Визначення еквівалентних передаточних функцій 14 страница

О перемене состояния жизни у мужчин и женщин в супружестве.

184. Что разумеется чрез состояния жизни, и чрез перемены их, об этом весьма известно Ученым и Мудрым, но неизвестно неученым и простым; для чего и нужно нисколько о том предуведомить. Состояние жизни человека есть качество его и поелику две способности, составляющия жизнь, т.е., Разум и Воля, кои находятся у каждаго человека; то поэтому и состояние жизни человека есть Качество его, относительно Разума и Воли. Откуда и явствует, что чрез Перемены состояния жизни, разумеются перемены качества относительно Разума и относительно Воли. — Что всякий человек, относительно этих двух непрестанно переменяется, но только с различиями, бывающими до супружества и после супружества, — о том в следующих параграфах показано будет сим порядком: I. Что Состояние жизни человеческой, от самаго младенчества даже до конца её, и потом навсегда, непрестанно переменяется. II. Что подобно же и внутренняя Форма человека, которая есть Дух его. III. Что сии Перемены бывают иныя у Мужчин и иныя у Женщин, ибо Мужчины от сотворения есть Формы знания, разумения и премудрости, а Женщины есть Форма любви оных у мужчин. IV. Что у Мужчин есть возвышение мысли в высший свет, а у Женщин возвышение мысли в высшую теплоту, и что Женщина ощущает увеселение своей теплоты в свете, Мужчины. V. Что Состояния жизни у Мужчин и Женщин иныя до Супружества, и иныя после Супружества. VI. Что Состояния жизни после, Супружества переменяются у супругов, и следуют одно за другим, по мере соединении мыслено, чрез любовь супружественную VII. Что Супружества также наводят душам и мыслям Супругов иныя формы. VIII. Что женщина действительно образуется в Жену мужннию, по описанию в Книге Творения. IX. Что это образование бывает от жены способами тайными, и что оно разумеется чрез сотворение женщины во время сна мужчины. — X. Что образование такое от Жены бывает чрез соединение своей воли с внутреннею волею Мужа. — XI. На тот конец, чтобы обоих Воля была единою, и посему двое были бы одним Человеком—ХII. Что образование то от Жены бывает чрез присвоение побуждения Мужа — XIII. Что образование то от Жены, бывает чрез восприятие размножений души Мужа, с увеселением, превосходнейшим из того, что жена желает быть Любовью премудрости своего мужа. — XIV. Что так образуется Девица в Жену, а Юноша в Мужа.—XV. Что в Сочетании одного мужа с одною женою, между коими есть Любовь истинно супружественная. Жена бывает более и более женою, а Муж более и более мужем. — XVI. Что таким образом постепенно от внутреннейшаго начала усовершаются и благородными делаются их формы. — XVII. Что Дети, рожденные от двух, находящихся в Любви истинно супружественной, заимствуют от родителей Супружествснность или сочетатиельность блага и истины, и из того Наклонность и Способность: если сын, то к познанию того, что из премудрости; если же дочь, то к люблению того, чему учит премудрость.Так бывает потому, что душа детей есть от Отца, а одеяние ея от Матери. Следует теперь этих предметов Изъяснение.

