Эммануил Сведенборг 21 страница
293. При этом прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: Некогда, смотревши в окно к Востоку, я увидел семь Женщин, сидящих в Цветнике- Роз (super Roseto), при одном источнике и пьющих воду. Когда я устремил более туда взор свой, дабы видеть, что они делают, и это очесное устремление произвело в них ощущение, то одна из них мановением приглашала меня. Почему, немедленно выйдя из дома и поспешно пришедши к ним, я с учтивостью спросил, откуда бы они были? Они отвечали: мы Жёны, и здесь разговариваем об Увеселениях любви супружественной и из многих доказательств заключаем, что те увеселения составляют увеселения и премудрости. Этот ответ столько обрадовал мысль мою, что я нашел себя в духе, и оттуда в понятии внутреннейшем и яснейшем, нежели прежде; и потому сказал им: позвольте спрашивать вас о тех приятностях? Оне позволили. Тогда я спросил: как вы, жёны, знаете, что увеселения любви супружественной составляют одно с увеселениями премудрости? Они отвечали: это знаем из соответствия премудрости у мужей с увеселениями любви супружественной у них; ибо увеселения этой любви у нас возвышаются и уменьшаются, и вовся образуются или получают качество по премудрости у мужей наших. Услышав это, я сказал: знаю, что ласковые разговоры мужей и веселости мыслей их, побуждают вас, и что вы всею грудью увеселяетесь из них, но удивляюсь по вашим уверениям, что премудрость их так действует. Скажите мне, что значит премудрость, и какая она? На это жены с неудовольствием отвечали так: ты думаешь, что мы не знаем, что значит премудрость и какая она, когда однако же у мужей наших непрестанно примечаем её и ей вседневно из уст их научаемся; ибо мы жёны мыслим о состояния мужей наших от утра даже до вечера,—и едва ли в день минута проходит без того, или в которой бы помышление наше умозрительное вовся отступило от них, или бы не было; мужья же наши, в течение целаго дня весьма мало мыслят о нашем состоянии. Из этого мы знаем, какая их премудрость увеселяется в нас: Премудрость ту мужья называют премудростью духовною-разсудительною и духовною-нравственною; о Премудрости духовной-разсудительной говорят, что она есть из разума и помышления; о Премудрости же духовно-нравственной говорят, что она есть из воли и жизни; обе премудрости совокупляют и составляют одну, полагая, что приятности этой премудрости из мыслей их переселяются в увеселения в грудях наших, а от наших в груди их, так к премудрости началу своему возвращаются. После этого я спросил: знаете ли вы сколько-нибудь более о премудрости мужей, увеселяющейся в вас? Они сказали: знаем; есть Премудрость духовная и оттуда разсудительная и нравственная. Премудрость духовная есть признавать Господа Спасителя за Бога Неба и Земли и от Него, что бывает чрез Слово и проповедывшия оттуда, приобретать себе Церковныя истины, откуда духовная разсудительность; и от Него жить по тем истинам, откуда духовная нравственность. Этих двух называют мужья Премудростью, которая вообще производит любовь истинно супружественную: мы слышали от них о причине, что чрез эту премудрость открываются внутрениия начала мысли их, и оттуда начала тела их, из чего и состоит свободный переход от первых начал даже до последних, посредством источника любви, от течения, общения и силы коего зависит и живет любовь супружественная. Премудрость мужей наших духовная, разсудительная и нравственная в особенности относительно супружества, концом и предметом имеет любить одну жену, и сложить всякую похоть или вожделение, бываемое к другим; и сколько это бывает, столько любовь та возвышается в степени, и усовершается в качестве, и столько раздельнее и точнее мы ощущаем увеселения в нас, соответствующия приятностям побуждений и весёлостям помышлений мужей наших. За этим я ещё спросил: знают ли они, каким способом бывает сообщение? Отвечали: во всяком соединение чрез любовь бывает действие, восприятие и воздействие. Увеселительное состояние любви нашей есть действующее или действие, состояние премудрости Мужей наших есть восприемлющее или восприятие, и так же есть воздействующее или воздействие по понятию; это воздействие мы понимаем с увеселениями в груди по состоянию, всегда распростёртому и приуготовленному к восприятию того, что с силою у мужей, а по этому и с последним состоянием любви у нас, некоторым образом соединяется и оттуда происходт. При чём сказали: берегись, чтобы чрез увеселения, нами помянутыя, не были разумеемы увеселения этой любви последния, о которых нигде ничего не говорим,—но об увеселениях в грудях наших, кои всегда имеют соответствие с состоянием премудрости мужей наших.