Визначення еквівалентних передаточних функцій 6 страница
69. Знаю, что немногие признают, что в Любовь супружественную собраны все радости и все увеселения от первых до последних, по причинее той, что Любовь истинно супружественная, в которую оныя собраны, ныне есть столь редка, что не знают даже какая она, и при том едва ли знают что она есть или существует, как выше в § 58 и 59 изъяснено и доказано; ибо в иной Любви супружественной, кроме в подлинной, этого нет; и так как она на земле есть столь редка, то и благополучие ея нельзя иначе описать, кроме заимствуя о том познание из уст Ангелов, ибо они в этой Любви находятся. Они мне сказали, что Увеселения ея внутренния, или увеселения Души, в которую сперва втекает супружественное начало любви и премудрости, или блага и истины от Господа, — есть непостижимыя, и по сему неизреченныя, будучи при том увеселениями мира и невинности: но что то же самыя увеселения, при нисхождении своем, бывают более и более ощутительными, т. е., в высших началах мысли так, как блаженства (betitudines), в нижних же началах как благополучия (faustitates), а в груди как приятности (jucunditates) из оных,—и что из груди разливаются во все и в каждую часть тела, и наконец соединяют себя в последних началах, производя увеселение увеселений. Потом Ангелы говорили об этом предмете дивности, и сказали, что различия таковых увеселений в душах Супругов, от душ в мыслях, а от мыслей в грудях их безконечныя и при том вечныя, также, что по премудрости у мужей возвышаются,—и это бывает потому, что в цвете возраста своего живут вечно, и что для них нет ничего блаженнее как более и более премудрствовать. Но многия о таких Увеселениях устныя Ангелов изречения видеть можно в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, особенно приложенных при каждой статье.
70—VII. НО ЧТО НЕ ИНЫЕ В ЭТУ ЛЮБОВЬ ВХОДЯТ И В НЕЙ МОГУТ БЫТЬ, КРОМ ТЕХ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ГОСПОДУ, ЛЮБЯТ ИСТИНЫ ЦЕРКВИ И ТВОРЯТ ЕЯ БЛАГА. Не иные в эту Любовь входят, кроме приходящее ко Господу, потому, что Супружества Единобрачныя т.е. одного мужа с одною женою, соответствую Сочетанию Господа и Церкви, и что начало их есть из Сочетания блага и истины, о чем показано выше в § 60 и 62. Что из этого начала и помянутаго Соответствия следует и то, что Любовь истинно Супружественная есть от Господа у тех только, которые прямо к Нему приходят,—этого нельзя доказать совершенно, если не будет предложено особо о двух тех тайнах, о коих немедленно разсудим в двух следующих Статьях: в одной, о Начале Любви супружественной из Сочетания блага и истины, а в другой о сочетание Господа и Церкви, и о Соответствий онаго, также и о том, что Любовь супружественная есть у человека по состоянию Церкви у него.
71. Что не иные в Любви истинно супружественной могут быть, кроме восприемлюиие эту Любовь от Господа, то есть прямо к нему приходящие и ведущие жизнь от Него, то это потому, что эта Любовь, по ея началу и по ея соответствию разсматриваемая, есть небесная, духовная, святая, непорочная и чистая, более всякой любви, сущей у Ангелов Неба и у человеков Церкви, как об этом выше сказано в § 64. Такия ея свойства не могут быть у иных, кроме у соединенных с Господом и от Него причтенных к Ангелам Неба, ибо они убегают от любвей вне супружественных, которые есть соединение с другими, кроме своей или собственной супруги,—и убегают как вреда душевнаго и как озера адскаго. Сколько супруг убегает таковых соединений, даже относительно похотей воли и оттуда намерений,—столько очищается у них Супружественная Любовь и бывает постепенно духовною сперва при жизни их на земле, а потом и в Небе. У человеков никакая любовь не может быть чистою, ни даже у Ангелов,—следовательно ни эта любовь; но как Господь первоначально смотрит на намерение воли, то по Сему, сколько человек в таковом намерение находится и пребывает, столько предполагается в чистоту и святость онаго и постепенно входит. Что не иные в Любви супружественной духовной быть могут, кроме тех только, которые от Господа таковыми состоят, то потому, что в этой Любви есть Небо, и человек естественный у коего эта любовь от плоти только заимствует свою приятность(volupe), не может приблизиться к Небу, ни даже к какому -либо Ангелу, ни даже к какому -либо человеку, в котором есть оная Любовь; ибо эта Любовь есть основание всех любвей небесных и духовных, как видеть можно выше в § 65, 66 и 67. Что так есть, дознал я из опыта, видя гениев (genios) в Мiре духовном приуготовляемых ко Аду, которые, когда приближались к Ангелу, увеселяющемуся с своим супругом, то делались как фурии, и искали пещер и ям для убежища, в которыя потом бросались опрометью. Что духи злые любят однородность (homogeneum) своего побуждения, сколько бы она ни была нечистою, а от духов Неба, поелику их побуждение есть чистое,—отвращаются так, как от своего инороднаго, об этом заключить можно из описаннаго выше в § 10м.