185. I. ЧТО СОСТОЯНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ОТ САМАГО МЛАДЕНЧЕСТВА ДАЖЕ ДО КОНЦА ЕЯ, И ПОТОМ НАВСЕГДА, НЕПРЕСТАННО ПЕРЕМЕНЯЕТСЯ. Вообще состояниями жизни человеческой называются: Младенчество, Отрочество, Молодость, Юность и Старость. Что каждый человек, котораго жизнь продолжается в Мiре, постепенно переходит от одного состояния к другому, следовательно от перваго до последняго,—об этом известно. Перехождения в те возрасты неприметны иначе, как только чрез продолжения времяни, поступая от моментов в моменты, и так непрестанно: ибо с человеком происходит то же, что и с деревом, которое во всякое время, даже в самомалейшее, от семени, брошеннаго в землю, растет и подрастает. Моментныя сии поступления составляют и перемены состояния, в коих следующее присовокупляет к предъидущему нечто такое, которым усовершается состояние. Перемены или изменения, бывающия во Внутренних человека началах или сущностях, продолжаются совершеннее, нежели те, которыя бывают в Внешних его началах. Причина же этому та, что Внутренния начала человека, чрез которыя разумеются начала его Мысленныя или Духовныя, находятся в высшей степени, нежели Внешния, и в тех началах, которыя в высшей степени бывают тысячи перемен, в ту минуту, в которую во Внешних бывает одна только. Перемены, бывающая во Внутренних началах, составляют Перемены состояния воли, относительно побуждения, и Перемены состояния разума, относительно помышлений: постепенныя перемены состояния сих и тех особенно разумеются в Намерении. Перемены состояния двух тех жизней или способностей непрестанно продолжаются у человека от младенчества даже до конца жизни его, и потом вечно, потому, что нет конца знанно, менее же разумению, а еще менее премудрости: ибо в распространению или обширности их безконечность и вечность есть из Безконечнаго и Вечнаго, от котораго оне суть. Отсюда произошло Древних философское положение, что все есть делимое в безконечное, к коему прибавить должно, что таковое же есть и умножаемое. Ангелы утверждают, что от Господа усовершается премудрость вечно, через что также означается и в безконечность, поелику вечное есть безконечность времени.

 

186. II. ЧТО ПОДОБНО ЖЕ И ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ЕСТЬ ДУХ ЕГО. Эта форма непрестанно переменяется, так как и состояние жизни человека, потому, что не бывает ничего без формы, состояние же наводит её: следовательно, всё равно сказать, что—или состояние жизни человеческой переменяется, или форма его. Все побуждения и помышления человеческия находятся в формах, и потому из форм; ибо формы составляют подлежащия оных. Побуждения и помышления, если бы не были в подлежащих образованных, то находились бы и в черепах безмозглых; а это было бы тогда подобно зрению без ока, слуху без уха и вкусу без языка; что подлежащия этих чувств составляют формы,—о том известно. Состояние жизни и оттуда форма у человека переменяется непрестанно потому, что этой истине учили и ныне учат мудрые, говоря, что не бывает Тоже, или совершенное Тождество двух, тем более многих,—так как не бывает два лица во всем сходственныя, особливо же многих человеков. Подобно есть и в поступаемых, то есть, не может быть то же состояние жизни следующее и прошедшее. Из чего и открывается, что у человека есть непрестанная перемена состояния, а потому и непрестанное изменение формы, и тем более внутренних его начал. Но как сии разсуждения не учат чему-либо о Супружествах, а только приуготовляют путь к познаниям об оных,—и как оне составляют только изследования философическия из разума, и некоторым для понятия покажутся трудными, то по сему и оставляются.

 

187. III. ЧТО СИИ ПЕРЕМЕНЫ БЫВАЮТ ИНЫЯ У МУЩИН И ИНЫЯ У ЖЕНЩИН; ИБО МУЩИНЫ ОТ СОТВОРЕНИЯ ЕСТЬ ФОРМЫ ЗНАНИЯ, РАЗУМЕНИЯ И ПРЕМУДРОСТИ, А ЖЕНЩИНЫ ЕСТЬ ФОРМЫ ЛЮБВИ ОНЫХ У МУЩИН. Что мущины сотворены быть формами разума, а Женщины сотворены быть Формами любви разума мущин,—об этом изъяснено выше в п. 90. Что перемены состояния, последующия у мущины и у женщины, от возраста младенческаго до зрелаго, суть для обновления форм, то есть разумной (intellectualis) у мущин и волительной (voluntaria) у женщин,—это следует. Это происходит, что иныя перемены бывают у мущин и иныя у женщин: однако же как у тех, так и у других обновляется форма внешняя, которая есть форма тела, по обновлению формы внутренней, которая есть форма мысли; ибо мысль действует на тело, но не взаимно. Это самое и есть причиною, что Младенцы в Небе бывают человеками, относительно их роста и красоты, по приращению у них разумения, иначе, нежели Младенцы на земле, поелику сии облечены телом материальным, подобно животным; сходствуют же только в том, что сперва растут наклонности к тому, что тешит чувства тела их, и потом малопомалу к тому, к чему побуждает чувство внутреннее мыслительное (sensum cogitativum), и от степени в степень к такому, которое наполняет волю побуждением; когда же приблизится возраст средний между созревшим и недозревшим, тогда входит наклонность супружественная, то есть, наклонность девицы к юноше и юноши к девице. Поелику в Небесах, равно как и на земле, девы из врожденннаго благоразумия наклонности своей к супружеству скрывают или таят; то юноши там не знают иначе, как что они возбуждают в девах любовь,—и это хотя кажется им из побуждения (ex incitatione) мужескаго, однако же при всем том оно есть из втечения любви к прекрасному Полу, о каковом втечении будет сказано в другом месте. Из этого явствует истина Предложения, что перемены Состояния бывают иныя у мущин и иныя у женщин; ибо мущины от сотворения есть формы знания, разумения и премудрости, а женщины есть формы любви оных у мущин.

