Эммануил Сведенборг 15 страница
187. III. ЧТО СИИ ПЕРЕМЕНЫ БЫВАЮТ ИНЫЯ У МУЩИН И ИНЫЯ У ЖЕНЩИН; ИБО МУЩИНЫ ОТ СОТВОРЕНИЯ ЕСТЬ ФОРМЫ ЗНАНИЯ, РАЗУМЕНИЯ И ПРЕМУДРОСТИ, А ЖЕНЩИНЫ ЕСТЬ ФОРМЫ ЛЮБВИ ОНЫХ У МУЩИН. Что мущины сотворены быть формами разума, а Женщины сотворены быть Формами любви разума мущин,—об этом изъяснено выше в п. 90. Что перемены состояния, последующия у мущины и у женщины, от возраста младенческаго до зрелаго, суть для обновления форм, то есть разумной (intellectualis) у мущин и волительной (voluntaria) у женщин,—это следует. Это происходит, что иныя перемены бывают у мущин и иныя у женщин: однако же как у тех, так и у других обновляется форма внешняя, которая есть форма тела, по обновлению формы внутренней, которая есть форма мысли; ибо мысль действует на тело, но не взаимно. Это самое и есть причиною, что Младенцы в Небе бывают человеками, относительно их роста и красоты, по приращению у них разумения, иначе, нежели Младенцы на земле, поелику сии облечены телом материальным, подобно животным; сходствуют же только в том, что сперва растут наклонности к тому, что тешит чувства тела их, и потом малопомалу к тому, к чему побуждает чувство внутреннее мыслительное (sensum cogitativum), и от степени в степень к такому, которое наполняет волю побуждением; когда же приблизится возраст средний между созревшим и недозревшим, тогда входит наклонность супружественная, то есть, наклонность девицы к юноше и юноши к девице. Поелику в Небесах, равно как и на земле, девы из врожденннаго благоразумия наклонности своей к супружеству скрывают или таят; то юноши там не знают иначе, как что они возбуждают в девах любовь,—и это хотя кажется им из побуждения (ex incitatione) мужескаго, однако же при всем том оно есть из втечения любви к прекрасному Полу, о каковом втечении будет сказано в другом месте. Из этого явствует истина Предложения, что перемены Состояния бывают иныя у мущин и иныя у женщин; ибо мущины от сотворения есть формы знания, разумения и премудрости, а женщины есть формы любви оных у мущин.
188. IV. ЧТО У МУЩИН ЕСТЬ ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШИЙ СВЕТ, А У ЖЕНЩИН ВОЗВЫШЕНИЕ МЫСЛИ В ВЫСШУЮ ТЕПЛОТУ И ЧТО ЖЕНЩИНА ОЩУЩАЕТ УВЕСЕЛЕНИЯ СВОЕЙ ТЕПЛОТЫ В СВЕТЕ МУЩИНЫ. Чрез свет, в который возвышаются мущины, означается разумение и премудрость, поелику Свет духовный, происходящей из Солнца Мiра духовнаго, который в сущности своей есть Любовь, то же или едино действует с двумя оными; а чрез теплоту, в которую возвышаются женщины, разумеется любовь супружественная, ибо теплота духовная, происходящая от Солнца того Мiра, в сущности своей есть любовь,—и у женщин любовь, совокупляющаяся с разумением и премудростью у мущин, которая в своём пространстве называется Любовью супружества или супружественною, и чрез определение бывает этой любовью. Говорится возвышение в высший свет и теплоту потому, что в этом свете и теплоте находятся Ангелы Небес высших: и действительно это возвышение есть так, как от мглы или тумана в чистый воздух, и из нижней его стороны в верхннию, а из нея в Эфир. Почему возвышение в свет высший у мущин, есть возвышение в разумение высшее, а от него в премудрость, в которую бывает возвышение высшее и высшее; возвышение же в теплоту высшую у женщин, есть в Любовь супружественную чистейшую и чистейшую, и непрестанно к супружественному, которое от сотворения хранится в самых внутренних началах. Возвышения сии, сами по себе разсматриваемыя, составляют отверстыя мысли. Мысль человеческая разделена на Страны (regiones) так, как Мiр относительно Атмосфер, из которых нижняя есть водяная, высшая есть воздушная, и еще высшая есть Эфирная, над которою также есть еще высшая. В подобныя Страны возвышается Мысль человека, по мере отверстия ея у мущин чрез премудрость, а у женщин чрез любовь истинно супружественную.
