Эммануил Сведенборг 17 страница
224. XV. ЧТО ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ТАМ ЭТА СФЕРА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЖЕНОЮ, И ЕДИНСТВЕННО ЧРЕЗ ЖЕНУ МУЖЕМ.—Что Сфера эта у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, воспринимается мужем единственно чрез жену, это ныне почитается тайною, хотя при всем том не составляет тайны, когда Жених и Первоначальный муж знать об этом может. Но то-ли, что произходит из невесты и первоначальной жены, супружественно побуждает, а не произходящее тогда от других из пола? Подобно этому есть и с теми, кои совокупно живут в любви истинно супружественной. И поелику сфера жизни окружает каждаго, как мущину, так и женщину—густо от груди, а тонко от спины; то явствует откуда произходит, что мужья, -горячо любящие своих жён, обращаются к ним, и днём смотрят на них миловидно; также, что нелюбящие своих жён, отворачиваются от них, и днём с презрением и суровостью смотрят на них. Чрез восприятие Сферы супружественной мужем единственно чрез жену, узнается и распознаётся Любовь истинно супружественная от любви супружественной зазорной, ложной и холодной.
225. XVI. ЧТО ГДЕ НЕТ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ТАМ СФЕРА ЭТА, ХОТЯ И ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЖЕНОЮ, НО НЕ МУЖЕМ ЧРЕЗ НЕЁ. —Сфера эта супружественная, втекающая во Вселенную, есть в начале своем Божественная, при поступлении своём в Небе у Ангелов есть небесная и духовная, у человеков естественная, у скотов и птиц животная, у мерзей вовся телесная, а у растений она непричастная жизни; и кроме этаго в каждом подлежащем переменяется по их формам.—Итак, поелику эта Сфера непосредственно воспринимается Полом женским, и посредственно Полом мужеским, и поелику воспринимается по формам; то следствует, что эта Сфера, которая в начале своём есть святая может обратиться в подлежащих и в не святую, и даже в противуположную, которая называется у женщин таких непотребною, а у мущин таких блудною; и как сии и те находятся во Аде, то и Сфера эта есть оттуда. Притом эта Сфера есть многоразличная, и по сему многие Виды имеющая, из коих муж принимает на себя такой вид, который сходствует с его природною склонностью, и соответствует—Из этаго может явствовать, что муж, не любящей жену, воспринимает ту сферу от инуда, а не от жены. Бывает однако же, что оную вдыхает иногда и жена, но тогда, когда не знает о том муж, и когда он разогревается.
226. XVII. ЧТО ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ БЫТЬ МОЖЕТ У ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ, И НЕСОВМЕСТНО У ДРУГАГО. -Один может из сердца желать себе супружества чистаго, а другой и не знает о том, что значит чистое; один может любить Церковное, другой же мiрское только; один может мыслью быть в Небе, а другой во Аде; и потому у одного может быть любовь супружественная, и несовместно у другаго. Таких супругов мысли, будучи противуположными, внутренно между собою сражаются, и ежели не внешно, то по крайней мере тот, кто не водится в любви супружественной, смотрит на своего товарища из союза или договора, как на постылую старуху; и так далее.
227. XVIII. ЧТО У СУПРУГОВ НАХОДЯТСЯ РАЗЛИЧНЫЯ СХОДСТВА И РАЗЛИЧНЫЯ НЕСХОДСТВА, КАК ВНУТРЕННИЕ, ТАК И ВНЕШНИЕ. Известно, что между Супругами находятся сходства и несходства, из коих видимы бывают только внешние, внутренние же узнают и сами супруги не иначе как по прошествии нарочитаго времени сожития, а посторонние люди замечают уже по признакам. Исчислять те и другие было бы тщетно, ибо это может только умножить страницы. Сходства отчасти можно выводить и об них заключать из несходств, для которых Любовь супружественная изменяется в холод, о чем показано будет в следующей Статье. Сходства и несходства вообще ведут начало свое из врожденных Наклонностей, чрез воспитания, сообщества, содружества и внушения изменяемых.
