Визначення еквівалентних передаточних функцій 16 страница
219. X. ЧТО ЖЕНЫ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ КАК МУЖЬЯ, НО У НИХ ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ВОСПРИЯТИЮ.— Что Мущины имеют семя и посредством его возбуждения, и что женщины этаго не имеют, так как не имеют и того,—об этом известно. А что У Женщин есть состояние приуготовления к восприятии, следовательно к зачатию, об этом я слышал в Небе. Какое же то состояние есть у женщин, того не позволяется описывать, ибо об этом оне сами должны знать и знают. Касательно же любви их, когда они находятся в этом состоянии, увеселяются-ли они тогда своею приятностью, или напротив, как некоторые говорят, об этом ими, не открыто. То только известно в народе, что не позволяется чтобы муж сказал жене, что он может и не желает; ибо этим чувствительно вредится состояние восприятия, приуготовляемое по состоянию мужа, что он может.
220. XI. ЧТО МУЖЬЯ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНЫЙ СПОСОБ ПО ЛЮБВИ
размножать истины своей премудрости, и по любви производить СЛУЖЕНИЯ.—Тайна эта Древним была известна, ныне же потеряна. Древние знали, что всё и каждое, находящееся в теле, произходит из начала духовнаго, то есть, что из воли, которая в себе есть духовна, произтекают действия; что из помышления, которое также есть духовно, произтекают речи; что зрение естественное из зрения духовнаго, которое есть разум; слышание естественное из слышания духовнаго, которое есть внимание разума и вместе приспособление воли, —и обоняние естественное из обоняния духовнаго, которое понятие,—и так далее. Что подобно же и осеменение (seminatio) мужеское есть из начала духовнаго, это Древние также видели; что это осименение есть из Истин, составляющих разум, о том по многим опытам и доказательствам заключили и сказали, что из сочетания духовнаго, то есть, из сочетания блага и истины, втекающаго во все и каждое во вселенной, мущины ничего другаго не воспринимают, кроме истины и того, что имеет отношение к истине; что эта, при поступлении своём в тело, образуется в семя, и что по сему самому семена, духовно разумеемыя, составляют истины; также относительно и образования, что душа мужеская есть истина, ибо есть разумная, а разумное не иное что есть; следовательно, когда душа низходит, то низходит и истина. Это бывает чрез то, что душа, которая есть самая внутренность человека и каждаго животнаго, и в своей сущности духовная, из впечатлённаго ей стремления к распространению или размножения себя, низходит и желает производить себя,— и когда это бывает, тогда целая душа образует себя, облекает себя и бывает семенем, и сие быть может тысячекратно и тысячекратно потому, что душа есть субстанция духовная, не имеющая разтяжения на исполнение (implentio), из коей души не теряется ни какая часть, но производится целое, без малейшей ея потери или ущерба. Посему-то душа в самомалейших вместилищах, которыя есть семена, находится полно так, как и во вместилище своём самом большом, которое есть тело.—Итак, когда Истина души есть начало семени, то следует, что мущины имеют достаточный способ по любви размножать истины своей премудрости, и по любви производить Служения, поелику упражнения составляют блага, производящия истины. В Мiре также некоторым известно; что более обилуют семенем трудолюбивые, а не праздные. —На вопрос мой, каким способом из души мужеской размножается женское,—я получил ответ, что из блага разумнаго, так как оно в сущности своей есть истина; ибо разум может мыслить, что это есть благо—следовательно и истина есть в том, что оно благо; иначе же воля: она не мыслит ни о благе ни об истине, но любит и творит оныя.—Что поэтому и в Слове чрез сынов означаются истины, а чрез дочерей блага, об этом показано выше в п. 120. Что чрез семя в Слове разумеется истина, о том видеть можно в АПОКАЛИПСИСА ОТКРОВЕННОМ, в п. 565.
221. XII. ЧТО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗВОЛЕНИЯ МУЖА— Причина этому та, что мужья имеют вышесказанное достаточное средство, состоящее в обилии семени, которое переменяется у них то по состоянию мысли, то по состоянию тела их. Разум не так постоянен в своих помышлениях, как воля в своих побуждениях; разум тогда стремится то в верх, то в низ, и бывает то в состоянии весёлом и светлом, то в безпокойном и мрачном, занимаясь предметами то приятными, то неприятными; и поелику мысль, когда действует, тогда пребывает и в теле, то следует, что и состояния ея бывают подобныя же. По этому самому муж то отдаляется от любви супружественной, то приближается к ней, и поэтому обилие в одном состоянии отвлекается, а в другом возобновляется.— По сим причинам должно предоставить исполнения желания произволению мужа. Из чего и произходит то, что жёны, по впечатлённой им мудрости или благоразумию, в таких случаях ни как иного не присоветывают.
