Визначення еквівалентних передаточних функцій 9 страница

 

110. СЕДЬМЫМ РАЗОМ Ангел вынул Бумагу, из которой читал сие: Мы единоземцы, из Камеры под светом нашего окна, возвеселили помышления и оттуда суждения наши из разсуждения о Любви Супружественной. Кто не наслаждается ею? Любовь эта есть в мысли и с тем вместе в теле. Мы предполагаем Начало этой любви из приятностей ея: ибо кто где-либо познал след какой-нибудь Любви иначе, если не из ея приятности и любезности? Приятности Любви супружественной в началах своих ощущаются, как блаженства, благополучия и счастия, а в произведениях—как приятности и удовольствия,—в последних же началах—как увеселения увеселений. Итак, начало любви пола есть, когда внутренности мысли и оттуда внутренности тела открываются для втечения тех приятностей; Начало же Любви супружественной есть тогда, когда первоначальная сфера этой любви, чрез начатыя обручения, идеально продолжила оныя приятности. Что принадлежит до Силы или Могущества этой Любви, то оно есть из перехождения этой любви с своим началом, от мысли в тело; ибо мысль есть от головы, когда чувствует и делает, а наипаче когда утешается из этой любви. Из сего мы предполагаем степени силы и постоянства изменении ея. Сверх того и Силу могущества выводим из поколения: если она была знатная у отца, то и чрез происхождение (per traducem) знатною бывает и у поколения. Что знатность такая чрез происхождение рождается, наследуется и нисходит, на это соглашается разсудок и опыт под этим изложением подписана буква Ф.

 

111. ВОСЯЬМЫМ РАЗОМ вынута была Бумага и из нея читано следующее: Мы единоземцы, в нашем Сословие не нашли кореннаго Начала Любви супружественной, потому, что она во святилищах мысли скрывается глубоко, и самая тончайшая премудрость никаким лучем резума не может коснуться этой Любви в начали ея. Мы предполагали много. — но после тщетных тонкостей не знали, суждения ли наши при этом были, или пустыя речи. Почему, кто желает вывести начало этой Любви из ссветилищ мысли, и представить своему взору,—тот пусть побывает в Дельфах. Мы разсуждали об этой любви ниже ея начала, что она есть духовная в мыслях, и так как источник или родник сладкий, из котораго истекает в грудь, и там бывает приятною и называется любовью сердечною, которая сама по себе исполнена дружбою, доверенностью и наклонностью ко взаимности; и что эта любовь, когда переходит в грудь, бывает любовью радостною. Сии и подобныя идеи, будучи в помышлении у начинаюшаго приближаться к юношескому возрасту, при желании его избрать для себя одну из пола, возжигают в сердце огонь любви супружественной, который огонь, как первоначальный этой любви, есть и начало ея. Началом Силы или Могущества признаем не иное, как ту же самую любовь, так как они неразлучныя спутницы, однако же такия, что иногда предшествует та, а иногда другая: когда предшествует любовь и за нею последует Сила или могущество, тогда обе знатныя (nobiles), поелику могущество тогда есть сила любви супружественной; когда же могущество предшествует, а любовь ему последует, тогда обое незнатныя (ignobiles), ибо любовь тогда есть могущество плотское. Мы так о качестве обоих судим из того порядка, в котором любовь нисходит или восходит, и следовательно от своего начала проходит к цели. Под этим изложением подписана буква Д.

 

