Визначення еквівалентних передаточних функцій 7 страница

 

 

79. ПЯТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Прежний Ангел, который был моим вождём и спутником к Древним, жившим в четырех веках: Золотом, Серебряном, Медном и Железном, опять явясь, мне, сказал: хочешь ли видеть тот Век, который настал после этих древних Веков, и ныне еще продолжается?—следуй за мною и увидишь; о сем самом пророчествовал Даниил, говоря: се востанет Царство по четырех оных Царствах, вт, нсм5 не смгыиано будет Желпзо с Глиною болотною; смгъгиают себгь в оьмени чсловгъчи, но не соединятся одно с другим, яконие желпзо не смешивается с глиною". Даниил.: II; 41, 42, 43; и сказано притом, что чрез семя человечье, чрез которое смешается железо с глиною, и притом не соединятся,—разумеется истина слова олжетворенная. Поелику сих слов Ангела, я за ним последовал, и на пути из разговоров его узнал, что описываемаго Века жители обитают в смежности между Полуднем и Востоком, но нарочито далеко за теми, которые жили в четырех первых Веках, и притом гораздо ниже. Продолжая наш путь к Полудню, к сторон, смежной с Западом, мы перешли страшный лес, в котором были озера, а из оных крокодилы поднимали головы и своими широкими и зубастыми пастями на нас устремлялись. Между озерами были страшные Псы, из коих некоторые трехглавые, как Церберы, некоторые же двуглавые; всб они имели страшные зобы и свирепыми глазами смотрели на нас, когда мимо их мы проходили. Войдя на путь этой Западной стороны, мы увидели Драконов и леопардов или рысей, которые описываются в Апокалипсисе гл. XII, ст. 3 и гл.: XIII, ст. 2. Тогда Ангел сказал мне, что все те звери, виденные мною, не звери, но соответствия; итак формы представительныя похотей, в коих пребывают Жители, посещенные нами; самыя похоти представляются чрез страшных псов; коварства же и хитрости их чрез крокодилов; лжи их и злыя наклонности к предметам, касающимся до Богочествования, означаются чрез драконов и пардов или рысей. Однако же представляемые Жители не обитают близко за Лесом, но за великою Пустынею, которая служит разделением и отделением от Жителей Веков предыдущих; ибо они вовсе непохожи на тех,—и хотя имеют головы на грудях, груди на чреслах и чресла на ногах, так как и первобытные человеки, но в головах их нет нисколько золота, ни в грудях серебра, ниже в чреслах меди, и даже в ногах нисколько железа; а вместо того, в головах их находится железо, смешанное с глиною, в грудях и то и другое, смешанное с медью, в чреслах также обое, смешанный с серебром, а в ногах оныя, смешанный с золотом. Чрез такой переворот они изменились из человеков в изваяния человеческия, внутри которых ничто не соединяется; ибо, что было верхнее, то сделалось нижним,—следовательно, что было головою, то сделалось пятою и напротив. Они нам из Неба кажутся комедиантами или шутами, которые переворотя, тело, лежат на локтях и ходят; или как звери, которые, переворотясь лежать на спинах, ноги поднимают кверху, а из головы, которую врывают в землю, смотрят на небо. Перейдя в лес, мы вошли в Пустыню, которая не менее была ужасною, поелику состояла из кучей камней, а между ними ямы, из которых выползывали гидры и ехидны и вылетали змии палящие (presteres). Вся эта пустыня имела непрерывное склонение вниз, чрез продолжение котораго мы сошли и потом пришли к равнине (vallem), населенной жителями той страны и того возраста или века. Тут были на многих местах пастушьи шалаши (mapalia), которые напоследок показались нам соединяющимися и составлающими вид города, в который войдя, мы увидели домы, построенные из ветвей древесных обгорелых и грязью обмазанные, покрытые листами железными черными; улицы же были неправильныя, все сначала узкия, но пройдя несколько, гораздо пространнее, при окончании же каждой улицы площади,—и по сему сколько улиц, столько и площадей (fora).