Эммануил Сведенборг 5 страница
46. II. ЧТО И СУПРУЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВM ПРЕБЫВАЕТ У ЧЕЛОВЕКА И ПО СМЕРТИ ТАКОВОЮ ЖЕ, КАКОВОЮ ОНА БЫЛА ВНУТРЕННО, ТО ЕСТM, ВО ВНУТРЕННЕЙ ЕГО ВОЛИ И В ПОМЫШЛЕНИИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЕГО В МIРЕ ЕСТЕСТВЕННОМ. Иная есть Любовь пола и иная Любовь Супружестве иная, почему и именуются обе—и говорится, что эта— каковою была у человека, когда он жил в Мiре естественном, таковою же пребывает и по смерти его во внутреннем его человеке. Но как мало знают о различии между Любовью пола и Любовью Супружественною, то по этому и будет здесь несколько об ней объяснено. Любовь пола есть ко многим и со многими из Пола, а Любовь Супружественная есть любовь только к одной и с одною из пола. Любовь ко многим и со многими есть Любовь естественная,—она общая со скотами и птицами, кои также естественные; Любовь же супружественная есть Любовь духовная, чистая и собственная человекам, потому, что они созданы и раждаются быть Духовными: почему, сколько человек бывает духовным, столько он слагает Любовь пола и облекается в Любовь супружественную.—В начале супружества кажется Любовь пола как бы соединенною с Любовью Супружественною, но в продолжении супружества эти любви разделяются—и тогда у тех, которые духовные, изгоняется Любовь пола и внедряется Любовь супружественная; и у тех же, которые естественные происходит противное.—Из сказаннаго теперь явствует, что Любовь пола, так как она со многими, и сама по себе естественная, а притом и скотская, есть скверная (impurus) и нечистая (incastus); она есть блудящая и неограниченная, а потому и блудная. Совсем иначе Любовь Супружественная.—Что Любовь Супружественная есть духовная и собственно человеческая, о том откроется из нижеследующаго.
47.—III. ЧТО ДВОЕ СУПРУГОВ, ПРИ ПЕРВОМ ИХ ПО СМЕРТИ СВИ-ДАНИИ, ДРУГ ДРУГА УЗНАЮТ, ОПЯТЬ СДРУЖАЮТСЯ И НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЖИВУТ ВМЕСТЕ,—ЧТО И БЫВАЕТ В ПЕРВОМ ИХ СОСТОЯНИИ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОКА ОНИ НАХОДЯТСЯ ВО ВНЕШНИХ НАЧАЛАХ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК В ЕСТЕСТВЕННОМ МIРЕ.- Два состоятния имеет человек по смерти: Внешнее и Внутреннее. Прежде он входил во Внешнее своё, а потом во Внутреннее состояние; и когда находится во внешнем, то супруг к супруге, если оба умерли, приходит, друг друга узнают, и, если вместе жили в Мире естественном, то как друзья живут и по смерти вместе некоторое время. Находясь в таком состоянии, они не знают ещё существенной наклонности друг к другу, потому, что эта наклонность скрывается до тех пор во внутренних началах; но после, когда они начинают входить во Внутреннее свое состояние, тогда открывается и эта наклонность, которая, если согласная у них и сходствующая (concors et sympathaica), то и продолжают вместо жизнь супружественную; если же наклонность у них оказывается несогласною и несходствующею (discors et antipathica), то они разлучаются. Кто имел многих жен, тот по порядку с ними сближается пока находится во внешнем состоянии; вступив же в состояние Внутреннее, и, познав тогда наклонности и качество Любви, он, или присвояет себе одну из жен, или же от всех их устраняется: ибо в Духовном Мiре, так как и в Естественном, ни одному Христианину не позволяется иметь многих жен (uxores), потому, что оскорбляет и оскверняет Религию. Подобно бывает и с Женщиною (Muliere), имевшею многих мужей (mariti); однако же он не приближаются сами к мужьям, а только показываются им, а мужья их к себе приближают. Должно знать, что Мужья редко узнают своих жён, но Женщины совершенно узнают своих мужей по той причине, что женщины одарены познанием любви внутренним, а мущины только внешним.
