Эммануил Сведенборг 8 страница
80. ШЕСТАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Когда сие было сказано, я взглянул к стране Западной, и вдруг представились Озера огненныя и серныя; и когда я спросил Ангела, для чего Ады там таковые, то он отвечал, что таковыми кажутся Озера по причине олжетворения истины, поелику вода в смысле духовном означает истину; и кажется как огонь около оных или в оных из любви зла, — а как сера из любви лжи; трое сих: Озеро, Огонь и Сера, есть видимости, поелику составляют соответствия злых любвей, в коих тамошние находятся, ибо все, там находящиеся заключены в вечныя Темницы (Ergastulis), и трудятся для пищи, одежды и одра (pro victu, amictu et lecto), и когда бывают затворены те ады, тогда тяжко и нещадно наказываются. Потом, когда еще спросил у Ангела, почему он сказал, что там находятся и духовные и естественные прелюбодеи, а не сказал, что злотворящие и нечестивые, то ответствовал: потому, что все те, которые ни во что вменяли прелюбодеяния, тоесть, которые верят и творят оныя из утверждения и так из намерения, не вменяя за грех, суть сердцем своим злотворящие и нечестивые. Супружественность человеческая и Религия вместе ходят по одному пути неразлучно; всякой след (vestigium) и всякой шаг (gressus) из Религии и в Религию, есть то же, что след и шаг от Супружественности в Супружественность, которая есть особенная и собственная у человека Христианина. На вопрос мой, что значит Супружественность, Ангел сказал, что она есть вожделение или крайнее желание (disederium) жить с одною только своею Женою вместе, — и это вожделение есть у человека Христианина, по его Религии. Потом, когда я соболезновал духом, что Супружества, которыя были в Древних Веках наисвятейшими, так безпощадио обратились в прелюбодеяния, то Ангел сказал мне, что ныне также поступают и с Религиею; ибо Господь говорит: «Что в Скончании вп,ка будет Мерзость запустгьтя, предргьченная Даниилом, и что будет Скорбь велгя, якова же не была от начала Жгра». Мате. XXIV; 15, 21. Чрез мерзость запустения означается олжетворение и лишение всякой истины; чрез Скорбь означается Состояние Церкви, напаствуемое от зол и лжей, — а чрез Скончание века, о котором это сказано, разумеется последнее время или конец Церкви. Ныне есть конец, потому что не осталось истины, которая не была бы олжетворена,— олжетворение же истины есть блудодеяте духовное, которое и составляет одно с Блудодеянием естественным, поелику между собою соединяются.
81. Когда мы об этом разговаривали и соболезновали, то явился луч света, сильно действующей на глаза наши, почему я воззрел вверх, и вдруг все Небо над нами показалось освещенным, и от Востока до Запада услышали мы продолжительную песнь СЛАВОСЛОВИЯ. Тогда Ангел сказал мне, что это славословие относится к Господу для Пришествия Его, которое бывает славословимо Ангелами Неба Восточнаго и Западнаго; из Неба же Полуденнаго и Севернаго ничего не было слышно, кроме скромнаго шептания. Поелику Ангел разумел все это, то сказал мне сперва, что Славословие и Прославления Господа бывают заимствуемы из Слова, так как тогда бывают из Господа, ибо Господь есть Слово, тоесть Самая Божественная Истина там. Потом Ангел сказал: теперь особенно славословят и прославляют Господа из слов, сказанных Даниилом: “Видел еси железо, смешанное с глиною болотною,-смешают себе через семя человечье, но не соединяться. Во днех же оных сотворит Бог возстати Небесное Царство, еже во веки не погибнет, сотрёт и кончает все оныя Царства, само же устоит во веки”. Даниил. 