Визначення еквівалентних передаточних функцій 12 страница

таков есть тогда только, когда находится без наставления? Рождается ли он в неведении паче скотов, учится ли бродить и говорить,—разве сам себя возстановил бы на ноги?... И если бы не учился говорить, то прошептал ли бы хотя сколько-нибудь из своего помышления? Не каждый ли человек есть, по мер наставления—или неистовствующий из лжей, или премудрствующий из истин, или же неистовствующий из лжей во всей фантазии о том, что он премудрее премудраго из истин? Находятся ли человеки безумные и неистовые, которые не более человеки, как найденные в лесах? Не подобны ли им лишенные памяти? Мы из того и другого заключили, что человек без наставления не есть человек, ни скот, но есть форма, могущая воспринимать в себя то, что делает человеком,— итак, что он не раждается человеком, но бывает человеком,—и что человек таковою формою раждается для того, чтобы быть органом, восприемлющим жизнь от Бога, чтобы быть подлежащим, в которое Бог мог бы внести все благо, и посредством соединения с Собою делать его блаженным вечно.—Понимаем из речи вашей, что Премудрость ныне до того погашена или обуена, что о состояние жизни человеков, в отношении к СОСТОЯНИЮ жизни скотов, вовся ничего не знают. Оттуда есть, что не знают и о состояния жизни человека по смерти. Но тех, которые могут это знать, но не хотят знать, и по сему оное отрицают, как и делают многие из ваших христиан, уподобить можно найденным в лесах, — не потому, что, лишившись наставления, сделались столь глупыми, но потому, что чрез лжи чувств, которыя составляют тьму для истин, сами себя сделали столь глупыми. Тогда один из числа бывших в Палладиуме, стоя посредине онаго и держа в руках пальму, сказал: прошу изъяснить ту тайну, каким образом человек, будучи создан формою Бога, мог перемениться в форму Диавола? Знаю, что Ангелы Неба—формы Бога и что ангелы ада—формы диавола,—и две сии формы противоположны между собою: одна неистовству или безумию, а другая— Премудрости. Скажите, каким образом человек, сотворенный быть формою Бога, мог перейти от дня в такую ночь, что отрицает уже и Бога и жизнь вечную? — На это отвечали учители по порядку,—сперва Пифагорейцы, потом Сократяне, а за ними и Прочие; но между ими был один платоник, который после всех их говорил, и мнение его уважено. Мнение его было следующее: Что человеки, . жившие во времени Сатурновом или в Веке (Seculum) Золотом узнали и признавали, что они были формы, восприемлющия жизнь от Бога; что по этому премудрость была впечатленна в душах и сердцах их,—и что по тому из света истины видели истину, и чрез истины понимали благо из приятности любви его. Но, когда в последующих веках Род Человеческий отступил от того признания, что всякая истина премудрости и оттуда благо любви у них непрестанно втекает от Бога, тогда перестали быть жилищами Бога, перестали также разговаривать с Богом и иметь сообщение с Ангелами; ибо внутреннейшия начала мысли их от своего направления, которое было возвышено прямо к Богу от Бога, обратились в направление более и более непрямое, внешно к Мiру, и так к Богу от Бога чрез Мiр, а напоследок обратились в направление противоположное, которое есть вниз к Себе. Поелику же на Бога взирать нельзя человеку, внутренне превращенному и так превращенному, то поэтому человеки отделили себя от Бога и сделались формами ада или диавола. —Из этого стедует, что в Первые Века признавали сердцем и душою, что всякое благо любви, и оттуда истина премудрости были у них от Бога, и что оныя были в них Божии, следовательно, они были точныя вместилища жизни от Бога, и из того именовались Подобиями Божиими, Сынами Божиими и рожденными от Бога. Но в последующих веках не сердцем и душёю, а некоторою только верою убедительною, потом верою историческою и напоследок одними лишь устами то признавали; признавать же таковое устами только, есть не признавать, но отрицать сердцем. Из этого видеть можно, какая ныне есть премудрость на земле у христиан, несмотря на то, что они могут быть вдохновенными от Бога из откровения письменнаго, когда при всем том не знают различия между человеком и скотом, и оттуда многие верят, что если бы человек жил по смерти, то и скот жил бы, или, поелику скот не живет по смерти, то и человек жить не будет. Не свет ли наш духовный, просвещающий зрение мысли, сделался у них тьмою, а их свет естественный, просвещающей только зрение тела, сделался для них блеском.—После сего все обратились к двум Пришельцам и, благодаря их за пришествие и уведомление, просили, чтобы слышанное ими возвестили своим собратиям. Пришельцы отвечали, что уверять своих в этой истине, тоесть, что по колику приписывают Господу всякое благо человеколюбия и всякую истину веры, а не себе, потолику они человеками и потолику бывают Ангелами неба.