48.—IV. НО ЭТО БЫВАЕТ ПОСТЕПЕННО, ТАК КАК ОНИ СЛАГАЮТ ВНЕШНЕЕ И ВСТУПАЮТ ВО ВНУТРЕННЕЕ СВОЕ СОСТОЯНиЕ, ПО-ЗНАЮТ КАКОЮ ЛЮБОВеЮ И КАКОЮ НАКЛОННОСТЬЮ ДРУГ К ДРУГУ СООТВЕТСТВОВАЛИ, ИЗ ЧЕГО И ПОНИМАЮТ—МОГУТ ЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, ИЛИ НЕТ.—-Об этом далее изъяснять не нужно, ибо явствует из того, что изложено уже в предыдущем Члене: здесь же только показано будет о том, каким образом человек по смерти слагает внешнее и облекается во внутреннее состояние. Каждый человек по смерти сперва вводится в Мир Духов, средний между Небом и Адом, и там приуготов-ляется—добрый или благой к Небу, а злой к Аду.—Приуготовление это бывает для того, чтобы Внутреннее и Внешнее между собою сходствовали и были одним, а не двойственным, ибо в естественном Мiре они составля-ют двойственность; одним же оно бывает только у тех, которые чисты сердцем. Что в этом Мире оно составляет двойственность, о том явст-вует от человеков коварных и хитрых преимущественно же от лице-меров, потатчиков, льстецов и лжецов. В Мiре Духовном непристойно иметь Мысль так разделенную,—но кто был злым во Внутренних началах, тот будет злым и во Внешних; подобно и благой в обоих началах.—Каждый человек по смерти бывает таковым, каковым был внутренно, а не каковым внешне. Для этаго-то он впускается тогда попеременно—то в свое Внешнее,—то в свое Внутреннее; и каждый человек, когда находится в своем Внешнем, тогда премудрствует (sapi), то-есть желает казаться премудрствующим, будучи притом и злым; но когда он бывает во Внутреннем своем, тогда неистовствует или безумствует (insanit); он может видеть попеременно те свои неистовства или безумия (insanias) и от них отставать. Если же он не отстал от них в Мiре, то после отстать уже не может, ибо любит свои неистовства и желает пребывать в них; почему принуждает и Внутреннее свое к такому же неистовствованию или безумствует. Так Внутреннее и Внешнее его соединяется в одно, и когда это исполняется, тогда он уже приуготовлен к Аду.—Напротив же происходит с благим: этот, будучи еще в естественном Мiре, взирал к Богу и покаялся в своих грехопадениях,—и потому во Внутреннем премудрствовал более, нежели во Внешнем; во Внешнем же только от прелестей Мiра и сует несколько безумствовал, почему и Внешнее его приводится по смерти к согласована с его Внутренним, которое, как вышесказано, премудрствует; по совершении чего он и приуготовлен уже к Небу. Из этого явствует, каким образом бывает у человека по смерти сложение Внешняго состояния и облечение во Внутреннее.
49.—V. ЧТО ЕСЛИ ТЕ СУПРУГИ МОГУТ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, ТО И ОСТАЮТСЯ СУПРУГАМИ; ЕСЛИ ЖЕ НЕ МОГУТ, ТО РАЗЛУЧАЮТСЯ— ИНОГДА МУЖ ОТ ЖЕНЫ, ИНОГДА ЖЕНА ОТ МУЖА, А ИНОГДА ДРУГ ОТ ДРУГА ВЗАИМНО. Разлучения бывают по смерти потому, что соединения, совершаемыя на земле, редко случаются из какого-либо внутреннего понятия о Любви, но происходят более от внешняго понятия, скрывающаго внутреннее. Понятие о Любви внешнее имеет причину и начало свое из таких предметов, которые относятся к Любви Мiра естественнаго, как то: богатства и стяжания,—или же касаются до Тела, как-то: достоинства и чести, сверх того, разныя прелести, как-то: красота и притворное благонравие, а иногда и нечистота. Кроме этого, многие вступают в Супружества в той же стороне, где сами находятся,—даже в том же городе или селеньи —и не по собственному выбору, который дожен быть произвольный, но по какому-либо другому понуждающему или заставляющему поводу; нередко они бывают в таких домах, которые несоответствуют состоянию их, или с которыми не были знакомы, и следовательно не могли предполагать о своём жребии. От этого происходит то, что Супружества в Мiре естественном наиболее бывают внешния, а не вместе и внутренния, когда однако Соединение внутреннее, которое есть Соединение Душ, составляеть существенное Сочетание, и этого соединетя нельзя понять до того времени, пока человек сложит с себя Внешнее и облечется во Внутреннее, что и происходит по смерти. Из этого явствует, что тогда бывают разлучения или отделения и потом новыя соединения с подобными и однородными, если они не были провидены на земле, что бывает для тех, которые от Юношества возлюбили, возжелали и от Господа просили законнаго и любезнаго супружества с одною женою, а при том гнушаются и отвращаются от непостоянных похотей.