72. Что те только в упомянутую Любовь входят и в ней быть могут, которые любят истины Церкви и творят ея блага, то потому, что не иные восприемлет Господь; они находятся в соединены с Ним, и по этому могут пребыть в той Любви от Него. Двое составляют Церковь и оттуда Небо у человека: Истина веры и Благо жизни; Истина веры производит присутствие Господа, а Благо жизни по истинам веры производит соединение с Ним, и так Церковь и Небо. Что истина веры производит присутствие, то потому, что она есть из света,—Свет же духовный не иное есть; а что благо жизни производит соединение, то потому, что оно есть из теплоты,— Теплота же духовная не иное есть, ибо есть любовь, блага же жизни есть из любви. Известно также, что всякий свет даже зимний производит присутствие, и что теплота, приобщившись к свету, производит соединение; сады и цветники видимы бывают при всяком свете,—но не цветут и не приносят плода, кроме тогда только, когда теплота соединится со светом. Из этого следует заключение, что от Господа одаряются Любовию истинно Супружественною не те, которые знают только истины Церковныя,—но те, которые зная оныя истины, творят блага Церкви.
73. VII. ЧТО ЭТА ЛЮБОВЬ БЫЛА ЛЮБОВЬЮ ЛЮБВЕЙ У ДРЕВНИХ, ЖИВШИХ В ВЕКАХ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРЕННОМ И МЕДНОМ. Что Любовь супружественная у Древнейших и у Древних живших в Первых Веках, так именуемых, была любовию любвей, о том не можно знать из Истории, так как не находится Писания их; дошедшия же до нас писания есть произведения людей, живших познее тех Веков, ибо они упоминают о тех Веках, также описывают живших тогда чистоту и непорочность, равно постепенно ея уменьшение, так как, Золота даже до Железа; последний же или Железный век, начавшийся от этих Писателей, в некоторой части может быть известным из Истории жизни некоторых Царей, Судей и Мудрых, названных Мудрецами в Греции и в других местах. Что этот век не состоял так, как железо в себе не состоит,—но был как железо, смешанное с глиною, которыя между собою не соединяются, то об этом предсказал Пророк Даниил в Глав 11й ст. 49. И так, поелику Веки, получившие наименование свое от Золота, Серебра и Меди протекли до времен писаний, а потому и познание о Супружествах тогдашних не может быть на земл,—то угодно было Господу, чрез путь духовный открыть мне оныя, вводя в Небеса, где находятся их жилища, дабы из устных разговоров их познал я каковыя были у них Супружества, когда они жили в своих Веках. Все те, которые от Сотворения переселились из Мiра естественнаго, обитают в Мiре духовном,—и все, относительно любвей своих, таковы же есть и пребывают навсегда. Поелику же эти сведения заслуживают чтобы их знать и памятовать, а при том подтверждают святость тогдашних Супружеств, то желательно мне их так, как в полном бдении духа моего были мне показаны, и потом чрез Ангела напамятованы, и наконец мною описаны,—издать в свет,—и поелику есть из Мiра духовнаго, то также как и прочия Достопамятности, по окончании статей разсудилось мне приложить здесь, разделив на ШЕСТЬ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ же сходственно с поступлениями Веков.
74. Следующие ШЕСТЬ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ из Мiра Духовнаго, о Любви Супружественной, открывают нам какова была эта Любовь в Первых Веках, также какова после их, и какова есть ныне; из чего явствует, что эта Любовь от святости и чистоты своей постепенно удалялась, пока наконец сделалась блудною,—но что при всем том есть еще надежда на возвращение ея в первобытную или древннию свою святость.
75. ПЕРВАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Некогда, при разсуждении моем о Любви супружественной, осенило мысль мою сильное желание знать какова была эта Любовь у живших в Веке Золотом, и потом какова у живших в Веках, последовавших за сим, както: в Серебренном, Медном и Железном, — и зная, что всё добродетельно в тех Веках жившие находятся в Небесах, я молил Господа о позволении мне с ними говорить и получить наставление. —Тогда же Ангел представь, сказал мне: послан есмь от Господа быть тебе вождем и спутником,—и сперва поведу тебя и сопутствовать буду к жившим в Первом Век, именуемом Золотым, к которым путь трудный; надобно идти по нем чрез темный Лес, чрез который никто не может пройти, не получив вождя от Господа. Я был тогда в духе, и приуготовив себя пустились в путь к Востоку; продолжая оный, я увидел Гору, которой высота простиралась выше облаков; перешли мы пустыню великую и пришли в Лес из различных дерев состоящии, и по причине чащи их темный, о коем Ангел меня предъуведомил. Но как этот Лес был разделен многими стезями тесными, то Ангел сказал, что множество сих стезей служит к потерянию надлежащаго пути, и что если бы не были от Господа открыты глаза путника, и не увидел бы он Маслин, обвитых виноградными листьями, и ими не руководствовался, проходя от Маслины к Маслин, то зашел бы в Тартары, которые вокруг находятся по сторонам. Лес этот таков есть для того, чтобы служил стражею для входа, ибо на оной Горе нет иного Народа, кроме Первобытнаго (gens Primaeva). Когда мы вошли в Лес, то открылись глаза, и увидели мы в разных местах Маслины, обвитыя виноградными ветвями, на коих висели грозды цвета синяго, и Маслины были расположены в непрерывные круги, почему, смотря на них, мы обходили пока на последок увидели Рощу, состоящую из высоких кедров, а на ветвях их несколько Орлов. коих увидев Ангел, сказал: мы теперь находимся на Горе, недалеко от вершины ея. Продолжая путь, увидели за Рощею круглое Поле, на котором паслись Агнцы и Агницы, кои были формы, представлявшия состояние невинности и мира тех Горных жителей. Перейдя это поле, мы увидели многия тысячи Кущей или Шалашей (Тabernacula) спереди и по сторонам, взором нашим объемлемых. Тогда Ангел сказал: теперь мы находимся в Станах, где состоят Воинства Господа Иеговы, ибо так себя и селения свои называют; Древнейшия сии, будучи в Мiре, жили в Кущах, почему и теперь в оных живут,—но склонимся к полудню, где находятся Премудрые их, и пришедше туда, дружески побеседуем с кем-либо из них. Шедши я увидел вдали трех отроков и трех отроковиц, сидящих при дверях некоторой Кущи,—но сии и те, по приближении нашем, явились мужьями и женами средняго роста; тогда Ангел сказал: все жители этой Горы представляются вдали как Младенцы, потому, что находятся в состояния невинности также, как Младенчество есть видимость Невинности. Сии мужья, увидев нас, прибежали и сказали: откуда есть, и каким способом вы сюда пришли? лица доказывают, что вы не из числа жителей нашей горы? Но Ангел уведомил их как о том, что мы вошли чрез Лес, так и о причине нашего прихода; что услышав, один из трех Мужей, пригласил и ввёл нас в свою Кущу. Муж этот был одет в мантию (pallio) пацинтоваго цвета, а исподняя его одежда была из белой шерсти; жена его была одета в пурпуровую тогу, под которой находилась одежда из виссона узорчатаго. Поелику тогда в помышлении моем было крайнее желание (desiderium) познать Супружества Древнейших, то по этой причине смотрел я попеременно—то на Мужа, то на Жену, и приметив как бы единство душ их в лицах их, сказал им: вы двое составляете одно. Тогда Муж отвечал; точно одно, ибо ея жизнь есть во мне, а моя в ней,—два Тела, но одна Душа, и такое единство между нами есть так как единство двух вместилищ в Груди, которыми называются Сердце и Легкое; она есть мое Сердце, а я Легкое ея; но как чрез Сердце мы здесь разумеем любовь, и чрез Легкое премудрость,—то по сему она есть любовь моей премудрости, а я премудрость ея любви; по этому любовь ея отвне покрывает (obvelat) мою премудрость, а премудрость моя извнутрь находится в ея любви. Оттуда, как ты сказал, есть видимость единства душ в наших лицах. Тогда я спросил его: ежели такое есть единство (unio), то можешь ли смотреть на другую Жену, кроме твоей? Он отвечал: могу, —и как Жена есть единство моей Души, то мы двое смотрим совокупно, и тогда не может войти никакая похоть, ибо когда смотрю на жён других, тогда смотрю на них чрез мою Жену, которую единственно люблю; и поелику эта моя Жена понимает все мои наклонности, то и управляет как посредница помышлениями моими, отвлекая всякую несогласность, и тогда же вселяя холод и страх против всякаго нечистаго намерения; для того здесь невозможно нам смотреть из похоти (ex libidine) на Жену Сотоварища, так как нельзя смотреть из мрака тартара на свет нашего Неба. По сему и не бывает у нас никакой идеи в помышлении, ниже какого-либо устнаго произношения относительно прелестей из любви похотливой; не мог он при этом выговорить слово: блуда, потому, что чистота Неба их в сем препятствовала.