Эммануил Сведенборг 18 страница
236. II. ЧТО ХОЛОД ДУХОВНЫЙ В СУПРУЖЕСТВАХ ЕСТЬ РАЗЛУЧЕНИЕ ДУШ И РАЗДЕЛЕНИЕ МЫСЛЕЙ; ОТ ЭТОГО НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ, НЕСОГЛАСИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ, НЕБРЕЖЕНИЕ И ОТВРАЩЕНИЕ, А ИЗ НИХ НАКОНЕЦ У МНОГИХ РАЗЛУЧЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЛОЖА, СПАЛЬНИ И ДОМА. Что такия последствия бывают у супругов, когда первоначальная их любовь отходит и место ея заступает холод, об этом более известно, нежели потребно объяснить. Причина же этому та, что холод супружественный выше всех прочих холодов в мыслях человеческих обитает; ибо самая Супружественность или сочетательность впечатленна в души на тот конец, чтобы размножались души от души, и эта Супружественность простиралась бы от отца на детей. Оттуда происходит, что этот холод часто начинается там, и постепенно нисходит в последующая вместилища и их заражает (inficit), итак веселыя и приятныя состояния первоначальной любви превращает в печальныя и неприятныя.
237. III. ЧТО ПРИЧИНЫ ХОЛОДОВ В ПОСТУПЛЕНИЯХ СВОИХ МНОГИЯ: НЕКОТОРЫЯ ВНУТРЕННИЯ, НЕКОТОРЫЯ ВНЕШНИЯ И НЕКОТОРЫЯ СЛУЧАЙНЫЯ. Что причины холодов в супружествах существуют многия, об этом известно в Мiре, также и о том, что холода те происходят от многих причин внешних; но что начала причин тайно скрываются в наивнутреннейших началах, а из них втекают в последующия, даже пока окажутся во внешних,—об этом неизвестно. Дабы знать, что причины внешния не составляют сами по себе причин, но происходят от тех причин, которыя, как сказано, скрываются в наивнутреннейших началах; то для этого, причины такия сперва разделим вообще на Внутренния и Внешния, а потом и частно изследуем.
238. IV. ЧТО ПРИЧИНЫ ХОЛОДОВ ВНУТРЕННИЯ ПРОИСХОДЯТ ИЗ РЕЛИГИИ. Что самое начало любви супружественной обитает в наивнутреннейших началах у человека, то-есть, в Душе его,—в этом убе-дится каждый единственно из того, что Душа дитяти есть из отца, и что это познаётся из сходства наклонностей и побуждений, также из сходства лиц, продолжающагося даже в позднее потомство из отца; а притом и из способности размножительной, в душах от сотворения впечатлённой. Кроме этого и в подлежащих Царства растений можно видеть, что в наивнутреннейших началах прозябании скрывается размножение его семени, и оттуда целаго — дерево ли оно, или кустарник, или отрасль. Эта сила размножительная или произрастительная в семенах Царства растении, и в душах другого Царства, не от инуда есть, как из Сферы супружественной, которая есть сфера Блага и Истины, непрестанно истекающая от Господа Создателя и Хранителя (Stator) Вселенной, и втекающая, о коей сказано выше в п. 222 до 225-го, и из стремления этих обоих блага и истины там к совокуплению во едино. Это супружественное стремление обитает в душах, и из него начально пребывает любовь супружественная.—Что то же самое супружество или сочетание, из котораго состоит Сфера та Повсемственная, составляет Церковь у человека, об этом довольно показано в Статье о СОЧЕТАНИИ БЛАГА И ИСТИНЫ, и в других местах. Оттуда совершенно явствует, что начало Церкви и начало Любви Супружественной состоят в одном месте, или обитают совокупно, и находятся в непрестанных своих объятиях; но об этом более видеть можно выше в п. 130, где доказано, что Любовь Супружественная есть по состоянию Церкви у человека, — следовательно из Религии, так как Религия производит это состояние. И человек сотворён с тем, чтобы мог быть внутреннее и внутреннее, и так ближе и ближе вводимым быть или возвышаться к супружеству, а по этому и в любовь истинно супружественную, даже до того, пока ощутить состояние блаженства ея. Что единственное средство такого введения или возвышения есть религия об этом яствует совершенно из вышесказаннаго то-есть, что начало Церкви и начало любви супружественной состоят в одном месте, или обитают совокупно, а там находятся во взаимных объятиях, а потому и не могут быть несоединенными.
