Эммануил Сведенборг 12 страница

 

145. VII. ЧТО ЧИСТОТА СУПРУЖЕСТВА СОСТОИТ В СОВЕРШЕННОМ ОТВЕРЖЕНИИ БЛУДОДЕЯНИЙ, СОГЛАСНО РЕЛИГИИ. Причина этому та, что чистота есть отдаление нечистоты. Правило повсемственное есть, что сколько кто отдаляет зло, столько приближается к благу, и сколько человек ненавидит зло, столько любит благо и взаимно; следовательно, сколько отвергается блудодеяние, столько входит чистота супружества.— Что Любовь супружественная, по мере отвержения блудодеяний, очищается и усовершается, это всякий видит из общаго понятия, когда о сем говорят и он слышит, следовательно, прежде доказательств; но так как не все имеют общее понятие, то потому нужно объяснить это и доказательствами. Доказательства же следующая: что Любовь супружественная хладенеет, коль скоро разделяется, и это хладенение погубляет ее, ибо теплота любви нечистой погашает её, а притом две теплоты противуположныя не могут быть вместе так, чтобы одна низвергла другую и не лишила ея силы. Итак, когда теплота Любви супружественной отдаляет и извергает теплоту любви блудной, тогда начинается Любовь супружественная с приятностью нагреваться, и из чувствования увеселений своих, произрастать и расцветать, подобно как сад яблонный или розовник во время весны: этот от благорастворения вешняго света и теплоты из солнца Мiра естественнаго, а та от благорастворения света и теплоты из Солнца Мiра духовнаго.

 

146.Каждому человеку от создания, и, следовательно, от рождения, зпечатлено или вселено Супружественное или Супружественность (Conjugiale) Внутренняя и Супружественность Внешняя. Внутренняя есть духовная, а Внешняя естественная. В это человек вступает прежде, и по мере как он бывает духовным, так вступает и в Супружественность духовную. Следовательно, когда человек пребывает в Супружественности внешней или естественной, тогда покрывается или обвивается (obvelatur) Супружественность внутренняя или духовная даже так, что он ничего об этом не знает, и даже называет такую Супружественность пустою идеею. Когда же человек делается духовным, тогда начинает несколько знать о ней, потом несколько понимать о качествах ея, и постепенно чувствовать веселья, приятныя и нежныя побуждения ея, и как это бывает, так покров или обвитие между Внешнею и Внутреннею Супружественностями, о которых сказано выше, начинает утончаться, потом как бы таять, и напоследок отделяется и исчезает. По окончании этого, хотя остается Супружественность Внешняя, но при всем том непрестанно усовершается и очищается от своих нечистот Внутренних, и это продолжается до тех пор, пока Внешняя Супружественность примет вид Супружественности Внутренней, и станет заимствовать свою приятность из блаженства, состоящаго в Супружественности Внутренней, и вместе с этой жизнь и силы увеселения. Таково есть оставление блудодеяний, чрез которое существует Чистота супружества. Верить можно, что Супружественность Внешняя, остающаяся по отделении от себя Супружественности Внутренней, или себя от нея, сходствует со Внешнею не отделенною; но я слышал от Ангелов, что вовсе не сходствуют между собою: что Супружественность Внешняя происходящая от Внутренней, которую назвали они Внешнею Внутренней, была бы непричастна никакой похоти, поелику Внутренняя не может похотствовать, но только лишь чисто увеселяться, и что подобное же сообщает Внешней своей, в которой ощущает свет удовольствия. Совсем же иначе Внешняя, отделенная от Внутренней: об этом Ангелы сказывали, что оное есть похотливость вообще и во всякой части. Сравнили Супружественность Внешннию, происходящую от Внутренней с плодом знатным, коего приятный вкус и запах проницают поверхность онаго, и эту образуют в соответствие с собою. Сравнили также Супружественность Внешннию от Внутренней с Житницею, коей запас никогда не уменьшается, но непременно, сколько вынимается, столько вновь наполняется. Внешнее же, отделенное от Внутренняго, сравнили с Пшеницею на лопате, которую, если бросают вдаль кругом, то остается одна только мякина или плевы, развеваемые ветром. Так бывает с Любовью Супружественною, если не оставляется блудодеяние. Чистота супружества не состоит в отвержении просто разумом блудодеяний, ежели это отвержение не будет из Религии, потому, что человек без Религии не бывает духовным, но остается естественным, и даже тогда, когда естественный человек оставляет прелюбодеяния, а дух его не оставляет их. И так, хотя и кажется ему, что он чрез оставление есть чист, но при всем том нечистота скрывается внутри так, как сукровица в ране, снаружи только залеченной. Что Любовь Супружественная бывает по состоянию Церкви у человека, о том показано выше в п. 30м. Более же об этом видеть можно в изложении члена ХI-го, который следует ниже.