— Тогда Ангел вождь сказал мне: слышишь теперь разговор Ангелов этого Неба, который есть разговор (loquela) премудрости, ибо говорят из причин.—После сего, посмотрев на все стороны, увидел я Кущу их, как бы обведенную золотом; и когда спросил, откуда это,—то ответствовано, что из пламеннаго света, который, как золото сияет и озаряет лучами опоны (aulaea) Кущи нашей, когда мы разговариваем о Любви Супружественной; ибо теплота из нашего Солнца, которое в сущности своей есть Любовь, обнажает себя тогда, и свет тингирует золотым колером своим, который в сущности своей есть Премудрость. Это бывает потому, что Любовь супружественная в начали своем есть Игра Премудрости и Любви; ибо Муж рожден быть Премудростию, а Жена быть Любовию премудрости мужниной; оттуда есть увеселения этой игры в Любви супружественной, и из оной между нами и женами нашими. Мы здесь в течении тысячей лет прилежно усмотрели, что увеселения эти, относительно обилия, степени и силы их, осходныя и изящныя, по мере чествования у нас Господа Иеговы, из того чествования втекает Небесное то единство, или Небесное то Супругов, которое есть сочетание Любви и Премудрости. После сих изречений, увидел я великий Свет на Холме посреди Кущей; и когда спросил, откуда этот Свет, то ответствовано, что из Святилища (Sanctuario) Скинии или Кущи, где наше Богочествование. Потом спросил я, позволяется ли туда приблизиться?—и сказано: позволяется. Приблизясь, я увидел Скинию, отвне и внутри, по описанию совершенно подобную той Скинии, которая была сооружена для сынов Израилевых, по показанной Моисею форме, на Горе Синайской, Исход. XXV, 40, XXVI, 30. Потом я спросил, что находится внутри этого Святилища, и откуда таковой Свет?—и ответствовано, что там есть Скрижаль, на которой написано: ЗАВЕТ МЕЖДУ ИЕГОВОЮ И НЕБЕСАМИ; более же не сказано. Поелику тогда мы были готовы отойти, то разговаривая, еще я спросил: может быть некоторые из вас, когда были в Мiре естественном, жили со многими, а не с одною Женою? На это отвечал: что он не знает даже, что значит один, ибо мы, сказал он, не монием мыслить о многих, а слышали от тех, которые когда мыслили сие, что тогда же Небесныя блаженства душ их отдалялись от наивнутреннейших начал к последним началам тела их, даже до ногтей, и вместе с ними хвалы мужественности (encomia virilitatis); сии, когда об этом было узнано, немедленно были удалены с наших земель. Сказав это муж, побежал к своей Куще, и оттуда возвратясь с гранатным Яблоком, наполненным семенами из золота, подарил его мне; яблоко это я взял с собою в знак того, что мы были, виделись и разговаривали с жившими в Веке Золотом. Тогда, пожелав мира, отошли и возвратились в дом.
76. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В следующий день пришел ко мне Ангел прежний и сказал: хочешь ли поведу и проведу тебя к Народу, жившему в ВЕКЕ СЕРЕБРЕННОМ, и от них послушаем о Супружествах тогдашняго времени, предваряя, что и к ним прйти нельзя иначе, кроме под руководством Господа. Тогда, как и прежде, был я в духе, и последовал за вождем моим. Когда мы пришли прежде к Холму, в смежности между Востоком и Полуднем, и потом были уже на вершине этого Холма,—то Ангел показал мне великое протяжение дороги на земле; после увидели мы неподалеку возвышение как бы горы, между которым и Холмом, на коем мы стояли, была долина, за нею равнина, а от этой начиналось мало по малу крутизна. Сойдя с Холма, чтобы перейти чрез долину, мы увидели по сторонам бревна и каменья, обделанными фигурами своими представляющия человеков, разных зверей, птиц и рыб. Когда я спросил Ангела: что они значат, не Идолы ли?—то отвечал, что совсем не то, а таковыми фигурами изображаются и представляются у них разныя добродетели нравственныя и истины духовныя; у народов этого Века прежде было Знание Соответствий.— и как всякий человек, зверь, птица и рыба соответствуют какому-либо качеству, то по сему каждая выделанная фигура представляет некоторую часть добродетели, или истины,—многия же совокупно представляют самую Добродетель, или Истину в общей протяженной форме; сии то в Египте названы Иероглифами Потом мы пошли чрез Долину, и когда взошли на Равнину, то увидели Коней и Колесницы, Коней, различною сбруею украшенных и взнузданных, и Колесницы также разнообразныя, из коих иныя представляли Орлов, некоторыя Китов, другия Оленей с рогами и некоторыя Единорогов, а за ними Возницы и по сторонам кругом Стойла. Когда мы к ним приблизились, то как Кони, так и Колесницы исчезли, а вместо их увидели мы Человеков, попарно прохаживающихся, разговаривающих и разсуждающих. Тогда Ангел сказал мне: виды Коней, Колесниц и Стойлов, издали представлявшиеся, есть видимости разсудительнаго разумения у человеков этого Века; ибо чрез Коня, из соответствия означается разум истины,—чрез Колесницу учение его, а чрез Стойла—наставления. Знаешь ли, сказал Ангел, что в этом Мiре все представляется по Соответствиям? Пройдя сии места по нарочитым крутизнам, наконец мы увидели Город, в который вошедши, и ходя в нем по улицам и площадям, разсматривали Домы мраморные и пред каждым крыльца со ступенями из алебастра, по сторонам же ступеней столбы из ясписа. Тут также увидели мы Храмы из драгоценнаго камня, имеющаго цвет Сапфировый и Лазуревый.