицах, в речах и обращениях; почему там сходства соединяются, а несходства разлучаются. Этому причиною то, что целое Небо устроено от Господа по всем различиям побуждений любви, блага и истины, а Ад напротив по всем различиям побуждений зла и лжи. Поелику же Ангелы и Духи имеют внутренния и внешния побуждения, равно как и человеки в Мiре, и поелику побуждения внутренния не могут там сокрыться от внешних, ибо сквозь видны бывают; то поэтому как те, так и другия приводятся в подобие или сходство и соответствие после того, как побуждения внутренния их чрез внешния изображаются на лицах, познаются по тонам речи, и оказываются в обращениях нравственных. Что Ангелы и Духи имеют побуждения внутрениия и внешния, то потому, что они имеют мысль и тело,—побуждения же или помышления происходят из мысли, а чувствования и оттуда удовольствия происходят из тела. Случается там часто, что по смерти друзья сходятся, вспоминают прежннию свою дружбу, и тогда надеются, что такую же дружественную жизнь как и прежде, опять возстановят; но когда в Небе открывается со-дружественность их, основанная на внешних только побуждениях, тогда они разлучаются по побуждениям внутренним,—и из того собрания некоторые в Север, а некоторые в Запад, и каждый из них разделяется таким разстоянием, что никогда уже более один другого не видят и не узнают: ибо в местах пребывания их, переменяются лицами, которыя бывают изображениями внутренних их побуждений.—Из этого очевидно, что в Мiре Духовном все соединяются по побуждениям внутренним, а не по внешним, разве когда сии составляют одно с внутренними.
274. III. ЧТО ПОБУЖДЕНИЯ ВНЕШНИЯ ТЕ, ПО КОТОРЫМ БРАКИ ВООБЩЕ СОВЕРШАЮТСЯ В МИРЕ.—Причина эгому та, что с побуждениями внутренними редко советуются,—и если советуются, то не находят однако же сходства их в женщине; ибо она по природному дару отвлекает побуждения внутренния в удобопроходимыя вместилища своей мысли.—Побуждения внешния мужчин к вступлению в брак бывают многия: первое побуждение или поощрение (affectio) века нынешняго есть богатства, второе—чести, чтобы Жить или в отличном уважении, или в изобильном состояния счастья. Кроме этого бывают еще разныя побуждения похоти, о которых упоминать здесь неприлично.—Из этого явствует, что браки вообще совершаются или заключаются в Мiре по побуждениям внешним.
275. IV. НО ЧТО БЕЗ ПОБУЖДЕНИЙ ВНУТРЕННИХ, СОВОКУПЛЯЮЩИХ МЫСЛИ, РАЗРУШАЮТСЯ БРАКИ В ДОМЕ.—Говорится в доме потому, что приватно или особенно между ими; что и бывает тогда, когда первыя теплоты возжены будут во время обручения, и пылая при сближении брака, потом постепенно чрез несогласия побуждений внутренних, перестают кипеть, и напоследок изменяются в холод. Что тогда побуждения внешния, привлекшия тех вступить в брак, расточаются и более не соединяют супругов, об этом известно; а что холоды происходят от разных причин внутренних, внешних и случайных и они все проистекают от несходства внутренних наклонностей, о том выше уже доказано.—Из этого явствует истина, что если во внешних побуждениях не будут внутрениия, коими совокупляются мысли, то браки разрушаются в доме.