228. XIX. ЧТО РАЗЛИЧНЫЕ СХОДСТВА МОГУТ СОЕДИНЯТЬСЯ, НО НЕ С НЕСХОДСТВАМИ. Различия сходств многия, и более или менее отстоять между собою, и отстоящия могут по времени соединяться, особливо же чрез приспособление и вожделения, чрез взаимныя должности, чрез вежливости, чрез воздержания от скверных деяний, чрез общую любовь к младенцам и попечение о детях, а преимущественно чрез сообразности в предметах Церковных; ибо чрез предметы Церковные бывает соединение сходств отстоящих внутренно, чрез прочия же только внешно. Но с несходствами не может быть соединения потому, что они антипатическая или противуположныя.
229. XX. ЧТО ТЕМ, КОТОРЫЕ ВОЖДЕЛЕЛИ ЛЮБВИ ИСТИННО СУРУЖЕСТВЕННОЙ, ГОСПОДЬ ПРОВИДИТ СХОДСТВА, И ЕСЛИ НЕ БЫВАЕТ ТАКОВЫХ НА ЗЕМЛЕ, ТО ПРОВИДИТ ОНЫЯ В НЕБЕСАХ. Причина этому есть та, что все супружества любви истинно супружественной провидятся от Господа. Что Супружества от Него, об этом можно видеть выше в п. 130 и 131. Как же супружества провидятся в Небесах, о том я слышал от Ангелов такое описание: Божественное Господа Провидение особеннейшее и повсемственнйшее есть о Супружествах и в Супружествах, потому, что все приятности Небесныя проистекают из приятностей супружественных, так как сладкия воды из жилы источника. Проводятся для того, чтобы рождались Четы супружественныя, которыя и воспитываются под особым руководством Господа непрестанно до сих супружеств так, что не знают о том ни отрок, ни отроковица. По совершении времени, тогда та Девица невеста и тот Юноша жених, как бы случайно где-либо сходятся и друг друга видят, и тотчас тогда же как-будто бы по какому-либо инстинкту познают, что они чета, и из некотораго как бы внушения, внутренно в себе мыслят: юноша, что эта моя, а девица, что этот мой; и потом как это нисколько впечатляется в мысли их обоих, то свободно и по произволению между собою разговаривают и обручаются. Говорится, что как бы по случаю, инстинкту и внушению, но разумеется что по Божественному Провидению, поелику при незнании об этом так кажется; Господь бо открывает внутренния сходства, дабы друг друга видели.
230. XXI. ЧТО ЧЕЛОВЕК, ПО НЕДОСТАТКУ И УЩЕРБУ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СВОЙСТВУ СКОТА. Причина этому есть та, что человек сколько пребывает в любви супружественной, столько он есть духовен, и сколько есть духовен, столько и человек, ибо человек раждается к жизни по смерти, в которую и входит, так как имеет душу духовную, и в ту жизнь может возвышаться чрез способности разума своего. Если тогда и воля его вместе возвышается из данной также ей способности, то по смерти он наслаждается жизнью небесною; противное же бывает, если он находится в любви противуположной любви супружественной: ибо, сколько в той пребывает, столько есть естественен; человек же вовся естественный, подобен скоту относительно похотей (cupiditates), желаний (appetitus) и их приятностей, с тою только разностью, что он имеет способность возвышать свой разум в свете премудрости, и способность возвышать волю в теплоту любви небесной: сии способности не отнимаются ни у какого человека. Почему вовся естественный человек, хотя и уподобляется скоту, относительно похотей, желаний и их приятностей; однако же по смерти живёт, но в состоянии, соответствующем прежней его жизни. Из этого видеть можно, что человек, по недостатку и ущербу любви супружественной, приближается к свойству скота. Это кажется противоречащим потому, что недостаток и ущерб любви супружественной бывает у тех, которые однако не человеки; но здесь разсуждается о тех, которые ни во что вменяют любовь супружественную, будучи в любви блудной, итак в недостатке и ущербе любви супружественной.