2: 43, 44. После сего я услышал как бы глас пения и далее в Востоке увидел сияние света гораздо больше прежняго; и когда спросил Ангела, что там славословят, то он сказал, что из сего у Даниила: “Видел в видениих нощию, и се со Облаки Небесными, аки сын Человечь грядый бе , и тому дадеся Господствования века еже не прейдёт и царство его еже не погибнет”. Даниил. VII; 13, 14. Сверх сего, прославляют Господа из следующих слов в Апокалипсисе. “Иисусу Христу да будет слава и сила; се грядет со Облаки: Той есть Алфа и Омега. Начало и Конец, Первый и Последний, Иные Есть, Иные Был, Иные Грядый есть, Всемогущий: аз Иоанн слышал се от СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, из среди седьми Светильников”. Апок.: I: 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, XX, 13, и из Матвея гл. XXIV. ст.: 30,31.—Потом я посмотрел опять на Небо Восточное, увидел свет, возсиявший с правой стороны, и этот свет вошел в Распростертие (Expansum) Полуденное, и оттуда услышан был приятный глас; и когда я спросил у Ангела, что Господне там славословят, то он сказал, что из сего в Апокалипсисе: “Видех Новое Небо и Новую Землю; и видех Град Святый Иерусалим Новый, сходящий от Бога с Небес, уготованный яко Невеста Мужу своему; и глаголя со мною Ангел, и рече: прииди, покажу ти Невесту Агнцу Жену, и восхити мя в дух на Гору великую и высокою, и показа ми Град Святый Иерусалим ”. Апок. XXI: 1, 2, 9, 10. Также и сии слова: “Азм Иисус есьм Звезда светлая и утренняя”. Апок. XXII: 16, 17, 20.—После этих и многих других славословий, мы услышали общее Славословие от Востока к Западу и также от Полудня к Северу; и когда я спросил у Ангела, что это, то он отвечал: славословия сии из Пророков: “Да увесть всяка плоть, яко аз Господь Спаситель твой и Искупитель твой”. Исаия ХIХ: 26. “Тако рече Господь Царь Израилев и Искупитель Его Господь Савоав, Аз Первый и Последний, и кроме Меня нет Бога ”. Исаии ХIV: 6. “Речено будет в день оный, се Бог наш Сей, его же ждахом да избавит нас, Сей Господь Его же ждахом”. Исаия XXV: 9. “Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь ГОСПОДЕВ, се Господь Бог в крепком грядёт, яко пастырь стадо своё упасёт.”. Исайя ХIV: 3, 5, 10, 11. “Отрок родился нам, сын дадеся нам его же имя Чуден Советник, Бог, Ирой, Отец Вечности, Князь Мира”. Исаия IX: 6. “Се дние грядут, и возставлю отрасль Давиду Отрасль праведную, иже царствовати будет Царь, и сие будет Имя Его Господь Правда Наша'”. Иерем. XXIII: 5, 6, XXXIII: 15, 16. “Господь Савоов Имя Того и Искупитель Твой, Святый Израилев, Бог всея земли наречется ”. Исаия VIV: 5. “В день оный будет Господь в Царя над всею землею: в день оный будет Господь Един и Имя того Едино”. Захар. XIV: 9.—По выслушании этого и выразумении возрадовалось сердце мое, и в радости я пошел домой, и там из состояния духа возвратился в состояние тела, в котором находясь, написал сии виденныя и слышанныя достопамятности. К этому присовокупляю теперь, что от Господа, по Пришествии Его, возбуждена будет Любовь Супружественная такая, какая была у Древних, поелику эта Любовь есть от Единаго Господа, и будет у тех только, которые от Него чрез слово соделываются духовными.
