Визначення еквівалентних передаточних функцій 11 страница
О чистом и не чистом, или еще неочищенном.
138. Вступая в разсуждение о Любви Супружества или Супружественной в особенности, и имея в виду, что эту Любовь нельзя иначе понять, как только без различия ея или нераздельно, если при том не будет представлено также и противуположное этой Любви, тоесть, Нечистое (Incastum), или скверное; то и сие следует представить хотя несколько, или как бы в тени пред разсудком, описав Чистое (Castum) вместе с не Чистым (nonastum); ибо Чистота (Castitas): есть только отдалеие Нечистаго (Incastum) от Чистаго. О Нечистом или скверном, которое есть вовся противуположное Чистому, сказано будет во второй Части этого Сочинения, где под заглавием: УДОВОЛЬСТВИЯ НЕИСТОВСТВА О ЛЮБВИ БЛУДНОЙ, пространно и со всеми своими различиями, описывается. —Что же есть Чистое и не Чистое или неочищенное, и у кого оно находится, о том изъяснено будет теперь же: I. Что чистое и не Чистое относятся только к Супружествам и к тому, что есть Супружественное или Супружественность. II. Что Чистое относится только до Супружеств единобрачных, или одного Мужа с одною Женою. III. Что Супружественное или Супружественность Христианская только бывает чистою. IV. Что Любовь истинно супружественная есть самая Чистота. V. Что все Увеселения Любви истинно супружественной даже и последнии Чисты. VI. Что Любовь Супружественная у тех, которые от Господа состоят духовными, более и более очищается и бывает Чистою. VII. Что Чистота супружества состоит в совершенном отвержены блудодеяний, согласно Религии. VIII. Что Чистота не может относиться ни к Младенцам, ни к Отрокам и Отроковицам, ни к Юношам и Девам, прежде, нежели они возчувствуют любовь пола. IX. Что Чистота не может относиться ни к Евнухам природным, ни к Евнухам произведенным. X. Что Чистота не может относиться и к тем которые не верят, что прелюбодеяния составляют зло Религии, и еще меньше к тем, которые не верят, что прелюбодеяние составляют вред Общества. XI. Что Чистота не может относиться к тем, которые по внешним только причинам воздерживаются от прелюбодеяний.—XII. Что Чистота не может относиться к тем, которые считают Супружества нечистыми. XIII. Что Чистота не может относиться и к тем, которые отвергли Супружества, обещая навсегда быть непричастными оным, если нет и не пребудет в них любви жизни истинно супружественной XIV. Что состояние Супружества предпочитаться должно состоянию безсупружественному или холостому,—Теперь следует этих статей изъяснение.
139. I. ЧТО ЧИСТОЕ И НЕ ЧИСТОЕ ОТНОСЯТСЯ ТОЛЬКО К СУПРУЖЕСТВАМ, И К ТОМУ, ЧТО ЕСТЬ СУПРУЖЕСТВЕННОЕ ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ.—причина этому та, что Любовь истинносупружественная есть самая Чистота, о чем и изъяснение следует; а Любовь, ей противоположная, которая называется блудною, есть самая Нечистота. Итак, сколько эта последняя очищается первою, столько она делается чистою; ибо столько противуположная разрушительность ея отъемлется. Из чего явствует, что Очищенность (Puritas) любви супружественной называется Чистотою Супружественной или Целомудрием (Castitas). Впрочем, бывает Любовь супружественная и нечистою, которая однако же не есть самая нечистота, как то случается это между теми Супругами, которые, по разным внешним причинам, воздерживаются от действий похоти, даже так, что и не мыслят об них; но при всем том, если эта любовь в мыслях и не очищена, то не есть чистая, ибо, хотя форма ея чистая, но сущность в ней не пребывает таковою.