Эммануил Сведенборг 6 страница
59. Но что Любовь истинно Супружественная есть столь редка, что не знают даже какова она, и едва ли знают, что она существует,—то это потому, что состояние приятностей, до брака бывающее, после его изменяется в состояние неразличия от нечувствительности тех приятностей. Причины изменения такого состояния многия, и даже более, нежели здесь поместить можно; но об них сказано будет особо там, где Причины холодов (frigorum), разлучений (separationum) и разводов (divoritorum) открываются в своем порядки; из них увидеть можно, что у премногих ныне так уничтожился образ любви супружественной и с нею познание, что не знают дажн какова она есть, и едва ли знают, что она существует. Известно, что каждый человек рождается вовсе телесным, и что от телеснаго бывает естественным внутреннее и внутреннее и так разсудительным (rationales), а потом духовным. Это происходит так постепенно потому, что телесное или телесность есть как земля (humus), на которой естественности, разсудительности и духовности, по своему порядку насееваются, и таким способом человек делается более и более человеком. Так точно происходит и при вступление в супружество: тогда человек делается полнейшим человеком потому, что сочетается с товарищем (consorte) и составляет единаго человека; но это бывает в Первом состоянии, в некотором вышепомянутом образе; подобно тогда же начинает от телеснаго состояния и проходить в естественное относительно однако же жизни супружественной и оттуда сопряжения воедино. Те, кои любят тогда телесности естественныя и только из них разсудительности, не могут быть сопряжены с товарищем как бы во едино, кроме только отношения начал внешних, которых когда недостает, тогда и внутренния начала чувствуют холод, который приятности любви, как от мысли, так и от тела, а потом как от тела, так и от мысли разгоняет (discutit) даже до того, что не остаётся и памятования о первоначальном состояния своего супружества,—следовательно, ниже познания об оном. Поелику же так бывает у многих, то явствует, что о любви Супружественной не знают даже какова она, и едва ли знают что она существует. Иначе же бывает у тех, которые Духовные: у них Первое состояние есть введение ко всегдашним благополучиям (fausitates), продолжающимся по мере того, как духовная разсудительность мысли, а из нея и естественная чувственность тела, взаимно себя сочетавают и соединяют; но такие духовные бывают редко.
60. II. ЧТО НАЧАЛО ЭТОЙ ЛЮБВИ ЕСТЬ ИЗ СОЧЕТАНИЯ БЛАГА И ИСТИНЫ. Что все во Вселенной имеет отношение к благу и истине, это признает каждыйе благоразумный человек, ибо это есть повсемственная истина; равно, что во всех и каждом подлежащем Вселенной, благо сопряжено с истиною, и истина с благом, того нельзя не признать, поелику и это также повсемственная истина, что одно соединяется с другим. Все во Вселенной имеет отношение к благу и истине, а благо сопряжено с истиною и взаимно, потому, что обое происходят от Господа, и происходят от Него так, как едино. Двое происходят от Господа — Любовь и Премудрость, ибо он Сам Господь, и так от Него; все же то, что есть из Любви, называется благом, так как и все то, что из Премудрости называется истиною. И поелику от Самаго Господа как от Создателя происходят двое оных, то следует, что и в созданных подлежащих состоят те же двое. Это объяснить можно, взяв в пример Теплоту и Свет, происходящия от Солнца. Из сих двух существуют все вещи на земли, ибо прозябают от присутсния их, и от соединения их. Теплота естественная соответствует Теплоте духовной, которая есть Любовь, а Свет естественный соответствует Свету духовному, который есть Премудрость.
