Эммануил Сведенборг 11 страница
133. Послее сего, взяли другой предмет разсуждения: «ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ В НЕЗНАНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ЛЮБВИ, КОГДА ПРИТОМ.СКОТЫ И ПТИЦЫ РАЖДАЮТСЯ В ЗНАНИЯ ВСЕХ СВОИХ ЛЮБВЕЙ?». Истину этого предложение утверждали сперва разными разсуждениями о человеке, что он раждается ни в какое знание, ни даже в знание любви супружественной. Потом спрашивали от испытателей, и услышали от них, что младенец ниже из врожденнаго знания не познает сосцов своей матери, но что он от матери или кормилицы научается тому чрез приближения и знает только сосать; что это знание он получает из непрестаннаго сосания в утробе матери; что после не умеет ходить, ни составлять голос, подобный какому-либо произношению человеческому, ниже голосом объяснять побуждение любви, как скоты; потом не знают свойственной себе пищи, так как все скоты и звери,—но хватает попавшееся ему, чистое ли оно или нечистое и кладет в рот. Испытатели также сказали, что человек, без наставления вовсе ничего не знает о способах любить пол, и что этих способов не знают ни девицы, ни юноши, без наставления от других; словом сказать, человек раждается телесным, как червь, и остается телесным, если от других не научается знать, разуметь и премудрствовать.— Поелику этого доказали, что Скоты всякие, как-то: животныя земныя, птицы небесныя, рыбы, ползающие или пресмыкающиеся, червячки и называемыя насекомыми, раждаются во все знания любвей своей жизни, то есть, во все знания для пропитания, для жительства, для любви пола и для плодородия, также для воспитания плодов своих. Это доказывали утвердительными истинами, которыя приводили они на память из виденных, слышанных и читанных или произшедших в Мiре естественном, в котором они прежде жили, где не кажущиеся, но действительные находятся Скоты. Доказавши так истину предложения обратили мысли к изследованию и изысканию причин для истолкования и открытия этой Тайны,—и сказали все: что такия Тайны не могут быть не из Божественной Премудрости, по которыми человек есть человек, а скот есть скот; итак, что несовершенство рождения человека бывает его совершенством, а совершенство рождения скота есть его несовершенство.
134. Тогда СЕВЕРНЫЕ начав сперва открывать свою мысль, сказали, что человек раждается без знаний для того, чтобы мог воспринимать все знания; но если бы раждался в знания, то не мог бы воспринимать никаких, кроме тех только, в которыя рожден, — и тогда бы не возмог никакого знания присвоить себе. Это объясняли следующим сравнением: человек первоначально рожден, как земля (humus)(почва?). В которой никакия семена не были еще вверены, однако же она может воспринимать все, произращать и плодотворить их; но скот есть, как земля, уже насеянная и наполненная растением и травами, которая не восприемлет других семян, кроме насеянных уже, если же будут другия, то подавляет их. Оттуда есть, что человек растет в продолжение многих годов, в которые может, по подобию земли удобряться и произрастать так, как всякаго рода хлеб, цветы и деревья; скот же вырастает в течение немногих годов, но в продолжение их не может приобретать других знаний, кроме природных.—Потом ЗАПАДНЫЕ разсуждали и сказали, что человек не раждается со знанием как скот, но раждается со Способностью (Facultas) и Наклонностью (Inclination); со способностью к знанию и наклонностью к люблению, и что раждается со способностью не только к знанию, но к люблению и премудрствованию; также, что раждается с Наклонностью пресовершенною не только к люблению того, что его и Мiрское есть, но и того, что есть Божие и Небесное; следовательно человек от родителей раждается Органом, который только живет чувствами внешними, и первоначально никакими даже внешними, по той причине, чтобы постепенно был человеком — прежде естественным, потом разсудительным и наконец духовным. Этого не было бы, если бы человек раждался в знании любви, как скоты; ибо знания (scientiae) и побуждения (affectiones) природныя, оканчивают такое поступление или продолжение, способность же и наклонность природныя ни мало не оканчивают: для этого человек может усовершаться знанием, разумением и премудростью вечно.