112. Послеедним или ДЕВЯТЫМ РАЗОМ Ангел взял Бумагу, и из нея читал сие: Мы единоземцы, из нашего товарищества, имели суждение о двух предложенных предметах: о Начали любви супружественной и о Начал силы ея или могущества. Когда мы коснулись тонкостей о Начали любви супружественной, то для избежания сомнений или недоразумений, разделили между Любовью пола Духовною, естественною и плотскою. Чрез Любовь пола Духовную разумеем мы Любовь истинносупружественную, поелику она есть духовная, чрез Любовь же пола естественную разумеем любовь многобрачную, так как она есть естественная, а чрез Любовь пола вовсе плотскую разумеем любовь блудную, ибо она есть вовсе плотская. Когда суждения наши углублены были в любовь истинносупружественную, то мы разсмотрели, что эта Любовь единственно бывает между одним мужчиною и одною женщиною, и что есть от сотворения небесная, внутреннейшая, душа и отец всех благих любвей, вдохновенная Прародителям и вдыхаемая Христианам, и притом так соединительная, что чрез нее две Мысли могут быть одною Мыслию, и два Человека так, как один Человек, что и разумеется чрез быть единою Плотию. Что эта Любовь вдохновенна от Сотворения, явствует в Книге Сотворения из сего: “Сею ради оставите отца и матерь и прилепится к жене своей и будет в едину Плоть”. Быт. II, 24. О том же, что она есть вдыхаемая Христианам, явствует из сих слов: “Иисус рече, несте ли чли, яко Сотворивый искони мужеский и женский пол, сотворил я есть: и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепиться к жене своей, и будет оба в плоть едину; чего ради ни суть более два, но едина плоть”. Матф. XIX, 4, 5, 6. Это о Начале любви супружественной. О начали же Силы или Могущества Любви истинносупружественной догадываемся, что она исходит из подобия мыслей и единодушия: ибо когда две мысли супружественно соединены, тогда помышления их духовновзаимно друг друга целуют, и сии вдыхают в тело свою силу или могущество. Под этим изложением подписана буква Ш.

 

113. Стоявшие в этой Палате за возвышенным полом, пред дверями, Африканцы, сказали громко: позвольте, чтобы и из нас кто-либо объявил мнение о Начали Любви Супружественной, также и о Силе ея или Могуществе. И когда за всеми Столами поманули руками, что позволяется, тогда один из них, войдя и став к Столу, на котором лежал Кидарь, сказал: Вы, Христиане, выводите Начало Любви Супружественной из самой Любви; но мы Африканцы выводим оное от Бога Неба и Земли. Любовь супружественная не есть ли Любовь целомудренная, чистая и святая? Не находятся ли в этой Любви Ангелы Небесные? Не есть ли весь Род Человеческий, и оттуда всё Небо Ангельское Плод этой Любви? Разве такое превосходное состояние от инуда, а не от Самаго Бога Создателя и Хранителя вселенной может существовать?.. Вы, Христиане, Силу или Могущество супружественное выводите из разных причин умственных и естественных; но мы, Африканцы, выводим оное из того состояния, когда человек соединяется с Богом вселенной: это состояниее мы называем Состоянием Религии,—а вы состоянием Церкви; ибо когда Любовь оттуда есть, и притом она есть твёрдая и непрерывная, то и силу производит подобную же, тоесть твердую, непоколебимую и непрерывную. Любовь истинносупружественная известна не всем, но только немногим тем, которые близкими находятся к Богу,—а потому и могущество этой любви не иным известно. Сие могущество с этою любовию Ангелы на Небесах описывают так, как приятность непрестанной весны.

 

114. Послее сих слов, все встали, и вдруг позади золотого Стола, на котором лежал Кидарь, явилось Окно, коего прежде не было видно, и чрез оное услышали глас: «КИДАРЬ ДА БУДЕТ АФРИКАНЦУ». И тогда же от Ангела оный дан ему в руки, но не на голову, и Африканец отошел с ним в дом свой. Потом и Европейцы вышли и, севши в свои Колесницы, возвратились в свои места.

 

115. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В полночь, пробудясь от сна, я увидел на некоторой возвышенности к Востоку Ангела, держащаго в правой руки Бумагу, которая от истекающаго света из Солнца казалась отменно белою, а на ней написано было золотыми буквами: «СОЧЕТАНИЕ БЛАГА И ИСТИНЫ». Из этого писания сиял свет, составлявший около той бумаги круг; круг же этот казался, как денница во время весны. Потом я увидел Ангела, с бумагою в руке нисходящаго, и чем ниже он сходил, тем менее и менее светлою казалась та бумага, и Писание: «СОЧЕТАНИЕ БЛАГА И ИСТИНЫ» изменялось из цвета золотого в серебряный, потом в медный, далее в железный, а напоследок в заржавелый и позеленевший. Наконец Ангел представился входящим в густой темный Облак, чрез который и сошел на землю; и хотя бумага та находилась еще в руке Ангела, однакоже была невидима. Это случилось в Мiре духов, куда все человеки по отшествии сперва собираются. Тогда Ангел, начав говорить со мною, сказал: спроси у тех, которые сюда приходят, видят ли меня, или что-либо в руке моей. Пришло тогда множество: Сонм от Востока, Сонм от Полудня, Сонм от Запада и Сонм от Севера; и когда я спросил у пришедших от Востока и Полудня, которые почитались учеными в Мiре, видят ли здесь кого-нибудь у меня и что-либо в руке его, то сказали все, что вовсе ничего. Потом я спросил и у пришедших от Запада и Севера, которые, будучи в Мiре, полагались на слова Ученых; сии также отвечали, что ничего не видят. Последние же из них, бывшие в Мiре простыми, в вероятии из человеколюбия, или в некоторой истине из блага, по отшествии первых, сказали, что видят Мущину с бумагою, в изрядном одеянии, и бумагу с написанными буквами,—и когда приблизили взор свой, то сказали, что читают: «Сочетание Блага и Истины» — почему и просили Ангела, чтобы он открыл им, что это значит. Тогда Ангел сказал, чта все в Небе и все в Мiре не иное есть, как Сочетание блага и истины, поелику все и каждое, как живущее и одушевляющее, так и неживущее н неодушевляющее есть из Сочетания блага и истины и в оное сотворено. Нет ничего созданнаго в единую Истину, или быть единственно истиною, и ничего в единое Благо, или быть единственно благом; благо и истина, если отделить одно от другого, не составляет ничего, но существует и бывает чем-либо или составляет что-либо чрез Сочетание таковое каковым есть Супружество. В Господе Создателе есть Божественное Благо и Божественная Истина в самой своей Сущности. Сущностью Его Бытия есть Божественное Благо, а Сущностью Его Пребывания есть Божественная Истина, и притом находятся в Самом своем Соединении поелику в Нем бесконечно составляют одно И поелику двое оных в Самом Создателе составляют едино; то и во всем и каждом созданном от Него едино есть; чрез то также Создатель, со всеми от Него созданными сопряжен вечным заветом так, как супружеством. Далее сказал Ангел, что Священное Писание, непосредственно от Господа происшедшее, есть вообще и часто сочетание или Сопряжение Блага и Истины; и как Церковь, образующаяся чрез Истину Учения, и Религия, образующаяся чрез Благо жизни по Истине Учения, у Христиан есть единственно из Священнаго Писания,—то явствует, что Церковь вообще и частно есть Сочетание блага и истины. (Что так есть, видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ пп. 373, 483). Вышесказанное о Сочетании Блага и Истины есть то же, что сказанное О СОЧЕТАНИИ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ И ВЕРЫ; ибо Благо есть из Человеколюбия, а Истина есть от Веры. Некоторые из прежних невидевшие Ангела и Писания, еще стоя и слушая оное, говорили полуотверстыми устами: „ей ей понимаем это"; но Ангел тогда сказал им: отворотитесь от меня несколько, и скажите также; и, отворотясь, сказали отверзтыми устами: „не так”. Поелику этого, Ангел, говоря о СОЧЕТАНИИ Блага и Истины у Супругов, сказал, что если бы Мысли их были в таком Сопряжении, тоесть если бы Муж был Истиною, а Жена Благом его, то оба были бы в увеселениях блаженства невинности, и оттуда в благополучии, в каком находятся Ангелы; и в этом состояния Детородность (prolificum) мужа была бы в непрестанной Весне, и оттуда в непрестанном стремлении (nisus) и силе размножать свою истину, а жена в непрестанном восприятии той истины из любви. Премудрость, находящаяся у Мужей от Господа, ничего приятнее не ощущает, как размножать свои истины; а любовь премудрости, существующая там у жён, ничего радостнее не ощущает, как те истины воспринимать как бы чревом,—и так их зачинать, носить и раждать. Деторождения духовныя у Ангелов Небеси таковыя есть; и, если верить хотите, то из этого начала происходит и деторождения естественныя. Ангел по изъявлении мирных слов вознесся от земли, и чрез облако взошел на Небо; и тогда Бумага, по степеням восшестая его, блистала, как и прежде,—и тогда же Круг, казавшийся прежде, как денница (aurora), опустясь разогнал Мглу (Nimbum), которая наводила тьму на земле, и сделалось солнечно.

