Визначення еквівалентних передаточних функцій 21 страница
301. V. ЧТО СОГЛАСИЕ ИЛИ СГОВОР ЧРЕЗ ОБЫКНОВЕННОЕ ОБ-РУЧЕНИЕ ДОЛЖНО УКРЕПИТЬ И УТВЕРДИТЬ. Причины обручения следующия: 1-я, чтобы после обручения души обоих наклонны были одна к другой взаимно. 2-я, чтобы любовь всеобщая к полу простиралась к одному или к одной только из пола. 3-я, чтобы побуждения внутренния взаимно были познаваемы, и чрез приспособления во внутреннем веселье любви соединялись. 4-я, чтобы обоих духи или мысли входили в супружество, и более и более сдружались. 5-я, чтобы так любовь супружественная, от первой своей теплоты, порядочно (rite) проходила даже до пламени брачнаго; следовательно: 6-я, чтобы любовь супружественная, от духовнаго своего начала, надлежащим порядком происходила и возрастала.—Состояние обручения уподобить можно состоянию весны прежде лета, а внутренняя приятности того состояния— расцвететям дерев прежде плодов.—Поелику начинания и поступления любви супружественной происходят в порядке для втечения их в действительную любовь, которая начинается от браков, то по этому и в небесах бывают обручения (desponsationes).
302. VI. ЧТО ЧРЕЗ ОБРУЧЕНИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ ОБА К ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Что одного мысль или дух, чрез обручение приуготовляется к соединению с мыслями или духом другого, или (что то же есть), любовь одного с любовью другаго,—это явствует из доказательств, в предыдущем члене означенных. Сверх этого, помнить должно то, что в любовь истинно супружественную впечатлён порядок, по которому она восходит и нисходит: восходит от первой своей теплоты постепенно вверх к душам, стремясь к соединениям там, чрез открытия мыслей, и что соединенныя там бывают непрестанно внутреннейшими. Нет любви, которая осторожнее начинала бы такия открытия, или которая бы внутренния начала мыслей открывала сильнее и способнее, нежели любовь супружественная; ибо души обоих к тому стремятся,—и в те же самые моменты, в которые любовь эта восходит к душам, нисходит и к телу, и чрез то себя облекает.— При этом надобно знать, что любовь супружественная в нисхождении своём есть такая, какою была на высоте, к которой восходит: когда она находится на высоте, то оттуда нисходит чистою; если же она не на высоте, то нисходит нечистою. Причина этому та, что нижния начала мысли нечисты, а высшия чисты, ибо нижния начала мысли присоединяются к телу, вышния же от них отделяются. Но более об этом можно видеть ниже в п. 305. — Из этих немногих разсуждений явствовать может, что мысль обоих чрез обручение приуготовляется к любви супружественной, хотя и разнообразно, по побуждениям.
303. VII. ЧТО ЧРЕЗ ОБРУЧЕНИЕ МЫСЛЬ ОДНОГО СОЕДИНЯЕТСЯ С МЫСЛЬЮ ДРУГОГО, ДАБЫ БЫЛО СОПРЯЖЕНИЕ ДУХА ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ БЫВАЕТ СОПРЯЖЕНИЕ ТЕЛА: Это, как последствие из вышесказаннаго в п.п. 301 и 302, оставляется без дальнейших доказательств из разсудка.
304. VIII. ЧТО ТАК БЫВАЕТ У ТЕХ, КОИ МЫСЛЯТ О СУПРУЖЕСТВАХ ЧИСТО, ИНАЧЕ ЖЕ У ТЕХ, КОИ МЫСЛЯТ ОБ ОНЫХ НЕЧИСТО. У чистых, кои мыслят о Супружествах из Религии, предшествует сопряжение духа, а потом уже следует сопряжение тела; это те, у которых любовь восходит к душе, и из высоты оттуда нисходит, как сказано выше в п. 302. Этих души отделяют себя от неограниченной любви пола и посвящают себя единственно друг другу, взирая на всегдашнее и вечное свое соединение и на растущая его блаженства, как на подкрепления надежды, непрестанно успокаивающей мысли их.—Но совсем иначе у нечистых, кои мыслят о супружествах не из религии и не из святости оных: у этих есть только сопряжение тела, а нет никакого сопряжения духа. Хотя же у них и кажется иногда какое-либо сопряжение духа в продолжении состояния обручения, и даже хотя это восходит чрез возвышение помышлении об оном; но при всём том падает назад к похотям, которыя исходят из плоти в воле его, итак из нечистых там начал с торопливостью стремится в тело, и оскверняет последнее начало любви его прелестным жаром, из котораго как в начале горит, так потом вдруг угасает и изменяется в холод зимний; от чего немедленно происходит и недостаток. У таких состояние обручения едва ли служит к чему-либо другому, кроме того, чтобы вожделения свои наполнять похотливостями, и из оных осквернять супружественное начало любви.