—После этого явилась из дали как Голубица, летающая с древесным листочком во рту, но когда приблизилась, то вместо Голубицы увидели мы Мальчика с бумагою в руке; он, подойдя ко мне, подал ту бумагу и сказал: читай ее пред этими Девами источника, и я прочел следующее: «Скажи Землежителям, с которыми ты пребываешь, что находится любовь истинно супружественная, коей увеселения безчисленны, и из которых едва ли немногия доселе знал Мiр; однакож познает, когда Церковь обручит себя своему Господу и вступит в брак». Тогда я спросил, для чего этот мальчик называл вас Девами источника? Оне отвечали: мы называемся Девами тогда, когда сидим при этом источники, потому что состоим побуждениями истин премудрости мужей наших,—побуждение же истины называется Девою, а источник означает истину премудрости, розовник же, в котором сидим, означает увеселения ея. Тогда одна из числа этих семи жён сплела венок из роз, и спрыснувши его водою из источника, возложила на шапку мальчика, которою покрыта была голова его, и сказала: преми увеселения разумения; знай, что шапка означает разумение, а венок из этого розовника означает увеселения. Мальчик этим увенчанный отошел и из дали опять казался как голубица, но с украшением на голове.
294. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Чрез несколько дней, опять я увидел тех же семь Жён в цветнике Роз, но не в том, в коем прежде; ибо этот Цветник был великолепный, которому подобнаго нигде прежде я не видывал. Он был круглый и розаны в нем представляли как бы Радугу; розы или цветы пурпуровые изображали круг ея крайний или внешний, другие же жёлто-золотого вида внутрений ближний, а внутрь этого другие лазоревые; самый же внутренний или средний круг изображался цветом светло-зеленым. Внутри этого радужнаго Розовника или Цветника был маленькой Пруд самой чистой воды. Семь тех жен, прежде названныя Девами источника, сидя там, и увидев меня у окна, опять позвали к себе. Когда я пришел туда, то они спросили, видел ли я где-нибудь на земле прекраснее?—и когда я отвечал, чти нигде не видел,—то они сказали, что все такие предметы мгновенно созидаются от Господа, и представляют нечто новое на земле, потому что всякое созданное от Господа что-либо представляет; но что это значит, отгадай, если можешь: мы думаем, что это представляет увеселения любви супружественной? Услышав это, я сказал: что значат увеселения любви супружественной, о которых вы столь много говорили прежде, заимствуя из премудрости и красноречия? По отшествии моём от вас, я пересказал ваш разговор жёнам, в нашей стороне обитающим, говоря из сведения, приобретённаго мною чрез наставление, что вы имеете увеселения грудныя (pectoralis), происходящия из любви супружественной вашей, которыя мужьям вашим, по премудрости их, можете сообщать, и что потому на мужей ваших очами духа вашего непрестанно от утра до вечера взираете, и научаетесь склонять и проводить мысли их к премудрствованию с тем, чтобы уловить те увеселения. Вспомнил я и о том, что чрез премудрость вы разумеете относительно премудрости духовной разсудительной и нравственной, и относительно супружества, то-есть, чтобы любить одну жену, устранив от себя всю похоть, влекущую к другим.—Но на это жёны страны нашей отвечали со смехом: что это значит? речи такия пустыя; мы не знаем даже и о любви супружественной; может быть есть какая-нибудь у мужей, а у нас нет никакой: откуда же у нас могут быть увеселения этой любви? Даже относительно тех увеселений, которыя называете последними, мы иногда насильно отказываем, потому, что они для нас неприятны и кажутся насилиями, и поэтому не увидишь на лицах наших знака таковой любви, хотя бы ты и примечал; следовательно шутишь, если ты и с теми семью жёнами говорил, что мы от утра до самаго вечера мыслим о мужьях наших, и непрестанно будто стараемся выполнять их волю и желания, с тем, чтобы уловить из них такия увеселения.