Эммануил Сведенборг 16 страница
смерти приходят благополучные и блаженные, сказал: Покой или успокоение вечное не есть праздность, ибо от праздности мысль, а оттуда и всё тело получает разслабление, онимение, изступление и усыпление, которыя составляют смерть, а не жизнь,—менее же жизнь вечную, в коей находятся Ангелы Неба. Почему покой вечный есть покой, разгоняющий все то и доставляют человеку жизнь: и это не иное что есть, как такое состояние, которое возвышает мысль; следовательно есть некоторое Служение и дело, посредством коего возбуждается, оживляется и увеселяется мысль; это бывает по служению, из котораго, в котором и к которому действуется.—Посему-то Господь взирает на Целое Небо, как на непрерывныя Служения, и каждый Ангел есть Ангел по служению; приятность служения носит его как благополучная погода корабль, и доставляет ему вечный покой и покой мира: так разумеется Вечный покой или успокоение от трудов.—Что Ангел есть жив по служению или занятию мысли его Служением, это совершенно явствует из того, что у каждаго есть Любовь супружественная с ея способностью, могуществом или силою и увеселениями, по мере занятия подлинным служением, в котором он находится.—Когда те три Пришельца уверились и утвердились, что Вечный покой не есть праздность, но приятность, ощущаемая от какого-либо дела при его Служении; то пришли Девы со скалками для шитья и пряжения, рукоделиями своими, и оныя подарили им; а когда сии новые духи отходили, то Девы воспели песнь, в которой Ангельским тоном изъясняли побуждение трудов своих при Служение с весёлыми и приятными Удовольствиями.
208. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Когда я был в разсуждении о Тайнах Любви Супружественной, сокрытых у жён, то опять явился ДОЖДЬ ЗОЛОТОЙ, о котором сказано выше. Тогда я вспомнил, что этот дождь над Дворцом на Востоке, где жили три Любви супружественныя, тоесть, три четы Супругов, нежно друг друга любящих. Увидев этот Дождь, и сладостью разсуждения об оной любви, как бы приглашён будучи, я поспешил туда: когда же приближался, то Дождь этот из золотаго сделался пурпуровым, потом червлённым, а когда я был гораздо ближе, то на подобие Росы опаловаго цвета. Постучался я, и отворилась дверь; тогда я просил телохранителя доложить мужьям, что опять пришел тот, который прежде Был с Ангелом, испрашивая позволения войти для разговора. Телохранитель возвратился с позволением: почему вошедши туда, я видел трёх Мужей вместе с их Женами, в открытой галлерее древесной (in hypacthro). По взаимном нашем приветствовании, я спросил у Жён, являлась ли после та белая голубица на окне?—и отвечали, что она и теперь тут, и также машет крыльями из чего догадались мы, что ты находишься здесь и заботишься об открытие ещё одной Тайны касательно любви Супружественной. Когда я спросил их; для чего говорите одной? ибо желаю и пришел узнать не одну Тайну, а многия; то они отвечали: есть много Тайн, и некоторый из них превосходят премудрость вашу до такой степени, что разум ваш не может их понять. Вы величаетесь над нами своею премудростью, но мы не величаемся над вами нашею, хотя наша премудрость и превосходит вашу, ибо входит в наклонности и побуждения ваши, и при том видит, понимает и чувствует оныя. Вы вовся ничего не знаете о наклонностях и побуждениях