Эммануил Сведенборг 3 страница
19. Около вечера один, одетый в одежду льняную, прислан был к Десяти пришельцам—спутникам Ангела, для приглашения их на Браки, которых празднование назначено было в следующий день. Пришельцы весьма обрадовались, что увидят Браки в Небе. После этого приглашения, они были отведены к одному ближайшему Советнику, с которым и вечеряли; по вечере же возвратились, и разлучась между собою каждый в свою спальню, опочивали до самаго утра. Утром, пробудясь, они услышали Пение дев и юнош из домов, состоящих около площади, о каковом пения упомянуто уже выше в §17. Пето было тогда побуждение любви супружественной, коей приятностью будучи совершенно побуждены и восхищены, они ощущали блаженное удовольствие в радостях своих, тою любовью возвышаемых и об-новляемых.—Когда настало время идти, то Ангел сказал своим спутни-кам: приготовьтесь и оденьтесь в одежды Неба, которыя присланы вам от нашего Князя. Одевшись и увидев что одежды на них сияют как бы от света пламеннаго, они спросили Ангела: от чего бы это? Ангел отвечал им, что это происходит от того, что вы пойдете на Браки; у нас тогда, сказал он, сияют одежды и бывают брачными.
20. После этаго Ангел повел своих спутников к Дому Брачному, где придверник отворил двери,—и тотчас же при самом входе встретил их и приветствовал Ангел, от Жениха посланный, который ввёл их и привел к местам, для них назначенными Вскоре потом они приглашены были в Предбрачную, по средине коей увидели Стол, а на нем поставленный великолепный Светильник с семью золотыми на ручках чашками,—на стенах же висели серебренные подсвечники,— при освещении которых атмосфера представилась золотою. По сторонам Светильника стояли два Стола на которых в трояком порядке предложены были Хлебы, и еще в четырех углах стояли Столы, на которых находились хрустальные ба-калы. В то время, когда пришельцы разсматривали все это,—отворилась дверь из комнаты близь Брачнаго чертога, и оттуда вышли шесть Дев, а за ними Жених и Невеста, друг друга держащие за руки; они подошли к Престолу, поставленному по одну сторону Светильника и сели на том Престоле: Жених с левой, а Невеста с правой стороны,—шесть же дев стали у престола подле Невесты. Жених был одет в пурпуровый бле-стящий Подир, исподнюю же его одежду составляет сияющи Виссон, с Ефодом, на котором находилась золотая дщица, осыпанная адамантами, на этой дщице был изображен Птенец Орлиный—знак брачный этаго не-беснаго общества; голову Жениха покрывал кидарь. Невеста была одета в хламиду червлениую, под которой она имела тогу узорчатую, длинную от шеи до пят, а под грудью золотой пояс, на голове же ея была надета золотая корона с рубинами.—Когда они сели вместе, то Жених, обратясь к Невесте, возложил на перст ея руки золотое кольцо, на шею перлы и на
обе руки запястья жемчужный, причем сказал ей: прими эти залоги; когда же она приняла их, то поцеловав ее, сказал: теперь ты моя, и назвал её своею женою. По совершению этаго, воскликнули приглашённые: да будет Благословение; так восклицали сперва каждый особо, а потом все вместе. В тот же момент Предбрачная комната наполнилась благовонным курением, которое было знаком Благословения Небеснаго. Тогда служащее взяли с двух столов близь Светильника—Хлебы, а со столов стоявших в углах взяли Бакалы, в тоже время наполненные вином и поднесли каждому приглашённому свой хлеб и свой бакал, и так ели и пили. Потом встали Муж и его Жена, и за ними последовали шесть дев с серебренными в руках лампадами, тогда же зазжёнными, и проводили новобрачных даже до самаго порога брачнаго Чертога (спальни). Супруги вошли в Чертог брачный и за ними затворена была дверь.