189. Говорится, что Женщина ощущает увеселения своей теплоты в свете мущины, но это разумеется так, что женщина ощущает увеселения своей теплоты в премудрости мущины, ибо эта есть вместилище, и когда любовь находит сие соответствующим себе, тогда она есть в приятностях и увеселениях своих; но не разумеется то, что теплота со светом своим увеселяется вне форм, а внутрь их,—и теплота духовная со светом духовным потому более там, что те формы из премудрости и любви суть жизненныя, и по сему восприемлемыя. Это несколько можно объяснить из игр, так названных, теплоты со светом в Растениях: во внешности их есть простое только соединение теплоты и света, а внутри их есть как игра между собою, потому, что они там находятся в формах или вместилищах, переходя оныя чрез удивительныя излучины (maeandros), и в самых внутреннейших там производят служений плода, и также свободно и пространно издают приятности свои на воздух, наполняя оный благоуханием. Но гораздо живее еще бывает увеселение теплоты духовной со светом духовным в человеческих формах, в которых эта теплота есть любовь, супружественная и свет этот есть премудрость.
190. V. ЧТО СОСТОЯНИЕ ЖИЗНИ У МУЩИН И У ЖЕНЩИН ИНЫЯ ДО СУПРУЖЕСТВА И ИНЫЯ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА. До супружества у обоих полов два Состояния: одно прежде появления наклонности к супружеству, а другое после супружества. Того и другаго состояния перемены, и от них образования мыслей одна за другою, следуют порядком, по непрерывным их приращениям; но такия перемены описывать здесь не можно, ибо они многоразличныя в подлежащих. Самыя наклонности к супружеству прежде онаго, только вообразительныя в мысли, и бывают более и более ощутительными в теле; состояния же наклонностей после супружества, составляют состояния соединения и также деторождения, которыя от первых столько различествуют, сколько исполнения от намерений.
191. VI. ЧТО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СУПРУЖЕСТВА ПЕРЕМЕНЯЮТСЯ У СУПРУГОВ И СЛЕДУЮТ ОДНО ЗА ДРУГИМ, ПО МЕРЕ СОЕДИНЕНИЯ МЫСЛЕЙ ИХ ЧРЕЗ ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННУЮ. Перемены состояния и последствия онаго после супружества у обоих у мужа и жены, происходят по Любви супружественной у них; следовательно,или соединяют или разлучают мысли, потому, что Любовь супружественная есть у супругов не только переменная (varius), но и различная или несходственная (diversus); переменная у тех, кои себя внутренне любят, ибо у них втекает оно попеременно,—однако же во внутренней своей теплоте пребывает постоянно; любовь же различная или сходственная есть у тех супругов, кои друг друга любят наружно: у сих любовь эта втекает попеременно, не из таких причин как любовь переменная, но из перемен—то холода, то теплоты. Причиною таковых несходств есть то, что у сих действует начально тело, коего теплота, вокруг разливаясь, влечет с собою в общение низинныя начала мысли; у тех же, то есть, у любящих друг друга внутренно, действует начально мысль, а потом уже присоединяет к себе и тело. Кажется будто любовь восходит из тела в душу, поелику, коль скоро тело гоняется за прелестями, то чрез глаза, как бы чрез двери входит в мысль,—и так чрез зрение, как бы чрез притворство, в помышления, и тотчас в любовь; однако же при всем том любовь из мысли низходит и действует на нижния начала по их расположение. По этой причине Мысль похотливая действует похотливо, а Мысль чистая действует чисто, и сия располагает тело, а та располагает телом.