— ПОЛУДЕННЫЕ приняли и открыли свои изречения так: что невозможно человеку заимствовать какое-либо знание от себя,—но заимствует оное от других потому, что не имеет никакого знания природнаго; и как человек не может никакого знания заимствовать или брать от себя, равно и никакой любви, потому что, где нет знания, там нет и любви: то посему знание и любовь есть нераздельные спутники, и не могут более между собою разделяться, кроме как воля и разум, или побуждение и помышление, — и не более как сущность и форма. Почему, как человек заимствует знание от других, так к оному присоединяет себя и любовь, будучи его спутницею— Всеобщая любовь, себя присоединяющая, есть любовь знать, а потом разуметь и премудрствовать: эта любовь есть у одного только человека, а ни у какого скота, и втекает от Бога. Мы согласны с товарищами нашими от Запада, что человек не раждается в какую-либо любовь, и посему ни в какое-либо знание,—но раждается только в Наклонности к люблению, и оттуда в Способность к восприятию знаний, не от себя, но от других, тоесть чрез других. Чрез других говорится потому, что и те не восприяли ничего от себя, но начально от Бога.—Согласны и с товарищами нашими от Севера в том, что человек первоначально рожден, как земля, коей не вверены еще никакия семена, но все как знатныя, так и незнатныя могут быть ей вверенными. По этой причине человек получил свое название от Земли, ибо Адам происходит от Еврейскаго слова АДАМА, которое значит Земля. К этому прибавляем, что скоты раждаются в естественныя любви, и потому в знания, оным соответствующая,—но при всем том ни одного из знания не понимают, а к оным только влекомы будучи своими любвями, стремятся, точно так как слепые по улицам, убегая от собак; ибо, относительно разума скоты слепые, или лучше сказать, как бродящие ночью, которые по слепому знанию, усыпивши разум, делают что ни делают.—Напоследок ВОСТОЧНЫЕ сказали: Соглашаемся на то, о чем братья наши разсуждали, тоесть, что человек ничего не знает из себя, но от других и чрез других, на тот конец, дабы он познавал и признавал, что все то, что он знает, понимает и разумеет, есть от Бога; и что человек не может иначе родиться и раждаться от Господа, и быть Его образом и подобием: ибо Образ Господа бывает чрез признание и верование тому, что всякое благо любви и человеколюбия, и всякую истину премудрости и веры, получал и получает от Бога, а из себя ничего. Подобие же Господа есть, когда человек чувствует, что оныя в нем как бы от него, тоесть от человека; это он чувствует потому, что не раждается в знания или с знаниями, но получает их, а получаемое кажется ему как бы от него. Так чувствовать дается человеку от Господа же, дабы был человком, а не скотом, ибо дается ему чрез то, что он желает, разсуждает, любит, знает, разумеет и премудрствует как бы из себя; восприемлет знания и возвышает их в разумение, и чрез употребление их, в премудрость. Так Господь соединяет человека с собою, и человек себя с Господом: это не могло бы быть, если бы не было провидено от Господа, чтобы человек раждался в совершенном незнании. — После такого изречения, все пожелали, чтобы из этих разсуждений сделано было заключение; и сделано такое: «Что человек раждается ни в какое знание, дабы мог идти во всякое, и поступать в разумение, а чрез сие в премудрость; и что также раждается ни в какую любовь, дабы мог идти во всякую чрез присовокупления знаний из разумения, и в Любовь в Бога чрез любовь к ближнему, и так соединяться с Богом, а чрез то быть человеком и жить вечно».