 

155. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В одно утро приятнейшее пение на некоторой высоте надо мною слышанное разбудило меня. Я, будучи в первом бдении, которое есть внутреннее, миротворное и сладчайшее, нежели следующая потом времена дня,— мог несколько пробыть в духе, как бы вне тела и прилежно прислушиваться к этому побуждению; ибо Пение Неба есть не что иное, как побуждение мысли, которое, подобно приятному пению, чрез уста исходит, будучи голосом, отделённым от речи говорящаго из побуждения любви, которая словам даёт жизнь. В таком состояния я познал, что то было побуждение увеселение Любви Супружественной, сделавшееся от жён в Небе громогласным; это самое приметил я из голоса пения, в коем те увеселения удивительными тонами различались.—Потом встав, я посмотрел в Мiр Духовный,—и там на Востоке под Солнцем показался, как ДОЖДЬ ЗОЛОТОЙ, вид коего пред зрением моим представляла утренняя роса, обильно нисходящая и от лучей Солнечных сгустившаяся. От чего еще более пробудясь, я вышел в духе, и встретившаяся тогда со мною Ангел спросил: видел ли он Дождь золотой, нисходящей из Солнца? Ангел отвечал, что видит оный всегда, когда только разсуждает о Любви Супружественной, и тогда же обратив туда взор свой, сказал: этот Дождь падает над Дворцом, где находятся три Мужа со своими Жёнами, живущее по средине Рая Восточнаго. Что такой Дождь над тем Дворцом виден бывает нисходящим от Солнца, то потому, что у обитающих там присутствует Премудрость о Любви Супружественной и о ея увеселениях: у Мужей, о любви Супружественной, а у жён об увеселениях ея. Но понимая, что ты находишься в разсуждении об Увеселениях любви Супружественной, поведу тебя в тот Дворец и введу. И повел меня Ангел чрез Райския расположения к Домам, сооруженным из брёвен масличных, где были два Столба пред воротами из кедров; и введя меня к Мужьям, просил позволения в присутствии их побеседовать с их Женами. Мужья, дав знак, позвали к себе жён, которыя внимательно посмотрели в глаза наши; и когда я спросил, для чего так, то сказали мы можем точно видеть, какая у тебя наклонность, и оттуда побуждение, а из этого и помышление о любви пола,—и теперь видим, что ты разсуждаешь об этой любви прилежно и притом чисто. Потом они спросили меня: что ты желаешь слышать от нас об этой любви? Когда я просил их сказать несколько об увеселениях Любви Супружественной, то Мужья, изъявив на то своё согласие, сказали: откройте, если угодно, несколько, ибо уши их чисты. Тогда спросили меня: кто научил меня, чтобы об увеселениях этой любви спрашивать, их а не Мужей? И когда я отвечал, что Ангел, который теперь со мною, сказал мне на ухо, что Жёны таковых увеселение вместилища и чувствилища (Sensoria), потому, что рождены быть Любвями,— все же увеселения происходят из любви; то они при этом усмехнувшись, отвечали: будь мудрым, и не говори иное что-либо, разве в двухсмысленности, так как премудрость глубоко сохраняется в сердцах нашего пола, и не иному Мужу открывается, кроме состоящему в Любви истинно супружественной; много есть причин, которыя мы у себя вовся скрываем. Тогда Мужья сказали: жены узнают все состояния нашей мысли, и не скрыто от них ничего; видят, познают и чувствуют все, из воли нашей происходящее,— а мы взаимно ничего у жён. Это дано жёнам потому, что они суть любви самыя нежнейшия, и как бы Ревнивыя, горящия к тому, чтобы сохранить дружбу и доверие супружественное, и так для обоюдной счастливой жизни, о которой пекутся они для мужей и для себя по впечатленной любви из премудрости, которая столько исполнена благоразумием, что не желают и потому не могут говорить, что они любят, но что их любят. Когда я спросил: для чего не желают об этом говорить и потому не могут?—то Жены отвечали, что коль скоро хотя малейшее что-либо такое вырвалось из уст их, то тогда же напал бы холод на мужей и отлучил бы их от ложа, от спальни и от взора; но это бывает с теми, кои не почитают супружеств святыни, и потому не из духовной любви любят своих жен; иначе же бывает с теми, которые любят; в мыслях у сих любовь эта есть духовная, а из нея и в теле естественная. Мы, сказали Жены, находясь в этом Дворце пребываем в сей любви из оной, и потому Мужьям нашим вверяем тайны об увеселениях любви супружественной. Тогда я вежливо просил, чтобы и мне открыли сколько-нибудь о тех Тайнах. Он тотчас посмотрели в окно к полуденной стороне, и увидев белую голубицу, у коей крылья светили как бы серебряныя, а голова украшена была короною как бы золотою, стоящую на ветви масличной с плодом, и стремящуюся распростерть свои крылья, Жены сказали: откроем несколько; ибо явление этой голубицы есть знак, что позволяется,— и сказали: у каждаго Мужа есть пять Чувств: Зрение, Слух, Обоняние, Вкус и Осязание; а у нас есть и Шестое,— это есть Чувство всех увеселений любви у Мужа супружественной. Чувство это мы имеем в ладонях, когда прикасаемся к грудям, локтям, рукам и коленям Мужей наших, а преимущественно когда к грудям; также когда и они к нам прикасаются. Все веселия и приятности помышлений их сердечных, и все радости и удовольствия духа их, также приятныя и веселыя чувствования груди их, от них переходят в нас, образуют себя и бывают удобнопонимаемыми, ощутительными, осязаемыми, и распознаем их так верно и обстоятельно, как ухо распознает тоны пения, и как язык вкусы явств; словом, духовныя мужей приятности облекаются как бы естественною телесносною у нас, почему мы и называемся Органами чувствительными любви чистой супружественной, и оттуда Увеселениями своими. Однако же это Пола нашего чувство есть, пребывает, продолжается и возвышается в той степени, в которой Мужья, из премудрости и суждения нас любят, и мы взаимно их и из оных же в них любим. Это Чувство нашего Пола называется в Небесах Игрою премудрости с своею любовью, и любви с своею премудростью.— Сие произвело во сильное желание спрашивать и более, т.е. о Различиях увеселений? Тогда