192. VII. ЧТО СУПРУЖЕСТВА ТАКЖЕ НАВОДЯТ ДУШАМ И МЫСЛЯМ СУПРУГОВ ИНЫЯ ФОРМЫ. Что Супружества наводят душам и мыслям Супругов иныя формы, того нельзя приметить в Мiре естественном, потому, что души и мысли живущих в этом Мiре, окружены телом материальным, сквозь которое мысль редко просияивает; а притом и человеки нынешняго Века, более нежели Древние, от младенчества учатся наводить такия виды, под которыми глубоко скрывают побуждения своей мысли: а это самое и есть причина, что нельзя распознать, какия у них формы прежде супружества и какия после онаго. Но что формы душ и мыслей иныя после супружества, нежели прежде онаго, об этом явствует из тех же в Мiре духовном: ибо тогда они состоят Духами и Ангелами, которые не иное что как Мысли и Души в человеческой форме или образе, обнаженныя от внешних покровов, составленных из стихий водных и земных; и из паров, оттуда разсеянных в воздухе, по извержении коих и открывается, какия были формы мыслей внутри в телах своих;—и тогда ясно видно, что иныя формы у тех, которые живут в супружестве, и иныя у тех, кои не в супружестве. Вообще у супругов есть внутреннейшая красота лица; ибо муж заимствует от жены приятный румянец любви ея, а жена от мужа светлый блеск премудрости его,—и это от того, что двое супругов там соединены душами, и при том в обоих является полнота человеческая. Так есть только в Небе, потому, что не инде состоят Супружества: а ниже Неба находятся только Сожительства (connubia), которыя соединяются и разрываются.
193. VIII. ЧТО ЖЕНЩИНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБРАЗУЕТСЯ В ЖЕНУ МУЖНИЮ, ПО ОПИСАНИЮ В КНИГЕ ТВОРЕНИЯ. В этой Книге говорится, что “вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.” Гл: II. ст. 22, 23, 24. Чрез Ребро грудное в Слове, по смыслу духовному не иное означается, как Истина естественная: она также означается и у Даниила чрез Ребра, кои Медведь в зубах носил, VII: 5; ибо чрез Медведей означаются читающие Слово в смысли естественном, и видящие там истины без разума. Чрез Грудь мущины разумеется та существенность и собственность, которая различествует от груди женщины; а что оная есть премудрость, о том видеть можно выше в п. 197 поелику истиною поддерживается премудрость так, как костью поддерживается грудь. Это означается потому, что в груди находится все, относящееся до человека, как в своем центре.—Из сего явствует, что Женщина сотворена из Мущины чрез переписание или перемещение (per transcriptionem) его собственной премудрости, тоесть, из истины естественной,—и что эта любовь от мущины перенесена в женщину с тем, дабы была Любовью супружественною; также, что это сделано для того, дабы в истине не была любовь себя, но любовь жены, которая из свойства, ей врождённаго, не может иначе, как любовь себя у мужа, обратить в любовь его к себе. Это, как я слышал, бывает из самой любви жены, когда однако же не знают о том ни муж ни жена. Посемуто никто не может истинно супружески любить супругу; если гордится из любви себя собственным разумением.—По уразумении мущиною этой тайны творения, может ему казаться, будто женщина сотворяется или образуется от мущины в супружестве, и что это бывает от жены или, лучше сказать, чрез жену от Господа, вливающаго наклонности в женщин так делать: ибо жена воспринимает в себя образ мужа, чрез присвоение себе его побуждений, о чем показано выше в п. 183, и чрез соединение внутренней воли мужа со своею,—о чем следует; также и чрез причитание себе размножения души его, о чем тоже следует.—Из этого ясно видно, что женщина по описанию, внутренне разумеемому в Книге Творения, образуется в жену чрез взятия сущности из мужа и его груди и в нее вписанныя.