239. Из сказаннаго теперь следует, где нет Религии, там нет и любви супружественной, а где ея нет, там и холод. Что холод супружественный, есть лишение этой любви, о том показано выше в п. 235. Следовательно, что холод супружественный есть и лишение состояния Церкви или Религии. Достаточное подтверждение об этом заимствовать можно из общаго ныняшняго неведения о любви истинно супружественной; ибо кто ныне знает, кто ныне желает признать, и кто ныне не станет удивляться, что начало любви супружественной оттуда происходит? Но этому причина не что иное, как мнени, что хотя и есть Религия, однако же нет ея истин, и что религия без ея истин. Что нет истин, об этом обстоятельно показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, и в Достопамятностях там под п. 566-м.
240. V. ЧТО ПЕРВАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ, ЕСТЬ ОТВЕРЖЕНИЕ РЕЛИГИИ ОБОИМИ. У тех, кои от лица в затылок, или от груди на спину повергают святости Церковныя, нет никакой любви благой; а если и кажется иногда какая-либо любовь из тела, то никакой не бывает в духе. У таковых мостятся блага вне зол и прикрывают сии их , как тело гнилое, прикрытое одеянием, блестящим от золота. Зла, внутрь обитающия и прикрываемыя, составляют вообще ненависти, и из них внутренния брани против всякой духовности; ибо все Церковное отвергаемое, есть в себе духовное; и как любовь истинно супружественная есть основание всех любвей духовных, о чем выше показано, то явствует, что внутренняя ненависть есть против ея, и что любовь внутренняя или собственная у тех есть противуположная прелюбодеянию. По этому они более прочих насмехаются над тою истиною, что любовь супружественная есть у каждаго по состоянию Церкви, и даже так, что при наименовании любви истинно супружественной, может быть, станут хохотать. Но пусть это; однакоже, при всём том, простить им должно, ибо мыслить им об объятиях в супружестве иное, нежели они мыслят об объятиях в блудодйяниях, невозможно так, как пройти верблюду сквозь иглиныя уши. Они, будучи таковыми, относительно любви супружественной, хладенеют холодом более прочих; если же иногда прилепляются к супругам, то это бывает по некоторым только внешним причинам, выше в п. 153 объяснённым, которыя их в этом содержат и связывают. У них внутреннейшия начала души, и оттуда мысли их более и более закрываются, и в теле заграждаются, а тогда и любовь пола мерзеет или во внутреннейших началах тела их, и оттуда в самых низших началах помышления их неистово похотствует. Он также разумеются и в ДОСТОПАМЯТНОСТИ, описанной в п. 79, которую и можно читать, если угодно.
241. VI. ВТОРАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ ЕСТЬ ТА, ЧТО У ОДНОГО ТОЛЬКО ЕСТЬ РЕЛИГИЯ И НЕ ВМЕСТЕ У ДРУГОГО. Души таковых не могут согласоваться, потому, что душа одного открыта для восприятия любви супружественной, а другого для восприятия этой любви закрыта: закрыта же бывает у того, у кого нет Религии, а открыта у того, у кого есть Религия. Этот холод не расточается иначе, как только чрез восприятие Религии, согласной с религею другого, ежели только та Религия есть истинная. Иначе же у супруга, неимеющаго никакой религии, бывает холод, который от души нисходит в тело и даже в кожицы, и из коего напоследок не может смотреть на свою супругу прямым лицом, ни разговаривать с нею при общем дыхании, разве голосом удерживаемым, ниже касаться рукою, разве со спины. О прочих неистовствах, вкрадывающихся от этого холода в помышления, приличнее молчать. Сие-то есть причина того, что такия Супружества сами собою разрушаются. Что нечестивый или неимеющий Религии ни во что ставит супругу, об этом уже известно; и все не имеющие Религии—нечестивы.