—Эти их слова я удержал для того, чтобы уведомить вас, потому что не сходствуют и вовся противоречат вашему близ источника разговору, который от вас я слышал и столь жадно принял и поверил.—На это отвечали Жёны, сидящия в Розовнике: друже, не знаешь премудрости и благоразумия жён, которыя от мужей скрывают её вовся и скрывают не для чего другого, как для того, чтобы быть любимыми. У каждаго мужа, который не духовно, но естественно есть разсудителен и нравственнен, внутренне скрывается холод к жене это жена мудрая и благоразумная прилежно и осторожно примечает и из любви своей супружественной таит, вовлекает в грудь и там скрывает столь глубоко, что ни малейшим знаком не оказывает того на лице, ни в голосе, ни в обращении. Причина же этому та, что сколько это оказывается, столько супружественный холод мужа исходит от самых внутреннейших начал мысли его, где обитает, в последния его начала и наводит телу повсемственную охладенелость, а оттуда стремление к разлучению от ложа и спальни. Тогда я спросил: от чего происходит такой холод, называемый холодом супружественным?—и отвечали, что он есть из неистовства (ex insania) их в вещах духовных; ибо всякий, неи-стовствующий в духовных вещах или предметах, внутренно хладенеет к жене и теплеет внутренно к блудницам; и так как любовь супружественная и любовь блудная одна другой противоположны, то следует, что любовь супружественная бывает холодом тогда, когда любовь блудная есть теплота. Муж, когда у него властвует холод, не переносит никакого чувствования любви, а поэтому и никакого вдыхания ея от жены; почему жена столь премудро и благоразумно это таит и сколько это таит, отвергая и отказывая, столько муж от влекущей сферы блудной, согревается и приуготовляется. По этому самому, жена такого мужа не имеет грудных увеселений, какия находятся у нас, но только удовольствия (voluptates), которыя со стороны мужа должны называться удовольствиями неистовства, потому, что есть удовольствия любви блудной. Всякая жена чистая (casta) любит своего мужа и не чистаго (incastum); но как любовь ея воспринимается единственно премудростью, то поэтому она употребляет все меры, чтобы неистовство мужа превратить в премудрость, то-есть, чтобы он не вожделел других кроме ея. Это производит жена тысячью способов, весьма опасаясь, чтобы муж ни малейше не заметил, ибо твердо знает, что любовь не терпит принуждения, но внедряется при свободном произволении; почему и дано женщинам узнавать из взора, из слуха и из осязания всякое состояние духа или мысли своих мужей; мужчинам же напротив того, не дано познавать состояния духа или мысли у жён их. Чистая жена может смотреть на своего мужа лицем неприятным, разговаривать с ним голосом грубым, и даже сердиться и ссориться, но при всём том она в сердце согревает к нему ласковую и нежную любовь, ибо ея гнев и притворства те имеют цели премудрость и из этой восприятие любви у мужа, о чём явствует из того, что мгновенно может примириться. Кроме этого такия у жён средства таить любовь, впечатлённую в сердце и костные мозги их, состоят для того, чтобы холод супружественный у мужа не вырвался и не угасил бы пламень теплоты его блудной и так не сделал бы его, вместо зеленеющаго дерева сухим пнём. Когда эти семь Жён окончили свои разговоры как об этом предмете, так и о многих подобных, то пришли мужья их с гроздиями в руках, из которых иныя были вкуса нежнаго и приятнаго, а другия вкуса несноснаго и противнаго, и когда жёны их спросили, для чего они принесли тут же и ягоды виноградныя худыя, не вкусныя или лесныя, то мужья отвечали: для того, что мы поняли в душах наших, с коими ваши соединены, что вы с этим мужчиною разговаривали о любви истинно супружественной, то-есть, что увеселения ея составляют увеселения премудрости, также и о любви блудной, что увеселения ея составляют удовольствия неистовства; эти последния есть виноградныя ягоды неприятнаго вкуса или лесныя, первыя же есть виноградныя ягоды нежнейшаго вкуса. При чём те мужья, утвердив разговор жён своих, прибавили к тому, что удовольствия неистовства во внешних началах кажутся подобными увеселениям премудрости, но не во внутренних и совершенно так, как ягоды виноградныя добрыя и ягоды худыя, которыя мы принесли; ибо как у чистых, так и у не чистых, подобная же премудрость во внешних началах, но во вся не подобная во