231. При сём прилагаются ТРИ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: Некогда я услышал крики, которые как бы по воде раздаваясь исходили из адов. Во-первых, с левой стороны произносилось: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ; во-вторых, с правой: О, СКОЛЬ УЧЁНЫ; и в-третьих, позади: О, СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ! При этом пришла мне мысль, разве и во Аде есть Праведные, Ученые и Премудрые? Почему и был побужден вожделением видеть, точно ли таковые там находятся. Когда сказано было мне из Неба, что увижу и услышу,—то вышел из дома в духе, я увидел пред собою отверстие и в нём лестницу, ведущую вниз, по которой сойдя, я Увидел поля, покрытыя кустарниками терновыми и крапивными; и когда спросил, тутли Ад, то сказали, что есть ещё Земля ниже, которая близко над Адом. Продолжая идти по Крикам, и пришедши к Первому: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ, увидел я Сонм, состоявший из тех, которые в Мiре были Судьями Дружбы и Подарков; потом пришел ко второму Крику: О, СКОЛЬ УЧЁНЫ, где я увидел Сонм из тех, которые в Мiру были Словопретели, то-есть, ни о чем разсуждать не могущие, но только о всем спорить (Ratiocinatores); и по Третьему Крику, О, СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ, я увидел Сонм из тех, которые в Мiре были Утвердителями (Confirmatores) то-есть, утверждали или доказывали; но от этих обратился я к Первому, где были Судьи Дружбы и Подарков, провозглашенные Праведными. Тут я увидел на одной стороне как Амфитеатр, построенный из кирпичей, покрытый чёрными черепицами, о котором сказано было, что он называется Судилищем. В этом строении видны были три входа от стороны северной, и три также от стороны западной; с полуденной же и с восточной стороны ни одного входа; это самое и доказывало, что Суды их не были Суды Правды, но Мнения. Посредине Амфитеатра видна была Печь, в которую источники образовали факелы серные и известковые, от света коих представлялись на стенах изображения птиц вечерних и ночных; но печь та и, исходящим из нея светом, изображаемыя формы, были представлениями судов их, то-есть, что так они могут всякия судныя требования раскрашивать разными колерами и наводить им виды по пристрастию. Спустя около полчаса, явились Старики и Юноши в разных епанчах; они, сняв свои шапки, сели за Столами для суждения. Тогда я услышал и понял сколь хитро и искусно, по взгляду дружбы, склоняли и изворачивали суды в видимости правды до того даже, что им самим неправедное казалось праведным, а праведное неправедным; мнения таковыми казались из лиц их и слышны были из речей их. Тогда дано было мне просвещение из Неба, посредством котораго я понял справедливое ли было суждение их или цвет; и потому видел сколь искусно и прилежно прикрывали неправедное и наводили оному видимость праведнаго, избирая из законов то, что послужило к собственной их пользе, а прочее дополняли своими доказательствами. По окончании судов, выносимы были Приговоры для показания покровительствуемым друзьям и благоприятелям, которые, чтобы изъявить им своё в том удовольствие, кричали: О, СКОЛЬ ПРАВЕДНЫ! После этого, я говорил с Ангелами Неба, разсказывая им виденное мною и слышанное,—и Ангелы мне сказали, что такие судьи иным кажутся, будто бы они одарены проницательнейшею остротою разума, хотя притом ничего не видят праведнаго и справедливого; если отдалить от них воспламеняющую их к этому чью-либо дружбу, то сидят в судах немые, как статуи, и только говорят: приступаю, соображаюсь с тем или с тем; причина же этому та, что все Суды их составляют Предсуждение (Praejudicium), которое соединяясь с