— Когда мы вошли в город, то сделалась тьма, ибо не видно уже было Неба; по каковой причине, коль скоро мы воззрели к небу, то в это же время дан был нам свет, и мы все увидели. Тогда я спросил встретившихся: можете ли вы видеть что-либо, не видя неба? На это отвечачали мне: о чем спрашиваешь? Мы видим ясно и ходим при полном свете. Ангел, услышав это, сказал мне, что тьма для них есть свет, а свет для них есть тьма так, как и у птиц ночных, ибо оне смотрят вниз, а не вверх. Войдя в шалаши их, мы увидели в каждом мужа с своею женою и спросили: все ли здесь живут каждый в своем доме с одною женою? На это отвечали со свистом (cum sibilo): что значит с одною единственно женою?.. Для чего не спрашиваете у нас, с одною ли единственно блудницею?., и что такое жена, если не блудница? по нашим законам не позволяется блудодействовать со многими, а только с одною единственно женщиною; впрочем, у нас не считается за безчестное и непристойное хотя и с многими, но лишь бы вне дома,— и этим мы хвастаем между собою; итак, имеем более позволения и потому удовольствия, нежели многобрачные. Для чего же множество жён нам не позволяется, когда позволено было, да и ныне позволяется на всем земном круге около нас?.. какая жизнь с одною женщиною?., не порабощение ли это и темница?., однакоже, запор этой темницы мы здесь сломали, и от такого рабства освободили себя и избавили; кто взыщет с узника за то, что он освобождает себя, когда может? На это мы отвечали: Друже, ты говоришь так, как не имеющий никакой религии; кто, будучи одарен разсудком, не знает, что прелюбодеяния есть скверныя и адския, и что Супружества есть святыя и небесныя?... не у диаволов ли суть прелюбодеяния во аду, а Супружества у Ангелов в Небе?.. читал ли ты седьмую Заповедь Десятословия, и у Павла, что прелюбодеи никогда не могут войти в небо? При этом хозяин разсмеялся, взглянув на меня как на простака и вовсе как бы на изступленнаго; но скоро потом прибежал вестник от Главнаго в город и сказал: приведи двух этих пришельцов на площадь, и если не хотят они добровольно идти, то влеки их туда, ибо мы видели в тени света, что они пришли сюда скрытно; они соглядатаи. Тогда Ангел сказал мн: они видели нас в тени, потому что Свет Неба, в котором мы были, есть для них тьма, а тьма есть для них свет—и это бывает потому, что ничего не вменяют за грех, ниже самое прелюбодеяние; оттуда видят ложь совершенно как истину, а ложь во аде пред сатанами светит, истина же помрачает очи их, как тень ночная. Почему мы и сказали присланному: не желаем того, чтобы нас понуждали, а менее еще, чтобы влекли на площадь,—но пойдем с тобою добровольно,—и мы пошли. Там был велиюй Сонм, из котораго вышел некоторые законники, на ухо нам сказали: берегитесь говорить что-либо против Религии, против образа правления и добрых нравов; и когда мы отвечали, что не будем говорить, но только об этих предметах и из оных, и когда потом мы спросили у них, как учит их Религия о супружествах; то при этом весь Сонм, заворчав, сказал: какая вам здесь надобность до Супружеств? Супружества есть супружества. Когда мы вторично спросили, как учит их Религия о Блудодеяниях, то и на это также Сонм тот, проворчав, сказал: что вам здесь до блудодеяний? Блудодеяния есть блудодеяния,—а кто не повинен есть, да ввержет первый камень. Когда же в третий раз мы спросили, учит ли их Религия о Супружествах, что оныя есть святыя и Небесныя, и о прелюбодеяниях, что оныя мерзкия и адския, то при этом многие в Сонме смеялись, хохотали и ругались, говоря: спросите о том, что относится до Религии, у Священников наших, а не у нас,—мы совершенно спокойны с этой стороны и верим изречениям их, поелику разсудок и разум наш не объемлет ничего, касающагося до Религии: слышали ли вы, что разум теряется в тайнах, составляющих Религию?