сказали, что различие в том есть безконечное,—но более говорить не желаем, и потому не можем, что Голубица окна нашего с ветвию масличною под ногами ея, отлетала. Возвращения ея ожидал и долго, но напрасно.— Между тем, я спросил у Мужей: есть ли у них такое же чувство любви супружественной? Они отвечали, что есть у них это чувство вообще, но не частно; что у них есть общее блаженство, общая приятность и общее веселие, заимствуемыя часто от жён их,— и что такое Общее у Мужей от жён их есть состоит Тихомирное.— При этих изречениях явилась на ветви финиковой Лебедь, которая распростерла крылья и потом отлетела. Увидев это, Мужья сказали: сие есть знак молчания о Любви супружественной; потом, сказав: приходи к нам почаще, и может быть много откроется, пожелали мира и оставили нас, и мы отошли восвояси.

 

О соединении душ и мыслей посредством

супружества, которое разумеется в Господних словах, что к тому не суть двое,но едина плоть.

156. Что в Мущин и в Женщин от Сотворения впечатленна Наклонность и также Способность к соединении, как в едино, и что оба он в Мущине и в Женщине доныне пребывают, о том явствует из Книги творения, и вместе из Господних слов. В Книги творения, называемой “БЫТИЕ” читается: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.; И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.; Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть”. Гл. II: ст. 22, 23, 24. Подобное сему сказал Господь и у Матвея: “не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?, И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.”. Гл. XIX: 4, 5. Из этого явствует, что Женщина сотворена из Мущины, и что у каждаго есть Наклонность и Способность взаимно соединяться во едино. Что во Единаго Человека, о том явствует и из Книги творения, где оба вместе именуются человеком; ибо читается: “Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их,”. Быт. Гл. V, ст. 2.— Говорится там же: нарече имя ему Адам; но Адам и Человек есть одно и то же речение на Еврейском языке,—а при том и оба вместе называются Человеком. Гл. I, ст. 27, III: 22, 23, 24.—Чрез едину Плоть также означается единый Человек, о чем явствует из тех мест в Слове, где говорится: «Всякая Плоть» как то: Быт. VI: 12, 13, 17, 19. Исаия ХL: 5 ,6. ХLIX: 26. LXIV: 16, 23, 24. Иерем. XXV: 31. XXXII: 27. XIV: 5. Иезекиль. XX: 48. XXI: 4 и 5, и в других местах. Что же разумеется чрез Ребро мущины, которое создано в женщину; что чрез Плоть, которою вместо онаго исполнено,—также, что чрез Кость от костей моих, и Плоть от плоти моей; что чрез отца и матерь, которых человек через супружество оставит,— и что значит прилепиться к жене, об этом показано в ТАЙНАХ НЕБЕСНЫХ, в коих изъяснены по Смыслу духовному две Книги: Бытие и Исход. —Что не Ребро разумеется чрез ребро, ни Плоть чрез плоть, ни Кость чрез кость, ни Прилепиться чрез прилепиться,—но Духовныя вещи, которыя сим соответствуют, и потому чрез них означаются,—об этом показано там же. Что разумеются Духовныя вещи или Духовности, составляющия из двух одного Человека, об этом явствует из того, что Любовь супружественная соединяет их, и Любовь эта есть Духовная.