242. VII. ТРЕТЬЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ ЕСТЬ ТА, ЧТО ИНАЯ РЕЛИГИЯ У ОДНОГО И ИНАЯ У ДРУГОГО. У таковых не может соединяться благо со своею соответствующею истиною, потому что жена есть благо истины мужей, а он есть истина блага жены, как выше показано; следовательно, не может из двух душ быть одна душа. По сему начало этой любви закрывается и заграждается, а отверзается путь в супружественность или сочетательность, пребывающую ниже, которая есть сочетательность блага с иною истиною, -либо истина с иным благом, а не со своим, между коими не бывает любовь согласная или единодушная; от чего у супруга, находящагося в ложной религии, начинается холод и продолжается по тому пути, по которому уклоняется один от другого. Некогда, ходя в большом Городе по улицам и желая найти жилище, я вошел в один дом, где пребывали супруги разной религии. Тогда по незнанию моему об Этом, Ангелы разговаривая, сказали: мы с тобою не можем быть в оном доме, потому, что супруги там в несогласной Религии; это они познавали из внутренняго разлучения душ тех супругов.
243. VIII. ЧЕТВЕРТАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДОВ ЕСТЬ ЛЖИВОСТЬ РЕЛИГИИ; ибо ложь в духовных предметах—или похищает Религию, или оскверняет её. Похищает у тех, у коих подлинныя истины олжетворены; оскверняет же у тех, у которых хотя и находятся лжи, но нет подлинных истин, кои поэтому не могут быть олжетворённым. У сих могут быть блага, с коими и лжи те чрез приспособления от Господа сочетаться могут; ибо лжи сии подобны тонам разногласным, кои будучи потом искуством принаровлены и настроены, составляют приятнейшую гармонию или согласие. У этих некоторая любовь супружественная быть может; но у тех, которые подлинныя Церковныя истины у себя олжетворили, —не может. Из этого произходит господствующее незнание о Любви истинно супружественной или отрицательное сомнение в том, что эта любовь быть может. От этого также произходит безумие, в мыслях у многих пребывающее, что прелюбодеяния не составляют зла Религии.
244. IX. ЧТО ВЫШЕУПОМЯНУТЫЯ ПРИЧИНЫ СОСТАВЛЯЮТ ПРИЧИНЫ ХОЛОДА ВНУТРЕННЯГО, НО НЕ ВМЕСТЕ И ВНЕШНЯГО У МНОГИХ. Если бы Причины, доселе означенныя и доказанныя, кои составляют причины холода во внутренних началах,—производили подобный же холод и во внешних,—тогда бы последовало столько разлучений, сколько холодов внутренних; холодов же столько есть, сколько супружеств тех, которые во лжах Религии, кои в различной Религии, и кои ни в какой Религии не состоят, о чем уже сказано. Но как известно, что многие сожительствуют будто бы по любви и будто бы по взаимной дружбе; то откуда это у тех, кои имеют внутренний холод, сказано будет в следующей Статье о Причинах кажущейся любви, дружбы и благосклонности. Много находится таких причин, которыя совокупляют мысли, но не совокупляют души; в числе этих причин и те, кои приведены выше в п. 183. Но при всём том холод остается сокрытым внутренне, который повсюду примечается и ощущается. У таких супругов побуждения (affectiones) не сходствуют, но только помышления (cogitationes), для кажущейся дружбы и благосклонности сходствуют, исходя в разговоры и нравы; а потому они ничего не знают о веселении и приятности, менее же о спасении и блаженстве Любви истинно супружественной, которая им представляется едва-ли иначе, как басни. Они состоят в числе тех, кои производят начала любви супружественной из тех же причин, по которым девять Сословий премудрых из Царств были собраны, о чем показано выше в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ под п. 103 до 114.
245. Вопреки вышедоказанному, можно кажется противоположить то что при всём том душа из отца распространяется, хотя бы и не была соединена с душою матери, и даже хотя бы холод, там пребывающий, разделял их. Но распространяются или размножаются души или потому, что разум мужа безпрепятственно может возвышаться в в котором есть душа; любовь же воли его не возвышается в свет, соответственный свету там, кроме чрез жизнь, которая делает его из естественнаго духовным; следовательно, хотя душа и производится (procreetur), но в нисхождении своём, когда бывает семя, прикрывается таковым, которое есть из любви ея естественной. Из этого проистекает зло наследственное. Для чего и присовокупляют здесь Тайну из Неба, что между разделёнными душами двух, а тем более супругов, бывает соединение посреди любви, и что иначе у человеков не могли бы быть зачатия.—Сверх этого о холоде супружественном и о его местопребывании в вышнем вместилище (in supreme regione) мысли, видеть можно в последней при конце этой Статьи ДОСТОПАМЯТНОСТИ под п. 270.