61. Что Любовь супружественная происходит из Сочетания Блага и истины, о том показано будет в нижеследующей статьее; здесь же только приводится, дабы видеть, что эта Любовь есть небесная, духовная и святая, так как она происходит из небеснаго, духовнаго и святаго начала. Но дабы видеть, что начало Любви супружественной есть из Сочетания блага и истины, то для этого нужно несколько о ней сказать кратко. Впрочем вышесказано, что во всех и каждом подлежащем созданном есть соединение блага и истины,—и не иное может быть соединение, как взаимное, ибо соединение с одной только стороны, а не взаимно и с другой само собою разрушается. Итак, поелику есть соединение блага и истины, и при том взаимное, то и следует, что есть Истина блага, или Истина из блага, и что есть Благо истины, или Благо из истины. Что Истина блага, или Истина из блага есть в Мущине (in Masculo) и что она есть сущность Мужеская (Masculinum) и что Благо истины, или Благо из истины есть в Женщин, и что оно есть сущность Женская (Femininum), также, что между этими двумя сущностями или началами есть соединение супружественное, о том показано будет в следующей Статье; здесь же только напоминается для того, чтобы иметь некоторую предварительную о том идею.
62. III. ЧТО ЛЮБОВЬ ЭТА ИМЕЕТ СООТВЕТСТВИЕ С СОЧЕТАНИИЕМ ГОСПОДА И ЦЕРКВИ, то есть, что как Господь любит Церковь и хочет чтобы и Церковь любила Его, так муж и жена, взаимно другь друга любят. Что между оными есть Соответствие, о том в Мiре Христианском известно,— но какое именно Соответствие о том не знают; почему об этом Соответствии изъяснено будет в нижеследующей особой статье; здесь же упоминается о том для того только, дабы видеть, что Любовь супружественная есть небесная, духовная и святая, поелику соответствует небесному, духовному и святому Сочетанию Господа и Церкви. Соответствие это следует также из Начала любви супружественной, открываемаго Сочетанием блага и истины, о котором показано в предыдущем Члене, поелику Сочетание блага и истины, есть тоже, что Сочетание человеколюбия и веры, так как благо есть из человеколюбия, а истина есть из веры. Что это Сочетание составляет Церковь, того нельзя не признать, ибо есть Повсемственная истина,—всякая же Повсемственная истина признаваема бывает коль скоро услышана будет,—что она есть из втечения Господа и вместе из утверждения Небеснаго. Итак, поелику Церковь есть Господня ибо от Господа и поелику Любовь супружественная соответствует Сочетанию Господа и Церкви, то и следует что эта Любовь есть от Господа.
63. Каким способом от Господа у двух супругов образуется Церковь и чрез нее также образуется Любовь супружественная, о том объяснено будет в вышеупомянутой статье; здесь же разсуждается о том только, что Церковь от Господа образуется у Мужа; и чрез Мужа у Жены, и что по образованию у обоих Церковь есть полная; ибо тогда бывает полное соединение блага и истины, соединение же блага и истины составляет Церковь. Что наклонность соединительная, которая есть Любовь супружественная, состоит в подобной же степени с Соединением блага и истины, составляющих Церковь, о том подтверждено будет ясными доводами в нижеследующем расположении.
64. IV. ЧТО ЛЮБОВЬ ЭТА ПО СВОЕМУ НАЧАЛУ И ПО СВОЕМУ СООТВЕТСТВИЮ, ЕСТЬ НЕБЕСНАЯ, ДУХОВНАЯ, СВЯТАЯ, НЕПОРОЧНАЯ И ЧИСТАЯ, БОЛЕЕ ВСЯКОЙ ЛЮБВИ, СУЩЕЙ ОТ ГОСПОДА У АНГЕЛОВ НЕБА И У ЧЕЛОВЕКОВ ЦЕРКВИ. Что Любовь супружественная такова есть по своему Началу, состоящему из Сочетания блага и истины, о том выше несколько уже доказано; но там только предварительно, равно и о том, что эта Любовь такова есть из Соответствия ея с Сочетанием Господа и Церкви. Сии два Сочетания, из которых, как отрасль нисходить Любовь супружественная, есть самыя святости, по этой причине, если она восприемлется от своего Творца (Auctore), то есть от Господа, то следует, что с нею вместе восприемлется от Него и святость, посредством которой эта Любовь непрестанно открывается и очищается. Ежели при том в человек есть вожделение (disederium) и стремление (nisus) к этой Любви, то бывает она тогда чистою и непорочною повседневно и навсегда. Любовь супружественная называется небесною и духовною потому, что она есть у Ангелов в Небесах: у Ангелов вышняго Неба небесною потому, что сии Ангелы называются Небесными; у Ангелов же ниже онаго Неба Любовь эта есть духовная, потому что сии Ангелы называются Духовными. Так называются Ангелы потому, что Небесные Ангелы есть Любви и оттуда Премудрости, Духовные же Ангелы есть Премудрости и оттуда Любви; таково есть и супружественное их начало или супружественность. Итак, поелику Любовь супружественная есть у Ангелов Небесных как у вышних, так и у нижних, о чем также показано и в первой статьи о Супружествах в Небе; то явствует, что эта Любовь есть святая и чистая. Что эта Любовь в сущности своей и в происхождении своем есть святая и чистая, более всякой Любви, сущей у Ангелов и у человеков, то потому, что она есть как глава прочих любвей,—о каковом ея превосходстве несколько будет сказано в следующем теперь Члене.