— Что Любовь премудрости Мужа перенесена в Жену, о том несколько кратко сказано выше, и сверх того, в следующих параграфах обстоятельнее подтвердится; теперь не следует удаляться и так отступать от материи, здесь предложенной то есть, от разсуждения о Соединении двух Супругов в одну плоть чрез соединение или единство душ и мыслей. Но это Соединение объяснено будет в следующем порядке: I. Что от сотворения впечатленны обоему Полу Способность и Наклонность, дабы могли и желали соединиться или сочетаваться как во едино. II. Что Любовь супружественная соединяет две души и из того две, мысли во едино. III. Что Воля жены соединяется с Разумом мужа, и оттуда Разум мужа с Волею жёны. IV. Что Наклонность к соединению с собою Мужа есть постоянная и всегдашняя у Жены, —непостоянная же т.е переменная у Мужа. V. Что соединение вдыхается Мужу от Жены т.е ея любви, и восприемлется Мужем по его премудрости. VI. Что Соединение это бывает постепенно от первых дней супружества, и у тех, которые находятся в Любви истинно супружественной, делается искренней и искренней навсегда. VII. Что соединение Жены с Премудростью разсудительною Мужа бывает из внутри, с Премудростью же нравственною от вне. VIII. Что для этого соединения, как для конца, Жене дано познание побуждений Мужа, и притом Великое благоразумие умерять оныя. IX. Что Жены это познание у себя скрывают и от Мужей таят, по причинам, необходимости, чтобы утвердить Супружественную Любовь, дружбу и верность, и так блаженство сожития и благоденственную жить. X. Что это познание есть Премудрость Жены, и что сия премудрость не может быть у Мужа, так как и Премудрость рассудительная мужа не может быть у Жены. XI. Что Жена непрестанно из любви мыслит о Наклонности Мужа к себе, чтобы душевно с ним соединяться, иначе же Муж. XII. Что Жена соединяется с Мужем через приспособления к вожделениям ею воли. XIII. Что Жена соединяется с Мужем своим чрез, сферу жизни своей исходящую из любви ея. XIV. Что Жена соединяется с Мужем через присвоение сил крепости его; но что это бывает по любви из взаимной духовной. XV. Что так, Жена воспринимает в себя образ Мужа своего, и чрез то познает, видит и чувствует, его побуждения. XVI. Что есть Должности, собственно принадлежащая Мужу, и Должности, собственно нринадлежащия Жене,—и что Жена не может входить в собственныя должности Мужа, ни Муж в собственныя должности жены, и оными порядочно управлять. ХVII. Что Должности сии, по взаимному пособию также соединяют двух во едино, и вместе составляют один Дом. XVIII. Что Супруги, по вышесказанным соединениям, бывают одним Человеком более и более. XIX. Что пребывающие в Любви истинно супружественной, чувствует, что они соединенный Человек и как, одна плоть. XX. Что Любовь истинно супружественная, сама по себе, разсматрываемая, есть единство (unio) душ, соединение мыслей, стремление к соединению в грудях, и оттуда в теле. XXI. Что состояние этой Любви есть Невинность, Мир, Покой, внутренняя Дружба, Доверенность полная, и взаимное Вождление духа и сердца делать другому всякое благо; а из всею этого происходит Блаженство, Счастье, Приятность и Удовольства; из вечнаю же тем наслаждения—Небесное Благополучие. XXII. Что это все бывает в Супружестве только одного Мужа с одною Женою.—Следует теперь Изъяснение.