50. VI. ЧТО ТОГДА ДАНА БЫВАЕТ МУЖУ ЖЕНА ПРИЛИЧНАЯ, ТАКЖЕ И ЖЕНЕ МУЖ. Причина этому та, что не иные Супруги могут быть восприняты в Небо для пребывания там, как те только, которые внутренне соединены, или те, которые могут сочетаться так, как во едино; ибо там чета Супругов не называется двое, но один Ангел,—что самое и разумеется чрез Господни слова: “яко же не суть ктому два, но едина плоть”. Иные же Супруги не восприемлются в Небо потому, что не могут там сожительствовать, то есть, быть вместе, в одном доме, в чертоге брачном и на ложе. Все находящиеся в Небесах соединены по родствам и свойствам любви, по которым имеют и жилища; ибо в Мире духовном нет разстояний, но только есть видимости (apparentiae) разстояний, которыя есть по состояниям жизни их, а состояния жизни их по состояниям любви. По этому самому никто там не может быть один, кроме в своем дом, который ему провидится и назначается по качеству его любви,—если же одинок, то страждет грудью и одышкою. Не могут также двое сожительствовать в одном дом, если они не будут подобными,—если они не Супруги—и если не имеют они взаимных наклонностей. Если же имеют наклонности только внешния и не совокупно внутрения, то самый дом или самое место их разлучает, устраняет и отделяет. Причиною этого то, что для тех, которые по приуготовлении вводятся на Небо, провидено бывает Супружество с таким товарищем. котораго душа наклонна к соединению с душою другого, то есть товарища своего так, что не желают быть двумя жизнями, но одною; ибо по разлучении дана бывает мужу жена приличная, так как и жене муж.
51. VII. ЧТО СУПРУГИ МЕЖДУ СОБОЮ НАСЛАЖДАЮТСЯ ПОДОБНЫМИ ЖЕ СОДРУЖЕСТВАМИ КАК И В МIРЕ ЕСТЕСТВЕННОМ, НО ГОРАЗДО ПРИЯТНЕЙШИМИ И БЛАЖЕННЕЙШИМИ, ОДНАКО ЖЕ БЕЗ ДЕТОРОЖДЕНИЯ, ВМЕСТО КОТОРАГО У НИХ ЕСТЬ ДЕТОРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ЛЮБВИ И ПРЕМУДРОСТИ. Супруги в Небесах наслаждаются содружествами (consortiis) подобными же как и в Мире естественном, потому, что по смерти мущина есть мущина, а женщина женщина, и в обоих от Сотворения впечатленна наклонность к соединению; эта наклонность у человека есть наклонность его духа, а оттуда и его тела. По этой причине, человек по смерти, когда бывает уже духом, тогда он остающуюся с ним ту же взаимную наклонность, которая не может быть без подобных содружеств; ибо человек и тогда есть человек, чак был и прежде, и ничего не убывает как у мущины, так и у женщины потому, что оба имеют такую же форму, таюя же побуждения и помышления. Из этого очевидно, что и в Небесах есть подобныя же как и в Мiре естественном содружества, и как Любовь супружественная есть чистая, непорочная и святая, то и содружества там полныя. Но об этом более можно видеть в Достопамятности, изложенной выше в §42.—Содружества тогда бывают приятнейшия и блаженнейшия потому, что Любовь супружественная, когда бывает духовною, тогда делается внутреннее и чище, а от того и ощутительнее; ибо всякая приятность возрастает по понятию или ощущению—и возрастает даже до того, чтобы в этой приятности познаваемо было и ея блаженство.
