Визначення еквівалентних передаточних функцій 25 страница
О Ревности.
357. Здесь дело идет о Ревности, потому, что и она также принадлежит к Любви супружественной: но бывает Ревность справедливая и несправедливая. Ревность справедливая у супругов, взаимно друг-друга любящих, есть справедливое и благоразумное Рвение, предупреждающее всякое нарушение любви их супружественной, и оттуда справедливое соболезнование, ежели любовь эта нарушается. Ревность же несправедливая бывает у тех, кои по природе недоверчивы и у которых от клейкой и желчной крови происходит прискорбие мысли.—Сверх этого некоторые считают всякую ревность за порок, а особенно блудники, которые поносят и справедливую ревность. И так должно знать, что Ревность (Zelotypia) получает своё наименование от ИЗОБРАЖЕНИЯ РВЕНИЯ (ex ZELI TYPO), которое бывает изображением или подобием рвения справедливаго и рвения несправедливаго. Но эти различия изъяснены будут в следующем порядки: I. Что Рвение, само по себе разсматриваемое, есть огонь любви горящийй. II. Что жар или пламя этой любви или рвения, есть жар или пламя духовное, происходящее от оскорбления и нападения на любовь. III. Что Рвение у человека бывает таким, какая его любовь; следовательно иное у коей есть любовь блага, и иное у кого есть любовь зла. IV. Что рвение Любви блага и рвение Любви зла во внешних началах кажутся между собою подобными,—но во внутренних вовсе несходны. V. Что рвение Любви блага во внутренних своих началах сохраняет любовь и дружбу; рвение же любви зла во внутренних своих началах сохраняет ненависть и мщение. VI. Что рвение Любви супружественной называется Ревностью. (Zelotypia). VII. Что Ревность есть как огонь горящий против оскорбляющих любовь с супругою; также она есть как ужасная боязнь, чтобы не лишиться этой любви. VIII. Что Ревность духовная бывает у одножённых, естественная же у многожённых. IX. Что ревность у супругов, тесно друг друга любящих, есть справедливое соболезнование из здраваго разсудка, чтобы любовь супружественная не разделилась, и так бы не погибла. X. Что ревность у супругов, не любящих друг друга, бывает по многим причинам; у некоторых же от различного прискорбия мысли. XI. Что у некоторых не бывает никакой ревности и по разным причинам. XII. Что Ревность бывает и за наложниц, но не такая, какая за жён. XIII. Что Ревность есть и у скотов и у птиц. XIV. Что Ревность у мущин и у мужей иная, нежели у женщин и у жён. — Теперь следует Изъяснение этих Членов.
358. I. ЧТО РВЕНИЕ, САМО ПО СЕБЕ РАЗСМАТРИВАЕМОЕ, ЕСТЬ ОГОНЬ ЛЮБВИ ГОРЯЩИЙ. Не зная значения рвения, нельзя знать и значения Ревности, ибо Ревность есть рвение любви супружественной. Рвение есть как огонь любви горящий потому, что Рвение происходит из любви, а любовь есть теплота духовная, которая в начале своем есть как огонь. Что касается до перваго, что рвение есть из любви,—то об этом известно; ибо не иное разумеется чрез рваться (zelare) и действовать из рвения, кроме силою любви. Но как это рвение, при обнаружении своем, не кажется любовью, а подобно недругу и неприятелю, обиженному и воюющему против вредящаго любовь; то поэтому и может называться защитником и охранителем любви: ибо всякая любовь есть такова, что когда из своих приятностей вынуждается, тогда вырывается с неудовольствием и гневом и даже с яростью. Почему, если кто-либо прикасается любви, особливо же властвующей, то бывает движение духа, а ежели прикосновение это наносит вред, то бывает воспаление. Из этого видеть можно, что рвение не составляет высочайшей степени любви, но что оно есть горящая любовь. Любовь одного и соответствующая любовь другого, есть как два союзника: когда же любовь одного возстает против любви другого, тогда бывают как неприятели. Причина этому та, что любовь есть быть или сущность (esse) жизни человека; следовательно, кто нападает на любовь, тот нападает на жизнь, и тогда бывает состояние воспаления против нападателя, подобно состоянию каждаго человека, когда другой приближаясь, покушается его убить. Такое воспаление или запальчивость есть у каждой любви, даже и у самой кроткой, чему явным доказательством служат курицы, утки и прочия всякаго рода птицы: они без страха возстают против тех, и на них налетают, которыя или вредят их птенцов или похищают корм.—Не безизвестно также и то, что некоторые и скоты имеют гнев, а звери ярость, при малейшей обиде детищей их, или унесении добычи.—О любви говорится, что она горит как огонь потому, что любовь есть не что иное как теплота духовная, происходящая из Солнца Ангельскаго, которое есть чистая Любовь. Что Любовь есть теплота как из огня, об этом явствует из теплоты тем живущих, которая не от инуда есть как из любви их; также, что человеки разгорячаются и воспламеняются по возвышениям любви. Из этого явствует, что рвение есть огонь любви горящий.