135. Потом взяли Бумагу и читали третий предмет разсуждения: “ЧТО ЗНАЧИТ ДРЕВО ЖИЗНИ, ЧТО ДРЕВО ЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА И ЧТО СНЕДЬ ОТ ОНЫХ». При этом просили, чтобы те, которые от Востока истолковали сию Тайну, так как требующую дальнейшаго разума. Восточные же всегда находятся в пламенном свете, тоесть, в премудрости любви, и эта премудрость разумеется чрез Сад в Едеме, в котором два те Древа насаждены были. Восточные на это отвечали: скажем, но только не из себя, а из Господа, поелику человек не заимствует ничего из себя, но из Господа; при всем том однако же исканием мы как бы от нас; и тогда сказали: Древо значит человек, а плоды его—благо жизни; оттуда чрез Древо жизни означается человек, живущий из Бога, или Бог, живущий в человеке; и поелику любовь и премудрость, и человеколюбие и вера, или благо и истина составляют жизнь Божию в человеке; то чрез Древо жизни и означаются они, и оттуда человек имеет жизнь вечную. Подобное же означается и чрез Древо жизни, от котораго дано будет есть. Апокал. II: 7, ХХ11; 2, 14. Чрез Древо знания добра и зла означается человек, который верит, что живет из себя, а не из Бога; следовательно, что любовь и премудрость, человеколюбие и вера, то есть благо и истина в человеке его, а не Божии. Верит сему потому, что когда человек разсуждает и желает, говорит и делает, то все это кажется ему как бы из него; и поелику человек, увлекаясь таким мнением, уверяет себя и в том, будто бы Бог вселил себя в него, или влил своё Божество в него,—то посему сказал змий: “но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.” Быт. III: 5. Чрез снедь от этих Древ означается восприятие и присвоение: чрез Снедь от Древа жизни, восприятие жизни вечной, а чрез Снедь от Древа знания добра и зла, восприятие осуждения; и потому оба—Адам и его Жена, вместе со змием неблагословенны суть. Чрез змия разумеется диавол относительно любви себя и кичения собственным разумением, и эта любовь есть обладательница того Древа,—люди, кичащиеся из этой любви, суть от Древа. Итак, весьма заблуждаются те, которые верят, будто бы Адам премудрствовал и творил благо из себя,— и будто бы это было состоянием непорочности его,—когда однако же сам Адам, по причине такого уверения, неблагословен; ибо это значит Снесть от Древа знания добра и зла. Посему он лишился тогда и состояния непорочнаго, которое имел по поводу уверения, что он премудрствует и творит благо не из себя; а из Бога что и значит Снести от Древа жизни. Единый Господь, когда был в Мiре, премудрствовал из Себя и творил благо из Себя, ибо Самое Божество от рождения было в Нём и Его, и посему из собственнаго могущества сделался Искупителем и Спасителем. Из этих и вышесказанных истин заключали так; Что чрез Древо жизни, чрез Древо знания добра и зла и чрез Снедь от оных разумеется, что Жизнь человека была от Бога в нем; что тогда у него были Небо и Жизнь вечная, и что Смерть у человека есть уверения и вера, будто бы Жизнь у человека есть не Бог, но сам человек, и от такого уверения у него Ад и Смерть вечная, которая есть осуждение”.