21. Потом Ангел вождь говорил с приглашенными на Брак о десяти своих спутниках: что он по повелению ввёл их и показал им великолепия Палат Князя и удивительные там предметы; что они пировали за столом с Князем, а потом беседовали с Премудрыми нашими, и напоследок Ангел просил. чтобы позволили и с ними также несколько побеседовать его спутникам. Согласно такой просьбе, приглашенные на Брак подошли к спутникам Ангела и вступили с ними в разговор, при котором один Премудрый из числа брачных мужей сказал спутникам: разумеете ли, что означают виденые вами предметы?.. Они отвечали, что мало; при чем спросили, для чего Жених, ныне Муж женатый, был в такой одежде, какую мы на нем видели? На этот вопрос Премудрый отвечал: это потому, что Жених, ныне Муж женатый, представлял Господа, а Невеста, ныне Жена замужняя, изображала Церковь; ибо Браки в Небе пред-ставляют Сочетание Господа с Церковью, а потому на голове его был Кидарь, сам же он был одет в Подир, в одежду исподнюю и ефод как Аарон,—а на голове Невесты, ныне Жены замужней была корона, и сама она была одета в Хламиду так, как Царица. Но завтре они будут одеты иначе; ибо представление это остается только сегодня,—Спутники Ангела опять спросили: когда Жених представлял Господа и Невеста Церковь, то для чего она сидела по правую сторону Его? Это потому, отвечал Премудрый, что двое составляют Сочетание Господа и Церкви: Любовь и Премудрость, и Господь есть Любовь, а Церковь есть Премудрость, Премудрость же по правую сторону или одесную Любви, потому, что человек Церкви премудрствует как бы от себя, и по премудрствованию воспринимаем любовь от Господа; правая или десная сторона также означает и силу, а силу получает любовь чрез премудрость. Но уже сказано вам, что после брака переменяется представлеше; ибо тогда муж представляет Премудрость, а жена—премудрости его Любовь: однако же эта Любовь не есть любовь первая, но вторая, которая есть от Господа у жены чрез премудрость мужа.— Любовь Господа, которая есть любовь первая, составляет любовь премудрствования у мужа, а по этому самому, после брака, оба вместе—муж и его жена представляют Церковь. Еще спросили спутники Ангела: почему вы мущины не стояли со стороны Жениха, ныне Мужа женатаго так, как шесть Дев стояли со стороны Невесты, ныне Жены замужней? Это по той причине, сказал Премудрый, что ныныне числимся между девами, а число шесть означает всех или полный набор. На вопрос тех же, что тут разуметь должно,—Премудрый сказал, что Девы означают Церковь, а Церковь состоит из обоего пола, почему и мы, относительно Церкви— Девы; что действительно так, о том явствует и из этих слов в Апокалипсисе: “Сии суть, иже с жёнами не осквернившася, зане ДЕВЫ СУТЬ, и последуют Агнцу, аможе ходит". Гл. XIV:4.—По тому самому, что Девы означают Церковь, Господь и уподобил их упоминаемым в Евангелии десяти ДЕВАМ приглашённым на браки. Матф. XXIV:1 и след.—Также чрез Израиля, Сион и Иерусалим означается Церковь, и потому в Слове многократно именуется ДЕВА и ДЩЕРЬ ИЗРАИЛЯ, СИОНА и ИЕРУСАЛИМ. Господь Сочетание Его с Церковью показывает у Давида так: “ЦАРИЦА ОДЕСНУЮ ТЕБЕ в злате чистом офирном, от рясн златых одежда ея внидут в Дом Царев”-. Псал, XLV:10-16. Наконец спутники Ангела сделали вопрос, от чего при браке не присутствовал и не служил никакой Священник? На этот вопрос отвечал Премудрый, что служение Священника при браке приличествует на земле, а не в Небе, где происходит представление Самаго Господа и Церкви, о чем на земле не знают; однако же и у нас Священник служит при Обручениях: он выслушивает Согласие, которое принимает, утверждает и освящает. Согласие есть существенность Супружества, прочие же последующие обряды составляют его изображения.