О сочетании Господа и Церкви, и его Соответствий.

.

116. Что о Сочетании Господа и Церкви, и о его Соответствии здесь также разсуждается, то потому, что, не зная и не разумея об этом, едва ли кто может знать, что Любовь супружественная в начали своем есть святая, духовная и небесная, и что она есть от Господа. Хотя же некоторые в Церкви и говорят, что Супружества имеют отношение к Сочетанию или Сопряжению Господа с Церковью, но никто не знает, какое есть то отношение. Чтобы это представить пред разумом в некотором свете, а потому и видимым,—то нужно побеседовать и разсудить особенно об этом Святом Сочетании, которое есть у составляющих Церковь Господа; ибо у сих только, а не у иных есть Любовь истинносупружественная. Для яснейшаго же уразумения этой Тайны,—такое Разсуждение разделено будет на следующие Члены: I. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою; и что Соединение Господа с Церковью, и соединение Церкви с Господом именуется Сочетанием (Conjugium). II. Также, что Господь именуется Отцем, а Церковь Матерью. III. Что дети из Господа, как из Мужа и Отца, и из Церкви, как Жены и Матери, все духовныя, и в смысле Слова духовном разумеются чрез сыновей и дочерей, братьев и сестёр, зятей и невесток, и чрез прочия имена, от рождения заимствуемыя. IV. Что Дети духовныя, раждающияся из Сочетания Господа с Церковью, суть Истины, из которых состоят: разум, понятие и всякое помышление,—и что суть Блага, из коих состоят: Любовь, человпколюбие и всякое побуждение. V. Что из Сочетания блага и истины, происходящаго от Господа и втекающаго, человек восприемлет истину, а Господь присоединяет к ней благо, — итак, Церковь образуется от Господа у человека. VI. Что Муж не представляет Господа, а Жена Церкви, поелику оба совокупно, муж и жена составляют Церковь. VII. Что посему нет Соответствия мужа с Господом, а жены с Церковью в Супружествах Ангелов на Небесах и человеков на землях. VIII. Но что есть Соответствие с Любовью супружества, с сеением семени (seminatio), с деторождением, любовью к детям (amor infantum), и с прочими подобными качествами, которыя находятся в Супружествах и из них происходят. IX. Что Слово есть Средство соединения, ибо оно есть от Господа, итак Господь. X. Что Церковь есть от Господа, и притом у тех только, которые приходят к Нему и живут по заповедям Его. XI. Что Любовь супружественная есть по состоянию Церкви, ибо она есть по состоянию премудрости у человека. XII. И так,


как Церковь есть от Господа, то и Любовь супружества или супружественная есть от Него тоже.—Теперь следует изъяснение этих Статей.

 

117. I. ЧТО ГОСПОДЬ В СЛОВЕ ИМЕНУЕТСЯ ЖЕНИХОМ И МУЖЕМ, А ЦЕРКОВЬ НЕВЕСТОЮ И ЖЕНОЮ, И ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ГОСПОДА С ЦЕРКОВЬЮ, И СОЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВИ С ГОСПОДОМ ИМЕНУЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою, о том явствует из следующих месть: “Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.”. Иоан. III, 29. Это Иоанн Креститель сказал о Господе.—“И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.”. Мате. IX, 15, Марк. II: 19, 20, Лук. V: 34, 35. “И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.” Апокал. XXI, 2. Чрез Новый иерусалим разумеется Новая Церковь Господа, о чем видеть можно в АПОКАЛИПСИС ОТКРОВЕННОМ в п. 880 и 881 “И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. и показал мне великий город, святый Иерусалим”. Апокал. XXI: 9, 10. “Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.”. Апокал. XIX: 7, 9.— Чрез ЖЕНИХА, во сретение Коего изыдоша пять дев уготованных, и с Ним внидоша в БРАКИ, Матф. XXV: 1—10, разумеется Господь, о чем явствует из стиха 13го, где говорится: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.” И сверх сего на многих местах у Пророков.

