Визначення еквівалентних передаточних функцій 10 страница
130. XI. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ ПО СОСТОЯНЮ ЦЕРКВИ, ИБО ОНА ЕСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ПРЕМУДРОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Что Любовь Супружественная или Супружества есть по состоянию премудрости у человека, об этом, как прежде сказано было, так и после изложено будет, а здесь объяснится только о том, что значит Премудрость и что она составляет едино с Церковью: «У человека находятся Знание, Разумение и Премудрость. Знание относится до познания, Разумение до разсудка, а Премудрость до жизни. Премудрость, в своей полноте разсматриваемая, относится вместе до познаний, до разсудка и до жизни. Познания предшествуют, Разсудок посредством их образуется, а Премудрость посредством обоих, и тогда только, когда разсудок располагает жизнь по истинам, которыя составляют познания. Поэтому Премудрость относится и до разсудка и вместе до жизни, и тогда бывает Премудростию, когда управляет разсудком, и чрез него жизнью; но есть Премудрость, которая сделалась прежде Премудростью жизни и потом разсудка. Древнейшие в этом Мiре не признавали иной премудрости, кроме премудрости жизни: она была премудростью их, которые назывались МУДРЕЦАМИ (SOPHI); Древние же после тех Древнейших, признали премудростью—премудрость разсудка,—и сии назывались ФИЛОСОФАМИ (PHILOSOPHI). Ныне же многие и Знание (Sapientia) называют премудростию; ибо ученые, искусные и только что-либо малое знающия, называются премудрыми. Так Премудрость с самой высоты своей низпала в юдоль.— Но, что значит Премудрость в своем начале, в своем оступление или продолжении и оттуда в полном ея состоянии, об этом несколько будет теперь же сказано.—То, что принадлежит до Церкви, веры и называется Духовным, пребывает в самых внутреннейших началах у человека; то, что принадлежит до Государства, и называется Гражданским, занимает место ниже онаго; а то, что принадлежит до знания опытности и науки, и называется Естественным, составляет подножие их. Церковное и называющееся Духовным пребывает во внутреннейших началах у человека, потому что соединяет себя с Небом и чрез Небо с Господом; ибо не иное от Господа чрез Небо входит в человека.—Принадлежащее до Государства и называющееся Гражданским, ниже духовнаго имеет место потому, что соединяется с Мiром, ибо оно есть из Мiра или Мiрское, как-то: установления, законы и правила, обязующия людей к составлению из себя Общества и Гражданства. Принадлежащее же до знания опытности и науки и называющееся Естественным, составляет подножие, потому что это тесно соединяется с пятью чувствами тела, и есть начало последнее, над которым начало внутреннййшее мысли и самое внутреннее начало души как бы сидят.—Итак, поелику Церковныя существенности, называемыя Духовными, пребывают в самых внутреннейших началах, которыя составляют голову,—а следующия под ними, называемыя Гражданскими, составляют тело, и последния, называемыя Естественными, составляют ноги; то явствует, что когда трое оных следуют одно за другим по своему порядку, тогда человек есть совершенный человек, ибо втекают оные тогда в свои составы, подобно как и те начала, которыя будучи Головными, втекают в тело, и чрез тело в Ноги. Следовательно, существенности Духовныя втекают в Гражданские, а чрез Гражданския в Естественныя.—Поелику же Духовныя состоят в свете Неба или Небесном, то явствует, что Светом своим просвещают и следующия за ними по порядку, и оные Теплотою своею, которая есть любовь, одушевляют, и что когда это бывает, тогда человек есть Премудрость. А как Премудрость есть премудрость жизни и оттуда разсудка по вышесказанному, то и спрашивается, что значит Премудрость жизни? На это ответствуется в кратком понятии, что она есть уклоняться от зол, ибо наносят вред Душе, Государству и Телу, и творить блага, поелику составляют пользу Души, Государства и Тела. Эта Премудрость разумеется чрез ту премудрость, с которою соединяется тесно Любовь супружества: ибо она соединяется чрез то, что уклоняется от зла прелюбодеяния, как от заразы душевной, от заразы общества и от заразы телесной; и поелику эта Премудрость проистекает из Духовностей Церковных,—то следует, что Любовь супружественная есть у человека по состоянию Церкви, ибо по состоянию премудрости. Чрез эту разумеется и то, о чем на многих местах упомянуто было выше, тоесть, что сколько человек бывает духовным, столько он есть в любви истинно супружественной; ибо человек бывает духовным чрез духовности Церковныя. Более же о Премудрости, с которою соединяется любовь супружества, видеть можно ниже в п. 163, 164 и 165.
