Эммануил Сведенборг 10 страница
О сочетании Господа и Церкви, и его Соответствий.
.
116. Что о Сочетании Господа и Церкви, и о его Соответствии здесь также разсуждается, то потому, что, не зная и не разумея об этом, едва ли кто может знать, что Любовь супружественная в начали своем есть святая, духовная и небесная, и что она есть от Господа. Хотя же некоторые в Церкви и говорят, что Супружества имеют отношение к Сочетанию или Сопряжению Господа с Церковью, но никто не знает, какое есть то отношение. Чтобы это представить пред разумом в некотором свете, а потому и видимым,—то нужно побеседовать и разсудить особенно об этом Святом Сочетании, которое есть у составляющих Церковь Господа; ибо у сих только, а не у иных есть Любовь истинносупружественная. Для яснейшаго же уразумения этой Тайны,—такое Разсуждение разделено будет на следующие Члены: I. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою; и что Соединение Господа с Церковью, и соединение Церкви с Господом именуется Сочетанием (Conjugium). II. Также, что Господь именуется Отцем, а Церковь Матерью. III. Что дети из Господа, как из Мужа и Отца, и из Церкви, как Жены и Матери, все духовныя, и в смысле Слова духовном разумеются чрез сыновей и дочерей, братьев и сестёр, зятей и невесток, и чрез прочия имена, от рождения заимствуемыя. IV. Что Дети духовныя, раждающияся из Сочетания Господа с Церковью, суть Истины, из которых состоят: разум, понятие и всякое помышление,—и что суть Блага, из коих состоят: Любовь, человпколюбие и всякое побуждение. V. Что из Сочетания блага и истины, происходящаго от Господа и втекающаго, человек восприемлет истину, а Господь присоединяет к ней благо, — итак, Церковь образуется от Господа у человека. VI. Что Муж не представляет Господа, а Жена Церкви, поелику оба совокупно, муж и жена составляют Церковь. VII. Что посему нет Соответствия мужа с Господом, а жены с Церковью в Супружествах Ангелов на Небесах и человеков на землях. VIII. Но что есть Соответствие с Любовью супружества, с сеением семени (seminatio), с деторождением, любовью к детям (amor infantum), и с прочими подобными качествами, которыя находятся в Супружествах и из них происходят. IX. Что Слово есть Средство соединения, ибо оно есть от Господа, итак Господь. X. Что Церковь есть от Господа, и притом у тех только, которые приходят к Нему и живут по заповедям Его. XI. Что Любовь супружественная есть по состоянию Церкви, ибо она есть по состоянию премудрости у человека. XII. И так,
как Церковь есть от Господа, то и Любовь супружества или супружественная есть от Него тоже.—Теперь следует изъяснение этих Статей.
117. I. ЧТО ГОСПОДЬ В СЛОВЕ ИМЕНУЕТСЯ ЖЕНИХОМ И МУЖЕМ, А ЦЕРКОВЬ НЕВЕСТОЮ И ЖЕНОЮ, И ЧТО СОЕДИНЕНИЕ ГОСПОДА С ЦЕРКОВЬЮ, И СОЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВИ С ГОСПОДОМ ИМЕНУЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ. Что Господь в Слове именуется Женихом и Мужем, а Церковь Невестою и Женою, о том явствует из следующих месть: “Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.”. Иоан. III, 29. Это Иоанн Креститель сказал о Господе.—“И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.”. Мате. IX, 15, Марк. II: 19, 20, Лук. V: 34, 35. “И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.” Апокал. XXI, 2. Чрез Новый иерусалим разумеется Новая Церковь Господа, о чем видеть можно в АПОКАЛИПСИС ОТКРОВЕННОМ в п. 880 и 881 “И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. и показал мне великий город, святый Иерусалим”. Апокал. XXI: 9, 10. “Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.”. Апокал. XIX: 7, 9.— Чрез ЖЕНИХА, во сретение Коего изыдоша пять дев уготованных, и с Ним внидоша в БРАКИ, Матф. XXV: 1—10, разумеется Господь, о чем явствует из стиха 13го, где говорится: “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.” И сверх сего на многих местах у Пророков.