222. XIII. ЧТО СФЕРА СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ПРОИЗХОДЯЩАЯ ОТ ГОСПОДА ЧРЕЗ НЕБО, ВТЕКАЕТ ВО ВСЕ ПОДЛЕЖАЩИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ ДАЖЕ ДО ПОСЛЕДНИХ.—Что от Господа произходит Любовь и Премудрость, или Благо и Истина, о том показано выше в своей Статье. Двое оных в сочетании своём произходят непрестанно от Господа потому, что они есть Сам Господь, и от Него есть всё: произходящее же от Господа исполняет Вселенную; ибо без того ничто не могло бы существовать и пребывать. — Многия Сферы произходят от Господа, как-то: Сфера сохранения созданной Вселенной; Сфера защищения блага и истины против зла и лжи; Сфера преобразования или преображения и перерождения: Сфера невинности и мира; Сфера милосердия и милости, и прочия. Повсемственная же сфера всего есть Сфера супружественная, так как она есть и Сфера размножения,—следовательно, превосходная Сфера сохранения созданной Вселенной, которое сохранение продолжается чрез последующия рождения. — Что эта Сфера супружественная исполняет Вселенную, и проходит все подлежащия от первых до последних, о том явствует из вышепоказаннаго, то есть, что Супружества находятся в Небесах, и самыя совершенныя в Третьем или вышнем Небе; что не только у человеков, но и во всех подлежащих Царства животнаго, даже до червей,—и что Сфера эта есть также и во всех подлежащих Царства прозябаемаго, начиная от маслин и пальм, даже до трав.—Что эта Сфера повсемственно есть, нежели сфера теплоты и света, произходящая от Солнца нашего Мiра, в этом разсудок Убежден быть может из того, что она действует и без теплоты той — зимою, и без света ея — ночью, а особенно у человеков. Что так действует, то потому, что произходит из Солнца Неба Ангельскаго, и поэтому есть и постоянное уравномерение теплоты и света, то есть, сочетание блага и истины; ибо пребывает в непрестанной весне. — Перемена блага и истины, или теплоты и света ея, не составляют ея изменений, но подобно изменениям на земле, бывающих от перемен теплоты и света Солнечнаго там, но произходят они от подлежащих восприемлющих.
223. XIV. ЧТО ЭТА СФЕРА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПОЛОМ ЖЕНСКИМ И ЧРЕЗ ОНЫЙ ПЕРЕНОСИТСЯ В ПОЛ МУЖЕСКИЙ, НО НЕ ВЗАИМНО.Что у Пола мужескаго нет какой-либо Любви супружественной, но она есть только у Пола женскаго, от котораго и переносится в пол мужеский, это я видел засвидетельствованное опытом, о коем показано выше в п. 161. К этому присовокупляется и та причина, что Форма мужеская есть форма разумная, женщина же есть Форма волительная; и как форма разумная поможет теплеть теплотою супружественною сама от себя, но от теплоты соединительной другаго, которому она от сотворения впечатленна; то по этому разумная форма не может воспринять ту любовь иначе, кроме только чрез форму, к себе присоединённую волительную женщины, поелику и эта также есть форма любви. Это самое можно бы доказать более из Сочетания блага и истины, а пред естественнным человеком из Соединения сердца и легкаго, ибо Сердце соответствуем любви, а Легкое разуму. Но так как многие об этом не знают, то и доказательство такое послужило бы более оттенением, нежели освещением. — Из перенесения этой Сферы от Пола женскаго в Пол мужеской произходит то, что Мысль, от одного только помышления о поле, возжигается; следовательно оттуда также есть и образование размножительное, а по этому и возбуждение: ибо, еслибы не приближалась теплота к свету на земле, то ничто не произростало бы и не возбуждалось к произведению чего-либо там.