246. X. ЧТО ПРИЧИНЫ ВНЕШНИЯ ХОЛОДА ТАКЖЕ МНОГИЯ, И ПЕРВАЯ ИЗ НИХ ЕСТЬ НЕСХОДСТВО СКЛОННОСТЕЙ И НРАВОВ.-Сходства и Несходства бывают Внутрениия и Внешния. Внутрениия ведут своё начало не от инуда как из Религии: ибо она насаждается в душах, и чрез души от родителей в детей, как самая вышняя наклонность переселяется: Душа бо каждаго человека заимствует жизнь от Сочетания блага и истины, из котораго Сочетания состоит Церковь. И так как эта Церковь есть не единообразная, но различная в Частях Мiра, то по сему и души всех людей различны; следовательно оттуда происходят сходства и несходства, и по ним соединения супружеския, о которых уже сказано. Сходства же и Несходства внешния не относятся до душ, но до мыслей (non animarum, sed animorum). Чрез Мысли разумеются побуждения и оттуда Наклонности внешния, которыя особливо вселяются по рождении чрез Воспитание, Сообщества и Обращения. Говорится, я имею мысль сделать то или другое, — а чрез это разумеется побуждение и наклонность к тому. Внушения о том или о другом роде жизни, обыкновенно могут также производить такия мысли. Оттуда происходят расположения, побуждающия ко вступлению в супружество даже и с неравными, и отвращающая от супружеств с равными; но такия супружества, в продолжении сожития переменяются по сходствам и несходствам, приобретённым наследственно и вместе от воспитания,— несходства же наводят холод.—Равно и несходства нравов, как-то: грубой или грубая с ласковою или ласковым, — чистый или чистая с нечистою или нечистым, — сварливой или сварливая с кроткою или кротким; словом сказать, строптивый или строптивая с благонравною или благонравным. Супружества при таких несходствах можно уподобить совокуплениям между собою животных разных видов, как-то овец с козлами, оленей с мулами, куриц с утками, воробьев с птицами знатными, и даже как бы собак с кошками, которыя по причине несходств не содружаются. В человеческом роде виды не означают тех несходств, но обращения или обхождения, из которых и происходят холода.
247. XI. ВТОРАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ, ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖКСТВЕННУЮ ПОЧИТАЮТ ЗА ОДНУ С ЛЮБОВЬЮ БЛУДНОЮ, ИСКЛЮЧАЯ ТОЛЬКО, ЧТО ЭТА ЗАКОНОМ НЕ ПОЗВОЛЕНА, А ТА ПОЗВОЛЕНА. — Что оттуда есть холод, это явно видит разсудок, когда разсматривает, что любовь блудная диаметрально противуположна любви супружественной. Почему, когда верят, что любовь супружественная есть одна с любовью блудною, то обе любви бывают тогда идеально подобными: и тогда жена пред взором кажется блудницею, а супружество нечистотою; да и сам муж кажется прелюбодеем, если не телом, то по крайней мере духом. Из этого происходит между мужем и женою презрение, небрежение и отвращение, а из них неизбежно следует нарочитый холод. Ни что более не скрывает в себе супружественнаго холода, как любовь блудная, и как эта любовь входит в такой холод, то по справедливости может называться самым холодом супружественным.