131. XII. И ТАК КАК ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, ТО И ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВА ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ ОТ НЕГО ЖЕ. Поелику это следует из вышесказаннаго, то и доказывать более не предполагаю. Что Любовь истинно супружественная есть от Господа, о том свидетельствуют все Ангелы Неба; также и о том, что эта Любовь есть по состоятю премудрости, а состояние премудрости по состоянию Церкви у них. Что Ангелы Неба об этом свидетельствуют, явствует из ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ, виденных и слышанных в Мiре духовном, которыя приложены после Статей.
132. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из коих ПЕРВАЯ: Некогда я разговаривал с двумя Ангелами, один был из Неба Восточнаго, а другой из Неба Полуденнаго, которые поняв, что я разсуждал о Тайнах Премудрости и Любви супружественной, спросили: знаюли я что-либо об ИГРАХ ПРЕМУДРОСТИ в Духовном Мiре? Когда я отвечал им, что еще не знаю;—то сказали, что игры есть многия,—и что те, которые любят истины из побуждения духовнаго, или потому, что они истины, и чрез оныя приобретается Премудрость,—по данному знаку собираются, разсуждают и заключают об истинах, требующих дальнейшаго разума. Ангелы же, взяв тогда меня за руку, сказали: следуй за нами, увидишь и услышишь, ибо ныне дан знак для такого собрания. Они вели меня по равнине к Холму, при подошве котораго было Крыльцо или переход из пальм, продолжающееся даже до вершины Холма. По этому переходу взойдя на вершину того Холма, мы увидели рощу, коей деревья над поверхностью земли представляли как бы Театр, внутри коего была Равнина, разноцветными камешками устланная. Вокруг этой Равнины, в виде четвероугольном поставлены были Престолы, на которых сидели любители премудрости, а посредине Театра был Стол, на коем положена была запечатанная Бумага.—Сидящие на Престолах приглашали нас сесть также на престолах, еще не занятых,— и я отвечал им, что приведен сюда двумя Ангелами не для того, чтобы сидеть, но чтобы видеть и слышать. Тогда два сии Ангела, подойдя к Столу на средину Равнины, распечатали Бумагу, и пред сидящими читали Тайны Премудрости, на Бумаге написанныя, о которых разсуждали и объясняли. Написаны же были Ангелами Третьяго Неба и на Стол опущены три Тайны: ПЕРВАЯ Что есть Образ Божий, и что Подобие Божие, в которыя человек сотворен? ВТОРАЯ: Для чего человек не рождается в знание какой-либо Любви, когда при том Скоты и Птицы раждаются в знания всех своих любвей? ТРЕТЬЯ: Что значить Древо жизни, и Древо знания добра и зла, и что Снедь от оных?—Под сим подписано было: Соедините Три оныя предложения во едино, положите на этом Столе, и увидим; ежели мнение окажется соответственным и справедливым, то каждому из вас дано будет награждение Премудрости. — По прочтении сих тайн, два Ангела отступили и вознеслись в свои Небеса. Тогда сидящие на Престолах начали разсуждать и толковать о предложенных им Тайнах, и говорили по порядку, сперва сидевшие к Северу, потом те, которые к Западу, за ними те, кои к Полудню, и, наконец, те, которые к Востоку. Они взяли первое подлежащее или предмет разсуждения, который был: «ЧТО ЕСТЬ ОБРАЗ БОЖИЙ И ЧТО ПОДОБИЕ БОЖИЕ, В КОТОРЫЯ ЧЕЛОВЕК СОТВОРЕН». И тогда прежде всего, из Книги творения пред всеми читано было следующее: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.” Бытие: I. 26, 27. “когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его.” Бытие: V: I.—Сидевшие к Северу сперва разсуждали, говоря, что Образ Божий и Подобие Божие есть две жизни, от Бога в человека вдохновенныя, тоесть, Жизнь воли и Жизнь разума; ибо читается: “и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.”