— и что значат дела без Религии?.. не суть ли он как Шептания только, из сердца произносимыя об умилостивлении, удовлетворении и вменении, которыми ублажаются Души, а не Делами? Тогда приступили некоторые из мудрых того города, так называемых и сказали: отойдите отсюда: Сонм распаляется и скоро последует мятеж; поговорим об этом предмете особо наедине, —позади Судилища есть переходы, — пойдем туда с нами. Мы на это согласились и пошли за ними. Тогда они спросили нас, откуда мы и для чего здесь?—На это мы отвечали им, что пришли сюда для того, чтобы получить наставление о Супружествах и узнать, почитаются ли оныя и у них за святости так, как было у Древних, живших в Веках Золотом, Серебряном и Медном, или нет?—и ответствовали: что значат святости? не суть ли дела плоти и ночи? На это, мы им сказали: не суть ли и дела духа?—и все творимое телом из духа не есть ли духовное? также творимое духом из сочетания блага и истины не есть ли Сочетание духовное, которое входит в Сочетание естественное, тоесть в Сочетание Мужа и Жены? На это мудрые, так названные, отвечали: слишком утончаете и возвышаете сей предмет,—переходите выше разсудительных понятий к духовным: кто может там начать, оттуда сойти и так разсуждать о чем-либо? К этому они с насмешкою прибавили; может быть, вы имеете крылья орлиныя и можете летать в превыспренней стране Неба и разсматривать таковые предметы, но мы не можем. Тогда мы просили их, чтобы они сказали из высоты или страны, в которой ветренныя мысли их летают,—знают ли они или могут ли знать, что находится Любовь супружественная одного мужа с одною женою, в которой собраны все блаженства, счастия, приятности, веселия и удовольствия Небесныя,—и что эта Любовь есть от Господа, по восприятию блага и истины от Него,—следовательно, по состоянию Церкви? Услышав это, они отвратились и сказали: беснуются сии мущины; входят в эфир с своим суждением и, проповедуя пустое, разсеевают бредни. Потом оборотясь к нам, сказали, будем отвечать прямо на ветренныя ваши проповедания и сновидениия: Какое общее имеет любовь супружественная с Религиею и со вдохновением от Бога?., не эта ли любовь есть у каждаго по состоянию его силы?., не равно ли она находится как у тех, которые вне Церкви, так и у тех, кои внутрь?., не равно ли у Язычников, как и у Христиан?.. не Равно ли у нечестивых, как и у благочестивых?.. не у каждаго ли сила этой любви происходит или из наследственности, или из крепкаго сложения телеснаго, или из трезвой жизни, или из теплоты климата; также и посредством лекарств она может быть укрепляема и возбуждаема; не естьли эта любовь плотская?—плотское же какое общение имеет с состоянием Церкви духовным? Разве эта любовь относительно последняго действия с еною Различается чем -либо от любви относительно таковаго же действия блудницею; не подобная ли есть похоть и не подобное ли увеселение? Посему обидно выводить начало Любви супружественной от святости Церкви.— Услышав это, мы сказали им: умствуете из воспаления похоти, а не из Любви Супружественной; вы вовсе не знаете, что есть Любовь супружественная, поелику она у вас хладенеет; из речей ваших мы уверены, что вы из того Века, который именуется Железным и состоит из железа и глины, не соединяющихся, по предсказанию Даниила гл. II, ст. 43, ибо Любовь Супружественную и любовь блудную почитаете за одно; разве сии две любви могут соединяться более, кроме как железо и глина? Вы почитаетесь и называетесь мудрыми, однакоже ни чем менее мудрых. При сих словах они, воспалясь гневом, закричали и созвали Сонм, чтобы нас изгнать; но тогда из силы, нам от Господа данной, мы простерли руки,—и вдруг змеи палящие, ехидны и гидры, также и драконы из пустыни явились и наполнили город, из коего устрашенные тем жители убежали. Тогда Ангел сказал мне: в эту Страну ежедневно приходят новопереселяющиеся с Земли, и прежде пришедшие один за другим отсылаются и низвергаются в пропасти Запада, которыя издали и представляются как Озера огненныя и серныя; там находятся все прелюбодеи и духовные и естественные.