359. II. ЧТО ЖАР ИЛИ ПЛАМЯ ЭТОЙ ЛЮБВИ ИЛИ РВЕНИЯ ЕСТЬ ЖАР ИЛИ ПЛАМЯ ДУХОВНОЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ОТ ОСКОРБЛЕНИЯ И НАПАДЕНИЯ НА ЛЮБОВЬ. Что Рвение есть жар или пламя духовное, об этом явствует из вышесказаннаго; и как Любовь в Мiре Духовном есть теплота, происходящая из Солнца там, то поэтому и Любовь издали кажется там как пламя. Так кажется любовь небесная у Ангелов Неба: так и любовь адская у духов Ада: но должно знать, что пламя то не жжёт и не палит, как пламя в Мiре естественном. Что Рвение происходит от нападения на любовь, то потому, что Любовь есть теплота жизни каждаго; почему, когда на любовь нападают, то теплота жизни возжигается, противустоит и, вырвавшись против нападателя, действует как неприятель из своей силы и могущества, которое есть как пламя, из огня вырывающееся на вынудившаго оное. Что такое Рвение действует подобно огню, об этом явствует из сверкающих глаз, из воспаляющегося лица, также из голоса речи и из телодвижений: это производит любовь, так как она есть теплота жизни, и производит для того, чтобы она не погасла, а с нею также скорость, живость и удобоощущение приятности из своей любви.
360. Что любовь воспаляется и воспламеняется в ревность так, как огонь в пламя, от оскорбления или нападения на неё, об этом будет сказано:Любовь имеет свое пребывание в воле человека, но в самой воле не воспаляется, а в разуме; ибо в воле она есть как огонь, а в разуме как пламя. Любовь из воли ничего о себе не знает, потому что ни малейше там себя не чувствует, ниже от себя там действует; но это бывает в разуме и его помышлении. Почему, когда любовь почувствует нападение, тогда огорчается в разуме, чрез случающияся разные споры или противоречия, подобныя сухим бревам, загорающимся и пламенеющим от огня, или как сгораемыя вещества, производящия то духовное и многоразличное пламя.
361. Следует теперь открыть причину, что человек воспаляется от нападения на любовь: Форма человеческая в наивнутреннейших своих началах от сотворения есть форма любви и премудрости; в человеке же все побуждения любви и оттуда все познания премудрости находятся в самом совершеннейшем порядки, и расположены так, чтобы совокупно составляли единодушие или единомыслие, и так производят одно. Все те побуждения и познания находятся осуществлёнными, потому что сущности составляют их подлежащия. Когда же из них составлена Человеческая форма, то явствует, что ежели любовь чувствует нападение, в таком случай в то же самое время или вместе терпит и целая та форма со всеми и каждым в ней. Так как всем живым от сотворения впечатлено желание пребыть навсегда в своей форме, то этого желает и общий состав (compages) от каждаго и каждые от общаго; и поэтому любовь, при нападении на неё, защищает себя посредством разума своего, а разум посредством разсудительностей, вообразительностей, чрез которыя представляет он себе случай, а наиболее чрез те, кои действуют одно с любовью нападаемою. Если бы этого не производило лишение той любви, то целая оная форма была бы приведена в безсилие, оттуда происходит, что любовь, дабы могла сопротивляться нападениям, жесточит субстанции или сущности формы своей, и подымает столько жал, как бы в виде птичьяго гребня, то-есть, вооружается. Таковое есть огорчение любви, называемой Рвением. Почему, если не бывает сил к сопротивлению, то начинается безпокойство и печаль, так как предвидит погашение внутренней жизни с ея приятностями. Напротив же, когда любовь ощущает благоприятство и ласки, то и упомянутая форма ослабляет себя, смягчается, распространяется и формы субстанции бывают кроткия, ласковыя, милостивыя и благосклонныя.