52. Что Супружества в Небесах без деторождения, вместо котораго бывает деторождение Духовное, происходящее из любви и премудрости,— то это потому, что у находящихся в Мире Духовном нет третьяго, которое есть естественное и содержит в себе духовности; духовности же или предметы духовные, без своего содержащаго несуществуют, подобно как и производимыя в Мiре естественном. При том духовности, сами по себе разсматриваемыя, имеют отношение Любви и Премудрости,—а эти-то и рождаются из их супружеств или сочетаний. Говорится, что они раждаются, потому, что Любовь супружественная усовершает Ангела, соединяет его с своим товарищем, откуда и бывает более и более человеком; ибо как выше сказано, двое Супругов в Небе составляют не двух, но одного Ангела: почему и Супружественное соединение исполняет их свойством человеческим, которое состоит в желании премудрствовать или быть премудрым (velle sapere) и любить то, что есть из премудрости.
53. VIII. ЧТО ТАК БЫВАЕТ С ТеМИ, КОИ ВХОДЯТ В НЕБО; СОВСЕМ ЖЕ ИНАЧЕ С ТЕМИ, КОИ ВХОДЯТ В АД. Что по смерти дана бывает мужу жена приличная, также и жене муж, и что они наслаждаются содружествами приятными и блаженными, но только без деторождения, исключая духовнаго,—это разуметь должно о тех, кои восприемлются в Небо и бывают Ангелами. Причина же этому та, что они духовные, а потому и Супружества их сами по себе Духовныя, следовательно святыя. Но те, кои идут в Ад, как они сами естественные, так и супружества их, будучи совершенно естественными, составляют не супружества, а только совокупления, происходящии из нечистой похоти. Каковыя эти совокупления, о том сказано будет в тех статьях, где разсуждается о Чистом и Нечистом и потом о любви блудной.
54. К вышеизложенным сведениям о Состоянии супругов по смерти, должно прибавить следующия: 1. Что все те Супруги, кои состоят совершенно естественными, разлучаются по смерти, потому, что Любовь Супружества у них холоднеет, а Любовь прелюбодеяния нагревается; однако же они по разлучении, иногда вступают в содружество с другими как будто бы с супругами, но через короткое время другь друга оставляют. Это бывает нередко и не однократно,—и наконец свободно прилепляется муж к какой либо блуднице, а жена к какому-либо прелюбодею. Случаи такие происходят в Темнице Адской, о которой показано в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ в § и53. Член. X где обоим запрещается под наказажем блудодеяние. 2. Супруги те, из которых одно лицо есть духовное, а другое естественное, по смерти также разлучаются,—и тогда духовному дана бывает супруга приличная, а естественная отсылается к подобным же в места похоти. 3. Те, которые в Мiре естественном жили непричастными бракам и совершенно отчуждали мысль свою от Супружества, если они духовные, то остаются неженатыми, если же естественные, то бывают блудодеями. Иное происходит с теми, которые во время холостой своей жизни вожделели Супружества,—особенно же с теми, которые в Мiре естественном заботились о вступлеии в Супружество, но не достигли успеха: они, если духовные, то и вступают в Супружество блаженное; однако же не прежде того, пока войдут в Небо. 4. Те, которые будучи в Мiре естественном, заключали себя в Монастырях, как девицы, так и мущины, по окончании монастырской жизни, которая несколько времени соблюдаема бывает и по смерти, разрешаются от таковаго их обета и получают свободу по желаниям их вступить в супружество, или нет. Если желают супружества, то в оное вступают; если же нет, то отходят к неженатым (ad coelebes), обитающим в стороне Неба, а которые из них воспламеняются похотью те низвержены бывают. 5. Что безсупружные или неженатые находятся в стороне Неба, то потому, что сфера всегдашней безсупружественной или холостой жизни безпокоит сферу Любви супружественной, которая есть самая Небесная; а что сфера Супружественная есть сфера самая Небесная, то потому, что она изходит из Небеснаго Брака Господа с Церковью.