194. IX. ЧТО ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ БЫВАЕТ ОТ ЖЕНЫ СПОСОБАМИ ТАЙНЫМИ, И ОНО РАЗУМЕЕТСЯ ЧРЕЗ СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ СНА МУЩИНЫ.—Читается в Книге Творения, что “И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.” Гл: II: 21, 22. Что чрез сон и успение мущины означается полное незнание его, что жена образуется и как бы сотворяется от него, об этом явствует из показанных в предыдущей статье, где также изложено о впечатлённом благоразумии и осторожности жён, относительно молчания их о любви своей, равно о присвоение побуждении жизни мужа, а посему и о переписании или перемещении премудрости его в себя.—Что это производит жена, и о том не знает и как бы спит муж, следовательно способами тайными, это явствует из вышеизъясненнаго в пп. 166, 167 и 168 и след., где также изъясняется и то, что благоразумие к произведению этого женщинам впечатленно от сотворения, и потому от рождения, для утверждения супружественной любви, дружбы и доверия,—и так для блаженства в сожитии и благоденственной жизни. Почему, дабы это восприяло свою силу и исполнение, то возложено на мужа, чтобы он оставил отца и матерь и прилепился к жене. Быт. II: 24, Мат. XIX: 4, 5. —Чрез отца и матерь, коих должен оставить муж, в смысле духовном разумеется собственное его начало воли и собственное начало разума: собственное же начало воли человеческой есть любить себя, а собственнное начало разума его есть любить свою премудрость. Чрез прилепиться к жене, разумеется причитать себя к любви жениной.—Что два те собственныя начала составляют зла смертельныя для мужа, если в нем пребудут, и что любовь обоих оных превращается в любовь супружественную, по мере прилепления мужа к жене, тоесть, восприятия любви своей, о том показано выше в п. 193 и в других местах.—Что чрез спать означается быть в неведении и безпечности; что чрез отца и матерь означаются два собственныя начала человеческия — одно воли, а другое разума, и что чрез прилепиться означается причитать себя к любви другого,—об этом хотя из многих мест в Слове довольно можёт быть доказано,— но здесь не место.
195. X. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТАКОЕ ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ СОЕДИНИЕ СВОЕЙ ВОЛИ С ВНУТРЕННЕЮ ВОЛЕЮ МУЖА. Что у мужа есть премудрость разсудительная и премудрость нравственная и что жена соединяет себя с тем, что есть из премудрости нравственной у мужа, о том показано выше в пп. 163, 164 и 165. То, что есть из премудрости разсудительной, составляет разум мужа, а что есть из премудрости нравственной, составляет волю его, со составляющим же волю мужа соединяет себя Жена.—Одно и то же есть сказать: или жена себя соединяет, или свою волю с волею мужа; ибо она рождена быть добровольною или волительною,—и потому, что она делает, то производит из воли.—Что же говорится о соединении с внутреннею волею мужа, то потому, что воля мужа имеет свое пребывание в разуме его, а разумное начало мущины есть самое внутреннейшее начало женщины, как показано выше об образовании женщины от мущины в п. 32 и в других местах. Хотя же у мущин есть воля и внешняя, но она чаще заимствует лицемрия и притворства: на эту прилежно смотрит жена, однакоже с оною не соединяет себя, кроме притворно или шутя.
196. XI. НА ТОТ КОНЕЦ, ЧТОБЫ ОБОИХ ВОЛЯ БЫЛА ЕДИНОЮ, И ПОСЕМУ ДВОЕ БЫЛИ БЫ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Кто соединяет себя с чьею-либо волею, тот соединяет себя и с разумом его; ибо разум, сам по себе разсматриваемый, не иное что есть, как служение и услуга воли.—Что так есть, об этом явствует из побуждения любви, действующей на разум к помышлению по произволу.—Всякое побуждение любви есть собственность воли; ибо, что человек любит, того и желает. — Из этого следует, что кто присовокупляет себе волю человека, тот присовокупляет и всего его. Посемуто в любовь жены впечатленна наклонность соединять волю мужа своего с волею своею; и так жена бывает мужнею, а муж жениным, следовательно двое одним человеком.
197. XII. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТО ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ ПРИСВОЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ МУЖА. Это то же есть, что показано и в предидущих двух членах: ибо побуждения состоят из воли,—и побуждения, будучи происхождениями любви, образуют волю, прозводят и составляют оную. Но сии побуждения находятся у мущин в разуме, а у женщин в ВОЛЕ.
