Визначення еквівалентних передаточних функцій 15 страница
205. Слышал я от Ангелов, что те, которые жили в древнейших веках, ныне в Небесах живут так, как и прежде на земле жили дом с домом, фамилия с фамилиею и народ с народом, —и что никто почти не отлучается из дома; причина же этому та, что у них была любовь истинно супружественная, а потому и потомки или дети их наследовали наклонность к Супружественности или Сочетательности блага и истины, и в неё внутренние и внутренние от родителей, посредством воспитания удобно приуготовлены, а потом как бы сами от себя, получив своё право, от Господа введены.
206. XVIII. ТАК БЫВАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ДУША ДЕТЕЙ ЕСТЬ ОТ ОТЦА, А ОДЕЯНИЕ ЕЯ ОТ МАТЕРИ. Что душа есть от отца, никто из премудрых сомневаться не может; кроме того, доказывается это из лиц, которыя есть изображения свойств в потомках, надлежащею линиею происходящих от своих родоначальников; ибо отец возвращается как в изображении, если не в детях, то во внуках или правнуках. Это бывает по причине той, что душа составляет самое внутреннейшее начало человека, которое может иногда скрываться в детях, а открывается в потомстве.—Что душа есть от отца, а одеяние ея от матери, это объяснить можно подобием, взятым из Царства растений, в коем Земля есть общая Матерь; ибо она в себя, как бы в утробу свою, воспринимает и одевает семена, и даже как бы оныя зачинает, носит и воспитывает как матерь свои порождения от отца.
207. При сём прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: После некотораго времени, посмотрев к городу Афинами называемому, о котором выше сказано в Достопамятности же,—я услышал оттуда необыкновенный крик, смешанный несколько со смехом, а этот с некоторым негодованием и печалью. При всем том, крик этот не был разногласный, но согласный, потому что одно не было вместе с другим, но одно внутрь другаго. В Мiре духовном ясно познается в голосе разность и смешение побуждений. Когда я издалека доискивался причины того крика, то мне сказали, что оттуда, где сперва собираются пришельцы из Мiра Христианскаго, пришел вестник, говоря, что трое его уведомили, будто бы они в Мiре естественном живши, с прочими верили, что для блаженных и благополучных, по смерти имеет быть непременный покой от трудов, то есть, успокоение от разных прислуг, должностей и дел: и так как трое те приведены сюда нашими Посланными (Emissari), и стоя у ворот дожидаются: то по сему сделался Крик, и определено советом, чтобы не вводить их, как прежде, в Палладиум Парнасской, но в великую палату для слушания, дабы там открыли они Новости свои из Христианскаго Мiра; для чего и посланы никоторые ввести их туда торжественно.—Тогда был я в духе: и как духам разстояния бывают по состоянию их побуждения, а у меня было тогда побуждение видеть и слышать тех Пришельцов, то представилось, что и я нахожусь с ними, и по сему видел их введенных и слышал их разговаривающих. В Палате для слушания сидели Старейшины или Мудрейшие по сторонам, прочие же в средине: пред ними возвышена была земля. Сюда трое Пришельцов, с вестником, в торжественном провожании меньших (minorennes) чрез средину Палаты слушания введены. По нарочитом молчании, один из Старших (Majorennis), сделав обыкновенное приветсвие, спросил их: ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ? Они отвечали: много есть Новаго; но скажи пожалуй, о чем именно знать желаешь? Тогда Старший спросил их: ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ О НАШЕМ МИРЕ И О НЕБЕ?.. и Пришельцы отвечали, что пришедши в этот Мiр, мы услышали, что как тут, так и в Небе находятся Прислуги, Служения, Должности, Торговли, Учения всех наук и удивительныя Служения: однако же мы верили, что по переселение из Мiра естественнаго в этот Духовный, прейдем в вечное успокоение от трудов; а теперь видим, что находятся должности, которыя ничто иное как труды.