65. V. ЧТО ЛЮБОВЬ ЭТА ЕСТЬ ТАКЖЕ ОСНОВАНИЕ ВСЕХ ЛЮБВЕЙ НЕБЕСНЫХ И ДУХОВНЫХ, А ПО СЕМУ И ЕСТЕСТВЕННЫХ. Что Любовь супружественная, в сущности своей разсматриваемая, есть основание всех любвей Небесных и Церковных, то потому, что начало ея есть из Сочетания блага и истины, а из этого Сочетания происходят всб любви составляющия Небо и Церковь у человека. Благо этого Сочетания составляет любовь, а истина его составляет премудрость; и когда любовь приближается к премудрости, и с нею соединяется, тогда премудрость бывает премудростью. Любовь истинно Супружественная не что иное есть, как соединение любви и премудрости: двое Супругов, между которыми, или в которых вместе находится эта Любовь, состоят изображением ея и формою; все также суть подобия ея и в Небесах, где лице каждаго есть подлинное изображение (tipus) побуждения своей любви, ибо в них находятся та любовь вообще и во всякой части, как прежде об этом показано. Итак, поелику двое Супругов в изображении и форме представляют эту Любовь; то следует, что всякая любовь, происходящая из формы самой любви, есть на подобие ея, почему, если Любовь Супружественная есть Небесная и Духовная, то и любви, происходящия из нея есть Небесныя и духовныя, посему Любовь супружественная есть как родитель, а прочия любви как дети. Оттуда происходит, что из Супружеств Ангелов в Небесах рождаются дети духовные, т.е. дети Любви и Премудрости, или дети блага и истины, о каковом рождении видеть можно выше в параграфе 51-м.
66. Подобное этому ясно открывается из Создания человека для Супружественной любви, и из образования их потом из этой любви: Мущина создан быть премудрослю из любви премудрствовать, а Женщина создана быть любовию мущины из премудрости его, и так по оной. Из этого явствует, что двое супругов есть самыя формы и изображения Сочетания любви и премудрости, или блага и истины. Твердо знать должно, что не бывает ни блага, ни истины, которыя бы не были в сущности (in substantia), как в своем подлежащему благ и истин отвлеченных не бывает, ибо таковых Нет нигде, так как они не имеют местопребывания, и при том не могут казаться иначе, кроме только летающими, — следовательно, суть только сущия (entia), о которых разсудок хотя и уверяет себя, что может мыслить отвлеченно, однако же не может иначе как только в подлежащих; ибо всякая идея человека, хотя бы она была возвышена, при всем том есть субстанцианальная (substantiatis), т.е., как бы пригвожденная к субстанциям. Кроме этого, должно знать и то, что не бывает субстанции без формы, потому, что субстанция не образованная, или без формы, есть ничто, и об ней ничего нельзя сказать; да и подлежащее без сказуемых (subjectum absque praedicatis) есть также никаким разсудком не понимаемое. Сии философския разсуждения прибавлены сюда для того, чтобы можно было видеть и то, что двое Супругов, находящиеся в Любви истинно супружественной, действительно суть формы, изображающия Сочетания блага и истины, или любви и премудрости.