248. XII. ТРЕТЬЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ РЕВНОСТЬ ПЕРВЕНСТВА МЕЖДУ СУПРУГАМИ, потому что Любовь супружественная, между первыми своими, смотрит на соединение воли, и потом на свободу установления. Этих двух ревность, ревность первенства или власти извергает из супружества; ибо разделяет и разсекает на части, и свободы установления (libertatem placiti) порабощает. Когда продолжается эта ревность, тогда дух одного противуборствует другому. Еслебы тогда мысли их открылись и прозрели взором духовным, то они представились бы кулачными бойцами, и увидели бы, что друг на друга попеременно смотрят — то с ненавистью, и с приязнию: с ненавистью, когда в жестокой ревности, а с приязнию, когда в надежде господствования, и когда в похоти находятся.— Это сражение, после победы одного над другим, отступает от внешних начал и входит во внутренния начала мысли — и там остаётся со скрытным безпокойством. Оттуда есть холод как в покорённом или в рабе, так и в победительнице или госпоже; что и в этой есть холод, то потому, что нет более любви супружественной лишение же этой любви есть холод, о чем показано в п. 235; а вместо любви супружественной находится теплота из первенства или преимущества, каковая теплота однако же вовся не согласуется с теплотою супружественною, хотя наружно и может согласоваться посредством похоти. По молчаливом их между собою сходьбище, кажется будто-бы любовь супружественная сделалась дружбою; но между дружбою супружественною и дружбою рабскою в супружествах, есть такое различие, как между светом и тенью, между огнём существенным и призрачным и даже такоё, какое между человеком. исполненным плотью и человеком состоянием из одних только костей и кожи.
249. XIII. ЧЕТВЁРТАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ НЕРАСПОЛОЛОЖЕНИЕ К КАКОМУ ЛИБО ЗАНЯТИЮ ИЛИ ТРУДУ ИЗ ЧЕГО ПРОИСХОДИТ НЕОГРАНИЧЕННАЯ ПОХОТЬ. - Человек создан к занятию служениями, потому что Служение есть вместилище блага и истины, как об этом и показано в этой Статье. - Чрез занятие и труд разумеется всякое присоединена к Служениям (applicatio ad usus). Следовательно, когда человек в каком-либо занятии, труде, или в Служение состоит тогда мысль его ограничивается или описывается тем кругом, в котором она, то есть, мысль образуется в форму человеческую, из коей, как из дома видит разныя похоти вне себя, и из здраваго разсудка внутрь изгоняет их,-следовательно и жестокия блудной похоти неистовства; почему и теплота супружественная у таковых достаточнее и долее пребывает, нежели у прочих.— Противное же случается у тех, кои вдались в леность и праздность: у тех мысль есть неограниченная и неопределенная, поэтому и человек допускает в неё суетное и шуточное, втекающее из Мiра и тела, и пленяющее его своею любовью. Что тогда любовь супружественная извергается и изгоняется как-бы в заточение, об этом известно. От лености и праздности мысль теряет свою деятельность, тело ослабевает, лишаясь теплоты, и весь человек бывает не чувствительным ко всякой любви жизненной—особенно к любви супружественной, от которой как от источника проистекают прилежание и готовность. Холод же супружественный у них есть различный от холода супружественнаго у прочих; ибо он хотя и предполагает лишение любви супружественной, но по недостатку сил.
250. XIV. ПЯТАЯ ВНЕШНЯЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ НЕРАВЕНСТВО СОСТОЯНИЯ И ЗВАНИЯ ПО ВНЕШНОСТИ. — Много находится Неравенств относительно состояния и звания, которыя во время сожития разрывают любовь супружественную, начавшуюся до браков; они относиться могут к неравенствам: или Возрастов, или Достоинств, или Богатств. Что неравные возрасты наводят холод в супружествах, например, отрока со старухою и (цветущей девы) с престарелым, этого доказывать не нужно. Что не равныя Достоинства подобное же производят в супружествах, как-то: мущины князя с рабою, или женщины знатной со слугою,— это также без доказательства известно. Равно и Богатства, если супруги не соединяются сходством склонностей и нравов, также приспособлением одного к наклонностям и природным вожделениям другого. Но как тех, так и других повиновения, ради преимущественнаго состояния и звания другого, не соединяют кроме только рабски, —а такое соединение есть соединение холодное; ибо у них - не бывает соединения духа и сердца, но только уст и имени, от котораго величается низший, а стыд ощущает высший.— В Небесах же не бывает неравенства возрастов, ни достоинств, ниже богатств. Что касается до Возрастов, то все там в цвете юности, пребывая в ней навсегда; относительно Достоинств, все там смотрят на других по исполняемым служениям, знатнейшие званием смотрят на низших как на братьев, не предпочитают достоинство служению, но это тому; так же, когда девы выдаются в замужество, то не знают из котораго рода или поколений они: ибо там никто не знает отца своего на земли, но Господь есть всех Отец. То же самое и относительно Богатств: они там достояния мудрствования или премудрости, — и по этим достояниям даются там богатства избыточно. Как поступают там в Супружества, о том показано выше в п. 229.