—При этом, Старший сказал им: конечно вы, чрез вечное успокоение от трудов, разумели вечную праздность, в который вы думали безпрестанно сидеть и лежать, привлекая увеселения грудью, и вкушая радости устами? Трое Пришельцов, при этом разсмеясь ласкательно, сказали, что почти подобное сему предполагали. Тогда сказано им было: какое общение имеют радости, увеселения и из них благополучие с праздностью? От праздности упадает мысль и не распространяется более, или умерщвляется человек и не оживотворяется: представив себе кого-либо сидящим в совершенной праздности, который бы опустил руки и оставил без действия глаза свои,—и представив, что он же с тем вместе окружен и Эфиром веселия; не Сонная ли немощь тогда занимает и голову и тело его, не оставляя не малейшей живности на лице;—и не прейдет ли он потом в такое состояние, что по причине разслабленных волокон в теле, не может уже производить дальнейшаго действия, кроме одного—лишь слабаго шевеления, и наконец падает на землю? Что содержит систему тела в распространение и растяжение, как не умножаемая деятельность духа?, и откуда эта деятельность или напряжение Духа, как не из прислуг и служений?... Для этаго скажу вам Новое из Неба, что там находятся прислуги и служения (administrationes et ministeria), суды большие и меньшие, также художества и рукодияния.— Три Пришельца, услышав, что в Небе находятся Суды большие и меньшие, спросили: для чего оные?., не все ли в Небе получают вдохновение и руководствуются от Бога, и оттуда знают, что праведное и правое?., какая тогда надобность в судах? На это Муж старший отвечал: в сём Мiре мы наставляемся и научаемся благу и истина, также праведному и правому, подобно как и в Мiр естественном—и этому научаемся не непосредственно от Бога, но посредственно чрез других; и каждый Ангел, так как и всякой человек, разсуждает истину и делает благо как бы от себя,—и сие,—по состоянию Ангела, есть смётанное, а не чистое. Между Ангелами бывают также и простые и премудрые: премудрые судят, когда простые из простоты и неведящия сомневаются о справедливом, или от онаго отходят. Но вы, по новости вашей в здешнем Мiре, если вам угодно, последуйте за мной в наш Город, и покажем вам всё.—Почему они и вышли из Палаты слушания, а за ними некоторые из Старейшин,—и сперва вошли в великое Книгохранилище, где книги разделены были по знаниям. Те три Пришельца, увидев столько книг, изумились и сказали: и в этом Мiре есть Книги!..—откуда же пергаменты и бумага?., откуда перья и чернилы?. — На это отвечали Старейшины: понимаем, что вы, будучи в прежнем Мiре, считали здешийй Мiр пустым, потому, что он духовный, —и что такого понятия причиной была идея о духовном, отвлечённая от материальнаго и отвлечённое от материальнаго казалось вам как ничто,—следовательно как пустое; когда однакоже здесь есть всё в своём совершенстве, и все СУБСТАНЦИАЛЬНОЕ, а не материальное,—материальное же заимствует начало своё из субстанцианальнаго: и мы, по причине нахождения нашего здесь, также человеки духовные, ибо субстанцианальные, а не материальные. По сему-то здесь находится всё то, что и в Мiре есественном, в своем совершенстве,—следовательно и книги и писания, а при том гораздо более.—Три Пришельца, услышав что именуется СУБСТАНЦИАЛБНОЕ, помыслили, что так точно есть, потому, что видели писанныя Книги, и слышали сказанное, что материи начально происходят из субстанций.