305. IX. ЧТО В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ ОБРУЧЕНИЯ НЕ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ТЕЛЕСНО СОЕДИНЯТЬСЯ, потому, что так погиб бы порядок, впечатлённый в любви супружественной. В Мыслях человеческих находится три вместилища, из которых вышнее называется небесным, среднее духовным, а нижнее естественными. В нижнем этом рождается человек; в вышнее же, называемое духовным, восходит чрез жизнь по истинам религии, а в самое вышнее восходит чрез сочетание любви и премудрости. В нижнем вместилище, называемом естественным обитают все вожделения зла и похоти; в вышнем же, именуемым духовным, нет никаких вожделений зла и похотей, ибо в это вместилище человек вводится от Господа тогда, когда перераждается; а в самом вышнем вместилище, называемом небесным есть чистота супружественная в своей любви: в это вместилище человек возвышается чрез любовь служений; и как из супружеств происходят Служения превосходнейшия, то по этому и чрез любовь истинно супружественную.—Из этого вкратце можно видеть, что любовь супружественная, от начатка своей теплоты из нижняго вместилища или обиталища, должна быть возвышаема в обиталище вышнее, дабы быть чистою, и чтобы таким способом из чистаго нисходить чрез обиталище или вместилище среднее и нижнее в тело. Это когда бывает, то чрез нисхождение любви от чистаго, очищается и нижнее вместилище от своих нечистых начал; от чего и последнее той любви бывает чистым. Итак, если постепенный порядок супружественной любви будет нарушен соединением телесным, прежде своего времени, то следует, что человек действует из обиталища нижняго, которое от рождения есть нечистое. Что от этого начинается и происходит холод для супружества, и презрение с омерзением для супруги, о том известно. Но при всём том бывает различныя опасности случаев, как от соединений преждевременных, так и от излишняго продолжения, равно и от излишней поспешности во времени обручения; однакож оныя по причине множества и различий, трудно могут быть производимы.
306. X. ЧТО ПО ОКОНЧАНИИ ВРЕМЕНИ ОБРУЧЕНИЯ, ДОЛЖЕН БЫТЬ БРАК. Бывают Празднования (Solemnia) только обрядныя, и бывают Празднования существенныя (Essentialia); к этим принадлежат Браки. Что Браки принадлежат к Праздованиям существенным, которыя торжественно должны быть открыты, и по обычаю празднованы, это доказывают следующия причины: 1-я, что Брак составляет конец перваго состояния, посвященнаго чрез обручение, которое было главным состоянием духа, и началом состояния последняго, посвященнаго чрез супружество, которое есть вместе состояние же духа и тела, ибо тогда дух входит в тело и там действует. По этой причине, в день брака слагают состояние и имя жениха и невесты, и облекаются в состояние и имя супругов и в общение ложа. 2-я, что Брак есть введение и вход в новое состояние, заключающееся в том, что девица бывает женою, а юноша мужем, и оба одною плотью, когда любовь чрез последния начала их соединяет. Что супружество действительно переменяет девицу в жену, а юношу в мужа, также, что супружество совокупляет двух в одну человеческую форму, дабы не были более двое, но одна плоть,—об этом уже прежде доказано. 3-я, что Брак есть вступление к полному отлучению любви пола от любви супружественной, когда чрез полное соединение бывает тесное прилепление любви одного к любви другого. 4-я, кажется, будто Браки делают только промежуток между двумя теми состояниями, и по этому будто бы они только обрядныя или обряды, которые могут быть и оставлены, однако же, при всём том есть в них и та существенность, что в упомянутое новое состояние должно тогда войти по союзу или договору, и такое согласие объявить в присутствие свидетелей и чрез священника освятить с тем, чтобы этим утвердить свое состояние.— Как такия существенности находятся в Браках, и как не прежде, чем после их бывает законное супружество; то по этому и в Небесах празднуются Браки (Nuptiae), о чем можно видеть выше в п. п. 21 и 27 до 41-го.