—Чистое и не Чистое относятся до того, что есть Супружественное, потому, что Супружественное или Супружественность впечатленна обоему Полу от самых внутреннейших начал до последних,—и по сему познается человек относительно помышлений и побуждений,—и по ним еще внутренние относительно деяний и телодвижений. Что так есть, об этом более явствует от Нечистых. Нечистое (Incastum), находящееся в мыслях их, слышится из голоса или тона их, когда они разговаривают, и когда они все свои разговоры, даже чистые, направляют к похотливостям. Голос разговора происходит из побуждения воли, а самый разговор или речь из помышления разума: сие-то и означает, что воля и разум, со всеми их направлениями, и следовательно вся мысль, и оттуда вся телесность от самых внутреннейших начал, до самых последних, наполнены нечистым или нечистотою. Слышал я от Ангелов, что нечистое у самых даже скрытнейших лицемеров, как бы они чисто ни говорили, понимаемо бывает из голоса или тона разговоров их, и даже чувствуемо бывает из сферы, которая от них изходит. Это также есть знак, что нечистота обитает в самых внутреннейших началах мысли их, и оттуда в самых внутреннейших началах тела их, и что сии начала прикрываются внешно, так, как Кора прикрывается видами из разных колеров. —Что сфера похоти изходит от нечистых, это доказывают установления для сынов Израилевых, из которых видно, что все то и каждое почиталось за нечистое, к чему только такие нечистые прикасались своими руками.— Из этого заключить можно подобное же и о чистых, тоесть, что у них есть чистое все и каждое от самых внутреннейших начал до самых последних,—и что это производит Чистота Любви супружественной.—Посемуто в Мiре говорят, что для Чистых все есть чистое и что для Скверных или Нечистых—все есть нечистое.
140. II. ЧТО ЧИСТОЕ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО ДО СУПРУЖЕСТВ ЕДИНОБРАЧНЫХ ИЛИ ОДНОГО МУЖА С ОДНОЮ ЖЕНОЮ. Что Чистое относится до этих только одних, то потому, что Любовь супружественная у них не обитает в Естественном человеке, но входит в Духовнаго, и постепенно открывает путь к самому духовнейшему Сочетанию блага и истины, которое Сочетание есть начало этой Любви и с нею соединяется; ибо входит Любовь по мере приращений премудрости, а сия, по мере насаждения Церкви от Господа, как и прежде показано. Это не может быть у многобрачных потому, что они разделяют Любовь супружественную, а эта Любовь, будучи разделена, уподобляется Любви пола, которая сама по себе есть естественная. Но об этом нечто достойное примечания увидеть можно будет в Статье о МНОГОЖЕНСТВЕ (Polygamia).
141. III. ЧТО СУПРУЖЕСТВЕННОЕ, ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ ТОЛЬКО БЫВАЕТ ЧИСТОЮ.—Причина этому та, что Любовь истинно супружественная располагает себя у человека, по состоянию Церкви у него, и что эта Любовь есть от Господа, как выше в п. 130 и 131, и в других местах показано. Также и потому, что в подлинных своих истинах она есть в Слове, и Господь там в них присутствует. Из этого следует, что Супружественное или Супружественность не бывает чистою нигде, кроме в Христианском Круге, и что хотя не бывает, но быть может.— Чрез Супружественное или Супружественность Христианскую разумеется Супружество или Сочетание одного Мужа с одною Женою.—Что эта Супружественность может быть впечатлённою у Христиан, и по наследству переходить в детей от тех Родителей, которые состоят в Любви истинно супружественной, и что из такой Супружественности раждается вместе способность и наклонность к разумению предметов Церковных и Небесных,—об этом показано будет в своем месте. Что Христиане, женящиеся на многих, делают прелюбодеяние не только естественное, но и духовное, об этом также показано будет в Статье о МНОГОЖЕНСТВЕ.
142. IV. ЧТО ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ САМАЯ ЧИСТОТА, тому следующая причины: 1. Что эта Любовь есть от Господа и соответствует Сочетанию Господа и Церкви. 2. Что низходит из Сочетания блага и истины. 3. Что она есть духовная по состоянию Церкви у человека. 4. Что она есть Любовь основательная и Глава всех любвей Небесных и Духовных. 5. Что она есть праведный Разсадник Рода Человеческаго, из котораго населяются Небеса Ангельские. 6. Что поэтому она есть и у Ангелов Неба, и из сей Любви раждаются у них дети духовныя, тоесть любовь и премудрость;—и 7. Что посему Служение ея есть превосходнейшее всех прочих служений творения.— Из этого следует, что Любовь истинно супружественная, по своему началу и по своей сущности разсматриваемая, есть чистая и святая так, что называться может чистотою и святостью, и даже самою непорочностью или целомудрием. Однако же ни у человеков, ни у Ангелов она несовершено есть чистая, о сем видеть можно в следующем Члене.