55. При сём прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: В одно время услышан был мною из Неба наиприятнейший голос пения. Воспевавший такую песнь были жены с девами; приятность же их пения была подобна побуждению некоторой любви, согласно проистекающая; ибо пения Небесныя не иное что как побуждения громогласныя, или побуждения, согласными тонами изъявляемыя; и как помышления изъявляемы бывают посредством речи или разговора, так и побуждения посредством пения. Ангелы из стройнаго согласия пения и произрождения, познают предмет побуждения. Это слышали и многие духи, бывшие около меня, из числа коих некоторые сказали что самый приятнейший тот голос пения и был для них неким любезным побуждением; предмета однако же таковым пениеем изъясняемаго они не знали, и по сему предполагали только, но различно и вотще; иные думали, что тем Пением изъяснялось побуждение жениха и невесты при сговоре; иные, что побуждение жениха и невесты при вступлении в брак,—а некоторые заключали из того о первоначальной любви мужа и жены. Тогда посреди их явился Ангел из Неба и объявил, что пили Любовь пола чистую; и когда около стоящие спрашивали, что значит Любовь пола чистая,—тогда Ангел им сказал, что она есть Любовь мущины к деве или к женщине прекрасной видом и украшенной благо-нравием,—безопасная от всякой идеи похоти, и взаимно. Ангел, это ска-завший, от очей их скрылся. Пение однако же продолжалось,—и тогда, знавши предмет, побуждением изъясняемый, слушали это пение с многими переменами, изъявляемыми от каждаго по состоянию своей любви: тем, которые целомудренно или чисто смотрели на женщин, пение это казалось согласным и приятным; тем же, которые не чисто смотрели на женщин, казалось несогласным и печальным, а которые гордо смотрели на женщин, тем казалось разстроенным и сиповатым. После этого вдруг та Равнина, на которой стояли, переменилась в Театр, и сказано: „РАЗСМОТРИТЕ СИЮ ЛЮБОВЬ". Немедленно предстали духи из разных Обществ, и посреди их никоторые из Ангелов в одеждах белых; сии тогда начав говорить, сказали: мы в этом духовном Мире тщательно входили в разсмотрение всех видов любви, не только в любовь мущины к мущин и женщины к женщине,—и в любовь взаимную мущины и женщины, но и в любовь мущины к женщинам и женщины к мущинам; и хотя дано нам пройти Общества и испытать, но не нашли общей любви пола чистой, кроме у тех только, кои из любви истинно супружественной состоят во всегдашнем могуществе (in jugi ponentia), которые и обитают в вышних Небесах. Также дано нам познавать втечение этой любви в побуждения сердец наших и ощутили мы ее превосходящею всякую другую любовь, кроме любви двух супругов, которых сердца составляют одно; но просим, что бы вы разсмотрели эту любовь тщательно, потому, что она перед вами есть новая и неизвестная, и как она есть само веселие, то в Небе нашем и называют ее приятностию небесною. Когда же разсудили и разсмотрели, то сперва начали говорить немогшие помыслить о чистоте Супружеств; они сказали: кто, Увидев Девицу или Жену прекрасную и любезную, так может себя умерить, и очистить идеи помышления своего от похотения (concupiscentia), чтобы любя красоту, вовсе не возжелал ея, если только можно? Кто может превратить вожделение, каждому мущине врожденное, в таковое чистое помышление?—и так не в себя (non in se), и притом любить? Разве любовь пола, когда от зрения входит в помышленише, может остановиться на лице женщины? не нисходит ли она мгновенно в грудь и далее? Ангелы на это сказали: напрасно; ибо любовь эта бывает чистою, а притом есть приятнейшая всех любвей; она бывает единственно у тех только Мужей, которые состоят в любви истинно Супружественной, и оттуда в превосходном могуществе с Женами своими; разве они не так как прочие, увидев красавиц, могут идеи помышления своего устранить, возвысить, и как бы удержать там, чтобы не нисходили и не стремились к тому, что пропроизводит та любовь.