307. XI. ЧТО ПРЕЖДЕ ПРАЗДНОВАНИЯ БРАКА, СОЮЗ БРАЧНЫЙ ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОЛЖНО В ПРИСУТСТВИИ СВИДЕТЕЛЕЙ. Причина этому та, чтобы познать установления и законы, и их вспоминать после брака; также, чтобы было обязательство, обезпечивающее мысли к истинному супружеству: ибо, после некоторых начатков супружества, попеременно возвращается состояние, предшествующее обручению, в котором исчезает воспоминание и приходит забвение договора или союза заключённаго, и даже бывает такое забвение из прельщений от нечистых к нечистым; если же тогда приводится на память, то подвергается поношению. Но для отвращения этих преступлений, само Общество взяло на себя попечение защищать тот союз или договор и установило наказания нарушителям онаго. Словом, договор преждебрачный открывает постановления любви истинно супружественной, утверждает их, и своевольных обязывает к повиновению тем постановлениям. Чрез этот договор также бывает законное право размножать детей, а детям право наследовать имения родителей.
308. XII. ЧТО СУПРУЖЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ОСВЯЩЕНО СВЯЩЕННИКОМ. Причина этому та, что супружества, в себе разсматриваемыя, есть духовныя и по тому святыя: ибо нисходят из небеснаго сочетания блага и истины, и притом супружественныя сочетания соответствуют Божественному Сочетанию Господа и Церкви, а по этому они и происходят от Самаго Господа, и по состоянию Церкви бывают у вступающих в супружество. Итак потому, что Церковный Чин на земле отправляет такое служение, которое касается до Священства у Господа, то-есть, до Его Любви и также Благословения; то по этому и следует, чтобы от Служителей Его освящались супружества. А как Священники тогда бывают и Главами Свидетелей,—то они должны быть и для того, чтобы и согласие договора или союза также они слышали, принимали, утверждали, и так укрепляли.
309. XIII. ЧТО БРАКИ ДОЛЖНО ПРАЗДНОВАТЬ С ВЕСЕЛИЕМ.-Причины этому те, что любовь преждебрачная, которая бывает жениха и невесты, тогда нисходить в их сердца, и чрез распространение ея оттуда во всем теле, ощущаются увеселения супружества; из каковых увеселений мысли их побуждаются к празднованиям и, сколько можно и прилично, веселятся. Чтобы доставить полное удовольствие им, то следует таким приятностям или увеселениям мыслей их быть открытыми в обществе,—итак самих себя вводить в радости любви супружественной.
310. XIV. ЧТО ПОСЛЕ БРАКА, СОПРЯЖЕНИЕ ДУХА БЫВАЕТ СОПРЯЖЕНИЕМ И ТЕЛА, ИТАК ПОЛНЫМ. Все бываемое в теле от человека, втекает из духа его: ибо известно, что уста не говорят сами собою, но помышление мысли говорит чрез них; также, что руки неделают и ноги не ходят сами собою, но управляются волею мысли; следовательно, мысль говорит чрез свой орган и делает чрез свои органы в теле. Откуда и явствует, что какова есть мысль, таковы и речи устныя, и таковы дела тела. Из этого, как заключение, следует, что мысль, чрез непрерывное втечение, устраивает тело к сообразным и современным деятельностям с собою; почему тела человеков, внутренне разсматриваемыя, не иное что есть как форма мыслей, внешно устроенная к исполнению мановений души. Это сказано прежде для того, чтобы познать откуда происходит то, что мысли или духи сперва должны быть между собою соединены так, как супружеством, прежде, нежели соединятся и телом, то-есть, чтобы супружества, когда бывают сопряжениями тела, были сопряжениями и духа;—следовательно, чтобы супруги один другого взаимно любили по духу, а оттуда и по телу. Из этого теперь разсмотрим супружество: Когда любовь супружественная соединяет мысли двух и образует их в супружество, тогда соединяет и образует вместе и тела их к супружеству; ибо, как сказано, форма мысли есть внутренне форма и тела, с тою только разностью, что эта внешно устроена к исполнению того, к чему мысль определяет внутренннию форму тела. Мысль, будучи образована из любви супружественной, не только есть внутренно во всём теле, кругом, везде, но кроме этого и внутрь в органах, рождению посвященных, которые в своём вместилище расположены ниже прочих вместилищ телесных; в этих ограничиваются формы мысли у тех, кои соединяются любовью супружественною, следовательно туда определяются побуждения и помышления их мыслей. В этом различествуют деятельности (activitates) мыслей из иных любвей, кои туда проходят. Заключение же из этого выходит такое, что какова есть любовь супружественная в мыслях или в духах у двух, такова она есть внутренно в тех своих органах. Что супружество или сопряжение духа, после брака бывает сопряжением и тела, и так полным, это само по себе явствует; следовательно, ежели супружество в духе есть чистое, и заимствуется из святости его, то подобным же бывает и тогда, когда оно с своею полнотою есть в теле; напротив же, когда супружество в духе бывает нечистым.