внутренних. После- этого опять пришёл Мальчик с пергаментом в руке, и подал его мне, сказав: читай. Я прочел следующее: «Знайте, что увеселения Любви супружественной восходят к Небу вышнему и, как на пути, так и там, соединяясь с увеселениями всех любвей небесных, входят в благополучие своё, которое продолжается навсегда; причина же этому есть та, что увеселения этой любви составляют и увеселения премудрости. Знайте также, что удовольствия любви блудной нисходят даже до ада нижняго, и как на любвей адских, входят в неблагополучие своё, которое состоит в лишение всех приятностей сердечных; ибо удовольствия этой любви есть и удовольствия неистовства». — По прочтении мною этого, отошли мужья с жёнами и проводили мальчика (puerulum) даже до пути восхождения его в Небо и узнали Общество, из котораго он был послан, то-есть, из Общества Неба новаго, с которым Церковь новая на земле соединена будет.
Об обручениях и о браках.
295. Об Обручениях и о Браках, также и о Праздновании в продолжение их, разсуждается здесь наиболее из разсудка разума (ex ratione intellectus), потому что истины, изложенныя в этой Книги, имеют целью или концом то, чтобы Читатель из разсудительности своей видел те истины, и так бы согласился, каковым способом и убеждается дух его. Истины которыми убеждается дух, получают место выше тех, кои без помощи разсудка входят по важности и верованию; ибо эти истины входят не столько в голову, сколько в память и там смешиваются со лжами и лживостями; следовательно, оне ниже истин разсудительных, которыя составляют истины разума: всякий человек может из них говорить как бы разсудительно, но безпорядочно, потому что он мыслит тогда так, как бродит рак, последуя зрением хвосту. Иначе же бывает, если человек мыслит из разума (ex intellectus), когда мыслит из этого, тогда зрение разсудительное, которое есть из памяти, избирает приличныя или согласныя познания и посредством их разсматриваемую истину утверждает. По такой причине в этой Статье приводятся многие обряды, принятые в употребление, как-то: что избирать должны мужчины, что следует испрашивать совета у Родителей, что должно давать залоги, что договор или завет или союз супружественный заключать должно прежде брака, что он от священника должен быть освящен, также, что браки следует праздновать. Сверх этих приводят и другие обряды на тот конец, чтобы человек из разсудительности своей видел, что такие обряды впечатленны в любви супружественной, так как ея приобретения, которыя ее продолжают и исполняют. Этот особый Труд в порядке своём разделяется на следующее Члены: I. Что Мущина должен избирать, а не Женщина.—II. Что Мущина должен стараться и просить женщину о супружества с ним, а не взаимно.—III. Что Женщина должна испрашивать совета у Родителей или у тех, кои занимают их место и потом сама с собою разсуждать прежде, нежели согласится— IV. Что по объявлении согласия должно давать залоги.— V. Что согласие или сговор чрез обыкновенное обручение должно укрепить и утвердить.— VI. Что чрез обручение приготовляются оба к любви супружественной.— VII. Что чрез обручение мысль одного соединяется с мыслью другою, дабы было сопряжение духа прежде, нежели бывает сопряжение тела.— VIII. Что так бывает у тех, кои мыслят чисто о супружествах; иначе же у тех, кои мыслят об оных нечисто.—IX. Что в продолжение времени обручения не позволяется телесное соединение.—X. Что по окончании времени обручения, должен быть брак.—XI. Что прежде празднования брака, Союз брачный или супружественный заключать должно в присутствии свидетелей.—XII. Что Супружество должно быть освящено Священником.—XIII. Что Браки должно праздновать с веселием.—XIV. Что после Брака сопряжение духа бывает сопряжением и тела, и так полным.— XV. Что такой есть порядок любви супружественной, с своими способами от первой ея теплоты до перваго ея пламени.—XVI. Что Любовь супружественная, без порядка и его способов устремившись, зажгла бы мозги в костях и сама погибла бы. — XVII. Что состояния мыслей у обоих, в постепенном порядке происходящая, втекают в состояние супружества; но иначе у духовных, и иначе у естественных. XVIII. Что находится порядок постепенный (successivus) и порядок совместный (simultaneus) и этот последний есть из перваго и по оному.—Следует теперь Изъяснение.