118. II. ТАКЖЕ, ЧТО ГОСПОДЬ ИМЕНУЕТСЯ ОТЦОМ, А ЦЕРКОВЬ МАТЕРЬЮ. Что Господь именуется Отцом, явствует из сих мест: “Ибо младенец родился нам -- Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.”. Исаия IX: 6 — “Ты, Господи (Jehovah), Отец наш, от века имя Твое: `Искупитель наш.” Исаия LXIII 16— “Иисус сказал: И видящий Меня видит Пославшего Меня.” Иоан. XII: 45. — “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.” Иоан. XIV: 7.—“Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?”. Иоан. XIV: 8, 9.— “Иисус сказал: Я и Отец -- одно.". Иоан. X: 30. — “Все, что имеет Отец, есть Мое”. Иоан. XVI: 15, XVII: 10.— “Отец во Мне и Я в Нем.”: Иоан. X: 38, XIV: 10, 11, 20. Что Господь и Его Отец едино, так как Душа и Тело составляют одно; что Бог Отец сошел с Неба и принял Человеческое для искупления и спасения человеков, и что Человечество Его есть именуемое Сыном, посланным в Мiр, — об этом вполне показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ.
119. Что Церковь именуется Матерью, о том явствует из следующих мест: “Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее” Осия II: 2, 5. “Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа своего”. Иезекиль XVI: 45. “Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?”. Исаия L: 1. “Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды.” Иезекиль. XIX: 10. Здесь говорится о Церкви иудейской. “Он сказал им в ответматерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.” Лук. VIII: 21. Мате. XII: 48, 49. Марк. III: 33, 34, 35. Чрез Учеников Господних разумеется Церковь. “При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина, Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.; Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.”. Иоан. XIX: 25, 26, 27. Чрез сие разумеется то, что Господь не признал Марию за Матерь, но за Церковь; почему ее и называет Женою и Матерью Учеников: Матерью потому, что Ученик Иоанн представлял Церковь относительно Благ человеколюбия, ибо они составляют Церковь в самом действии; а потому и говорится, что он взял её во свояси. Что Пётр представлял Истину и Веру, Иаков—Человеколюбие, и Иоанн—Дела Человеколюбия, об этом видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ пп. 5, 6, 790, 798, 879; а что двенадцать Учеников вместе представляли Церковь, относительно всех ея существенностей, о том показано там же в пп. 233, 790, 903 и 915.
120 III. ЧТО ДЕТИ ИЗ ГОСПОДА, КАК ИЗ МУЖА И ОТЦА, И ИЗ ЦЕРКВИ, КАК ЖЕНЫ И МАТЕРИ, ВСЕ ДУХОВНЫЕ, И В СМЫСЛЕ СЛОВА ДУХОВНОМ РАЗУМЕЮТСЯ ЧРЕЗ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЁР, ЗЯТЕЙ И НЕВЕСТОК, И ЧРЕЗ ДРУГИЯ ИМЕНА, ОТ РОЖДЕНИЯ ЗАИМСТВУЕМЫЯ. Что не иных каких-либо чад или детей рождает Церковь от Господа, об этом не нужно доказывать, ибо и без того видит сие разсудок. От Господа происходит всякое Благо и всякая Истина, а Церковь все те Блага и Истины восприемлет и дает им притом все духовности или духовныя существенности Неба и Церкви, свои отношения к Благу и Истин. Посему-то чрез сыновей и Дочерей в Слове, по смыслу его духовному, разумеются истины и блага чрез сыновей разумеются истины, в духовном человеке зачатыя, и в естественном рожденныя,—а чрез дочерей означаются таковыя же блага. По этой причине, перерожденные (regenerati) от Господа, именуются в Слове сынами Божьйими, сынами Царствия, рожденными от Него, и Господь Учеников своих назвал сынами; и чрез плод мужеский, его же роди жена (Mulier), и иже восхищен бысть к Богу, Апокал. XII: 5, не иное означается, о чём видно и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ в п. 543. Поелику же чрез Дочерей означаются Блага Церковныя, то поэтому в Слове многократно именуется Дщерь Сиона, Иерусалима, Израилева и Иудина; и чрез ее означается не какая-либо дщерь, но побуждение блага, которое есть побуждение Церкви, о чем видеть можно и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, п. 612. При том и Господь называет Братьями и Сёстрами тех, кои суть от Церкви Его. Матф, XII: 49; XXV: 40; XXVIII; 10. Марк. III: 35. Лук. VIII: 21.