любви вашей, хотя по ним и из них разум ваш мыслит, то-есть, из которых и по которым вы состоите премудрыми; однако же жёны так хорошо знают оныя в мужьях своих, что видят оныя на лицах их, и слышат из тонов устной речи их, и даже осязают оныя на грудях, плечах и коленях их: мы из ревности любви, для вашего благополучия и вмести нашего, притворяемся, будто не знаем оных, а между тем управляем оными благоразумно, и во всём, что только приятно, угодно и желательно мужьям нашим, следуем позволяя и не препятствуя, но только умиряя, если возможно, никогда же не принуждая.—Спросил я, откуда у них такая премудрость?—и отвечали, что от сотворения, и по сему от рождения у нас впечатленна: Мужья наши уподобляют ее инстинкту (instinctus), мы же производим её из Божественнаго Провидения, дабы мужья чрез жён своих делались благополучными. Слышали мы от Мужей наших, что Господь хочет, дабы человек-мущина действовал, по разсудку из свободнаго, и что по сему тем его свободным, относящимся до наклонностей и побуждений, Сам Господь управляет от внутрь, а чрез Жену его от вне, и что так образует Мужа с Женою в Ангела Неба.—Сверх этаго Любовь переменяет свою сущность, и тогда не есть Любовь, когда принуждается. Но об этом скажем откровение: мы движения к оному, то-есть, к благоразумию управлять наклонностями и побуждениями мужей наших так, что кажется им, будто они действуют из свободнаго, по своему разсудку, ибо мы увеселяемся любовью их, и не более любим,как столько, сколько они увеселяются нашими увеселениями, которыя,если им наскучают, то и у нас делаются ничтожными (hebescunt).—После сих слов, вошла одна из Жён в брачную, и возвратясь оттуда сказала, что Голубица моя ещё машет крыльями, означая, чтобы мы открыли более; и сказали: мы приметили перемены наклонностей и побуждений мужей различныя, как-то: что они к жёнам хладенеют, когда суетное мыслят против Господа и Церкви; что хладенеют, когда кичатся собственным разумением;. что хладенеют, когда смотрят на чужих женщин похотливо; что хладенеют, когда Жёны примечают о Любви и прочее; и что хладенеют холодом различным. Это примечаем по отвлечению чувств от очей, ушей и тела их к присутствию до наших чувств. Из сих немногих разговоров видеть можно, что мы знаем лучше, нежели мужья, хорошо ли им, или худо; если хладенеют к жёнам, тогда им худо,—если же теплеют к жёнам, тогда им хорошо; для этого жены непрестанно мыслят о средствах, чтобы мужья к ним теплели, а не хладенели,—и об этом мыслят так осторожно, что мужья никак не могут узнать.—По окончании сих слов, слышно стало, будто Голубица воркует (gemeret), и тогда жёны сказали, что этим знаком не позволяется нам открывать дальнейших тайн; при чем спросили меня; может быть ты слышанное от нас откроешь мущинам? На это я отвечал, что не намереваю того,—и какой от сего вред? Жены, по-говорив об этом между собою, сказали: открывай, если хочешь. Мы знаем, сколько могут советования жён; они скажут мужьям своим: забавляется этот мущина, говорит басни или сказки, шутит, занимаясь призраками, и как обыкновенно шутят мущины; не верьте ему, но верьте нам, мы знаем, что вы Любви, а мы Повиновения; и так открывай, если хочешь, и знай, что Мужья не утвердятся на твоих словах, но на словах Жён своих, которых они целуют.
О супружествах вообще.