276. V. ЧТО ОДНАКО ЖЕ БРАКИ В МИРЕе БЫТЬ ДОЛЖНЫ ДО КОНЦА ЖИЗНИ ОБОИХ. Это упоминается здесь для того, чтобы разсудок мог яснее видеть необходимость, пользу и истину, что Любовь супружественная, где нет подлинной, по крайней мере должна быть хотя искуственная, дабы казалась любовью. Иначе было бы, если бы вступили в супружества без всяких обязанностей или договоров, простирающих силу свою даже до конца жизни, и разрушали бы супружества по произволу так, как было у Народа Израильскаго, который присвоил себе свободу отпускать жён по какой-нибудь причини, о чем явствует у Матвея: „Приступиша Фарисее, глаголюще к Иисусу, аще достоит человеку отпустите жену, и оженится иною, разве прелюбодеяния ради ; глаголоша, яко и Моисей заповеда дати книгу распутную и отпустити : иглаголоша учиницы, аще тако вина есть человека с женою лучше есть не женитися” XIX: 3-10. Итак, когда союз или завет супружества есть союз или завет жизни, то следует, что видимости любви и дружбы между супругами необходимы.—Что Браки или Женитьбы, заключённые до конца жизни в Мiре быть должны,—это есть из Закона Божественнаго; а как из него, то и из закона разсудка,—следовательно и из Закона гражданскаго. Из Закона Божественнаго, что не достоит отпустити жену, и оженитися иною, разве прелюбодеяния ради, как выше сказано; из Закона разсудка потому, что основывается на духовном, так как Закон Божественный и закон разсудка есть один Закон. Из этого и того совокупно, или чрез этот Закон из того, до великаго числа видеть можно погрешности, разрушения Обществ и разрешения супружеств, или отпущения жён по произволу мужей, прежде смерти. Погрешности те, или разрушения Обществ, довольно можно видеть в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, в которых о Начале Любви супружественной разсуждали собранные из девяти Царств, п. 103—115. К тем разсуждениям прибавлять что-либо вновь кажется не нужно. Но эти Причины не препятствуют напомнить о Разлучениях, о коих показано выше в п. 252,253 и 254, также и о наложничествах, о которых сказано будет во второй части.
277. VI. ЧТО В БРАКАХ НЕ СОЕДИНЯЕМЫХ ВНУТРЕННИМИ ПО-БУЖДЕНИЯМИ, НАХОДЯТСЯ ПОБУЖДЕНИЯ ВНЕШНИЯ, КОТОРЫЯ ПРИТВОРНО ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ВНУТРЕННИЯ И СОДРУЖАЮТСЯ. Чрез побуждения внутренния разумеются взаимныя наклонности, состояния в мысли обоих из Неба; чрез побуждения же внешния разумеются те наклонности, которыя в мысли обоих находятся из Мiра. Эти побуждения или наклонности, хотя происходят также из мысли, но занимают нижнее ея обиталище, а те верхнее. Поелику же и те и другия обитают в мысли, то поэтому можно думать, будто бы они между собою подобны и сходствуют; но при всем том, хотя и не подобны, однако же могут казаться подобными, а у некоторых как сходства, у иных же как ласкательныя притворства. Есть некоторое Общение (Communio) при первом договоре или завете супружества, в обоих впечатлённое, которое и при несогласии мыслей их пребывает впечатлённым, например: Общение имён, и во многих Общение служений и разных необхо-димостей домашних, а из этого также помышлений и некоторых тайн; есть также Общение ложа, Общение любви к детям, и другия, которыя будучи вписаны в завет супружественный, вписаны по этому и в мысли их. Из них состоят, во-первых, внешния побуждения, которыя уподобляются внутренним; те же, кои притворно только оныя представляют, состоят частью из того же начала и частью из иного, но о тех и других будет показано и изъяснено в следующих Членах.
278. VII. ЧТО ОТ ЭТОГО ПРОИСХОДИТ ВИДИМАЯ ЛЮБОВЬ, ИЛИ ВИДИМАЯ ДРУЖБА И ПРИЯЗНЬ МЕЖДУ СУПРУГАМИ.-Видимыя любви, дружбы и приязни между супругами следуют вместе из завета супружественнаго, заключённаго даже до конца жизни, и из общения супружественнаго оттуда в согласившихся впечатлённаго или вселившагося, из котораго происходят побуждения внешния, уподобляющаяся внутренним, как о том выше теперь лишь показано: сверх этого и из причин пользы и необходимости, из которых частью состоят побуждения внешния соединительныя, или притворныя, представляющия любовь внешннию и дружбу внешнию, в виде любви и дружбы внутренних.