121. IV. ЧТО ДЕТИ ДУХОВНЫЯ, РАЖДАЮЩИЯСЯ ОТ СОЧЕТАНИЯ ГОСПОДА С ЦЕРКОВЬЮ, СУТЬ ИСТИНЫ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОЯНИЕ: РАЗУМ, ПОНЯТИЕ И ВСЯКОЕ ПОМЫШЛЕНИЕ; И ЧТО СУТЬ БЛАГА, ИЗ КОИХ СОСТОЯНИЕ: ЛЮБОВЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ И ВСЯКОЕ ПОБУЖДЕНИЕ. Истины и Блага суть дети духовныя, раждающияся от Господа чрез Церковь, потому, что Господь есть Самое Благо и Самая Истина, а сие в Нем составляют не два, но одно, да и не иное от Господа может происходить, кроме то только, что от Него и в Нем есть. Что Сочетание блага и истины происходит от Господа, втекает у человеков и восприемлется по состоянию мысли и жизни теми, которые состоят от Церкви, об этом показано в предыдущем Члене, где говорится о СОЧЕТАНИИ БЛАГА И ИСТИНЫ. Что Истины у человеков составляют его разум, понятие и всякое помышление, а из Благ состоят у него любовь, человеколюбие и всякое побуждение; то потому, что все у человека имеет отношение к Благу и Истине, и что двое составляют человека—Воля и Разум: Воля есть вместилище блага, а Разум есть вместилище истины. Что собственно принадлежит к Воле—любовь, человеколюбие и побуждение, а к Разуму— понятие и помышление,—об этом изъяснять более нет надобности; ибо из сказаннаго уже может понимать и сам разум.
122. V. ЧТО ИЗ СОЧЕТАНИЯ БЛАГА И ИСТИНЫ, ПРОИСХОДЯЩАГО ГОСПОДА И ВТЕКАЮЩАГО, ЧЕЛОВЕК ВОСПРИЕМЛЕТ ИСТИНУ, А ГОСПОДЬ ПРИСОЕДИНЯЕТ К НЕЙ БЛАГО, ИТАК ЦЕРКОВЬ ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГОСПОДА У ЧЕЛОВЕКА. Человек из Блага и Истины, происходящих как едино от Господа, восприемлет истину потому, что её восприемлет он, как бы свою, и причитает себе, как свою; ибо мыслить об Ней, как бы от себя, подобно и говорить из нее. Это бывает потому, что истина находится в свете разума, и оттуда человек её видит,—а что видит в себе, или в своей мысли, о том не знает, откуда оно есть, ибо не видит втечения, так как и того, что встречается взору очей, и посему думает, что та истина есть в нем. Что так представляется или кажется, то дано человеку от Господа, дабы он был человеком, и чтобы имел здесь взаимность соединения; следовательно, человек рожден быть Способностью знать её разуметь и премудрствовать (sapiendi); и эта Способность воспринимает истины, доставляющия человеку знание, разумение и премудрость. Поелику же женщина сотворена чрез Истину мущины, и по Сочетании образуется в любовь его более и более,—то следует, что и она также воспринимает истину мужа в себе и сочетывает её со своим благом.
123. Господь к истинам воспринимаемым человеком, присовокупляет и с ними сочетает благо потому, что человек не может принимать блага так, как бы от себя, ибо оно пред ним есть невидимое, по причине той, что происходит не из света, а из теплоты; теплота же бывает только чувствуема, а не видима. Почему, когда человек видит истину в мысли, то редко примечает о благе, втекающем из любви в истину и дающем ему жизнь. Жена или супруга не примечает о благе у себя, но о наклонности Мужа или супруга к себе, каковая наклонность бывает по мере восхождения разума его в премудрость; благо же, состоящее у нея от Господа, присоединяет, несмотря на то, что муж о таком присоединении несколько знает. Из этого теперь явствует истина, что человек воспринимает Истину от Господа, и что Господь присоединяет к той Истине—Благо, по мере присовокупления истины к упражнению; следовательно, по мере того, как человек хочет премудро разсуждать, и оттуда премудро жить.