251. XV. ЧТО ТАКЖЕ НАХОДЯТСЯ НЕКОТОРЫЯ ПРИЧИНЫ И РАЗЛУЧЕНИЙ. Бывают Разлучения или Отделения от ложа, и Разлучения или Отделения от дома. Причины разлучений от ложа многия, так как и разлучений от дома; но здесь дело идёт только о законных. Поелику же Причины разлучения сходствуют с причинами Наложничества (concabinatus), о которых будет сказано в следующей Части этого Сочинения в своей статьи; то поэтому Читатель может там видеть те причины в своём порядки. Законныя же Причины разлучений следующия:
252. XVI. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ ПОРОК МЫСЛИ, потому, что любовь супружественная есть соединение мыслей; следовательно, ежели одного Мысль не сходствует с мыслию другого, то разрушается и это соединение, а с ним отступает и любовь. Пороки, производящее разлучения, по большей части следующее: Бешенство (Mania), Воспаление мозга (Phrenitis), Безумие (Vesania), действительное Дурачество (actualis Stultitia) и Глупость (Fatuitas); Лишение памяти, жестокая болезнь Истерическая, крайняя Простота такая, что не может понимать Блага и Истины, непреоборимое Сопротивление относительно повиновения праведному и правому; совершенное удовольствие суесловить и сквернословить, необузданная страсть разсказывать тайны домашния, также ссориться, драться, мстить, злодействовать, красть, лгать, обманывать, злословить; Нерадение о детях, Невоздержанность, Роскошь, Мотовство, Пьянство, Нечистота (Immunditia), Безстыдство, прилепление к Магии и Колдовствам, Нечестие и прочия. Чрез законныя причины не разумеются здесь судныя, но законныя по супружеству. Разлучения или удаления от дома редко и бывают чрез судью.
253. XVII. ВТОРАЯ ПРИЧИНА ЗАКОННАГО РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ ПОРОК ТЕЛА. Чрез Пороки тела не разумеются Болезни случайныя, которыя одному или другому из супругов в течение некотораго времени приключаются и проходят; но разумеются Болезни прилипчивыя, который не проходят. 06 этих учит Патология или болезнеописание, и притом они многоразличны как-то: Болезни заражающая и истощевающия тело до того даже, что навлекают смерть, каковыя составляют: Горячки злокачественныя и заразительныя, Проказы, Болезни венерическия, Антонов огонь, Рак, и им подобныя. Также Болезни, от которых целое тело обременяется столько, что никакого сообщения с ним иметь не можно по причине исходящих от поверхности и из внутренности тела вредных и заразительных истечение, особенно из Желудка и Легкаго, каковы от поверхности: худая Оспа, Корь, Сыпи, Чахотка скорбутная, Чесотка гнилая, а тем более когда ими заражается лицо; из Желудка: Отрыжки смрадныя, тяжелыя, несносныя и сырыя; из Легкаго: Дыхания зловонныя, гнилыя, исходящия из нарывов, чирьев, вередов, или из испорченной крови, -либо пасоки.—Кроме этих находятся еще многия другия болезни разнаго наименования, как-то: Обморок, наводящий телу слабость и лишение сил. Паралич, который есть ослабление оболочек и связок костяных, служащих движению; некоторый же и хроническия или долговременныя болезни, происходящая от лишения деятельности и растягивания жил, или от излишней густоты, вязкости и остроты мокрот: Епилепая, постоянная слабость от Апоплексий, некоторыя Чахотки, истощевающия тело, Лютые Запоры, Поносы, Грыжи, и им подобныя другия болезни.