198. ХIII. ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ ТО ОТ ЖЕНЫ БЫВАЕТ ЧРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ РАЗМНОЖЕНИЯ ДУШИ МУЖА, С УВЕСЕЛЕНИЕМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ТОГО, ЧТО ЖЕНА ЖЕЛАЕТ БЫТЬ ЛЮБОВЬЮ ПРЕМУДРОСТИ СВОЕГО МУЖА. Это сходствует с изъясненным выше в пп. 172 и 173; а потому и объяснять далее не нужно. Увеселения супружественныя у жён не от инуда получают свое начало, как из того, что оные желают быть едино с мужьями так, как Благо есть едино с Истиною в Сочетание духовном.—Что любовь супружественная нисходит из этого сочетания, о том показано особенно в своей статье. Оттуда ясно видеть можно, что жена присоединяет к себе мужа так, как благо присоединяет к себе истину; что муж взаимно присоединяет себя к жене, по восприятию им любви ея в себя так, как истина взаимно присоединяет себя к благу, по восприятию блага в себя,—и что так любовь жены образует себя чрез премудрость мужа, подобно как и благо образует себя чрез истину, которая есть форма блага. Из этого явствует и то, что увеселения супружественныя у жены начально происходят из того, что она желает быть едино с мужем,—следственно, что она желает быть любовью премудрости мужа; ибо ощущает тогда увеселения своей теплоты в свете мужа, как и в члене IV, п. 188, об этом изъяснено.
199. XIV. ЧТО ТАК ОБРАЗУЕТСЯ ДЕВИЦА В ЖЕНУ И ЮНОША В МУЖА. Это проистекает как последующее из предыдущих разсуждений в настоящей и в прежней статьях о Сочетании супругов в одну плоть.—Девица бывает или делается женою потому, что в жене есть взятое из мужа,—итак она есть присовокупляемая, чего прежде в ней как в девице, не было; также и юноша бывает или делается мужем потому, что в муже есть взятое из жены—то, чем возвышается у него восприемлемость любви и премудрости, чего прежде в нем, как в юноше, не было. Но это относится до тех, кои находятся в любви истинно супружественной. Что между ими состоят те, кои чувствуют, что они соединенный человек, и как одна плоть, о том показано в предъидущей Статье, в п. 178.—Из этого явствует, что Девическое переменяется в Женское у женщин, и Юношеское в Мужеское у мущин. О сем я уверен в Мiре духовном из следующаго опыта: Некоторые Мущины там сказали, что соединение с женщиною до супружества, подобно соединению с женою по супружеству. Жёны, услышав это, весьма огорчились, и сказали, что совершенно нет никакого подобия, а есть такое различие, как между мечтательным и вещественными Когда же мущины, в защищение себя, сказали им: не женщины ли вы (faemine) как и прежде? то жёны, возвысив голос, отвечали: мы не женщины, но жёны (uxores); вы находитесь в любви мечтательной, а не вещественной, и потому мечтательно говорите! Тогда мущины сказали: если вы не женщины, то по крайней мере называемыя жёнами? На это жёны опять отвечали: в начале супружества мы были таковыя,—ныне же мы жёны.
200. XV. ЧТО В СОЧЕТАНИИ ОДНОГО МУЖА С ОДНОЮ ЖЕНОЮ, МЕЖДУ КОИМИ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ЖЕНА БЫВАЕТ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ЖЕНОЮ, А МУЖ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ МУЖЕМ.—Что Любовь истинно супружественная более и более сочетает двух в одного человека, о том показано выше в п. 178 и 179.—Жена бывает женою из соединения с мужем, равно и муж из соединения с женою, и любовь истинно супружественная пребывает вечно; из чего и следует, что жена бывает более и более женою, а муж более и более мужем. Причина же этому есть та самая, что в Сочетании любви истинно супружественной, оба они бывают внутреннейшим и внутреннейшим человеком; ибо эта любовь отворяет внутреннейшия начала мыслей их,—и как те отворяются, так человек бывает более и более человеком; быть же более человеком, у жены есть быть более женою, а у мущины есть быть более мужем.—Слышал я от Ангелов, что жена бывает более и более женою, по мере того, как муж бывает более и более мужем, но не взаимно; ибо редко случается где-либо, чтобы жена чистая не любила мужа, но недостает возлюбления от мужа, и что это бывает по причине некотораго не возвышения премудрости, коею единственно восприемлется любовь жены, о каковой премудрости показано выше в п. 130, 163, 164, 165. —Но это сказали Ангелы о Супружествах на земле.
201. XVI. ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТЕПЕННО, ОТ ВНУТРЕННЕЙШАГО НАЧАЛА УСОВЕРШАЮТСЯ И БЛАГОРОДНЫМИ ДЕЛАЮТСЯ ИХ ФОРМЫ.—Совершеннейшая и благороднейшая форма человеческая есть тогда, когда две формы чрез супружество или Сочетание бывают одною формою; следовательно, когда две плоти бывают единою плотию, по сотворению. Что тогда Мысль мужа возвышается в высший свет, а Мысль жены в высшую теплоту, и что тогда растут, цветут и приносят плоды, подобно деревьям во время весны, о том можно видеть выше в п. 188 и 189. А что из облагородствования этой формы, рождаются благородные или знатные плоды — в Небесах духовные, а на земле естественные, об этом показано будет в следующем Члене.