209. О Супружествах, если изъяснять частно, то это малое Сочинение составило бы великую Книгу. Частно изъяснять или преподавать можно о Сходстве и Не сходстве между Супругами; о Возвышении любви супружественной естественной в любовь супружественную духовную, и о Соединении оных; о Приращениях одной и об Умалении другой; о Переменнах и Различиях обеих: о Разумении жён: о Сфере супружества или супружественной всеобщей из Неба и о Противуположной ей сфере- из Ада; о Втечении этих сфер и о Восприятии, и прочия многия статьи, которыя могут обременить читателя. По такой причине, и для избежания напрасных распространений, разсуждается о Супружествах вообще, с разделением этаго разсуждения на следующии Члены:
— I. Что собственное чувство любви супружественной есть чувство осязания. — II. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, способность премудрстововать возрастает; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется. — III. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, возрастает и благоденствие сожития; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется. — IV. Что у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, возрастает соединение мыслей, а с ним и дружба; у тех же, кои не в любви супружественной, умаляется.— V. Что пребывающие в любви истинно супружественной, непрестанно желают быть одним человеком; но те, кои не в любви супружественной, желают быть двое.— VI. Что пребывающее в Любви истинно супгружественной, смотрят в супружестве на вечность, напротив те кои не в любви супружественной.— VII. Что Любовь супружественная находится у Жён чистых, но при всём том любовь их зависит от Мужей. –VIII. Что Разумение женщин есть в себе скромное, приятное, миролюбивое, тёплое, кроткое, нежное, Разумение же мущин в себе, есть тяжёлое, неприятное, грубое, смелое, любящее позволение.—IX. Что Жёны любят союзы супружества, только бы оные любили Мужья.—X. Что Жёны не имеют никакого возбуждения, как Мужья, но у них есть состояние приуготовления к восприятию. — XI. Что Мужья имеют достаточный способ по любви размножить истины своей премудрости, и по любви производить служения.—XII. Что исполнение зависит от нрава, то-есть желания мужа.—XIII. Что Сфера супружественная, происходящая от Господа чрез Небо, втекает во все подлежащия во Вселенной, даже до последних.—ХIV. Что эта Сфера воспринимается Полом женским, и чрез оный переносится в Поля мужеское, но не взаимно. — XV. Что, где есть Любовь истинно супружественнои, там эта Сфера воспринимается Женою, и единственно чрез Жену мужем.— XVI. Что, где нет Любви супружественной, там Сфера эта, хотя и воспринимается женою, но не мужем чрез неё.—XVII. Что Любовь истинно супружественная быть может у одного из супругов и несовместно у другого.— XVIII. Что у супругов находятся различныя сходства и различныя несходства как внутренния, так и внешния. — XIX. Что различныя сходства могут соединяться, но не с несходствами.—XX. Что тем, которые вожделели Любви истинно супружественной, Господь провидит сходства,—и если не бывает таковых на земле, то провидит оныя в Небесах.—XXI. Что человек, по недостатку и ущербу Любви супружественной, приближается к свойству скота.— Следует теперь этих Членов Изъяснение.
210. I. ЧТО СОБСТВЕННОЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ ЕСТЬ ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ. —Каждая любовь имеет свои чувства; Любовь видеть из любви разуметь, имеет чувство зрения, коего приятности есть соразмерения и красоты; Любовь слышать из любви внимать и повиноваться, имеет чувство слуха, котораго приятность—согласия; Любовь познавать около себя текущее в воздухе из любви чувствовать, имеет чувство обоняния, и его приятности—благоухания; Любовь питать себя из любви напоять себя благами и истинами, имеет чувство вкуса, и его приятность—богатый стол: Любовь познавать предметы из любви обозревать и защищать себя, имеет чувство осязания, и его приятности составляют щекотания. Любовь соединять себя с подобным, из любви соединять благо и истину, имеет чувство осязания потому, что это Чувство есть общее всем чувствам и из них получает заимственность. Что эта любовь присовокупляет к себе все помянутыя чувства, и присвояет себе приятности их, об этом известно. Что Чувство осязания присвоено Любви супружественной, и что оно есть собственное ея, о том явствует из всякой игры ея и из возвышения тонкостей ея даже до самой крайности. Но сии тонкости выводить более предоставляется любителям.