279. VIII. ЧТО ЭТИ ВИДИМОСТИ СОСТАВЛЯЮТ ПРИТВОРСТВА, КОТОРЫЯ ПОХВАЛЬНЫ ПОТОМУ, ЧТО ПОЛЕЗНЫ И НЕОБХОДИМЫ. Именуются притворствами потому, что они бывают между теми, кои несогласны мыслями, и по причине такого несогласия внутренно состоят в холоде. Когда будучи во внешних побуждениях, как должно и прилично ведут супруги жизнь содружественную, тогда общения их супружества могут называться притворствами; но эти притворства супружественныя, похвальныя относительно служений, различествуют совершенно от притворств лицемерных: ибо по-средством тех похвальных притворств провидены бывают все те блага, которыя по порядку здесь ниже от Члена XI по XX исчисляются. Что такия притворства похвальны по необходимостям, то потому, что иначе были бы изгнаны все блага, а при том и сожительство, заветом и законом установленное, поэтому как долг или обязанность пребывает в обоих.
280. IX. ЧТО ЭТИ СУПРУЖЕСТВЕННЫЯ ПРИТВОРСТВА У ДУХОВНАГО ЧЕЛОВЕКА, СОЕДИНЁННАГО С ЕСТЕСТВЕННЫМ, ЗАИМСТВУЮТСЯ ИЗ ПРАВДЫ И СУДА. Причина же этому та, что Духовный человек из правды и суда или суждения (ex justitia et judicio) делает то, что делает; почему он и видит притворства не как отдалённыя от своих внутренних побуждений, но как бы соединённыя с ними, потому что он делает не шутя, имея предметом исправление,—и если этому не последует, то смо-трит на приличие, для порядка в доме, для взаимнаго пособия, для попечения о малолетних детях, для тишины, мира и покоя; к ним из правды стремится, а из суда производит то в действие.—Человек духовный с естественным так сожительствует потому, что духовный духовно действует и с естественным.
281. X. ЧТО ЭТИ СУПРУЖЕСТВЕННЫЯ ПРИТВОРСТВА У ЕСТЕСТВЕННЫХ ЧЕЛОВЕКОВ ЗАИМСТВУЮТСЯ ИЗ БЛАГОРАЗУМИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН. Между двумя супругами, из которых один духовный, а другой естественный, чрез Духовнаго разумеется любящие духовное, и так премудрствующие из Господа, а чрез Естественнаго разумеется любящий только естественное, и так премудрствующий из себя. Когда двое таких супружеством сочетанны, то любовь супружественная у духовнаго есть теплота, а у естественнаго холод. Что теплота и холод не могут быть вместе и что теплота не может возжигать того, который находится в холоде, если этот сперва не уничтожится,—ни холод не может втекать в того, который состоит в теплоте, если эта сперва не отдалится,—об этом известно; следовательно, между духовным и естественным супругами не может быть любовь внутренняя (amor intestinus), но любовь подражающая внутренней со стороны супруги духовной, как выше сказано. Между супругами также не может быть любовь внутренняя, ибо оба хладенеют,—если же теплеют, то из побуждения нечистаго; однако же они при всём том могут сожительствовать в одном доме, хотя и не единодушны, и представлять на лице своём будто они имеют любовь и дружбу между собою, сколько бы мысли их ни не согласовали между ими. У них внешния побуждения, которыя по большей части составляют богатства и имеющия, -либо чести и достоинства— могут как бы гореть; и как этот жар наводит страх, чтобы не лишиться оных, то по этому и притворства супружественныя для них необходимы, а наиболее по тем причинам, которыя ниже здесь предлагаются в Членах XV, XVI и XVII. Прочия же причины, вместе с этими исчисленныя, могут иметь нечто общее с теми у духовнаго человека причинами, которыя показаны выше в п. 280, но только, если благоразумие у естественнаго человека заимствует мудрость из разумения.
282. XI. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ И ДЛЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. Притворства супружественныя, которыя составляют видимости или виды только любви и дружбы между супругами несогласными, бывают для исправления потому, что Духовный человек, союзом брачным соединённый с Естественным, ни о чём ином не предполагает, как об исправлении жизни, употребляя для этого то красноречие, то премудрость, то ласкательныя угождения свойству другого; если же это не действует ни в ушах, ни в нраве исправляемого, то предполагает приспособление для сохранения порядка домашняго, для взаимных пособий, для младенцев и возрастнейших детей (properter infantes et liberos) и другия подобныя: ибо слова и деяния, от духовнаго человека происходящия, заимствуются из правды и суда, как сказано выше в п. 280.—У тех супругов, из коих ни один не духовен, но оба естественные, подобное же быть может, но для других концов или намерений: если для исправления и приспособления, то конец есть тот, чтобы другого приспособить к своему нраву и подчинить его своим вожделениям, или для некоторых должностей, кои служили бы к собственным выгодам, или для тишины и мира в доме, или для славы вне дома, или для приобретения приязни от супруги, -либо от ея родственников, и прочия. Но эти концы или намерения у некоторых бывают из благоразумия их, у других из природной вежливости, у иных из приятности похотей, от рождения им свойственных, коих лишение наносит страх, и прочее, из которых последовавшия благоприятства, как бы из любви супружественной, бывают более или менее притворными. Бывают благоприятства как бы из любви супружественной и вне дома, и ни у кого внутрь дома; но они имеют концом или целью славу обоих,—если же не её, то можно их почесть шуточными или игрательными.