143. V. ЧТО ВСЕ УВЕСЕЛЕНИЯ ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ДАЖЕ И ПОСЛЕДНИЯ ЧИСТЫ. Это следует из выше изъясненнаго,тоесть, что Любовь истинно супружественная есть самая чистота и что увеселения составляют жизнь ея. Что увеселения этой Любви восходят и исходят в Небо, и на пути проходят сквозь приятности любвей небесных, в которых находятся Ангелы Неба,—также, что соединяются с Увеселениями любви их супружественной,—об этом вышеупомянуто. Сверх сего, ангелы Небесные понимают, что увеселения те в них возвышаются и исполняются, когда восходят из супругов чистых на земли.—Откуда же происходят любви этой увеселения, и каковыя они, о том видеть можно выше в п. 69 и в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, особливо же в нижеследующих статьях.
144. VI. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ У ТЕХ, КОТОРЫЕ ОТ ГОСПОДА СОСТОЯТ ДУХОВНЫМИ, БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ОЧИЩАЕТСЯ И БЫВАЕТ ЧИСТОЮ. Причины этому: 1. Первая любовь, чрез которую разумеется любовь до браков, и новая после браков, заимствует ничто из люббви пола,—следовательно из жара собственнаго телеснаго, чрез любовь духа, еще не укрощеннаго. 2. Человек постепенно из естественнаго делается духовным, так как Разсудительность, которая есть средняя между Небом и Мiром, начинает заимствовать душу из втечения от Неба, бывающаго по мере побуждения и радования из премудрости или познания, о чем указано выше в п. 130; и сколько это есть, столько возвышается Мысль то в тончайший воздух вышний, который есть вместилище, содержащее в себе свет и теплоту Небесныя, или, что то же есть, премудрость и любовь, в которых находятся Ангелы. Свет Небесный составляет одно с премудростью, а Теплота Небесная составляет одно с любовью; и как премудрость и ея любовь у супругов растут, так очищается у них Любовь супружественная,—и поелику это произходит постепенно, то следует, что эта Любовь более и более бывает чистою. Такое очищение духовное сравнить можно с очищением естественных спиртов, которое производят Химики посредством разных перехождений, как-то: Отделением от дрозжей, Перегонкою, Двоением того, Настойкою вновь, Утончением, Сцежением и Возвышением чрез перегонки; а Премудрость очищенную сравним с Алкоголем, который есть Спирт самый утонченный. 3. Итак, поелику Премудрость духовная такова в себе есть, что нагревается более и более любовью премудрствования, и посредством сего растет вечно, подобно Химическим произведениям, чрез очищения и отвлечения Разума от лжей чувственных, и коли от прелестей телесных; то явствует, что подобно и Любовь супружественная, коей родитель есть премудрость, постепенно более и более бывает чистою,—следовательно целомудренною.—Что Первое состояние любви иежду супругами есть состояние теплоты чрез свет еще не уравномеренной, и что потом постепенно уравномеряется, так как Муж усовершается премудростью, а Жена любит оную в муже, об этом видеть можно в ДОСТОПАМЯТНОСТИ п.137.—Но должно знать, что Любви супружественной совершенно чистой нет ни у человеков, ни даже у Ангелов: ибо к этой в них любви присоединяется нечто нечистое или не так чистое (non castum); однако же оно из другого происхождения, нежели совсем нечистое (incastum), потому что чистое у них есть выше, а нечистое, или еще неочищенное ниже, и от Господа поставлена между ними как дверь с запором, которая отворяется по определению или назначению, и по провидению никогда не оставляется отворённою, дабы не перешло одно в другое и там не смешались бы. Естественность человека от рождения есть осквернённая или наполненная злами; Духовность же его не такая потому, что рождение ея произходит от Господа, ибо бывает чрез перерождение, которое есть постепенное отделение от зол, прилепившихся к наклонностям.—Что никакой Любви у человеков и у Ангелов нет совершенно чистой и быть не может, но Что Господь взирает начально на конец и на предприятие или намерение воли, и что сколько человек в оных пребывает, столько вводится он в чистоту, и столько шествуя к ней, приближается, о сем показано выше в п. 71.