—Для большаго в этом уверения, показаны им были жилища писцов и писцы, списывавшие образцы, премудрыми тамошняго города написанные и когда они взглянули на писания, то удивились, что были весьма чисты и отменно красивы.—После этаго водили их в Музеумы, Гимназии и Коллепумы, где также были Игры их ученыя, из коих иныя назывались играми Геликонскими, другими играми Парнасскими, иныя играми Афинскими, а иныя играми Дев у источника; при чем уведомлены они были, что последния именуются так потому, что Девы означают побуждения знаний, а по побуждению знаний у каждаго есть разумение-Играми же (ludi) названы потому, что составляют упражнения и борьбы духовныя.— Потом Пришельцы те были в городе у Правителей, Надзирателей и у прочих, отправляющих должности, которые показывали им удивительныя Изделия, художниками духовными производимыя.—По обозрении всего этаго, Старейшины опять разговаривая о Покое вечном от трудов, в который, по
смерти приходят благополучные и блаженные, сказал: Покой или успокоение вечное не есть праздность, ибо от праздности мысль, а оттуда и всё тело получает разслабление, онимение, изступление и усыпление, которыя составляют смерть, а не жизнь,—менее же жизнь вечную, в коей находятся Ангелы Неба. Почему покой вечный есть покой, разгоняющий все то и доставляют человеку жизнь: и это не иное что есть, как такое состояние, которое возвышает мысль; следовательно есть некоторое Служение и дело, посредством коего возбуждается, оживляется и увеселяется мысль; это бывает по служению, из котораго, в котором и к которому действуется.—Посему-то Господь взирает на Целое Небо, как на непрерывныя Служения, и каждый Ангел есть Ангел по служению; приятность служения носит его как благополучная погода корабль, и доставляет ему вечный покой и покой мира: так разумеется Вечный покой или успокоение от трудов.—Что Ангел есть жив по служению или занятию мысли его Служением, это совершенно явствует из того, что у каждаго есть Любовь супружественная с ея способностью, могуществом или силою и увеселениями, по мере занятия подлинным служением, в котором он находится.—Когда те три Пришельца уверились и утвердились, что Вечный покой не есть праздность, но приятность, ощущаемая от какого-либо дела при его Служении; то пришли Девы со скалками для шитья и пряжения, рукоделиями своими, и оныя подарили им; а когда сии новые духи отходили, то Девы воспели песнь, в которой Ангельским тоном изъясняли побуждение трудов своих при Служение с весёлыми и приятными Удовольствиями.
208. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Когда я был в разсуждении о Тайнах Любви Супружественной, сокрытых у жён, то опять явился ДОЖДЬ ЗОЛОТОЙ, о котором сказано выше. Тогда я вспомнил, что этот дождь над Дворцом на Востоке, где жили три Любви супружественныя, тоесть, три четы Супругов, нежно друг друга любящих. Увидев этот Дождь, и сладостью разсуждения об оной любви, как бы приглашён будучи, я поспешил туда: когда же приближался, то Дождь этот из золотаго сделался пурпуровым, потом червлённым, а когда я был гораздо ближе, то на подобие Росы опаловаго цвета. Постучался я, и отворилась дверь; тогда я просил телохранителя доложить мужьям, что опять пришел тот, который прежде Был с Ангелом, испрашивая позволения войти для разговора. Телохранитель возвратился с позволением: почему вошедши туда, я видел трёх Мужей вместе с их Женами, в открытой галлерее древесной (in hypacthro). По взаимном нашем приветствовании, я спросил у Жён, являлась ли после та белая голубица на окне?