211. II. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ ВСЕ ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, СПОСОБНОСТЬ ПРЕМУДРСТВОВАТЬ ВОЗРАСТАЕТ; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, УМАЛЯЕТСЯ. Способность премудрствовать у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, возрастает или усовершается потому, что эта Любовь у супругов есть из премудрости, и по оной умножается, как выше показано; также и потому, что чувство этой любви есть осязание, которое общее всем чувствам, и притом, будучи исполнено увеселениями, открывает внутренности мыслей так, как открывает внутренности чувств, и с ними органы Целаго тела. Из чего стедует, что находящееся в этой любви, ничего так не любят, как премудрствовать; ибо человек премудрствует столько, сколько открываются внутренности мысли его. Чрез такое открытие возвышаются помышления разума в высший свет, и побуждения воли в высшую теплоту; высший же свет есть премудрость, а высшая теплота есть любовь его. Увеселения духовны, соединенныя с увеселениями естественными, пребывающия у тех, кои находятся в любви истинно супружественной, производят любимость, и оттуда способность премудрствовать.—По сему-то у Ангелов есть Любовь по премудрости, и любви этой приращения, вместе с увеселениями ея, бывают по приращениям премудрости; и дети духовные, из супружеств их рождающееся, по премудрости состоят из отца, а по любви из матери, которых и любят из духовнаго чадолюбия или любви к младенцам, называемой Storge, каковая любовь присоединяется к любви их супружественной и, непрестанно ее возвышая, их соединяет.—Противное же бывает у тех, кои не имеют любви супружественной из любви премудрости; они не вступают в супружество иначе, кроме имея основанием похоть, которая включает в себе и любовь неистовствования.—Всякая цель, в себе разсматриваемая, есть любовь; но похоть, в духовном ея начале, есть неистовство (insania). Чрез неистовство Разумеется безумие изо лжи или изступление мысли; безумие же явное есть безумие мысли из олжетворенных истин, пока сии будут признаны за премудрость.— то такие неистовствующие против любви супружественной, тому явное Доказательство или уверение находится в Мiре духовном, где они, при первом обоняния любви супружественной, убегают в пещеры и запирают за собою двери; если же двери отворяются, то они неистовствуют как безумные в Мiре.
212. III. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОИ, ВОЗРАСТАЕТ И БЛАГОДЕНСТВИЕ СОЖИТИЯ; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОИ, УМАЛЯЕТСЯ. Благоденствие сожития возрастает у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной потому, что взаимно друг друга любят всеми чувствами: жена не видит любезнее мужа, и муж взаимно, и притом ничего любезнее не слышат, не обоняют и не осязают; оттуда у них благоденствие сожития существует в доме, в спальне и на ложе. Что так есть, можете вы, мужья, уверить себя из первых увеселений супружества, которыя состоят в полноте своей, ибо тогда жена одна из всего пола возлюбляется.—А что противное бывает у тех, кои не состоят в какой-либо любви супружественной, об этом известно.
213. IV. ЧТО У ТЕХ, КОИ НАХОДЯТСЯ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ВОЗРАСТАЕТ СОЕДИНЕНИЕ МЫСЛЕЙ, А С НИМ И ДРУЖБА; У ТЕХ ЖЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, УМАЛЯЕТСЯ.—Что соединение мыслей возрастает у тех, кои находятся в Любви истинно супружественной, об этом показано в Статье о соединении душ и мыслей чрез супружество, которое соединение разумеется чрез слова Господни, что к тому не суть двое, но едина плоть, в п. 156 до 191.—Что соединение это возрастает, так как дружба соединяется с любовью, то потому, что Дружба есть как вид этой любви и как одежда ея; ибо, не только присовокупляется к любви как одежда, но и соединяется с нею как вид (facies). Любовь, предшествующая дружбе, подобна любви пола, каковая любовь после даннаго обета устраняется; любовь же, соединенная с дружбою, после обета остаётся, пребывает и укрепляется: дружба вводит ее внутрь груди и делает её истинно супружественною, — и тогда делает дружбу свою также супружественною, которая весьма различествует от дружбы всякой другой любви, ибо есть полная.—Что противное бывает у тех, кои не имют любви супружественной,—это известно; у них первая дружба, впечатлённая во время обручения, и потом в первые дни после брака, более и более от внутренних начал мысли отдаляется, производя это постепенно, и наконец отходит к наружным кожицам, то есть, остается только в осязании,—а у тех, которые мыслят о разлучениях и вовся исчезает; у тех же, кои не мыслят о разлучениях, любовь хотя и пребывает во внешних началах, но хладенеет во внутренних.