 

188. IV. ЧТО У МУЩИН ЕСТЬ ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШИЙ СВЕТ, А У ЖЕНЩИН ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШУЮ ТЕПЛОТУ И ЧТО ЖЕНЩИНА ОЩУЩАЕТ УВЕСЕЛЕНИЯ СВОЕЙ ТЕПЛОТЫ В СВЕТЕ МУЩИНЫ. Чрез свет, в который возвышаются мущины, означается разумение и премудрость, поелику Свет духовный, происходящей из Солнца Мiра духовнаго, который в сущности своей есть Любовь, то же или едино действует с двумя оными; а чрез теплоту, в которую возвышаются женщины, разумеется любовь супружественная, ибо теплота духовная, происходящая от Солнца того Мiра, в сущности своей есть любовь,—и у женщин любовь, совокупляющаяся с разумением и премудростью у мущин, которая в своём пространстве называется Любовью супружества или супружественною, и чрез определение бывает этой любовью. Говорится возвышение в высший свет и теплоту потому, что в этом свете и теплоте находятся Ангелы Небес высших: и действительно это возвышение есть так, как от мглы или тумана в чистый воздух, и из нижней его стороны в верхннию, а из нея в Эфир. Почему возвышение в свет высший у мущин, есть возвышение в разумение высшее, а от него в премудрость, в которую бывает возвышение высшее и высшее; возвышение же в теплоту высшую у женщин, есть в Любовь супружественную чистейшую и чистейшую, и непрестанно к супружественному, которое от сотворения хранится в самых внутренних началах. Возвышения сии, сами по себе разсматриваемыя, составляют отверстыя мысли. Мысль человеческая разделена на Страны (regiones) так, как Мiр относительно Атмосфер, из которых нижняя есть водяная, высшая есть воздушная, и еще высшая есть Эфирная, над которою также есть еще высшая. В подобныя Страны возвышается Мысль человека, по мере отверстия ея у мущин чрез премудрость, а у женщин чрез любовь истинно супружественную.

 

189. Говорится, что Женщина ощущает увеселения своей теплоты в свете мущины, но это разумеется так, что женщина ощущает увеселения своей теплоты в премудрости мущины, ибо эта есть вместилище, и когда любовь находит сие соответствующим себе, тогда она есть в приятностях и увеселениях своих; но не разумеется то, что теплота со светом своим увеселяется вне форм, а внутрь их,—и теплота духовная со светом духовным потому более там, что те формы из премудрости и любви суть жизненныя, и по сему восприемлемыя. Это несколько можно объяснить из игр, так названных, теплоты со светом в Растениях: во внешности их есть простое только соединение теплоты и света, а внутри их есть как игра между собою, потому, что они там находятся в формах или вместилищах, переходя оныя чрез удивительныя излучины (maeandros), и в самых внутреннейших там производят служений плода, и также свободно и пространно издают приятности свои на воздух, наполняя оный благоуханием. Но гораздо живее еще бывает увеселение теплоты духовной со светом духовным в человеческих формах, в которых эта теплота есть любовь, супружественная и свет этот есть премудрость.