 

80. ШЕСТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Когда сие было сказано, я взглянул к стране Западной, и вдруг представились Озера огненныя и серныя; и когда я спросил Ангела, для чего Ады там таковые, то он отвечал, что таковыми кажутся Озера по причине олжетворения истины, поелику вода в смысле духовном означает истину; и кажется как огонь около оных или в оных из любви зла, — а как сера из любви лжи; трое сих: Озеро, Огонь и Сера, есть видимости, поелику составляют соответствия злых любвей, в коих тамошние находятся, ибо все, там находящиеся заключены в вечныя Темницы (Ergastulis), и трудятся для пищи, одежды и одра (pro victu, amictu et lecto), и когда бывают затворены те ады, тогда тяжко и нещадно наказываются. Потом, когда еще спросил у Ангела, почему он сказал, что там находятся и духовные и естественные прелюбодеи, а не сказал, что злотворящие и нечестивые, то ответствовал: потому, что все те, которые ни во что вменяли прелюбодеяния, тоесть, которые верят и творят оныя из утверждения и так из намерения, не вменяя за грех, суть сердцем своим злотворящие и нечестивые. Супружественность человеческая и Религия вместе ходят по одному пути неразлучно; всякой след (vestigium) и всякой шаг (gressus) из Религии и в Религию, есть то же, что след и шаг от Супружественности в Супружественность, которая есть особенная и собственная у человека Христианина. На вопрос мой, что значит Супружественность, Ангел сказал, что она есть вожделение или крайнее желание (disederium) жить с одною только своею Женою вместе, — и это вожделение есть у человека Христианина, по его Религии. Потом, когда я соболезновал духом, что Супружества, которыя были в Древних Веках наисвятейшими, так безпощадио обратились в прелюбодеяния, то Ангел сказал мне, что ныне также поступают и с Религиею; ибо Господь говорит: «Что в Скончании вп,ка будет Мерзость запустгьтя, предргьченная Даниилом, и что будет Скорбь велгя, якова же не была от начала Жгра». Мате. XXIV; 15, 21. Чрез мерзость запустения означается олжетворение и лишение всякой истины; чрез Скорбь означается Состояние Церкви, напаствуемое от зол и лжей, — а чрез Скончание века, о котором это сказано, разумеется последнее время или конец Церкви. Ныне есть конец, потому что не осталось истины, которая не была бы олжетворена,— олжетворение же истины есть блудодеяте духовное, которое и составляет одно с Блудодеянием естественным, поелику между собою соединяются.

 

