Эммануил Сведенборг 23 страница
О супружествах вторичных.
317. При разсуждениях о Любви супружественной, которая есть одного мужа с одною женою, может войти желание знать, отделяется ли, -либо переселяется ли или наводится ли эта любовь по смерти одного из супругов; также и Супружества вторичныя имеют ли что-либо общее с Многоженством (polygamia), и потому могут ли называться Многоженствами постепенными; равно и прочия мнения, коими умствователи умножают только затруднения. По этому, дабы учители изследований, заключающие о сих супружествах в тени, увидели некоторый свет,—я счел за нужное представить к суждению об них следующие Члены: I. Что по смерти одною из супругов, вступить опять в супружество зависит от предыдущей любви супружественной.—II. Что зависит также и от состояния супружества, в котором они жили.—III. Что тем, кои не имели любви истинно супружественной, ничто не препятствует и не мешает вступить вторично в супружество.— IV. Что те, кои между собою жили в любви истинно супружественной, нежелают вторичнаю супружества, разве по причинам, отделенным от любви супружественной.— V. Что иное состояние супружества есть юноши с девицею, и иное юноши со вдовою — VI. Что также иное Состояние супружества есть вдовца с девицею, и иное вдовца со вдовою.— VII. Что различия и несходства этих супружеств, относительно любви и ея свойств (attributa) превосходят всякое число. VIII. Что Состояние вдовы есть тягостнейшее, нежели Состояние вдовца.— Об этом теперь следует изъяснение.
318. I. ЧТО ПО СМЕРТИ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ, ВСТУПИТЬ ОПЯТЬ В СУПРУЖЕСТВО ЗАВИСИТ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Любовь истинно супружественная как весовая чашка, коею наклонности ко вторичным супружествам взвешиваются. Сколько приближается к ней предыдущая любовь супружественная, столько наклонность ко вторичному супружеству отдаляется; сколько же любовь предыдущая отдаляется от иной любви, столько наклонность ко второму супружеству обыкновенно приближается: ибо любовь супружественная есть соединение мыслей в такой же степени, в какой остается оно в теле у живущаго по смерти другого, и это соединение держит наклонность как коромысло с весами, и делает перевес по присвоению истинной любви. Но как приближение (accessio) к этой любви ныне бывает редко, и разве на несколько шагов; то по этому и перевес наклонности более простирается к уравнению, а от него клонится к другой стороне, то есть к супружеству. Противное же есть у тех, коих любовь предыдущая в супружестве первом от любви истинно супружественной отступает или удаляется; ибо отступление или удаление от нея есть раздаяние или разлучение мыслей в такой же степени, в какой остается в теле живущаго по смерти другого, и это разделение входить в волю отделенную от другого, и производить наклонность к новому соединению, для котораго помышление от наклонности воли вселяет надежду о единстве, и потому о приятнейшем сожитии.—Что наклонности к вторичным супружествам, заимствуют начало своё из состояния предыдущей любви, об этом известно, а притом и разсудок это видит; ибо в любви истинно супружественной находится страх потери, а после потери соболезнование: это соболезнование и тот страх находятся в самых внутреннейших началах мыслей. Оттуда производит, что сколько из этой любви находится внутри, столько или по мере того душа наклоняется и волею и помышлением, то есть, намерением быть в подлежащем, с которым и в котором была. —Из этого следует, что мысль на весах держится до другого супружества по степени той любви, в которой была прежде. По такой причине сии и по смерти опять соединяются, и подобно же как в Мiре, взаимно друг друга любят. Но, как и выше сказано, ныне эта любовь есть столь редкая, что мало находится тех, кои достигают ея, более же тех, кои не достигают ея, а еще более таких, которые удаляются от нея: эти как возжелали разлучения в жизни совместной прежней, которая была холодная,—так и по смерти желают соединения с другою или с другим. Но как об этих, так и о тех более показано будет в следующих Членах.