. Быт. II: 7. Чрез это означается, что в познание его вдохновенна была воля блага и разум истины, итак в нем была Душа жизней; и поелику Жизнь от Бога в него вдохновенна, то посему чрез Образ и Подобие означается Непорочность из Премудрости и Любви, и из Правды и Суждения в нем.— С этим Согласились и сидевшие к Западу, прибавив только то, что состояние Непорочности, от Бога в человека вдохновенное, после того в каждаго человека непрестанно вдыхается; но в человек есть так, как вместилище, и человек, будучи вместилищем, есть Образ и Подобие Божие.—Потом Третьи по порядку, которые сидели к ПОЛУДНЮ, сказали: Образ Божий и Подобие Божие суть двое разделенных, но в человеке от создания соединены, и мы видим как бы из некотораго света внутренняго, что Образ Божий мог быть потерянным от человека, но не Подобие Божие. Это кажется нам из того, что Адам удержал Подобие Божие, потерявши Образ Божий; ибо читается: “И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло.” Быт: III: 22, и потом называется Подобием Божим, а не Образом Божйим. Быт. V: 1.—Но предоставим сотоварищам нашим, сидящим к Востоку, и потому в большем свете, говорить, что значит собственно Образ Божий, и что собственно Подобие Божие. И тогда, поелику бывшаго молчания, сидящие к Востоку встали с Престолов своих, и, воззрев к Господу, а потом опять севши, сказали: что Образ Божий есть
Вместилище Бога, и поелику Бог Есть Самая Любовь и Самая Премудрость, то Образ Божий есть Вместилище Любви и Премудрости от Бога в нем; но что Подобие Божие есть совершенное подобие и полная видимость, представляющая будто бы любовь и премудрость, находятся в человеке, и оттуда во вся как бы его; ибо человек не чувствует иного, как только то, будто бы он любит от себя и премудрствует от себя, или будто бы желает блага и разумеет истину от себя, когда однако же ничего не имеет от себя, но все от Бога. Один Бог любит от Себя и премудрствует от Себя, поелику Бог есть Самая Любовь и Самая Премудрость. Подобие или видимость, кажущаяся будто бы любовь и премудрость, или благо и истина находятся в человеке, как его, производит то, что человек бывает человеком, и что может соединяться с Богом, и так жить вечно. Из этого следует, что человек есть человек потому, что может желать блага и разуметь истину во вся как бы от себя, и притом знать и верить, что от Бога; ибо, по мере того как человек это знает и верит, Бог полагает Образ свой в человеке; иначе же бывает тогда, когда человек верит, что он все то производит от себя, а не от Бога.—Поелику этих изречений покрыла их Ревность из любви к истине, и из той ревности, сказали: Каким образом может человек восприять сколько-нибудь любви и премудрости, удержать воспринятое, и потом опять продолжать такое же восприятие, если не чувствует онаго так, как свое?—и как может быть соединение с Богом чрез любовь и премудрость, если не дана человеку некоторая взаимность соединения (Reciprocum conjuctions)? Поелику без взаимности не может быть никакое соединение; взаимность же соединения есть то, что человек любит Бога и делает то, что Божие есть, как бы от себя, веря однако же, что от Бога. И как человек может жить вечно, если не соединён с Богом вечным? Следовательно, как может человек быть человеком, без того Подобия в нем?—На это согласились все и сказали: да будет Заключение из сих разсуждений; и сделано следующее: «Человек есть Вместилище Бога, а Вместилище Бога есть Образ Божий; и поелику Бог есть Самая Любовь и Самая Премудрость,— то человек есть Вместилище оных; Вместилище же бывает Образом Божиим, по мере восприятия. Также, что человек есть Подобие Божие из чувствования в себе, что все то, что есть от Бога, есть в нем как бы его, но притом, что сколько из Подобия онаго есть Образ Божий, столько познает, что Любовь и Премудрость, или Благо и Истина не суть в нем его и потому ниже от него, но только в Боге, и потому от Бога.