 

147.—VIII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТСЯ НИ К МЛАДЕНЦАМ, НИ К ОТРОКАМ И ОТРОКОВИЦАМ, НИ К ЮНОШАМ И ДЕВАМ, ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ ОНИ ВОСЧУВСТВУЮТ ЛЮБОВЬ ПОЛА. Причина этому та, что чистое и нечистое относятся единственно к Супружествам, и к тому, что если Супружественное или составляет Супружественность, как показано и выше в п. 139м; также, что тем, которые ничего не знают о Супружественностях, нельзя приписать никакой чистоты; ибо есть у них как ни что, а к ни чему не бывает и побуждения, ни даже о том помышления: после же такого ничего, появляется ничто при чувствовании перваго побуждения о супружестве, которое есть побуждение любви пола. Что Девы и Юноши, прежде, нежели восчувствуют у себя любовь пола, от простолюдинов называются Чистыми, то это происходит от недоразумения о Чистоте.

 

148. IX. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ НИ К ЕВНУХАМ ПРИРОДНЫМ, НИ К ЕВНУХАМ ПРОИЗВЕДЕННЫМ. Чрез природных Евнухов разумеются вопервых те, у которых от рождения недостает последняго Любви, и как тогда первое и среднее не имеют основания, на коем бы остановиться, то по сему они и не существуют; если же и существуют, то не зависит от их попечения различать между чистым и нечистым, ибо как в том, так и в другом не находят они различия, хотя и состоят премногия. Евнухов произведенных сравнить можно с некоторыми Евнухами природными: однако же Евнухи произведенные как мужчины, так и женщины, не могут иначе смотреть на любовь супружества, кроме как на фантазию или мечту, и на увеселения ея как, на вздоры; если же что-либо есть в них по наклонности, то это бывает немым, которое также есть ни чистое ни нечистое,—а что ни то ни другое, то не имеет и никакого наименования.

 

149. X. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ЗЛА РЕЛИГИИ, И ЕЩЕ МЕНЕЕ К ТЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ВРЕД ОБЩЕСТВА. Чистота не может к ним относиться потому, что не знают о Чистоте, ни о существовании ея; ибо Чистота относится до Супружества, как в Первом Члене здесь показано. Те же, которые не верят, что прелюбодеяния составляют зла Религии, делают и Супружества нечистыми, когда однако же Религия у Супругов составляет Чистоту их; следовательно у них нет ничего чистаго, а потому и Чистота именуется пред ними напрасно. Сии есть прелюбодеи по утверждению. Не верующие же, что прелюбодеяния составляют вред Общества, еще менее, нежели первые знают о Чистоте и о существовании ея, ибо они прелюбодеи по намерению. Если говорят, что Супружества менее нечисты, нежели прелюбодеяния, то говорят они это устами только, а не сердцем, ибо Супружества у них хладенеют, и те, которые в этом холоде, говорят о Теплоте чистой, не могут иметь идеи теплоты чистой о Любви супружества. Каковы же сии прелюбодеи и каковы идеи помышления их, и оттуда каковы внутренния начала речи их или разговоров, о том показано будет во второй Части этого Творения, где говорится о Неистовствах прелюбодеев.