319. П. ЧТО ПО СМЕРТИ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ ВСТУПИТЬ ОПЯТЬ В СУПРУЖЕСТВО ЗАВИСИТ ТАКЖЕ И ОТ СОСТОЯНИЯ СУПРУЖЕСТВА, В КОТОРОМ ОНИ ЖИЛИ.—Чрез состояние супружества не разумеется то состояние любви, о котором сказано в предыдущем Члене, ибо это производит внутренннию наклонность к супружеству, или же от супружества; но здесь разумеется состояние супружества, производящее внешннию наклонность к супружеству, или же от него. Это состояние со своими наклонностями есть многоразличное, как то: 1, Ежели в доме остались малолетния дети и им потребна новая Мать. 2, Ежели есть желание иметь более детей. 3, Если Дом обширный и в нём много прислуги обоего пола. 4, Если разныя отправления службы или другия дела отвлекают мысль от попечения домашних, и чрез то без новой Госпожи предлежит опасность худых последствий. 5, Ежели взаимныя пособия и должности требуют того по разным делам и работам. 6, Кроме этого от склонности супруга или супруги оставшейся зависит то, может ли после перваго супружества или не может жить в одиночестве или без товарища. 7, Супружество предыдущее также или вселяет страх о жизни супружественной, или производить приятное об ней воспоминание. 8, Слышал я, что любовь многожённая и любовь пола также похоть нарушать чистоту девическую (libido deflorationis) и похоть перемены (varietatis), побудили некоторых мысли к вожделению вторичных супружеств, а некоторых страхи закона и безславия, если станут прелюбодействовать. Сверх этих, есть много других обстоятельств, которыя побуждают внешния наклонности ко вступлению в супружество.
320. III. ЧТО ТЕМ, КОИ НЕ ИМЕЛИ ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, НИЧТО НЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ И НЕ МЕШАЕТ ВСТУПИТЬ ВТОРИЧНО В СУПРУЖЕСТВО.—У тех, кои не имели любви супружественной нет никакого союза духовнаго или внутренняго. Но только союз естественный или внешний; и если союз внешний не содержится союзом внутренним в своём порядке и в своей силе, то это не утверждается иначе как сноп развязанный, который разметается или ветром или от брошения. Причина этому та, что естественность или естественное ведет начало свое от духовности или духовнаго, и в существовании своём не иное есть как куча, из духовностей собранная. Почему, если естественное отделяется от своего духовнаго, произведшая и как-бы родившаго его, то оно не содержится более внутренне, а только внешно от духовнаго, которое окружает и связует его вообще, но не собирает его и собраннаго не держит в особенности. По этому самому естественное, отделенное от духовнаго у двух супругов, не производит никакого соединения мыслей, следовательно и волей, но только соединение некоторых побуждений внешних, которыя тесно совокупляются с чувствами тела. Что таковым ни что не препятствует и не мешает вступить вторично в супружество, то потому, что не было в них существенностей супружества или сочетания, так как и по разлучены чрез смерть никаких тоже нет. По этому они и находятся тогда в полном произволении соединять чувственныя свои побуждения, если вдовец, то со всякою, и ежели вдова, то со всяким, с кем только угодно и позволительно; да и сами они мыслят о супружествах не иначе, как естественно и по выгодам относительно различных необходимостей и польз внешних, которыя разстроившись чрез смерть одного, опять могут быть возстановлены другою особою, на место первой поступающей. Если разсмотреть помышления их внутрениия так, как бывает в Мiре духовном, то может быть не найдется никакое разделение между соединениями супружественными и между совокуплениями вне—супружественными. Этим позволяется опять и опять вступать в супружества, по вышеупомянутой причине; ибо естественныя только соединения, по смерти сами собою разрешаются и разрушаются. Внешния побуждения, по причине смерти следуют за телом и с ним погребаются, а остаются те только, которыя тесно соединяются со внутренним.—Должно однако же знать, что вступать в супружества внутренно соединительныя на земли трудно; ибо тут избрания внутренних сходств не могут быть провидены от Господа так, как в Небесах; при том они ограничены многими способами, как например: требуется в Мiре, чтобы были равные званием и состоянием, в одной стороне, в одном городе, или в одной деревне, или обитаемой,—и так по большей части обязывают их побуждения внешния, а не внутренния, которыя распознаются не прежде, кроме как по протечении некотораго времени супружеству, и тогда только, когда те супруги входят во внешния свои побуждения.