254. XVIII. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА ЗАКОННАГО РАЗЛУЧЕНИЯ ЕСТЬ НЕМОЩЬ ИЛИ БЕЗСИЛИЕ ДО СУПРУЖЕСТВА. Причина разлучения это есть потому, что цель Супружества есть произведение детей; безсильные же к этому не способны,—и что супруги, предузнавая о том из намерения, лишают себя надежды к произведению детей, каковая надежда единственно питает и укрепляет любовь супружественную.
255. XIX. ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ ЕСТЬ ПРИЧИНА РАЗВОДА. — Много есть таких причин, которыя хотя может видеть разсудок, но при всём том ныне сокрыты. Разсудок видеть может, что Супружества святы, а Прелюбодеяния скверны; что Супружества и Прелюбодеяния диаметрально одни другим противуположны,—и что когда противуположное действует на противуположное, тогда одним другое разрушается даже до последней искры жизни его. Так бывает с Любовью супружественною, когда женатый, из утверждения, следовательно из намерения делает прелюбодеяния. Это у тех, которые о Небе и Аде несколько знают, в ясный свет разсудка более входит; ибо они знают, что Супружества находятся в Небе и из Неба, а Прелюбодеяние во Аде и из Ада, и что двое этих не могут соединиться, так как Небо с Адом, также, что коль скоро бы у человека они соединились, то отступает Небо и входит ад. По этому самому причина развода есть Прслюбодеяние; почему и Господь говорит: “но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.” Мате. XIX; 9.— потому, что отпущение по этой причини, есть полное разлучение мыслей, называющееся Разводом. Прочия отпущения по другим причинам, составляют Разлучения, о которых вышесказано; после- этих если оженится иною, прелюбы творить,—но не после развода.
256. XX. ЧТО И СЛУЧАЙНЫЕ ПРИЧИНЫ ХОЛОДА МНОГИЯ ЖЕ, И ИЗ НИХ ПЕРВАЯ ЕСТЬ ОБЩЕЕ ИЗ ВСЕГДАШНЯГО ПОЗВОЛЕНИЯ. Что Общее из всегдашняго позволения есть причина случайнаго холода, то потому, что случается у тех, которые похотливо мыслят о супружества и о жене; но не у тех, кои мыслят свято о супружества и безпечно о жене. Что от общаго из всегдашняго позволения бывают и радости безразличными или неощутительными, и притом скучными, это доказывают игры и зрелища, музыкальныя согласия, хоры, пиры и другия подобныя увеселения, кои сами по себе составляют сладости, ибо оживления. Подобно бывает в сожитиях и содружествах между супругами, а преимущественно между теми, кои от любви между собою не отделили нечистую любовь пола, а когда об общем из всегдашняго позволения мыслят напрасно в отсутствие способности. Что у них общее это есть причина холода, само по себй явствует. Это случайным называется потому, что прибавляется к холоду внутреннему, как причина, и присовокупляется к нему, как довод. Для отдаления и этого холода, жены из осторожности или благоразумия, им впечатлённаго, позволенное делают не позволенным чрез разныя отговорки. Совсем же иначе бывает у тех, которые о жёнах чисто судят; почему у Ангелов Общее из всегдашняго позволения есть самое увеселение души и хранилище любви их супружественной, и посему они непрестанно находятся в приятности этой любви, относительно и последних по присутствии мыслей, незанятому попечениями,—следовательно, из благорасположения мужей.
257. XXI. ВТОРАЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ, ЧТО СО-ЖИТИЕ С СУПРУГОЮ ПО ЗАВЕТУ И ЗАКОНУ, КАЖЕТСЯ ПРИНУЖДЕННЫМ, А НЕ СВОБОДНЫМ. Эта причина есть для тех только, у которых любовь супружественная хладенеет в самых внутреннейших началах; и так как это присоединяется к холоду внутреннему, то и бывает причиною случайною или приключающеюся. У них любовь внесупружественная, по согласию и приязни ея, внутренне есть в теплоте, ибо холод одного есть теплота другого, каковая теплота, хотя и не ощущается, однако же находится даже посреди холода; и если бы тогда не было этой теплоты, то не было и приуготовления (reparatio). Эта теплота производит то принуждение, которое, умножаясь, заставляет смотреть на завет брачный со стороны договора, а на закон—со стороны праведнаго, как на союзы неразрывные; иначе же бывает, ежели завет и закон разрываются или разрушаются. Напротив бывает у тех, кои любовь внесупружественную отвергли, и о любви супружественной мыслят, как о небесном и о Небе, особливо же, кои о том понимают: у них завет тот со своими договорами, и закон тот со своими установлениями, вписаны в сердцах, и непрестанно более вписываются или впечатываются; у них союз любви супружней не связывается из завета договором, ниже чрез закон, но двое они находятся в самой любви, от сотворения впечатлённой; из сих состоят те в Мiре, но не взаимно. По этому самому всё, что только есть из такой любви, ощущается как свободное; ибо всякое свободное происходит единственно из любви; а притом слышал я от Ангелов, что свободное, то-есть, состояние любви Супружественной есть самое свободнейшее, потому что эта любовь есть любовь любвей.