202. XVII. ЧТО ДЕТИ, РОЖДЕННЫЕ ОТ ДВУХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВБННОЙ, ЗАИМСТВУЮТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ ИЛИ СОЧЕТАТЕЛЬНОСТЬ БЛАГА ИИСТИНЫ, И ИЗ ТОГО НАКЛОННОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ: ЕСЛИ СЫН, ТО К ПОЗНАНИЮ ТОГО, ЧТО ИЗ ПРЕМУДРОСТИ; ЕСЛИ ЖЕ ДОЧЬ, ТО К ЛЮБЛЕНИЮ ТОГО, ЧЕМУ УЧИТ ПРЕМУДРОСТЬ.—Что Дети от родителей заимствуют Наклонность к тому, что составляло любовь и жизнь родителей, об этом из Истории вообще и частно из опытов весьма известно; но что от них заимствуют или наследствуют не самыя побуждения (affectiones), и из сих жизнь свою, а только наклонности (inclinationes) и также способности к оным — это доказано премудрыми в Мiре Духовном, о чем явствует и из двух ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ, выше приведенных.—Что потомки, из врожденных наклонностей, если оные не изменяются,—имеют такия же побуждения, помышления, речь и жизнь, какия имели родители, это доказывает Род иудейский, который даже и ныне подобен Предкам своим, бывшим в Египте, в пустыне, в земле Ханаанской и во время Господа; они подобны своим Предкам, не только мыслями, но и лицами. Кто не узнает Иудеянина по лицу его?—Подобно им и прочия Порождения. Из чего безошибочно заключить можно, что Наклонности к подобному как и у родителей раждаются вместе, то есть, заимствуются от родителей.—Но дабы сии наклонности не обратились в действия, то провидено от Господа, чтобы худыя наклонности могли быть исправлены, для чего и способность к этому также врождена, посредством коей нравы получают исправления от родителей и наставников, а потом и от самых себя, когда получат свое право.
203. Говорится, что Дети заимствуют от родителей Супружественность или сочетательность (conjugiale) блага и истины потому, что она от сотворения в душу каждаго впечатленна; ибо втекает от Господа в человека, и составляет жизнь его жизнью человеческою. Но эта Супружественность переходит в следующая начала, от души даже в последния начала тела: однако же как в тех, так и в других на пути переменяется от самаго человека многими способами, и иногда обращается в противоположность, которая называется Сочетательностью или Сожительственностью (conjugiale) зла и лжи. Когда это бывает, тогда затворяется Мысль съизнизу, и иногда свивается как винт противуположно; у некоторых же мысль эта не затворяется, но пребывает полуотверстою сверху, а у некоторых и вовсе отверстою.—Из этого и того Супружественнаго начала или Супружественности Дети заимствуют наклонности от родителей—иначе сын, и иначе дочь. Сие из Супружественнаго того начала или Супружественности заимствуется потому, что Любовь супружественная есть основание всех любвей, как выше в п. 65, высказано.
204. Дети рожденные от находящихся в Любви истинно супружественной, заимствуют наклонности и способности; если сын, то к познанию и восприятию того, что есть из премудрости, а если дочь, то к люблению того, чему учит премудрость,—по причине той, что Супружественность блага и истины от сотворения впечатленна в душу каждаго, также и в последующия начала от души.—О том, что эта Супружественность наполняет всю вселенную от первых ея начал до последних, и от человека даже до червя, показано уже прежде так, как и о том, что способность к открытю низших начал или сущностей мысли даже до соединение их с высшими ея началами, которыя состоят в свете и теплоте Неба,—в каждаго человека от сотворения впечатленна же. Из чего явствует, что способность и удобность к соединению или сочетанию блага с истиною и истины с благом, следовательно к премудрствованию или к возвышению себя в премудрость, в происходящих от такого супружества впечатлеается наследственно; а посему и к научению тому, что есть Церковное и ясно что с этими соединена Любовь супружественная, о том многократно показано уже выше.—Из этого разсуждения видеть можно явственно венец, для котораго Супружества любви истинно супружественной от Господа Создателя провидены и еще провидятся.