136. Послее всех этих разсуждений, взглянули на Бумагу, Ангелами на столе оставленную, и увидели на ней подписанное: и “СОВОКУПИТЕ ОНЫЯ ТРИ ВО ЕДИНО МНЕНИЯ”. Тогда, собрав, увидели, что те Три мнения соединились в одном порядки, и что порядок или Мнение составилось следующее: “Человек создан для того, чтобы воспринимать Любовь и Премудрость от Бога, во всем однако же подобии или видимости как бы от себя, единственнно для восприятия и соединения; и что потому человек не раждается в какую-либо Любовь, ниже в какое-либо знание, ни даже в какую-либо возможность или могущество любить и премудрствовать из себя: почему если он приписывает всякое Благо любви и всякую Истину премудрости Богу, то бывает человеком живым; но ежели приписывает их себе, то бывает человеком мертвым”. Это написали на новой Бумаге, которую и положили на Столе. И вдруг Ангелы, окруженные белым светом, предстали, и взяв ту Бумагу, вознесли на Небо, откуда, по прочтении ея,—сидящие на престолах услышали слова: “Изрядно, Изрядно, Изрядно”,—и тотчас явился оттуда один как бы летающии на двух крыльях, которыя около ног, и на двух около висков, а в руках держал награды, кои были: Тоги, Шапки и Лавры. Он низпустившись, дал: сидевшим к Северу—Тоги цвета опаловаго; тем, которые к Западу—Тоги цвета червленнаго, тем, кои к Полудню—Шапки, украшенныя золотом, драгоценными каменьями и Адамантами, а тем, которые к Востоку, дал Лавры с рубинами и сапфирами. Весь, сими наградами украшенные, с Игры Премудрости, с радостью возвратились в свои домы; когда же увидели их жены их, то вышли к ним для встречи, будучи с Неба и сами также украшены, чему все они весьма удивлялись.
137. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Когда я был в размышлении о любви супружественной, то вдали представились два Младенца нагие, с кошницами в руках, и около их летающие горлицы; и когда они казались ближе, то хотя были и наги, однако же венками пристойно украшенные: веночки из цветов украшали головы их, а букеты из оных и из роз пацинтоваго цвета, от плеч до чресел наискось висящие, украшали груди их, а вокруг около их обоих была как бы обвязка общая из листочков, смешанных с маслинами, сплетенная. Когда же они подошли гораздо ближе, тогда не казались уже ни младенцами, ни нагими, но как два человека в первом цвете возраста, одетые в тоги и исподннию одежду из блестящей парчи, распещренной цветами прекраснейшаго вида; и когда они были подле меня, то из Неба чрез них дышала на меня теплота вешняя, с приятнийшим благоуханием, подобно как от первейших ароматов в садах и полях. Сии двое Супругов были из Неба, кои, приметив во мне удивление об этой новости, спросили у меня: что я видал? Когда я пересказал им, что они казались мне сперва как младенцы нагие, потом как младенцы, украшенные венками — и напоследок настоящаго роста, одетые цветоносными одеждами, и что тогда вдруг дохнула на меня теплота вешняя с ея приятностями; то при зтом, двое сих Супругов, смеясь весьма весело, сказали, что они на пути не казались самим себе младенцами, ни нагими, ниже с венками, но непрестанно в таком же виде, как и теперь; и что так вдали представлена была любовь их супружественная: состояние невинности ея представлялось чрез виденных нагих младенцев, а увеселения ея чрез венки, и то же теперь чрез цветы, которыми распещрены одежды наши. Ты сказал, что при приближении нашем к тебе дохнула на тебя теплота вешняя, с ея приятнейшими благоуханиями, как бы из сада? На это скажем тебе, что мы Супругами многие уже века, и непрестанно находимся в таком же цвете возраста, в каком ты теперь нас видишь. Первое наше состояние было подобно первому состоянию девы и юноши при их содружение себя супружеством, почему и поверили тогда, что