22. После этаго Ангел вождь, подойдя к шести Девам, и также объявив им о спутниках своих, просил удостоить их своим собеседованием; но лишь только оные начали приближаться для собеседования, вдруг отдалились и вошли в свою комнату, где были тогда и подруги их девы. Ангел вождь, увидев это, последовал за ними и спросил, для чего они, не побеседовав со спутниками его, вдруг удалились? Мы не могли приблизиться к ним,—отвечали Девы. Почему же так, спросил их Ангел? Сами не знаем об этой причине,—сказали Девы, но почувствовали что-то, воспретивившее и возвратившее нас от них; пусть извинят. Тогда Ангел возвратясь к своим спутникам, объявил им ответ Дев, присовокупив к тому: я догадываюсь, что у вас есть любовь пола нечистая; в Небе мы любим дев по красоте и изящности нравов, и хотя мы любим их весьма сильно (impense), но чисто. Спутники при этом улыбнулись и сказали Ангелу: подлинно отгадываешь; ибо кто властен, видев близко такую красоты, ничего не пожелать?
23. После этаго веселаго Товарищества все приглашённые на брак разошлись, также и десять тех Мужей с Ангелом своим, но, как тогда уже был поздний вечер, то пошли спать. На рассвете услышали Возглашение: СЕГОДНЯ СУББОТА; и потому они встав, спросили Ангела, что это значит? Ангел отвечал им, что это возглашение для Богочествования, которое совершается в установленныя времена и Священниками объявляется. Такое празднование совершается в наших Храмах и продолжается около двух часов; почему, если угодно, пойдем туда со мною—и я введу вас. Приготовившись, они пошли с Ангелом и вошли в Храм, который был обширный—овальный, вмещающий до трех тысяч входящих. В нем находились скамьи или седалища, расположенныя в непрерывном порядки, соответственно фигур Храма, составляя круг, и задния из них находились возвышенное передних. Кафедра тут возвышалась несколько назад от центра, а дверь за кафедрою находилась с левой стороны. Когда вошли туда десять Мужей пришельцов с Ангелом вождем своим, то Ангел, указав им места гд бы они сели, сказал им: каждый, входящих в Храм, знает свое место,—и это знает по впечатлению, почему и не может сесть на ином месте, а если сядет на другом месге, то ничего не услышит и ни о чем не поиметь—и даже возмущает порядок, от какового возмущения и Священник не получает вдохновения.
24. Когда собрались в этот Храм, то Священник, взойдя на кафедру, произнес проповедь, исполненную духом премудрости. Проповедь была о святости Писания священнаго и о соединены Господа с обоими Ми-рами—Духовным и Естественным чрез оное. Будучи тогда в таком просвещении, Священник совершенно уверил, что эта Священная Книга диктована от Иеговы Господа, и что потому в ней есть Сам Он, так, что Сам есть Премудростью там; но что Премудрость, которая есть Сам он там, под смыслом буквальным содержится сокровенна, а открывается тем только, которые находятся в истинах учения и с тем вмест в благах жизни, и так в Господе и Господь в них. К этой Проповеди Священник прибавил желательную речь (votivam orationem), и потом сошел с кафедры. При выходе слушателей из Храма, Ангел просил Священника, чтобы он сказал спутникам его несколько слов мирных. Священник, подойдя к тем спутникам, разговаривал с ними около получаса и объ-яснял о Божественной Троице, что она есть в Иисусе Христе, в Котором Исполненпа всякаго Божества телесно обитает, по изречетю Апостола Павла. Потом он изложил о Соединены Человеколюбия и Веры, но преимущественно говорил о Соединении Человеколюбия и Истины, потому, что Вера составляет Истину.