224. XV. ЧТО ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ТАМ ЭТА СФЕРА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЖЕНОЮ, И ЕДИНСТВЕННО ЧРЕЗ ЖЕНУ МУЖЕМ.—Что Сфера эта у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, воспринимается мужем единственно чрез жену, это ныне почитается тайною, хотя при всем том не составляет тайны, когда Жених и Первоначальный муж знать об этом может. Но то-ли, что произходит из невесты и первоначальной жены, супружественно побуждает, а не произходящее тогда от других из пола? Подобно этому есть и с теми, кои совокупно живут в любви истинно супружественной. И поелику сфера жизни окружает каждаго, как мущину, так и женщину—густо от груди, а тонко от спины; то явствует откуда произходит, что мужья, -горячо любящие своих жён, обращаются к ним, и днём смотрят на них миловидно; также, что нелюбящие своих жён, отворачиваются от них, и днём с презрением и суровостью смотрят на них. Чрез восприятие Сферы супружественной мужем единственно чрез жену, узнается и распознаётся Любовь истинно супружественная от любви супружественной зазорной, ложной и холодной.
225. XVI. ЧТО ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ТАМ СФЕРА ЭТА, ХОТЯ И ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЖЕНОЮ, НО НЕ МУЖЕМ ЧРЕЗ НЕЁ. —Сфера эта супружественная, втекающая во Вселенную, есть в начале своем Божественная, при поступлении своём в Небе у Ангелов есть небесная и духовная, у человеков естественная, у скотов и птиц животная, у мерзей вовся телесная, а у растений она непричастная жизни; и кроме этаго в каждом подлежащем переменяется по их формам.—Итак, поелику эта Сфера непосредственно воспринимается Полом женским, и посредственно Полом мужеским, и поелику воспринимается по формам; то следствует, что эта Сфера, которая в начале своём есть святая может обратиться в подлежащих и в не святую, и даже в противуположную, которая называется у женщин таких непотребною, а у мущин таких блудною; и как сии и те находятся во Аде, то и Сфера эта есть оттуда. Притом эта Сфера есть многоразличная, и по сему многие Виды имеющая, из коих муж принимает на себя такой вид, который сходствует с его природною склонностью, и соответствует—Из этаго может явствовать, что муж, не любящей жену, воспринимает ту сферу от инуда, а не от жены. Бывает однако же, что оную вдыхает иногда и жена, но тогда, когда не знает о том муж, и когда он разогревается.
226. XVII. ЧТО ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ БЫТЬ МОЖЕТ У ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ, И НЕСОВМЕСТНО У ДРУГАГО. -Один может из сердца желать себе супружества чистаго, а другой и не знает о том, что значит чистое; один может любить Церковное, другой же мiрское только; один может мыслью быть в Небе, а другой во Аде; и потому у одного может быть любовь супружественная, и несовместно у другаго. Таких супругов мысли, будучи противуположными, внутренно между собою сражаются, и ежели не внешно, то по крайней мере тот, кто не водится в любви супружественной, смотрит на своего товарища из союза или договора, как на постылую старуху; и так далее.
227. XVIII. ЧТО У СУПРУГОВ НАХОДЯТСЯ РАЗЛИЧНЫЯ СХОДСТВА И РАЗЛИЧНЫЯ НЕСХОДСТВА, КАК ВНУТРЕННИЕ, ТАК И ВНЕШНИЕ. Известно, что между Супругами находятся сходства и несходства, из коих видимы бывают только внешние, внутренние же узнают и сами супруги не иначе как по прошествии нарочитаго времени сожития, а посторонние люди замечают уже по признакам. Исчислять те и другие было бы тщетно, ибо это может только умножить страницы. Сходства отчасти можно выводить и об них заключать из несходств, для которых Любовь супружественная изменяется в холод, о чем показано будет в следующей Статье. Сходства и несходства вообще ведут начало свое из врожденных Наклонностей, чрез воспитания, сообщества, содружества и внушения изменяемых.
228. XIX. ЧТО РАЗЛИЧНЫЕ СХОДСТВА МОГУТ СОЕДИНЯТЬСЯ, НО НЕ С НЕСХОДСТВАМИ. Различия сходств многия, и более или менее отстоять между собою, и отстоящия могут по времени соединяться, особливо же чрез приспособление и вожделения, чрез взаимныя должности, чрез вежливости, чрез воздержания от скверных деяний, чрез общую любовь к младенцам и попечение о детях, а преимущественно чрез сообразности в предметах Церковных; ибо чрез предметы Церковные бывает соединение сходств отстоящих внутренно, чрез прочия же только внешно. Но с несходствами не может быть соединения потому, что они антипатическая или противуположныя.