205. Слышал я от Ангелов, что те, которые жили в древнейших веках, ныне в Небесах живут так, как и прежде на земле жили дом с домом, фамилия с фамилиею и народ с народом, —и что никто почти не отлучается из дома; причина же этому та, что у них была любовь истинно супружественная, а потому и потомки или дети их наследовали наклонность к Супружественности или Сочетательности блага и истины, и в неё внутренние и внутренние от родителей, посредством воспитания удобно приуготовлены, а потом как бы сами от себя, получив своё право, от Господа введены.
206. XVIII. ТАК БЫВАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ДУША ДЕТЕЙ ЕСТЬ ОТ ОТЦА, А ОДЕЯНИЕ ЕЯ ОТ МАТЕРИ. Что душа есть от отца, никто из премудрых сомневаться не может; кроме того, доказывается это из лиц, которыя есть изображения свойств в потомках, надлежащею линиею происходящих от своих родоначальников; ибо отец возвращается как в изображении, если не в детях, то во внуках или правнуках. Это бывает по причине той, что душа составляет самое внутреннейшее начало человека, которое может иногда скрываться в детях, а открывается в потомстве.—Что душа есть от отца, а одеяние ея от матери, это объяснить можно подобием, взятым из Царства растений, в коем Земля есть общая Матерь; ибо она в себя, как бы в утробу свою, воспринимает и одевает семена, и даже как бы оныя зачинает, носит и воспитывает как матерь свои порождения от отца.
207. При сём прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: После некотораго времени, посмотрев к городу Афинами называемому, о котором выше сказано в Достопамятности же,—я услышал оттуда необыкновенный крик, смешанный несколько со смехом, а этот с некоторым негодованием и печалью. При всем том, крик этот не был разногласный, но согласный, потому что одно не было вместе с другим, но одно внутрь другаго. В Мiре духовном ясно познается в голосе разность и смешение побуждений. Когда я издалека доискивался причины того крика, то мне сказали, что оттуда, где сперва собираются пришельцы из Мiра Христианскаго, пришел вестник, говоря, что трое его уведомили, будто бы они в Мiре естественном живши, с прочими верили, что для блаженных и благополучных, по смерти имеет быть непременный покой от трудов, то есть, успокоение от разных прислуг, должностей и дел: и так как трое те приведены сюда нашими Посланными (Emissari), и стоя у ворот дожидаются: то по сему сделался Крик, и определено советом, чтобы не вводить их, как прежде, в Палладиум Парнасской, но в великую палату для слушания, дабы там открыли они Новости свои из Христианскаго Мiра; для чего и посланы никоторые ввести их туда торжественно.—Тогда был я в духе: и как духам разстояния бывают по состоянию их побуждения, а у меня было тогда побуждение видеть и слышать тех Пришельцов, то представилось, что и я нахожусь с ними, и по сему видел их введенных и слышал их разговаривающих. В Палате для слушания сидели Старейшины или Мудрейшие по сторонам, прочие же в средине: пред ними возвышена была земля. Сюда трое Пришельцов, с вестником, в торжественном провожании меньших (minorennes) чрез средину Палаты слушания введены. По нарочитом молчании, один из Старших (Majorennis), сделав обыкновенное приветсвие, спросил их: ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ? Они отвечали: много есть Новаго; но скажи пожалуй, о чем именно знать желаешь? Тогда Старший спросил их: ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ О НАШЕМ МИРЕ И О НЕБЕ?.. и Пришельцы отвечали, что пришедши в этот Мiр, мы услышали, что как тут, так и в Небе находятся Прислуги, Служения, Должности, Торговли, Учения всех наук и удивительныя Служения: однако же мы верили, что по переселение из Мiра естественнаго в этот Духовный, прейдем в вечное успокоение от трудов; а теперь видим, что находятся должности, которыя ничто иное как труды.