25. После благодарных слов, спутники Ангела возвратились с ним в дом. Тут Ангел им сказал: этот день есть Третий от восшествия вашего в Общество этого Неба; и так как Господь приуготовил вас для пребывания здесь только на три дня, то и время теперь мне с вами разлучиться: почему сложите с себя одежды, присланныя вам от вашего Князя и облекитесь в свои. Когда они были уже в своих одеждах, то почувствовали в себе желание отойти, а потому и сошли в сопровождены Ангела—даже до самаго места собрания. Здесь они воздали благодарение Господу за то, что удостоил их ублажить знанием и разумением о Радостях Небесных и Благополучие вечном.
26. Повторительно уверяю по истине, что вышеописанное здесь действительно было и говорено—сперва в Мире Духов, который есть средний между Небом и Адом, а потом в Обществе Неба, из котораго был Ангел трубы и вождь. „Кто в Христианстве знал бы что либо о Небе, о та-мошних Радостях и о Благополучиях, которых познание есть и познание спасения,—если бы не благословил Господь открыть кому-либо зрение духа его, показать о том и научить? Что в Мире Духовном находится подобное же, это открывается явно из того, что видно и слышано Апостолом Иоанном и описано в Апокалипсисе, как то: что он видел Сына человеческаго посреди седьми Светильников, Скинию, Храм, Ковчег и Алтарь в Небесах; Книгу запечатленную седьмою печатями, её открытую и оттуда исходящих Коней. Видел он четырех Животных около Престола; двенадцать тысячей избранных от каждаго Колена; Пругов, восходящих из бездны; Дракона и его брань с Михаилом; Жену, раждающую сына мужескаго и бежащую в пустыню от Дракона; Двух Зверей, единаго исходящаго из моря, а другого из земли; Жену, сидящую на зверей червлённом; Дракона, изверженнаго в озеро огненное и жупельное; Коня белаго и Вечерю Великою; Небо новое и Землю новую и Святой иерусалим сходящий, описанный, с Вратами, Стеною и ея Основанием; также реку воды живыя и Древеса жизни, приносящия плоды ежемесячно, и прочие многие предметы, виденные Иоанном тогда, когда он духом был в Мире духовном и в Небесном. Кроме этого, доказывается многим видиенным Апостолами по Воскресенеия Господнем; также тем, что потом видел Апостол Пётр, Деян. Апост. Гл. XI; равно и тем, что видел и слышал Апостол Павел. Сверх всего этого, явствует о таком предмете из видений Пророков, как то: Иезекиль видел четырёх Животных, которыя и Херувимы, Гл. I и Гл. X; Новый Храм и Новую Землю, и Ангела, измеряющаго оныя, Гл. ХL—ХLVШ; что отведён был в иерусалим и видел там мерзости,—и также в Халдею в плен, Гл. VI и IX. Подобное же происходило и с Захарием, когда он видл Мужа, здящаго между миртами, Гл. I и ст. VIII и след. Когда он видел четыре Рога и потом Мужа, в руках котораго уже землемерное, Гл. II, ст. и и след. Когда он видел Светильник и две Маслины, Гл. IV ст. и VI и след. Когда он видел Свиток летающий и Миру, Гл. V ст I.-VI, 6. Когда он видел четыре Колесницы, исходящие из двух гор и Кони, Гл. VI ст. и и след. Также было и с ДАНИИЛОМ, когда он видл четырех Зверей, восходящих из моря, Гл. VII ст. и и след. и брани Овна и Козла, Гл. VIII ст. и и след. Когда он видел Ангела Гавриила и много с ним разговаривал, Гл. IX. Когда отрок Елисеев видел Колесницу и Кони огненные около Елисея, и когда при этом видения отверзты были очи его.—Из этих и многих других описаний в Слове явствует, что состояние в Мире Духовном видено было многими прежде и после пришествия Господняго. Чему же после того удивляться, что также видят и ныне, при начинающейся новой Церкви или Новом Иерусалиме, сходящем от Господа с Неба?
О супружествах в Небе.