—Тогда Ангел сказал мне; Домы у них из камней потому, что чрез Камни означаются истины естественныя, а чрез Камни драгоценные разумеются истины духовныя; ибо у всех живших в Веке серебренном, было разумение из истин духовных, а по сему из естественных,—что самое означается и чрез Серебро.—Осматривая Город, мы увидели в разных местах по два Сотоварища; и как это были мужья с женами, то мы ожидали, чтобы кто-нибудь из них пригласил нас к себе. Коль скоро мы это помыслили, то Двое, при прохождении нашем мимо их, позвали нас к себе в дом. Тогда мы и вошли, и Ангел, вместо меня, начав говорить, открыл им причину нашего прихода в это Небо, то есть, что мы пришли к ним для получения от них наставления о Супружествах у Древних, из коих и они были. На сие отвечали нам так: мы были из Народов, живших в Азии, и служением нашего века было занятие истинами, чрез которыя мы получали разумение; это Служение занимало душу и мысль нашу; Служением же телесных чувств наших были Представления (Repraesentationes) истин в их формах, а знание Соответствий соединяло чувственности телесныя с понятиями мыслей наших и производило у нас разумение. Ангел, услышав это, просил их несколько уведомить нас о Супружествах у них; и тогда сказал Муж. Есть Соответствие между Супружеством Духовным, которое есть соответствие истины с благом, и между Супружеством естественным, которое есть соответствие мужа с одною женою; и поелику мы упражнялись в изучение Соответствий, то видели, что Церковь с ея истинами и благами, ни как не может быть у иных, кроме у тех только. которые живут каждый с одною женою своею в любви истинно Супружественной; ибо Сочетание блага и истины есть Церковь у человека, почему все мы, здесь обитающие, говорим, что Муж есть Истина, а Жена его Благо, и что благо не может любить иной истины, кроме своей,— также и истина не может любить иного блага, кроме своего, а если бы иное, то погибло бы Супружество внутреннее, составляющее Церковь и осталось бы Супружество только внешнее, которому соответствует идолочествование, а не Церковь, и по сему Супружество с одною женою, мы называем Святынею; если же оно было бы у нас со многими, то назвали бы Святотатством. Посте этого, мы будучи введены в Предспальню, увидели там на стенах многия Техническия изображения, и некоторыя из них малыя как бы изваяния из серебра; когда же мы спросили о значение оных, то муж сказал, что таковыя вещи в изображениях и формах своих представляют многия качества, отношения и приятности любви супружественной,—и указывая на них, говорил так: эти представляют единодушие или единство душ; сии соединение мыслей сии согласие сердец, на оныя представляют увеселения оттуда происходящия. Разсматривая далее, мы увидели как бы Радугу на стене, состоящую из трех цветов: Пурпуроваго, Пацинтоваго и Белаго, и притом увидели каким образом цвет пурпуровый переходил чрез Пацинтовый и цвет белый делал синим,—и как этот цвет, проходя чрез пацинтовый, делал отлив пурпуровый, а потом представлял как бы пламенное сияние. Тогда Муж сказал мне: разумеешь ли это?—и когда я просил его, в этом меня наставить, то он отвечал: что Цвет пурпуровый из своего соответствия означает Любовь Супружественную жены, Цвет белый Разумение мужа. Цвет пацинтовый начало любви супружественной в познание мужа от жены, а Цвет синий, соединившийся с белизною, означает Любовь Супружественную тогда в Муже; что этот Цвет чрез гиацинтовый отливался в пурпуровый, и потом из него произошло как бы пламенное сияние,—то сим означается любовь супружественная мужа, отливающая к жене. Таковыя значения представляются на этих стенах тогда, когда мы, разсуждая о Любви супружественной, и о взаимном, постепенном, современном и совместном ея соединены, со вниманием разсматриваем изображенныя там радуги. Когда же я сказал, что сии значения более таинственныя, нежели теперь, ибо представляют тайны любви супружественной одного мужа с одною женою; то он отвечал, что точно так, но для нас такия изображения здесь не составляют тайн, и потому не могут называться таинственными значениями. При этих словах, явилась издали Колесница, ведомая двумя белыми иноходцами (mannis), которую увидев Ангел, сказал мне, что эта Колесница есть знак того, чтобы мы отсюда отошли. —Когда мы сходили вниз по ступеням, то хозяин дал нам Гроздь виноградный с белыми ягодами, приставили к листьям, которыя тогда же сделались серебренными, и мы взяли их с собою, в знак того, что с Народом Века Серебренаго виделись и беседовали.
77. ТРЕТЬЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. На другой день опять пришел ко мне Ангел вождь и спутник мой, и сказал: приуготовь себя, и пойдем к Небожителям в Западе, которые из живших в Возрасти третьем, или в Веке медном. Жилища их находятся от Полудня чрез Запад к Северу, но не в Севере. Приуготовляясь, я пошел с ним, и мы вошли в Небо этих жителей со стороны полуденной, где была знаменитая Роща, из Пальм и лавров состоящая; перешедши ее при самой смежности Запада, мы увидели Гигантов ростом вдвое выше обыкновенная человека. Они нас спросили; кто вас впустил чрез рощу? Когда же Ангел уведомил их, что Бог Неба,— то отвечали нам так: мы Стражи, приставленные к Небу Древнему Западному, и по сему объявляем вам, немедленно проходите. Пройдя мы увидели с высокой башни Гору, простиравшуюся даже до облаков, а между нами и тою Горою были селения за селениями, отделяющаяся одно от другаго садами, лесочками и полями. Перейдя сии селения даже до Горы и на оную взошедши, увидели, вместо Вершины той горы Равнину и на ней Город протяженный и обширный, в котором все дома были из бревен сосновых, покрытые тесницами. Когда я спросил у Ангела, для чего домы у них деревянные, то он отвечал: потому, что чрез Бревно означается Благо естественное, и в этом Благе были человеки Возраста третьяго, или Века меднаго на земли; а поелику чрез Медь также означается Благо естественное, то по сему и Век, в котором они жили, назвали древние Медным. Здесь также находятся Здания священныя, из Бревен масличных сооруженния, и посреди их Святилище, где в ковчеге лежит Слово, данное жителям Азии прежде Слова Израильскаго, коего Книги Историческия именуются БРАНЯМИ ИЕГОВЫ (Bella Iehova), Пророческими же Изречениями (Enuntiata), так наименовал их Моисей Числ. XXI: ст. 14, 15, и ст. 27 — 30. Сие ныне в Царствах Азии потеряно, а сохранено только в великой Татарии. Потом Ангел повел меня к одному Зданию, в которое войдя, мы увидели посреди его Святилище все в елейнием свете; и тогда Ангел сказал: Свет сей производит Древнее Слово, бывшее в Азии; ибо всякая Божественная Истина в Небесах издает от себя свет. Выходя из этого Здания, мы услышали, что о нас так, как о двух странниках, дано знать в Городе, и что приказано спросить, откуда мы, и для чего пришли к ним; почему и прибежал тогда же из Судилища (Curia) телохранитель и позвал нас в оное. Когда там спросили у нас, откуда мы, и для чего пришли к ним, — то мы отвечали так: мы прошли чрез Рощу пальмовую, также чрез Жилища Гигантов, которые стражи Неба,—потом чрез Страну селений, из чего и можете заключить, что не от себя, но от Бога Неба сюда пришли; причина же, по которой мы пришли, состоит в том, чтобы получить наставление о ваших Супружествах. Единобрачныя ли (Monogamica) или Многобрачныя (Polygamia) оне. На это нам отвечали, вопрошая, что значит Многобрачныя? не суть ли оне блудныя? Почему Судебное это Сословие, тогда же отрядило одного Разумеющаго, который бы в доме своем, нас об этом предмете наставил. Он в Доме своем, присовокупив к себе Жену, сказал так: Первобытные или Древнейшие, которые в любви истинно Супружественной, и из нее более прочих в Силе и Могущества этой любви были в Мiре, и ныне в Небе своем, которое на Востоке, блаженствуют,—оставили нам Заповеди о Супружествах, и до ныне у нас хранящияся; мы же потомки их, и они, будучи Отцы нам, как детям дали Правила жизни, между которыми о Супружествах есть следующее: «Дети, ежели хотите любить Бога и ближняго, ежели хотите быть премудрыми и благополучными навсегда, то советуем вам жить единобрачными; если же от сей Заповеди отступите, то убежит от вас всякая Небесная любовь, а с нею и внутренняя Премудрость, и вы изгнаны будете». Этой Заповеди Отцов наших мы повинулись как дети, и познали истину ея, состоящую в том, что сколько кто любит единую супругу, столько бывает небесным и внутренним, и сколько кто не любит единой супруги, столько бывает естественным и внешним,—и этот не любит уже никого, кроме себя и изображения мысли своей; следовательно, он есть несмысленный и безумный. Отсюдато все мы в этом Небе Единобрачные; и поелику таковы есть, то по сему все пределы нашего Неба, от Многобрачных, Прелюбодеев и Блудников охранены, Если приходят к нам Многобрачные, то немедленно низвергаются в Тьмы севера; ежели Прелюбодеи, то низвергаются в Печи запада, а если Блудники, то низвергаются в в пустыя дебри