 

190. V. ЧТО СОСТОЯНИЕ ЖИЗНИ У МУЩИН И У ЖЕНЩИН ИНЫЯ ДО СУПРУЖЕСТВА И ИНЫЯ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА. До супружества у обоих полов два Состояния: одно прежде появления наклонности к супружеству, а другое после супружества. Того и другаго состояния перемены, и от них образования мыслей одна за другою, следуют порядком, по непрерывным их приращениям; но такия перемены описывать здесь не можно, ибо они многоразличныя в подлежащих. Самыя наклонности к супружеству прежде онаго, только вообразительныя в мысли, и бывают более и более ощутительными в теле; состояния же наклонностей после супружества, составляют состояния соединения и также деторождения, которыя от первых столько различествуют, сколько исполнения от намерений.

 

191. VI. ЧТО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА ПЕРЕМЕНЯЮТСЯ У СУПРУГОВ И СЛЕДУЮТ ОДНО ЗА ДРУГИМ, ПО МЕРЕ СОЕДИНЕНИЯ МЫСЛЕЙ ИХ ЧРЕЗ ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННУЮ. Перемены состояния и последствия онаго после супружества у обоих у мужа и жены, происходят по Любви супружественной у них; следовательно,или соединяют или разлучают мысли, потому, что Любовь супружественная есть у супругов не только переменная (varius), но и различная или несходственная (diversus); переменная у тех, кои себя внутренне любят, ибо у них втекает оно попеременно,—однако же во внутренней своей теплоте пребывает постоянно; любовь же различная или сходственная есть у тех супругов, кои друг друга любят наружно: у сих любовь эта втекает попеременно, не из таких причин как любовь переменная, но из перемен—то холода, то теплоты. Причиною таковых несходств есть то, что у сих действует начально тело, коего теплота, вокруг разливаясь, влечет с собою в общение низинныя начала мысли; у тех же, то есть, у любящих друг друга внутренно, действует начально мысль, а потом уже присоединяет к себе и тело. Кажется будто любовь восходит из тела в душу, поелику, коль скоро тело гоняется за прелестями, то чрез глаза, как бы чрез двери входит в мысль,—и так чрез зрение, как бы чрез притворство, в помышления, и тотчас в любовь; однако же при всем том любовь из мысли низходит и действует на нижния начала по их расположение. По этой причине Мысль похотливая действует похотливо, а Мысль чистая действует чисто, и сия располагает тело, а та располагает телом.

 

192. VII. ЧТО СУПРУЖЕСТВА ТАКЖЕ НАВОДЯТ ДУШАМ И МЫСЛЯМ СУПРУГОВ ИНЫЯ ФОРМЫ. Что Супружества наводят душам и мыслям Супругов иныя формы, того нельзя приметить в Мiре естественном, потому, что души и мысли живущих в этом Мiре, окружены телом материальным, сквозь которое мысль редко просияивает; а притом и человеки нынешняго Века, более нежели Древние, от младенчества учатся наводить такия виды, под которыми глубоко скрывают побуждения своей мысли: а это самое и есть причина, что нельзя распознать, какия у них формы прежде супружества и какия после онаго. Но что формы душ и мыслей иныя после супружества, нежели прежде онаго, об этом явствует из тех же в Мiре духовном: ибо тогда они состоят Духами и Ангелами, которые не иное что как Мысли и Души в человеческой форме или образе, обнаженныя от внешних покровов, составленных из стихий водных и земных; и из паров, оттуда разсеянных в воздухе, по извержении коих и открывается, какия были формы мыслей внутри в телах своих;—и тогда ясно видно, что иныя формы у тех, которые живут в супружестве, и иныя у тех, кои не в супружестве. Вообще у супругов есть внутреннейшая красота лица; ибо муж заимствует от жены приятный румянец любви ея, а жена от мужа светлый блеск премудрости его,—и это от того, что двое супругов там соединены душами, и при том в обоих является полнота человеческая. Так есть только в Небе, потому, что не инде состоят Супружества: а ниже Неба находятся только Сожительства (connubia), которыя соединяются и разрываются.