 

150. XI. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ ПО ВНЕШНИМ ТОЛЬКО ПРИЧИНАМ ВОЗДЕРЖИВАЮТСЯ ОТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЙ.—Многие верят, что одна только телесная воздержанность от прелюбодеяния составляет чистоту, когда однакоже она не есть чистота, если таковая же не будет с тем вместе и в духе. Дух человека, чрез котораго здесь разумеется Мысль его относительно побуждения и помышления, делает чистым и нечистым, ибо оттуда есть и в теле; и это точно таково есть, какая мысль или дух. Из этого следует, что воздерживающиеся от прелюбодеяния телом только, а не духом,—нечисты. Многия находятся причины, по которым человек оставляет прелюбодеяния телом, и также духом из тела; однакоже кто не оставляет их телом из духа, тот не чист; ибо говорит Господь: “Аще кто воззрит на жену чуждую, кое же вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своём”. Мате. V. 28.— Всех причин воздержанности от прелюбодеяния, телом только, исчислить невозможно, потому, что они различныя по состоянию Супружества, а также и по состоянию тела. Иные воздерживаются от таковых, боясь закона гражданскаго и его наказаний; другие боясь потерять славу и честь; иные, опасаясь болезней от того; иные, страшась ссор домашних от жены, и от сего безпокойной жизни; другие, боясь мщения от мужа или родственника, также страшась побоев от слуг; иные воздерживаются или по недостатку, или по скупости, или по слабости, или по болезни, или по злоупотреблению, или по возрасту, или по невозможности. Между этими состоят и те, которые потому только, что не могут или не смеют телом, осуждают прелюбодеяния и духом, итак об оных и о супружествах говорят нравственно; но они, если не духом, и дух их не из Религии, проклинают прелюбодея,—есть прелюбодеи, ибо хотя не телом, но духом творят прелюбодеяния почему они по смерти, когда бывают духом, откровенно говорят об оных.—Из этого явствует, что и нечестивый может убегать прелюбодеяний, как вреда, но убегать оных, как грехов, никто не может, кроме Христианина.—Итак, теперь очевидна истина предложения, что Чистота не может относиться к тем, которые по внешним только причинам воздерживаются от прелюбодеяний.

 

151. XII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ СУПРУЖЕСТВА НЕ ЧИСТЫМИ. Сии не знают, в чем состоит Чистота и существует ли она так, как и те, о которых сказано выше в п. 149м, равно те, которые полагают чистоту в Безбрачии или холостой жизни, о каковых следует ниже сего изъяснение.

 