то состояние было самым блаженством нашей жизни;—но услышали от других в Небе нашем, а потом и сами познали, что состояние то было состояние теплоты, со светом нерастворенной, которая постепенно растворяется, так как муж усовершается премудростью и жена любит ее в муже, а это бывает чрез Служения, производимыя взаимною обоих их помощию в Обществе; также увеселения следуют по мере растворения или уравномерения теплоты и света, или премудрости и ея любви. При приближении же нашем к тебе, дохнула на тебя как теплота вешняя потому, что Любовь супружества, и та теплота в Небе нашем производят одно: ибо Теплота у нас есть Любовь, а Свет, с которым соединяется теплота, есть Премудрость, Служение же есть как атмосфера, которая в недре своём содержит обоих. Что Теплота и Свет, без своего содержащаго?.. и что любовь и премудрость, без своего служения?.. нет в них ничего супружественнаго или сочетательнаго, поелику нет подлежащаго, в котором они суть.— В Небе, где есть Теплота вешняя, там есть и Любовь истинно супружественная; ибо нигде более нет вешняго, кроме там, где теплота благорастворенная или уравномеренная и соединенная со светом,—или где столько есть теплоты, сколько и света, и взаимно; и мы думаем, что как теплота увеселяется со светом, и свет взаимно с теплотою,—так любовь с премудростью, и взаимно премудрость с любовью. — Далее сказали: У нас в Небе непрестанный есть свет, и нигде нет тени вечерней, а тем менее тьмы, ибо Солнце наше ни заходит ни восходит, подобно вашему Солнцу, но стоит всегда в средине между зенитом и горизонтом, о чем, по вашему выражению, можно сказать, что оно есть в градусе Неба 45-м. — Посему-то теплота и свет, происходящия из Солнца нашего, составляют всегдашннию весну и всегдашнее вешнее дышит в тех, у которых любовь из уравномерения соединяется с премудростью; и Господь наш, чрез вечное соединение теплоты и света, не иное вдыхает как служения. Оттуда произходят прозябания земли вашей и совокупления пернатых и животных ваших во время весны; ибо теплота вешняя открывает внутренния движения их даже до самых внутреннейших начал, называемых душами их,— побуждает их и вселяет им Супружественность свою, делая, чтобы плодородное их начало достигло своих увеселений, произходящих из непрестаннаго стремления (conatus) к произведению употребление плода, который есть размножение своего рода. — Но у человеков есть непрестанное втечение теплоты вешней от Господа; и потому они во всякое время, даже среди зимы могут увеселяться Супружеством: ибо мущины сотворены быть восприятиями света, тоесть Премудрости от Господа, а женщины сотворены быть восприятиями теплоты, тоесть Любви премудрости мужа от Господа. Из этого есть то, что при приближении нашем, дохнула на тебя теплота вешняя с приятнейшим благоуханием, как бы от первейших ароматов в садах и полях.—Сказав это, Муж подал мне правую руку, и повел меня к Домам, где были супруги в подобном же цвете возраста, как и они. Тут он сказал, что Жены сии, кажущияся теперь девами, были в Мiре пожилыми старухами, а Мужья, кажущееся теперь юношами, были там пожилыми стариками,—и что все они от Господа опять введены в сей цветущий возраст, поелику любили друг друга взаимно, и из Религии убегали прелюбодеяний, как грехов тяжких. Далее сказал, что никто не знает блаженств и приятностей Любви супружественной, если не отвергает страшных приятностей прелюбодеяния, и что никто сих отвергнуть не может, если не премудрствует из Господа,—а никто не премудрствует из Господа, если из любви служений не делает Служение. — Видел я тогда и домашния их вещи, которыя все были в формах Небесных, блистая от золота как бы пламенеющаго, и от вправленных в них рубинов.
О чистом и не чистом, или еще неочищенном.