 

193. VIII. ЧТО ЖЕНЩИНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБРАЗУЕТСЯ В ЖЕНУ МУЖНИЮ, ПО ОПИСАНИЮ В КНИГЕ ТВОРЕНИЯ. В этой Книге говорится, что “вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.” Гл: II. ст. 22, 23, 24. Чрез Ребро грудное в Слове, по смыслу духовному не иное означается, как Истина естественная: она также означается и у Даниила чрез Ребра, кои Медведь в зубах носил, VII: 5; ибо чрез Медведей означаются читающие Слово в смысли естественном, и видящие там истины без разума. Чрез Грудь мущины разумеется та существенность и собственность, которая различествует от груди женщины; а что оная есть премудрость, о том видеть можно выше в п. 197 поелику истиною поддерживается премудрость так, как костью поддерживается грудь. Это означается потому, что в груди находится все, относящееся до человека, как в своем центре.—Из сего явствует, что Женщина сотворена из Мущины чрез переписание или перемещение (per transcriptionem) его собственной премудрости, тоесть, из истины естественной,—и что эта любовь от мущины перенесена в женщину с тем, дабы была Любовью супружественною; также, что это сделано для того, дабы в истине не была любовь себя, но любовь жены, которая из свойства, ей врождённаго, не может иначе, как любовь себя у мужа, обратить в любовь его к себе. Это, как я слышал, бывает из самой любви жены, когда однако же не знают о том ни муж ни жена. Посемуто никто не может истинно супружески любить супругу; если гордится из любви себя собственным разумением.—По уразумении мущиною этой тайны творения, может ему казаться, будто женщина сотворяется или образуется от мущины в супружестве, и что это бывает от жены или, лучше сказать, чрез жену от Господа, вливающаго наклонности в женщин так делать: ибо жена воспринимает в себя образ мужа, чрез присвоение себе его побуждений, о чем показано выше в п. 183, и чрез соединение внутренней воли мужа со своею,—о чем следует; также и чрез причитание себе размножения души его, о чем тоже следует.—Из этого ясно видно, что женщина по описанию, внутренне разумеемому в Книге Творения, образуется в жену чрез взятия сущности из мужа и его груди и в нее вписанныя.

 

194. IX. ЧТО ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ БЫВАЕТ ОТ ЖЕНЫ СПОСОБАМИ ТАЙНЫМИ, И ОНО РАЗУМЕЕТСЯ ЧРЕЗ СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ СНА МУЩИНЫ.—Читается в Книге Творения, что “И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.” Гл: II: 21, 22. Что чрез сон и успение мущины означается полное незнание его, что жена образуется и как бы сотворяется от него, об этом явствует из показанных в предыдущей статье, где также изложено о впечатлённом благоразумии и осторожности жён, относительно молчания их о любви своей, равно о присвоение побуждении жизни мужа, а посему и о переписании или перемещении премудрости его в себя.—Что это производит жена, и о том не знает и как бы спит муж, следовательно способами тайными, это явствует из вышеизъясненнаго в пп. 166, 167 и 168 и след., где также изъясняется и то, что благоразумие к произведению этого женщинам впечатленно от сотворения, и потому от рождения, для утверждения супружественной любви, дружбы и доверия,—и так для блаженства в сожитии и благоденственной жизни. Почему, дабы это восприяло свою силу и исполнение, то возложено на мужа, чтобы он оставил отца и матерь и прилепился к жене. Быт. II: 24, Мат. XIX: 4, 5. —Чрез отца и матерь, коих должен оставить муж, в смысле духовном разумеется собственное его начало воли и собственное начало разума: собственное же начало воли человеческой есть любить себя, а собственнное начало разума его есть любить свою премудрость. Чрез прилепиться к жене, разумеется причитать себя к любви жениной.—Что два те собственныя начала составляют зла смертельныя для мужа, если в нем пребудут, и что любовь обоих оных превращается в любовь супружественную, по мере прилепления мужа к жене, тоесть, восприятия любви своей, о том показано выше в п. 193 и в других местах.—Что чрез спать означается быть в неведении и безпечности; что чрез отца и матерь означаются два собственныя начала человеческия — одно воли, а другое разума, и что чрез прилепиться означается причитать себя к любви другого,—об этом хотя из многих мест в Слове довольно можёт быть доказано,— но здесь не место.