82. После сего из Страны северной, с крайнею поспешностью прибежал мущина, который посмотрел на меня грозным видом и, начав со мною говорить разгневанном тоном, сказал: ты хочешь обольстить вселенную (Orbem), возстановляя Новую Церковь, которую разумеешь чрез Новый иерусалим, имеющий сойти с Неба от Бога, и учишь, что Господь, приемлющих Учебности Церкви Его, одарит любовью истинно супружественною, коей увеселения и благополучие возносишь даже до Небес? Не есть ли это изобретение и не приносишь ли оное так, как силок для ловления птиц и как приманку для приближения к твоим новостям?... Но скажи мне кратко, какия те учебности Новой Церкви, и увижу, сходствуют ли оне или не сходствуют? На это я отвечал ему, что Учебныя правила или Учебности Церковныя, разумеемыя чрез Новый иерусалим, есть следующия: I) Что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. II) Что Вера Спасительная есть веровать в Него. III) Что должно убегать Зол, поелику они диавольския, и от диавола. IV) Что должно творить Блага, поелику они Божии и от Бога. V) Что сии творить должен человек так, как бы от себя, но притом веровать, что оныя у него и чрез него от Господа. По выслушании этого, чрез несколько минут, отступило от него неистовство, но после некотораго размышления он опять взглянул на меня видом угрюмым, сказал: не сии ли пять Заповедей составляют учебности Новой Церкви о вере и о человеколюбии ? И когда я отвечал, что точно так, то он тогда сурово спросил меня, что я могу доказать ПЕРВОЕ, что един есть Бог, в Котором есть Божественная Троица, и что Он есть Господь Иисус Христос? Я отвечал, что доказываю так: Не есть ли Бог Единый и Нераздельный, не есть ли Троица? Ежели Бог Единый и Нераздельный, то не Единое ли лицо? Если Единое лицо, то не в Нем ли Троица? Что он есть ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, это доказывается тем, что зачат Он от Бога Отца, Лук.: I;34. 35, и что по сему, относительно Души Он есть Бог, и как сам говорит,что Отец и Он едино суть, Иоан.; X; 30; что Он в Отце и Отец в Нем, Иоан.: XIV; 10,11; что видя Его и познавая Его, видит и познает Отца, Иоан.: XIV; 7, 9; что никто не видит и не познает Отца, кроме Того, иные в лоне Отчем есть, Иоан.; I; 18; что вся Отчая суть Его, Иоан.: 111;35. XVI; 15; что Он есть Путь, Истина и Жизнь, и что никто не приходит к Отцу, токмо чрез Него, Иоан.: XIV; 6; следовательно, от Него, поелику есть в Нем. Равно и словом Апостола Павла, что всякое исполнение Божества в Нем обитает телесно, Колосс.: II; 9; также, что Ему даётся власть над всякой плотью, Иоан.: XVII; 2; и что даётся Ему всякая власть в Небесе и на Земле, Матф.: XXVIII; 18; и чего следует, что Он Бог Неба и Земли. Потом Он спросил, как я доказываю ВТОРОЕ, что Вера Спасительная есть веровать в Него? Я ему отвечал, что доказываю следующими Самого Господа словами: “Сия есть воля Отчая, да всяк ВЕРУЙ В СЫНА, имать живот вечный”. Иоан.: VI; 40. “Тако возлюби Бог Мiр яко сына Своего Единородного, дал есть, да всяк веруй в Него, не погибнет да имат живот вечный ” Иоан.: III, 15, 16. “Веруй в Сына, имать живот вечный, не веруй Сыну, не узрит живота, но гнев Божий пребудет на нем”. Иоан.: III; 36. После этого он и сказал: докажи и ТРЕТИЕ и следующия? На это я отвечал: какая надобность состоит в том, чтобы доказывать то, что должно убегать зол, поелику они диавольския и от диавола, и что должно творить блага, поелику они Божии и от Бога; также, что сии должен творить человек как бы от себя, но притом и веровать, что оныя у него и чрез него от Господа? Что сии три правила действительно ИСТИННЫЯ, о том утверждает все Священное Писание от начала до конца; ибо что иное там говорится, как не то только, чтобы убегать зол, творить блага и веровать в Господа Бога, и что без этих Трех не существует Религия? Не относится ли Религия до жизни, и что значит жизнь, если не убегать зол и не творить благ? как может человек творить это и этому веровать, если не так, как бы от себя? Посему, если отдаляешь их от Церкви, то отдаляешь от нея и Священное Писание, отдаляешь также и Религию, по отдалении которых Церковь не есть уже Церковь. Мущина тот, услышав это, отступил и размышлял; но при всем том ушел с негодованием.
О начале любви супружественной из сочетания блага и истины.