138. Вступая в разсуждение о Любви Супружества или Супружественной в особенности, и имея в виду, что эту Любовь нельзя иначе понять, как только без различия ея или нераздельно, если при том не будет представлено также и противуположное этой Любви, тоесть, Нечистое (Incastum), или скверное; то и сие следует представить хотя несколько, или как бы в тени пред разсудком, описав Чистое (Castum) вместе с не Чистым (nonastum); ибо Чистота (Castitas): есть только отдалеие Нечистаго (Incastum) от Чистаго. О Нечистом или скверном, которое есть вовся противуположное Чистому, сказано будет во второй Части этого Сочинения, где под заглавием: УДОВОЛЬСТВИЯ НЕИСТОВСТВА О ЛЮБВИ БЛУДНОЙ, пространно и со всеми своими различиями, описывается. —Что же есть Чистое и не Чистое или неочищенное, и у кого оно находится, о том изъяснено будет теперь же: I. Что чистое и не Чистое относятся только к Супружествам и к тому, что есть Супружественное или Супружественность. II. Что Чистое относится только до Супружеств единобрачных, или одного Мужа с одною Женою. III. Что Супружественное или Супружественность Христианская только бывает чистою. IV. Что Любовь истинно супружественная есть самая Чистота. V. Что все Увеселения Любви истинно супружественной даже и последнии Чисты. VI. Что Любовь Супружественная у тех, которые от Господа состоят духовными, более и более очищается и бывает Чистою. VII. Что Чистота супружества состоит в совершенном отвержены блудодеяний, согласно Религии. VIII. Что Чистота не может относиться ни к Младенцам, ни к Отрокам и Отроковицам, ни к Юношам и Девам, прежде, нежели они возчувствуют любовь пола. IX. Что Чистота не может относиться ни к Евнухам природным, ни к Евнухам произведенным. X. Что Чистота не может относиться и к тем которые не верят, что прелюбодеяния составляют зло Религии, и еще меньше к тем, которые не верят, что прелюбодеяние составляют вред Общества. XI. Что Чистота не может относиться к тем, которые по внешним только причинам воздерживаются от прелюбодеяний.—XII. Что Чистота не может относиться к тем, которые считают Супружества нечистыми. XIII. Что Чистота не может относиться и к тем, которые отвергли Супружества, обещая навсегда быть непричастными оным, если нет и не пребудет в них любви жизни истинно супружественной XIV. Что состояние Супружества предпочитаться должно состоянию безсупружественному или холостому,—Теперь следует этих статей изъяснение.
139. I. ЧТО ЧИСТОЕ И НЕ ЧИСТОЕ ОТНОСЯТСЯ ТОЛЬКО К СУПРУЖЕСТВАМ, И К ТОМУ, ЧТО ЕСТЬ СУПРУЖЕСТВЕННОЕ ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ.—причина этому та, что Любовь истинносупружественная есть самая Чистота, о чем и изъяснение следует; а Любовь, ей противоположная, которая называется блудною, есть самая Нечистота. Итак, сколько эта последняя очищается первою, столько она делается чистою; ибо столько противуположная разрушительность ея отъемлется. Из чего явствует, что Очищенность (Puritas) любви супружественной называется Чистотою Супружественной или Целомудрием (Castitas). Впрочем, бывает Любовь супружественная и нечистою, которая однако же не есть самая нечистота, как то случается это между теми Супругами, которые, по разным внешним причинам, воздерживаются от действий похоти, даже так, что и не мыслят об них; но при всем том, если эта любовь в мыслях и не очищена, то не есть чистая, ибо, хотя форма ея чистая, но сущность в ней не пребывает таковою.—Чистое и не Чистое относятся до того, что есть Супружественное, потому, что Супружественное или Супружественность впечатленна обоему Полу от самых внутреннейших начал до последних,—и по сему познается человек относительно помышлений и побуждений,—и по ним еще внутренние относительно деяний и телодвижений. Что так есть, об этом более явствует от Нечистых. Нечистое (Incastum), находящееся в мыслях их, слышится из голоса или тона их, когда они разговаривают, и когда они все свои разговоры, даже чистые, направляют к похотливостям. Голос разговора происходит из побуждения воли, а самый разговор или речь из помышления разума: сие-то и означает, что воля и разум, со всеми их направлениями, и следовательно вся мысль, и оттуда вся телесность от самых внутреннейших начал, до самых последних, наполнены нечистым или нечистотою. Слышал я от Ангелов, что нечистое у самых даже скрытнейших лицемеров, как бы они чисто ни говорили, понимаемо бывает из голоса или тона разговоров их, и даже чувствуемо бывает из сферы, которая от них изходит. Это также есть знак, что нечистота обитает в самых внутреннейших началах мысли их, и оттуда в самых внутреннейших началах тела их, и что сии начала прикрываются внешно, так, как Кора прикрывается видами из разных колеров. —Что сфера похоти изходит от нечистых, это доказывают установления для сынов Израилевых, из которых видно, что все то и каждое почиталось за нечистое, к чему только такие нечистые прикасались своими руками.— Из этого заключить можно подобное же и о чистых, тоесть, что у них есть чистое все и каждое от самых внутреннейших начал до самых последних,—и что это производит Чистота Любви супружественной.—Посемуто в Мiре говорят, что для Чистых все есть чистое и что для Скверных или Нечистых—все есть нечистое.