благоприятством, следует за Причиною от начала до конца ея: и поэтому ничего другого не видят, кроме того, что касается до друга, а что против его, удаляют в стороны; если же встречают что-либо этому подобное, то запутывают своими доводами и заключениями, так, как паук добычи свои паутиною, и истребляют: по сему-то, если не следуют за направлением своего предсуждения, то ничего не видят праведнаго. Они были испытаны, могут ли видеть, и найдено, что нет. Этому будут удивляться жители твоего Мiра; но объяви им, что все это есть истина, Ангелами Неба испытанная. Поелику же те Судьи ничего не видят праведнаго, то в Небе мы смотрим на них не как на человеков, но как на чудовищ, которых голову составляет касающееся до дружбы, грудь—касающееся до неправды, ноги—касающееся до утверждения, а подошвы—касающееся до правды,—и если это не благоприятствует другу, то оное топчут и попирают. Каковыми же кажутся нам из Неба, увидишь, ибо приближается конец их. И тогда же вдруг открылась земля, столы на столы упали, и вместе со всем Амфитеатром пожерты и ввержены в пещеры и заключены. Когда же мне сказано было, хочешь ли их видеть там, и я туда взглянул; то показались лица у них как сталь выглаженная, тела от шеи до чресл, как изваяния из камня, одетыя кожами пардов или рысей, ноги же, как змеи; Книги же Закона, лежавшии на столах, изменились в игральныя карты, а вместо суждения, дано им в награждение, чтобы приготовляли сурик для румян, которыми намазывали бы лица блудниц, и их таким способом переменяли бы в красавиц. По увидении этого, я желал идти и к прочим двум Сонмам, к одному, где только Словопретели или Спорщики, и к другому, где только Утвердители; но тогда сказано было мне, чтобы подождал несколько, что даны будут спутники Ангелы из Общества ближайшаго над ними, и что чрез этих спутников дан будет мне и свет от Господа, и увижу потом Удивительности.
232. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. После некотораго времени, я услышал опять из Нижней земли крики прежние: О СКОЛЬ УЧЕНЫ, О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ! Обозрев вокруг себя, я увидел Ангелов, обитающих в Небе непосредственно над кричащими О СКОЛЬ УЧЁНЫ. Ангелы сии, разговаривая со мною об этом Крике, сказали, что эти УЧЁНЫЕ те, которые только производят Прете или Спор о чем-либо, находятся-ли то, или и редко разсуждают, что такое есть. Они как ветры дующие и , и как кора около дерев, без сердцевины или мозга (medulla) как скорлупа около миндалей, без ядра, или как поверхности около плодов, без тела: ибо мысли их без внутренняго суждения, а соединены только с чувствами телесными; и по этому, если не разсуждают и не судят сами чувства, то и они ни о чём не могут иметь прети или споров. Словом, они совершенно чувственные, и мы называем их СЛОВОПРЕТЕЯМИ (ratiocinatores), потому что они ни о чём не заключают, но что слышат, о том только и спорят, находится-ли то, непрестанно противореча; ни Ничего так не любят, как приступать к самым истинам, которыя и разрывают своими спорами. Они-то думают о себе, что ученее всех в Мiре.—Услышав это, я просил Ангелов отвести меня туда; и повели меня к Пещере, от которой был ход к Нижней земли; по этому ходу мы сошли, и последовали за Криком, О СКОЛЬ УЧЁНЫ. Тут было несколько сот стоящих на одном месте, биющих землю ногами. Удивясь этому сперва, я спросил: для чего так стоят и подошвами бьют землю? и при этом сказал, что так могут ногами выбить землю. Ангелы разсмеясь при этом, сказали, что сии таковыми кажутся, потому, что не разсуждают ни о какой вещи, так-ли есть, как о ней говорится, но только спорят находится ли та вещь; и так как мысль их далее этого не простирается, то и кажутся они, будто топчут и трут одну глыбу земли, а дали не поступают.