229. XX. ЧТО ТЕМ, КОТОРЫЕ ВОЖДЕЛЕЛИ ЛЮБВИ ИСТИННО СУРУЖЕСТВЕННОЙ, ГОСПОДЬ ПРОВИДИТ СХОДСТВА, И ЕСЛИ НЕ БЫВАЕТ ТАКОВЫХ НА ЗЕМЛЕ, ТО ПРОВИДИТ ОНЫЯ В НЕБЕСАХ. Причина этому есть та, что все супружества любви истинно супружественной провидятся от Господа. Что Супружества от Него, об этом можно видеть выше в п. 130 и 131. Как же супружества провидятся в Небесах, о том я слышал от Ангелов такое описание: Божественное Господа Провидение особеннейшее и повсемственнйшее есть о Супружествах и в Супружествах, потому, что все приятности Небесныя проистекают из приятностей супружественных, так как сладкия воды из жилы источника. Проводятся для того, чтобы рождались Четы супружественныя, которыя и воспитываются под особым руководством Господа непрестанно до сих супружеств так, что не знают о том ни отрок, ни отроковица. По совершении времени, тогда та Девица невеста и тот Юноша жених, как бы случайно где-либо сходятся и друг друга видят, и тотчас тогда же как-будто бы по какому-либо инстинкту познают, что они чета, и из некотораго как бы внушения, внутренно в себе мыслят: юноша, что эта моя, а девица, что этот мой; и потом как это нисколько впечатляется в мысли их обоих, то свободно и по произволению между собою разговаривают и обручаются. Говорится, что как бы по случаю, инстинкту и внушению, но разумеется что по Божественному Провидению, поелику при незнании об этом так кажется; Господь бо открывает внутренния сходства, дабы друг друга видели.
230. XXI. ЧТО ЧЕЛОВЕК, ПО НЕДОСТАТКУ И УЩЕРБУ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СВОЙСТВУ СКОТА. Причина этому есть та, что человек сколько пребывает в любви супружественной, столько он есть духовен, и сколько есть духовен, столько и человек, ибо человек раждается к жизни по смерти, в которую и входит, так как имеет душу духовную, и в ту жизнь может возвышаться чрез способности разума своего. Если тогда и воля его вместе возвышается из данной также ей способности, то по смерти он наслаждается жизнью небесною; противное же бывает, если он находится в любви противуположной любви супружественной: ибо, сколько в той пребывает, столько есть естественен; человек же вовся естественный, подобен скоту относительно похотей (cupiditates), желаний (appetitus) и их приятностей, с тою только разностью, что он имеет способность возвышать свой разум в свете премудрости, и способность возвышать волю в теплоту любви небесной: сии способности не отнимаются ни у какого человека. Почему вовся естественный человек, хотя и уподобляется скоту, относительно похотей, желаний и их приятностей; однако же по смерти живёт, но в состоянии, соответствующем прежней его жизни. Из этого видеть можно, что человек, по недостатку и ущербу любви супружественной, приближается к свойству скота. Это кажется противоречащим потому, что недостаток и ущерб любви супружественной бывает у тех, которые однако не человеки; но здесь разсуждается о тех, которые ни во что вменяют любовь супружественную, будучи в любви блудной, итак в недостатке и ущербе любви супружественной.