362. III. ЧТО РВЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА БЫВАЕТ ТАКИМ, КАКАЯ ЕГО ЛЮБОВЬ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИНОЕ У КОГО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЛАГА, И ИНОЕ У КОГО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ЗЛА.— Так как Рвение есть Любовь, то и следует, что оно бывает таким, какая любовь; и как вообще существуют две любви: Любовь блага и из нея истины, и Любовь зла и из нея лжи, то
поэтому вообще и бывает Рвение для блага, а из него для истины, также Рвение для зла, а из него для лжи. Впрочем, надобно знать, что и та и другая любовь безконечно различны, как совершенно явствует от Ангелов Неба и от духов ада. Эти и те в Мiре духовном составляют формы своей любви, и нет ни одного Ангела Неба совершенно подобнаго другому— лицом, речью, походкою, обращением и нравами; равно нет таковаго ни одного духа адскаго, и вечно быть не может, хотя бы они умножались тьмами тем. Из чего и явствует, что Любви безконечно различны, потому, что и формы их таковы же. Подобно и Рвение, ибо оно есть из любви, то-есть, что не может быть одного Рвения совершенно подобнаго, или того же Рвения, какое у другаго. Вообще же есть Рвение любви блага и Рвение любви зла.
363. IV. ЧТО РВЕНИЕ ЛЮБВИ БЛАГА И РВЕНИЕ ЛЮБВИ ЗЛА, ВО ВНЕШНИХ НАЧАЛАХ КАЖУТСЯ МЕЖДУ СОБОЮ ПОДОБНЫМИ, НО ВО ВНУТРЕННИХ ВОВСЯ НЕСХОДНЫ. Рвение во внешности у каждаго представляется как гнев и запальчивость; ибо оно есть Любовь возжелания и воспламененная к защите себя против нарушителя и для удаления его. Что рвение блага и рвение любви зла представляются подобными во внешних началах, этому причиною есть то, что когда любовь есть во Рвении, то она у каждаго воспаляется; но у человека благого—во внешних только началах, у человека же злого—как во внешних, так и во внутренних: и пока внутренния начала невидимы, то Рвение кажется подобным во внешних. Но что вовся несходны они во внутренних, о том показано будет в нижеследующем Члене. Что Рвение представляется во внешних началах как гнев и запальчивость, это видеть и слышать можно от всех тех, кои, будучи во Рвении, говорят и действуют из него: например, от Священника, когда он из Рвения проповедует, тогда голос речи его есть возвышенный, сильный, пронзительный и колющий; лицо его разогревается и потеет, он возвышает себя, бьёт руками об кафедру и против делающих зла, вызывает огонь из ада. Подобно этому действие Рвения высказывается и у многих других.
364. Чтобы приобрести раздельную идею о Рвении у благих и о Рвении у злых, равно об их несходстве, то должно образовать некоторую идею о Внутренних и о Внешних началах у человеков, а чтобы ее образовать, то пускай будет об этом предмете идея простонародная, так как она нужна и для простого народа. Представьте эти два начала как Орех или Миндаль и как их ядра. Внутренния начала у благих, как ядра, внутри неповрежденныя и неиспорченныя, окруженныя своею скорлупою обыкновенною и природною; напротив же у злых, ибо Внутренния их начала похожи на такия ядра, которыя или по причине горечи негодны для употребления в пищу, или гнилыя, или червивыя. Внешния же их начала как скорлупы или корки оных, -либо подобныя природным, -либо красноватыя как пурпур из раковин (conchilia), или расписанныя как камни радужные (Lapides irides). Таковыми представляются внешния их начала, в которых скрываются вышеупомянутыя внутренния. Подобно этому бывает и Рвение их.