—и отвечали, что она и теперь тут, и также машет крыльями из чего догадались мы, что ты находишься здесь и заботишься об открытие ещё одной Тайны касательно любви Супружественной. Когда я спросил их; для чего говорите одной? ибо желаю и пришел узнать не одну Тайну, а многия; то они отвечали: есть много Тайн, и некоторый из них превосходят премудрость вашу до такой степени, что разум ваш не может их понять. Вы величаетесь над нами своею премудростью, но мы не величаемся над вами нашею, хотя наша премудрость и превосходит вашу, ибо входит в наклонности и побуждения ваши, и при том видит, понимает и чувствует оныя. Вы вовся ничего не знаете о наклонностях и побуждениях любви вашей, хотя по ним и из них разум ваш мыслит, то-есть, из которых и по которым вы состоите премудрыми; однако же жёны так хорошо знают оныя в мужьях своих, что видят оныя на лицах их, и слышат из тонов устной речи их, и даже осязают оныя на грудях, плечах и коленях их: мы из ревности любви, для вашего благополучия и вмести нашего, притворяемся, будто не знаем оных, а между тем управляем оными благоразумно, и во всём, что только приятно, угодно и желательно мужьям нашим, следуем позволяя и не препятствуя, но только умиряя, если возможно, никогда же не принуждая.—Спросил я, откуда у них такая премудрость?—и отвечали, что от сотворения, и по сему от рождения у нас впечатленна: Мужья наши уподобляют ее инстинкту (instinctus), мы же производим её из Божественнаго Провидения, дабы мужья чрез жён своих делались благополучными. Слышали мы от Мужей наших, что Господь хочет, дабы человек-мущина действовал, по разсудку из свободнаго, и что по сему тем его свободным, относящимся до наклонностей и побуждений, Сам Господь управляет от внутрь, а чрез Жену его от вне, и что так образует Мужа с Женою в Ангела Неба.—Сверх этаго Любовь переменяет свою сущность, и тогда не есть Любовь, когда принуждается. Но об этом скажем откровение: мы движения к оному, то-есть, к благоразумию управлять наклонностями и побуждениями мужей наших так, что кажется им, будто они действуют из свободнаго, по своему разсудку, ибо мы увеселяемся любовью их, и не более любим,как столько, сколько они увеселяются нашими увеселениями, которыя,если им наскучают, то и у нас делаются ничтожными (hebescunt).—После сих слов, вошла одна из Жён в брачную, и возвратясь оттуда сказала, что Голубица моя ещё машет крыльями, означая, чтобы мы открыли более; и сказали: мы приметили перемены наклонностей и побуждений мужей различныя, как-то: что они к жёнам хладенеют, когда суетное мыслят против Господа и Церкви; что хладенеют, когда кичатся собственным разумением;. что хладенеют, когда смотрят на чужих женщин похотливо; что хладенеют, когда Жёны примечают о Любви и прочее; и что хладенеют холодом различным. Это примечаем по отвлечению чувств от очей, ушей и тела их к присутствию до наших чувств. Из сих немногих разговоров видеть можно, что мы знаем лучше, нежели мужья, хорошо ли им, или худо; если хладенеют к жёнам, тогда им худо,—если же теплеют к жёнам, тогда им хорошо; для этого жены непрестанно мыслят о средствах, чтобы мужья к ним теплели, а не хладенели,—и об этом мыслят так осторожно, что мужья никак не могут узнать.—По окончании сих слов, слышно стало, будто Голубица воркует (gemeret), и тогда жёны сказали, что этим знаком не позволяется нам открывать дальнейших тайн; при чем спросили меня; может быть ты слышанное от нас откроешь мущинам? На это я отвечал, что не намереваю того,—и какой от сего вред? Жены, по-говорив об этом между собою, сказали: открывай, если хочешь. Мы знаем, сколько могут советования жён; они скажут мужьям своим: забавляется этот мущина, говорит басни или сказки, шутит, занимаясь призраками, и как обыкновенно шутят мущины; не верьте ему, но верьте нам, мы знаем, что вы Любви, а мы Повиновения; и так открывай, если хочешь, и знай, что Мужья не утвердятся на твоих словах, но на словах Жён своих, которых они целуют.
О супружествах вообще.