231. При сём прилагаются ТРИ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: Некогда я услышал крики, которые как бы по воде раздаваясь исходили из адов. Во-первых, с левой стороны произносилось: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ; во-вторых, с правой: О, СКОЛЬ УЧЁНЫ; и в-третьих, позади: О, СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ! При этом пришла мне мысль, разве и во Аде есть Праведные, Ученые и Премудрые? Почему и был побужден вожделением видеть, точно ли таковые там находятся. Когда сказано было мне из Неба, что увижу и услышу,—то вышел из дома в духе, я увидел пред собою отверстие и в нём лестницу, ведущую вниз, по которой сойдя, я Увидел поля, покрытыя кустарниками терновыми и крапивными; и когда спросил, тутли Ад, то сказали, что есть ещё Земля ниже, которая близко над Адом. Продолжая идти по Крикам, и пришедши к Первому: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ, увидел я Сонм, состоявший из тех, которые в Мiре были Судьями Дружбы и Подарков; потом пришел ко второму Крику: О, СКОЛЬ УЧЁНЫ, где я увидел Сонм из тех, которые в Мiру были Словопретели, то-есть, ни о чем разсуждать не могущие, но только о всем спорить (Ratiocinatores); и по Третьему Крику, О, СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ, я увидел Сонм из тех, которые в Мiре были Утвердителями (Confirmatores) то-есть, утверждали или доказывали; но от этих обратился я к Первому, где были Судьи Дружбы и Подарков, провозглашенные Праведными. Тут я увидел на одной стороне как Амфитеатр, построенный из кирпичей, покрытый чёрными черепицами, о котором сказано было, что он называется Судилищем. В этом строении видны были три входа от стороны северной, и три также от стороны западной; с полуденной же и с восточной стороны ни одного входа; это самое и доказывало, что Суды их не были Суды Правды, но Мнения. Посредине Амфитеатра видна была Печь, в которую источники образовали факелы серные и известковые, от света коих представлялись на стенах изображения птиц вечерних и ночных; но печь та и, исходящим из нея светом, изображаемыя формы, были представлениями судов их, то-есть, что так они могут всякия судныя требования раскрашивать разными колерами и наводить им виды по пристрастию. Спустя около полчаса, явились Старики и Юноши в разных епанчах; они, сняв свои шапки, сели за Столами для суждения. Тогда я услышал и понял сколь хитро и искусно, по взгляду дружбы, склоняли и изворачивали суды в видимости правды до того даже, что им самим неправедное казалось праведным, а праведное неправедным; мнения таковыми казались из лиц их и слышны были из речей их. Тогда дано было мне просвещение из Неба, посредством котораго я понял справедливое ли было суждение их или цвет; и потому видел сколь искусно и прилежно прикрывали неправедное и наводили оному видимость праведнаго, избирая из законов то, что послужило к собственной их пользе, а прочее дополняли своими доказательствами. По окончании судов, выносимы были Приговоры для показания покровительствуемым друзьям и благоприятелям, которые, чтобы изъявить им своё в том удовольствие, кричали: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ! После этого, я говорил с Ангелами Неба, разсказывая им виденное мною и слышанное,—и Ангелы мне сказали, что такие судьи иным кажутся, будто бы они одарены проницательнейшею остротою разума, хотя притом ничего не видят праведнаго и справедливого; если отдалить от них воспламеняющую их к этому чью-либо дружбу, то сидят в судах немые, как статуи, и только говорят: приступаю, соображаюсь с тем или с тем; причина же этому та, что все Суды их составляют Предсуждение (Praejudicium), которое соединяясь с благоприятством, следует за Причиною от начала до конца ея: и поэтому ничего другого не видят, кроме того, что касается до друга, а что против его, удаляют в стороны; если же встречают что-либо этому подобное, то запутывают своими доводами и заключениями, так, как паук добычи свои паутиною, и истребляют: по сему-то, если не следуют за направлением своего предсуждения, то ничего не видят праведнаго. Они были испытаны, могут ли видеть, и найдено, что нет. Этому будут удивляться жители твоего Мiра; но объяви им, что все это есть истина, Ангелами Неба испытанная. Поелику же те Судьи ничего не видят праведнаго, то в Небе мы смотрим на них не как на человеков, но как на чудовищ, которых голову составляет касающееся до дружбы, грудь—касающееся до неправды, ноги—касающееся до утверждения, а подошвы—касающееся до правды,—и если это не благоприятствует другу, то оное топчут и попирают. Каковыми же кажутся нам из Неба, увидишь, ибо приближается конец их. И тогда же вдруг открылась земля, столы на столы упали, и вместе со всем Амфитеатром пожерты и ввержены в пещеры и заключены. Когда же мне сказано было, хочешь ли их видеть там, и я туда взглянул; то показались лица у них как сталь выглаженная, тела от шеи до чресл, как изваяния из камня, одетыя кожами пардов или рысей, ноги же, как змеи; Книги же Закона, лежавшии на столах, изменились в игральныя карты, а вместо суждения, дано им в награждение, чтобы приготовляли сурик для румян, которыми намазывали бы лица блудниц, и их таким способом переменяли бы в красавиц. По увидении этого, я желал идти и к прочим двум Сонмам, к одному, где только Словопретели или Спорщики, и к другому, где только Утвердители; но тогда сказано было мне, чтобы подождал несколько, что даны будут спутники Ангелы из Общества ближайшаго над ними, и что чрез этих спутников дан будет мне и свет от Господа, и увижу потом Удивительности.
232. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. После некотораго времени, я услышал опять из Нижней земли крики прежние: О СКОЛЬ УЧЕНЫ, О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ! Обозрев вокруг себя, я увидел Ангелов, обитающих в Небе непосредственно над кричащими О СКОЛЬ УЧЁНЫ. Ангелы сии, разговаривая со мною об этом Крике, сказали, что эти УЧЁНЫЕ те, которые только производят Прете или Спор о чем-либо, находятся-ли то, или и редко разсуждают, что такое есть. Они как ветры дующие и , и как кора около дерев, без сердцевины или мозга (medulla) как скорлупа около миндалей, без ядра, или как поверхности около плодов, без тела: ибо мысли их без внутренняго суждения, а соединены только с чувствами телесными; и по этому, если не разсуждают и не судят сами чувства, то и они ни о чём не могут иметь прети или споров. Словом, они совершенно чувственные, и мы называем их СЛОВОПРЕТЕЯМИ (ratiocinatores), потому что они ни о чём не заключают, но что слышат, о том только и спорят, находится-ли то, непрестанно противореча; ни Ничего так не любят, как приступать к самым истинам, которыя и разрывают своими спорами. Они-то думают о себе, что ученее всех в Мiре.—Услышав это, я просил Ангелов отвести меня туда; и повели меня к Пещере, от которой был ход к Нижней земли; по этому ходу мы сошли, и последовали за Криком, О СКОЛЬ УЧЁНЫ. Тут было несколько сот стоящих на одном месте, биющих землю ногами. Удивясь этому сперва, я спросил: для чего так стоят и подошвами бьют землю? и при этом сказал, что так могут ногами выбить землю. Ангелы разсмеясь при этом, сказали, что сии таковыми кажутся, потому, что не разсуждают ни о какой вещи, так-ли есть, как о ней говорится, но только спорят находится ли та вещь; и так как мысль их далее этого не простирается, то и кажутся они, будто топчут и трут одну глыбу земли, а дали не поступают.—Когда же я приблизился к тому собранию, и составлявшие его представлялись мне человеками не безобразными, и притом в изрядных одеждах: то Ангелы объявили мне, что такими кажутся при своём свете: если же втекает туда свет из Неба, то изменяются их виды, также и одежды. Так и сделалось; и тогда они представились с лицами мрачными и одетые чёрными мешками; по отдалении же этого света, опять были по прежнему. Тогда я немедля начал разговаривать с некоторыми из них, и сказал: я слышал крик Сонма около вас: о сколь учёны — и для того да позволено будет мне с вами несколько побеседовать о предметах, относящихся до великаго Учения. На это они отвечали: говори, что угодно, и удовлетворим. После этого, я спросил их, какая бы была Религия, спасающая человека? Они сказали: разделим этот вопрос на многия части, и прежде заключения о том, не можем дать ответа; почему и станем разсматривать: 1-ое, Религия есть-ли что-либо. 2-е, Спасение есть-ли или нет. 3-е. Одна Религия действует-ли более другой. 4-е. Небо и ад существуют-ли. 5-е. Также и жизнь вечная по смерти находится-ли, и прочее. Когда я спросил о Первом, Религия есть-ли что-либо; то начали разсуждать об этом предмете множеством доводов, находится-ли Религия, и есть-ли она что-либо. Потом я просил, чтобы об этом представили в Собрание; и когда туда представили, то последовал общий ответ, что такое Предложение требует столь многаго изследования, что невозможно окончить и до вечера. Когда же я спросил, что может быть не кончится и чрез год; то один из них сказал, что может быть и во сто лет. Тогда я сказал: между тем вы без Религии. На это мне отвечал: разве не следует доказать сперва „находится-ли Религия", и, которая так называется, есть-ли что-либо; ежели находится или есть, то будет и для премудрых; если же нет, то будет только для черни: известно, что Религия называется обязательством, но спрашивается для кого? Ежели только для черни, то сама по себе не составляет ничего; если же и для Премудрых, то она тогда составляет нечто. — Услышав это я сказал им: вы всего менее Учёные; ибо не можете иного мыслить и разсуждать, кроме о том только — находится-ли, и это оборачивать на все стороны. Кто может быть Ученее того, который зная что-либо, знает оное точно, и входит в то так, как человек ходит из шагу в шаг, и так постепенно в премудрость? Иначе же вы, не касаетесь истин, ниже ногтем, но более и более отделяете их от своего взора. Иметь прение только, или споря умствовать о чем-нибудь, находится-ли то, не значит-ли умствовать о шапке, или о сапоге, никогда и нигде не употребляемых? Что из этого проистекает, как не то, что не знаете бывает-ли что-либо, и даже бывает-ли спасение и жизнь вечная по смерти?, также одна Религия более-ли другой действует?.. Небо и ад существуют-ли?.—Об этих предметах вы не можете разсуждать ничего, пока пребываете в первом шагу или на одном месте и бьёте песок там ногами, не поступая далее. Берегитесь, чтобы мысли ваши, будучи вне суждения, не загрубели внутренне, и не сделались бы статуями соляными, а вы друзьями жены Лотовой.—Сказав это, я пошёл от них, а они от негодования бросали в след за мною камни; когда же я на них взглянул, то они представились мне тогда изваяниями каменными, не имеющими никакого человеческаго смысла. Почему я и спросил о жребии их у Ангелов, которые сказали, что таковые отсылаются в глубину адскую, где в пустыне принуждаются к ношению ношей, и тогда, не будучи в состояния произносить что-либо из разсудка, болтают и пустословят, почему и кажутся там издали как ослы навьюченные.
233. ТРЕТЬЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Потом сказал мне один из Ангелов: следуй за мною до места, где кричат, О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ, и что я увижу чудовища человеков, которыя хотя имеют лица человеческия, однако же они не человеки. И когда я спросил: разве по этому они скоты: то ангел отвечал, что не скоты, но ското-человеки; ибо они вовся не могут видеть истиннаго—истинное-ли то, или нет,—однако же могут делать истинным что только захотят; таковые у нас называются УТВЕРДИТЕЛЯМИ.—Тогда мы последуя крику, пришли к месту, где увидели Сонм мужчин, и около его толпу, в коей были некоторые из знатнаго происхождения, и услышав, что утверждали все ими говоренное, изъявив явно своё в том удовольствие, сказали: О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ!—Когда же Ангел отговорил меня ближе туда подходить, то мы вызвав одного из того Сонма, и отойдя подале в сторону, разговаривали с ним о различном, а он Доказывал каждое разсуждение особенно, даже до того, что доказательства его вовся казались истинными. Потом мы спросили у него, может ли он также доказывать и противное? Он отвечал, что может также искусно как и первыя; почему тогда же откровенно и из сердца сказал: что значит истинное?.. разве находится в природе вещей какое-либо другое истинное, кроме то только, что человек делает истинным? Скажи мне, что угодно, и сделаю то истинным. Я сказал ему: сделай истинным то, что Вера есть всё Церкви. Он исполнил это так удачно и проворно, что около стоявшие тут Учёные удивились и рукоплескали. Потом я просил его доказать истину того, что человеколюбие есть всё Церкви; и это он исполнил. Поелику, по предложению, что человеколюбие есть ничто Церкви. Он прикрыл и украсил оба предложения видимостями так, что предстоящие смотрели друг на друга и говорили, не есть-ли этот Премудрый. Тогда я сказал ему: не знаешь-ли, что добродетельно жить есть Человеколюбие, и что справедливо веровать есть Вера; ибо кто добродетельно живёт, тот и справедливо верует,—следовательно вера есть из человеколюбия, и человеколюбие есть из веры. Видишь-ли, что это есть истинное или истина? Он отвечал: сделаю это истинным и увижу; сделал и сказал: вижу. Потом скоро сделал противное истиным, и тогда сказал: вижу, что и это есть истинное.—При этом мы усмехнувшись, сказали: не противное-ли это; как ты можешь два противныя видеть истинными? Он, огорчась этим, отвечал: ошибаетесь, обое истинныя; ибо не иное есть истинно как то только, что человек делает истинным. Стоявшие близ нас некто, бывший в Мiре Легатом или Послом первой степени, удивляясь этому, сказал: замечаю, что подобное есть и в Мiре, — однако же ты сумасбродствуешь, сделай, ежели можешь, Истинным то, что Свет есть Тьма, и Тьма есть Свет. Тот отвечал: это исполню весьма легко: что Свет и Тьма, если не Состояние ока? Не изменяется-ли Свет в тень, когда око смотрит из противу лежащаго Солнцу места? и когда пристально око смотрит на Солнце, то кто не знает, что тогда состояние ока изменяется, и что потому Свет кажется тенью; когда же возвращается состояние ока, тогда тень кажется светом? Сова не видит-ли тьму ночную как свет дневной, а свет дневной, как тьму ночную, и самое Солнце кажется ей шаром тёмным и не-прозрачным? Если бы какой человек имел такия глаза как у совы, то что бы он называл Светом и что Тьмою? Что тогда Свет, ежели не состояние ока, а ежели есть состояние ока, то не Свет ли тогда есть Тьма, а Тьма Свет; почему одно предложение есть истинное, также и другое есть истинное. После этого, тот Посол просил показать истинным, что Ворон есть белый, а не черный. На сие отвечал: и это также сделаю, и сказал: возьми