214. V. ЧТО ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, НЕПРЕСТАННО ЖЕЛАЮТ БЫТЬ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ; НО ТЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ЖЕЛАЮТ БЫТЬ ДВОЕ.—Любовь супружественная в сущности своей не что иное есть, как то, что двое желают быть едино, то есть, желают, чтобы две жизни были одною жизнью; это желание или воля состоит в непрерывном стремлении сей любви, из котораго проистекают все действия ея.—Что стремление есть самая сущность движения, и что воля есть живое стремление у человека, это доказывают прилежныя изследования и утверждения философов, также и разсматриватели из разсудка очищеннаго. Из этого следует, что пребывающие в Любви истинно супружественной непрестанно стремятся, то есть, желают быть одним че-ловеком.—А что противуположное есть у тех, кои не в любви супружественной, о том сами они хорошо знают; они потому, что непрестанно из разделения душ и мыслей, почитают себя двумя, не понимают значения Господних слов, что не суть к тому двое, но едина плоть, Мате.: XIX, 6.
215. VI. ЧТО ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, СМОТРЯТ В СУПРУЖЕСТВА НА ВЕЧНОСТЬ; НАПРОТИВ ЖЕ ТЕ, КОИ НЕ В ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Пребывающие в Любви истинно супружественной смотрят на вечность потому, что в этой любви есть вечность, которая происходит из того, что любовь эта у жены и премудрость у мужа, возрастают вечно, и супруги, в таком возрастании или поступлении, совершеннее и совершеннее входят в Небесныя блаженства, которыя их премудрость и эта любовь вместе в себе скрывают; почему, еслибы идея вечности каким-либо случаем из мыслей улетела, то было бы похоже как будто они с Неба низвергаются. Какое состояние есть у Супругов в Небе, когда теряется из мыслей их идея вечности, и место ея заступает идея временности, предложу один опытный пример, и именно: некогда чета супругов, по данному позволению, были у меня из Неба;—и когда лукавыми разговорами некотораго бездельника, отнята была у них идея вечности о супружестве, тогда начали они рыдать, говоря, что не могут жить более, и что чувствуют бедствие, котораго прежде никогда не чувствовали. Понявши это соангелы в Небе, отдалили того бездельника и низвергли; после чего, тотчас возвратилась у них идея вечности, и потому возрадовались радостью сердца и наинежнейше друг друга обняли.—Кроме этого, я видел двух супругов, кои о супружестве своем имели идею—то вечности, то временности, по причине внутренняго их несходства. Они, когда были в идее вечности, тогда между собою радовались; будучи же в идеи временности, сказали, нет более супружества; жена говорила, что она более не супруга, а наложница,—муж же, что он более не муж, но прелюбодей; и когда открыто было их несходство внутреннее, то разошлись мущина от женщины женщина от мущины; после же, когда у обоих была идея вечности о супружестве, они соединялись содружественным сходством.—Из этого ясно видеть можно, что пребывающие в Любви истинно супружественной, смотрят на вечность, и что ежели сие теряется внутренно из помышления, то разделяются относительно любви супружественной, но не относительно дружбы, потому, что эта обитает во внешних началах, а та во внутренних. Подобно есть и в супружествах на земли, где супруги, когда нежно друг друга любят, то мыслят о вечности союза, и ничего не думают о прекращении его смертию; если же о об этом печалятся, то питаются надеждою из помышления, о продолжении его по смерти.
216. VII. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ НАХОДИТСЯ У ЖЁН ЧИСТЫХ, НО ПРИ ВСЕМ ТОМ ЛЮБОВЬ ИХ ЗАВИСИТ ОТ МУЖЕЙ. Причина этому есть та, что жёны составляют рожденныя любви, а потому и впечатлено им желание быть едино с мужьями, и из этого помышления воли своей они непрестанно питают любовь свою; почему удаляться от стремления к соединению себя с мужьями, было бы удаляться от самих себя; иначе же мужья: они, не будучи рожденными любвями, но восприемлищим любовь от жен, поколику её воспринимают, потолику жёны с любовью своею вне стоят и ожидают. Это бывает однако же у жён только чистых,—иначе же у нечистых. Из чего и явствует, что Любовь супружественная находится у жён чистых, — но что при всём том любовь тех зависит от мужей.