133. Послее сего, взяли другой предмет разсуждения: «ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ В НЕЗНАНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ЛЮБВИ, КОГДА ПРИТОМ.СКОТЫ И ПТИЦЫ РАЖДАЮТСЯ В ЗНАНИЯ ВСЕХ СВОИХ ЛЮБВЕЙ?». Истину этого предложение утверждали сперва разными разсуждениями о человеке, что он раждается ни в какое знание, ни даже в знание любви супружественной. Потом спрашивали от испытателей, и услышали от них, что младенец ниже из врожденнаго знания не познает сосцов своей матери, но что он от матери или кормилицы научается тому чрез приближения и знает только сосать; что это знание он получает из непрестаннаго сосания в утробе матери; что после не умеет ходить, ни составлять голос, подобный какому-либо произношению человеческому, ниже голосом объяснять побуждение любви, как скоты; потом не знают свойственной себе пищи, так как все скоты и звери,—но хватает попавшееся ему, чистое ли оно или нечистое и кладет в рот. Испытатели также сказали, что человек, без наставления вовсе ничего не знает о способах любить пол, и что этих способов не знают ни девицы, ни юноши, без наставления от других; словом сказать, человек раждается телесным, как червь, и остается телесным, если от других не научается знать, разуметь и премудрствовать.— Поелику этого доказали, что Скоты всякие, как-то: животныя земныя, птицы небесныя, рыбы, ползающие или пресмыкающиеся, червячки и называемыя насекомыми, раждаются во все знания любвей своей жизни, то есть, во все знания для пропитания, для жительства, для любви пола и для плодородия, также для воспитания плодов своих. Это доказывали утвердительными истинами, которыя приводили они на память из виденных, слышанных и читанных или произшедших в Мiре естественном, в котором они прежде жили, где не кажущиеся, но действительные находятся Скоты. Доказавши так истину предложения обратили мысли к изследованию и изысканию причин для истолкования и открытия этой Тайны,—и сказали все: что такия Тайны не могут быть не из Божественной Премудрости, по которыми человек есть человек, а скот есть скот; итак, что несовершенство рождения человека бывает его совершенством, а совершенство рождения скота есть его несовершенство.