 

118. II. ТАКЖЕ, ЧТО ГОСПОДЬ ИМЕНУЕТСЯ ОТЦОМ, А ЦЕРКОВЬ МАТЕРЬЮ. Что Господь именуется Отцом, явствует из сих мест: “Ибо младенец родился нам -- Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.”. Исаия IX: 6 — “Ты, Господи (Jehovah), Отец наш, от века имя Твое: `Искупитель наш.” Исаия LXIII 16— “Иисус сказал: И видящий Меня видит Пославшего Меня.” Иоан. XII: 45. — “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.” Иоан. XIV: 7.—“Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?”. Иоан. XIV: 8, 9.— “Иисус сказал: Я и Отец -- одно.". Иоан. X: 30. — “Все, что имеет Отец, есть Мое”. Иоан. XVI: 15, XVII: 10.— “Отец во Мне и Я в Нем.”: Иоан. X: 38, XIV: 10, 11, 20. Что Господь и Его Отец едино, так как Душа и Тело составляют одно; что Бог Отец сошел с Неба и принял Человеческое для искупления и спасения человеков, и что Человечество Его есть именуемое Сыном, посланным в Мiр, — об этом вполне показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ.


119. Что Церковь именуется Матерью, о том явствует из следующих мест: “Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее” Осия II: 2, 5. “Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа своего”. Иезекиль XVI: 45. “Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?”. Исаия L: 1. “Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды.” Иезекиль. XIX: 10. Здесь говорится о Церкви иудейской. “Он сказал им в ответматерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.” Лук. VIII: 21. Мате. XII: 48, 49. Марк. III: 33, 34, 35. Чрез Учеников Господних разумеется Церковь. “При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина, Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.; Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.”. Иоан. XIX: 25, 26, 27. Чрез сие разумеется то, что Господь не признал Марию за Матерь, но за Церковь; почему ее и называет Женою и Матерью Учеников: Матерью потому, что Ученик Иоанн представлял Церковь относительно Благ человеколюбия, ибо они составляют Церковь в самом действии; а потому и говорится, что он взял её во свояси. Что Пётр представлял Истину и Веру, Иаков—Человеколюбие, и Иоанн—Дела Человеколюбия, об этом видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ пп. 5, 6, 790, 798, 879; а что двенадцать Учеников вместе представляли Церковь, относительно всех ея существенностей, о том показано там же в пп. 233, 790, 903 и 915.

 

120 III. ЧТО ДЕТИ ИЗ ГОСПОДА, КАК ИЗ МУЖА И ОТЦА, И ИЗ ЦЕРКВИ, КАК ЖЕНЫ И МАТЕРИ, ВСЕ ДУХОВНЫЕ, И В СМЫСЛЕ СЛОВА ДУХОВНОМ РАЗУМЕЮТСЯ ЧРЕЗ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЁР, ЗЯТЕЙ И НЕВЕСТОК, И ЧРЕЗ ДРУГИЯ ИМЕНА, ОТ РОЖДЕНИЯ ЗАИМСТВУЕМЫЯ. Что не иных каких-либо чад или детей рождает Церковь от Господа, об этом не нужно доказывать, ибо и без того видит сие разсудок. От Господа происходит всякое Благо и всякая Истина, а Церковь все те Блага и Истины восприемлет и дает им притом все духовности или духовныя существенности Неба и Церкви, свои отношения к Благу и Истин. Посему-то чрез сыновей и Дочерей в Слове, по смыслу его духовному, разумеются истины и блага чрез сыновей разумеются истины, в духовном человеке зачатыя, и в естественном рожденныя,—а чрез дочерей означаются таковыя же блага. По этой причине, перерожденные (regenerati) от Господа, именуются в Слове сынами Божьйими, сынами Царствия, рожденными от Него, и Господь Учеников своих назвал сынами; и чрез плод мужеский, его же роди жена (Mulier), и иже восхищен бысть к Богу, Апокал. XII: 5, не иное означается, о чём видно и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ в п. 543. Поелику же чрез Дочерей означаются Блага Церковныя, то поэтому в Слове многократно именуется Дщерь Сиона, Иерусалима, Израилева и Иудина; и чрез ее означается не какая-либо дщерь, но побуждение блага, которое есть побуждение Церкви, о чем видеть можно и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, п. 612. При том и Господь называет Братьями и Сёстрами тех, кои суть от Церкви Его. Матф, XII: 49; XXV: 40; XXVIII; 10. Марк. III: 35. Лук. VIII: 21.