296. I. ЧТО МУЩИНА ДОЛЖЕН ИЗБИРАТЬ, А НЕ ЖЕНЩИНА. Причина этому та, что мущина рожден быть разумом, а женщина рождена быть любовью; также, что у мущин вообще есть любовь пола, у женщин же любовь одного из пола, и что мущинам не неблагопристойно говорить о любви и открывать её, а женщинам это неприлично; однако же женщины имеют свободную волю в избрании одного из сватающихся женихов. Что касается до первой причины, предполагающей мущинам избрание, так как они рождены к разуму, — то это потому, что разум может разсмотреть сходства и несходства, и по разсмотрении их избрать по суждению своему полезное; женщины же, будучи рожденными к любви, не имеют такого совета для разсмотрения, и поэтому согласия или определения ко вступлении в супружество последовали бы не от инуда, как только из наклонностей их любви: ибо, хотя они имеют знание различать мущину от мущины, но при всём том любовь их стремится к видимостям.—Вторая причина, то-есть, для чего к мущинам, а не к женщинам относится избрание, — происходить от того, что мущины вообще имеют любовь пола, — женщины же, имеют любовь одного из пола, — и что те, у которых есть любовь пола,свободно обозревать, разсматривать и определять; иначе же женщины, коим впечатлена любовь к одному только из пола. Для лучшаго в этом удостоверения, спроси, если угодно, у мущин из числа встречающихся, о супружестве однобрачном и о супружестве многобрачному и редко попадётся такой, который бы на счет многобрачнаго супружества не отвечал. что и это также есть любовь пола; но спроси у женщин о супружествах. и все почти, кроме непотребных, имеют отвергнуть супружества многобрачныя. Из чего и следует, что у женщин есть любовь одного из пола итак любовь супружества или супружественная.—Третья же причина та, что мущинам не неблагопристойно говорить о любви и открывать её, а женщинам это неприлично,—явствует сама по себе. — Из этого следует, что и объявление зависит от мущин, а когда объявление, то и избрание. Что женщины имеют свободную волю в избрании одного из женихов, об этом известно; но такой образ избрания короток и ограничен, у мущин же образ тот продолжителен и неограничен.