 

157. I. ЧТО ОТ СОТВОРЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕННЫ ОБОЕМУ ПОЛУ СПОСОБНОСТЬ И НАКЛОННОСТЬ, ДАБЫ МОГЛИ И ЖЕЛАЛИ СОЕДИНЯТЬСЯ ИЛИ СОЧЕТАТЬСЯ КАК ВО ЕДИНО. Что женщина взята от мужчины, о том теперь лишь выше доказано из Книги Творения; из чего следует и то, что оттуда у обоего Пола есть способность и наклонность к соединению себя во едино: ибо то, что от другого взято, заимствует и удерживает из собственнаго его, и оное делает своим, которое, будучи однородным, дышит взаимным соединением, и по таковом соединена, есть как бы в себе, с ним, в нем, и взаимно. —Что способность соединения одного пола с другим существует, или что они могут соединиться,— это не подвержено никакому сомнению; равно и то, что существует наклонность к соединению себя: ибо об этих обеих научает каждаго личный опыт.

 

158. II. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ СОЕДИНЯЕТ ДВЕ ДУШИ И ИЗ ТОГО ДВЕ МЫСЛИ ВО ЕДИНО. Каждый человек состоит из Души, Мысли и Тела. Душа есть самое внутреннейшее его. Мысль есть среднее его, а Тело есть последнее.—Душа, будучи самым внутреннейшим человека, есть из начала небеснаго, а Мысль, будучи средним его, есть из начала духовнаго.—Тело же, будучи последним, есть из начала естественнаго.—То, что из начала есть небесное, и то, что из начала есть духовное, находятся не в пространстве, но в видимостях пространства. Это также известно и в Мiре; а потому и говорится, что Духовному не можно приписать ни протяжения, ни места. Когда же по сему пространства есть видимости, то и разстояния и присутствия также видимости.—Что видимости разстояния и присутствия находятся в Мiре духовном, по сближениям (proximitates), свойствам (propinquitates) и родствам (affinitates) любви,—о том показано и доказано в особых Твореньицах о духовном Мiре. Это сказано для того, дабы знать, что Души и Мысли человеков не находятся в пространстве так, как тела их; ибо они, как выше сказано, относительно начала их небесныя и духовныя; и поелику они не имеют между собою разстояний, то и могут соединяться как во едино, хотя и не по телу. Это бывает, во-первых, между Супругами, внутренно друг друга взаимно любящими; но как женщина есть из мужчины, и такое соединение есть вид взаимнаго соединения, то из разсудка видеть можно, что не есть соединение во едино, но присоединение (adunctio), как бы соседнее или ближнее и свойственническое по любви, и по прикосновению у состоящих в любви истинно супружественной. Присоединение это называться может сожитием духовным, бывающим у супругов, нежно друг друга любящих, несмотря на разстояния тела. Доказательства многия находятся и в Мiре естественном, которыя об этом подтверждают. Из чего и явствует, что Любовь Супружественная соединяет две души и две мысли во едино.