321. IV. ЧТО ТЕ, КОИ МЕЖДУ СОБОЮ ЖИЛИ В ЛЮБВИ ИСТИННО СУПРУЖЕСТВЕННОЙ, НЕ ЖЕЛАЮТ ВТОРИЧНАГО СУПРУЖЕСТВА, РАЗВЕ ПО ПРИЧИНАМ, ОТДЕЛЁННЫМ ОТ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ. Те, кои жили в любви истинно супружественной, по смерти одного из них, не желают вторичнаго супружества, по стедующим причинам: 1-я, Они как относительно душ, так и мыслей соединены, и это единство или соединение, будучи духовным, есть действительное присоединение души и мысли одного к душе и мысли другого, которыя никак не могут разрешиться. Что таково есть духовное соединение, о том многократно показано выше. 2-я, Такие супруги соединены и относительно тел чрез восприятие женою размножений души мужа, и так чрез взятие жизни его в свою, чрез которое восприятие дева бывает женою; и взаимно—чрез восприятие любви супружественной мужем от жены, которая любовь располагает внутренния начала мысли, а с тем вместе внутренния и внизшия начала тела его в состояние могущества воспринимать любовь и премудрость, и это состояние делает его из юноши мужем, о чем видеть можно выше в п. 198.— 3-я, Сфера любви от жены и сфера разума от мужа непрестанно исходят и усовершают те соединения, находясь безотлучно вокруг тех соединений с весёлым своим дыханием, и соединяя их; о чем также показано выше в п. 223.—4-я, Супруги, будучи так соединены в супружестве, мыслят о вечном и дышат вечным, и на этой идее основывается вечное их благополучие, как сказано выше в п. 216.—5-я, Из всего этого происходит то, что они составляют уже не двух, но одного человека, то есть, одну плоть.— 6-я, Такое единство не может разорваться чрез смерть другого; это совершенно явствует пред очесным зрением духа.—7-я, К этому присовокупляется следующая Новость, то есть, что двое таких супругов, по смерти одного из них, даже не разделяются, потому что переселившагося или переселившейся дух сожительствует неотлучно с духом не переселившагося еще или не переселившейся, и при том даже до смерти другого, когда опять сходятся, возсоединяют себя и нежнее, нежели прежде, друг друга любят, потому что в духовном Мiре. Из этого происходит как последующее, что те, кои жили в любви истинно супружественной, не желают вторичнаго супружества. Если же после и вступят они в нечто подобное супружеству, то это бывает только по причинам, отделенным от любви супружественной, или к ней неприкосновенным; и эти все причины внешния, как-то: если остались в доме малолетния дети, требующия особаго об них попечения; если дом обширный; если необходимы взаимныя пособия и должности,—и прочия подобныя причины.
322. V. ЧТО ИНОЕ СОСТОЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА ЕСТЬ ЮНОШИ С ДЕВИЦЕЮ, И ИНОЕ ЮНОШИ СО ВДОВОЮ.-Чрез состояние супружества разумеется состояние жизни обоих—мужа и жены после брака; следовательно в супружестве, каковое тогда есть, сожительство ли (cohabitatio) внутреннее душ и мыслей, которое в главной лишь идее есть сожительство, или же только внешнее свойств, чувств и тела.—Состояние супружества юноши с девицею есть самое начальное в отношении к подлинному супружеству; ибо между ними любовь супружественная может происходить в истинном своем порядке, который начинается от первой теплоты до перваго пламени, и потом от перваго семени у юноши мужа, и от цвета у девы жены,—и так произрастать, расти и приносить плод, и в те состояния взаимно себя вводить; если же иначе, то юноша не был юношею, ниже девица была девицею, кроме только по внешнем виду. Но между юношею и вдовою не бывает такого вступления от начатков до супружества, ниже такого поступления в супружестве: ибо вдова более придерживается своего произволения и своего права, нежели девица; по этой причине юноша иным взором ласкательствует жене, бывшей вдовою, нежеле жене, бывшей девицею. Между, этими двумя состояниями находится многое несходство и различие, а потому об них вообще только упоминается.