134. Тогда СЕВЕРНЫЕ начав сперва открывать свою мысль, сказали, что человек раждается без знаний для того, чтобы мог воспринимать все знания; но если бы раждался в знания, то не мог бы воспринимать никаких, кроме тех только, в которыя рожден, — и тогда бы не возмог никакого знания присвоить себе. Это объясняли следующим сравнением: человек первоначально рожден, как земля (humus)(почва?). В которой никакия семена не были еще вверены, однако же она может воспринимать все, произращать и плодотворить их; но скот есть, как земля, уже насеянная и наполненная растением и травами, которая не восприемлет других семян, кроме насеянных уже, если же будут другия, то подавляет их. Оттуда есть, что человек растет в продолжение многих годов, в которые может, по подобию земли удобряться и произрастать так, как всякаго рода хлеб, цветы и деревья; скот же вырастает в течение немногих годов, но в продолжение их не может приобретать других знаний, кроме природных.—Потом ЗАПАДНЫЕ разсуждали и сказали, что человек не раждается со знанием как скот, но раждается со Способностью (Facultas) и Наклонностью (Inclination); со способностью к знанию и наклонностью к люблению, и что раждается со способностью не только к знанию, но к люблению и премудрствованию; также, что раждается с Наклонностью пресовершенною не только к люблению того, что его и Мiрское есть, но и того, что есть Божие и Небесное; следовательно человек от родителей раждается Органом, который только живет чувствами внешними, и первоначально никакими даже внешними, по той причине, чтобы постепенно был человеком — прежде естественным, потом разсудительным и наконец духовным. Этого не было бы, если бы человек раждался в знании любви, как скоты; ибо знания (scientiae) и побуждения (affectiones) природныя, оканчивают такое поступление или продолжение, способность же и наклонность природныя ни мало не оканчивают: для этого человек может усовершаться знанием, разумением и премудростью вечно.— ПОЛУДЕННЫЕ приняли и открыли свои изречения так: что невозможно человеку заимствовать какое-либо знание от себя,—но заимствует оное от других потому, что не имеет никакого знания природнаго; и как человек не может никакого знания заимствовать или брать от себя, равно и никакой любви, потому что, где нет знания, там нет и любви: то посему знание и любовь есть нераздельные спутники, и не могут более между собою разделяться, кроме как воля и разум, или побуждение и помышление, — и не более как сущность и форма. Почему, как человек заимствует знание от других, так к оному присоединяет себя и любовь, будучи его спутницею— Всеобщая любовь, себя присоединяющая, есть любовь знать, а потом разуметь и премудрствовать: эта любовь есть у одного только человека, а ни у какого скота, и втекает от Бога. Мы согласны с товарищами нашими от Запада, что человек не раждается в какую-либо любовь, и посему ни в какое-либо знание,—но раждается только в Наклонности к люблению, и оттуда в Способность к восприятию знаний, не от себя, но от других, тоесть чрез других. Чрез других говорится потому, что и те не восприяли ничего от себя, но начально от Бога.—Согласны и с товарищами нашими от Севера в том, что человек первоначально рожден, как земля, коей не вверены еще никакия семена, но все как знатныя, так и незнатныя могут быть ей вверенными. По этой причине человек получил свое название от Земли, ибо Адам происходит от Еврейскаго слова АДАМА, которое значит Земля. К этому прибавляем, что скоты раждаются в естественныя любви, и потому в знания, оным соответствующая,—но при всем том ни одного из знания не понимают, а к оным только влекомы будучи своими любвями, стремятся, точно так как слепые по улицам, убегая от собак; ибо, относительно разума скоты слепые, или лучше сказать, как бродящие ночью, которые по слепому знанию, усыпивши разум, делают что ни делают.—Напоследок ВОСТОЧНЫЕ сказали: Соглашаемся на то, о чем братья наши разсуждали, тоесть, что человек ничего не знает из себя, но от других и чрез других, на тот конец, дабы он познавал и признавал, что все то, что он знает, понимает и разумеет, есть от Бога; и что человек не может иначе родиться и раждаться от Господа, и быть Его образом и подобием: ибо Образ Господа бывает чрез признание и верование тому, что всякое благо любви и человеколюбия, и всякую истину премудрости и веры, получал и получает от Бога, а из себя ничего. Подобие же Господа есть, когда человек чувствует, что оныя в нем как бы от него, тоесть от человека; это он чувствует потому, что не раждается в знания или с знаниями, но получает их, а получаемое кажется ему как бы от него. Так чувствовать дается человеку от Господа же, дабы был человком, а не скотом, ибо дается ему чрез то, что он желает, разсуждает, любит, знает, разумеет и премудрствует как бы из себя; восприемлет знания и возвышает их в разумение, и чрез употребление их, в премудрость. Так Господь соединяет человека с собою, и человек себя с Господом: это не могло бы быть, если бы не было провидено от Господа, чтобы человек раждался в совершенном незнании. — После такого изречения, все пожелали, чтобы из этих разсуждений сделано было заключение; и сделано такое: «Что человек раждается ни в какое знание, дабы мог идти во всякое, и поступать в разумение, а чрез сие в премудрость; и что также раждается ни в какую любовь, дабы мог идти во всякую чрез присовокупления знаний из разумения, и в Любовь в Бога чрез любовь к ближнему, и так соединяться с Богом, а чрез то быть человеком и жить вечно».