311. XV. ЧТО ТАКОЙ ЕСТЬ ПОРЯДОК ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, С СВОИМИ СПОСОБАМИ ОТ ПЕРВОЙ ЕЯ ТЕПЛОТЫ ДО ПЕРВАГО ЕЯ ПЛАМЕНИ.—Говорится: от первой ея теплоты до перваго ея пламени, потому, что теплота жизненная есть любовь; супружеская же теплота или любовь постепенно возрастает, и наконец как бы делается пламенем. Говорится: до перваго своего пламени потому, что здесь разумеется первое состояние после брака, когда эта любовь горит; но каковая любовь бывает после этого пламени в самом супружестве, о том описано в предыдущих Разсуждениях; в этой же части изъяснён порядок любви супружественной от перваго затвора до первой ея цели.—Что всякой порядок происходит от первых начал до последних, и что последния начала бывают первыми следующаго потом некотораго порядка; также, что все начала средняго порядка составляют последняя начала перваго, и первыя последняго, и что так концы, чрез причины и действия непрерывно происходят, это из познания и видений в Мiре довольно можно доказать и объяснить пред разсудком; но как здесь разсуждается единственно о том порядке, в котором любовь проходит от перваго своего пристанища до своей цели, то по этому и оставляется прочее, а говорится только о том, какой есть порядок этой любви от первой ея теплоты до перваго ея пламени, таким по большей части есть и пребывает потом и в своём поступлении. В этом распространяется такая теплота, какая была в себе сперва; и если она чистая, то чистота ея укрепляется в прохождениях, а если нечистая, то нечистота ея умножается проходя, пока даже лишится всякой чистоты, в которой, со времени обручения была наружно, а не внутренно.
312. XVI. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, БЕЗ ПОРЯДКА И ЕГО СПОСОБОВ УСТРЕМИВШИСЬ, СОЖГЛА БЫ МОЗГИ В КОСТЯХ И САМА ПОГИБЛА БЫ.—Некоторые в Небе так говорят, и чрез мозги костяные разумеют внутренния начала мысли и тела. Что эти от устремившейся любви супружественной сожглись бы, то-есть, погибли бы, то потому, что эта любовь тогда начинается от пламени, которое пожигает и повреждает те входы, в коих, как в началах своих любовь супружественная должна обитать и из коих должна начинаться. Это бывает тогда, когда мужчина и женщина без порядка стремятся к супружеству, не обращаясь к Господу, не советуясь с разсудком, отвергая обручение, и повинуясь только плоти. Если любовь начинается от такого жара, то она бывает внешнею, а не внутреннею,— следовательно не супружественною; её можно называть корковою (crustaceus amor), а не сердцевинною (nucleatus), или плотскою, чахлою и сухою, потому что лишена подлинной своей сущности. Более об этом можно видеть выше в п. 305.