81. Когда мы об этом разговаривали и соболезновали, то явился луч света, сильно действующей на глаза наши, почему я воззрел вверх, и вдруг все Небо над нами показалось освещенным, и от Востока до Запада услышали мы продолжительную песнь СЛАВОСЛОВИЯ. Тогда Ангел сказал мне, что это славословие относится к Господу для Пришествия Его, которое бывает славословимо Ангелами Неба Восточнаго и Западнаго; из Неба же Полуденнаго и Севернаго ничего не было слышно, кроме скромнаго шептания. Поелику Ангел разумел все это, то сказал мне сперва, что Славословие и Прославления Господа бывают заимствуемы из Слова, так как тогда бывают из Господа, ибо Господь есть Слово, тоесть Самая Божественная Истина там. Потом Ангел сказал: теперь особенно славословят и прославляют Господа из слов, сказанных Даниилом: “Видел еси железо, смешанное с глиною болотною,-смешают себе через семя человечье, но не соединяться. Во днех же оных сотворит Бог возстати Небесное Царство, еже во веки не погибнет, сотрёт и кончает все оныя Царства, само же устоит во веки”. Даниил. 2: 43, 44. После сего я услышал как бы глас пения и далее в Востоке увидел сияние света гораздо больше прежняго; и когда спросил Ангела, что там славословят, то он сказал, что из сего у Даниила: “Видел в видениих нощию, и се со Облаки Небесными, аки сын Человечь грядый бе , и тому дадеся Господствования века еже не прейдёт и царство его еже не погибнет”. Даниил. VII; 13, 14. Сверх сего, прославляют Господа из следующих слов в Апокалипсисе. “Иисусу Христу да будет слава и сила; се грядет со Облаки: Той есть Алфа и Омега. Начало и Конец, Первый и Последний, Иные Есть, Иные Был, Иные Грядый есть, Всемогущий: аз Иоанн слышал се от СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, из среди седьми Светильников”. Апок.: I: 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, XX, 13, и из Матвея гл. XXIV. ст.: 30,31.—Потом я посмотрел опять на Небо Восточное, увидел свет, возсиявший с правой стороны, и этот свет вошел в Распростертие (Expansum) Полуденное, и оттуда услышан был приятный глас; и когда я спросил у Ангела, что Господне там славословят, то он сказал, что из сего в Апокалипсисе: “Видех Новое Небо и Новую Землю; и видех Град Святый Иерусалим Новый, сходящий от Бога с Небес, уготованный яко Невеста Мужу своему; и глаголя со мною Ангел, и рече: прииди, покажу ти Невесту Агнцу Жену, и восхити мя в дух на Гору великую и высокою, и показа ми Град Святый Иерусалим ”. Апок. XXI: 1, 2, 9, 10. Также и сии слова: “Азм Иисус есьм Звезда светлая и утренняя”. Апок. XXII: 16, 17, 20.—После этих и многих других славословий, мы услышали общее Славословие от Востока к Западу и также от Полудня к Северу; и когда я спросил у Ангела, что это, то он отвечал: славословия сии из Пророков: “Да увесть всяка плоть, яко аз Господь Спаситель твой и Искупитель твой”. Исаия ХIХ: 26. “Тако рече Господь Царь Израилев и Искупитель Его Господь Савоав, Аз Первый и Последний, и кроме Меня нет Бога ”. Исаии ХIV: 6. “Речено будет в день оный, се Бог наш Сей, его же ждахом да избавит нас, Сей Господь Его же ждахом”. Исаия XXV: 9. “Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь ГОСПОДЕВ, се Господь Бог в крепком грядёт, яко пастырь стадо своё упасёт.”. Исайя ХIV: 3, 5, 10, 11. “Отрок родился нам, сын дадеся нам его же имя Чуден Советник, Бог, Ирой, Отец Вечности, Князь Мира”. Исаия IX: 6. “Се дние грядут, и возставлю отрасль Давиду Отрасль праведную, иже царствовати будет Царь, и сие будет Имя Его Господь Правда Наша'”. Иерем. XXIII: 5, 6, XXXIII: 15, 16. “Господь Савоов Имя Того и Искупитель Твой, Святый Израилев, Бог всея земли наречется ”. Исаия VIV: 5. “В день оный будет Господь в Царя над всею землею: в день оный будет Господь Един и Имя того Едино”. Захар. XIV: 9.—По выслушании этого и выразумении возрадовалось сердце мое, и в радости я пошел домой, и там из состояния духа возвратился в состояние тела, в котором находясь, написал сии виденныя и слышанныя достопамятности. К этому присовокупляю теперь, что от Господа, по Пришествии Его, возбуждена будет Любовь Супружественная такая, какая была у Древних, поелику эта Любовь есть от Единаго Господа, и будет у тех только, которые от Него чрез слово соделываются духовными.

 