—После этого говорили те, которые были в холоде и теплоте: в холоде к женам своим, а в теплоте к полу. Они сказали: что значит Любовь пола чистая? не есть ли тогда любовь пола противоречие когда прибавляется к ней слово чистота, что значит противоречие в прибавленном, как не вещь, от которой отъемлется ея наименование, и которая тогда есть ничто? Как может любовь пола чистая быть прият-нейшею всех любвей, когда чистота лишает оную приятности ея?—все знаете где обитает приятность этой любви?—когда же таким образом, идея совокупления с нею изгоняется, то где и откуда тогда приятность? Тогда некоторые, приступив, сказали: мы были вместе с прекрасными, и не возжелали, а потому мы знаем, что значит любовь пола чистая; товарищи же их, знавшие о похотях, ответствовали: вы тогда были в состоянии презрения полом, по невозможности, или безсилию,—и это не есть любовь Пола чистая, но есть последнее любви нечистой. Ангелы, услышав это с недовольствием, просили стоящих по правую сторону к полудню, чтобы они поговорили. Сии сказали; есть любовь мущины к мущини, также женщины к женщине, и есть любовь мущины к женщине, и любовь женщины к мущине сии три пары любвей между собою совершенно различествуют: любовь мущины к мущин есть так, как любовь разума к разуму, поелику мущина создан и оттуда рождается с тем, чтобы быть разумом; любовь женщины к женщине- есть так, как любовь побуждения к побуждению разума у мущин, ибо женщина создана и раждается быть любовью разума мущины. Сии любви, т.-е., мущины к мущин, также женщины к женщине, совсем не входят в груди, но находятся вне, и одна к другой только прикасаются следовательно не соединяют двух внутренно; почему и двое мущин, мнениями своими обоюдными между собою сражаются так, как два бойца, и две женщины иногда похотениями (concupiscentis) с похотениями между собою, так как два комедианта, представляйте войну. Но любовь мущины к женщин есть любовь разума и его побуждениям, а эта любовь входить совершенно и соединяет,—и таковое соединение есть оная любовь; соединение мыслей и не вместе тел, или стремление к таковому только соединеию, есть любовь духовная, и по сему любовь чистая. Такая любовь бывает у тех только, кои состоят в любви истинно супружественной, и оттуда в превосходном могуществе; ибо они для чистоты не допускают втечения любви из тела другой женщины, кром своей жены; и поелику состоят в превосходном могущества, то не могут иначе, как любить пол, и вмесге с тем отвращаться от пожелания нечистаго. Оттуда есть у них любовь пола чистая, которая в себе разсматриваемая, есть дружба внутренно духовная, заимствующая приятность свою из превосходнаго могущества, но чистая. Превосходное Могущество у них состоит из совершеннаго отвержения от блудодеяния; и как одна только жена тогда любима бывает, то по сему и есть любовь чистая. Итак, поелику эта любовь у них не заимствует ничего из плоти, а только из духа, то по сему есть чистая; также, поелику красота женщины из впечатленной наклонности вмест входить в мысль, то по сему есть и приятная.—Услышав это, многие из стоящих тут, положили руки свои на уши и сказали: таковыя речи несносны для слуха нашего, и сказанное вами, будучи нечистым, мерзит пред нами. Тогда опять услышано было пение из Неба, гораздо приятнийшее перваго; но при всем том, пред нечистыми скрипело как несогласное, даже до того, что от скрипения такого несоглаая вышли из Театра и убежали,—остались же только немногие, которые из премудрости любили чистоту Супружества или Супружественную.
56. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Некогда в Мир Духовном разговаривая с Ангелами, был я вдохноввлён приятным удовольствием видеть ХРАМ ПРЕМУДРОСТИ, который однажды прежде видел; и когда спросил их о пути к оному, то сказали: следуй за Светом и найдешь. Когда же я вторично их спросил, что значит следовать за Светом, то отвечали; Свет наш белеет более и более, по мере приближения к этому храму, и для того следуй за Светом по умножению белизны его; ибо Свет наш происходит от Господа яко Солнца, и оттуда в себе разсматриваемый есть Премудрость. Тогда сопутствуем будучи двумя Ангелами, я пошел с ними по Умножению белизны Света, и взошел по крутой стезе даже до вершины одного Холма, лежащаго в сторон полуденной, где были великолепныя Ворота, и страж, увидев со мною Ангелов, отворил оныя. Тут увидели мы переход (Porticus), состоящей из пальм и лавров, по которому мы дошли в сад, посреди коего был ХРАМ ПРЕМУДРОСТИ. Посмотрев на все стороны, я увидел Домики (Aediculas), подобные Храму, в которых были Премудрые. Подойдя к одному Домику, и при входе поговорив с хозяином онаго, мы уведомили его о причине прихода нашего и о способе онаго; тогда хозяин сказал: добро пожаловать, войдите, сядьте и поговорите дружески о премудрости. Войдя в Домик, я увидел, что оный внутри разделен был на двое, и при том составлял одно; разделен был на двое стеною прозрачною, а казался как бы одно по причини прозрачности, которая была подобна чистейшим кристаллам; и когда я спросил о причини этому, то хозяин отвечал: я здесь не один, а со мною и Жена моя, и потому нас двое, но притом и не двое, а едина плоть. Когда же я сказал ему: знаю, что ты премудрый, —но что это значит премудрый или премудрость с женщиною?—то при этом, хозяин, как бы от некотораго неудовольствия, изменился в лице, и коль скоро протянул руку, как бы указывая,—то вдруг из прочих ближайших домиков пришли другие Премудрые, которым он, шутя сказал: этот наш пришелец выспрашивая вопросил, что значит Премудрый или Премудрость с Женщиною. При этом разсмеялись все и сказали; что значит премудрый или премудрость без женщины, или без любви? Жена есть любовь премудрости премудраго. Но хозяин сказал: побеседуем теперь несколько речью премудрости, да будет речь о причинах—и теперь же о причине Красоты Пола женскаго. Тогда по порядку начал говорить Первый, который и сказал: причина та, что Женщины от Господа созданы быть побуждениями премудрости мущин,—побуждение же премудрости есть самая Красота. Второй сказал ту причину, что Женщина от Господа создана чрез премудрость мущины, ибо от мущины, и что оттуда есть форма премудрости, вдохновенная побуждением любви; и поелику побуждение любви есть самая жизнь, мущина же есть премудрость, то и жизнь премудрости есть самая красота. Третий сказал ту причину, что Женщинам дано понятие (perceptio) увеселение Любви супружественной; и поелику целое их тело есть орган этого понятия, то по сему и обиталище увеселения любви супружественной со своим понятием есть Красота. Четвертый сказал ту причину, что Господь взял красоту и изящность жизни от Мущины и переселил оную в женщину, и что потому мущина, без соединения со своею красотою и изящностью в женщине, есть угрюмый и неприятный, сухой и нелюбимый; и как он тогда премудрым кажется только самому себе, то по сему и есть глупый. Когда же муж соединяется с своею красотою и изящностью жизни в Жене, тогда бывает приятным, веселым, живым и любезным, и так премудрым. Пятый сказал ту причину, что Женщины созданы быть Красотами не для себя, а для мужей, чтобы мужья, сами по себе будучи грубыми, умягчались, и мысли их, которыя сами по себе тяжелыя, укрощались бы,—сердца же их, кои также сами по себе холодныя, согревались бы; такими они делаются тогда, когда бывают едина плоть с своими женами. Шестой сказал ту причину, что хотя Вселенная, от Господа созданная, есть наисовершеннейшее Дело, но в оном ничего совершеннее не сотворено как женщина благообразная и благонравная, на тот конец, чтобы Муж благодарил Господа за такую щедроту и воздавал восприятием премудрости от Него. Послее этих и многих подобных разговоров, явилась Жена сквозь стену кристальную, и сказала Мужу, говори, если угодно; и когда он продолжал разговор, то в речи его познавалась жизнь премудрости от Жены, ибо в голосе речи присутствовала любовь ея. Итак опытом засвидетельствована показанная истина.—Послее этого, мы осматривали Храм Премудрости и красоты Райские около онаго; исполнившись от того радостями, мы отошли, и перейдя через тот же Переход к воротам, сошли вниз по прежнему пути.
О любви истинно супружественной.