—При этом, Старший сказал им: конечно вы, чрез вечное успокоение от трудов, разумели вечную праздность, в который вы думали безпрестанно сидеть и лежать, привлекая увеселения грудью, и вкушая радости устами? Трое Пришельцов, при этом разсмеясь ласкательно, сказали, что почти подобное сему предполагали. Тогда сказано им было: какое общение имеют радости, увеселения и из них благополучие с праздностью? От праздности упадает мысль и не распространяется более, или умерщвляется человек и не оживотворяется: представив себе кого-либо сидящим в совершенной праздности, который бы опустил руки и оставил без действия глаза свои,—и представив, что он же с тем вместе окружен и Эфиром веселия; не Сонная ли немощь тогда занимает и голову и тело его, не оставляя не малейшей живности на лице;—и не прейдет ли он потом в такое состояние, что по причине разслабленных волокон в теле, не может уже производить дальнейшаго действия, кроме одного—лишь слабаго шевеления, и наконец падает на землю? Что содержит систему тела в распространение и растяжение, как не умножаемая деятельность духа?, и откуда эта деятельность или напряжение Духа, как не из прислуг и служений?... Для этаго скажу вам Новое из Неба, что там находятся прислуги и служения (administrationes et ministeria), суды большие и меньшие, также художества и рукодияния.— Три Пришельца, услышав, что в Небе находятся Суды большие и меньшие, спросили: для чего оные?., не все ли в Небе получают вдохновение и руководствуются от Бога, и оттуда знают, что праведное и правое?., какая тогда надобность в судах? На это Муж старший отвечал: в сём Мiре мы наставляемся и научаемся благу и истина, также праведному и правому, подобно как и в Мiр естественном—и этому научаемся не непосредственно от Бога, но посредственно чрез других; и каждый Ангел, так как и всякой человек, разсуждает истину и делает благо как бы от себя,—и сие,—по состоянию Ангела, есть смётанное, а не чистое. Между Ангелами бывают также и простые и премудрые: премудрые судят, когда простые из простоты и неведящия сомневаются о справедливом, или от онаго отходят. Но вы, по новости вашей в здешнем Мiре, если вам угодно, последуйте за мной в наш Город, и покажем вам всё.—Почему они и вышли из Палаты слушания, а за ними некоторые из Старейшин,—и сперва вошли в великое Книгохранилище, где книги разделены были по знаниям. Те три Пришельца, увидев столько книг, изумились и сказали: и в этом Мiре есть Книги!..—откуда же пергаменты и бумага?., откуда перья и чернилы?. — На это отвечали Старейшины: понимаем, что вы, будучи в прежнем Мiре, считали здешийй Мiр пустым, потому, что он духовный, —и что такого понятия причиной была идея о духовном, отвлечённая от материальнаго и отвлечённое от материальнаго казалось вам как ничто,—следовательно как пустое; когда однакоже здесь есть всё в своём совершенстве, и все СУБСТАНЦИАЛЬНОЕ, а не материальное,—материальное же заимствует начало своё из субстанцианальнаго: и мы, по причине нахождения нашего здесь, также человеки духовные, ибо субстанцианальные, а не материальные. По сему-то здесь находится всё то, что и в Мiре есественном, в своем совершенстве,—следовательно и книги и писания, а при том гораздо более.—Три Пришельца, услышав что именуется СУБСТАНЦИАЛБНОЕ, помыслили, что так точно есть, потому, что видели писанныя Книги, и слышали сказанное, что материи начально происходят из субстанций.—Для большаго в этом уверения, показаны им были жилища писцов и писцы, списывавшие образцы, премудрыми тамошняго города написанные и когда они взглянули на писания, то удивились, что были весьма чисты и отменно красивы.—После этаго водили их в Музеумы, Гимназии и Коллепумы, где также были Игры их ученыя, из коих иныя назывались играми Геликонскими, другими играми Парнасскими, иныя играми Афинскими, а иныя играми Дев у источника; при чем уведомлены они были, что последния именуются так потому, что Девы означают побуждения знаний, а по побуждению знаний у каждаго есть разумение-Играми же (ludi) названы потому, что составляют упражнения и борьбы духовныя.— Потом Пришельцы те были в городе у Правителей, Надзирателей и у прочих, отправляющих должности, которые показывали им удивительныя Изделия, художниками духовными производимыя.—По обозрении всего этаго, Старейшины опять разговаривая о Покое вечном от трудов, в который, по
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 647;