365. V. ЧТО РВЕНИЕ ЛЮБВИ БЛАГА, ВО ВНУТРЕННИХ СВОИХ НАЧАЛАХ СОХРАНЯЕТ ЛЮБОВЬ И ДРУЖБУ; РВЕНИЕ ЖЕ ЛЮБВИ ЗЛА ВО ВНУТРЕННИХ СВОИХ НАЧАЛАХ СОХРАНЯЕТ НЕНАВИСТЬ И МЩЕНИЕ.—Сказано уже, что Рвение во внешних началах, как у состоящих в любви блага, так и у находящихся в любви зла, представляется как гнев и запальчивость. Но как Внутренняя начала у них другия, то и гнев и запальчивость те иныя, о чём и следует изъяснение: 1) Рвение любви блага есть как пламя небесное, которое никогда не вырывается на другого, но только себя защищает и защищает себя против злого так, как когда этот падает на огонь и сжигается; Рвение же любви зла есть как пламя адское, которое из себя вырывается, нападает на другого и хочет его истребить. 2) Рвение любви блага тотчас воспаляется и утихает, когда другой оставляет нападение; но Рвение любви зла продолжается и не прекращается. 3) Причина этому та, что у состоящаго в любви блага Внутреннее начало есть в себе кроткое, ласковое, дружественное и благосклонное; почему, хотя Внешнее начало у него для защиты себя и делается грубым и неприступным, возстает и жестоко поступает, но при всём том из блага, в котором находится начало его Внутреннее, есть уравномеренное. Иначе же бывает у злых: у них Внутреннее начало есть недружественное, неукротимое, жестокое, дышущее ненавистью и мщением, и питающее себя приятностью оных; и хотя примиряется, однако же все те зла скрываются как огни под пеплом, и эти огни, если не в Мiре, то по смерти вырываются.
366. Как Рвение во внешних началах у благого или добраго, равно у злого кажется подобным; и как последний смысл Слова состоит из соответствий и видимостей, то по этому там говорится, что и Иегова гневается, воспаляется, отмщает, наказывает, во ад ввергает и прочее, которыя составляют видимости Рвения во внешних началах. Оттуда также есть, что Он называется Ревнителем , когда однако же нет в нём никакого гнева, воспаления и мщения; а напротив в Нём обитает вечно Милосердие, Благодать и Милость, следовательно Самое Благо, в котором ничего такого быть не может. Но об этом более видеть можно в ТВОРЕНИИ О НЕБЕ и АДЕ. п. п. 545—550, и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, п. п. 494, 498, 525, 714, 806.
367. VI. ЧТО РВЕНИЕ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ НАЗЫВАЕТСЯ РЕВНОСТЬЮ.—Рвение для Любви истинно супружественной, есть Рвение рвений; ибо оно есть Любовь любвей, и его приятности, для которых также ревнует, составляют приятности приятностей; Любовь же та, как выше сказано, есть глава всех любвей. Причиною в этом то, что Любовь супружественная наводит жене форму любви, а мужу форму премудрости; из этих же форм, соединённых в одну, не может происходить другого, кроме премудрствования из премудрости и вместе из любви. А как Рвение любви супружественной есть Рвение рвений, то ему и присвояется особое название Ревности, которая есть существенное изображение Рвения.