140. II. ЧТО ЧИСТОЕ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО ДО СУПРУЖЕСТВ ЕДИНОБРАЧНЫХ ИЛИ ОДНОГО МУЖА С ОДНОЮ ЖЕНОЮ. Что Чистое относится до этих только одних, то потому, что Любовь супружественная у них не обитает в Естественном человеке, но входит в Духовнаго, и постепенно открывает путь к самому духовнейшему Сочетанию блага и истины, которое Сочетание есть начало этой Любви и с нею соединяется; ибо входит Любовь по мере приращений премудрости, а сия, по мере насаждения Церкви от Господа, как и прежде показано. Это не может быть у многобрачных потому, что они разделяют Любовь супружественную, а эта Любовь, будучи разделена, уподобляется Любви пола, которая сама по себе есть естественная. Но об этом нечто достойное примечания увидеть можно будет в Статье о МНОГОЖЕНСТВЕ (Polygamia).
141. III. ЧТО СУПРУЖЕСТВЕННОЕ, ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ ТОЛЬКО БЫВАЕТ ЧИСТОЮ.—Причина этому та, что Любовь истинно супружественная располагает себя у человека, по состоянию Церкви у него, и что эта Любовь есть от Господа, как выше в п. 130 и 131, и в других местах показано. Также и потому, что в подлинных своих истинах она есть в Слове, и Господь там в них присутствует. Из этого следует, что Супружественное или Супружественность не бывает чистою нигде, кроме в Христианском Круге, и что хотя не бывает, но быть может.— Чрез Супружественное или Супружественность Христианскую разумеется Супружество или Сочетание одного Мужа с одною Женою.—Что эта Супружественность может быть впечатлённою у Христиан, и по наследству переходить в детей от тех Родителей, которые состоят в Любви истинно супружественной, и что из такой Супружественности раждается вместе способность и наклонность к разумению предметов Церковных и Небесных,—об этом показано будет в своем месте. Что Христиане, женящиеся на многих, делают прелюбодеяние не только естественное, но и духовное, об этом также показано будет в Статье о МНОГОЖЕНСТВЕ.
142. IV. ЧТО ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ САМАЯ ЧИСТОТА, тому следующая причины: 1. Что эта Любовь есть от Господа и соответствует Сочетанию Господа и Церкви. 2. Что низходит из Сочетания блага и истины. 3. Что она есть духовная по состоянию Церкви у человека. 4. Что она есть Любовь основательная и Глава всех любвей Небесных и Духовных. 5. Что она есть праведный Разсадник Рода Человеческаго, из котораго населяются Небеса Ангельские. 6. Что поэтому она есть и у Ангелов Неба, и из сей Любви раждаются у них дети духовныя, тоесть любовь и премудрость;—и 7. Что посему Служение ея есть превосходнейшее всех прочих служений творения.— Из этого следует, что Любовь истинно супружественная, по своему началу и по своей сущности разсматриваемая, есть чистая и святая так, что называться может чистотою и святостью, и даже самою непорочностью или целомудрием. Однако же ни у человеков, ни у Ангелов она несовершено есть чистая, о сем видеть можно в следующем Члене.