83.—Начала Любви Супружественной есть внутренния и внешния: и хотя они многия, но самое внутреннее или всеобщее начало есть одно. Что это начало есть сочетание или сопряжение блага и истины, о том доказано будет в следующих теперь же Членах.—Что никто еще не вывел оттуда начала этой любви, то потому, что сокрыто было познание о соединении между собою блага и истины; сокрыто же было потому, что благо не является в свете разума так, как истина; почему и познание о том скрывалось, убегая изследований. Как благо по сему есть между предметами неизвестными, то никто и не мог предполагать, чтобы было какое-либо Сочетание между оным и истиною; да и пред взором разсудительным естественным кажется благо так отстоящим от истины, что не видно никакого их соединения.—Что так есть, видеть можно из разговоров, когда они именуются; например, когда говорит кто-либо:«это есть благо»—тогда слушающий не мыслит ни о какой истине; или когда говорят:«это есть истина»—то слушающий также не мыслит тогда ни о каком благе.—Поэтому многие ныне верят, что истина есть совсем другое, нежели благо; подобно и о благе.Многие также полагают, что человек есть разумеющий (intelligens) и премудрствующий или вещи духовно понимающий (sapiens); итак, человек по истинам, которыя он мыслит, говорит, пишет и верит,— а не совокупно и по благам.—Что, однакоже, не бывает блага без истины, ниже истины без блага,—следовательно, что бывает между ними вечное Сочетание и что это Сочетание или сопряжение есть начало любви супружественной, о том изъяснено будет теперь же в следующем порядке:
I. Что Благо и Истина есть всеобщая начала Создания, и оттуда во всех созданных, подлежащих,— но в подлежащих созданных находятся по форме каждаго. II. Что нет ни где Блага особо отделеннаго. ни истины особо отделенной (solitarium), но что они повсюду соединены. III. Что находится Истина блага и из нея Благо истины или Истина из Блага и Благо из этой Истины, и что в двух сих от Сотворения впечатленна наклонность к сочетанию себя воедино. IV. Что в подлежащих Царства животнаго Истина блага или Истина из блага есть Мужеское, а из нея Благо истины, или Благо из истины есть Женское.V.Что из втечения Сочетания блага и истины от Господа произходит Любовь пола, и что оттуда есть также Любовь супружественная.VI. Что Любовь пола есть любовь Внешняго или естественнаго человека, и что она есть общая всякому животному. VII. Но что Любовь супружественная есть любовь Внутренняго или духовнаго человека, и что по сему она есть собственная человеку. VIII. Что у человека Любовь супружественная есть в любви пола так, как драгоценный камень в своей матке. IX. Что любовь пола у человека не есть начало Любви супружественной, но она есть первое ея так, как Внешнее— естественное, в котором насаждается Внутреннее—духовное. X. Что когда Любовь супружественная насаждается, тогда любовь пола изменяется и бывает Любовью пола чистою. XI. Что Мущина и Женщина сотворены для того, чтобы были существенною формою Сочетания блага и истины. XII. Что Двое Супругов составляют эту форму в наивнутреннейших своих началах, и оттуда в последующих из них, по мере, открытая внутреннейших начал мысли их. Следует теперь сих Статей изъяснение.
84.1. ЧТО БЛАГО И ИСТИНА ЕСТЬ ВСЕОБЩИЯ НАЧАЛА СОЗДАНИЯ, И ОТТУДА ВО ВСЕХ СОЗДАННЫХ ПОДЛЕЖАЩИХ; НО В ПОДЛЕЖАЩИХ СОЗДАННЫХ НАХОДЯТСЯ ПО ФОРМЕ КАЖДАГО. Что Благо и Истина есть всеобщия начала Создания, то потому, что двое оных есть не только в Господи Бог Создателе, но и Сам Он; ибо Он есть. Самое Божественное Благо и Самая Божественная Истина. Но яснее это и понятий разума, и так в идеи помышления представится, ежели вместо Блага именовать Любовь, а вместо Истины именовать Премудрость: следовательно, в Господе Боге Создатели есть Божественная Любовь и Божественная Премудрость, которыя и есть Сам Он, тоесть, Самая Любовь и Самая Премудрость, ибо сии две есть тоже, что Благо и Истина. Причина же этому та, что Благо относится до Любви, а Истина до Премудрости: ибо Любовь состоит из благ, а Премудрость из истин. Поелику же сии две и те две составляют одно и то же, то в следующих статьях будет сказано и об этих и о тех, так как чрез них одно и то же разумеется. Сие здесь предварительно говорится для того, чтобы разум, где только они именованы будут, не понимал различно.