368. VII. ЧТО РЕВНОСТЬ ЕСТЬ КАК ОГОНЬ ГОРЯЩИЙ ПРОТИВ ОСКОРБЛЯЮЩИХ ЛЮБОВЬ С СУПРУГОЮ; ТАКЖЕ ОНА ЕСТЬ КАК УЖАСНАЯ БОЯЗНЬ, ЧТОБЫ НЕ ЛИШИТЬСЯ ЭТОЙ ЛЮБВИ. -Здесь дело идет о Ревности тех, кои находятся в Духовной любви с супругою; в следующем же Члене будет изъяснено о Ревности состоящих в любви Естественной, и потом в Ревности пребывающих в Любви истинно супружественной. У находящихся в любви Духовной, Ревность есть различная, так как и любовь их различная же; ибо нигде нет ни одной любви—ни духовной, ни естественной, которая бы совершенно подобна была у двух, а тем более у многих. Что Ревность духовная или у духовных есть как огонь, возгорающийся против оскорбляющих любовь их супружественную,—то потому, что у них начало любви есть внутреннее у обоих, и любовь их от своего начала следует за начальными (principiata) даже до последних своих начал, посредством которых, а с ними вместе и посредством первых, средния начала, относящаяся до мысли и тела, содержатся в любезном союзе. Эти Супруги, будучи Духовными, в сочетании своём поставляют первейшим предметом единство, а из него духовный покой, и в приятности; и так как они из мыслей своих отвергли разделение, то и Ревность у них есть как огонь исторгнутый или вынужденный, и устремляющийся против оскорбляющих или нападающих. Что Ревность есть и как ужасная боязнь, то потому, что духовная их любовь старается быть едино; почему, если открывается случай, -либо представляется видимость разлучения, то постигает такой страх, какой случается при расторжении двух соединённых частей. Это описание ревности дано мне с Неба от тех, кои пребывают в любви супружественной духовной; ибо есть любовь супружественная естественная, любовь супружественная духовная и любовь супружественная небесная. О естественной и небесной, и об их Ревности сказано будет в двух следующих Членах.
369. VIII. ЧТО РЕВНОСТЬ ДУХОВНАЯ БЫВАЕТ У ОДНОЖЁННЫХ, ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖЕ У МНОГОЖЁННЫХ.—Ревность духовная бывает у одножённых потому, что они только могут воспринимать любовь супружественную духовную, как выше об этом обстоятельно показано. Говорится, что бывает или даётся, но разумеется, что у тех только быть может. Что она бывает только у весьма немногих в Христианском Круге, где супружества одножённыя, но что при всём том быть там может, об этом выше уже доказано. Что любовь супружественная у многожённых есть естественная, об этом видеть можно в Статье о Многожёнстве, п. п. 345 и 347, равно и о Ревности, потому, что она следует за любовью. Какая Ревность находится у многожённых, доказывают самовидения некоторых отношения об ней у Восточных, то-есть: что жёны и наложницы их содержатся под строгим присмотром, как невольницы в затворах, удалены будучи от всякаго обхождения с мущинами; что в женския их комнаты не позволяется входить никакому мущине, разве с Евнухом; что строжайше наблюдается, если какая-либо из них любовным оком или взором взглянет на проходящаго, а если это будет замечено, то такая женщина наказывается побоями; если же будет доказано, что посредством какой-либо хитрости или пронырства она занималась мущиною, то за это лишается жизни.
370. Из этого кажется видно каков есть огонь Ревностный (Zelotypicus ignis), которым возгарается любовь супружественная многожённая, то - есть, гнев и мщение: гнев у кротких, а мщение у строптивых; и это бывает потому, что любовь их естественная и не заимствуется из духовной. Это следует из доказательству приведенных в статьи о Многожёнстве, то-есть, что Многожёнство есть похотливость, п. 345; также, что многожённый, пока пребывает многожённым, есть естественный и не может быть духовным, п. 347. Иной же огонь Ревностный находится у одножённых естественных: их любовь возжигается не столько против женщин, сколько против нарушителей; против этих бывает гневом, а против женщин холодом. Иначе же у многожённых, у которых огонь Ревности горит мщением. Между причинами в этом есть и то, что жёны и наложницы многожённых по смерти по большей части освобождаются и отсылаются в женския жилища, состоящая без стражи, для занятия там разными работами, приличными женщинам.