 

195. X. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТАКОЕ ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ СОЕДИНИЕ СВОЕЙ ВОЛИ С ВНУТРЕННЕЮ ВОЛЕЮ МУЖА. Что у мужа есть премудрость разсудительная и премудрость нравственная и что жена соединяет себя с тем, что есть из премудрости нравственной у мужа, о том показано выше в пп. 163, 164 и 165. То, что есть из премудрости разсудительной, составляет разум мужа, а что есть из премудрости нравственной, составляет волю его, со составляющим же волю мужа соединяет себя Жена.—Одно и то же есть сказать: или жена себя соединяет, или свою волю с волею мужа; ибо она рождена быть добровольною или волительною,—и потому, что она делает, то производит из воли.—Что же говорится о соединении с внутреннею волею мужа, то потому, что воля мужа имеет свое пребывание в разуме его, а разумное начало мущины есть самое внутреннейшее начало женщины, как показано выше об образовании женщины от мущины в п. 32 и в других местах. Хотя же у мущин есть воля и внешняя, но она чаще заимствует лицемрия и притворства: на эту прилежно смотрит жена, однакоже с оною не соединяет себя, кроме притворно или шутя.

 

196. XI. НА ТОТ КОНЕЦ, ЧТОБЫ ОБОИХ ВОЛЯ БЫЛА ЕДИНОЮ, И ПОСЕМУ ДВОЕ БЫЛИ БЫ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Кто соединяет себя с чьею-либо волею, тот соединяет себя и с разумом его; ибо разум, сам по себе разсматриваемый, не иное что есть, как служение и услуга воли.—Что так есть, об этом явствует из побуждения любви, действующей на разум к помышлению по произволу.—Всякое побуждение любви есть собственность воли; ибо, что человек любит, того и желает. — Из этого следует, что кто присовокупляет себе волю человека, тот присовокупляет и всего его. Посемуто в любовь жены впечатленна наклонность соединять волю мужа своего с волею своею; и так жена бывает мужнею, а муж жениным, следовательно двое одним человеком.

 

197. XII. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТО ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ ПРИСВОЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ МУЖА. Это то же есть, что показано и в предидущих двух членах: ибо побуждения состоят из воли,—и побуждения, будучи происхождениями любви, образуют волю, прозводят и составляют оную. Но сии побуждения находятся у мущин в разуме, а у женщин в ВОЛЕ.

 

198. ХIII. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТО ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ РАЗМНОЖЕНИЯ ДУШИ МУЖА, С УВЕСЕЛЕНИЕМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ТОГО, ЧТО ЖЕНА ЖЕЛАЕТ БЫТЬ ЛЮБОВЬЮ ПРЕМУДРОСТИ СВОЕГО МУЖА. Это сходствует с изъясненным выше в пп. 172 и 173; а потому и объяснять далее не нужно. Увеселения супружественныя у жён не от инуда получают свое начало, как из того, что оные желают быть едино с мужьями так, как Благо есть едино с Истиною в Сочетание духовном.—Что любовь супружественная нисходит из этого сочетания, о том показано особенно в своей статье. Оттуда ясно видеть можно, что жена присоединяет к себе мужа так, как благо присоединяет к себе истину; что муж взаимно присоединяет себя к жене, по восприятию им любви ея в себя так, как истина взаимно присоединяет себя к благу, по восприятию блага в себя,—и что так любовь жены образует себя чрез премудрость мужа, подобно как и благо образует себя чрез истину, которая есть форма блага. Из этого явствует и то, что увеселения супружественныя у жены начально происходят из того, что она желает быть едино с мужем,—следственно, что она желает быть любовью премудрости мужа; ибо ощущает тогда увеселения своей теплоты в свете мужа, как и в члене IV, п. 188, об этом изъяснено.