152. XIII. ЧТО ЧИСТОТА НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ И К ТЕМ, КОТОРЫЕ ОТВЕРГЛИ СУПРУЖЕСТВА, ОБЕЩАЯСЬ БЫТЬ НЕПРИЧАСТНЫМИ ОНЫМ, ЕСЛИ НЕТ И НЕ ПРЕБУДЕТ В НИХ ЛЮБВИ ЖИЗНИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Причина этому та, что Любовь супружественная, после обета всегдашнему Безбрачию, повержена; чистота же принадлежит к одной только этой Любви; также и потому, что даже наклонность к полу, которая от сотворения и, следовательно, от рождения в этой любви есть, когда удерживается и укрощается, тогда она производит теплоту, а у некоторых и жар; и этот, перейдя из тела в дух, безпокоит его, у некоторых же и оскверняет его. Дух оскверненный нередко оскверняет и святости Религии, низвергая их от внутренняго своего святого жилища во внешния, где он одними лишь устами и телодвижениями исповедуются. Почему, по провидению от Господа, Безбрачие есть у тех только, которые находятся во внешнем Богочествовании, а в этом они бывают потому, что не приходят к Господу и не читают Слова. У этих предположенное ими Безбрачие вместе с обетом чистоты не отдаляет жизни вечной, так как и у тех, которые состоят во внутреннем Богочествовании, ибо случается, что многие вступают в состояние такой жизни не по свободному избранию воли, но по разным причинам, обольщающим их из Мiра.—Из пожелавших такого состояния единственно для того, чтобы отчуждить мысли свои от Мiра и чтобы безпрепятственно заниматься Богочествованием,—чисты только те, у которых любовь жизни истинно Супружественной или прежде того состояния была, или после онаго бывает; ибо этой жизни любовь есть та, к которой единственно относится Чистота. Почему и все монахи или иноки по смерти разрешаются от своих обетов и выпускаются на свободу с тем, чтобы по внутренним обетам и вожделениям любви своей, избрали жизнь или супружественную или вне супружества. Если тогда вступают в жизнь супружественную любившие и духовныя отношения к Богочествованию, таковым даются супружества в Небесах; возжелавшие же жизни внесупружественной отсылаются к подобным им, живущим по сторонам Неба.—Когда я спросил у Ангелов: восприемлются ли в Небо и там, по их вере, бывают ли первыми в числи благополучных те, которые посвятили себя благоговению и сделали себя свободными для Богочествования, следовательно, устранили себя от очарования Мiра и от похотей плоти и для этого обещались пребыть во всегдашнем Девстве?—Тогда Ангелы отвечали, что хотя и восприемлются, но коль скоро они восчувствуют там сферу любви супружественной, то бывают печальны и прискорбны, и тогда же некоторые из них самопроизвольно, другие испросив позволение, а иные и по при казанию—отходят и выпускаются; и когда они находятся вне того Неба, тогда открывается им путь к сотоварищам, бывшим в подобном же им состояния жизни в Мiре, и тогда же из прискорбных делаются весёлыми и радуются между собою.

 

153. XIV. ЧТО СОСТОЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА ПРЕДПОЧИТАТЬ ДОЛЖНО СОСТОЯНИЮ БЕЗСУПРУЖЕСТВЕННОМУ, ИЛИ ХОЛОСТОМУ, о том явствует из вышесказаннаго.—Состояние супружества предпочитать должно потому, что оно есть от сотворения; что начало его происходит из сочетания блага и истины; что оно также соответствуем с сочетанием Господа и Церкви; что Церковь и Любовь супружественная, неразлучные спутники, что Служение ея есть превосходнее Служений всех вещей созданных, ибо из него происходит размножение Рода Человеческаго и Неба Ангельскаго, которое состоит из Рода Человеческаго. Кроме этого, Супружество есть исполнение человека; ибо через оное человек бывает полным человеком, о чем показано будет в нижеследующей статье. В состояния же Безсупружественном нет ничего из упомянутых преимуществ.—Но если допустить предложение, что состояние Безсупружественное, или холостое, превосходнее состояния Супружества,—и это предоставить изследованию, согласованию и утверждению доводами, то произойдут заключения, что Супружества не есть святыя и не бывают чистыя, и что чистота в поле женском не у иных есть, кроме утех только, которыя воздерживаются от супружеств и обещаются быть во всегдашнем девстве; также, что обещавшияся быть во всегдашней Безсупружественности разумеются чрез Евнухов, которые для Царствия Божия делаются Евнухами. Матф. XIX. 12. Произойдут и другия многия заключения, которыя, будучи из предложения неистиннаго и сами неистинныя. Чрез Евнухов, делавших себя Евнухами для Царства Божияго, разумеются духовные Евнухи, коих составляют воздерживающиеся в Супружествах от зол блудодеяний, а не Италианские Евнухи.