124. Что так Церковь у человека от Господа образуется, то потому, что тогда он есть в соединении с Господом, во Благе от Него, и в Истине как бы от себя; и посему человек есть в Господе и Господь в нем, по словам Его у Иоанна Гл. XV: ст. 4, 5. То же самое значит, если вместо Блага именуется Человеколюбие, а вместо Истины—Вера; ибо Благо есть из Человеколюбия, а Истина есть из Веры.
125. VI. ЧТО МУЖ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ГОСПОДА, А ЖЕНА ЦЕРКВИ, ПОЕЛИКУ ОБА СОВОКУПНО МУЖ И ЕГО ЖЕНА СОСТАВЛЯЮТ ЦЕРКОВЬ.—Вообще говорят внутрь Церкви, что как Господь есть Глава Церкви, так и Муж есть Глава Жены; из чего и следовало бы, что Муж представляет Господа, а Жена Церковь. Но Господь есть Глава Церкви, а Человек, состоящий из мущины (vir) и женщины (faemina) есть Церковь, и более еще Муж и Жена совокупно. У них Церковь сперва насаждается в муже, а чрез мужа в жене; ибо муж разумом воспринимает истину ея, а жена от мужа: но если это последует обратно, тогда уже не есть по порядку. Иногда однако же и это бывает, но мужей тех, которые не любят премудрости, и потому не состоят от Церкви, равно и у тех, которые как, невольники зависят, от произволения своих жен. Об этом видеть можно выше в ПРЕДУВЕДОМЛЕНИИ п. 21.
126. VII. ЧТО ПОСЕМУ НЕТ СООТВЕТСТВИЯ МУЖА С ГОСПОДОМ, А ЖЕНЫ С ЦЕРКОВЬЮ В СУПРУЖЕСТВАХ АНГЕЛОВ НА НЕБЕСАХ И ЧЕЛОВЕКОВ НА ЗЕМЛЯХ. Сии истины следуют из вышесказаннаго теперь лишь; прибавить только надобно то, что Истина кажется первенствующею в Церкви, будучи первая временем. Из этой видимости произошло, что Настоятели (Antistites) Церковные дали преимущество Вере, которая есть из истины, пред человеколюбием, которое есть из блага; подобно и Ученые дали преимущество помышлению, которое есть из разума, пред побуждением, которое есть из воли. Почему, как в могиле, лежит скрыто понятие о том, что значит благо человеколюбия, и что значит побуждение воли; а при том некоторые даже, так сказать, вбросили туда земли как бы на мертвых, с тем намерением, чтобы оные не возстали. При всем том однако же те, которые не заградили пути из Неба в разум свой утверждением, что вера только составляет Церковь, и что помышление только составляет человека,—те, говорю, открытыми очами видеть могуть, что Благо человеколюбия есть первенствующее в Церкви. Итак, поелику Благо человеколюбия есть от Господа, а Истина веры есть у человека как бы от него,— и сии двое производят такое соединение Господа с человеком и человека с Господом, какое разумеется чрез Господни слова, что Он есть в них, а они в Нем. Иоан. XV: 4, 5; то и явствует, что это соединение есть Церковь.
127. VIII. НО ЧТО ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ С ЛЮБОВЬЮ СУПРУЖЕСТВА, С СЕЯНИЕМ СЕМЕНИ, С ДЕТОРОЖДЕЯНИЕМ, ЛЮБОВЬЮ К ДЕТЯМ, И С ПРОЧИМИ ПОДОБНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В СУПРУЖЕСТВАХ И ИЗ НИХ ПРОИСХОДЯТ. Сии истины таинственны для разума, если он не будет предварен познанием о Соответствии; и если это познание не будет открыто разуму, то все изъяснения Члена сего, сколько бы ни были понятны, останутся тщетными. Что же значит Соответствие, и что оно есть Соответствие предметов Естественных с Духовными, об этом показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ, также в ТАЙНАХ НЕБЕСНЫХ; и особенно в УЧЕНИИ НОВАГО ИЕРУСАЛИМА О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, преимущественно же в ДОСТОПАМЯТНОСТИ об оном. Прежде нежели почерпнуто будет об этом познание, несколько здесь в тени только пред разумом: что Любовь супружества соответствует Побуждению подлинной истины, его целомудрию, чистоте и святости; что Сеяние семени соответствует могуществу истины; что Деторождение или произведение детей соответствует распространению или умножению истины, и что Любовь к детям соответствует охранению истины и блага. Поелику же Истина у человека кажется как бы его, а Благо к этой истине присоединяется от Господа, то явствует, что те Соответствия есть Соответствия Естественнаго или Внешняго человека с Духовным или Внутренним человеком. Но это несколько открыто будет в нижеследующих ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ.