145. VII. ЧТО ЧИСТОТА СУПРУЖЕСТВА СОСТОИТ В СОВЕРШЕННОМ ОТВЕРЖЕНИИ БЛУДОДЕЯНИЙ, СОГЛАСНО РЕЛИГИИ. Причина этому та, что чистота есть отдаление нечистоты. Правило повсемственное есть, что сколько кто отдаляет зло, столько приближается к благу, и сколько человек ненавидит зло, столько любит благо и взаимно; следовательно, сколько отвергается блудодеяние, столько входит чистота супружества.— Что Любовь супружественная, по мере отвержения блудодеяний, очищается и усовершается, это всякий видит из общаго понятия, когда о сем говорят и он слышит, следовательно, прежде доказательств; но так как не все имеют общее понятие, то потому нужно объяснить это и доказательствами. Доказательства же следующая: что Любовь супружественная хладенеет, коль скоро разделяется, и это хладенение погубляет ее, ибо теплота любви нечистой погашает её, а притом две теплоты противуположныя не могут быть вместе так, чтобы одна низвергла другую и не лишила ея силы. Итак, когда теплота Любви супружественной отдаляет и извергает теплоту любви блудной, тогда начинается Любовь супружественная с приятностью нагреваться, и из чувствования увеселений своих, произрастать и расцветать, подобно как сад яблонный или розовник во время весны: этот от благорастворения вешняго света и теплоты из солнца Мiра естественнаго, а та от благорастворения света и теплоты из Солнца Мiра духовнаго.
146.Каждому человеку от создания, и, следовательно, от рождения, зпечатлено или вселено Супружественное или Супружественность (Conjugiale) Внутренняя и Супружественность Внешняя. Внутренняя есть духовная, а Внешняя естественная. В это человек вступает прежде, и по мере как он бывает духовным, так вступает и в Супружественность духовную. Следовательно, когда человек пребывает в Супружественности внешней или естественной, тогда покрывается или обвивается (obvelatur) Супружественность внутренняя или духовная даже так, что он ничего об этом не знает, и даже называет такую Супружественность пустою идеею. Когда же человек делается духовным, тогда начинает несколько знать о ней, потом несколько понимать о качествах ея, и постепенно чувствовать веселья, приятныя и нежныя побуждения ея, и как это бывает, так покров или обвитие между Внешнею и Внутреннею Супружественностями, о которых сказано выше, начинает утончаться, потом как бы таять, и напоследок отделяется и исчезает. По окончании этого, хотя остается Супружественность Внешняя, но при всем том непрестанно усовершается и очищается от своих нечистот Внутренних, и это продолжается до тех пор, пока Внешняя Супружественность примет вид Супружественности Внутренней, и станет заимствовать свою приятность из блаженства, состоящаго в Супружественности Внутренней, и вместе с этой жизнь и силы увеселения. Таково есть оставление блудодеяний, чрез которое существует Чистота супружества. Верить можно, что Супружественность Внешняя, остающаяся по отделении от себя Супружественности Внутренней, или себя от нея, сходствует со Внешнею не отделенною; но я слышал от Ангелов, что вовсе не сходствуют между собою: что Супружественность Внешняя происходящая от Внутренней, которую назвали они Внешнею Внутренней, была бы непричастна никакой похоти, поелику Внутренняя не может похотствовать, но только лишь чисто увеселяться, и что подобное же сообщает Внешней своей, в которой ощущает свет удовольствия. Совсем же иначе Внешняя, отделенная от Внутренней: об этом Ангелы сказывали, что оное есть похотливость вообще и во всякой части. Сравнили Супружественность Внешннию, происходящую от Внутренней с плодом знатным, коего приятный вкус и запах проницают поверхность онаго, и эту образуют в соответствие с собою. Сравнили также Супружественность Внешннию от Внутренней с Житницею, коей запас никогда не уменьшается, но непременно, сколько вынимается, столько вновь наполняется. Внешнее же, отделенное от Внутренняго, сравнили с Пшеницею на лопате, которую, если бросают вдаль кругом, то остается одна только мякина или плевы, развеваемые ветром. Так бывает с Любовью Супружественною, если не оставляется блудодеяние. Чистота супружества не состоит в отвержении просто разумом блудодеяний, ежели это отвержение не будет из Религии, потому, что человек без Религии не бывает духовным, но остается естественным, и даже тогда, когда естественный человек оставляет прелюбодеяния, а дух его не оставляет их. И так, хотя и кажется ему, что он чрез оставление есть чист, но при всем том нечистота скрывается внутри так, как сукровица в ране, снаружи только залеченной. Что Любовь Супружественная бывает по состоянию Церкви у человека, о том показано выше в п. 30м. Более же об этом видеть можно в изложении члена ХI-го, который следует ниже.