иглу, -либо бритву, раздели перья и пух, и посмотри с кожи ворона, бел ли он; ибо что чёрное, вокруг его состоящее, как не тень, по которой нельзя судить о цвете Ворона? Что чёрное есть только тень, спроси у знающих оптику,—и скажут; -либо сотри чёрный камень или стекло в пыль, и увидишь, что пыль та белая. Когда же Посол спросил; не рождается ли Ворон пред взором чёрным, то Утвердитель или Доказатель отвечал; если желаешь ты, будучи человеком, мыслить что-либо по видимости, то конечно можешь говорить о том по видимости (ex apparentia), что Ворон есть чёрный, но не можешь мыслить того; как например: можешь говорить по видимости, что Солнце восходит, проходит и заходит, но будучи человеком, не можешь того мыслить, потому, что Солнце стоит неподвижно, а земля обращается. Так точно и с Вороном: видимость есть видимость; скажи, что хочешь, даже, что Ворон есть бел, ибо седеет или белеет, когда состаревается, это я видел. Потом мы просили его, чтобы он объявил нам сердечно, шутит или верит, что истинное есть то только, что человек делает истинным? Он отвечал: божусь, что так верю. После этого, Легат спросил, может ли сделать истинным то, что он сам сумазбродствует? Отвечал тот: могу, но не хочу; ибо кто не сумазбродствует. После сего, этот всеобщий Утвердитель или Доказатель послан был к Ангелам, для испытания, каков он есть. Ангелы по испытании сказали, что он ни зерна разума не имеет, поелику у него закрыто всё то, что есть вышеразсудительное, а открыто только нижеразсудительное. Вышеразсудительное есть Свет Небесный, а ниже-разсудительное, есть Свет естественный, и этот Свет есть таков, что посредством его можно утверждать всё, что только угодно, но если Свет Небесный не втекает в свет естественный, то человек не видит истинное-ли то или ложное; а это и то видеть можно только из Света Небеснаго в свете естественном. Свет Небесный есть от Бога Неба, Который есть Господь; почему всеобщий тот Утвердитель есть ни человек, ни скот, но ското-человек. Наконец, спросил я у Ангела о жребии таковых, и могут-ли совокупно быть с живыми, потому что жизнь у человека есть из Света Небеснаго, и из этого есть Разум его? Ангел сказал, что таковые, когда одни находятся, тогда не могут ничего мыслить или разсуждать, и оттуда говорить, но стоят немые, как машины, и как в глубоком сне или изступлении, пробуждаются же тогда, когда услышат что-либо ушами; что таковыми бывают те, которые внутренно злые, ибо в них может втекать Свет Небесный Свыше, но только нечто духовное чрез откуда у них есть и способность утверждать или доказывать. По окончании-этих слов, услышал я глас от Ангелов, испытывавших его, по-мне сделать из всего слышаннаго всеобщее Заключение, которое мною и сделано так: «Возможность утверждать или доказывать то, что угодно, не означает разумеющаго; но возможность видеть истинное истинным, и ложное ложным, и это утверждать, означает такового». Поелику сего, я взглянул к Сонму, где стояли Утвердители, и толпа около их кричала: о сколь Премудры. Вдруг Облак мрачный покрыл их, и в том облаке летали совы и нетопыри. При этом мне сказано, что совы и нетопыри, в облаке мрачном летающия, есть соответствия, и оттуда видимости помышлений или разсуждений их; поелику, утверждения лжей, кажущихся истинами, представляются в этом Мiре в видах птиц ночных, коих глаза призрачный свет, внутренно освещает, и из него видят предметы в потьмах, как в свете. Такой Свет призрачный (fatum lux) духовен есть для тех, которые утверждают лжи, даже до того, что кажутся истинами, и потом называются и почитаются истинами. Все таковые находятся в видении последнем, а не в каком-либо видении первом.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 673;