128. IX. ЧТО СЛОВО ЕСТЬ СРЕДСТВО СОЕДИНЕНИЯ, ИБО ОНО ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, ИТАК ГОСПОДЬ.—Слово есть Средство соединение Господа с человеком, и человека с Господом потому, что оно в сущности своей есть Божественная Истина, соединенная с Божественным Благом, и Божественное Благо, соединённое с Божественною Истиною. Что это соединение есть во всех и в каждой части Слова в Смысли его Небесном и Духовном, о том видеть можно в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ п. 373, 483, 689, 881. Из чего следует, что Слово есть совершенное Сочетание блага и истины. Поелику же это Сочетание есть от Господа, а что от Самого Господа, сие есть Сам Господь; то и следует, что когда человек читает Слово и воспринимает оттуда истины, тогда Господь присоединяет благо; ибо человек не видит благ побуждающих, так как читает Слово посредством разума, а разум не почерпает оттуда ничего более, кроме своих познаний, которыя и составляют истины. Что к истинам присоединяет Господь благо, это ощущает разум из некоторой внутренней приятности, которая втекает тогда, когда читающий просвещается. Но этого не бывает внутренне у других, кроме у тех только, которые читают Слово на тот конец, дабы умудриться (sapere) или исполниться премудростию. Такое умудрение есть предмет у тех, которые желают научиться подлинным истинам в Слове, и чрез них образовать у себя Церковь. Которые же читают Слово единственно для славы учения, и кои думают, что единственное чтение, или слышание Слова, вдохнет в них веру, и воспользует к спасению,—те не восприемлют от Господа никакого блага: ибо, читая Слово, полагают целью прославление себя из учения, с которым не соединяется никакое благо духовное, но приятность только естественная, происходящая из славы Мiра.—Поелику же Слово есть Средство соединения, то посему оно и называется Заветом Ветхим и Новым, а чрез Завет означается Соединение.
129. X. ЧТО ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, И ПРИТОМ У ТЕХ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К НЕМУ И ЖИВУТ ПО ЗАПОВЕДЯМ ЕГО. Ныне не отрицают того, что Церковь есть Господня, и поелику она есть Господня, то не отрицают и того, что Церковь есть от Господа. Что Церковь есть у тех только, которые приходят к Нему, то потому, что Церковь Господня в Христианском Круге состоит из Слова, а Слово есть от Самаго Господа—и даже так от Самаго, что оно есть Сам Господь: ибо в слове есть Божественная Истина, соединенная с Божественным Благом, которое также есть Господь. Не иное разумеется чрез Слово, о коем говорится, что “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог., В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков, И Слово стало плотию”. Иоан. 1: 1—14. Что касается до того, что Церковь есть у тех, которые приходят к Господу, то потому, что она есть у верующих в Него; веровать же тому, что есть Бог Спаситель и Искупитель, Иегова, Правда, Дверь, коею входить должно во Двор отчий, тоесть в Церковь, Путь, Истина и Живот; что никто не приходит к Отцу, кроме чрез Него,—что Отец и Он едино есть, и прочая истины, которым Сам Он учит, этому, говорю, веровать никто не может, ежели не от Господа. Не можно же веровать, не приходя к Господу, потому, что Он есть Бог Неба и Земли, как и учит. К кому другому должно и можно приходить? Церковь есть у живущих по заповедям Его, потому, что с другими нет соединения; ибо говорит: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам; Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих.” Иоан. XIV: 21—24. Любовь есть соединение, а соединение с Господом есть Церковь.