147.—VIII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТСЯ НИ К МЛАДЕНЦАМ, НИ К ОТРОКАМ И ОТРОКОВИЦАМ, НИ К ЮНОШАМ И ДЕВАМ, ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ ОНИ ВОСЧУВСТВУЮТ ЛЮБОВЬ ПОЛА. Причина этому та, что чистое и нечистое относятся единственно к Супружествам, и к тому, что если Супружественное или составляет Супружественность, как показано и выше в п. 139м; также, что тем, которые ничего не знают о Супружественностях, нельзя приписать никакой чистоты; ибо есть у них как ни что, а к ни чему не бывает и побуждения, ни даже о том помышления: после же такого ничего, появляется ничто при чувствовании перваго побуждения о супружестве, которое есть побуждение любви пола. Что Девы и Юноши, прежде, нежели восчувствуют у себя любовь пола, от простолюдинов называются Чистыми, то это происходит от недоразумения о Чистоте.
148. IX. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ НИ К ЕВНУХАМ ПРИРОДНЫМ, НИ К ЕВНУХАМ ПРОИЗВЕДЕННЫМ. Чрез природных Евнухов разумеются вопервых те, у которых от рождения недостает последняго Любви, и как тогда первое и среднее не имеют основания, на коем бы остановиться, то по сему они и не существуют; если же и существуют, то не зависит от их попечения различать между чистым и нечистым, ибо как в том, так и в другом не находят они различия, хотя и состоят премногия. Евнухов произведенных сравнить можно с некоторыми Евнухами природными: однако же Евнухи произведенные как мужчины, так и женщины, не могут иначе смотреть на любовь супружества, кроме как на фантазию или мечту, и на увеселения ея как, на вздоры; если же что-либо есть в них по наклонности, то это бывает немым, которое также есть ни чистое ни нечистое,—а что ни то ни другое, то не имеет и никакого наименования.
149. X. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ЗЛА РЕЛИГИИ, И ЕЩЕ МЕНЕЕ К ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ВРЕД ОБЩЕСТВА. Чистота не может к ним относиться потому, что не знают о Чистоте, ни о существовании ея; ибо Чистота относится до Супружества, как в Первом Члене здесь показано. Те же, которые не верят, что прелюбодеяния составляют зла Религии, делают и Супружества нечистыми, когда однако же Религия у Супругов составляет Чистоту их; следовательно у них нет ничего чистаго, а потому и Чистота именуется пред ними напрасно. Сии есть прелюбодеи по утверждению. Не верующие же, что прелюбодеяния составляют вред Общества, еще менее, нежели первые знают о Чистоте и о существовании ея, ибо они прелюбодеи по намерению. Если говорят, что Супружества менее нечисты, нежели прелюбодеяния, то говорят они это устами только, а не сердцем, ибо Супружества у них хладенеют, и те, которые в этом холоде, говорят о Теплоте чистой, не могут иметь идеи теплоты чистой о Любви супружества. Каковы же сии прелюбодеи и каковы идеи помышления их, и оттуда каковы внутренния начала речи их или разговоров, о том показано будет во второй Части этого Творения, где говорится о Неистовствах прелюбодеев.