85.—Итак, когда Господь Бог Создатель есть Самая Любовь и Самая Премудрость, и от Него создана Вселенная, которая по сему есть так как Дело, происходящее от Него, то не может статься, чтобы во всех и каждом создании Его не было сколько-нибудь Блага и Истины от Него, ибо, что бывает и происходит от кого-либо, то заимствует себе подобное от того же. Что так есть, это даже разсудком видеть можно из Порядка, в котором все и каждое во Вселенной создано и по которому одно есть для другаго; почему и зависит одно от другого, так, как цепь, висящая на крючках. Все-бо есть для Человеческаго Рода, дабы из него было Небо Ангельское, чрез которое возвращается Создание к Самому Создателю, от Коего произошло.—Оттуда есть соединение созданной Вселенной с своим Создателем, и чрез соединение всегдашнее сохранение. Поэтому-то Благо и Истина именуются Всеобщими началами Создания. Что так есть, об этом ясно каждому, из разсудка разсматривающему, который видит во всяком создании то, что имеет отношение к благу, и то, что имеет отношение к истине.
86.—Благо и Истина в подлежащих созданных находятся сходственно форм каждаго, потому что всякое подлежащее восприемлет втечение по оной. Сохранение всего не иное что есть, как непрестанное втечение Божественнаго Блага и Божественной Истины в созданныя от себя формы; ибо таким образом существование или сохранение есть непрестанное пребывание или созидание.—Что всякое подлежащее восприемлет втечение сходственно, или по своей форм, это объяснить можно разными примерами, как-то: чрез втечение теплоты и света из Солнца в Растения всякаго рода; каждое из них восприемлет таковое втечение по своей форме; и так всякое дерево по своей, всякой кустарник по своей, всякая трава и всякой злак по своей. Втечение есть одинаковое во все вещи,—но восприятие, будучи по форме каждаго, производит то, что каждый вид пребывает своим видом. Тоже самое объяснить можно и чрез втечение в животных всякаго рода сходственно форм каждаго. Что втечение бывает сходственно, или по форме каждаго это и Простолюдин даже видеть может, если внимательно примечает голоса Инструментов духовых, как-то: флейт, свирелей, труб, волторн и органов, тоесть, что сии издают голоса из подобнаго дуновения или втечения воздуха, сходственно их формам или по их формам.
87.—II. ЧТО НЕТ НИГДЕ БЛАГА, ОСОБО ОТДЕЛЕННАГО, ИЛИ ИСТИНЫ, ОСОБО ОТДЕЛЕННОЙ, НО ЧТО ОНИ ПОВСЮДУ СОЕДИНЕНЫ. Кто из какого-либо чувства желает приобрести себе идею о Благе, тот не может приобрести ее без прибавления чего-нибудь такого, которое бы представило и явило то благо; ибо без этого Благо есть как Сущее без имени, а то, чрез что бывает представляемо и являемо, имеет отношение свое к истине. Наименуй только Благо и не упомяни вместе об этом и о том, с которым есть; -либо определи оное отвлеченно или без прибавления чего-нибудь соединяющего, и тогда увидишь, что есть ничто, но с прибавлением есть ничто; если же обратишь остроту разсудка, то поймешь, что Благо без прибавления есть не имущее никакого наименования и потому не имеющее никакого отношения, никакого побуждения и никакого состояния,—словом, никакого качества. Также и Истина, если об ней слышишь без чего-либо вклюненнаго; а что ея включенное имеет отношение к благу, это очищенный разсудок может видеть. Поелику же Блага безчисленныя, и каждое из них восходит к своему величайшему и нисходит к своему малейшему, как бы по ступеням лестницы,—также по поступлению своему и по качеству своему переменяет имя; то по этой причине трудно другим, кроме премудрых, видеть отношение блага и истины к предметам и в них соединение оных. Но что благо не бывает без истины, ни истина без блага, об этом явствует из общаго понятия, когда сперва признают, что