67. Поелику Любви естественныя проистекают из любвей духовных, а духовныя из небесных,—то по сему и говорится, что Любовь супружественная есть основание всес любвей небесных и духовных, и ОТТУДА ЕСТЕСТВЕННЫХ! Любви естественныя имеют отношение к Любвям себя и Мира; любви же духовныя имеют отношение к Любви ближняго; а любви небесныя имеют отношение к Любви в Господа. И как такия отношения любвей действительно есть, то и явствует в каком порядке следуют, и в каком находятся у человека. Когда в таком порядке находятся как изъяснено, тогда любви естественныя живут посредством любвей духовных, а сии посредством небесных, и все оне в этом порядке от Господа, от Котораго и нисходят.
68.—VI. ЧТО В ЭТУ ЛЮБОВЬ СОБРАНЫ ВСЕ РАДОСТИ И ВСЕ УВЕСЕЛЕНИЯ ОТ ПЕРВЫХ ДО ПОСЛЕДНИХ. Все приятности, чувствуемыя человеком, есть из его Любви, ибо Любовь посредством тех приятностей открывает себя, и даже пребывает и живет. — Что приятности возвышают себя тою степенью, которою возвышает себя любовь, так как и случающияся побуждения ближе касаются любви властвующей,—о том уже известно.—И так, поелику Любовь супружественная есть основание всех благ любвей, и впечатленна в самыя особеннейшия части человека, о чем и выше показано, то следует, что ея приятности превосходнее нежели приятности всех прочих любвей, и что таковыя приятности возвышают ея присутствие и с тем вместе ея соединение с ними; ибо она раскрывает самыя внутреннейшия (начала) мысли и вместе самыя внутреннейшия (начала) тела, по мер того, как источник увеселения ея, или увеселительная жила источника ея протекает и открывается. Что в эту Любовь собраны все приятности от первых до последних, то потому, что употребление ея превосходит все прочия. Употребление это состоит в размножении Рода человеческаго, и оттуда Неба Ангельскаго; и поелику это употребление было конце концов Сотворения, то следует, что все блаженства, благополучия, приятности, веселия и удовольствия, которыя от Господа Создателя когда-либо могли быть в человека собранными, помещены в эту его Любовь. Что приятности следуют за употреблением, и по любви этого находятся в человеке, о том явствует из приятностей пяти чувств: Зрения, Слуха, Обоняния, Вкуса и Осязания В каждом из них есть приятности, с различиями, по особым их употреблениям. — Что же не помещено в чувство любви супружественной, коей Употребление есть собрание всех прочих употреблений?
69. Знаю, что немногие признают, что в Любовь супружественную собраны все радости и все увеселения от первых до последних, по причинее той, что Любовь истинно супружественная, в которую оныя собраны, ныне есть столь редка, что не знают даже какая она, и при том едва ли знают что она есть или существует, как выше в § 58 и 59 изъяснено и доказано; ибо в иной Любви супружественной, кроме в подлинной, этого нет; и так как она на земле есть столь редка, то и благополучие ея нельзя иначе описать, кроме заимствуя о том познание из уст Ангелов, ибо они в этой Любви находятся. Они мне сказали, что Увеселения ея внутренния, или увеселения Души, в которую сперва втекает супружественное начало любви и премудрости, или блага и истины от Господа, — есть непостижимыя, и по сему неизреченныя, будучи при том увеселениями мира и невинности: но что то же самыя увеселения, при нисхождении своем, бывают более и более ощутительными, т. е., в высших началах мысли так, как блаженства (betitudines), в нижних же началах как благополучия (faustitates), а в груди как приятности (jucunditates) из оных,—и что из груди разливаются во все и в каждую часть тела, и наконец соединяют себя в последних началах, производя увеселение увеселений. Потом Ангелы говорили об этом предмете дивности, и сказали, что различия таковых увеселений в душах Супругов, от душ в мыслях, а от мыслей в грудях их безконечныя и при том вечныя, также, что по премудрости у мужей возвышаются,—и это бывает потому, что в цвете возраста своего живут вечно, и что для них нет ничего блаженнее как более и более премудрствовать. Но многия о таких Увеселениях устныя Ангелов изречения видеть можно в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, особенно приложенных при каждой статье.