297. II. ЧТО МУЩИНА ДОЛЖЕН СТАРАТЬСЯ И ПРОСИТЬ ЖЕНЩИНУ О СУПРУЖЕСТВЕ С НИМ, А НЕ ВЗАИМНО. Это следует по избрании. Впрочем, стараться и просить женщин о супружестве, есть дело, честное и приличное мущинам, а не женщинам. Если бы женщины старались и просили, то они, не только были бы чрез это поносимы, но после таких прошений почитались бы подлыми, а по вступлении в супружество как бы похотливыми, с коими не бывает других сожительств, кроме холодных и презренных. Таким образом, супружества изменяются в сцены или явления трагическия; да и жёны в похвалу себе обращают то что при настоятельных прошениях мужей, как бы побеждённыя, отдают себя им в плен.—Кто не предвидит, что если бы женщины заискивали в мущинах, то они редко были бы уважены, и по тому, как недостойные были бы отринуты, или прельстясь похотями, и оным последуя, выставили бы на продажу своё целомудрие. К тому же у мущин нет никакой любви пола врождённой, как выше доказано, и без этой любви нет внутренняго удовольствия жизни. Почему мущинам, чтобы они могли возвысить жизнь свою посредством этой любви, следует ласкаться к женщинам, обращаться с ними учтиво и вежливо, заискивая и спрашивая о сладостном и утешительном том от них прибавлении к жизни своей. Приятность лица, тела и нравов у женскаго пола, будучи превосходнейшими, нежели у пола мужескаго, составляют также то прибавление, как долг обета.
298. III. ЧТО ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ИСПРАШИВАТЬ СОВЕТА У РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ У ТЕХ, КОИ ЗАНИМАЮТ ИХ МЕСТО, И ПОТОМ САМА С СОБОЮ РАЗСУЖДАТЬ ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ СОГЛАСИТСЯ. У родителей должно испрашивать совета потому, что они дают советы и разсуждают из полнаго суждения, знания и лювби. Из СУЖДЕНИЯ потому, что находятся в возрасте пожилом, и этот возраст имеет здравое суждение, разсматривая сообразности и несходства. Из ЗНАНИЯ как о женихе, так и о дочери: о женихе собирают сведения, а о дочери сами знают; почему совокупным оком об обоих вместе заключают. Из ЛЮБВИ потому, что печась о благе дочери и стараться о доме ея, есть также для своей и о себе.
299. Совсем же иначе последует, если дочь сама собою, без совета родителей или тех, кои вместо их, соглашается вступить в брак с выбранным ею женихом; ибо она ни из суждения, ни из знания и любви, не может обстоятельно и точно изследовать такое дело, которое относится до будущаго ея благословения. Не может из СУЖДЕНИЯ потому, что она не имеет понятия о супружественной ея жизни, и находится в таком состоянии, что не может делать сношений между причинами, а при том разсматривать нравы мущин из их гениев или свойств. Не может из ЗНАНИЯ или познания потому, что живши у родителей или у родственников, едва ли что знает, кроме домашняго, и по этому к узнании того, что касается до жениха, или что есть его собственное или природное,—не способна. Не может и из ЛЮБВИ, так как эта дочерняя любовь, в первом их невестном возрасте, равно и во втором повинуется желаниям, происходящим из чувств, а не вожделениям из очищенной мысли. Но что дочь должна об этом деле разсуждать и сама с собою, прежде объявления своего согласия, то потому, чтобы она принуждённо не приступила к совокуплению с нелюбимым мущиною; ибо таким способом не приближается с ея стороны согласие, которое производит супружество, и вводит дух ея в ту любовь. Согласие принуждённое или вымученное не вводит дух, но может вводить тело, итак чистоту, обитающую в духе, превращает в похоть, от которой любовь супружественная в первой своей теплоте оскверняется.