313. XVII. ЧТО СОСТОЯНИЯ МЫСЛЕЙ У ОБОИХ, В ПОСТЕПЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРОИСХОДЯЩИЯ, ВТЕКАЮТ В СОСТОЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА; НО ИНАЧЕ У ДУХОВНЫХ И ИНАЧЕ У ЕСТЕСТВЕННЫХ.—Что Состояние последнее есть таковое, каков постепенный порядок, из котораго оно образуется и существует, о том находится правило, которое по своей истине должно быть признано в Учёном круге; ибо из этого правила открывается, что значит втечение и что оно производит. Чрез втечение разумеется все то, что предшествует и составляет следующее, и чрез следующия последнее по порядку, так как всё предыдущее у человека и составляющее его премудрость,—или все предыдущее у Политика и составляющее его благоразумие,—или все предыдущее у Богослова и составляющее его учение, также все происходящее от отрочества и составляющее мужа,—и происходящее от семени и леторасли и составляющее дерево, и потом от цвета и производящее цвет. Подобно этому, всякое предыдущее и происходящее (praecedens et procedens) у жениха и невесты, и составляющее их супружество,—Так разумеется втечение.—Что все те предъидущия в мыслях образуют порядки (series), и что порядки совокупляются один близ другого, и один после другого, и что они вместе составляют последнее,—о том до ныне в Мiре еще неизвестно; но так как это есть истина из Неба, то здесь и приводится. Чрез эту истину открывается о действии втечения и о том, какое есть последнее, в котором вышеупомянутые порядки, постепенно образованные, находятся вместе. Из этого видеть можно, что Состояние мыслей у обоих, в по-степенном порядке происходящия, втекают в Состояние супружества; но супруги после супружества пребывают в совершенном неведении о постепенностях, которыя в мысли их из предыдущих втечении находятся впечатленными; и становится напрасным всё то, что составляет форму любви супружественной и делает Состояние мыслей у супругов, коим они между собою руководствуются.—Что иное есть Состояние, из другого порядка образуется у Духовных, нежели у Естественных, то потому, что Духовные производят всё порядком правильным, а Естественные неправильными Духовные взирают к Господу, и Господь провидит и ведёт порядок: Естественные же смотрят или обращают всё внимание на себя, итак поступают порядком превратным, почему и состояние супружества их внутрь наполнено нечистыми началами; и сколько нечистых начал, столько холодов, а сколько этих, столько заграждений жизни внутренних, коими заграждается жила или начало, и изсыхает источник.
314. XVIII. ЧТО НАХОДИТСЯ ПОРЯДОК ПОСТЕПЕННЫЙ И ПОРЯДОК СОВМЕСТНЫЙ, И ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ЕСТЬ ИЗ ПЕРВАГО И ПО ОНОМУ.— Это приводится как утвердительная причина предыдущаго. Что находится постепенное или поступаемое (successivum), также и совместное (simultaneum), об этом известно; но что порядок совместный есть из постепеннаго и по постепенному, о том неизвестно. Каким же способом поступаемыя вмещают себя в совместныя, и какой порядок там образуют,—это весьма трудно представить понятии, потому, что учёные не приобрели еще никакой удобной для этаго идеи. Но как об этой тайне первая идея неможет быть объяснена коротко, а пространное объяснение здесь отвлекло бы мысли от яснаго понятия о Любви супружественной; то по этому к объяснению довольно могут служить и те истины, которыя о двух сказанных порядках постепенном и совместному и о втечении перваго в последний, кратко приведены в УЧЕНИИ НОВАГО ИЕРУСАЛИМА О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, где содержится и следующее: «В Небе и в Мiре находится Порядок постепенный и Порядок совместный: в Порядке постепенном следует одно за другим от самых вышних даже до самых нижних; в Порядке же совместном есть одно близ другаго от самых внутренних даже до самых внешних. Порядок постепенный есть как Столб со ступенями от верха до низу; Порядок же совместный есть как тело, тесно соединяющееся от средоточий до поверхности. Порядок постепенный бывает в последнем совместным таким способом: верхнее в порядке постепенном бывает внутренним в порядке совместном, а нижнее в порядке постепенном бывает внешним в порядке совместном; подобно как Столб со ступенями опускающейся, бывает телом, тесно соединяющимся в плоскости. Так образуется совместное постепенными,—и это происходит во всём и в каждом Мiра духовнаго, также во всём и в каждом Мiра естественнаго. Смотри там п.п. 38 и 65.—Премного об этом изъяснено в ПРЕМУДРОСТИ АНГЕЛЬСКОЙ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ И БОЖЕСТЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ п.п. 205—229— Подобное происходит в Порядке постепенном до супружества или сочетания, и в Порядке совместном—в супружестве, то есть, что этот последний есть из перваго и по оному. Кто знает втечение порядка постепеннаго в совместный, тот может понимать причину, что Ангелы могут видеть на руке все его мысли, помышления и намерения; также, что Жёны из рук мужей на своих грудях чувствуют их побуждения, о чем несколько упомянуто в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ. Причина этому та, что Руки составляют последния начала человека, в которых оканчивается разсуждаемое и заключаемое мыслию его, и там составляет совместное; почему и в Слове говорится: написанное руками.
315. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: Некогда я увидел неподалеку Метеор или воздушное явление, представляемое Облаком, разделённым на облачка. Некоторыя из этих облачков казались синими, а некоторыя тёмными, и при том они как бы сражались между собою; лучи сквозь их светили полосами, а концы тех лучей представляли остреё шпаги, и потом тупостно уподоблялись переломленным мечам; полосы же те выбегали навстречу, то возвращаясь назад, скрывались, точно как бойцы. Так разноцветныя те облачка представлялись как бы сражающимися, но играли. Как этот Метеор был недалеко от меня, то я, возведя очи, и устремив остроту зрения, увидел отроков, юношей и старцов, входящих в Дом, сооруженный из мрамора и основанный на порфире. Над этим Домом и было то явление. Тогда, разговаривая с одним из входящих туда, я спросил у него, что такое там? Он отвечал, что Дом этот есть Гимназия, где юноши вступают в разныя ученыя премудрости. Услышав это, я вошел с ними, будучи в духе, то есть в подобном же состоянии, как и человеки Мiра Духовнаго, которые называются духами и Ангелами. В этой Гимназии увидел я спереди Кафедру, по средине скамьи, по сторонам кругом креслы, а над входом Оркестр. Кафедра была для юношей, которые на предложенную в тот раз Проблему отвечали, скамьи для слушателей, —креслы по сторонам для тех, которые прежде премудро отвечали, а Оркестр для Старейшин, которые были медиаторы и судьи. По средине Оркестра находилось возвышение, где сидит муж премудрый, котораго называли Главным Учителем, предлагающий проблемы или задачи, на кои юноши из Кафедры отвечали. Когда все собрались, то этот муж, встав с возвышеннаго места, сказал: отвечайте теперь, прошу, на эту Проблему, и решите её, если можете: «ЧТО ТАКОЕ ДУША И КАКОВАЯ ОНА?» Услышав это, все изумились и шептали; некоторые же из сидящих на скамьях кричали: кто из человеков, начав даже от века Сатурнова до наших времен, мог каким-либо помышлением разсудка видеть и постигнуть, что такое душа, и ещё менее каковая она?, не есть-ли это выше всякой сферы разума? Однако же сказали из Оркестра, что это не есть выше Разума, но в нём и пред ним; отвечайте только. Тогда избранные в тот день Юноши, встав с мест своих, и взойдя на Кафедру, отвечали на предложенную Проблему. Находилось таковых пятеро, которые Старейшинами будучи испытаны и найдены с довольною остротою ума, сидели тогда на креслах по сторонам Кафедры; они после по порядку, как сидели, взошли, и каждый, когда восходил, надевал одежду исподннию из парчи опаловаго цвета, а верхннию, называемую тагою—из мягкой шерсти, распещренную цветами, на голову возлагали шапку, на коей был розет, составленный из сапфиров. Так одетаго я видел Перваго, который взойдя на Кафедру, сказал: «Что такое Душа и каковая она, это со дня Сотворения не открыто никому, ибо есть тайна в сокровище Единаго Бога; но открыто только то, что Душа в человеке обитает как Царица. Где же ея дворец, ученые Пророки догадывались только: иные полагали в малой выпуклине между Мозгом и Мозжечком, называющейся душевною железою в мозгу; в ней утвердили престол Души, по той причине, что целый человек управляется двумя теми Мозгами, которыми располагает эта выпуклина (tuberculum), а что располагает мозгом по произволении, то располагает и целым человеком от головы до пяты. При том сказал, что это многим в Мiре казалось истиною или правдоподобием, но по прошествии того вида, оставлено как вымысел. Сказав это, он сошёл с Кафедры и сложил тогу, исподннию одежду и шапку, которыя надевши, Второй из избранных взошел на Кафедру, и о Душе говорил так: Во всём Небе и во всём Мiре не знают что такое Душа и каковая она. Знают, что существует — и существует в человеке,—но