 

199. XIV. ЧТО ТАК ОБРАЗУЕТСЯ ДЕВИЦА В ЖЕНУ И ЮНОША В МУЖА. Это проистекает как последующее из предыдущих разсуждений в настоящей и в прежней статьях о Сочетании супругов в одну плоть.—Девица бывает или делается женою потому, что в жене есть взятое из мужа,—итак она есть присовокупляемая, чего прежде в ней как в девице, не было; также и юноша бывает или делается мужем потому, что в муже есть взятое из жены—то, чем возвышается у него восприемлемость любви и премудрости, чего прежде в нем, как в юноше, не было. Но это относится до тех, кои находятся в любви истинно супружественной. Что между ими состоят те, кои чувствуют, что они соединенный человек, и как одна плоть, о том показано в предъидущей Статье, в п. 178.—Из этого явствует, что Девическое переменяется в Женское у женщин, и Юношеское в Мужеское у мущин. О сем я уверен в Мiре духовном из следующаго опыта: Некоторые Мущины там сказали, что соединение с женщиною до супружества, подобно соединению с женою по супружеству. Жёны, услышав это, весьма огорчились, и сказали, что совершенно нет никакого подобия, а есть такое различие, как между мечтательным и вещественными Когда же мущины, в защищение себя, сказали им: не женщины ли вы (faemine) как и прежде? то жёны, возвысив голос, отвечали: мы не женщины, но жёны (uxores); вы находитесь в любви мечтательной, а не вещественной, и потому мечтательно говорите! Тогда мущины сказали: если вы не женщины, то по крайней мере называемыя жёнами? На это жёны опять отвечали: в начале супружества мы были таковыя,—ныне же мы жёны.

 

200. XV. ЧТО В СОЧЕТАНИИ ОДНОГО МУЖА С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, МЕЖДУ КОИМИ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ЖЕНА БЫВАЕТ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ЖЕНОЮ, А МУЖ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ МУЖЕМ.—Что Любовь истинно супружественная более и более сочетает двух в одного человека, о том показано выше в п. 178 и 179.—Жена бывает женою из соединения с мужем, равно и муж из соединения с женою, и любовь истинно супружественная пребывает вечно; из чего и следует, что жена бывает более и более женою, а муж более и более мужем. Причина же этому есть та самая, что в Сочетании любви истинно супружественной, оба они бывают внутреннейшим и внутреннейшим человеком; ибо эта любовь отворяет внутреннейшия начала мыслей их,—и как те отворяются, так человек бывает более и более человеком; быть же более человеком, у жены есть быть более женою, а у мущины есть быть более мужем.—Слышал я от Ангелов, что жена бывает более и более женою, по мере того, как муж бывает более и более мужем, но не взаимно; ибо редко случается где-либо, чтобы жена чистая не любила мужа, но недостает возлюбления от мужа, и что это бывает по причине некотораго не возвышения премудрости, коею единственно восприемлется любовь жены, о каковой премудрости показано выше в п. 130, 163, 164, 165. —Но это сказали Ангелы о Супружествах на земле.

 

201. XVI. ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТЕПЕННО, ОТ ВНУТРЕННЕЙШАГО НАЧАЛА УСОВЕРШАЮТСЯ И БЛАГОРОДНЫМИ ДЕЛАЮТСЯ ИХ ФОРМЫ.—Совершеннейшая и благороднейшая форма человеческая есть тогда, когда две формы чрез супружество или Сочетание бывают одною формою; следовательно, когда две плоти бывают единою плотию, по сотворению. Что тогда Мысль мужа возвышается в высший свет, а Мысль жены в высшую теплоту, и что тогда растут, цветут и приносят плоды, подобно деревьям во время весны, о том можно видеть выше в п. 188 и 189. А что из облагородствования этой формы, рождаются благородные или знатные плоды — в Небесах духовные, а на земле естественные, об этом показано будет в следующем Члене.