371. IX. ЧТО РЕВНОСТЬ У СУПРУГОВ, НЕЖНО ДРУГ ДРУГА ЛЮБЯЩИХ, ЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ ИЗ ЗДРАВАГО РАЗСУДКА, ЧТОБЫ ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ НЕ РАЗДЕЛИЛАСЬ И ТАК БЫ НЕ ПОГИБЛА.—Во всякой любви есть страх и соболезнование: страх, чтобы она не погибла, а соболезнование и печаль, если она погибает. Подобное этому есть и в любви супружественной; но ея страх и соболезнование называется Рвением (Zelus) или Ревностью (Zelotypia). Рвение это у супругов, нежно друг друга любящих, есть справедливое и из здраваго разсудка потому, что вместе с ним есть и страх, чтобы не лишиться вечнаго благополучия не только своего, но и супруги; также оно есть защита против прелюбодеяния. Что Рвение есть справедливый страх, чтобы не лишиться вечнаго благополучия своего и супруги, это следует из всех, до-селе приведённых доказательств о Любви истинно супружественной, и из того, что эта любовь составляет блаженство их душ, мыслей их, веселие грудей, приятность и тел удовольствие; и как они таким Состоянием наслаждаются вечно, то поэтому и страшатся, чтобы оба не лишились вечнаго благополучия. Что Рвение такое есть справедливая защита против прелюбодеяний, об этом известно: а потому оно и есть как огонь против насилия возгорающейся, и против него себя защищающий. Из чего явствует, что супруг, нежно любящей свою супругу, есть и Ревнитель, но по премудрости мужа справедливый и здравомыслящей.
372. Сказано, что в Любовь супружественную впечатлён страх, чтобы она не разделилась, и соболезнование или печаль, дабы она не погибла, и что Рвение ея есть как огонь против нападателя или насилователя. Некогда, разсуждая об этом предмете, я спросил Ангелов ревнителей о местопребывании Ревности? Они сказали, что Ревность находится в разуме мужа, восприемлющаго любовь супружественную и взаимно любящаго, и что качество ея там есть по премудрости его; также сказали, что Ревность имеет ничто общее с честью, которая также находится и в любви супружественной: ибо любящии супругу, любит и честь. Что Ревность обитает у мужа в разуме его, в этом объявили Ангелы ту причину, что любовь супружественная защищается или охраняется посредством разума, что так, как благо охраняется истиною, так и та жена, которая с мужем едино, охраняется мужем, и что потому Рвение впечатленно в мущин, а чрез мущин и для мущин в женщин. На вопрос же мой, в каком вместилище мысли у мужей обитает такое Рвение, они отвечали: в Души их, ибо есть и защита против прелюбодеяний; и так как эти начально разрушают любовь супружественную, то по сему разум мужа, в случаях нападения ожесточается и бывает как рог, биющий прелюбодея.
373. X. ЧТО РЕВНОСТЬ У СУПРУГОВ, НЕ ЛЮБЯЩИХ ДРУГ ДРУГА, БЫВАЕТ ПО МНОГИМ ПРИЧИНАМ; У НЕКОТОРЫХ ЖЕ ОТ РАЗЛИЧНАГО ПРИСКОРБИЯ МЫСЛИ.—Причины, по которым супруги взаимно друг друга любят, и притом бывают ревнивыми, первоначально составляют: Честь могущества, Страх, чтобы не обезславить имени своего и жены, и Боязнь, чтобы не разстроились домашния обстоятельства. Что у мужей есть честь могущества, то-есть, что желают величаться оным, об этом известно: ибо пока находится у них такая честь, то они как бы возвышаются мыслию, и не опускают вниз лицо между мущинами и женщинами; к этой чести присовокупляется и имя храбрости или мужества, а потому она более занимает начальников воинских, нежели прочих. Что у мужей находится страх, дабы не обезславить имя своё и жены, это соединено с первою причиною, с тем только дополнением, что сожитие с блудницею и блудилище в доме составляют безславия. Что у некоторых бывает Ревность для того, чтобы не разстроились домашния обстоятельства, то потому, что чрез это уничтожается муж и развлекаются взаимныя должности и по-собия; но эта ревность у некоторых временем прекращается и уничтожается, а у некоторых изменяется в совершенное притворство любви.