 

159. III. ЧТО ВОЛЯ ЖЕНЫ СОЕДИНЯЕТСЯ С РАЗУМОМ МУЖА, И ОТТУДА РАЗУМ МУЖА С ВОЛЕЮ ЖЕНЫ. Причина этому есть та, что Мужчина рождается быть Разумом, а Женщина быть Волею, любящею разум мужчины. Из чего следует, что Соединение супружественное есть соединение Воли жены с Разумом мужа и взаимно Разума мужа с Волею жёны. Всякий видит, что самое ближайшее соединение есть Разума и Воли,—и что оно есть такое, что одна способность может входить в другую, и увеселиться от соединения и в нем.

 

160. IV. ЧТО НАКЛОННОСТЬ К СОЕДИНЕННО С СОБОЮ МУЖА ЕСТЬ ПОСТОЯННАЯ И ВСЕГДАШНЯЯ У ЖЕНЫ, НЕПОСТОЯННАЯ ЖЕ И ПЕРЕМЕННАЯ У МУЖА,—то потому, что Любовь не может существовать иначе как любить и соединяться, дабы быть возлюбленною: а притом сущность и жизнь ея не иное есть. Женщины же рождены с тем, чтоб быть Любвями, а мущины, с которыми они соединяются, чтоб быть от них любимыми взаимно, — составляют Восприялища. Сверх этого, любовь есть непрестанно действующая, и подобно как теплота, пламя и огонь, которыя, если удерживаются от действий, то погибают. От того происходит, что Наклонность к соединению с собою мужа, есть постоянная и всегдашняя у жены; а что не такая Наклонность к жене есть у мужа,—то потому, что Муж не есть любовь, но только Восприемлющие любовь: и поелику состоит восприятия у него то бывает, то не бывает, судя по заботам или занятиям, препятствующим и развлекающим,— по измнениям теплоты и не теплоты в мысли от разных причин, также по приращениям и ущербам сил в теле; и как сии непостоянны и не в установленные моменты возвращаются,—то и следует, что наклонность к этому соединению, у мужчины есть непостоянная и переменная.

 

 

161. V. ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ВДЫХАЕТСЯ МУЖУ ОТ ЖЕНЫ, ПО ЕЯ ЛЮБВИ, И ВОСПРИЕМЛЕТСЯ МУЖЕМ, ПО ЕГО ПРЕМУДРОСТИ.Что Любовь, и из нея соединение вдыхается мужу от жены, это ныне от мужей сокрыто,—да и вообще они отрицают; ибо жены уверяют, что мужья только их любят, а они воспринимают любовь, или, что мужья составляют любовь, а оные повиновение, и потому сердечно радуются, когда мужья этому верят. Таким уверениям много причин, которыя все составляют причины благоразумия и осторожности жен; но об них сказано будет ниже и особливо в Статье о Причинах холодов, разлучений и разводов между супругами. Вдохновение или внедрение любви мужьям от жён есть потому, что у мужей нет никакой любви супружественной, ни даже любви пола,— но она только у жён и у женщин. Что так есть, это живыми примерами показано мне в Мiре духовном. «Некогда там был разговор об этом предмете, и мужья, по уверению от жён, настаивали, что они любят, а не жёны, и что жёны только воспринимают любовь от них. Для прекращения спора об этой тайне, отдалены были от мужчин все женщины, вместе с жёнами их, а с ними отдалена была и сфера любви пола. После такого отдаления, мущины пришли в столь странное состояние, какого прежде не понимали, и на которое много жаловались. Когда они находились в таком состоянии, то приведены были к ним женщины, а к мужьям жёны, и хотя как те, так и другия разговаривали с ними, но при всем том, на ласки их, мущины отвечали холодно, и отворотясь от них, сказали между собою: что это?... что женщина? Когда же некоторыя из женщин объявили, что они жёны их,—то мужья отвечали: что значит жена? не знаем вас: но когда жёны стали соболезновать об этой холодной нечувствительности мужей, а некоторыя и плакали,— то сфера любви пола женскаго и супружественная, которая до этого у мущин отнята была, — возстановилась, и тогда мущины тотчас возвратились в первое своё состояние: любители супружества в своё, а любители пола в своё. После этого, Мущины уверились, что у них нет нимало любви супружественной, ни даже любви пола, но только у жён и у женщин; однако же, потом жены опять по благоразумию своему привели мужей в уверение, что Любовь обитает у мущин, и что ни малейшая искра ея не может перейти в женщину.—Этот опытный пример приведен для того, дабы знать, что жены составляют Любви, а мужья восприялища оных.— Что мужья составляют восприемлища, по премудрости у себя, а наиболее по премудрости из Религии, учащей, что одну жену любить должно, —об этом явствует из того, что при люблении одной жены, любовь сосредоточивается,— и будучи облагородствованною, остается в своей силе, сохраняется и пребывает; и что иначе была бы она так как пшеница, из житницы выбрасываемая к псам, от чего бывает в доме недостаток.