217. VIII. ЧТО РАЗУМЕНИЕ ЖЕНЩИН ЕСТЬ В СЕБЕ СКРОМНОЕ, ПРИЯТНОЕ, МИРОЛЮБИВОЕ, ТИХОЕ, КРОТКОЕ И НЕЖНОЕ; РАЗУМЕНИЕ ЖЕ МУЩИН ЕСТЬ В СЕБЕ ТЯЖЕЛОЕ, НЕПРИЯТНОЕ, ГРУБОЕ, СМЕЛОЕ И ЛЮБЯЩЕЕ ПОЗВОЛЕНИЕ.—Что таковыми состоят женщины и таковыми состоят мущины, об этом довольно явствует из их тела, лица, голоса, речи, обращений и нравов. Из Тела, что мущины грубы кожею и телом, а женщины нежны. Из ЛИЦА, что оно у мущин грубее, жестче, шероховатее, желтее и притом волосистее,— следовательно некрасивое; у женщин же мягче, глаже, нижнее и белее,—следовательно красивее, и потому можно называть их красотами. Из ГОЛОСА, что у мущин голос грубой, а у женщин нужной. Из Речи, что она у мущин есть любящая позволение и смелая, а у женщин вежливая и миролюбивая. Из ОБРАЩЕНИЙ, что мущины крепче и сильнее,—женщины же безсильнее и слабее. Из НРАВОВ, что мущины строптивее, а женщины скромнее.—Сколько от самаго рождения различествуют свойства мущин от свойства женщин, это , открылось мне ясно чрез видение отроков и отроковиц в собраниях. Видел я их несколькократно из окна в большом Городе на улице, где ежедневно они собирались более нежели по двадцати; там отроки, по врожденной им наклонности, совместно играли, бегая сюда и туда, крича, сражаясь, схватываясь, бросая одни на других камешки; Отроковицы же сидели с кротостью у дверей домов,—некоторыя играли с детьми, другия одевали кукол,—иныя пряли кусочки льна, а некоторый друг друга целовали,—и чему я удивлялся, даже приятными и весёлыми глазами смотрели на тех отроков, которые были им подобны. Из этаго я мог ясно видеть, что мущина раждается быть разумом, а женщина любовью; также каков есть разум и какова есть любовь в своих началах,—и посему каков был бы разум у мущины в последствие без соединения с любовью женскою, и потом супружественною.
218. IX. ЧТО ЖЕНЫ ЛЮБЯТ СОЮЗЫ СУПРУЖЕСТВА, ТОЛЬКО БЫ ОНЫЕ ЛЮБИЛИ МУЖЬЯ. Это следует из предъидущаго Члена, к которому прибавляется то, что Жёны из впечатления желают быть и именоваться жёнами. Это имя для них есть красота и честь, для чего любят и союзы супружества; и поелику чистыя жёны, не имянем только, но действительно желают быть жёнами, и это бывает чрез ближайшее и ближайшее единение с мужьями, то по сему и союзы супружества, по установлению договора о нём любят, и тем более, если они бывают взаимно любимы от своих супругов, или, что то же есть, если и мужья любят сии союзы.
219. X. ЧТО ЖЕНЫ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ КАК МУЖЬЯ, НО У НИХ ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ВОСПРИЯТИЮ.— Что Мущины имеют семя и посредством его возбуждения, и что женщины этаго не имеют, так как не имеют и того,—об этом известно. А что У Женщин есть состояние приуготовления к восприятии, следовательно к зачатию, об этом я слышал в Небе. Какое же то состояние есть у женщин, того не позволяется описывать, ибо об этом оне сами должны знать и знают. Касательно же любви их, когда они находятся в этом состоянии, увеселяются-ли они тогда своею приятностью, или напротив, как некоторые говорят, об этом ими, не открыто. То только известно в народе, что не позволяется чтобы муж сказал жене, что он может и не желает; ибо этим чувствительно вредится состояние восприятия, приуготовляемое по состоянию мужа, что он может.