130. XI. ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ ПО СОСТОЯНЮ ЦЕРКВИ, ИБО ОНА ЕСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ПРЕМУДРОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Что Любовь Супружественная или Супружества есть по состоянию премудрости у человека, об этом, как прежде сказано было, так и после изложено будет, а здесь объяснится только о том, что значит Премудрость и что она составляет едино с Церковью: «У человека находятся Знание, Разумение и Премудрость. Знание относится до познания, Разумение до разсудка, а Премудрость до жизни. Премудрость, в своей полноте разсматриваемая, относится вместе до познаний, до разсудка и до жизни. Познания предшествуют, Разсудок посредством их образуется, а Премудрость посредством обоих, и тогда только, когда разсудок располагает жизнь по истинам, которыя составляют познания. Поэтому Премудрость относится и до разсудка и вместе до жизни, и тогда бывает Премудростию, когда управляет разсудком, и чрез него жизнью; но есть Премудрость, которая сделалась прежде Премудростью жизни и потом разсудка. Древнейшие в этом Мiре не признавали иной премудрости, кроме премудрости жизни: она была премудростью их, которые назывались МУДРЕЦАМИ (SOPHI); Древние же после тех Древнейших, признали премудростью—премудрость разсудка,—и сии назывались ФИЛОСОФАМИ (PHILOSOPHI). Ныне же многие и Знание (Sapientia) называют премудростию; ибо ученые, искусные и только что-либо малое знающия, называются премудрыми. Так Премудрость с самой высоты своей низпала в юдоль.— Но, что значит Премудрость в своем начале, в своем оступление или продолжении и оттуда в полном ея состоянии, об этом несколько будет теперь же сказано.—То, что принадлежит до Церкви, веры и называется Духовным, пребывает в самых внутреннейших началах у человека; то, что принадлежит до Государства, и называется Гражданским, занимает место ниже онаго; а то, что принадлежит до знания опытности и науки, и называется Естественным, составляет подножие их. Церковное и называющееся Духовным пребывает во внутреннейших началах у человека, потому что соединяет себя с Небом и чрез Небо с Господом; ибо не иное от Господа чрез Небо входит в человека.—Принадлежащее до Государства и называющееся Гражданским, ниже духовнаго имеет место потому, что соединяется с Мiром, ибо оно есть из Мiра или Мiрское, как-то: установления, законы и правила, обязующия людей к составлению из себя Общества и Гражданства. Принадлежащее же до знания опытности и науки и называющееся Естественным, составляет подножие, потому что это тесно соединяется с пятью чувствами тела, и есть начало последнее, над которым начало внутреннййшее мысли и самое внутреннее начало души как бы сидят.—Итак, поелику Церковныя существенности, называемыя Духовными, пребывают в самых внутреннейших началах, которыя составляют голову,—а следующия под ними, называемыя Гражданскими, составляют тело, и последния, называемыя Естественными, составляют ноги; то явствует, что когда трое оных следуют одно за другим по своему порядку, тогда человек есть совершенный человек, ибо втекают оные тогда в свои составы, подобно как и те начала, которыя будучи Головными, втекают в тело, и чрез тело в Ноги. Следовательно, существенности Духовныя втекают в Гражданские, а чрез Гражданския в Естественныя.—Поелику же Духовныя состоят в свете Неба или Небесном, то явствует, что Светом своим просвещают и следующия за ними по порядку, и оные Теплотою своею, которая есть любовь, одушевляют, и что когда это бывает, тогда человек есть Премудрость. А как Премудрость есть премудрость жизни и оттуда разсудка по вышесказанному, то и спрашивается, что значит Премудрость жизни? На это ответствуется в кратком понятии, что она есть уклоняться от зол, ибо наносят вред Душе, Государству и Телу, и творить блага, поелику составляют пользу Души, Государства и Тела. Эта Премудрость разумеется чрез ту премудрость, с которою соединяется тесно Любовь супружества: ибо она соединяется чрез то, что уклоняется от зла прелюбодеяния, как от заразы душевной, от заразы общества и от заразы телесной; и поелику эта Премудрость проистекает из Духовностей Церковных,—то следует, что Любовь супружественная есть у человека по состоянию Церкви, ибо по состоянию премудрости. Чрез эту разумеется и то, о чем на многих местах упомянуто было выше, тоесть, что сколько человек бывает духовным, столько он есть в любви истинно супружественной; ибо человек бывает духовным чрез духовности Церковныя. Более же о Премудрости, с которою соединяется любовь супружества, видеть можно ниже в п. 163, 164 и 165.