27. Что в Небесах есть Супружества, этому не могут поверить те, которые предполагают будто бы человек после смерти есть только Душа или Дух, а о душе и духе понимают неиначе как о тонком эфире и дыхании (pneumate). Не поверят и те, которые убеждены в том, что человек будет жить человеком не прежде, как только после дня последняго суда. Не поверят вообще все те, которые ничего не знают о Духовном Мире, где пребывают и Ангелы и Духи; следовательно те, кои не знают и о том, где находятся Небеса и где Ады. Так как Мир Духовный до ныне не был известен на земле, на коей вовсе не знали, что Ангелы Неба находятся в совершенной формы Человека, равно и Духи Ада, но только эти в форме несовершенной; то по этой причине и не могло быть открыто что-либо о Супружествах в Небе: ибо сказали бы, каким образом может душа с душею или дыхание с дыханием соединяться так как Супруг с Супругою на земле? При таком вопросе изчезло бы мгновенно всякое верование о Супружествах Небесных. Ныне же о Мiре Духовном, каков -он есть, много уже открыто и описано в Сочинении о Небе и Аде, также в АПОКАЛИПСИСА ОТКРОВЕННОМ, и потому о тамошних Супружествах рассудок может понять из следующих Статей: I. Что Человек живёт Человеком и по смерти. II. Что тогда Мущина есть Мущина и Женщина есть Женщина. III. Что у каждого по смерти остается своя Любовь. IV. Что начально остается Любовь пола, а у тех, которые входят в Небо, бывших на земле духовными, остается Любовь супружества или супружествснная. V. Это совершенно подтверждено Самовидением. VI. Следовательно Супружества находятся в Небесах. VII. Что чрез слова Господни, яко по воскресении ни женятся ни посягают, разумеются Браки Духовные. Всю эти Статьи теперь же будут изъяснены по их порядку.
28. I. ЧТО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕКОМ И ПО СМЕРТИ. Что человек живет и по смерти человеком, о том до ныне не было известно в Мiре естественном, по тем самым причинам, которыя выше уже показаны. К удивлению не знали об этом и в Христианстве, имея у себя Слово и из него просвищение о Жизни вечной, когда Сам Господь учигь, что все мертвые востанут, и что “Бог не есть Бог мертвых, но живых”. Мат. ХХII:30, 31; Лук. ХХ:37 и 38. Сверх этаго, человек, относительно по-буждений его мысли и помышлений, находится посреди Ангелов и духов, и к ним так приобщен, что не может отделиться от них, чтобы не умереть. Еще удивительнее то, что об этом не знают при всем том, что каждый человек от перваго Сотворения, по окончании естественной жизни, переходил я переходит к своим, или, как в Слове говорится, приобщался и приобщается. Притом же человек имеет общее понятие, которое есть то же, что и втечение Неба во внутрения начала мысли его, посредством какого втечения внутрь в себе понимает истины и как бы их видит, и во-первых ту истину, что человек живет по смерти благо-получным когда на земле жил добродетельно,—и неблагополучныме когда жил порочно. Кто об этом не разсуждает, если хотя мало возвышает мысль свою от тела и от помышления близкаго к его чувствам? Это бывает тогда, когда человек находится во внутреннейшем Богочествование, также тогда, когда лежит на одре умирая и ожидая кончины, или услышит от скончавшихся и об их жребии. Многим я сказывал в каком жребии были их братья, супруги и друзья, кроме этаго, я писал о жребии Англичан, Голландцев, Папистов, Иудеев, Язычников, Лютера, Калвина, Меланхтона и других; но ни от кого не слышал вопроса: «как могут они быть в такой участи, когда не возстали еще из гробов, ибо не совершился еще последний Суд,—и не составляют ли они между тем только души или дыхания, находящаяся в некотором месте, или где?» Таковыя изречения ни от кого еще не слышны; из чего я мог заключить, что всяк в себе понимает о том, что человек живет по смерти. Какой Супруг, любивший свою супругу и своих детей младенцев или возрастных, когда они умирают или умерли, не говорит сам с собою, будучи в помышлении возвышенном над чувственностями телесными, что они находятся в руке Божией, и что он по смерти своей, опять их увидит и с ними соединит жизнь любви и радости?