все и каждое во Вселенной имеет отношение к Благу и истина, как выше в пп. 84—85-м показано. Что не находится Блага отделеннаго ни Истины отделенной, это объяснить и доказать можно следующим: Не находится сущности из Формы, ни формы без сущности; Благо же есть сущность или существование, а истина есть чрез которую сущность образуется и существование Пребывает. Также в человеке есть воля и разум; Благо есть из воли, а Истиа есть из разума,—и одна воля ничего не делает, если не чрез разум,— один разум ничего не делает, если не из воли. Равномерно в человеке два источника жизни тела: Сердце и Легкое; из Сердца не может произойти никакой жизни чувственной и движимой без Легкаго, взаимно дышащаго;
также не может и Легкое без Сердца. Сердце имеет отношение к Благу, а Легкое взаимное дыхание к Истине, и есть также соответствие. Подобно есть во всех и в каждом начале мысли и во всех и каждой части тела у человека; но умножать доказательства здесь недостанет времени; можно, однакоже, обстоятельнее об этом видеть доказательства в ПРЕМУДРОСТИ АНГЕЛЬСКОЙ, О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОВИДЕНИИ пп. 326, где оное расположено и изъяснено в таком порядке; I) Что Вселенная с каждым ея созданным есть из Божественной Любви чрез Божественную Премудрость, или что то же, из Божественнаго Блага чрез Божественную Истину. II) Что Божественное Благо и Божественная Истина, как единое происходят от Господа. III) Что это единое в некотором изображении есть во всяком созданном. IV) Что Благо есть благо по качеству соединения его с истиною и что Истина есть истина, по качеству соединения ея с благом. V) Что Господь не терпит, чтобы что-либо было разделено; почему и человек должен быть или в благе и с тем вместе в истине, или во зле, и вместе во лжи, и прочее.
88.—III. ЧТО НАХОДИТСЯ ИСТИНА БЛАГА И ИЗ НЕЯ БЛАГО ИСТИНЫ, ИЛИ ИСТИНА ИЗ БЛАГА И БЛАГО ИЗ ИСТИНЫ ЭТОЙ, И ЧТО В ДВУХ СИХ ОТ СОТВОРЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНА НАКЛОННОСТЬ К СОЧЕТАНИЮ СЕБЯ ВОЕДИНО. Об этом нужно приобресть никоторую раздельную идею, потому что оттуда зависит познание о существенном начале Любви супружественной: есть бо, как следует, Истина блага или Истина из блага—начало мужеское, а Благо истины или Благо из этой истины—начало Женское. Но понять это можно яснее, если вместо Блага именуется Любовь и вместо Истины Премудрость, о которых, что они составляют одно, сказано уже выше в п. 84-м. Премудрость у человека не может пребывать иначе, кроме чрез Любовь премудрствования (amor sapiendi); ибо, отделивши эту Любовь, человек вовсе не может премудрствовать. Премудрость из этой любви разумеется чрез Истину блага или чрез Истину из блага. Когда же человек из этой любви приобрёл себе Премудрость и ее любит в себе, либо себя для нея, тогда он образует любовь, которая есть Любовь Премудрости, и разумеется чрез Благо истины или чрез Благо из этой истины. Итак, у Мущины (vir) две Любви, из коих одна первая есть Любовь премудрствовать, а другая, последняя, есть Любовь Премудрости; но эта Любовь когда пребывает у Мущины, тогда есть Любовь злая и называется кичением (гордостью), или любовью собственнаго разумения. Что эта Любовь взята от Мущины (vir), дабы не погубила его, и перемещена в Женщину (mulier), дабы была Любовью Супружественной и возобновляла бы его, как от сотворения провидено, об этом доказано будет ниже. Некоторыя сие разсуждения о двух сих Любвях, и о перемещении последней в женщину, видеть можно выше в п. 32, 33 и в ПРЕДУВЕДОМЛЕНИИ п. 20. Итак, если вместо Любви разумеется благо, а вместо Премудрости истина, то из сказаннаго теперь явствует, что находится Истина блага или Истина из блага, и из нея Благо истины или Благо из этой истины.