70—VII. НО ЧТО НЕ ИНЫЕ В ЭТУ ЛЮБОВЬ ВХОДЯТ И В НЕЙ МОГУТ БЫТЬ, КРОМ ТЕХ ТОЛЬКО, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ГОСПОДУ, ЛЮБЯТ ИСТИНЫ ЦЕРКВИ И ТВОРЯТ ЕЯ БЛАГА. Не иные в эту Любовь входят, кроме приходящее ко Господу, потому, что Супружества Единобрачныя т.е. одного мужа с одною женою, соответствую Сочетанию Господа и Церкви, и что начало их есть из Сочетания блага и истины, о чем показано выше в § 60 и 62. Что из этого начала и помянутаго Соответствия следует и то, что Любовь истинно Супружественная есть от Господа у тех только, которые прямо к Нему приходят,—этого нельзя доказать совершенно, если не будет предложено особо о двух тех тайнах, о коих немедленно разсудим в двух следующих Статьях: в одной, о Начале Любви супружественной из Сочетания блага и истины, а в другой о сочетание Господа и Церкви, и о Соответствий онаго, также и о том, что Любовь супружественная есть у человека по состоянию Церкви у него.
71. Что не иные в Любви истинно супружественной могут быть, кроме восприемлюиие эту Любовь от Господа, то есть прямо к нему приходящие и ведущие жизнь от Него, то это потому, что эта Любовь, по ея началу и по ея соответствию разсматриваемая, есть небесная, духовная, святая, непорочная и чистая, более всякой любви, сущей у Ангелов Неба и у человеков Церкви, как об этом выше сказано в § 64. Такия ея свойства не могут быть у иных, кроме у соединенных с Господом и от Него причтенных к Ангелам Неба, ибо они убегают от любвей вне супружественных, которые есть соединение с другими, кроме своей или собственной супруги,—и убегают как вреда душевнаго и как озера адскаго. Сколько супруг убегает таковых соединений, даже относительно похотей воли и оттуда намерений,—столько очищается у них Супружественная Любовь и бывает постепенно духовною сперва при жизни их на земле, а потом и в Небе. У человеков никакая любовь не может быть чистою, ни даже у Ангелов,—следовательно ни эта любовь; но как Господь первоначально смотрит на намерение воли, то по Сему, сколько человек в таковом намерение находится и пребывает, столько предполагается в чистоту и святость онаго и постепенно входит. Что не иные в Любви супружественной духовной быть могут, кроме тех только, которые от Господа таковыми состоят, то потому, что в этой Любви есть Небо, и человек естественный у коего эта любовь от плоти только заимствует свою приятность(volupe), не может приблизиться к Небу, ни даже к какому -либо Ангелу, ни даже к какому -либо человеку, в котором есть оная Любовь; ибо эта Любовь есть основание всех любвей небесных и духовных, как видеть можно выше в § 65, 66 и 67. Что так есть, дознал я из опыта, видя гениев (genios) в Мiре духовном приуготовляемых ко Аду, которые, когда приближались к Ангелу, увеселяющемуся с своим супругом, то делались как фурии, и искали пещер и ям для убежища, в которыя потом бросались опрометью. Что духи злые любят однородность (homogeneum) своего побуждения, сколько бы она ни была нечистою, а от духов Неба, поелику их побуждение есть чистое,—отвращаются так, как от своего инороднаго, об этом заключить можно из описаннаго выше в § 10м.