 

121. IV. ЧТО ДЕТИ ДУХОВНЫЯ, РАЖДАЮЩИЯСЯ ОТ СОЧЕТАНИЯ ГОСПОДА С ЦЕРКОВЬЮ, СУТЬ ИСТИНЫ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОЯНИЕ: РАЗУМ, ПОНЯТИЕ И ВСЯКОЕ ПОМЫШЛЕНИЕ; И ЧТО СУТЬ БЛАГА, ИЗ КОИХ СОСТОЯНИЕ: ЛЮБОВЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ И ВСЯКОЕ ПОБУЖДЕНИЕ. Истины и Блага суть дети духовныя, раждающияся от Господа чрез Церковь, потому, что Господь есть Самое Благо и Самая Истина, а сие в Нем составляют не два, но одно, да и не иное от Господа может происходить, кроме то только, что от Него и в Нем есть. Что Сочетание блага и истины происходит от Господа, втекает у человеков и восприемлется по состоянию мысли и жизни теми, которые состоят от Церкви, об этом показано в предыдущем Члене, где говорится о СОЧЕТАНИИ БЛАГА И ИСТИНЫ. Что Истины у человеков составляют его разум, понятие и всякое помышление, а из Благ состоят у него любовь, человеколюбие и всякое побуждение; то потому, что все у человека имеет отношение к Благу и Истине, и что двое составляют человека—Воля и Разум: Воля есть вместилище блага, а Разум есть вместилище истины. Что собственно принадлежит к Воле—любовь, человеколюбие и побуждение, а к Разуму— понятие и помышление,—об этом изъяснять более нет надобности; ибо из сказаннаго уже может понимать и сам разум.

 

122. V. ЧТО ИЗ СОЧЕТАНИЯ БЛАГА И ИСТИНЫ, ПРОИСХОДЯЩАГО ГОСПОДА И ВТЕКАЮЩАГО, ЧЕЛОВЕК ВОСПРИЕМЛЕТ ИСТИНУ, А ГОСПОДЬ ПРИСОЕДИНЯЕТ К НЕЙ БЛАГО, ИТАК ЦЕРКОВЬ ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГОСПОДА У ЧЕЛОВЕКА. Человек из Блага и Истины, происходящих как едино от Господа, восприемлет истину потому, что её восприемлет он, как бы свою, и причитает себе, как свою; ибо мыслить об Ней, как бы от себя, подобно и говорить из нее. Это бывает потому, что истина находится в свете разума, и оттуда человек её видит,—а что видит в себе, или в своей мысли, о том не знает, откуда оно есть, ибо не видит втечения, так как и того, что встречается взору очей, и посему думает, что та истина есть в нем. Что так представляется или кажется, то дано человеку от Господа, дабы он был человеком, и чтобы имел здесь взаимность соединения; следовательно, человек рожден быть Способностью знать её разуметь и премудрствовать (sapiendi); и эта Способность воспринимает истины, доставляющия человеку знание, разумение и премудрость. Поелику же женщина сотворена чрез Истину мущины, и по Сочетании образуется в любовь его более и более,—то следует, что и она также воспринимает истину мужа в себе и сочетывает её со своим благом.

 

123. Господь к истинам воспринимаемым человеком, присовокупляет и с ними сочетает благо потому, что человек не может принимать блага так, как бы от себя, ибо оно пред ним есть невидимое, по причине той, что происходит не из света, а из теплоты; теплота же бывает только чувствуема, а не видима. Почему, когда человек видит истину в мысли, то редко примечает о благе, втекающем из любви в истину и дающем ему жизнь. Жена или супруга не примечает о благе у себя, но о наклонности Мужа или супруга к себе, каковая наклонность бывает по мере восхождения разума его в премудрость; благо же, состоящее у нея от Господа, присоединяет, несмотря на то, что муж о таком присоединении несколько знает. Из этого теперь явствует истина, что человек воспринимает Истину от Господа, и что Господь присоединяет к той Истине—Благо, по мере присовокупления истины к упражнению; следовательно, по мере того, как человек хочет премудро разсуждать, и оттуда премудро жить.