283. XII. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ ПОРЯДКА, СОХРАНЯЕМАГО В ДЕЛАХ ДОМАШНИХ, И ДЛЯ ВЗАИМНАГО ПОСОБИЯ. Каждый дом, где только находятся дети, их наставники и прочие домашние, есть одно общество, подобящееся Обществу великому: ибо и это состоит, как общее, из частей; и как благосостояние общества великаго зависит от порядка, так благосостояние и малаго общества зависит от порядка же. Почему, как особы правительства обязаны наблюдать и провидеть, чтобы был и сохранялся порядок в Обществе, составленном из многих, так и супруги в особенном своём обществе. Но этот порядок не может быть, если муж и жена несогласны духом или мыслями; ибо чрез то разстраиваются взаимные их советы и пособия, и разделяются по подобию мыслей, и таким образом разрушается форма или образ малаго общества. Дабы сохранить порядок и чрез него провидеть или промышлять о себе и вместе о Доме, или о доме и вместе о себе, и чтобы не допустить до разорения и гибели,—необходимость требует быть согласными господину и госпожи, и составлять одно. Если такое согласие не может быть по причине различия мыслей, то, по крайней мере, для общаго в доме блага должно и пристойно оказывать любовь супружественную, хотя видимую. Что и чрез эту может быть в доме согласие, по необходимостям и для разных выгод, —о том довольно уже известно.
284. XIII. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ ЕДИНОДУШНАГО ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ. Что супружественныя притворства или видимости любви и дружбы, подобно истинным супружественным, бывают между супругами для детей, об этом весьма известно. Общая их любовь побуждает супругу смотреть на супруга благосклонно и приятно. — Любовь к детям или для детей у матери и отца соединяет так, как сердце и лёгкое в груди: любовь к ним у матери есть как сердце там, а любовь к ним у отца есть как лёгкое там. Причина этого сравнения есть то, что сердце соответствуем любви, а лёгкое разуму,—и что любовь из воли есть у матери, любовь же из разума есть у отца. У духовных человеков, соединение супружественное есть по-средством этой любви, из правды и суда; из правды потому, что Мать носила детей в утробе, с болезнью родила их, и потом, при неутомимом попечении питает молоком и пищею, содержит в чистоте, одевает и воспитывает их.
285. XIV. ЧТО ОНЫЕ БЫВАЮТ ДЛЯ МИРА В ДОМЕ. Притворства эти супружественныя или дружелюбия внешния, для мира и спокойствия в доме, бывают более у мужей по природному их характеру; ибо они из разума делают то, что предположили сделать: разум же, будучи мыслящим, разсуждает о различных предметах, которые дух его безпокоят, развлекают и возмущают. Почему, если бы в доме осталось безпокойствие, то от этого жизненные духи мужей ослабели бы, и внутренняя их жизнь как бы смертью была бы похищена, и так пострадало бы здоровье и тела и мысли их. Этих и прочих других опасностей объяты были бы страхом мысли мужей, если бы для укрощения возмущений разума их не было рвения у жён,— Сверх этого мир и спокойствие веселят мысли и располагают их к ласковому восприятию благосклонностей от жён, которыя стараются употреблять все меры для разогнания бурных мыслей, ясно ими замечаемых у мужей.—Из этого явствует, что притворство любви, подобящейся истинно супружественной, для мира и спокойствия в доме, есть необходимо и полезно. К тому же у жён нет таких притворств, как у мужей,—а если и кажутся когда-либо притворствами, то происходят из настоящей любви, потому что они рождены быть любвями разума мужей, и поэтому ласки мужей благосклонно принимают, если не устно, то сердечно.