220. XI. ЧТО МУЖЬЯ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНЫЙ СПОСОБ ПО ЛЮБВИ
размножать истины своей премудрости, и по любви производить СЛУЖЕНИЯ.—Тайна эта Древним была известна, ныне же потеряна. Древние знали, что всё и каждое, находящееся в теле, произходит из начала духовнаго, то есть, что из воли, которая в себе есть духовна, произтекают действия; что из помышления, которое также есть духовно, произтекают речи; что зрение естественное из зрения духовнаго, которое есть разум; слышание естественное из слышания духовнаго, которое есть внимание разума и вместе приспособление воли, —и обоняние естественное из обоняния духовнаго, которое понятие,—и так далее. Что подобно же и осеменение (seminatio) мужеское есть из начала духовнаго, это Древние также видели; что это осименение есть из Истин, составляющих разум, о том по многим опытам и доказательствам заключили и сказали, что из сочетания духовнаго, то есть, из сочетания блага и истины, втекающаго во все и каждое во вселенной, мущины ничего другаго не воспринимают, кроме истины и того, что имеет отношение к истине; что эта, при поступлении своём в тело, образуется в семя, и что по сему самому семена, духовно разумеемыя, составляют истины; также относительно и образования, что душа мужеская есть истина, ибо есть разумная, а разумное не иное что есть; следовательно, когда душа низходит, то низходит и истина. Это бывает чрез то, что душа, которая есть самая внутренность человека и каждаго животнаго, и в своей сущности духовная, из впечатлённаго ей стремления к распространению или размножения себя, низходит и желает производить себя,— и когда это бывает, тогда целая душа образует себя, облекает себя и бывает семенем, и сие быть может тысячекратно и тысячекратно потому, что душа есть субстанция духовная, не имеющая разтяжения на исполнение (implentio), из коей души не теряется ни какая часть, но производится целое, без малейшей ея потери или ущерба. Посему-то душа в самомалейших вместилищах, которыя есть семена, находится полно так, как и во вместилище своём самом большом, которое есть тело.—Итак, когда Истина души есть начало семени, то следует, что мущины имеют достаточный способ по любви размножать истины своей премудрости, и по любви производить Служения, поелику упражнения составляют блага, производящия истины. В Мiре также некоторым известно; что более обилуют семенем трудолюбивые, а не праздные. —На вопрос мой, каким способом из души мужеской размножается женское,—я получил ответ, что из блага разумнаго, так как оно в сущности своей есть истина; ибо разум может мыслить, что это есть благо—следовательно и истина есть в том, что оно благо; иначе же воля: она не мыслит ни о благе ни об истине, но любит и творит оныя.—Что поэтому и в Слове чрез сынов означаются истины, а чрез дочерей блага, об этом показано выше в п. 120. Что чрез семя в Слове разумеется истина, о том видеть можно в АПОКАЛИПСИСА ОТКРОВЕННОМ, в п. 565.
221. XII. ЧТО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗВОЛЕНИЯ МУЖА— Причина этому та, что мужья имеют вышесказанное достаточное средство, состоящее в обилии семени, которое переменяется у них то по состоянию мысли, то по состоянию тела их. Разум не так постоянен в своих помышлениях, как воля в своих побуждениях; разум тогда стремится то в верх, то в низ, и бывает то в состоянии весёлом и светлом, то в безпокойном и мрачном, занимаясь предметами то приятными, то неприятными; и поелику мысль, когда действует, тогда пребывает и в теле, то следует, что и состояния ея бывают подобныя же. По этому самому муж то отдаляется от любви супружественной, то приближается к ней, и поэтому обилие в одном состоянии отвлекается, а в другом возобновляется.— По сим причинам должно предоставить исполнения желания произволению мужа. Из чего и произходит то, что жёны, по впечатлённой им мудрости или благоразумию, в таких случаях ни как иного не присоветывают.