 

154. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ. Из них ПЕРВАЯ: Когда с Игры премудрости, о которой сказано выше в п. 132, я возвращался домой, то на пути увидел Ангела в одежде пацинтовой, который, допустив меня сблизиться с ним, сказал: вижу, что ты вышел теперь с Игры премудрости, и слышанное там произвело в тебе радость; и так как познаю, что ты не весь в этом Мiре, а находишься в то же время и в Мiре естественном, и потому не знаешь о наших Гимназиях (Gymnasia) Олимпийских, где древние Мудрецы собираются, и от пришедших из твоего Мiра узнают, какия состояния, перемены и поступления имела и теперь имеет Премудрость. Если хочешь, доведу тебя до места, где многие из древних Мудрецов и их сыновей, тоесть, учеников обитают. —Мы пришли в предел между Севера и Востока, где я, взглянув с высокаго места, увидел Город, и на одной его стороне два Холма, из коих ближайший к городу был ниже другаго. Тогда Ангел сказал мне, что этот Город называется Афинами, Холм низший—Парнасом, а высший—Геликоном. Так называются потому, что в этом Городе и около его обитают Древние мудрецы Греции, как-то: Пифагор, Сократ, Аристипп, Ксенофонт с учениками и вновь поступающими; и когда я спросил о Платоне и Аристотеле, то Ангел отвечал, что как сами они, так и их последователи обитают в другой стороне, ибо они учили тому, что принадлежит до разума, а те учили тому, что относится до жизни. Потом Ангел сказал, что из Города Афинн часто посылаются ученики к ученым из Христиан объявить, как ныне мыслят о Боге, о Сотворении Вселенной, о Безсмертии души, о состояние человека относительно состояния скотов и о прочем, принадлежащем до внутреннейшей Премудрости. Далеее сказал Ангел, что ныне назначено собрание по той причине, что посланные нашли новых пришельцов с земли и от них услышали любопытное.—После этих слов, мы увидели многих выходящих из Города и от соседних мест, из коих некоторые были увенчаны лаврами, другие держали в руках пальмы, иные с книгами под мышцами, а некоторые с перьями под волосами леваго виска.—Мы пристали к ним и вместе взошли на холм, где была Палата осьмиугольная, называемая Палладиум. Войдя туда, мы увидели восемь шестиугольных мест в стенах, из коих в каждом было Книгохранилище и Стол, за которыми и сидели увенчанные лаврами; в самом же Палладиуме видны были высеченныя из камня Скамьи, на которых и сели прочие. Тогда отворилась на левой стороне дверь и введены были двое Пришельцов с земли; и когда, после обыкновенная приветствия, один из увенчанных лаврами спросил их: «ЧТО НОВАГО С ЗЕМЛИ?»—то они отвечали: новое есть то, что в лесах нашли человеков, подобных скотам, а скотов, подобных человеками, и по лицу и телу узнали, что они рождены человеками, и на втором или третьем году возраста их потеряны или оставлены в Лесах. Они не могут выражать произношением никакого помышления, ни даже научиться произношению какого-либо слова; не знают вовся, какая пища им прилична, хуже, нежели скоты, но все лесное, чистое и нечистое кладут в рот, и прочее. Из этого некоторые ученые у нас домышлялись, а некоторые выводили многия заключения о состоянии человека в отношении к состоянию скотов.—Услышав это, некоторые из древних Мудрецов спросили: что они из сего предполагают и заключают? Двое Пришельцов отвечали, что многия мнения, которыя однакоже можно объявить: 1-е, что человек по своей натуре и по своему рождению есть глупее всякаго скота, и потому хуже, и таковым остается, если не получает наставлений. 2-е, что наставляем быть мог бы, ибо научился бы членовно произносить голос и оттуда говорить, а через то начал бы изъяснять помышления и это постепенно более и более, даже до того, что мог бы выражать законы Общества, из которых многие однакоже и скотам впечатлены. 3-е, что разсудительность есть и у скотов, подобно как и у человеков. 4-е, почему, если бы скоты могли разговаривать, то о всякой вещи разсуждали бы также умно, как и человеки. 5-е, что Разум есть только умерение света из Солнца, при содействии теплоты и при посредстве Эфира, так, что одна лишь есть деятельность внутренней натуры, и эта может возвышаться даже до того, пока представится, как премудрость. 6-е, что по сему напрасно верить, что человек по смерти более живет, нежели скот, а разве только несколько дней по отшествии своем может при издыхании жизни из тела казаться как мгла, под видом личины, прежде, нежели разсеется в натуру; и не иначе, как растёт, из пепла возбужденное, кажется в подобии своей формы. 7-е, что по сему Религия, учащая о жизни по смерти, есть изобретение, дабы простых внутренне содержать в узах чрез ея законы, так как внешно содержатся посредством законов гражданских.—К этому прибавили, что так разсуждают совершеные остроумные, но неразумные; и когда спросили их, что значит Разумные, то отвечали, что об этом не слыхали, а так думают. Услышав это, все сидевшие за Столами сказали: Ох, какия ныне времена на Землях!... Ах, какия перемены потерпела Премудрость!... Не обращена ли она в остроумие безумное? Зашло Солнце и под землею диаметрально противоположно своему полудню! Кто не может знать из доказательств об оставленных, но потом обретенных в лесах, что человек