82. После сего из Страны северной, с крайнею поспешностью прибежал мущина, который посмотрел на меня грозным видом и, начав со мною говорить разгневанном тоном, сказал: ты хочешь обольстить вселенную (Orbem), возстановляя Новую Церковь, которую разумеешь чрез Новый иерусалим, имеющий сойти с Неба от Бога, и учишь, что Господь, приемлющих Учебности Церкви Его, одарит любовью истинно супружественною, коей увеселения и благополучие возносишь даже до Небес? Не есть ли это изобретение и не приносишь ли оное так, как силок для ловления птиц и как приманку для приближения к твоим новостям?... Но скажи мне кратко, какия те учебности Новой Церкви, и увижу, сходствуют ли оне или не сходствуют? На это я отвечал ему, что Учебныя правила или Учебности Церковныя, разумеемыя чрез Новый иерусалим, есть следующия: I) Что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. II) Что Вера Спасительная есть веровать в Него. III) Что должно убегать Зол, поелику они диавольския, и от диавола. IV) Что должно творить Блага, поелику они Божии и от Бога. V) Что сии творить должен человек так, как бы от себя, но притом веровать, что оныя у него и чрез него от Господа. По выслушании этого, чрез несколько минут, отступило от него неистовство, но после некотораго размышления он опять взглянул на меня видом угрюмым, сказал: не сии ли пять Заповедей составляют учебности Новой Церкви о вере и о человеколюбии ? И когда я отвечал, что точно так, то он тогда сурово спросил меня, что я могу доказать ПЕРВОЕ, что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть Господь Иисус Христос? Я отвечал, что доказываю так: Не есть ли Бог Единый и Нераздельный, не есть ли Троица? Ежели Бог Единый и Нераздельный, то не Единое ли лицо? Если Единое лицо, то не в Нем ли Троица? Что он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, это доказывается тем, что зачат Он от Бога Отца, Лук.: I;34. 35, и что по сему, относительно Души Он есть Бог, и как сам говорит,что Отец и Он едино суть, Иоан.; X; 30; что Он в Отце и Отец в Нем, Иоан.: XIV; 10,11; что видя Его и познавая Его, видит и познает Отца, Иоан.: XIV; 7, 9; что никто не видит и не познает Отца, кроме Того, иные в лоне Отчем есть, Иоан.; I; 18; что вся Отчая суть Его, Иоан.: 111;35. XVI; 15; что Он есть Путь, Истина и Жизнь, и что никто не приходит к Отцу, токмо чрез Него, Иоан.: XIV; 6; следовательно, от Него, поелику есть в Нем. Равно и словом Апостола Павла, что всякое исполнение Божества в Нем обитает телесно, Колосс.: II; 9; также, что Ему даётся власть над всякой плотью, Иоан.: XVII; 2; и что даётся Ему всякая власть в Небесе и на Земле, Матф.: XXVIII; 18; и чего следует, что Он Бог Неба и Земли. Потом Он спросил, как я доказываю ВТОРОЕ, что Вера Спасительная есть веровать в Него? Я ему отвечал, что доказываю следующими Самого Господа словами: “Сия есть воля Отчая, да всяк ВЕРУЙ В СЫНА, имать живот вечный”. Иоан.: VI; 40. “Тако возлюби Бог Мiр яко сына Своего Единородного, дал есть, да всяк веруй в Него, не погибнет да имат живот вечный ” Иоан.: III, 15, 16. “Веруй в Сына, имать живот вечный, не веруй Сыну, не узрит живота, но гнев Божий пребудет на нем”. Иоан.: III; 36. После этого он и сказал: докажи и ТРЕТИЕ и следующия? На это я отвечал: какая надобность состоит в том, чтобы доказывать то, что должно убегать зол, поелику они диавольския и от диавола, и что должно творить блага, поелику они Божии и от Бога; также, что сии должен творить человек как бы от себя, но притом и веровать, что оныя у него и чрез него от Господа? Что сии три правила действительно ИСТИННЫЯ, о том утверждает все Священное Писание от начала до конца; ибо что иное там говорится, как не то только, чтобы убегать зол, творить блага и веровать в Господа Бога, и что без этих Трех не существует Религия? Не относится ли Религия до жизни, и что значит жизнь, если не убегать зол и не творить благ? как может человек творить это и этому веровать, если не так, как бы от себя? Посему, если отдаляешь их от Церкви, то отдаляешь от нея и Священное Писание, отдаляешь также и Религию, по отдалении которых Церковь не есть уже Церковь. Мущина тот, услышав это, отступил и размышлял; но при всем том ушел с негодованием.

О начале любви супружественной из сочетания блага и истины.

83.—Начала Любви Супружественной есть внутренния и внешния: и хотя они многия, но самое внутреннее или всеобщее начало есть одно. Что это начало есть сочетание или сопряжение блага и истины, о том доказано будет в следующих теперь же Членах.—Что никто еще не вывел оттуда начала этой любви, то потому, что сокрыто было познание о соединении между собою блага и истины; сокрыто же было потому, что благо не является в свете разума так, как истина; почему и познание о том скрывалось, убегая изследований. Как благо по сему есть между предметами неизвестными, то никто и не мог предполагать, чтобы было какое-либо Сочетание между оным и истиною; да и пред взором разсудительным естественным кажется благо так отстоящим от истины, что не видно никакого их соединения.—Что так есть, видеть можно из разговоров, когда они именуются; например, когда говорит кто-либо:«это есть благо»—тогда слушающий не мыслит ни о какой истине; или когда говорят:«это есть истина»—то слушающий также не мыслит тогда ни о каком благе.—Поэтому многие ныне верят, что истина есть совсем другое, нежели благо; подобно и о благе.Многие также полагают, что человек есть разумеющий (intelligens) и премудрствующий или вещи духовно понимающий (sapiens); итак, человек по истинам, которыя он мыслит, говорит, пишет и верит,— а не совокупно и по благам.—Что, однакоже, не бывает блага без истины, ниже истины без блага,—следовательно, что бывает между ними вечное Сочетание и что это Сочетание или сопряжение есть начало любви супружественной, о том изъяснено будет теперь же в следующем порядке:

I. Что Благо и Истина есть всеобщая начала Создания, и оттуда во всех созданных, подлежащих,— но в подлежащих созданных находятся по форме каждаго. II. Что нет ни где Блага особо отделеннаго. ни истины особо отделенной (solitarium), но что они повсюду соединены. III. Что находится Истина блага и из нея Благо истины или Истина из Блага и Благо из этой Истины, и что в двух сих от Сотворения впечатленна наклонность к сочетанию себя воедино. IV. Что в подлежащих Царства животнаго Истина блага или Истина из блага есть Мужеское, а из нея Благо истины, или Благо из истины есть Женское.V.Что из втечения Сочетания блага и истины от Господа произходит Любовь пола, и что оттуда есть также Любовь супружественная.VI. Что Любовь пола есть любовь Внешняго или естественнаго человека, и что она есть общая всякому животному. VII. Но что Любовь супружественная есть любовь Внутренняго или духовнаго человека, и что по сему она есть собственная человеку. VIII. Что у человека Любовь супружественная есть в любви пола так, как драгоценный камень в своей матке. IX. Что любовь пола у человека не есть начало Любви супружественной, но она есть первое ея так, как Внешнее— естественное, в котором насаждается Внутреннее—духовное. X. Что когда Любовь супружественная насаждается, тогда любовь пола изменяется и бывает Любовью пола чистою. XI. Что Мущина и Женщина сотворены для того, чтобы были существенною формою Сочетания блага и истины. XII. Что Двое Супругов составляют эту форму в наивнутреннейших своих началах, и оттуда в последующих из них, по мере, открытая внутреннейших начал мысли их. Следует теперь сих Статей изъяснение.

 

84.1. ЧТО БЛАГО И ИСТИНА ЕСТЬ ВСЕОБЩИЯ НАЧАЛА СОЗДАНИЯ, И ОТТУДА ВО ВСЕХ СОЗДАННЫХ ПОДЛЕЖАЩИХ; НО В ПОДЛЕЖАЩИХ СОЗДАННЫХ НАХОДЯТСЯ ПО ФОРМЕ КАЖДАГО. Что Благо и Истина есть всеобщия начала Создания, то потому, что двое оных есть не только в Господи Бог Создателе, но и Сам Он; ибо Он есть. Самое Божественное Благо и Самая Божественная Истина. Но яснее это и понятий разума, и так в идеи помышления представится, ежели вместо Блага именовать Любовь, а вместо Истины именовать Премудрость: следовательно, в Господе Боге Создатели есть Божественная Любовь и Божественная Премудрость, которыя и есть Сам Он, тоесть, Самая Любовь и Самая Премудрость, ибо сии две есть тоже, что Благо и Истина. Причина же этому та, что Благо относится до Любви, а Истина до Премудрости: ибо Любовь состоит из благ, а Премудрость из истин. Поелику же сии две и те две составляют одно и то же, то в следующих статьях будет сказано и об этих и о тех, так как чрез них одно и то же разумеется. Сие здесь предварительно говорится для того, чтобы разум, где только они именованы будут, не понимал различно.