150. XI. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ ПО ВНЕШНИМ ТОЛЬКО ПРИЧИНАМ ВОЗДЕРЖИВАЮТСЯ ОТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЙ.—Многие верят, что одна только телесная воздержанность от прелюбодеяния составляет чистоту, когда однакоже она не есть чистота, если таковая же не будет с тем вместе и в духе. Дух человека, чрез котораго здесь разумеется Мысль его относительно побуждения и помышления, делает чистым и нечистым, ибо оттуда есть и в теле; и это точно таково есть, какая мысль или дух. Из этого следует, что воздерживающиеся от прелюбодеяния телом только, а не духом,—нечисты. Многия находятся причины, по которым человек оставляет прелюбодеяния телом, и также духом из тела; однакоже кто не оставляет их телом из духа, тот не чист; ибо говорит Господь: “Аще кто воззрит на жену чуждую, кое же вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своём”. Мате. V. 28.— Всех причин воздержанности от прелюбодеяния, телом только, исчислить невозможно, потому, что они различныя по состоянию Супружества, а также и по состоянию тела. Иные воздерживаются от таковых, боясь закона гражданскаго и его наказаний; другие боясь потерять славу и честь; иные, опасаясь болезней от того; иные, страшась ссор домашних от жены, и от сего безпокойной жизни; другие, боясь мщения от мужа или родственника, также страшась побоев от слуг; иные воздерживаются или по недостатку, или по скупости, или по слабости, или по болезни, или по злоупотреблению, или по возрасту, или по невозможности. Между этими состоят и те, которые потому только, что не могут или не смеют телом, осуждают прелюбодеяния и духом, итак об оных и о супружествах говорят нравственно; но они, если не духом, и дух их не из Религии, проклинают прелюбодея,—есть прелюбодеи, ибо хотя не телом, но духом творят прелюбодеяния почему они по смерти, когда бывают духом, откровенно говорят об оных.—Из этого явствует, что и нечестивый может убегать прелюбодеяний, как вреда, но убегать оных, как грехов, никто не может, кроме Христианина.—Итак, теперь очевидна истина предложения, что Чистота не может относиться к тем, которые по внешним только причинам воздерживаются от прелюбодеяний.
151. XII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ СУПРУЖЕСТВА НЕ ЧИСТЫМИ. Сии не знают, в чем состоит Чистота и существует ли она так, как и те, о которых сказано выше в п. 149м, равно те, которые полагают чистоту в Безбрачии или холостой жизни, о каковых следует ниже сего изъяснение.
152. XIII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ И К ТЕМ, КОТОРЫЕ ОТВЕРГЛИ СУПРУЖЕСТВА, ОБЕЩАЯСЬ БЫТЬ НЕПРИЧАСТНЫМИ ОНЫМ, ЕСЛИ НЕТ И НЕ ПРЕБУДЕТ В НИХ ЛЮБВИ ЖИЗНИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Причина этому та, что Любовь супружественная, после обета всегдашнему Безбрачию, повержена; чистота же принадлежит к одной только этой Любви; также и потому, что даже наклонность к полу, которая от сотворения и, следовательно, от рождения в этой любви есть, когда удерживается и укрощается, тогда она производит теплоту, а у некоторых и жар; и этот, перейдя из тела в дух, безпокоит его, у некоторых же и оскверняет его. Дух оскверненный нередко оскверняет и святости Религии, низвергая их от внутренняго своего святого жилища во внешния, где он одними лишь устами и телодвижениями исповедуются. Почему, по провидению от Господа, Безбрачие есть у тех только, которые находятся во внешнем Богочествовании, а в этом они бывают потому, что не приходят к Господу и не читают Слова. У этих предположенное ими Безбрачие вместе с обетом чистоты не отдаляет жизни вечной, так как и у тех, которые состоят во внутреннем Богочествовании, ибо случается, что многие вступают в состояние такой жизни не по свободному избранию воли, но по разным причинам, обольщающим их из Мiра.