135. Потом взяли Бумагу и читали третий предмет разсуждения: “ЧТО ЗНАЧИТ ДРЕВО ЖИЗНИ, ЧТО ДРЕВО ЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА И ЧТО СНЕДЬ ОТ ОНЫХ». При этом просили, чтобы те, которые от Востока истолковали сию Тайну, так как требующую дальнейшаго разума. Восточные же всегда находятся в пламенном свете, тоесть, в премудрости любви, и эта премудрость разумеется чрез Сад в Едеме, в котором два те Древа насаждены были. Восточные на это отвечали: скажем, но только не из себя, а из Господа, поелику человек не заимствует ничего из себя, но из Господа; при всем том однако же исканием мы как бы от нас; и тогда сказали: Древо значит человек, а плоды его—благо жизни; оттуда чрез Древо жизни означается человек, живущий из Бога, или Бог, живущий в человеке; и поелику любовь и премудрость, и человеколюбие и вера, или благо и истина составляют жизнь Божию в человеке; то чрез Древо жизни и означаются они, и оттуда человек имеет жизнь вечную. Подобное же означается и чрез Древо жизни, от котораго дано будет есть. Апокал. II: 7, ХХ11; 2, 14. Чрез Древо знания добра и зла означается человек, который верит, что живет из себя, а не из Бога; следовательно, что любовь и премудрость, человеколюбие и вера, то есть благо и истина в человеке его, а не Божии. Верит сему потому, что когда человек разсуждает и желает, говорит и делает, то все это кажется ему как бы из него; и поелику человек, увлекаясь таким мнением, уверяет себя и в том, будто бы Бог вселил себя в него, или влил своё Божество в него,—то посему сказал змий: “но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.” Быт. III: 5. Чрез снедь от этих Древ означается восприятие и присвоение: чрез Снедь от Древа жизни, восприятие жизни вечной, а чрез Снедь от Древа знания добра и зла, восприятие осуждения; и потому оба—Адам и его Жена, вместе со змием неблагословенны суть. Чрез змия разумеется диавол относительно любви себя и кичения собственным разумением, и эта любовь есть обладательница того Древа,—люди, кичащиеся из этой любви, суть от Древа. Итак, весьма заблуждаются те, которые верят, будто бы Адам премудрствовал и творил благо из себя,— и будто бы это было состоянием непорочности его,—когда однако же сам Адам, по причине такого уверения, неблагословен; ибо это значит Снесть от Древа знания добра и зла. Посему он лишился тогда и состояния непорочнаго, которое имел по поводу уверения, что он премудрствует и творит благо не из себя; а из Бога что и значит Снести от Древа жизни. Единый Господь, когда был в Мiре, премудрствовал из Себя и творил благо из Себя, ибо Самое Божество от рождения было в Нём и Его, и посему из собственнаго могущества сделался Искупителем и Спасителем. Из этих и вышесказанных истин заключали так; Что чрез Древо жизни, чрез Древо знания добра и зла и чрез Снедь от оных разумеется, что Жизнь человека была от Бога в нем; что тогда у него были Небо и Жизнь вечная, и что Смерть у человека есть уверения и вера, будто бы Жизнь у человека есть не Бог, но сам человек, и от такого уверения у него Ад и Смерть вечная, которая есть осуждение”.