143. V. ЧТО ВСЕ УВЕСЕЛЕНИЯ ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, ДАЖЕ И ПОСЛЕДНИЯ ЧИСТЫ. Это следует из выше изъясненнаго,тоесть, что Любовь истинно супружественная есть самая чистота и что увеселения составляют жизнь ея. Что увеселения этой Любви восходят и исходят в Небо, и на пути проходят сквозь приятности любвей небесных, в которых находятся Ангелы Неба,—также, что соединяются с Увеселениями любви их супружественной,—об этом вышеупомянуто. Сверх сего, ангелы Небесные понимают, что увеселения те в них возвышаются и исполняются, когда восходят из супругов чистых на земли.—Откуда же происходят любви этой увеселения, и каковыя они, о том видеть можно выше в п. 69 и в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, особливо же в нижеследующих статьях.
144. VI. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ У ТЕХ, КОТОРЫЕ ОТ ГОСПОДА СОСТОЯТ ДУХОВНЫМИ, БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ОЧИЩАЕТСЯ И БЫВАЕТ ЧИСТОЮ. Причины этому: 1. Первая любовь, чрез которую разумеется любовь до браков, и новая после браков, заимствует ничто из люббви пола,—следовательно из жара собственнаго телеснаго, чрез любовь духа, еще не укрощеннаго. 2. Человек постепенно из естественнаго делается духовным, так как Разсудительность, которая есть средняя между Небом и Мiром, начинает заимствовать душу из втечения от Неба, бывающаго по мере побуждения и радования из премудрости или познания, о чем указано выше в п. 130; и сколько это есть, столько возвышается Мысль то в тончайший воздух вышний, который есть вместилище, содержащее в себе свет и теплоту Небесныя, или, что то же есть, премудрость и любовь, в которых находятся Ангелы. Свет Небесный составляет одно с премудростью, а Теплота Небесная составляет одно с любовью; и как премудрость и ея любовь у супругов растут, так очищается у них Любовь супружественная,—и поелику это произходит постепенно, то следует, что эта Любовь более и более бывает чистою. Такое очищение духовное сравнить можно с очищением естественных спиртов, которое производят Химики посредством разных перехождений, как-то: Отделением от дрозжей, Перегонкою, Двоением того, Настойкою вновь, Утончением, Сцежением и Возвышением чрез перегонки; а Премудрость очищенную сравним с Алкоголем, который есть Спирт самый утонченный. 3. Итак, поелику Премудрость духовная такова в себе есть, что нагревается более и более любовью премудрствования, и посредством сего растет вечно, подобно Химическим произведениям, чрез очищения и отвлечения Разума от лжей чувственных, и коли от прелестей телесных; то явствует, что подобно и Любовь супружественная, коей родитель есть премудрость, постепенно более и более бывает чистою,—следовательно целомудренною.—Что Первое состояние любви иежду супругами есть состояние теплоты чрез свет еще не уравномеренной, и что потом постепенно уравномеряется, так как Муж усовершается премудростью, а Жена любит оную в муже, об этом видеть можно в ДОСТОПАМЯТНОСТИ п.137.—Но должно знать, что Любви супружественной совершенно чистой нет ни у человеков, ни даже у Ангелов: ибо к этой в них любви присоединяется нечто нечистое или не так чистое (non castum); однако же оно из другого происхождения, нежели совсем нечистое (incastum), потому что чистое у них есть выше, а нечистое, или еще неочищенное ниже, и от Господа поставлена между ними как дверь с запором, которая отворяется по определению или назначению, и по провидению никогда не оставляется отворённою, дабы не перешло одно в другое и там не смешались бы. Естественность человека от рождения есть осквернённая или наполненная злами; Духовность же его не такая потому, что рождение ея произходит от Господа, ибо бывает чрез перерождение, которое есть постепенное отделение от зол, прилепившихся к наклонностям.—Что никакой Любви у человеков и у Ангелов нет совершенно чистой и быть не может, но Что Господь взирает начально на конец и на предприятие или намерение воли, и что сколько человек в оных пребывает, столько вводится он в чистоту, и столько шествуя к ней, приближается, о сем показано выше в п. 71.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 747;