—Из пожелавших такого состояния единственно для того, чтобы отчуждить мысли свои от Мiра и чтобы безпрепятственно заниматься Богочествованием,—чисты только те, у которых любовь жизни истинно Супружественной или прежде того состояния была, или после онаго бывает; ибо этой жизни любовь есть та, к которой единственно относится Чистота. Почему и все монахи или иноки по смерти разрешаются от своих обетов и выпускаются на свободу с тем, чтобы по внутренним обетам и вожделениям любви своей, избрали жизнь или супружественную или вне супружества. Если тогда вступают в жизнь супружественную любившие и духовныя отношения к Богочествованию, таковым даются супружества в Небесах; возжелавшие же жизни внесупружественной отсылаются к подобным им, живущим по сторонам Неба.—Когда я спросил у Ангелов: восприемлются ли в Небо и там, по их вере, бывают ли первыми в числи благополучных те, которые посвятили себя благоговению и сделали себя свободными для Богочествования, следовательно, устранили себя от очарования Мiра и от похотей плоти и для этого обещались пребыть во всегдашнем Девстве?—Тогда Ангелы отвечали, что хотя и восприемлются, но коль скоро они восчувствуют там сферу любви супружественной, то бывают печальны и прискорбны, и тогда же некоторые из них самопроизвольно, другие испросив позволение, а иные и по при казанию—отходят и выпускаются; и когда они находятся вне того Неба, тогда открывается им путь к сотоварищам, бывшим в подобном же им состояния жизни в Мiре, и тогда же из прискорбных делаются весёлыми и радуются между собою.
153. XIV. ЧТО СОСТОЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА ПРЕДПОЧИТАТЬ ДОЛЖНО СОСТОЯНИЮ БЕЗСУПРУЖЕСТВЕННОМУ, ИЛИ ХОЛОСТОМУ, о том явствует из вышесказаннаго.—Состояние супружества предпочитать должно потому, что оно есть от сотворения; что начало его происходит из сочетания блага и истины; что оно также соответствуем с сочетанием Господа и Церкви; что Церковь и Любовь супружественная, неразлучные спутники, что Служение ея есть превосходнее Служений всех вещей созданных, ибо из него происходит размножение Рода Человеческаго и Неба Ангельскаго, которое состоит из Рода Человеческаго. Кроме этого, Супружество есть исполнение человека; ибо через оное человек бывает полным человеком, о чем показано будет в нижеследующей статье. В состояния же Безсупружественном нет ничего из упомянутых преимуществ.—Но если допустить предложение, что состояние Безсупружественное, или холостое, превосходнее состояния Супружества,—и это предоставить изследованию, согласованию и утверждению доводами, то произойдут заключения, что Супружества не есть святыя и не бывают чистыя, и что чистота в поле женском не у иных есть, кроме утех только, которыя воздерживаются от супружеств и обещаются быть во всегдашнем девстве; также, что обещавшияся быть во всегдашней Безсупружественности разумеются чрез Евнухов, которые для Царствия Божия делаются Евнухами. Матф. XIX. 12. Произойдут и другия многия заключения, которыя, будучи из предложения неистиннаго и сами неистинныя. Чрез Евнухов, делавших себя Евнухами для Царства Божияго, разумеются духовные Евнухи, коих составляют воздерживающиеся в Супружествах от зол блудодеяний, а не Италианские Евнухи.
154. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ. Из них ПЕРВАЯ: Когда с Игры премудрости, о которой сказано выше в п. 132, я возвращался домой, то на пути увидел Ангела в одежде пацинтовой, который, допустив меня сблизиться с ним, сказал: вижу, что ты вышел теперь с Игры премудрости, и слышанное там произвело в тебе радость; и так как познаю, что ты не весь в этом Мiре, а находишься в то же время и в Мiре естественном, и потому не знаешь о наших Гимназиях (Gymnasia) Олимпийских, где древние Мудрецы собираются, и от пришедших из твоего Мiра узнают, какия состояния, перемены и поступления имела и теперь имеет Премудрость. Если хочешь, доведу тебя до места, где многие из древних Мудрецов и их сыновей, тоесть, учеников обитают. —Мы пришли в предел между Севера и Востока, где я, взглянув с высокаго места, увидел Город, и на одной его стороне два Холма, из коих ближайший к городу был ниже другаго. Тогда Ангел сказал мне, что этот Город называется Афинами, Холм низший—Парнасом, а высший—Геликоном. Так называются потому, что в этом Городе и около его обитают Древние мудрецы Греции, как-то: Пифагор, Сократ, Аристипп, Ксенофонт с учениками и вновь поступающими; и когда я спросил о Платоне и Аристотеле, то Ангел отвечал, что как сами они, так и их последователи обитают в другой стороне, ибо они учили тому, что принадлежит до разума, а те учили тому, что относится до жизни. Потом Ангел сказал, что из Города Афинн часто посылаются ученики к ученым из Христиан объявить, как ныне мыслят о Боге, о Сотворении Вселенной, о Безсмертии души, о состояние человека относительно состояния скотов и о прочем, принадлежащем до внутреннейшей Премудрости. Далеее сказал Ангел, что ныне назначено собрание по той причине, что посланные нашли новых пришельцов с земли и от них услышали любопытное.—После этих слов, мы увидели многих выходящих из Города и от соседних мест, из коих некоторые были увенчаны лаврами, другие держали в руках пальмы, иные с книгами под мышцами, а некоторые с перьями под волосами леваго виска.—Мы пристали к ним и вместе взошли на холм, где была Палата осьмиугольная, называемая Палладиум. Войдя туда, мы увидели восемь шестиугольных мест в стенах, из коих в каждом было Книгохранилище и Стол, за которыми и сидели увенчанные лаврами; в самом же Палладиуме видны были высеченныя из камня Скамьи, на которых и сели прочие. Тогда отворилась на левой стороне дверь и введены были двое Пришельцов с земли; и когда, после обыкновенная приветствия, один из увенчанных лаврами спросил их: «ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ?»—то они отвечали: новое есть то, что в лесах нашли человеков, подобных скотам, а скотов, подобных человеками, и по лицу и телу узнали, что они рождены человеками, и на втором или третьем году возраста их потеряны или оставлены в Лесах. Они не могут выражать произношением никакого помышления, ни даже научиться произношению какого-либо слова; не знают вовся, какая пища им прилична, хуже, нежели скоты, но все лесное, чистое и нечистое кладут в рот, и прочее. Из этого некоторые ученые у нас домышлялись, а некоторые выводили многия заключения о состоянии человека в отношении к состоянию скотов.—Услышав это, некоторые из древних Мудрецов спросили: что они из сего предполагают и заключают? Двое Пришельцов отвечали, что многия мнения, которыя однакоже можно объявить: 1-е, что человек по своей натуре и по своему рождению есть глупее всякаго скота, и потому хуже, и таковым остается, если не получает наставлений. 2-е, что наставляем быть мог бы, ибо научился бы членовно произносить голос и оттуда говорить, а через то начал бы изъяснять помышления и это постепенно более и более, даже до того, что мог бы выражать законы Общества, из которых многие однакоже и скотам впечатлены. 3-е, что разсудительность есть и у скотов, подобно как и у человеков. 4-е, почему, если бы скоты могли разговаривать, то о всякой вещи разсуждали бы также умно, как и человеки. 5-е, что Разум есть только умерение света из Солнца, при содействии теплоты и при посредстве Эфира, так, что одна лишь есть деятельность внутренней натуры, и эта может возвышаться даже до того, пока представится, как премудрость. 6-е, что по сему напрасно верить, что человек по смерти более живет, нежели скот, а разве только несколько дней по отшествии своем может при издыхании жизни из тела казаться как мгла, под видом личины, прежде, нежели разсеется в натуру; и не иначе, как растёт, из пепла возбужденное, кажется в подобии своей формы. 7-е, что по сему Религия, учащая о жизни по смерти, есть изобретение, дабы простых внутренне содержать в узах чрез ея законы, так как внешно содержатся посредством законов гражданских.—К этому прибавили, что так разсуждают совершеные остроумные, но неразумные; и когда спросили их, что значит Разумные, то отвечали, что об этом не слыхали, а так думают. Услышав это, все сидевшие за Столами сказали: Ох, какия ныне времена на Землях!... Ах, какия перемены потерпела Премудрость!... Не обращена ли она в остроумие безумное? Зашло Солнце и под землею диаметрально противоположно своему полудню! Кто не может знать из доказательств об оставленных, но потом обретенных в лесах, что человек
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 804;