—Когда же я приблизился к тому собранию, и составлявшие его представлялись мне человеками не безобразными, и притом в изрядных одеждах: то Ангелы объявили мне, что такими кажутся при своём свете: если же втекает туда свет из Неба, то изменяются их виды, также и одежды. Так и сделалось; и тогда они представились с лицами мрачными и одетые чёрными мешками; по отдалении же этого света, опять были по прежнему. Тогда я немедля начал разговаривать с некоторыми из них, и сказал: я слышал крик Сонма около вас: о сколь учёны — и для того да позволено будет мне с вами несколько побеседовать о предметах, относящихся до великаго Учения. На это они отвечали: говори, что угодно, и удовлетворим. После этого, я спросил их, какая бы была Религия, спасающая человека? Они сказали: разделим этот вопрос на многия части, и прежде заключения о том, не можем дать ответа; почему и станем разсматривать: 1-ое, Религия есть-ли что-либо. 2-е, Спасение есть-ли или нет. 3-е. Одна Религия действует-ли более другой. 4-е. Небо и ад существуют-ли. 5-е. Также и жизнь вечная по смерти находится-ли, и прочее. Когда я спросил о Первом, Религия есть-ли что-либо; то начали разсуждать об этом предмете множеством доводов, находится-ли Религия, и есть-ли она что-либо. Потом я просил, чтобы об этом представили в Собрание; и когда туда представили, то последовал общий ответ, что такое Предложение требует столь многаго изследования, что невозможно окончить и до вечера. Когда же я спросил, что может быть не кончится и чрез год; то один из них сказал, что может быть и во сто лет. Тогда я сказал: между тем вы без Религии. На это мне отвечал: разве не следует доказать сперва „находится-ли Религия", и, которая так называется, есть-ли что-либо; ежели находится или есть, то будет и для премудрых; если же нет, то будет только для черни: известно, что Религия называется обязательством, но спрашивается для кого? Ежели только для черни, то сама по себе не составляет ничего; если же и для Премудрых, то она тогда составляет нечто. — Услышав это я сказал им: вы всего менее Учёные; ибо не можете иного мыслить и разсуждать, кроме о том только — находится-ли, и это оборачивать на все стороны. Кто может быть Ученее того, который зная что-либо, знает оное точно, и входит в то так, как человек ходит из шагу в шаг, и так постепенно в премудрость? Иначе же вы, не касаетесь истин, ниже ногтем, но более и более отделяете их от своего взора. Иметь прение только, или споря умствовать о чем-нибудь, находится-ли то, не значит-ли умствовать о шапке, или о сапоге, никогда и нигде не употребляемых? Что из этого проистекает, как не то, что не знаете бывает-ли что-либо, и даже бывает-ли спасение и жизнь вечная по смерти?, также одна Религия более-ли другой действует?.. Небо и ад существуют-ли?.—Об этих предметах вы не можете разсуждать ничего, пока пребываете в первом шагу или на одном месте и бьёте песок там ногами, не поступая далее. Берегитесь, чтобы мысли ваши, будучи вне суждения, не загрубели внутренне, и не сделались бы статуями соляными, а вы друзьями жены Лотовой.—Сказав это, я пошёл от них, а они от негодования бросали в след за мною камни; когда же я на них взглянул, то они представились мне тогда изваяниями каменными, не имеющими никакого человеческаго смысла. Почему я и спросил о жребии их у Ангелов, которые сказали, что таковые отсылаются в глубину адскую, где в пустыне принуждаются к ношению ношей, и тогда, не будучи в состояния произносить что-либо из разсудка, болтают и пустословят, почему и кажутся там издали как ослы навьюченные.
233. ТРЕТЬЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Потом сказал мне один из Ангелов: следуй за мною до места, где кричат, О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ, и что я увижу чудовища человеков, которыя хотя имеют лица человеческия, однако же они не человеки. И когда я спросил: разве по этому они скоты: то ангел отвечал, что не скоты, но ското-человеки; ибо они вовся не могут видеть истиннаго—истинное-ли то, или нет,—однако же могут делать истинным что только захотят; таковые у нас называются УТВЕРДИТЕЛЯМИ.—Тогда мы последуя крику, пришли к месту, где увидели Сонм мужчин, и около его толпу, в коей были некоторые из знатнаго происхождения, и услышав, что утверждали все ими говоренное, изъявив явно своё в том удовольствие, сказали: О СКОЛЬ ПРЕМУДРЫ!—Когда же Ангел отговорил меня ближе туда подходить, то мы вызвав одного из того Сонма, и отойдя подале в сторону, разговаривали с ним о различном, а он Доказывал каждое разсуждение особенно, даже до того, что доказательства его вовся казались истинными. Потом мы спросили у него, может ли он также доказывать и противное? Он отвечал, что может также искусно как и первыя; почему тогда же откровенно и из сердца сказал: что значит истинное?.. разве находится в природе вещей какое-либо другое истинное, кроме то только, что человек делает истинным? Скажи мне, что угодно, и сделаю то истинным. Я сказал ему: сделай истинным то, что Вера есть всё Церкви. Он исполнил это так удачно и проворно, что около стоявшие тут Учёные удивились и рукоплескали. Потом я просил его доказать истину того, что человеколюбие есть всё Церкви; и это он исполнил. Поелику, по предложению, что человеколюбие есть ничто Церкви. Он прикрыл и украсил оба предложения видимостями так, что предстоящие смотрели друг на друга и говорили, не есть-ли этот Премудрый. Тогда я сказал ему: не знаешь-ли, что добродетельно жить есть Человеколюбие, и что справедливо веровать есть Вера; ибо кто добродетельно живёт, тот и справедливо верует,—следовательно вера есть из человеколюбия, и человеколюбие есть из веры. Видишь-ли, что это есть истинное или истина? Он отвечал: сделаю это истинным и увижу; сделал и сказал: вижу. Потом скоро сделал противное истиным, и тогда сказал: вижу, что и это есть истинное.—При этом мы усмехнувшись, сказали: не противное-ли это; как ты можешь два противныя видеть истинными? Он, огорчась этим, отвечал: ошибаетесь, обое истинныя; ибо не иное есть истинно как то только, что человек делает истинным. Стоявшие близ нас некто, бывший в Мiре Легатом или Послом первой степени, удивляясь этому, сказал: замечаю, что подобное есть и в Мiре, — однако же ты сумасбродствуешь, сделай, ежели можешь, Истинным то, что Свет есть Тьма, и Тьма есть Свет. Тот отвечал: это исполню весьма легко: что Свет и Тьма, если не Состояние ока? Не изменяется-ли Свет в тень, когда око смотрит из противу лежащаго Солнцу места? и когда пристально око смотрит на Солнце, то кто не знает, что тогда состояние ока изменяется, и что потому Свет кажется тенью; когда же возвращается состояние ока, тогда тень кажется светом? Сова не видит-ли тьму ночную как свет дневной, а свет дневной, как тьму ночную, и самое Солнце кажется ей шаром тёмным и не-прозрачным? Если бы какой человек имел такия глаза как у совы, то что бы он называл Светом и что Тьмою? Что тогда Свет, ежели не состояние ока, а ежели есть состояние ока, то не Свет ли тогда есть Тьма, а Тьма Свет; почему одно предложение есть истинное, также и другое есть истинное. После этого, тот Посол просил показать истинным, что Ворон есть белый, а не черный. На сие отвечал: и это также сделаю, и сказал: возьми иглу, -либо бритву, раздели перья и пух, и посмотри с кожи ворона, бел ли он; ибо что чёрное, вокруг его состоящее, как не тень, по которой нельзя судить о цвете Ворона? Что чёрное есть только тень, спроси у знающих оптику,—и скажут; -либо сотри чёрный камень или стекло в пыль, и увидишь, что пыль та белая. Когда же Посол спросил; не рождается ли Ворон пред взором чёрным, то Утвердитель или Доказатель отвечал; если желаешь ты, будучи человеком, мыслить что-либо по видимости, то конечно можешь говорить о том по видимости (ex apparentia), что Ворон есть чёрный, но не можешь мыслить того; как например: можешь говорить по