162. VI. ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ЭТО БЫВАЕТ ПОСТЕПЕННО ОТ ПЕРВЫХ ДНЕЙ СУПРУЖЕСТВА, И У ТЕХ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ДЕЛАЕТСЯ ИСКРЕННЕЕ И ИСКРЕННЕЕ НАВСЕГДА. Первая теплота Супружества не соединяет, ибо заимствуется из любви пола, которая есть любовь тела и оттуда духа; а что есть из тела в духе, то не медлит долго; любовь же, которая есть из духа в теле, медлит.—Любовь духа и из духа тела, впечатлевается душам и мыслям супругов вместе с дружбою и доверием; когда сии двое с первою любовью Супружества, между собою соединяются, тогда бывает Любовь супружественная, которая отверзает груди и вдыхает в них сладости любви,— и эта делается искреннейшею и искреннейшею, по мере того, как двое оных присоединяются к первой любви, и как она в них входит взаимно.

 

163. VII. ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ЖЕНЫ С ПРЕМУДРОСТЬЮ РАЗСУДИТЕЛЬНОЮ МУЖА БЫВАЕТ ИЗ ВНУТРИ, С ПРЕМУДРОСТЬЮ ЖЕ НРАВСТВЕННОЮ ОТ ВНЕ.—Что Премудрость у мущин есть двоякая: Разсудительная и Нравственная, и что Премудрость их разсудительная есть единственно из разума, а Премудрость нравственная есть из разума и вместе с тем из жизни,—это заключить и видеть можно из одного воззрения и испытания. Но дабы знать, что разумеется чрез Премудрость разсудительную мущин, и что чрез Премудрость их нравственную,—об этом выведено будет несколько в особенности. Качества Премудрости их разсудительной, означаются разными именами: вообще называются: Знание, Разумение и Премудрость; в частности же Разсудительность (Racionalitas), Суждение (Iudicium), Ум (Ingenium), Образованность (Eruditio) и Остроумие (Sagacitas). Но так как Знания свойственны всякому по его должности, то по этому и многоразличныя: ибо есть свойственныя Церковному причту, свойственныя Особам Правительства, свойственныя разным их Чиновникам, свойственныя Судьям, свойственныя Медикам и Химикам, свойственныя Воинам и Мореходцам, свойственныя Художникам и Ремесленникам, свойственныя Земледельцам, и прочия. К разсудительной же Премудрости принадлежат и все те Знания, которым юноши обучаются в Школах, и чрез оныя усовершаются разумением, под разными названиями, как-то: Философским, Физическим, Геометрическим, Механическим, Химическим, Астрономическим, Юридическим, Политическими, Нравственным, Историческим и прочими, чрез которыя, как дверью входят в Разсудительность, а из них и бывает Премудрость разсудительная.