где, говорят на угад. Известно то, что она находится в Голове; ибо Разум там мыслит и Воля там намеревает, и спереди в лице головы состоят пять чувствилищ (sensoria) человека, а этим и тем не иное дает жизнь, как Душа, обитающая внутри в Голове; где же ея Присутствие или Судилище (Curia), не смею выговорить, но соглашаюсь с теми, которые назначили престол ея в трёх Желудочках головного Мозга, то с теми, кои в Телах впадистых там, то с теми, которыя в Субстанции внутренней обоих Мозгов, то с теми, кои в Субстанции корковатой, то с теми, которые в Твердой оболочки над Мозгом: ибо, как те, так и другие заслуживали внимание за свои утверждения о жилище Души. Утверждающие пребывание Души в трех Желудочках в Мозгу, полагали это потому, что они служат вместилищами духов жизненных и всех пасок Мозга. Утверждающие в Телах впадистых доказывали тем, что эти составляют костный Мозг, чрез который исходят нервы и чрез который обоюдный Мозг продолжается в Спину, а из нея и из того происходят волокны, из коих составлено целое тело. Утверждающие в Субстанции внутренней обоих мозгов, доказывали тем, что оно есть собрание и стечение всех волокон, которые составляют начатки целаго человека. Утверждающие в Субстанции корковой, доказывали тем, что там находятся концы перваго и последняго, и оттуда начала всех волокон, и по этому чувств и движении. Утверждающие жилище Души в твердой оболочки над мозгом, доказывали тем, что она есть общий покров обоих Мозгов, и оттуда чрез некоторое непрерывное распростирает себя над сердцем и над внутренностями тела. Что же касается до меня, то я не думаю об одном, более как о другом; вас прошу, подумайте и изберите, что лучше. Сказав это, он сошёл с Кафедры, и подал исподннию одежду, тогу и шапку Третьему, который, взойдя на Кафедру, выразил так: Что мне Юноше со столь высокою теоремою? Ссылаюсь на Ученых, сидящих здесь по сторонам, ссылаюсь на Премудрых вас в Оркестре—и даже ссылаюсь на Ангелов верхняго Неба, может-ли кто-либо из своего разсудительнаго света приобрести себе некоторую идею о Душе? О Жилищи же ея в человеке, я могу, как и прочее, предполагать,—и предполагаю, что оно есть в Сердце, и оттуда в Крови. Такое моё предположение есть потому, что Сердце кровию своею управляет и Тело и Голову: ибо выпускает большой сосуд, называемый Аортою, то-есть, первоначальную биющую жилу во всё Тело, и выпускает сосуды, именуемыя биющия сонныя жилы во всю Голову; почему все согласно и заключают, что Душа из Сердца чрез кровь поддерживает, питает и живит всю систему органическую и Тела, и Головы. Это подтверждается из Священнаго Писания, где многократно именуется и Душа, и Сердце, как-то: что возлюбивши Бога из всея Души и из всего Сердца, и что Бог созиждет в человеке новую Душу и новое Сердце, Второз.: V: 5, Х:11. XI: 14. XXVI: 16.иерем.: XXXII: 41. Мате.: XXIII: 3. Марк.: XII: 30,33. Лук.: X : 27, и в других местах; также открыто говорится, что Кровь есть Душа плоти, Левит.: XVII: 11,14. Услышав это, некоторые, возвысив голос, сказали: Учёно, Учёно. Они были из Каноников. После этого, Четвертый, одевшись в те же одежды и взойдя на Кафедру, сказал: нахожу также и я, что нет никого, кто бы имел столь тонкой и очищенной ум, чтобы мог разсмотреть, что такое Душа и каковая она; почему и думаю, что тот, кто желает изследовать её, занимается тонкостью пустою. Однако же я от самаго отрочества остался в той вере знания, в которой были и Древние, то-есть, что Душа человека есть в его целом и в каждой его части, и поэтому, как в голове и во всякой ея части, так и в Теле и в каждой его части; следовательно, пустое изобретение Натуралистов, которые полагали жилище Души где-нибудь, а не везде. Душа также есть Субстанция духовная, коей