полуденныя. Услышав это, я спросил, что разумеется чрез тьмы севера, чрез печи западныя и чрез дебри пустыя полуденныя? отвечал мне, что Тьмы севера есть тупости мыслей и неведение истин; что Печи западныя составляют любви зла, и что Дебри пустыя полуденныя есть олжетворения истины; сии-то есть блудодеяния духовныя Потом он сказал: следуйте за мною к нашему Сокровищехранителю; и когда мы пришли туда, то он показал нам Писания Древнейших, из которых мы увидели, что Писания их были прежде на Досках деревянных и каменных, и потом на пнях выглаженных; а как во Втором веке излагали свои Писания на Пергаменте, то он привел нас и к Пергаменту, на котором были Прежнии (Primaevorum) Правила, списанныя с каменных досок, между коими и заповеди о Супружествах. Ангел, увидев сии и прочия самыя Древнейшия Достопамятности, сказал: время уже нам отойти. Тогда Хозяин отлучился в Сад, и сняв с масличнаго Дерева несколько ветвей, и связав их в пучек, подарил нам, сказав: сии ветви из Дерева здешняго или собственнаго в нашем Небе, котораго сок пахнет бальзамом. Мы взяли с собою этот пучек, и по пути близ Востока, где не было уже Стражи, сошли; и вдруг ветви те обратились в Медь чистую, концы же их в золото, в знак того, что мы были у Народа Третьяго Возраста, или века, именуемаго Медным.
78. ЧЕТВЕРТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Чрез два дня, Ангел опять разговаривая со мною, сказал: окончим Период Возрастов; остается теперь Возраст или Век последний, именуемый Железным. Народ этого Века обитает в Севере, со стороны Западной, простираясь внутрь или в широту; все тамошние из древних жителей Азии, у которых было Слово Древнее и из онаго состояло у них Богочествовавание,— следовательно до пришествиия Господа нашего в Мiр. Об этом известно в Писании Древних, вовремена которых, они так названы; те же самые Веки разумеются чрез Статую, Навуходоносором виденную, коей Голова была из Золота, Персты и Мышцы из Серебра, Чрево и Стегна из Меди, Голени из Железа, а Ноги из Железа и частию Глины, Даниил: II: 32 и 33. Это сказал мне Ангел на пути, который и показался нам кратким и скорым при занятии разговорами нашими о разных предметах, встречавшихся мыслям нашим, когда проходили мы чрез разныя селения; ибо пространства и оттуда разстояния в Мiре Духовном есть только видимости по состоянию мыслей.—Когда мы находились уже в Лесу, из буковых, ильмовых и дубовых дерев состоящем, — то обозревая разные предметы, увидели по левую сторону Медведей, а по правую Леопардов. При удивлении моем этом, Ангел сказал: сии не медведи, ни леопарды, но человеки, стерегущии этих Жителей Севера: они обоняют ноздрями сферы жизненныя проходящих и нападают на всех Духовных, так как сами Жители Естественные. Те, которые читают только Слово, и никакого учения оттуда для жизни не почерпают, представляются издали как Медведи; утверждающей же оттуда лжи представляются Леопардами. Но они, Увидев нас, отвратились от нас, и мы прошли. — За Лесом появились Черновики, а потом Поля злачныя, разделенныя на уделы, окруженныя буком; за ними земля простиралась косогором к Долине, на которой были многие города, один подле другого, пройдя некоторые из них, мы вошли в один великой город, в котором, как улицы, так и домы были расположены неправильно; последние были построены из кирпичей с перекладинами покрытыя корою. На площадях были Капища из сеченнаго камня иззестко ваго: войдя в одно из них чрез три ступени, мы увидели вокруг стен Идолов в различных формах, и толпу молящихся им на коленях; по средине находились Хоры, из которых видбн был с головы Бог — за щитник этого города. При выходи оттуда, Ангел сказал мне, что Идоль оные у Древних, живших в Век серебреном, о которых вышеупомянуто были изображениями, служащими для представления духовных Истин и нравственных добродетелей; но когда знаше соответствий в памяти потеряно и погибло, то еж изображения сделались сперва предметами чествования, а потом им поклонялись как Божествам, из чего и произошло Идолочествоваше. Когда мы были вне Капища и разсматривали жителей и их одеяния, то увидели, что лица у них как бы стальныя, цвета синеватаго, и одеты как комедианты, с полотенцами около бедер, висящими изпод исподней одежды, стянутой на груди; на головах их были шапки, подобно как у гребцов кудрявыя. Но сказал Ангел: довольно этого; поищем наставление о Супружествах Народов этого Века. Тогда мы вошли