209. О Супружествах, если изъяснять частно, то это малое Сочинение составило бы великую Книгу. Частно изъяснять или преподавать можно о Сходстве и Не сходстве между Супругами; о Возвышении любви супружественной естественной в любовь супружественную духовную, и о Соединении оных; о Приращениях одной и об Умалении другой; о Переменнах и Различиях обеих: о Разумении жён: о Сфере супружества или супружественной всеобщей из Неба и о Противуположной ей сфере- из Ада; о Втечении этих сфер и о Восприятии, и прочия многия статьи, которыя могут обременить читателя. По такой причине, и для избежания напрасных распространений, разсуждается о Супружествах вообще, с разделением этаго разсуждения на следующии Члены:
— I. Что собственное чувство любви супружественной есть чувство осязания. — II. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, способность премудрстововать возрастает; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется. — III. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, возрастает и благоденствие сожития; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется. — IV. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, возрастает соединение мыслей, а с ним и дружба; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется.— V. Что пребывающие в любви истинно супружественной, непрестанно желают быть одним человеком; но те, кои не в любви супружественной, желают быть двое.— VI. Что пребывающее в Любви истинно супгружественной, смотрят в супружестве на вечность, напротив те кои не в любви супружественной.— VII. Что Любовь супружественная находится у Жён чистых, но при всём том любовь их зависит от Мужей. –VIII. Что Разумение женщин есть в себе скромное, приятное, миролюбивое, тёплое, кроткое, нежное, Разумение же мущин в себе, есть тяжёлое, неприятное, грубое, смелое, любящее позволение.—IX. Что Жёны любят союзы супружества, только бы оные любили Мужья.—X. Что Жёны не имеют никакого возбуждения, как Мужья, но у них есть состояние приуготовления к восприятию. — XI. Что Мужья имеют достаточный способ по любви размножить истины своей премудрости, и по любви производить служения.—XII. Что исполнение зависит от нрава, то-есть желания мужа.—XIII. Что Сфера супружественная, происходящая от Господа чрез Небо, втекает во все подлежащия во Вселенной, даже до последних.—ХIV. Что эта Сфера воспринимается Полом женским, и чрез оный переносится в Поля мужеское, но не взаимно. — XV. Что, где есть Любовь истинно супружественнои, там эта Сфера воспринимается Женою, и единственно чрез Жену мужем.— XVI. Что, где нет Любви супружественной, там Сфера эта, хотя и воспринимается женою, но не мужем чрез неё.—XVII. Что Любовь истинно супружественная быть может у одного из супругов и несовместно у другого.— XVIII. Что у супругов находятся различныя сходства и различныя несходства как внутренния, так и внешния. — XIX. Что различныя сходства могут соединяться, но не с несходствами.—XX. Что тем, которые вожделели Любви истинно супружественной, Господь провидит сходства,—и если не бывает таковых на земле, то провидит оныя в Небесах.—XXI. Что человек, по недостатку и ущербу Любви супружественной, приближается к свойству скота.— Следует теперь этих Членов Изъяснение.
210. I. ЧТО СОБСТВЕННОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ ЕСТЬ ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ. —Каждая любовь имеет свои чувства; Любовь видеть из любви разуметь, имеет чувство зрения, коего приятности есть соразмерения и красоты; Любовь слышать из любви внимать и повиноваться, имеет чувство слуха, котораго приятность—согласия; Любовь познавать около себя текущее в воздухе из любви чувствовать, имеет чувство обоняния, и его приятности—благоухания; Любовь питать себя из любви напоять себя благами и истинами, имеет чувство вкуса, и его приятность—богатый стол: Любовь познавать предметы из любви обозревать и защищать себя, имеет чувство осязания, и его приятности составляют щекотания. Любовь соединять себя с подобным, из любви соединять благо и истину, имеет чувство осязания потому, что это Чувство есть общее всем чувствам и из них получает заимственность. Что эта любовь присовокупляет к себе все помянутыя чувства, и присвояет себе приятности их, об этом известно. Что Чувство осязания присвоено Любви супружественной, и что оно есть собственное ея, о том явствует из всякой игры ея и из возвышения тонкостей ея даже до самой крайности. Но сии тонкости выводить более предоставляется любителям.