нельзя приписать ни протяжения, ни места, но жилище и исполнение. Кто не разумеет тогда жизни, когда именует душу?, не находится-ли жизнь в целом и в каждой части? Эти слова понравились многим Слушателям. После этого взошёл на Кафедру и Пятый, также одевшись, и произнес следующее: Не медлю сказать, где есть Душа, в какой ли -нибудь части, или везде в целом; но из моей палаты с запасами открою мысль о том, что такое Душа и каковая она. О Душе никто не мыслит иначе, кроме как о чистом, которое можно уподобить эфиру или воздуху, или ветру, в коем находится жизненность из разсудительности, отличающей человека от скотов. Такое мнение я основал на том, что когда человек издыхает, тогда говорят, что он издохнул или испустил Душу, или дух; почему и Душу, по смерти живущую, почитают за дыхание (halitus); в котором есть жизнь мыслительная (cogitativa), называющаяся Душою. Что же иное может быть Душа? Но как я слышал из Оркестра говорящих, что проблема о Душе «что она и каковая она» не есть выше разума, а в нём и пред ним; то прошу и молю, чтобы вечную эту Тайну вы сами открыли. Тогда Старейшины в Оркестре взглянули на Главнаго Учителя, предложившаго ту проблему,—а он, приметив желание их, чтобы сам взошёл и учил,—тотчас встал с возвышеннаго места, и, взойдя на Кафедру, простёр руку и сказал: слушайте, прошу: Кто не верит, что Душа есть внутренняя и тончайшая Сущность человека?., и что значит Сущность без Формы, как не сущее только умственное (ens rationis)? Поэтому Душа есть Форма, но какая форма, о том будет сказано: она есть форма всех начал любви и всех начал премудрости. Всеми началами любви называются побуждения, а всеми началами премудрости называются понятия: эти из тех, и так с ними составляют одну форму, в коей находятся безчисленно в таком порядки, устройстве и соединении, что могут называться единым; ибо нельзя оттуда ничего убавить, ниже к тому прибавить, чтобы было таковым. Что Душа человеческая, как не такая форма? Не всели начала Любви и Премудрости составляют существенноности этой формы? и они у человека находятся в Душе, а из Души в голове и теле? Вы называетесь Духами и Ангелами, и будучи в Мiре верили, что Духи и Ангелы, как Ветры или Эфиры, и так мысли или духи; ныне же ясно видите, что истинно, вещественно и действительно вы человеки, которые в Мiре жили и мыслили в материальном теле, и знали, что тело материальное не живет и не мыслит, но субстанция или существо духовное в том теле. Эту субстанцию вы называли душою, коей формы не знали,—а ныне её видели и видите. Вы все- есть Души, о безсмертии которых столь много вы слышали, говорили и писали; и как вы формы любви и премудрости от Бога, то поэтому не можете умереть вечно. Душа есть форма человеческая, от которой ничего убавиться и ничего прибавиться к ней не может, и есть внутреннейшая форма всех форм целаго тела. Поелику же формы, находящиеся снаружи, получают из внутрь и сущность и образ, то поэтому вы есть, как и кажетесь пред собою и пред нами, Души; словом, Душа есть самый человек, ибо она составляет внутреннейшаго человека. Почему его форма или образ есть полная и совершенная форма или образ человеческий, однако же не есть жизнь, но есть близкое вместилище жизни от Бога, и так жилище Бога. После этих слов, рукоплескали многие; некоторые сказали: подумаем. Я тогда отошёл и возвратился домой; а над тою Гимназиею, вместо прежняго Метеора, явилось Облако белое без полос или лучей, между собою сражающихся. Облако это, пройдя сквозь кровлю, вошло и и осветило стены, и я слышал потом, что видели Писания, между которыми и следующее: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.” Быт.: II:7.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 637;