в дом одного Вельможи, у котораго на голове была шапка башнями. Он принял нас изрядно, и сказал: войдите и побеседуем; почему мы вошли в Преддверие и там сели. Когда я спросил его о Супружествах этого города и страны, то он отвечал; мы не живем с одною женою, но некоторые с двумя и тремя, а некоторые со многими, потому, что перемена или различие, повиновение и честь, так как приличныя Величеству, нас увеселяют; это мы имеем от жён, когда их много,—с одною же не было бы той приятности, которую мы ощущаем от различия, но скука от тождества (единообразия); ниже ласки из повиновения, но несносность от равенства; ниже счастливаго состояния от господствования или чести, но досада и спор о старшинстве; да и что значит женщина? не для того ли она раждается, чтобы покоряться воле мужа, и чтобы раболепствовать, а не господствовать? По этой причине каждый Муж в дом своем здесь имеет власть подобную власти Царскаго величества; и такое состояние, будучи из нашей любви, есть также блаженство жизни нашей. Но спросил я его: где тогда любовь супружественная, которая из двух душ составляет одну, сочетавает мысли и делает блаженным человека? —таковая Любовь не может разделяться; если же разделяется, то последует тогда таковой жар, который перестает кипеть и проходит? На это он отвечал: не разумею, что говоришь, что же иное делает блаженным человека, как не ревность жён за честь и первенство своего? Сказав это, мужъ тот вошёл в женскую комнату и отворил двое дверей; исходящая оттуда похотливость произвела такой смрад как от болота, по причине той, что это происходили из Любви многобрачной или многоженной, которая есть и брачная и вместе с тем блудная; почему я, вставь, затворил двери. Потом я сказал: как вы можете на этой земле пребывать, когда у вас нет никакой любви истинно супружественной, и притом покланяетесь идолам? На это он отвечал: относительно любви брачной или сожительственной (connubialem), мы ревнуем за жён наших так сильно, что не допускаем даже, чтобы кто--либо вошел внутрь домов наших, кроме только в преддверие,—и так как у нас есть ревность, то по этому есть и любовь; что же касается до Идолов, то мы хотя им и поклоняемся, но не монием мыслить о Боге Вселенной иначе, как через виды, поставленные пред глазами нашими; ибо не монием возвести наших мыслей выше чувственности телесных, и о Бог выше вещей видимых телесными глазами. Тогда я опять спросил его: не разнообразные ли Идолы ваши?... как они могут впечатлять видение единаго Бога? На это он отвечал, что то для них служит таинственностью, и что тут скрывается некоторое Богочествование во всякой форме. Такия речи побудили меня сказать ему. вы совершенно чувственные—телесные; нет у вас ни любви Бога, ни любви супружественной, заимствующей нечто из духовности; ибо сии только любви совокупно образуют человека, и из чувственнаго делают его небесным. Когда я это сказал, то явилась чрез ворота как молния; и когда я спросил, что это значит, то он уведомил меня, что такая молния есть знак, что имеет прйти к нам Древний от Востока, который нас учит о Боге, что Он есть Един, Единственный, Всемогущий, Который есть Первый и Последний; он также увещевает нас, чтобы мы не почитали Идолов, но только взирали бы на них как на изображения, которыя представляют добродетели, происходящая от Единаго Бога, и совокупно составляют Его чествование; сей Древний есть Ангел наш, котораго мы почитаем и коему повинуемся,—приходить же он к нам и возстановляет нас, когда впадаем в темное Богочествование из фантазии о кумирах.—Выслушав это, мы вышли из того дома и потом из города,—и на пути, из виденнаго на Небесах заключили о Круге и о Поступлении Любви Супружественной: о Круге ея, что она перешла от Востока в Полдень, отсюда в Запад, и оттуда в Север; о Поступлении ея, что она умалялась, по Обращению своему тоесть в Восток была небесною, в Полдни духовною, в Запад естественною, а в Север чувственною; также, что умалялась она в такой её степени, как любовь к Богу и чествование Его. Из чего и следует заключить, что эта любовь в Первом веке была как Золото, во Втором к Серебро в Третьем как Медь, а в Четвертом как Железо, и что наконец ея не стало.—Тогда Ангел, вождь и спутник мой, сказал: однакож я питаюсь надеждою, что эта Любовь от Бога Небес, который есть Господь, воскрениена будет, поелику может быть воскрениенною.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 661;