211. II. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ ВСЕ ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, СПОСОБНОСТЬ ПРЕМУДРСТВОВАТЬ ВОЗРАСТАЕТ; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, УМАЛЯЕТСЯ. Способность премудрствовать у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, возрастает или усовершается потому, что эта Любовь у супругов есть из премудрости, и по оной умножается, как выше показано; также и потому, что чувство этой любви есть осязание, которое общее всем чувствам, и притом, будучи исполнено увеселениями, открывает внутренности мыслей так, как открывает внутренности чувств, и с ними органы Целаго тела. Из чего стедует, что находящееся в этой любви, ничего так не любят, как премудрствовать; ибо человек премудрствует столько, сколько открываются внутренности мысли его. Чрез такое открытие возвышаются помышления разума в высший свет, и побуждения воли в высшую теплоту; высший же свет есть премудрость, а высшая теплота есть любовь его. Увеселения духовны, соединенныя с увеселениями естественными, пребывающия у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, производят любимость, и оттуда способность премудрствовать.—По сему-то у Ангелов есть Любовь по премудрости, и любви этой приращения, вместе с увеселениями ея, бывают по приращениям премудрости; и дети духовные, из супружеств их рождающееся, по премудрости состоят из отца, а по любви из матери, которых и любят из духовнаго чадолюбия или любви к младенцам, называемой Storge, каковая любовь присоединяется к любви их супружественной и, непрестанно ее возвышая, их соединяет.—Противное же бывает у тех, кои не имеют любви супружественной из любви премудрости; они не вступают в супружество иначе, кроме имея основанием похоть, которая включает в себе и любовь неистовствования.—Всякая цель, в себе разсматриваемая, есть любовь; но похоть, в духовном ея начале, есть неистовство (insania). Чрез неистовство Разумеется безумие изо лжи или изступление мысли; безумие же явное есть безумие мысли из олжетворенных истин, пока сии будут признаны за премудрость.— то такие неистовствующие против любви супружественной, тому явное Доказательство или уверение находится в Мiре духовном, где они, при первом обоняния любви супружественной, убегают в пещеры и запирают за собою двери; если же двери отворяются, то они неистовствуют как безумные в Мiре.
212. III. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОИ, ВОЗРАСТАЕТ И БЛАГОДЕНСТВИЕ СОЖИТИЯ; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОИ, УМАЛЯЕТСЯ. Благоденствие сожития возрастает у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной потому, что взаимно друг друга любят всеми чувствами: жена не видит любезнее мужа, и муж взаимно, и притом ничего любезнее не слышат, не обоняют и не осязают; оттуда у них благоденствие сожития существует в доме, в спальне и на ложе. Что так есть, можете вы, мужья, уверить себя из первых увеселений супружества, которыя состоят в полноте своей, ибо тогда жена одна из всего пола возлюбляется.—А что противное бывает у тех, кои не состоят в какой-либо любви супружественной, об этом известно.
213. IV. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ВОЗРАСТАЕТ СОЕДИНЕНИЕ МЫСЛЕЙ, А С НИМ И ДРУЖБА; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, УМАЛЯЕТСЯ.—Что соединение мыслей возрастает у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, об этом показано в Статье о соединении душ и мыслей чрез супружество, которое соединение разумеется чрез слова Господни, что к тому не суть двое, но едина плоть, в п. 156 до 191.—Что соединение это возрастает, так как дружба соединяется с любовью, то потому, что Дружба есть как вид этой любви и как одежда ея; ибо, не только присовокупляется к любви как одежда, но и соединяется с нею как вид (facies). Любовь, предшествующая дружбе, подобна любви пола, каковая любовь после даннаго обета устраняется; любовь же, соединенная с дружбою, после обета остаётся, пребывает и укрепляется: дружба вводит ее внутрь груди и делает её истинно супружественною, — и тогда делает дружбу свою также супружественною, которая весьма различествует от дружбы всякой другой любви, ибо есть полная.—Что противное бывает у тех, кои не имют любви супружественной,—это известно; у них первая дружба, впечатлённая во время обручения, и потом в первые дни после брака, более и более от внутренних начал мысли отдаляется, производя это постепенно, и наконец отходит к наружным кожицам, то есть, остается только в осязании,—а у тех, которые мыслят о разлучениях и вовся исчезает; у тех же, кои не мыслят о разлучениях, любовь хотя и пребывает во внешних началах, но хладенеет во внутренних.