89. В двух сих от Сотворения впечатленна наклонность к сочетанию себя воедино потому, что образовано из другого. Премудрость из Любви премудрствовать, или Истина из блага, а Любовь премудрости из той премудрости, или благо истины из той истины. Из этого образования видеть можно, что есть взаимная наклонность к взаимному соединению и к сочетанию себя воедино. Но это бывает у Мужей, находящихся в подлинной Премудрости, и у жён, состоящих в любви этой премудрости в Муже; следовательно, у тех, кои пребывают в Любви супружественной. Но о премудрости, которая должна быть у Мужа и которую должна любить Жена, сказано будет и в нижеследующих членах.
90. IV. ЧТО В ПОДЛЕЖАЩИХ ЦАРСТВА ЖИВОТНАГО ИСТИНА БЛАГА ИЛИ ИСТИНА ИЗ БЛАГА ЕСТЬ МУЖЕСКОЕ, А ИЗ НЕЯ БЛАГО ИСТИНЫ ИЛИ БЛАГО ИЗ ИСТИНЫ ЕСТЬ ЖЕНСКОЕ. Что от Господа Создателя и Хранителя (stator) Вселенной втекает непрестанное Соединение Любви и премудрости или Сочетание блага и истины, и что подлежащая созданныя восприемлют оное, каждое из них по своей форме, о том показано уже выше в пп. 84, 85 и 86. А что Мущина из этого Сочетания или из оного Соединения восприемлет истину премудрости, и к ней присовокупляется от Господа Благо любви, по мере восприятия; также, что это восприятие бывает в разуме, и что оттуда Мущина рождается быть разумным,—все это разсудок может видеть из своего света у него, во первых, из его Побуждения (Affectio), из его Приспособления (Applicatio), из его Нравов (Mores) и из его Формы (Forma). Из Мужескаго ПОБУЖДЕНЫ видеть может, что у него есть побуждение знать, разуметь и исполняться премудростью или премудрствовать. Побуждение знать бывает в отрочестве, побуждение разуметь—в юношестве, а побуждение премудрствовать (sapere) от этого возраста продолжается даже до старости. Из чего явствует, что его природа или свойство наклоняет к образованию разума и, следовательно, рождается быть разумным. Поелику же это не может быть иначе, кроме из любви, то посему Господь присовокупил к нему ту любовь по восприятию, тоесть по его желанию премудрствовать. Из его ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, которое есть к таким предметам, кои касаются до Разума или в коих Разум господствует, и из них некоторыя публичныя и относятся до употреблений в публике. Из его НРАВОВ, которые все заимствуют свою сущность из господствования разума; почему и действия жизни его, разумеемыя чрез нравы, есть разсудительныя (rationales), а если не таковы, то желают, по крайней мер, казаться таковыми. Разсудительность (rationalitas) мужеская усматривается также и во всякой силе его (virtus). Из его ФОРМЫ, что она есть различная и вовсе особенная от формы женской, о которой видеть можно выше в п. 33.—К этому присовокупляется и то, что в мущине есть плодотворность, которая ни откуда происходит, кроме из разума, ибо она есть от истины из блага там. Что оттуда есть та плодотворность (prolificum), о том показано будет ниже.
91. Что Женщина рождается быть волительною или добровольною (voluntaria), но добровольною из разумения мущины или, что то же есть, быть любовью премудрости мущины, так как она чрез премудрость его сотворена, об этом видеть можно выше в пп. 88, 89; равно явствовать может из побуждения, из Приспособления, из Нравов и из Формы Женщины. Из ПОБУЖДЕНИЯ, что в ней есть побуждение любить, знание, разумение и премудрость, однакоже не в себе любить, но в мущине и так мущину. Не может больше любимым быть мущина по одной только форме, в которой он кажется человеком, но по дарованию, в нем усматриваемому, которое делает его человеком. Из ея ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к таким предметам, которые составляют дела рук как-то: прядение, шитьё и прочие, служащие к уборам, украшению себя и улучшении своей красоты; сверх сего, к разным домашним должностям, присоединяющимся к должностям мущин, которыя, как сказано, называются внешними (forensia). Это находится у женщин по наклонности к Супружеству, дабы быть женами, итак одно с мужьями. Что то же самое видно из НРАВОВ и ФОРМЫ, об этом явствует без объяснения.