72. Что те только в упомянутую Любовь входят и в ней быть могут, которые любят истины Церкви и творят ея блага, то потому, что не иные восприемлет Господь; они находятся в соединены с Ним, и по этому могут пребыть в той Любви от Него. Двое составляют Церковь и оттуда Небо у человека: Истина веры и Благо жизни; Истина веры производит присутствие Господа, а Благо жизни по истинам веры производит соединение с Ним, и так Церковь и Небо. Что истина веры производит присутствие, то потому, что она есть из света,—Свет же духовный не иное есть; а что благо жизни производит соединение, то потому, что оно есть из теплоты,— Теплота же духовная не иное есть, ибо есть любовь, блага же жизни есть из любви. Известно также, что всякий свет даже зимний производит присутствие, и что теплота, приобщившись к свету, производит соединение; сады и цветники видимы бывают при всяком свете,—но не цветут и не приносят плода, кроме тогда только, когда теплота соединится со светом. Из этого следует заключение, что от Господа одаряются Любовию истинно Супружественною не те, которые знают только истины Церковныя,—но те, которые зная оныя истины, творят блага Церкви.
73. VII. ЧТО ЭТА ЛЮБОВЬ БЫЛА ЛЮБОВЬЮ ЛЮБВЕЙ У ДРЕВНИХ, ЖИВШИХ В ВЕКАХ ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРЕННОМ И МЕДНОМ. Что Любовь супружественная у Древнейших и у Древних живших в Первых Веках, так именуемых, была любовию любвей, о том не можно знать из Истории, так как не находится Писания их; дошедшия же до нас писания есть произведения людей, живших познее тех Веков, ибо они упоминают о тех Веках, также описывают живших тогда чистоту и непорочность, равно постепенно ея уменьшение, так как, Золота даже до Железа; последний же или Железный век, начавшийся от этих Писателей, в некоторой части может быть известным из Истории жизни некоторых Царей, Судей и Мудрых, названных Мудрецами в Греции и в других местах. Что этот век не состоял так, как железо в себе не состоит,—но был как железо, смешанное с глиною, которыя между собою не соединяются, то об этом предсказал Пророк Даниил в Глав 11й ст. 49. И так, поелику Веки, получившие наименование свое от Золота, Серебра и Меди протекли до времен писаний, а потому и познание о Супружествах тогдашних не может быть на земл,—то угодно было Господу, чрез путь духовный открыть мне оныя, вводя в Небеса, где находятся их жилища, дабы из устных разговоров их познал я каковыя были у них Супружества, когда они жили в своих Веках. Все те, которые от Сотворения переселились из Мiра естественнаго, обитают в Мiре духовном,—и все, относительно любвей своих, таковы же есть и пребывают навсегда. Поелику же эти сведения заслуживают чтобы их знать и памятовать, а при том подтверждают святость тогдашних Супружеств, то желательно мне их так, как в полном бдении духа моего были мне показаны, и потом чрез Ангела напамятованы, и наконец мною описаны,—издать в свет,—и поелику есть из Мiра духовнаго, то также как и прочия Достопамятности, по окончании статей разсудилось мне приложить здесь, разделив на ШЕСТЬ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ же сходственно с поступлениями Веков.
74. Следующие ШЕСТЬ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ из Мiра Духовнаго, о Любви Супружественной, открывают нам какова была эта Любовь в Первых Веках, также какова после их, и какова есть ныне; из чего явствует, что эта Любовь от святости и чистоты своей постепенно удалялась, пока наконец сделалась блудною,—но что при всем том есть еще надежда на возвращение ея в первобытную или древннию свою святость.
75. ПЕРВАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ. Некогда, при разсуждении моем о Любви супружественной, осенило мысль мою сильное желание знать какова была эта Любовь у живших в Веке Золотом, и потом какова у живших в Веках, последовавших за сим, както: в Серебренном, Медном и Железном, — и зная, что всё добродетельно в тех Веках жившие находятся в Небесах, я молил Господа о позволении мне с ними говорить и получить наставление. —Тогда же Ангел представь, сказал мне: послан есмь от Господа быть тебе вождем и спутником,—и сперва поведу тебя и сопутствовать буду к жившим в Первом Век, именуемом Золотым, к которым путь трудный; надобно идти по нем чрез темный Лес, чрез который никто не может пройти, не получив вождя от Господа. Я был тогда в духе, и приуготовив себя пустились в путь к Востоку; продолжая оный, я увидел Гору, которой высота простиралась выше облаков; перешли мы пустыню великую и пришли в Лес из различных дерев состоящии, и по причине чащи их темный, о коем Ангел меня предъуведомил. Но как этот Лес был разделен многими стезями тесными, то Ангел сказал, что множество сих стезей служит к потерянию надлежащаго пути, и что если бы не были от Господа открыты глаза путника, и не увидел бы он Маслин, обвитых виноградными листьями, и ими не руководствовался, проходя от Маслины к Маслин, то зашел бы в Тартары, которые вокруг находятся по сторонам. Лес этот таков есть для того, чтобы служил стражею для входа, ибо на оной Горе нет иного Народа, кроме Первобытнаго (gens Primaeva). Когда мы вошли в Лес, то открылись глаза, и увидели мы в разных местах Маслины, обвитыя виноградными ветвями, на коих висели грозды цвета синяго, и Маслины были расположены в непрерывные круги, почему, смотря на них, мы обходили пока на последок увидели Рощу, состоящую из высоких кедров, а на ветвях их несколько Орлов. коих увидев Ангел, сказал: мы теперь находимся на Горе, недалеко от вершины ея. Продолжая путь, увидели за Рощею круглое Поле, на котором паслись Агнцы и Агницы, кои были формы, представлявшия состояние невинности и мира тех Горных жителей. Перейдя это поле, мы увидели многия тысячи Кущей или Шалашей (Тabernacula) спереди и по сторонам, взором нашим объемлемых. Тогда Ангел сказал: теперь мы находимся в Станах, где состоят Воинства Господа Иеговы, ибо так себя и селения свои называют; Древнейшия сии, будучи в Мiре, жили в Кущах, почему и теперь в оных живут,—но склонимся к полудню, где находятся Премудрые их, и пришедше туда, дружески побеседуем с кем-либо из них. Шедши я увидел вдали трех отроков и трех отроковиц, сидящих при дверях некоторой Кущи,—но сии и те, по приближении нашем, явились мужьями и женами средняго роста; тогда Ангел сказал: все жители этой Горы представляются вдали как Младенцы, потому, что находятся в состояния невинности также, как Младенчество есть видимость Невинности. Сии мужья, увидев нас, прибежали и сказали: откуда есть, и каким способом вы сюда пришли? лица доказывают, что вы не из числа жителей нашей горы? Но Ангел уведомил их как о том, что мы вошли чрез Лес, так и о причине нашего прихода; что услышав, один из трех Мужей, пригласил и ввёл нас в свою Кущу. Муж этот был одет в мантию (pallio) пацинтоваго цвета, а исподняя его одежда была из белой шерсти; жена его была одета в пурпуровую тогу, под которой находилась одежда из виссона узорчатаго. Поелику тогда в помышлении моем было крайнее желание (desiderium) познать Супружества Древнейших, то по этой причине смотрел я попеременно—то на Мужа, то на Жену, и приметив как бы единство душ их в лицах их, сказал им: вы двое составляете одно. Тогда Муж отвечал; точно одно, ибо ея жизнь есть во мне, а моя в ней,—два Тела, но одна Душа, и такое единство между нами есть так как единство двух вместилищ в Груди, которыми называются Сердце и Легкое; она есть мое Сердце, а я Легкое ея; но как чрез Сердце мы здесь разумеем любовь, и чрез Легкое