214. V. ЧТО ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, НЕПРЕСТАННО ЖЕЛАЮТ БЫТЬ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ; НО ТЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ЖЕЛАЮТ БЫТЬ ДВОЕ.—Любовь супружественная в сущности своей не что иное есть, как то, что двое желают быть едино, то есть, желают, чтобы две жизни были одною жизнью; это желание или воля состоит в непрерывном стремлении сей любви, из котораго проистекают все действия ея.—Что стремление есть самая сущность движения, и что воля есть живое стремление у человека, это доказывают прилежныя изследования и утверждения философов, также и разсматриватели из разсудка очищеннаго. Из этого следует, что пребывающие в Любви истинно супружественной непрестанно стремятся, то есть, желают быть одним че-ловеком.—А что противуположное есть у тех, кои не в любви супружественной, о том сами они хорошо знают; они потому, что непрестанно из разделения душ и мыслей, почитают себя двумя, не понимают значения Господних слов, что не суть к тому двое, но едина плоть, Мате.: XIX, 6.
215. VI. ЧТО ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, СМОТРЯТ В СУПРУЖЕСТВА НА ВЕЧНОСТЬ; НАПРОТИВ ЖЕ ТЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Пребывающие в Любви истинно супружественной смотрят на вечность потому, что в этой любви есть вечность, которая происходит из того, что любовь эта у жены и премудрость у мужа, возрастают вечно, и супруги, в таком возрастании или поступлении, совершеннее и совершеннее входят в Небесныя блаженства, которыя их премудрость и эта любовь вместе в себе скрывают; почему, еслибы идея вечности каким-либо случаем из мыслей улетела, то было бы похоже как будто они с Неба низвергаются. Какое состояние есть у Супругов в Небе, когда теряется из мыслей их идея вечности, и место ея заступает идея временности, предложу один опытный пример, и именно: некогда чета супругов, по данному позволению, были у меня из Неба;—и когда лукавыми разговорами некотораго бездельника, отнята была у них идея вечности о супружестве, тогда начали они рыдать, говоря, что не могут жить более, и что чувствуют бедствие, котораго прежде никогда не чувствовали. Понявши это соангелы в Небе, отдалили того бездельника и низвергли; после чего, тотчас возвратилась у них идея вечности, и потому возрадовались радостью сердца и наинежнейше друг друга обняли.—Кроме этого, я видел двух супругов, кои о супружестве своем имели идею—то вечности, то временности, по причине внутренняго их несходства. Они, когда были в идее вечности, тогда между собою радовались; будучи же в идеи временности, сказали, нет более супружества; жена говорила, что она более не супруга, а наложница,—муж же, что он более не муж, но прелюбодей; и когда открыто было их несходство внутреннее, то разошлись мущина от женщины женщина от мущины; после же, когда у обоих была идея вечности о супружестве, они соединялись содружественным сходством.—Из этого ясно видеть можно, что пребывающие в Любви истинно супружественной, смотрят на вечность, и что ежели сие теряется внутренно из помышления, то разделяются относительно любви супружественной, но не относительно дружбы, потому, что эта обитает во внешних началах, а та во внутренних. Подобно есть и в супружествах на земли, где супруги, когда нежно друг друга любят, то мыслят о вечности союза, и ничего не думают о прекращении его смертию; если же о об этом печалятся, то питаются надеждою из помышления, о продолжении его по смерти.