374. Что у некоторых Ревность бывает от различнаго прискорбия или соболезнования мысли, об этом известно в Мiре; ибо находятся такие ревнивые, которые безпрестанно мыслят о жёнах, что они неверны, и почитают за блудниц, когда только слышат или видят их с мущинами, или о мущинах дружественно разговаривающих. Много есть пороков мысли, наводящих ей печаль или соболйзнование, и между ними первое место занимает фантазия подозрительная, которая, если питается долго, то вносит мысль в общества духов подобных, из которых трудно быть изъятою. Также гнездится она и в теле, чрез что производит в нём сукровицу (serum), а из нея кровь клейкую, липкую в течение медлиниц и острую. Такую ревность умножает также и недостаток сил; ибо этот недостаток препятствует мысли возвышаться от своих подозрений: препятствие сил возвышает, а отсутствие их томит, истощевает и опровергает мысль, оставляя её более и более погружаться в фантазии, даже до безумия, которое и представляет приятными ссоры и, сколько позволяется, поношения.
375. В некоторых странах находятся целыя фамилии, которыя более всех прочих страдают прискорбием Ревности. Они заключают своих жён, строжайше запрещают им разговаривать с мущинами, заграждают решётками окна, которыя вовся закрывают снизу, чтобы не возможно было жёнам смотреть на кого-либо, и угрожают смертию, если жёны изобличены будут в подозрении; сверх этого находятся многие примеры Ревности, кои терпят жёны от Ревнивых своих мужей. В такой Ревности две причины: Первая есть порабощение и подавление помышлений в Духовностях Церковных; а вторая есть внутренняя жадность мщения. О действовании Первой причины, которая есть порабощение и подавление помышлений в Духовностях Церковных, заключить можно из вышесказаннаго, что у каждаго Любовь супружественная есть по состоянию Церкви у него; и так как Церковь есть от Господа, то и эта Любовь есть единственно от Господа, п. п. 130 и 131. Итак, когда вместо Господа, поклоняются живым и умершим человекам, и их призывают; то и следует, что у таких нет состояния Церкви, с которым бы Любовь супружественная могла действовать как одно, и тем менее, когда мысли их понуждаются к такому поклонению угрозами ужасной темницы. Из этого происходит, что помышления, вместе с речами или произношением, насильно порабощаются и подавляются; после чего втекают такия мысли, которыя или против Церкви, или мечтательности о Церкви. Из этих мыслей происходит не что другое, кроме жар к блудницам и холод к супруги, а из этих двух, совокупно в одном подлежащем находящихся, проистекает и столь неукротимый огонь Ревности. Что же касается до Второй причины, которая есть внутренняя жадность мщения, то эта совершенно останавливает втечение любви супружественной, поглощает её и пожирает; приятность же ея-небесную превращает или изменяет в приятность мщения адскую, которая и простирается наиболее к жене. Из видимости также происходит, что и злотворность атмосферы, наполняющаяся ядовитыми дыханиями около лежащей там страны, есть вторичная причина таковой Ревности.
376. XI. ЧТО У НЕКОТОРЫХ НЕ БЫВАЕТ НИКАКОЙ РЕВНОСТИ, И ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ.—Не бывающей, равно и перестающей Ревности причин много. Никакой Ревности не бывает преимущественно у тех, которые почитают любовь супружественную не более блудной, и при том не славолюбивы, мало уважая славу имени; они подобны женатым сводникам. Никакой Ревности также не бывает и у тех, которые отвергли её потому, что она безпокоит дух, что напрасно бывает стерегома жена, что если она бывает стерегома, то более поощряется, и что поэтому лучше закрыть глаза и не смотреть даже сквозь щель замка в дверях, чтобы ничего не открыть очевидно. Иные отвергли Ревность, избегая приписываемая оклеветания ея имени и мысли, что мущина ничего не боится; некоторые же принуждены к отвержению ея для того, чтобы не разстроились домашния обстоятельства, также и для того, чтобы не подпасть публичному нареканию, если жена похотливая, окажется в том виновною и будет изобличена. Сверх этого Ревность изменяется в никакую у тех, которые по причине недостатка в своих силах, также для произведения детей к наследству, дают позволение своим жёнам; а у некоторых по жалобам и так далее. Находятся также супружества и блудныя, в которых по взаимному согласую обоим позволяются наслаждения венерины, но при всём этом, когда они друг с другом встречаются, то обращаются вежливо.