таков есть тогда только, когда находится без наставления? Рождается ли он в неведении паче скотов, учится ли бродить и говорить,—разве сам себя возстановил бы на ноги?... И если бы не учился говорить, то прошептал ли бы хотя сколько-нибудь из своего помышления? Не каждый ли человек есть, по мер наставления—или неистовствующий из лжей, или премудрствующий из истин, или же неистовствующий из лжей во всей фантазии о том, что он премудрее премудраго из истин? Находятся ли человеки безумные и неистовые, которые не более человеки, как найденные в лесах? Не подобны ли им лишенные памяти? Мы из того и другого заключили, что человек без наставления не есть человек, ни скот, но есть форма, могущая воспринимать в себя то, что делает человеком,— итак, что он не раждается человеком, но бывает человеком,—и что человек таковою формою раждается для того, чтобы быть органом, восприемлющим жизнь от Бога, чтобы быть подлежащим, в которое Бог мог бы внести все благо, и посредством соединения с Собою делать его блаженным вечно.—Понимаем из речи вашей, что Премудрость ныне до того погашена или обуена, что о состояние жизни человеков, в отношении к СОСТОЯНИЮ жизни скотов, вовся ничего не знают. Оттуда есть, что не знают и о состояния жизни человека по смерти. Но тех, которые могут это знать, но не хотят знать, и по сему оное отрицают, как и делают многие из ваших христиан, уподобить можно найденным в лесах, — не потому, что, лишившись наставления, сделались столь глупыми, но потому, что чрез лжи чувств, которыя составляют тьму для истин, сами себя сделали столь глупыми. Тогда один из числа бывших в Палладиуме, стоя посредине онаго и держа в руках пальму, сказал: прошу изъяснить ту тайну, каким образом человек, будучи создан формою Бога, мог перемениться в форму Диавола? Знаю, что Ангелы Неба—формы Бога и что ангелы ада—формы диавола,—и две сии формы противоположны между собою: одна неистовству или безумию, а другая— Премудрости. Скажите, каким образом человек, сотворенный быть формою Бога, мог перейти от дня в такую ночь, что отрицает уже и Бога и жизнь вечную? — На это отвечали учители по порядку,—сперва Пифагорейцы, потом Сократяне, а за ними и Прочие; но между ими был один платоник, который после всех их говорил, и мнение его уважено. Мнение его было следующее: Что человеки, . жившие во времени Сатурновом или в Веке (Seculum) Золотом узнали и признавали, что они были формы, восприемлющия жизнь от Бога; что по этому премудрость была впечатленна в душах и сердцах их,—и что по тому из света истины видели истину, и чрез истины понимали благо из приятности любви его. Но, когда в последующих веках Род Человеческий отступил от того признания, что всякая истина премудрости и оттуда благо любви у них непрестанно втекает от Бога, тогда перестали быть жилищами Бога, перестали также разговаривать с Богом и иметь сообщение с Ангелами; ибо внутреннейшия начала мысли их от своего направления, которое было возвышено прямо к Богу от Бога, обратились в направление более и более непрямое, внешно к Мiру, и так к Богу от Бога чрез Мiр, а напоследок обратились в направление противоположное, которое есть вниз к Себе. Поелику же на Бога взирать нельзя человеку, внутренне превращенному и так превращенному, то поэтому человеки отделили себя от Бога и сделались формами ада или диавола. —Из этого стедует, что в Первые Века признавали сердцем и душою, что всякое благо любви, и оттуда истина премудрости были у них от Бога, и что оныя были в них Божии, следовательно, они были точныя вместилища жизни от Бога, и из того именовались Подобиями Божиими, Сынами Божиими и рожденными от Бога. Но в последующих веках не сердцем и душёю, а некоторою только верою убедительною, потом верою историческою и напоследок одними лишь устами то признавали; признавать же таковое устами только, есть не признавать, но отрицать сердцем. Из этого видеть можно, какая ныне есть премудрость на земле у христиан, несмотря на то, что они могут быть вдохновенными от Бога из откровения письменнаго, когда при всем том не знают различия между человеком и скотом, и оттуда многие верят, что если бы человек жил по смерти, то и скот жил бы, или, поелику скот не живет по смерти, то и человек жить не будет. Не свет ли наш духовный, просвещающий зрение мысли, сделался у них тьмою, а их свет естественный, просвещающей только зрение тела, сделался для них блеском.—После сего все обратились к двум Пришельцам и, благодаря их за пришествие и уведомление, просили, чтобы слышанное ими возвестили своим собратиям. Пришельцы отвечали, что уверять своих в этой истине, тоесть, что по колику приписывают Господу всякое благо человеколюбия и всякую истину веры, а не себе, потолику они человеками и потолику бывают Ангелами неба.