300. IV. ЧТО ПО ОБЪЯВЛЕНИЕ СОГЛАСИЯ, ДОЛЖНО ДАВАТЬ ЗАЛОГИ. Чрез залоги разумеются дары, которые, по согласии, служат утверждениями, свидетельствами или уверениями, начатками дружелюбия и радостей. Дары (dona) такие служат УТВЕРЖДЕНИЯМИ (confirmationes) потому, что они составляют также знаки согласия; ибо, когда двое между собою соглашаются, то говорится: «дай мне знак». О двух, обещавших супружество и утвердив их обещание дарами, говорится, что они обзаложенные или залогом обязанные (oppignorati),—следовательно утверждены. Служат СВИДЕТЕЛЬСТВАМИ (Testificationes) потому, что залоги те подобны непрестанным очным свидетелям взаимной любви, и при том воспоминания ея, а наиболее, когда даются в залог такия вещи, которыя всегда пред глазами, как-то: кольца, серьги, наручни, ожерелья и тому подобныя, ибо в них есть некоторое представительное изображение мыслей жениха и невесты. — Что залоги служат также НАЧАТКАМИ ДРУЖЕЛЮБИЯ, то потому, что любовь супружественная предполагает себе всегдашнее дружелюбие, коей начатки (primitiae) есть те дары. А что они служат и РАДОСТЯМИ этой любви, о том известно; ибо мысль, при воззрении на те дары радуется,—и как в таком радовании обитает любовь, и дружелюбие делается милее и драгоценнее всяких даров, то по этому в тех дарах или залогах как бы находятся сердца. Поелику же такие залоги служат утверждениями любви супружественной, то по этому дарения по согласии и у Древних приняты были в употребление и по принятии даров объявляли женихов и невест. — Но следует знать, что от произволения зависит приносить такие дары прежде обручения, или после онаго: если прежде, то они служат утверждениями или свидетельствами согласия к обручению; ежели же после онаго, то служат и к браку.
301. V. ЧТО СОГЛАСИЕ ИЛИ СГОВОР ЧРЕЗ ОБЫКНОВЕННОЕ ОБ-РУЧЕНИЕ ДОЛЖНО УКРЕПИТЬ И УТВЕРДИТЬ. Причины обручения следующия: 1-я, чтобы после обручения души обоих наклонны были одна к другой взаимно. 2-я, чтобы любовь всеобщая к полу простиралась к одному или к одной только из пола. 3-я, чтобы побуждения внутренния взаимно были познаваемы, и чрез приспособления во внутреннем веселье любви соединялись. 4-я, чтобы обоих духи или мысли входили в супружество, и более и более сдружались. 5-я, чтобы так любовь супружественная, от первой своей теплоты, порядочно (rite) проходила даже до пламени брачнаго; следовательно: 6-я, чтобы любовь супружественная, от духовнаго своего начала, надлежащим порядком происходила и возрастала.—Состояние обручения уподобить можно состоянию весны прежде лета, а внутренняя приятности того состояния— расцвететям дерев прежде плодов.—Поелику начинания и поступления любви супружественной происходят в порядке для втечения их в действительную любовь, которая начинается от браков, то по этому и в небесах бывают обручения (desponsationes).
302. VI. ЧТО ЧРЕЗ ОБРУЧЕНИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ ОБА К ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Что одного мысль или дух, чрез обручение приуготовляется к соединению с мыслями или духом другого, или (что то же есть), любовь одного с любовью другаго,—это явствует из доказательств, в предыдущем члене означенных. Сверх этого, помнить должно то, что в любовь истинно супружественную впечатлён порядок, по которому она восходит и нисходит: восходит от первой своей теплоты постепенно вверх к душам, стремясь к соединениям там, чрез открытия мыслей, и что соединенныя там бывают непрестанно внутреннейшими. Нет любви, которая осторожнее начинала бы такия открытия, или которая бы внутренния начала мыслей открывала сильнее и способнее, нежели любовь супружественная; ибо души обоих к тому стремятся,—и в те же самые моменты, в которые любовь эта восходит к душам, нисходит и к телу, и чрез то себя облекает.— При этом надобно знать, что любовь супружественная в нисхождении своём есть такая, какою была на высоте, к которой восходит: когда она находится на высоте, то оттуда нисходит чистою; если же она не на высоте, то нисходит нечистою. Причина этому та, что нижния начала мысли нечисты, а высшия чисты, ибо нижния начала мысли присоединяются к телу, вышния же от них отделяются. Но более об этом можно видеть ниже в п. 305. — Из этих немногих разсуждений явствовать может, что мысль обоих чрез обручение приуготовляется к любви супружественной, хотя и разнообразно, по побуждениям.