92. V. ЧТО ИЗ ВТЕЧЕНИЯ СОЧЕТАНИЯ БЛАГА И ИСТИНЫ ОТ ГОСПОДА, ПРОИСХОДИТ ЛЮБОВЬ ПОЛА, И ЧТО ОТТУДА ТАК ЖЕ ЕСТЬ И ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ. Что Благо и Истина есть Всеобщая начала Создателя, и оттуда во всех подлежащих созданных; что в сих находятся по форме каждаго, и что Благо и Истина не как двое, но как одно происходит от Господа, о том показано выше в п. 84—87. Из этого следует, что ПОВСЕМСТВЕННАЯ СФЕРА СУПРУЖЕСТВЕННАЯ происходит от Господа во Вселенную от перваго до последних ея начал, и так от Ангелов даже до червей.—Таковая Сфера Сопряжения блага и истины происходит от Господа потому, что она есть Сфера размножения, тоесть рождения детей и плодотворения; она то же есть, что и Божественное Провидение о сохранении Вселенной посредством постепенных рождений. Поелику же эта Сфера повсемственная, которая есть сфера Сопряжения блага и истины, и втекает в подлежащия соответственно форме каждаго, как сказано уже в п. 86; то следует, что Мущина восприемлет оную по своей форме, итак в Разуме, ибо он есть форма разумения; и что Женщина восприемлет ту сферу и по своей форме, итак в Воле, ибо она есть форма волительная из разумения от мужа; и поелику та же самая сфера есть и сфера детородия,—то следует, что оттуда есть и Любовь пола.
93. Что оттуда есть и Любовь супружественная, то потому, что упомянутая Сфера втекает в форму премудрости, как у человеков, так и у Ангелов; ибо человек может исполняться премудростью до конца жизни своей в Мiре, и потом безконечно в Небе: и сколько исполняется он премудростью, столько усовершается его форма. Эта форма не восприемлет любовь пола, но любовь одного из пола, потому, что с нею может соединяться до самовнутреннейших начал, в которых есть Небо со своими благополучиями, и такое соединение есть соединение любви супружественной.
94. VI. ЧТО ЛЮБОВЬ ПОЛА ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ВНЕШНЯГО ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАГО ЧЕЛОВЕКА, И ЧТО ПОСЕМУ ОНА ЕСТЬ ОБЩАЯ ВСЯКОМУ ЖИВОТНОМУ. Каждый человек рождается телесным, и бывает внутреннее и внутреннее естественным, и сколько любит разумение, столько бывает разсудительным (rationalis), — и потом, если любит премудрость, то бывает духовным. В чем же состоит та премудрость, чрез которую человек бывает духовным, о том показано будет ниже в п. 130. Итак, сколько человек проходит от знания в разумение, и от сего в премудрость, столько и Мысль его переменяет свою форму; ибо открывается более и более, и ближе соединяет себя с Небом, а чрез Небо с Господом: оттуда бывает приверженнейшим к истине и рачительнейшим о благе Жизни. Итак, если он останавливается при первом поступлении к премудрости, то форма мысли его пребывает естественною, восприемлющею в течение Сферы повсемственной, которая есть Сфера Сопряжения блага с истиною, не иначе, как восприемлют её подлежащия нижния Царства животнаго, тоесть скоты и птицы: и поелику сии естественныя, то и человек тогда им подобен, и потому подобно же, как они, любит пол. Из этого и разумеется, что любовь пола есть любовь внешняго—естественнаго человека, и что посему она есть общая всякому животному.
95. VII. НО ЧТО ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ВНУТРЕННЯГО ИЛИ ДУХОВНАГО ЧЕЛОВЕКА, И ЧТО ПОСЕМУ ОНА ЕСТЬ СОБСТВЕННАЯ ЧЕЛОВЕКУ. Любовь Супружественная есть Любовь Внутренняго или духовнаго человека потому, что чем более человек бывает разумеющим и премудрствующим, тем более он есть внутренний или духовный,— И тем более усовершается форма мысли его, восприемля любовь супружественную, ибо тогда она понимает и ощущает в этой Любви — приятность Духовную, которая есть блаженная, а из этой приятности так же понимает и ощущает приятность Естественную, которая заимствует душу свою, жизнь и сущность из приятности духовной.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 645;