 

155. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. В одно утро приятнейшее пение на некоторой высоте надо мною слышанное разбудило меня. Я, будучи в первом бдении, которое есть внутреннее, миротворное и сладчайшее, нежели следующая потом времена дня,— мог несколько пробыть в духе, как бы вне тела и прилежно прислушиваться к этому побуждению; ибо Пение Неба есть не что иное, как побуждение мысли, которое, подобно приятному пению, чрез уста исходит, будучи голосом, отделённым от речи говорящаго из побуждения любви, которая словам даёт жизнь. В таком состояния я познал, что то было побуждение увеселение Любви Супружественной, сделавшееся от жён в Небе громогласным; это самое приметил я из голоса пения, в коем те увеселения удивительными тонами различались.—Потом встав, я посмотрел в Мiр Духовный,—и там на Востоке под Солнцем показался, как ДОЖДЬ ЗОЛОТОЙ, вид коего пред зрением моим представляла утренняя роса, обильно нисходящая и от лучей Солнечных сгустившаяся. От чего еще более пробудясь, я вышел в духе, и встретившаяся тогда со мною Ангел спросил: видел ли он Дождь золотой, нисходящей из Солнца? Ангел отвечал, что видит оный всегда, когда только разсуждает о Любви Супружественной, и тогда же обратив туда взор свой, сказал: этот Дождь падает над Дворцом, где находятся три Мужа со своими Жёнами, живущее по средине Рая Восточнаго. Что такой Дождь над тем Дворцом виден бывает нисходящим от Солнца, то потому, что у обитающих там присутствует Премудрость о Любви Супружественной и о ея увеселениях: у Мужей, о любви Супружественной, а у жён об увеселениях ея. Но понимая, что ты находишься в разсуждении об Увеселениях любви Супружественной, поведу тебя в тот Дворец и введу. И повел меня Ангел чрез Райския расположения к Домам, сооруженным из брёвен масличных, где были два Столба пред воротами из кедров; и введя меня к Мужьям, просил позволения в присутствии их побеседовать с их Женами. Мужья, дав знак, позвали к себе жён, которыя внимательно посмотрели в глаза наши; и когда я спросил, для чего так, то сказали мы можем точно видеть, какая у тебя наклонность, и оттуда побуждение, а из этого и помышление о любви пола,—и теперь видим, что ты разсуждаешь об этой любви прилежно и притом чисто. Потом они спросили меня: что ты желаешь слышать от нас об этой любви? Когда я просил их сказать несколько об увеселениях Любви Супружественной, то Мужья, изъявив на то своё согласие, сказали: откройте, если угодно, несколько, ибо уши их чисты. Тогда спросили меня: кто научил меня, чтобы об увеселениях этой любви спрашивать, их а не Мужей? И когда я отвечал, что Ангел, который теперь со мною, сказал мне на ухо, что Жёны таковых увеселение вместилища и чувствилища (Sensoria), потому, что рождены быть Любвями,— все же увеселения происходят из любви; то они при этом усмехнувшись, отвечали: будь мудрым, и не говори иное что-либо, разве в двухсмысленности, так как премудрость глубоко сохраняется в сердцах нашего пола, и не иному Мужу открывается, кроме состоящему в