 

85.—Итак, когда Господь Бог Создатель есть Самая Любовь и Самая Премудрость, и от Него создана Вселенная, которая по сему есть так как Дело, происходящее от Него, то не может статься, чтобы во всех и каждом создании Его не было сколько-нибудь Блага и Истины от Него, ибо, что бывает и происходит от кого-либо, то заимствует себе подобное от того же. Что так есть, это даже разсудком видеть можно из Порядка, в котором все и каждое во Вселенной создано и по которому одно есть для другаго; почему и зависит одно от другого, так, как цепь, висящая на крючках. Все-бо есть для Человеческаго Рода, дабы из него было Небо Ангельское, чрез которое возвращается Создание к Самому Создателю, от Коего произошло.—Оттуда есть соединение созданной Вселенной с своим Создателем, и чрез соединение всегдашнее сохранение. Поэтому-то Благо и Истина именуются Всеобщими началами Создания. Что так есть, об этом ясно каждому, из разсудка разсматривающему, который видит во всяком создании то, что имеет отношение к благу, и то, что имеет отношение к истине.

 

86.—Благо и Истина в подлежащих созданных находятся сходственно форм каждаго, потому что всякое подлежащее восприемлет втечение по оной. Сохранение всего не иное что есть, как непрестанное втечение Божественнаго Блага и Божественной Истины в созданныя от себя формы; ибо таким образом существование или сохранение есть непрестанное пребывание или созидание.—Что всякое подлежащее восприемлет втечение сходственно, или по своей форм, это объяснить можно разными примерами, как-то: чрез втечение теплоты и света из Солнца в Растения всякаго рода; каждое из них восприемлет таковое втечение по своей форме; и так всякое дерево по своей, всякой кустарник по своей, всякая трава и всякой злак по своей. Втечение есть одинаковое во все вещи,—но восприятие, будучи по форме каждаго, производит то, что каждый вид пребывает своим видом. Тоже самое объяснить можно и чрез втечение в животных всякаго рода сходственно форм каждаго. Что втечение бывает сходственно, или по форме каждаго это и Простолюдин даже видеть может, если внимательно примечает голоса Инструментов духовых, как-то: флейт, свирелей, труб, волторн и органов, тоесть, что сии издают голоса из подобнаго дуновения или втечения воздуха, сходственно их формам или по их формам.

 

87.—II. ЧТО НЕТ НИГДЕ БЛАГА, ОСОБО ОТДЕЛЕННАГО, ИЛИ ИСТИНЫ, ОСОБО ОТДЕЛЕННОЙ, НО ЧТО ОНИ ПОВСЮДУ СОЕДИНЕНЫ. Кто из какого-либо чувства желает приобрести себе идею о Благе, тот не может приобрести ее без прибавления чего-нибудь такого, которое бы представило и явило то благо; ибо без этого Благо есть как Сущее без имени, а то, чрез что бывает представляемо и являемо, имеет отношение свое к истине. Наименуй только Благо и не упомяни вместе об этом и о том, с которым есть; -либо определи оное отвлеченно или без прибавления чего-нибудь соединяющего, и тогда увидишь, что есть ничто, но с прибавлением есть ничто; если же обратишь остроту разсудка, то поймешь, что Благо без прибавления есть не имущее никакого наименования и потому не имеющее никакого отношения, никакого побуждения и никакого состояния,—словом, никакого качества. Также и Истина, если об ней слышишь без чего-либо вклюненнаго; а что ея включенное имеет отношение к благу, это очищенный разсудок может видеть. Поелику же Блага безчисленныя, и каждое из них восходит к своему величайшему и нисходит к своему малейшему, как бы по ступеням лестницы,—также по поступлению своему и по качеству своему переменяет имя; то по этой причине трудно другим, кроме премудрых, видеть отношение блага и истины к предметам и в них соединение оных. Но что благо не бывает без истины, ни истина без блага, об этом явствует из общаго понятия, когда сперва признают, что все и каждое во Вселенной имеет отношение к Благу и истина, как выше в пп. 84—85-м показано. Что не находится Блага отделеннаго ни Истины отделенной, это объяснить и доказать можно следующим: Не находится сущности из Формы, ни формы без сущности; Благо же есть сущность или существование, а истина есть чрез которую сущность образуется и существование Пребывает. Также в человеке есть воля и разум; Благо есть из воли, а Истиа есть из разума,—и одна воля ничего не делает, если не чрез разум,— один разум ничего не делает, если не из воли. Равномерно в человеке два источника жизни тела: Сердце и Легкое; из Сердца не может произойти никакой жизни чувственной и движимой без Легкаго, взаимно дышащаго;








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 652;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.