 

124. Что так Церковь у человека от Господа образуется, то потому, что тогда он есть в соединении с Господом, во Благе от Него, и в Истине как бы от себя; и посему человек есть в Господе и Господь в нем, по словам Его у Иоанна Гл. XV: ст. 4, 5. То же самое значит, если вместо Блага именуется Человеколюбие, а вместо Истины—Вера; ибо Благо есть из Человеколюбия, а Истина есть из Веры.

 

125. VI. ЧТО МУЖ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ГОСПОДА, А ЖЕНА ЦЕРКВИ, ПОЕЛИКУ ОБА СОВОКУПНО МУЖ И ЕГО ЖЕНА СОСТАВЛЯЮТ ЦЕРКОВЬ.—Вообще говорят внутрь Церкви, что как Господь есть Глава Церкви, так и Муж есть Глава Жены; из чего и следовало бы, что Муж представляет Господа, а Жена Церковь. Но Господь есть Глава Церкви, а Человек, состоящий из мущины (vir) и женщины (faemina) есть Церковь, и более еще Муж и Жена совокупно. У них Церковь сперва насаждается в муже, а чрез мужа в жене; ибо муж разумом воспринимает истину ея, а жена от мужа: но если это последует обратно, тогда уже не есть по порядку. Иногда однако же и это бывает, но мужей тех, которые не любят премудрости, и потому не состоят от Церкви, равно и у тех, которые как, невольники зависят, от произволения своих жен. Об этом видеть можно выше в ПРЕДУВЕДОМЛЕНИИ п. 21.

 

126. VII. ЧТО ПОСЕМУ НЕТ СООТВЕТСТВИЯ МУЖА С ГОСПОДОМ, А ЖЕНЫ С ЦЕРКОВЬЮ В СУПРУЖЕСТВАХ АНГЕЛОВ НА НЕБЕСАХ И ЧЕЛОВЕКОВ НА ЗЕМЛЯХ. Сии истины следуют из вышесказаннаго теперь лишь; прибавить только надобно то, что Истина кажется первенствующею в Церкви, будучи первая временем. Из этой видимости произошло, что Настоятели (Antistites) Церковные дали преимущество Вере, которая есть из истины, пред человеколюбием, которое есть из блага; подобно и Ученые дали преимущество помышлению, которое есть из разума, пред побуждением, которое есть из воли. Почему, как в могиле, лежит скрыто понятие о том, что значит благо человеколюбия, и что значит побуждение воли; а при том некоторые даже, так сказать, вбросили туда земли как бы на мертвых, с тем намерением, чтобы оные не возстали. При всем том однако же те, которые не заградили пути из Неба в разум свой утверждением, что вера только составляет Церковь, и что помышление только составляет человека,—те, говорю, открытыми очами видеть могуть, что Благо человеколюбия есть первенствующее в Церкви. Итак, поелику Благо человеколюбия есть от Господа, а Истина веры есть у человека как бы от него,— и сии двое производят такое соединение Господа с человеком и человека с Господом, какое разумеется чрез Господни слова, что Он есть в них, а они в Нем. Иоан. XV: 4, 5; то и явствует, что это соединение есть Церковь.

 

127. VIII. НО ЧТО ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ С ЛЮБОВЬЮ СУПРУЖЕСТВА, С СЕЯНИЕМ СЕМЕНИ, С ДЕТОРОЖДЕЯНИЕМ, ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ, И С ПРОЧИМИ ПОДОБНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В СУПРУЖЕСТВАХ И ИЗ НИХ ПРОИСХОДЯТ. Сии истины таинственны для разума, если он не будет предварен познанием о Соответствии; и если это познание не будет открыто разуму, то все изъяснения Члена сего, сколько бы ни были понятны, останутся тщетными. Что же значит Соответствие, и что оно есть Соответствие предметов Естественных с Духовными, об этом показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, также в ТАЙНАХ НЕБЕСНЫХ; и особенно в УЧЕНИИ НОВАГО ИЕРУСАЛИМА О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, преимущественно же в ДОСТОПАМЯТНОСТИ об оном. Прежде нежели почерпнуто будет об этом познание, несколько здесь в тени только пред разумом: что Любовь супружества соответствует Побуждению подлинной истины, его целомудрию, чистоте и святости; что Сеяние семени соответствует могуществу истины; что Деторождение или произведение детей соответствует распространению или умножению истины, и что Любовь к детям соответствует охранению истины и блага. Поелику же Истина у человека кажется как бы его, а Благо к этой истине присоединяется от Господа, то явствует, что те Соответствия есть Соответствия Естественнаго или Внешняго человека с Духовным или Внутренним человеком. Но это несколько открыто будет в нижеследующих ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ.