Любви истинно супружественной; много есть причин, которыя мы у себя вовся скрываем. Тогда Мужья сказали: жены узнают все состояния нашей мысли, и не скрыто от них ничего; видят, познают и чувствуют все, из воли нашей происходящее,— а мы взаимно ничего у жён. Это дано жёнам потому, что они суть любви самыя нежнейшия, и как бы Ревнивыя, горящия к тому, чтобы сохранить дружбу и доверие супружественное, и так для обоюдной счастливой жизни, о которой пекутся они для мужей и для себя по впечатленной любви из премудрости, которая столько исполнена благоразумием, что не желают и потому не могут говорить, что они любят, но что их любят. Когда я спросил: для чего не желают об этом говорить и потому не могут?—то Жены отвечали, что коль скоро хотя малейшее что-либо такое вырвалось из уст их, то тогда же напал бы холод на мужей и отлучил бы их от ложа, от спальни и от взора; но это бывает с теми, кои не почитают супружеств святыни, и потому не из духовной любви любят своих жен; иначе же бывает с теми, которые любят; в мыслях у сих любовь эта есть духовная, а из нея и в теле естественная. Мы, сказали Жены, находясь в этом Дворце пребываем в сей любви из оной, и потому Мужьям нашим вверяем тайны об увеселениях любви супружественной. Тогда я вежливо просил, чтобы и мне открыли сколько-нибудь о тех Тайнах. Он тотчас посмотрели в окно к полуденной стороне, и увидев белую голубицу, у коей крылья светили как бы серебряныя, а голова украшена была короною как бы золотою, стоящую на ветви масличной с плодом, и стремящуюся распростерть свои крылья, Жены сказали: откроем несколько; ибо явление этой голубицы есть знак, что позволяется,— и сказали: у каждаго Мужа есть пять Чувств: Зрение, Слух, Обоняние, Вкус и Осязание; а у нас есть и Шестое,— это есть Чувство всех увеселений любви у Мужа супружественной. Чувство это мы имеем в ладонях, когда прикасаемся к грудям, локтям, рукам и коленям Мужей наших, а преимущественно когда к грудям; также когда и они к нам прикасаются. Все веселия и приятности помышлений их сердечных, и все радости и удовольствия духа их, также приятныя и веселыя чувствования груди их, от них переходят в нас, образуют себя и бывают удобнопонимаемыми, ощутительными, осязаемыми, и распознаем их так верно и обстоятельно, как ухо распознает тоны пения, и как язык вкусы явств; словом, духовныя мужей приятности облекаются как бы естественною телесносною у нас, почему мы и называемся Органами чувствительными любви чистой супружественной, и оттуда Увеселениями своими. Однако же это Пола нашего чувство есть, пребывает, продолжается и возвышается в той степени, в которой Мужья, из премудрости и суждения нас любят, и мы взаимно их и из оных же в них любим. Это Чувство нашего Пола называется в Небесах Игрою премудрости с своею любовью, и любви с своею премудростью.— Сие произвело во сильное желание спрашивать и более, т.е. о Различиях увеселений? Тогда








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 704;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.