303. VII. ЧТО ЧРЕЗ ОБРУЧЕНИЕ МЫСЛЬ ОДНОГО СОЕДИНЯЕТСЯ С МЫСЛЬЮ ДРУГОГО, ДАБЫ БЫЛО СОПРЯЖЕНИЕ ДУХА ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ БЫВАЕТ СОПРЯЖЕНИЕ ТЕЛА: Это, как последствие из вышесказаннаго в п.п. 301 и 302, оставляется без дальнейших доказательств из разсудка.
304. VIII. ЧТО ТАК БЫВАЕТ У ТЕХ, КОИ МЫСЛЯТ О СУПРУЖЕСТВАХ ЧИСТО, ИНАЧЕ ЖЕ У ТЕХ, КОИ МЫСЛЯТ ОБ ОНЫХ НЕЧИСТО. У чистых, кои мыслят о Супружествах из Религии, предшествует сопряжение духа, а потом уже следует сопряжение тела; это те, у которых любовь восходит к душе, и из высоты оттуда нисходит, как сказано выше в п. 302. Этих души отделяют себя от неограниченной любви пола и посвящают себя единственно друг другу, взирая на всегдашнее и вечное свое соединение и на растущая его блаженства, как на подкрепления надежды, непрестанно успокаивающей мысли их.—Но совсем иначе у нечистых, кои мыслят о супружествах не из религии и не из святости оных: у этих есть только сопряжение тела, а нет никакого сопряжения духа. Хотя же у них и кажется иногда какое-либо сопряжение духа в продолжении состояния обручения, и даже хотя это восходит чрез возвышение помышлении об оном; но при всём том падает назад к похотям, которыя исходят из плоти в воле его, итак из нечистых там начал с торопливостью стремится в тело, и оскверняет последнее начало любви его прелестным жаром, из котораго как в начале горит, так потом вдруг угасает и изменяется в холод зимний; от чего немедленно происходит и недостаток. У таких состояние обручения едва ли служит к чему-либо другому, кроме того, чтобы вожделения свои наполнять похотливостями, и из оных осквернять супружественное начало любви.
305. IX. ЧТО В ПРОДОЛЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ ОБРУЧЕНИЯ НЕ ПОЗВОЛЯЕТСЯ ТЕЛЕСНО СОЕДИНЯТЬСЯ, потому, что так погиб бы порядок, впечатлённый в любви супружественной. В Мыслях человеческих находится три вместилища, из которых вышнее называется небесным, среднее духовным, а нижнее естественными. В нижнем этом рождается человек; в вышнее же, называемое духовным, восходит чрез жизнь по истинам религии, а в самое вышнее восходит чрез сочетание любви и премудрости. В нижнем вместилище, называемом естественным обитают все вожделения зла и похоти; в вышнем же, именуемым духовным, нет никаких вожделений зла и похотей, ибо в это вместилище человек вводится от Господа тогда, когда перераждается; а в самом вышнем вместилище, называемом небесным есть чистота супружественная в своей любви: в это вместилище человек возвышается чрез любовь служений; и как из супружеств происходят Служения превосходнейшия, то по этому и чрез любовь истинно супружественную.—Из этого вкратце можно видеть, что любовь супружественная, от начатка своей теплоты из нижняго вместилища или обиталища, должна быть возвышаема в обиталище вышнее, дабы быть чистою, и чтобы таким способом из чистаго нисходить чрез обиталище или вместилище среднее и нижнее в тело. Это когда бывает, то чрез нисхождение любви от чистаго, очищается и нижнее вместилище от своих нечистых начал; от чего и последнее той любви бывает чистым. Итак, если постепенный порядок супружественной любви будет нарушен соединением телесным, прежде своего времени, то следует, что человек действует из обиталища нижняго, которое от рождения есть нечистое. Что от этого начинается и происходит холод для супружества, и презрение с омерзением для супруги, о том известно. Но при всём том бывает различныя опасности случаев, как от соединений преждевременных, так и от излишняго продолжения, равно и от излишней поспешности во времени обручения; однакож оныя по причине множества и различий, трудно могут быть производимы.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 636;