29. Кто не может по самому разсудку видеть, если только желает видеть, что человек по смерти не есть одно Дыхание, о котором не иную идею иметь можно, как только о дыханиии ветра, или о воздухе и Эфире, и будто оно или в нем есть душа человека, вожделеющая и ожидающая соединения со своим телом дабы можно было наслаждаться чувствами и их удовольствиями, подобно как и в первом Мiре? Кто не может видеть, что если бы так было с человеком, то состояние его было бы хуже состояния рыб, птиц и животных земных, коих души не живут и потому не безпокоятся вожделением и ожиданием будущаго? Если бы человек по смерти был таковым Дыханием, и следственно дыханием ветра, то он тогда, или летал бы во Вселенной, либо, по предатнию некоторых, сохранялся бы только в где либо со Отцами во аде, до последняго Суда. Кто по этому не может заключить из разсудка, что жившие от перваго Сотворения, от котораго считается слишом семь тысяч лет, до ныне находятся в подобном же состоянии безпокойствия и постепенно в безпокойнейшем, потому, что всякое ожидание из вожделения производить безпокойство, которое от времени до времени умножается? Таковыя души до ныне или летали бы во Вселенной, либо, будучи заключены в (пропуск) там содержались бы, и так находились бы в крайней бедности;—что относилось бы к Адаму, его Жене, Аврааму, Исааку, Иакову и всем прочим от того времени. Из этого следует, что ничего не было бы плачевнее рода человеческаго. Но совершенно иное провидено от Господа, Который есть Иегова предвечный и Создатель всей Вселенной, то есть, что состояние человека соединяющего себя с Господом чрез жизнь по заповедям Его, счастливее и блаженнее есть по смерти, нежели в Мiре естественном. Счастливее и блаженнее оно потому, что человек по смерти есть духовный, а духовный человек ощущает и понимаеть тогда приятность духовную, которая несравненно превосходнее приятности естественной.
30. Что ангелы и Духи есть человеки, об этом явствовать может от них же самих когда они являлись к Аврааму, Гедеону, Даниилу и другим Пророкам, также Апостолам и особенно Иоанну, когда он писал Апо-калипсис; равно, когда они являлись Женам мироносицам у гроба Господняго; да и Сам Господь, по воскресении своем являлся Ученикам Его в том же виде, в каком был на земле. Что так они видимы были, то потому, что тогда открывались очи духа видевших; ибо, когда открываются очи духа, тогда Ангелы являются в своей форме, которая есть человеческая; когда же очи духа закрываются, то есть покрываются зрением, привлекающим все своё из Мiра естественнаго, тогда и духовности бывают невидимы.
31. Надобно однако же знать, что человек по смерти есть человек не естественный, а духовный—и даже совершенно себе подобный, так что оные иначе о себе понимает, как считая себя находящимся еще в Мiре естественном ибо и по смерти он имеет подобное тело, подобное лицо, подобную речь и подобныя чувства потому, что у него остаются еще подобныя помышление и побуждение, или подобная воля и подобный разум; действительно же он не есть подобный, ибо есть духовный и потому человеком внутренний. Этой разности он не видит по той причини, что не может сделать сношения между состоянием его настоящим и между состоянием его прежним естественным, так как это последнее состояние им уже сложено, а в том он уже находится. Поэтому самому я часто слышал отзывы переселенцев, что не знают о себе иначе, как находящимися в первом Мiре, с тою только разностью, что не видят уже тех, которых оставили в том Мiре но встречаются с теми, которые переселились из того Мира. Видят этих, а не тех потому, что эти человеки уже не естественные, но духовные или субстанциальные. Человек духовный или субстанцианальный видит человека духовнаго или субстанщальнаго так, как человек естественный или материальный видит человека естественнаго или материальнаго, но не иначе потому, что между субстанцианальным и материальным находится такое различие, какое между первым и последним; ибо первое, будучи в себе чище, не может быть видимо последним, которое в себе есть грубее,—также и последнее, будучи в себе грубее, не может быть видимо первым, которое есть чище. По этому самому и не могут быть видены ни Ангел человеком естественнаго Мира, ни человек этаго Мира—Ангелом. Человек по смерти есть человек духовный или субстанцианальный потому, что этот скрывался внутрь в человеке естественном, который был тому как бы одеятем или как кожею (exuviae), по сложению коей и исходит человек духовный или субстанциальный, следовательно чистейший, внутреннейший и совершеннейший. Что человек духовный есть даже совершенный человек, хотя он и не видим человеком естественным, о том открыто Самим Господом, когда Он, по воскресении Его являлся Апостолам, ибо вдруг был видим к вдруг невидим, а при том был человеком себе подобным и в то время, когда был видим и когда невидим; также явствует из того, что Апостолы, увидев Его, сказали, что открылись очи их.