136. Послее всех этих разсуждений, взглянули на Бумагу, Ангелами на столе оставленную, и увидели на ней подписанное: и “СОВОКУПИТЕ ОНЫЯ ТРИ ВО ЕДИНО МНЕНИЯ”. Тогда, собрав, увидели, что те Три мнения соединились в одном порядки, и что порядок или Мнение составилось следующее: “Человек создан для того, чтобы воспринимать Любовь и Премудрость от Бога, во всем однако же подобии или видимости как бы от себя, единственнно для восприятия и соединения; и что потому человек не раждается в какую-либо Любовь, ниже в какое-либо знание, ни даже в какую-либо возможность или могущество любить и премудрствовать из себя: почему если он приписывает всякое Благо любви и всякую Истину премудрости Богу, то бывает человеком живым; но ежели приписывает их себе, то бывает человеком мертвым”. Это написали на новой Бумаге, которую и положили на Столе. И вдруг Ангелы, окруженные белым светом, предстали, и взяв ту Бумагу, вознесли на Небо, откуда, по прочтении ея,—сидящие на престолах услышали слова: “Изрядно, Изрядно, Изрядно”,—и тотчас явился оттуда один как бы летающии на двух крыльях, которыя около ног, и на двух около висков, а в руках держал награды, кои были: Тоги, Шапки и Лавры. Он низпустившись, дал: сидевшим к Северу—Тоги цвета опаловаго; тем, которые к Западу—Тоги цвета червленнаго, тем, кои к Полудню—Шапки, украшенныя золотом, драгоценными каменьями и Адамантами, а тем, которые к Востоку, дал Лавры с рубинами и сапфирами. Весь, сими наградами украшенные, с Игры Премудрости, с радостью возвратились в свои домы; когда же увидели их жены их, то вышли к ним для встречи, будучи с Неба и сами также украшены, чему все они весьма удивлялись.
137. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Когда я был в размышлении о любви супружественной, то вдали представились два Младенца нагие, с кошницами в руках, и около их летающие горлицы; и когда они казались ближе, то хотя были и наги, однако же венками пристойно украшенные: веночки из цветов украшали головы их, а букеты из оных и из роз пацинтоваго цвета, от плеч до чресел наискось висящие, украшали груди их, а вокруг около их обоих была как бы обвязка общая из листочков, смешанных с маслинами, сплетенная. Когда же они подошли гораздо ближе, тогда не казались уже ни младенцами, ни нагими, но как два человека в первом цвете возраста, одетые в тоги и исподннию одежду из блестящей парчи, распещренной цветами прекраснейшаго вида; и когда они были подле меня, то из Неба чрез них дышала на меня теплота вешняя, с приятнийшим благоуханием, подобно как от первейших ароматов в садах и полях. Сии двое Супругов были из Неба, кои, приметив во мне удивление об этой новости, спросили у меня: что я видал? Когда я пересказал им, что они казались мне сперва как младенцы нагие, потом как младенцы, украшенные венками — и напоследок настоящаго роста, одетые цветоносными одеждами, и что тогда вдруг дохнула на меня теплота вешняя с ея приятностями; то при зтом, двое сих Супругов, смеясь весьма весело, сказали, что они на пути не казались самим себе младенцами, ни нагими, ниже с венками, но непрестанно в таком же виде, как и теперь; и что так вдали представлена была любовь их супружественная: состояние невинности ея представлялось чрез виденных нагих младенцев, а увеселения ея чрез венки, и то же теперь чрез цветы, которыми распещрены одежды наши. Ты сказал, что при приближении нашем к тебе дохнула на тебя теплота вешняя, с ея приятнейшими благоуханиями, как бы из сада? На это скажем тебе, что мы Супругами многие уже века, и непрестанно находимся в таком же цвете возраста, в каком ты теперь нас видишь. Первое наше состояние было подобно первому состоянию девы и юноши при их содружение себя супружеством, почему и поверили тогда, что то