377. XII. ЧТО РЕВНОСТЬ БЫВАЕТ И ЗА НАЛОЖНИЦ, НО НЕ ТАКАЯ, КАКАЯ ЗА ЖЁН. Ревность за жён или для жён происходит из наивнутреннейших начал у человека, а Ревность за наложниц из внешних начал; почему он и есть различнаго рода между собою. Ревность за жён, из наивнутреннейших начал происходит потому, что Любовь супружественная там пребывает; пребывает же она там потому, что супружество заключено вечное и утверждено заветом или союзом; также и по равенству права—что есть одного, то и другого, соединяет души и мысли выше связует. Это связание и то соединение, будучи единожды впечатленно, пребывает неразрывными какая бы ни была любовь—тёплая ли, или холодная; потом посредствует (intercedit). Оттуда происходит, что приглашение к любви от жены охладило бы всего мужа, от самых внутреннейших начал до последних; а приглашение к любви от наложницы, любовника не так. К Ревности за жену присовокупляется славолюбие для чести; но этого не присовокупляется к Ревности за наложницу. При всём же том как эта, так и та Ревность есть различная по пребыванию любви,восприятой от наложницы, а вместе- с этим и по состоянию суждения мужа, восприемлющаго оную.
378. XIII. ЧТО РЕВНОСТЬ ЕСТЬ И У СКОТОВ И У ПТИЦ. Что она есть у зверей, как-то: у львов, тигров, медведей и у прочих, когда они имеют детища, об этом известно: также и у волов хотя и без тельцов; весьма же явно у петухов, которые за куриц своих дерутся с соперниками даже до смерти. Что у этих такая Ревность, то потому, что они любовники тщеславные, а слава такой любви не терпит равнаго. Что они любовники тщеславные более всякаго рода и вида птиц, о том явствует из их поступков, ухваток, походки и голоса. Что слава чести у мущин как у любовников, так и не любовников, производить, умножает и жесточит Ревность, это доказано выше.
379. XIV. ЧТО РЕВНОСТЬ У МУЩИН И У МУЖЕЙ ИНАЯ, НЕЖЕЛИ У ЖЕНЩИН И У ЖЁН. Но различие этих нельзя обстоятельно описать, потому что Ревность иная есть у супругов, духовно друг друга любящих, иная у супругов, естественно только другъ друга любящих, иная у супругов несогласных мыслями—и иная у тех супругов, из которых одна особа покорена другой. Мужеския и женския Ревности, в себе разсматриваемыя, также различны, так как они происходят из разных начал. Начало Ревностей мужеских находится в разуме, а женских в воле, присовокупленной к разуму своего мужа. Почему Ревность мужеская есть как пламя воспаления и гнева, женская же есть как огонь, удержанный разным страхом, разным взором к мужу, разным отношением к своей любви и разным благоразумием, чтоб не открывать этого мужьям чрез Ревность. Различаются они и потому, что жёны составляют любви, а мужья есть восприемлющие, и невозможно жёнам любовь свою расточать у мужей; но не так мужьям, воспринимающим эту любовь у жён. Иначе же происходит у Духовных: у этих Ревность мужняя переносится в жену, так как любовь жены переносится в мужа; почему с обеих сторон представляется подобною против стремлешй нахальствующаго; но Ревность жены вдыхается в мужа против стремлений нахальствующей блудницы, каковая Ревность есть как печаль, слезящая и вызывающая совесть.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 723;