286. XV. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ СЛАВЫ ВНЕ ДОМА. Счастье мужей наиболее зависит от славы или слуха, что они правдивые, искренние и правые. Эта слава зависит также и от жены, которая знает жизнь его из дружескаго обхождения; почему, если бы несогласия мыслей их обнаружились явными враждами, ссорами и угрозами ненависти и это было бы публично открыто— либо чрез жену, -либо чрез друзей, или чрез домашних: то все это удобно обратилось бы в поношение имени, в безславие и безчестие. Для избежания этого нет других средств, кроме тех, чтобы или притворно благоприятствовать жене или разлучиться с нею по дому.
287. XVI. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ БЛАГОПРИЯТСТВ, ОЖИДАЕМЫХ СУПРУГАМИ ОДНИМ ОТ ДРУГОГО, ИЛИ ОТ ИХ РОДСТВЕННИКОВ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗ ОПАСЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ЛИШИТЬСЯ ТОГО. Это бывает наиболее в супружествах несходственнаго звания и состояния, о которых видеть можно выше в п. 250, когда выходит в замужество жена богатая и она хранит свои деньги в мешках или сокровища в кладовых; особенно же когда она от мужа настоятельно требует, чтобы он, по обязанности своей, содержал весь дом своими доходами и иждивением. Известно вообще, что в таких случаях необходимо нужно притворство любви истинно супружественной. — Подобное случается и с такою женою, коей родители, родственники, или друзья находятся при должностях, сопряжённых с знатными чинами, -либо они от промыслов и торгов получают нарочитые доходы, и поэтому могут ещё более пособствовать ея состоянию. Что и для таких причин бывают притворства любви истинно супружественной, то и об этом также всякому известно. Следовательно, как эти, так и те супружественныя притворства бывают из опасения, чтобы не лишиться своих выгод.
288. XVII. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ПОРОКОВ, И ПОТОМУ ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ БЕЗСЛАВИЯ. Пороки, по которым супруги опасаются безславия, существуют многие,—некоторые вредные, а другие безвредные. Бывают пороки мысли и пороки тела легчайшие тех, кои исчислены выше в п. 252 и 253 как подающие причину к разлучениям. Пороками также называются и разумеются те только причины, которыя для избежания безславия таятся одним из супругов. Кроме этих случаются у некоторых такие пороки, которые если бы были открыты, то заслуживали бы наказание от закона, как-то: недостаток способности или средства, производящаго ту способность, коею мужчины обыкновенно хвалятся.—Что открытия таких пороков, для избежания безславия, служат причинами притворной любви и дружбы в супружестве,— об этом явствует без дальнейшаго изследования.
289. XVIII. ЧТО ОНИ БЫВАЮТ ДЛЯ ПРИМИРЕНИЙ. Что между теми супругами, кои несогласны мыслями по разным причинам; бывают то несоглсия, то доверия, то отчуждения, то соединения, то ссоры, то согласия, итак примирения,—об этом известно в Мiре. Примирения случаются и после разлучений, но они не столько подвержены переменам и превращениям, как первыя.
290. XIX. ЧТО, ЕСЛИ ПРИ СПОСОБНОСТИ У МУЖА ПРОДОЛЖАЕТСЯ БЛАГОПРИЯТСТВО У ЖЕНЫ, ТО МОЖЕТ БЫТЬ ДРУЖБА В ВИДЕ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ И ПРИ СТАРОСТИ ИХ.—Первоначальная причина разделения мыслей между супругами есть оскудевающее благоприятство у жены при перестающей способности у мужа, а поэтому и любовь; ибо как теплота сообщается между собою, так и холод. Что от недостатка любви у обоих перестаёт дружба, и если нет опасности к лишению какой-либо домашней вещи, то и благоприятство,—об этом известно из разсудка и опыта. Если муж молчаливо вменяет себе причину, и притом жена сохраняет к нему чистое благоприятство, то из этого может произойти дружба, которая, состоя между супругами, кажется любовью, подобящеюся супружественной. Что между супругами состарившимися бывает дружба как бы любви супружественной, об этом свидетельствует опыт из их сожительств, обращений, товариществ спокойных, безпечных, любезных и исполненных вежливостью.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 624;