32. II. ЧТО ТОГДА МУЩИНА ЕСТЬ МУЩИНА И ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА. — Человек, живя по смерти остается мущина мущиною и женщина женщиною, потому, что пол человеческой не изменяется по смерти, но оба составляют человека духовнаго. Так как мужеское не может перемениться в женское, ни женское в мужеское, то по этому самому и после смерти мущина остается мущиною, а женщина женщиною. Но как многим неизвестно в чем существенно состоит мужеское и в чем женское, то об этой разности здесь же объяснится. Разность существенная состоит в том, что самое внутреннее в Мущине есть Любовь, а покров ея есть Премудрость, или Любовь, прикрытая Премудроспю; самое же внутреннее в Женщине есть эта Премудрость мущины, а покров ея Любовь оттуда. Эта Любовь есть Любовь женская и дается от Господа — жене чрез премудрость мужа, первая же вышесказанная Любовь есть Любовь мужеская, составляющая любовь премудрствовать (amor sapiendi), то есть, понимать предметы духовно; она дается от Господа мужу по восприятии им премудрости. По этому самому Мущина есть Премудрость Любви, а Женщина есть Любовь премудрости его; для этаго, от самаго Сотворения и впечатленна в обоих Любовь сочетания во едино. Но об этом более сказано будет в нижеследующем. Что женское есть из мужескаго, или что Женщина взята из Мущины, о том явствует из книги Бытия, где сказано:”Иегова Бог взя едино от Ребр Мущины и исполни плотию мысто онаго и созда Ребро, еже взя от человека в Женщину, и приведи ю к Человеку и рече человек , се есть кость от костей моих и плоть от плоти моея, отныне да наречется Жена зане от Мущины: взята есть ”. II; 21, 22 и 23. Что именно означается чрез Ребро и что чрез Плоть, о том сказано будет в другом месте.
33. Из этаго первоначальнаго образования проистекает то, что Мущина рождается быть Разумным (intellectualis), а Женщина рождается быть Волительною (Voluntaria), или что тоже есть, что Мущина рождается в побуждение знать (sciendi), разуметь (intellegendi) и премудрствовать (sapiendi), а Женщина рождается в Любовь сочетать себя с тем побужденим в Мущине. И так как Внутренними началами, по подобию их образуются начала Внешния, Форма мужеская есть форма разума, а форма женская есть Форма Любви его, то по этому Мущина имеет иное лицо, иной голос и иное тело, нежели Женщина, то есть, лицо его жестче, голос грубее и тело крепче; кроме этаго он имеет и подбородок волосистый, да и вообще форму не столько красивую или пригожую как у Женщины. Они разнствуют между собою также поступками или телесными движениями и нравами; одним словом, между ними нет ничего подобнаго, но при всем том есть соединительное в каждой части. Мужеское находится в мущине даже в каждой самомалейшей части тела его, во всякой идее помышления и во всякой малости побуждения его; равным образом и Женское находится в женщине. Так как ни одно из них не может переменитьтя в другое, то из этаго явствует, что и по смерти мущина есть мущина, а женщина женщиною.