258. XXII. ТРЕТЬЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТ ЖЕНЫ, И РАЗГОВОР О ЛЮБВИ ЕЯ. У Ангелов в Небе нет никакого противоречия и несоглсия со стороны жён, как случается у некоторых на земле. У Ангелов на небе есть также беседа и со стороны жен, и нет такого молчания, как бывает от некоторых жён на земле; но причины этих различий не позволяется мне открывать, потому что неприлично. При всём том, однако же, некоторыя из них видеть можно в четырех ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, приложенных после Статей, где тайны сии свободно открыты супругами Ангелов, тремя во Дворце, над которым был виден Дождь золотой, и седмью, сидевшими в Розовнике; каковыя Достопамятности приведены на тот конец, чтобы открыто было все относящееся до Любви супружественной, о коей вообще и часто тут разсуждается.
259. XXIII. ЧЕТВЕРТАЯ СЛУЧАЙНАЯ ПРИЧИНА ХОЛОДА ЕСТЬ ПОМЫ-ШЛЕНИЯ МУЖА ДНЕМ И НОЧЬЮ О ЖЕНЕ, ЧТО ЖЕЛАЕТ, И ВЗАИМНО ПОМЫШЛЕНИЕ ЖЕНЫ О МУЖЕ, ЧТО НЕ ЖЕЛАЕТ. Что это есть причина прекращающейся любви у жен, и что есть причина холода у мужей, оставляется без дальнейшаго изъяснения; ибо о том, что Муж, если бы о жене своей, при всяком взгляде ея днём, и при боку ея ночью мыслил, что она Желает, охладил бы все внешнее, и взаимно жена, если бы о муже мыслила, что он может и не желает. потеряла бы любовь свою, небезизвестно мужьям, которые поучаются тайнам о любви супружней. Это внесено для того, чтобы усовершить настоящее Сочинение, и наполнить Увеселения премудрости о Любви супружественной.
260. XXIV. ЧТО ХОЛОД НАХОДИТСЯ, КАК В МЫСЛИ, ТАК И В ТЕЛЕ, И ПО ПРИРАЩЕНИЯМ ТОГО ХОЛОДА ЗАКРЫВАЮТСЯ И ВНЕШНИЯ НАЧАЛА ТЕЛА. Верят ныне, что Мысль человека находится в Голове, и нисколько нет ея в Теле; когда однако же и Душа и Мысль есть как в голове, так и в теле: ибо Душа и Мысль есть человек, а обе они соста-вляют Дух, по смерти живущий, о котором, что он есть в совершенной форме человеческой, обстоятельно сказано в наших Разсуждениях. По этому самому, человек, коль скоро что-либо мыслит, то может оное тогда же произнесть устами тела, и вместе изобразить телодвижением; также, коль скоро чего желает, то может тогда делать и действовать посредством телесных членов; чего не было бы, если бы Душа и Мысль не были вместе в теле, и не составляли бы духовнаго его человека. Когда же так, то видеть можно, что когда Любовь супружественная есть в Мысли, то подобная же есть и в теле; и как любовь есть теплота, то она отворяет и внешния начала телесныя от внутренних, холод же, который есть лишение ея, затворяет от внутренних внешния начала телесныя. Из этого совершенно явствует причина способности, навсегда продолжающейся у Ангелов, и причина недостатка ея у человеков от холода.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 630;