 

128. IX. ЧТО СЛОВО ЕСТЬ СРЕДСТВО СОЕДИНЕНИЯ, ИБО ОНО ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, ИТАК ГОСПОДЬ.—Слово есть Средство соединение Господа с человеком, и человека с Господом потому, что оно в сущности своей есть Божественная Истина, соединенная с Божественным Благом, и Божественное Благо, соединённое с Божественною Истиною. Что это соединение есть во всех и в каждой части Слова в Смысли его Небесном и Духовном, о том видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ п. 373, 483, 689, 881. Из чего следует, что Слово есть совершенное Сочетание блага и истины. Поелику же это Сочетание есть от Господа, а что от Самого Господа, сие есть Сам Господь; то и следует, что когда человек читает Слово и воспринимает оттуда истины, тогда Господь присоединяет благо; ибо человек не видит благ побуждающих, так как читает Слово посредством разума, а разум не почерпает оттуда ничего более, кроме своих познаний, которыя и составляют истины. Что к истинам присоединяет Господь благо, это ощущает разум из некоторой внутренней приятности, которая втекает тогда, когда читающий просвещается. Но этого не бывает внутренне у других, кроме у тех только, которые читают Слово на тот конец, дабы умудриться (sapere) или исполниться премудростию. Такое умудрение есть предмет у тех, которые желают научиться подлинным истинам в Слове, и чрез них образовать у себя Церковь. Которые же читают Слово единственно для славы учения, и кои думают, что единственное чтение, или слышание Слова, вдохнет в них веру, и воспользует к спасению,—те не восприемлют от Господа никакого блага: ибо, читая Слово, полагают целью прославление себя из учения, с которым не соединяется никакое благо духовное, но приятность только естественная, происходящая из славы Мiра.—Поелику же Слово есть Средство соединения, то посему оно и называется Заветом Ветхим и Новым, а чрез Завет означается Соединение.

 

129. X. ЧТО ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, И ПРИТОМ У ТЕХ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К НЕМУ И ЖИВУТ ПО ЗАПОВЕДЯМ ЕГО. Ныне не отрицают того, что Церковь есть Господня, и поелику она есть Господня, то не отрицают и того, что Церковь есть от Господа. Что Церковь есть у тех только, которые приходят к Нему, то потому, что Церковь Господня в Христианском Круге состоит из Слова, а Слово есть от Самаго Господа—и даже так от Самаго, что оно есть Сам Господь: ибо в слове есть Божественная Истина, соединенная с Божественным Благом, которое также есть Господь. Не иное разумеется чрез Слово, о коем говорится, что “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог., В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков, И Слово стало плотию”. Иоан. 1: 1—14. Что касается до того, что Церковь есть у тех, которые приходят к Господу, то потому, что она есть у верующих в Него; веровать же тому, что есть Бог Спаситель и Искупитель, Иегова, Правда, Дверь, коею входить должно во Двор отчий, тоесть в Церковь, Путь, Истина и Живот; что никто не приходит к Отцу, кроме чрез Него,—что Отец и Он едино есть, и прочая истины, которым Сам Он учит, этому, говорю, веровать никто не может, ежели не от Господа. Не можно же веровать, не приходя к Господу, потому, что Он есть Бог Неба и Земли, как и учит. К кому другому должно и можно приходить? Церковь есть у живущих по заповедям Его, потому, что с другими нет соединения; ибо говорит: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам; Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих.” Иоан. XIV: 21—24. Любовь есть соединение, а соединение с Господом есть Церковь.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 682;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.