131. XII. И ТАК КАК ЦЕРКОВЬ ЕСТЬ ОТ ГОСПОДА, ТО И ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВА ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ ОТ НЕГО ЖЕ. Поелику это следует из вышесказаннаго, то и доказывать более не предполагаю. Что Любовь истинно супружественная есть от Господа, о том свидетельствуют все Ангелы Неба; также и о том, что эта Любовь есть по состоятю премудрости, а состояние премудрости по состоянию Церкви у них. Что Ангелы Неба об этом свидетельствуют, явствует из ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ, виденных и слышанных в Мiре духовном, которыя приложены после Статей.
132. При сем прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из коих ПЕРВАЯ: Некогда я разговаривал с двумя Ангелами, один был из Неба Восточнаго, а другой из Неба Полуденнаго, которые поняв, что я разсуждал о Тайнах Премудрости и Любви супружественной, спросили: знаюли я что-либо об ИГРАХ ПРЕМУДРОСТИ в Духовном Мiре? Когда я отвечал им, что еще не знаю;—то сказали, что игры есть многия,—и что те, которые любят истины из побуждения духовнаго, или потому, что они истины, и чрез оныя приобретается Премудрость,—по данному знаку собираются, разсуждают и заключают об истинах, требующих дальнейшаго разума. Ангелы же, взяв тогда меня за руку, сказали: следуй за нами, увидишь и услышишь, ибо ныне дан знак для такого собрания. Они вели меня по равнине к Холму, при подошве котораго было Крыльцо или переход из пальм, продолжающееся даже до вершины Холма. По этому переходу взойдя на вершину того Холма, мы увидели рощу, коей деревья над поверхностью земли представляли как бы Театр, внутри коего была Равнина, разноцветными камешками устланная. Вокруг этой Равнины, в виде четвероугольном поставлены были Престолы, на которых сидели любители премудрости, а посредине Театра был Стол, на коем положена была запечатанная Бумага.—Сидящие на Престолах приглашали нас сесть также на престолах, еще не занятых,— и я отвечал им, что приведен сюда двумя Ангелами не для того, чтобы сидеть, но чтобы видеть и слышать. Тогда два сии Ангела, подойдя к Столу на средину Равнины, распечатали Бумагу, и пред сидящими читали Тайны Премудрости, на Бумаге написанныя, о которых разсуждали и объясняли. Написаны же были Ангелами Третьяго Неба и на Стол опущены три Тайны: ПЕРВАЯ Что есть Образ Божий, и что Подобие Божие, в которыя человек сотворен? ВТОРАЯ: Для чего человек не рождается в знание какой-либо Любви, когда при том Скоты и Птицы раждаются в знания всех своих любвей? ТРЕТЬЯ: Что значить Древо жизни, и Древо знания добра и зла, и что Снедь от оных?—Под сим подписано было: Соедините Три оныя предложения во едино, положите на этом Столе, и увидим; ежели мнение окажется соответственным и справедливым, то каждому из вас дано будет награждение Премудрости. — По прочтении сих тайн, два Ангела отступили и вознеслись в свои Небеса. Тогда сидящие на Престолах начали разсуждать и толковать о предложенных им Тайнах, и говорили по порядку, сперва сидевшие к Северу, потом те, которые к Западу, за ними те, кои к Полудню, и, наконец, те, которые к Востоку. Они взяли первое подлежащее или предмет разсуждения, который был: «ЧТО ЕСТЬ ОБРАЗ БОЖИЙ И ЧТО ПОДОБИЕ БОЖИЕ, В КОТОРЫЯ ЧЕЛОВЕК СОТВОРЕН». И тогда прежде всего, из Книги творения пред всеми читано было следующее: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.” Бытие: I. 26, 27. “когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его.” Бытие: V: I.—Сидевшие к Северу сперва разсуждали, говоря, что Образ Божий и Подобие Божие есть две жизни, от Бога в человека вдохновенныя, тоесть, Жизнь воли и Жизнь разума; ибо читается: “и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.”