 

202. XVII. ЧТО ДЕТИ, РОЖДЕННЫЕ ОТ ДВУХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВБННОЙ, ЗАИМСТВУЮТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ ИЛИ СОЧЕТАТЕЛЬНОСТЬ БЛАГА ИИСТИНЫ, И ИЗ ТОГО НАКЛОННОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ: ЕСЛИ СЫН, ТО К ПОЗНАНИЮ ТОГО, ЧТО ИЗ ПРЕМУДРОСТИ; ЕСЛИ ЖЕ ДОЧЬ, ТО К ЛЮБЛЕНИЮ ТОГО, ЧЕМУ УЧИТ ПРЕМУДРОСТЬ.—Что Дети от родителей заимствуют Наклонность к тому, что составляло любовь и жизнь родителей, об этом из Истории вообще и частно из опытов весьма известно; но что от них заимствуют или наследствуют не самыя побуждения (affectiones), и из сих жизнь свою, а только наклонности (inclinationes) и также способности к оным — это доказано премудрыми в Мiре Духовном, о чем явствует и из двух ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ, выше приведенных.—Что потомки, из врожденных наклонностей, если оные не изменяются,—имеют такия же побуждения, помышления, речь и жизнь, какия имели родители, это доказывает Род иудейский, который даже и ныне подобен Предкам своим, бывшим в Египте, в пустыне, в земле Ханаанской и во время Господа; они подобны своим Предкам, не только мыслями, но и лицами. Кто не узнает Иудеянина по лицу его?—Подобно им и прочия Порождения. Из чего безошибочно заключить можно, что Наклонности к подобному как и у родителей раждаются вместе, то есть, заимствуются от родителей.—Но дабы сии наклонности не обратились в действия, то провидено от Господа, чтобы худыя наклонности могли быть исправлены, для чего и способность к этому также врождена, посредством коей нравы получают исправления от родителей и наставников, а потом и от самых себя, когда получат свое право.

 

203. Говорится, что Дети заимствуют от родителей Супружественность или сочетательность (conjugiale) блага и истины потому, что она от сотворения в душу каждаго впечатленна; ибо втекает от Господа в человека, и составляет жизнь его жизнью человеческою. Но эта Супружественность переходит в следующая начала, от души даже в последния начала тела: однако же как в тех, так и в других на пути переменяется от самаго человека многими способами, и иногда обращается в противоположность, которая называется Сочетательностью или Сожительственностью (conjugiale) зла и лжи. Когда это бывает, тогда затворяется Мысль съизнизу, и иногда свивается как винт противуположно; у некоторых же мысль эта не затворяется, но пребывает полуотверстою сверху, а у некоторых и вовсе отверстою.—Из этого и того Супружественнаго начала или Супружественности Дети заимствуют наклонности от родителей—иначе сын, и иначе дочь. Сие из Супружественнаго того начала или Супружественности заимствуется потому, что Любовь супружественная есть основание всех любвей, как выше в п. 65, высказано.

 

204. Дети рожденные от находящихся в Любви истинно супружественной, заимствуют наклонности и способности; если сын, то к познанию и восприятию того, что есть из премудрости, а если дочь, то к люблению того, чему учит премудрость,—по причине той, что Супружественность блага и истины от сотворения впечатленна в душу каждаго, также и в последующия начала от души.—О том, что эта Супружественность наполняет всю вселенную от первых ея начал до последних, и от человека даже до червя, показано уже прежде так, как и о том, что способность к открытю низших начал или сущностей мысли даже до соединение их с высшими ея началами, которыя состоят в свете и теплоте Неба,—в каждаго человека от сотворения впечатленна же. Из чего явствует, что способность и удобность к соединению или сочетанию блага с истиною и истины с благом, следовательно к премудрствованию или к возвышению себя в премудрость, в происходящих от такого супружества впечатлеается наследственно; а посему и к научению тому, что есть Церковное и ясно что с этими соединена Любовь супружественная, о том многократно показано уже выше.—Из этого разсуждения видеть можно явственно венец, для котораго Супружества любви истинно супружественной от Господа Создателя провидены и еще провидятся.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 705;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.