 

164. Качества Премудрости нравственной у мущин составляют все добродетели нравственныя, которыя относятся до жизни и в нее входят также и Добродетели духовныя, кои из Любви в Бога и из Любви к ближнему изтекают и в оныя втекают.—Добродетели, относящаяся до Премудрости мущин нравственной, также разноименныя, и называются: Воздержание, Трезвость, Добродушие, Благосклонность, Дружелюбие, Скромность, Искренность, Услужливость, Вежливость, Тщание, Прилежание, Острота разума, Скорость или Готовность, Щедролюбие, Чтивость, Благородство, Бодрость, Смелость, Благоразумие и прочия.—Добродетели духовныя у мущин составляют: Любовь к Религии или Благочестию, Человеколюбие, Истина, Вера, Совесть, Невинность и прочия.— Сии и те Добродетели вообще относиться могут к любви и ревности за Религию, за Благо общее, за Отечество, за Граждан, за Родителей, за Супругу и за Детей.—Во всех их господствует Правда и Суд: Правда относится до Премудрости нравственной, а Суд до Премудрости разсудительной.

 

165. Соединение жены с Премудростью разсудительною мужа из внутри есть потому, что Премудрость есть собственная Разума мущин, и входит в свет, в коем не бывают женщины, что самое есть причина и тому, что женщины не говорят из премудрости, но в сообществах мущин, в коих подобное разсуждаемо бывает,—молчат, и только со вниманием слушают. При всем том однако же познания у женщин есть из внутри,— что доказывает внимание их, при котором слышанное от мужей своих, внутренно разсматривают и оному благоприятствуют,—Соединение же жены с Премудростью мужа нравственно отвне есть потому, что Силы этой премудрости по большей части свойственны подобным у женщин, и заимствуются из Воли разумной мужа, с которою Воля жены себя соединяет и делает сочетание; и так как жена познает их у мужа, более, нежели муж у себя, то по этому и говорится, что соединение жены с ними есть от—вне.

 

166. VIII. ЧТО ДЛЯ ЭТОГО СОЕДИНЕНИЯ, КАК ДЛЯ КОНЦА, ЖЕНЕ ДАНО ПОЗНАНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ МУЖА, И ПРИТОМ ВЕЛИКОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ УМЕРЯТЬ ОНЫЯ. —Что Жены познают побуждения мужей своих и оныя благоразумно умеряют, это также сокрыто у жён между тайнами любви супружественной; познают же оныя тремя чувствами: зрением, слухом и осязанием, и умеряют оныя при всем неведении того мужьями их. Поелику же это сокрыто между тайнами жён, то и мне неприлично открывать такого обстоятельства. Но как оно прилично и касается до самих жён, то для этого и следуют после Статей четыре ДОСТОПАМЯТНОСТИ, в коих от самих жён о том открывается: в двух от Трех жён, обитающих во Дворце, над которым виден был как бы Дождь золотой низпадающий; а в двух от Седьми жён, сидевших в Розовнике. При чтении оных откроется эта тайна.

 

167. IX. ЧТО ЖЕНЫ ЭТО ПОЗНАНИЕ У СЕБЯ СКРЫВАЮТ И ОТ МУЖЕЙ ТАЯТ, ПО ПРИЧИНАМ НЕОБХОДИМОСТИ, ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ СУПРУЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ, ДРУЖБУ И ВЕРНОСТЬ, ИТАК БЛАЖЕНСТВО СОЖИТИЯ И БЛАГОДЕНСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ. Утаение и сокрытие жёнами познания побуждении мужа, называется Необходимостью потому, что еслибы оныя открыты были, то отчуждали бы мужей от ложа, от спальни и от дома. У многих мужей глубоко вселяется холод супружественный, происходящей от разных причин, которыя открыты будут в Статье о Причинах холодов, разлучений и разводов между супругами. Еслибы жены открыли побуждения и наклонности мужей, то холод этот вырвался бы из недр своих, и остудил бы сперва внутренннию мысль, потом грудь, а оттуда и последния действия любви, рождению посвященныя, по остужении коих, любовь супружественная скиталась бы до того даже, что не оставалось бы никакой надежды к дружбе, доверию и блаженному сожитию, а потому и к благоденственной жизни. Жены однако же этою надеждою непрестанно питаются.—Открыть о том, что они знают побуждения и наклонности любви у мужей, есть объявить и разславить любовь свою, ибо известно, что сколько жены открывают уста свои об этой любви, столько мужья хладенеют и желают разлучения.—Из сего явствует истина этаго Члена, состоящая в том, что причины, для которых жены познание свое у себя скрывают и от мужей таят, —происходят по необходимости.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 827;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.