. Быт. II: 7. Чрез это означается, что в познание его вдохновенна была воля блага и разум истины, итак в нем была Душа жизней; и поелику Жизнь от Бога в него вдохновенна, то посему чрез Образ и Подобие означается Непорочность из Премудрости и Любви, и из Правды и Суждения в нем.— С этим Согласились и сидевшие к Западу, прибавив только то, что состояние Непорочности, от Бога в человека вдохновенное, после того в каждаго человека непрестанно вдыхается; но в человек есть так, как вместилище, и человек, будучи вместилищем, есть Образ и Подобие Божие.—Потом Третьи по порядку, которые сидели к ПОЛУДНЮ, сказали: Образ Божий и Подобие Божие суть двое разделенных, но в человеке от создания соединены, и мы видим как бы из некотораго света внутренняго, что Образ Божий мог быть потерянным от человека, но не Подобие Божие. Это кажется нам из того, что Адам удержал Подобие Божие, потерявши Образ Божий; ибо читается: “И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло.” Быт: III: 22, и потом называется Подобием Божим, а не Образом Божйим. Быт. V: 1.—Но предоставим сотоварищам нашим, сидящим к Востоку, и потому в большем свете, говорить, что значит собственно Образ Божий, и что собственно Подобие Божие. И тогда, поелику бывшаго молчания, сидящие к Востоку встали с Престолов своих, и, воззрев к Господу, а потом опять севши, сказали: что Образ Божий есть
Вместилище Бога, и поелику Бог Есть Самая Любовь и Самая Премудрость, то Образ Божий есть Вместилище Любви и Премудрости от Бога в нем; но что Подобие Божие есть совершенное подобие и полная видимость, представляющая будто бы любовь и премудрость, находятся в человеке, и оттуда во вся как бы его; ибо человек не чувствует иного, как только то, будто бы он любит от себя и премудрствует от себя, или будто бы желает блага и разумеет истину от себя, когда однако же ничего не имеет от себя, но все от Бога. Один Бог любит от Себя и премудрствует от Себя, поелику Бог есть Самая Любовь и Самая Премудрость. Подобие или видимость, кажущаяся будто бы любовь и премудрость, или благо и истина находятся в человеке, как его, производит то, что человек бывает человеком, и что может соединяться с Богом, и так жить вечно. Из этого следует, что человек есть человек потому, что может желать блага и разуметь истину во вся как бы от себя, и притом знать и верить, что от Бога; ибо, по мере того как человек это знает и верит, Бог полагает Образ свой в человеке; иначе же бывает тогда, когда человек верит, что он все то производит от себя, а не от Бога.—Поелику этих изречений покрыла их Ревность из любви к истине, и из той ревности, сказали: Каким образом может человек восприять сколько-нибудь любви и премудрости, удержать воспринятое, и потом опять продолжать такое же восприятие, если не чувствует онаго так, как свое?—и как может быть соединение с Богом чрез любовь и премудрость, если не дана человеку некоторая взаимность соединения (Reciprocum conjuctions)? Поелику без взаимности не может быть никакое соединение; взаимность же соединения есть то, что человек любит Бога и делает то, что Божие есть, как бы от себя, веря однако же, что от Бога. И как человек может жить вечно, если не соединён с Богом вечным? Следовательно, как может человек быть человеком, без того Подобия в нем?—На это согласились все и сказали: да будет Заключение из сих разсуждений; и сделано следующее: «Человек есть Вместилище Бога, а Вместилище Бога есть Образ Божий; и поелику Бог есть Самая Любовь и Самая Премудрость,— то человек есть Вместилище оных; Вместилище же бывает Образом Божиим, по мере восприятия. Также, что человек есть Подобие Божие из чувствования в себе, что все то, что есть от Бога, есть в нем как бы его, но притом, что сколько из Подобия онаго есть Образ Божий, столько познает, что Любовь и Премудрость, или Благо и Истина не суть в нем его и потому ниже от него, но только в Боге, и потому от Бога.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 679;