222. XIII. ЧТО СФЕРА СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, ПРОИЗХОДЯЩАЯ ОТ ГОСПОДА ЧРЕЗ НЕБО, ВТЕКАЕТ ВО ВСЕ ПОДЛЕЖАЩИЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ ДАЖЕ ДО ПОСЛЕДНИХ.—Что от Господа произходит Любовь и Премудрость, или Благо и Истина, о том показано выше в своей Статье. Двое оных в сочетании своём произходят непрестанно от Господа потому, что они есть Сам Господь, и от Него есть всё: произходящее же от Господа исполняет Вселенную; ибо без того ничто не могло бы существовать и пребывать. — Многия Сферы произходят от Господа, как-то: Сфера сохранения созданной Вселенной; Сфера защищения блага и истины против зла и лжи; Сфера преобразования или преображения и перерождения: Сфера невинности и мира; Сфера милосердия и милости, и прочия. Повсемственная же сфера всего есть Сфера супружественная, так как она есть и Сфера размножения,—следовательно, превосходная Сфера сохранения созданной Вселенной, которое сохранение продолжается чрез последующия рождения. — Что эта Сфера супружественная исполняет Вселенную, и проходит все подлежащия от первых до последних, о том явствует из вышепоказаннаго, то есть, что Супружества находятся в Небесах, и самыя совершенныя в Третьем или вышнем Небе; что не только у человеков, но и во всех подлежащих Царства животнаго, даже до червей,—и что Сфера эта есть также и во всех подлежащих Царства прозябаемаго, начиная от маслин и пальм, даже до трав.—Что эта Сфера повсемственно есть, нежели сфера теплоты и света, произходящая от Солнца нашего Мiра, в этом разсудок Убежден быть может из того, что она действует и без теплоты той — зимою, и без света ея — ночью, а особенно у человеков. Что так действует, то потому, что произходит из Солнца Неба Ангельскаго, и поэтому есть и постоянное уравномерение теплоты и света, то есть, сочетание блага и истины; ибо пребывает в непрестанной весне. — Перемена блага и истины, или теплоты и света ея, не составляют ея изменений, но подобно изменениям на земле, бывающих от перемен теплоты и света Солнечнаго там, но произходят они от подлежащих восприемлющих.
223. XIV. ЧТО ЭТА СФЕРА ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПОЛОМ ЖЕНСКИМ И ЧРЕЗ ОНЫЙ ПЕРЕНОСИТСЯ В ПОЛ МУЖЕСКИЙ, НО НЕ ВЗАИМНО.Что у Пола мужескаго нет какой-либо Любви супружественной, но она есть только у Пола женскаго, от котораго и переносится в пол мужеский, это я видел засвидетельствованное опытом, о коем показано выше в п. 161. К этому присовокупляется и та причина, что Форма мужеская есть форма разумная, женщина же есть Форма волительная; и как форма разумная поможет теплеть теплотою супружественною сама от себя, но от теплоты соединительной другаго, которому она от сотворения впечатленна; то по этому разумная форма не может воспринять ту любовь иначе, кроме только чрез форму, к себе присоединённую волительную женщины, поелику и эта также есть форма любви. Это самое можно бы доказать более из Сочетания блага и истины, а пред естественнным человеком из Соединения сердца и легкаго, ибо Сердце соответствуем любви, а Легкое разуму. Но так как многие об этом не знают, то и доказательство такое послужило бы более оттенением, нежели освещением. — Из перенесения этой Сферы от Пола женскаго в Пол мужеской произходит то, что Мысль, от одного только помышления о поле, возжигается; следовательно оттуда также есть и образование размножительное, а по этому и возбуждение: ибо, еслибы не приближалась теплота к свету на земле, то ничто не произростало бы и не возбуждалось к произведению чего-либо там.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 667;