состояние было самым блаженством нашей жизни;—но услышали от других в Небе нашем, а потом и сами познали, что состояние то было состояние теплоты, со светом нерастворенной, которая постепенно растворяется, так как муж усовершается премудростью и жена любит ее в муже, а это бывает чрез Служения, производимыя взаимною обоих их помощию в Обществе; также увеселения следуют по мере растворения или уравномерения теплоты и света, или премудрости и ея любви. При приближении же нашем к тебе, дохнула на тебя как теплота вешняя потому, что Любовь супружества, и та теплота в Небе нашем производят одно: ибо Теплота у нас есть Любовь, а Свет, с которым соединяется теплота, есть Премудрость, Служение же есть как атмосфера, которая в недре своём содержит обоих. Что Теплота и Свет, без своего содержащаго?.. и что любовь и премудрость, без своего служения?.. нет в них ничего супружественнаго или сочетательнаго, поелику нет подлежащаго, в котором они суть.— В Небе, где есть Теплота вешняя, там есть и Любовь истинно супружественная; ибо нигде более нет вешняго, кроме там, где теплота благорастворенная или уравномеренная и соединенная со светом,—или где столько есть теплоты, сколько и света, и взаимно; и мы думаем, что как теплота увеселяется со светом, и свет взаимно с теплотою,—так любовь с премудростью, и взаимно премудрость с любовью. — Далее сказали: У нас в Небе непрестанный есть свет, и нигде нет тени вечерней, а тем менее тьмы, ибо Солнце наше ни заходит ни восходит, подобно вашему Солнцу, но стоит всегда в средине между зенитом и горизонтом, о чем, по вашему выражению, можно сказать, что оно есть в градусе Неба 45-м. — Посему-то теплота и свет, происходящия из Солнца нашего, составляют всегдашннию весну и всегдашнее вешнее дышит в тех, у которых любовь из уравномерения соединяется с премудростью; и Господь наш, чрез вечное соединение теплоты и света, не иное вдыхает как служения. Оттуда произходят прозябания земли вашей и совокупления пернатых и животных ваших во время весны; ибо теплота вешняя открывает внутренния движения их даже до самых внутреннейших начал, называемых душами их,— побуждает их и вселяет им Супружественность свою, делая, чтобы плодородное их начало достигло своих увеселений, произходящих из непрестаннаго стремления (conatus) к произведению употребление плода, который есть размножение своего рода. — Но у человеков есть непрестанное втечение теплоты вешней от Господа; и потому они во всякое время, даже среди зимы могут увеселяться Супружеством: ибо мущины сотворены быть восприятиями света, тоесть Премудрости от Господа, а женщины сотворены быть восприятиями теплоты, тоесть Любви премудрости мужа от Господа. Из этого есть то, что при приближении нашем, дохнула на тебя теплота вешняя с приятнейшим благоуханием, как бы от первейших ароматов в садах и полях.—Сказав это, Муж подал мне правую руку, и повел меня к Домам, где были супруги в подобном же цвете возраста, как и они. Тут он сказал, что Жены сии, кажущияся теперь девами, были в Мiре пожилыми старухами, а Мужья, кажущееся теперь юношами, были там пожилыми стариками,—и что все они от Господа опять введены в сей цветущий возраст, поелику любили друг друга взаимно, и из Религии убегали прелюбодеяний, как грехов тяжких. Далее сказал, что никто не знает блаженств и приятностей Любви супружественной, если не отвергает страшных приятностей прелюбодеяния, и что никто сих отвергнуть не может, если не премудрствует из Господа,—а никто не премудрствует из Господа, если из любви служений не делает Служение. — Видел я тогда и домашния их вещи, которыя все были в формах Небесных, блистая от золота как бы пламенеющаго, и от вправленных в них рубинов.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 878;