216. VII. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ НАХОДИТСЯ У ЖЁН ЧИСТЫХ, НО ПРИ ВСЕМ ТОМ ЛЮБОВЬ ИХ ЗАВИСИТ ОТ МУЖЕЙ. Причина этому есть та, что жёны составляют рожденныя любви, а потому и впечатлено им желание быть едино с мужьями, и из этого помышления воли своей они непрестанно питают любовь свою; почему удаляться от стремления к соединению себя с мужьями, было бы удаляться от самих себя; иначе же мужья: они, не будучи рожденными любвями, но восприемлищим любовь от жен, поколику её воспринимают, потолику жёны с любовью своею вне стоят и ожидают. Это бывает однако же у жён только чистых,—иначе же у нечистых. Из чего и явствует, что Любовь супружественная находится у жён чистых, — но что при всём том любовь тех зависит от мужей.
217. VIII. ЧТО РАЗУМЕНИЕ ЖЕНЩИН ЕСТЬ В СЕБЕ СКРОМНОЕ, ПРИЯТНОЕ, МИРОЛЮБИВОЕ, ТИХОЕ, КРОТКОЕ И НЕЖНОЕ; РАЗУМЕНИЕ ЖЕ МУЩИН ЕСТЬ В СЕБЕ ТЯЖЕЛОЕ, НЕПРИЯТНОЕ, ГРУБОЕ, СМЕЛОЕ И ЛЮБЯЩЕЕ ПОЗВОЛЕНИЕ.—Что таковыми состоят женщины и таковыми состоят мущины, об этом довольно явствует из их тела, лица, голоса, речи, обращений и нравов. Из Тела, что мущины грубы кожею и телом, а женщины нежны. Из ЛИЦА, что оно у мущин грубее, жестче, шероховатее, желтее и притом волосистее,— следовательно некрасивое; у женщин же мягче, глаже, нижнее и белее,—следовательно красивее, и потому можно называть их красотами. Из ГОЛОСА, что у мущин голос грубой, а у женщин нужной. Из Речи, что она у мущин есть любящая позволение и смелая, а у женщин вежливая и миролюбивая. Из ОБРАЩЕНИЙ, что мущины крепче и сильнее,—женщины же безсильнее и слабее. Из НРАВОВ, что мущины строптивее, а женщины скромнее.—Сколько от самаго рождения различествуют свойства мущин от свойства женщин, это , открылось мне ясно чрез видение отроков и отроковиц в собраниях. Видел я их несколькократно из окна в большом Городе на улице, где ежедневно они собирались более нежели по двадцати; там отроки, по врожденной им наклонности, совместно играли, бегая сюда и туда, крича, сражаясь, схватываясь, бросая одни на других камешки; Отроковицы же сидели с кротостью у дверей домов,—некоторыя играли с детьми, другия одевали кукол,—иныя пряли кусочки льна, а некоторый друг друга целовали,—и чему я удивлялся, даже приятными и весёлыми глазами смотрели на тех отроков, которые были им подобны. Из этаго я мог ясно видеть, что мущина раждается быть разумом, а женщина любовью; также каков есть разум и какова есть любовь в своих началах,—и посему каков был бы разум у мущины в последствие без соединения с любовью женскою, и потом супружественною.
218. IX. ЧТО ЖЕНЫ ЛЮБЯТ СОЮЗЫ СУПРУЖЕСТВА, ТОЛЬКО БЫ ОНЫЕ ЛЮБИЛИ МУЖЬЯ. Это следует из предъидущаго Члена, к которому прибавляется то, что Жёны из впечатления желают быть и именоваться жёнами. Это имя для них есть красота и честь, для чего любят и союзы супружества; и поелику чистыя жёны, не имянем только, но действительно желают быть жёнами, и это бывает чрез ближайшее и ближайшее единение с мужьями, то по сему и союзы супружества, по установлению договора о нём любят, и тем более, если они бывают взаимно любимы от своих супругов, или, что то же есть, если и мужья любят сии союзы.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 628;