премудрость,—то по сему она есть любовь моей премудрости, а я премудрость ея любви; по этому любовь ея отвне покрывает (obvelat) мою премудрость, а премудрость моя извнутрь находится в ея любви. Оттуда, как ты сказал, есть видимость единства душ в наших лицах. Тогда я спросил его: ежели такое есть единство (unio), то можешь ли смотреть на другую Жену, кроме твоей? Он отвечал: могу, —и как Жена есть единство моей Души, то мы двое смотрим совокупно, и тогда не может войти никакая похоть, ибо когда смотрю на жён других, тогда смотрю на них чрез мою Жену, которую единственно люблю; и поелику эта моя Жена понимает все мои наклонности, то и управляет как посредница помышлениями моими, отвлекая всякую несогласность, и тогда же вселяя холод и страх против всякаго нечистаго намерения; для того здесь невозможно нам смотреть из похоти (ex libidine) на Жену Сотоварища, так как нельзя смотреть из мрака тартара на свет нашего Неба. По сему и не бывает у нас никакой идеи в помышлении, ниже какого-либо устнаго произношения относительно прелестей из любви похотливой; не мог он при этом выговорить слово: блуда, потому, что чистота Неба их в сем препятствовала.— Тогда Ангел вождь сказал мне: слышишь теперь разговор Ангелов этого Неба, который есть разговор (loquela) премудрости, ибо говорят из причин.—После сего, посмотрев на все стороны, увидел я Кущу их, как бы обведенную золотом; и когда спросил, откуда это,—то ответствовано, что из пламеннаго света, который, как золото сияет и озаряет лучами опоны (aulaea) Кущи нашей, когда мы разговариваем о Любви Супружественной; ибо теплота из нашего Солнца, которое в сущности своей есть Любовь, обнажает себя тогда, и свет тингирует золотым колером своим, который в сущности своей есть Премудрость. Это бывает потому, что Любовь супружественная в начали своем есть Игра Премудрости и Любви; ибо Муж рожден быть Премудростию, а Жена быть Любовию премудрости мужниной; оттуда есть увеселения этой игры в Любви супружественной, и из оной между нами и женами нашими. Мы здесь в течении тысячей лет прилежно усмотрели, что увеселения эти, относительно обилия, степени и силы их, осходныя и изящныя, по мере чествования у нас Господа Иеговы, из того чествования втекает Небесное то единство, или Небесное то Супругов, которое есть сочетание Любви и Премудрости. После сих изречений, увидел я великий Свет на Холме посреди Кущей; и когда спросил, откуда этот Свет, то ответствовано, что из Святилища (Sanctuario) Скинии или Кущи, где наше Богочествование. Потом спросил я, позволяется ли туда приблизиться?—и сказано: позволяется. Приблизясь, я увидел Скинию, отвне и внутри, по описанию совершенно подобную той Скинии, которая была сооружена для сынов Израилевых, по показанной Моисею форме, на Горе Синайской, Исход. XXV, 40, XXVI, 30. Потом я спросил, что находится внутри этого Святилища, и откуда таковой Свет?—и ответствовано, что там есть Скрижаль, на которой написано: ЗАВЕТ МЕЖДУ ИЕГОВОЮ И НЕБЕСАМИ; более же не сказано. Поелику тогда мы были готовы отойти, то разговаривая, еще я спросил: может быть некоторые из вас, когда были в Мiре естественном, жили со многими, а не с одною Женою? На это отвечал: что он не знает даже, что значит один, ибо мы, сказал он, не монием мыслить о многих, а слышали от тех, которые когда мыслили сие, что тогда же Небесныя блаженства душ их отдалялись от наивнутреннейших начал к последним началам тела их, даже до ногтей, и вместе с ними хвалы мужественности (encomia virilitatis); сии, когда об этом было узнано, немедленно были удалены с наших земель. Сказав это муж, побежал к своей Куще, и оттуда возвратясь с гранатным Яблоком, наполненным семенами из золота, подарил его мне; яблоко это я взял с собою в знак того, что мы были, виделись и разговаривали с жившими в Веке Золотом. Тогда, пожелав мира, отошли и возвратились в дом.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 742;