видимости, что Солнце восходит, проходит и заходит, но будучи человеком, не можешь того мыслить, потому, что Солнце стоит неподвижно, а земля обращается. Так точно и с Вороном: видимость есть видимость; скажи, что хочешь, даже, что Ворон есть бел, ибо седеет или белеет, когда состаревается, это я видел. Потом мы просили его, чтобы он объявил нам сердечно, шутит или верит, что истинное есть то только, что человек делает истинным? Он отвечал: божусь, что так верю. После этого, Легат спросил, может ли сделать истинным то, что он сам сумазбродствует? Отвечал тот: могу, но не хочу; ибо кто не сумазбродствует. После сего, этот всеобщий Утвердитель или Доказатель послан был к Ангелам, для испытания, каков он есть. Ангелы по испытании сказали, что он ни зерна разума не имеет, поелику у него закрыто всё то, что есть вышеразсудительное, а открыто только нижеразсудительное. Вышеразсудительное есть Свет Небесный, а ниже-разсудительное, есть Свет естественный, и этот Свет есть таков, что посредством его можно утверждать всё, что только угодно, но если Свет Небесный не втекает в свет естественный, то человек не видит истинное-ли то или ложное; а это и то видеть можно только из Света Небеснаго в свете естественном. Свет Небесный есть от Бога Неба, Который есть Господь; почему всеобщий тот Утвердитель есть ни человек, ни скот, но ското-человек. Наконец, спросил я у Ангела о жребии таковых, и могут-ли совокупно быть с живыми, потому что жизнь у человека есть из Света Небеснаго, и из этого есть Разум его? Ангел сказал, что таковые, когда одни находятся, тогда не могут ничего мыслить или разсуждать, и оттуда говорить, но стоят немые, как машины, и как в глубоком сне или изступлении, пробуждаются же тогда, когда услышат что-либо ушами; что таковыми бывают те, которые внутренно злые, ибо в них может втекать Свет Небесный Свыше, но только нечто духовное чрез откуда у них есть и способность утверждать или доказывать. По окончании-этих слов, услышал я глас от Ангелов, испытывавших его, по-мне сделать из всего слышаннаго всеобщее Заключение, которое мною и сделано так: «Возможность утверждать или доказывать то, что угодно, не означает разумеющаго; но возможность видеть истинное истинным, и ложное ложным, и это утверждать, означает такового». Поелику сего, я взглянул к Сонму, где стояли Утвердители, и толпа около их кричала: о сколь Премудры. Вдруг Облак мрачный покрыл их, и в том облаке летали совы и нетопыри. При этом мне сказано, что совы и нетопыри, в облаке мрачном летающия, есть соответствия, и оттуда видимости помышлений или разсуждений их; поелику, утверждения лжей, кажущихся истинами, представляются в этом Мiре в видах птиц ночных, коих глаза призрачный свет, внутренно освещает, и из него видят предметы в потьмах, как в свете. Такой Свет призрачный (fatum lux) духовен есть для тех, которые утверждают лжи, даже до того, что кажутся истинами, и потом называются и почитаются истинами. Все таковые находятся в видении последнем, а не в каком-либо видении первом.
О Причинах Холодов, Разлучений и Разводов в Супружествах.
234. Разсуждая здесь о Причинах Холодов в Супружествах, вместе разсуждается также о Причинах Разлучений и Разводов, потому, что оные между собою соединяются; ибо Разлучения (Separationes) не что иное, как следствие Холодов, постепенно после супружества вселившихся, или открытых тогда причин, которыми производят и холод. Разводы же (Divortia) составляют последствия Прелюбодияний, так как они вовся противуположны Супружествам; противуположное же наводит холод, если не обоим, то по крайней мере одному из супругов. Эта причина побудила соединить в одну Статью разсуждение о Причинах разлучены и разводов. Но такое соединение причин яснее видеть можно в следующем Порядки: I. Что есть или существует Теплота духовная., и что также есть и Холод духовный; что теплота духовная есть Любовь, а Холод духовный есть лишение её. II. Что Холод духовный в Супружествах есть разлучение душ и разделение мыслей; от этого Неразборчивость, Несогласие, Презрение, Небрежение и Отвращение; а из них наконец у многих разлучение относительно ложа, спальни и дома. III. Что Причины холодов в поступлениях своих многия: некоторый Внутренния, некоторыя Случайныя. IV. Внешния и некоторыя V. Что Причины холодов Внутренняя