57. Любовь Супружественная есть безконечно различная и не бывает ни у одного подобною той, какая у другого. Хотя же она и кажется подобною у многих, но это так кажется пред суждением только телесным, из каковаго суждения (judicio) человек мало такие предметы разсматривает или различает, потому, что оно есть грубое и тупое. Чрез суждение тела, разумеется суждение мысли происходящее из чувств внешних; пред теми же, кои видят из суждения духа, кажутся различия раздельнее и особенно пред теми, которые могут возвышать взор этого суждения, что и бывает через отвлечение его в свет вышний: сии наконец могут подкреплять себя разумом, и так видеть, что Любовь Супружественная не бывает подобною ни у одного так, как у другого. При всем том однако же никто не может видеть безконечных различий этой Любви и во свете даные разума возвышенная, если прежде не знает какова есть эта Любовь в самой своей сущности и непорочности,—следовательно, каковою была при впечатлении ея единой вместе с жизнью от Бога в человека. Если такое ея состояние, которое было пресовершенное, не будет известным, то напрасно открывать каким-либо изследованием различия ея; ибо нет ни одной постоянной точки, из которой бы, как из начала, возможно было вывести различия, и к которой бы они совокупно имели отношения, или так истинно, а не ложно представлялись бы. Эта самая причина побудила меня здесь описывать Любовь оную о подлинной ея сущности; и как в такой сущности была она тогда, когда вместе с жизнью Бог влиял ее в человека,—то описывать такою, какою была она в первобытном своем состоянии; поелику же в таком состояния она была истинно супружественною, то и надписывается эта Статья: о ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Такое описание располагается в следующем порядкте:I. Что бывает Любовь истинно Супружественная, которая ныне столь редка, что не знают даоже каковая она, и едва ли знают есть ли она. II. Что Начало этой Любви есть из Сочетания блага и истины. III. Что Любовь эта имеет соответствие с Сочетанием Господа и Церкви. IV. Что Любовь эта, по своему началу и по своему соответсвию, есть небесная, духовная, святая, непорочная и чистая, более всякой любви, сущей от Господа у ангелов Неба и у человеков Церкви. V. Что Любовь эта есть также основание всех любвей Небесных и Духовных, а по сему и естественных. VI. Что в эту Любовь собраны: век радости и есть увеселения от первых до последних. VII. Но что не иные в эту Любовь входят и в ней могут быть, кроме тех только, которые происходят к Господу, любят истины Церковныя и творят сии блага. VIII. Что эта Любовь была любовью любвей у Древних живших в Веках Золотом, Серебренном и Медном, но что потом отдалилась постепенно.—Следует теперь Изъяснение.
58.—I. ЧТО БЫВАЕТ ЛЮБОВЬ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННАЯ, КОТОРАЯ НЫНЕ СТОЛЬ РЕДКА, ЧТО НЕ ЗНАЮТ ДАЖЕ КАКОВАЯ ОНА, И ЕДВА ЛИ ЗНАЮТ ЕСТЬ ЛИ ОНА.
Что бывает или находится Любовь Супружественная, описываемая в нижеследующих Членах, о том можно несколько познать из Перваго состояния этой Любви, когда в сердца юноши и девицы она входит и вселяется; следовательно у тех, которые одну только из пола начинают любить и вожделеть ея в невесте, а еще более во время обручения или сговора, когда это состояние нарочито длится и пробавляется до совершения брака,— также во время брака—и в первые дни по совершении онаго. Кто тогда не познает и не согласится в том, что Любовь эта есть основание всех любвей, и что в ней собраны все радости и все увеселения от первых до последних? и кто не знает, что после этого приятнаго времени постепенно проходят и отходят те веселия данные до того наконец, что едва бывают ощутительными? Если тогда говорится им, как прежде, что Любовь эта есть основание всех любвей, и что в ней собраны все радости и веселия,—то не соглашаются на сие и не понимают, — и может быть еще скажут, что такое уверение есть пустое, -либо таинственное, которое нельзя постигнуть. Из этого явствует, что Любовь супружества первоначальная являет в себе Любовь истинно супружественную, и представляет ее видимою в некотором изображении, поелику тогда любовь пола, которая есть нечистая, лежит повержена, а вместо ея насаждается и обитает любовь к одной из пола, которая есть любовь истинно супружественная и чистая. Кто тогда смотрит на прочих женщин иначе, кроме взглядом безвнимательным—на свою же единственную Супругу восхитительным и любовию исполненным?
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 654;