34. III. ЧТО У КАЖДАГО ПО СМЕРТИ ОСТАЕТСЯ СВОЯ ЛЮБОВЬ. Человек знает, что такое есть Любовь, но не знает того, что именно означает любовь. Знает, что любовь, по общему об ней произношению, есть тогда, когда говорят, что такой-то меня любит, что Царь любит своих подданных, подданные любят Царя, муж любит жену, мать любит детей —и взаимно; также, что тот и другой любит отечество, сограждан, ближняго; подобное также, когда говорится и о предметах отвлеченных, что такой-то любит это, или иное. При всем том, хотя и говорят вообще о любви, но едва-ли кто знает о значении Любви, когда о ней разсуждает, ибо не может тогда образовать об ней никакой идеи о своём помышлении; следовательно таковая идея не может удовлетворить разума, по той причине, что она происходит не из света, а из теплоты, почему разум и заключает, что любовь—или не составляет ничего, или же она есть только некоторое начало, втекающее посредством зрения, слуха и обращения—и так движущее. Человек не знает вовсе и того, что любовь есть существенная его жизнь—и не только жизнь общая, целаго его тела и всех его помышлений, но и жизнь всех наиособеннейших начал их. Об этом премудрый понять может из следующаго вопроса: если отдалить побуждение любви, то можно-ли тогда о чем-нибудь мыслить и что-либо делать? Не столько-ли тогда холодеют помышление, речь и действие, сколько холоднеть побуждение, которое есть из любви,—и не столько-ли они согреваются, сколько и побуждение?—Итак Любовь есть Теплота жизни человека, или теплота его жизненная; теплота крови и краснота ея не от чего иного происходит. Это производит Огонь Солнца Ангельскаго, который есть чистая Любовь.
35. Что у каждаго есть любовь своя, или различествующая от любви другого, то есть, что ни у одного человека нет любви сходственной с любовью другого, это доказывает безконечная разность лиц, которыя и составляют изображежя (typi) любвей; ибо известно, что лица по побуждежям любви переменяются и разнствуют,—да и всею ея вожделения или пожелания, происходящая из любви, также радости и печали ея оттуда открываются. Из этаго видно, что человек есть своя Любовь и даже форма своей Любви. Надобно однако же знать, что внутренний человек, который тоже что и дух его, живущий по смерти, есть форма своей любви; внешней же человек представляет себя в Мiре естественном иначе, потому что он еще от младенчества научился скрывать вожделения своей любви и даже притворяться и предпочитать чужое своему.
36. Любовь своя у каждаго по смерти остаётся потому, что Любовь есть жизнь человека, как теперь лишь вышесказано в п. 34, и оттуда есть самый человек.—Человек также есть и свое Помышление, следовательно свое Разумение и Премудрость; но эти составляют одно с его Любовью: ибо человек из своей Любви и по ней мыслить, и даже будучи в свободности (in libero) говорит и действует. Из этого видно, что Любовь составляет Быть (Esse) или сущность (essentia) жизни человеческой, а Помышление составляет Пребывать или Существовать (Existere) или существование (existentia) жизни его оттуда, по этому самому речь и действие, проистекающие из Помышления, не происходят прямо из помышления, но из Любви чрез помышление. Из многих опытов явствует, что человек по смерти не есть свое Помышление, но что он есть свое побуждение (Affectio) и оттуда Помышление, или, что он есть своя Любовь и из нея разумные; также, что человек по смерти слагает все то, что не согласуется с его Любовью, и постепенно, так сказать, облекается лицом, голосом, речью, поступками (gestus) и нравом любви своей жизни. От этого самаго происходит и то, что все Небо расположено по различиям побуждений Любви из блага, а весь Ад расположен по различым побуждениям любви из зла.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 670;