происходят из религии. V. Что из этих причин Первая есть отвержение Религии обоими. VI. Вторая причина, что у одного только есть Религия и не вместить у другого. VII. Третья причина, что иная Религия есть у одного, и иная у другого. VIII. Четвертая причина есть лживость Религии. IX. Что сии Причины холода внутренняго, но не вместе и внешняго у многих. X. Что Причины внешняя холода также многия, и Первая из них есть Несходство склонностей и нравов. XI. Вторая причина, что Любовь супружествснную почитают за одну с любовью блудною, исключая только того, что эта законом недозволенная, а та позволенная. XII. Третья причина есть ревность первенства (aemulaio superemenetiae) между супругами. XIII. Четвертая причина есть нерасположение к какому-либо занятию или труду, из чего происходит неограниченная похоть. XIV. Пятая причина Неравенство состояния и звания по внешности. XV. Что также находятся некоторыя Причины и разлучений. XVI. Первая из них есть Порок мысли. XVII. Вторая есть Порок тела. XVIII. Третья причина есть Немощь или Безсилие до Супружества. XIX. Что Прелюбодеяние есть причина развода. XX. Что и Случайныя причины, многия же, и из них Первая есть Общее из всегдашняго позволения (commune ex jugi licito). XXI. Вторая причина есть, что Сожитие с Супругою по завету и закону, кажется принужденным, а несвободным. XXII. Третья причина есть подтверждение от жены, и разговор о любви ея. XXIII. Четвертая причина, помышление мужа днём и ночью с женой, что желает, и взаимно помышление жены о муже, что не желает. XXIV. Что холод находится, как в мысли, так и в теле; и по приращениям того холода закрываются и внешния начала тела. Следует теперь изъяснение.
235. I. ЧТО ЕСТЬ ИЛИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ, И ЧТО ТАКЖЕ ЕСТЬ И ХОЛОД ДУХОВНЫЙ; ЧТО ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, А ХОЛОД ДУХОВНЫЙ ЕСТЬ ЛИШЕНИЕ ЕЯ. Теплота Духовная не от инуда происходит как из Солнца Мiра духовнаго, ибо там есть Солнце, происходящее от Господа, Который посреди его; и так как от Господа, то по этому и Солнце то есть в пребывании своём чистая Любовь. Это Солнце пред Ангелами кажется огненным и точно так, как Солнце нашего Мiра кажется пред человеками. Кажется оно огненным потому, что Любовь есть огонь духовный. Из этаго Солнца происходит и Теплота и Свет: но как это Солнце есть чистая любовь, то и теплота оттуда в сущности своей есть любовь же, а свет оттуда в сущности своей есть премудрость; из чего и явствует откуда происходит теплота духовная, и что есть Любовь. Откуда же происходит Холод духовный, о том теперь же кратко изъяснится. Холод этот есть из Солнца Мiра естественнаго, и из его теплоты и света. Солнце Мiра естественнаго сотворено с тем, чтобы его теплота и свет воспринимали в себя теплоту и свет духовные, по-средством атмосфер доставляли бы их даже до последних подлежащих на Земле, для произведения действий конечных, которыя составляют присутствия Господа в Его Солнце, и для одеяния духовностей одеждами приспособленными, то есть, материями, для произведения концов последних в природе. Это бывает тогда, когда теплота духовная соединяется с теплотою естественною; противное же следует, когда отделяется теплота естественная от теплоты духовной, что и случается у тех, кои любят естественное, а отвергают духовное: у них теплота духовная и бывает холодом. Две сии любви, от сотворения согласныя, бывают так противуположпыми потому, что тогда теплота—господин бывает теплотою—рабом, и взаимно; а чтобы этого не было, то отступает теплота духовная, которая по своему происхождению есть господин, и тогда в подлежащих тех теплота духовная хладенеет, потому что делается противуположною. Из этого явствует, что значит холод духовный, и что он есть лишение теплоты духовной. В сказанном теперь, чрез теплоту разумеется любовь, потому, что эта теплота, в подлежащих живущая, ощущается как любовь. Слышал я в Мiре духовном, что Духи вовся естественные хладенеют долговремянным холодом, когда присовокупляют себя к боку Ангела, находящагося в состояния любви, и что подобно же и духи адские, когда к ним втекает теплота из Неба, но что между собою, по отдалении от них теплоты небесной, распаляются великою теплотою или жаром.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 715;