323. VI. ЧТО ТАКЖЕ ИНОЕ СОСТОЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА ЕСТЬ ВДОВЦА С ДЕВИЦЕЮ, И ИНОЕ ВДОВЦА СО ВДОВОЮ. Вдовец давно уже вступил в жизнь супружественную, а девица должна еще вступить; да и любовь супружественная познает и чувствует свою весёлость и приятность по взаимном вступлении: познает и чувствует юноша муж и девица жена при каждом обращены их приятнейшую новость, которая вводит обоих в непрерывное некоторое вступление и из этого любезное продолжение. Иначе же бывает в состояния вдовца с девицею: у девицы жены есть внутренняя наклонность, а у вдовца мужа она прошла; но и в этих состояниях находится многое различие и несходство. Подобно и в супружестве между вдовцом и вдовою; почему кроме общаго сведения не позволяется присоединить здесь ничего особеннаго
324. VII. ЧТО РАЗЛИЧИЯ И НЕСХОДСТВА ЭТИХ СУПРУЖЕСТВ, ОТНОСИТЕЛЬНО ЛЮБВИ И ЕЯ СВОЙСТВ, ПРЕВОСХОДЯТ ВСЯКОЕ ЧИСЛО.— Всех таких супружеств находится безконечное различие и несходство. Различия (verietates) здесь разумеются между теми, которыя одного рода или одного вида, также между родами и видами; Несходства же (diversitates) между теми, кои находятся в противоположности. Идею нашу о разделении различии и несходстве, можно объяснить так: Небо Ангельское, которое соединяется как одно, есть в безконечном Различии. Там нет ни одного, совершенно подобнаго другому—ни относительно душ и мыслей, ни относительно побуждены, понятий и помышлений,—ни относительно наклонностей и из них намерений,— ниже относительно тонов речи, лиц, тел, обращений или поступков, походки и прочаго; притом, хотя их безчисленное множество, но от Господа устроены или устраиваются в одну форму или образ, в которой обитает полное единодушие и согласие, чего не было бы, еслибы не от Единаго все были водимы как вообще, так и частно.—Через Несходства же разумеем противныя тем различиям, каковы находятся во Аде; ибо там все и каждый диаметрально противоположны находящимся в Небе, и Ад из них содержится как одно чрез различия, между собою во вся противныя различиям в Небе,—следовательно чрез всегдашния несходства. Из этого явствует, что понимать должно чрез безконечное различие и что чрез безконечное несходство.—Подобно и в Супружествах находятся безконечныя различия у тех, кои пребывают в Любви супружественной,—и безконечныя различия между теми, кои в Любви блудной, и так между этими и теми безконечныя несходства. Из чего и следует заключение, что различия и несходства в супружествах каждаго рода и вида, превосходят всякое число: юноши ли с девицею те супружества, или юноши со вдовою, или вдовца с девицею, или вдовца со вдовою. Кто может безконечность разделить на числа?
325. VIII. ЧТО СОСТОЯНИЕ ВДОВЫ ЕСТЬ ТЯГОСТНЕЙШЕЕ, НЕЖЕЛИ СОСТОЯНИЕ ВДОВЦА. — Причины этому и Внешния и Внутрениия. Внешния известны каждому, как-то: 1-я, Что вдова не может иметь такого попечения о нуждах жизни относительно себя и дома, и приобретенным располагать так, как муж, и как прежде чрез мужа и с мужем. 2-я, Что она ни себя, ни дома своего не может охранять, как надобно; ибо муж был ея хранением, как жены и как бы ея плечом; притом она надеялась на своего мужа даже тогда, когда сама была своим правом. 3-я, Что она сама по себе есть скудная советом относительно таких предметов, которые требуют внутреннейшей премудрости и потому благоразумия. 4-я, Что Вдова не имеет восприятия любви, и в ней не иначе пребывает как женщина, и следовательно в состояния совершенно отчуждённом от состояния воожленного и супружеством открытаго. Эти внешния причины, которыя и естественныя, заимствуют свое начало и от внутренних, которыя есть духовныя, как все прочия в Мiре и в теле, о коих сказано выше в п. 220. Причины те внешния познаются из причин внутренних, духовных, происходящих из сочетания или сопряжения блага и истины, и начально из этих: что Благо не может провидеть, ниже располагать что-либо, ежели не чрез истину; что Благо ни себя даже не может охранять, если не чрез истину,— и поэтому истина есть охранение блага и как бы плечо его; что Благо без истины, есть скудное советом, ибо совет, премудрость и благоразумие бывают чрез истину. Муж от сотворения есть Истина, а Жена от сотворения есть Любовь той истины; из чего и явствует, что причины внешния или естественныя, обременяющия вдовство женщины, заимствуют своё начало из причин внутренних или духовных. Такия духовныя причины, соединенныя с естественными, разумеются в Слове чрез упоминаемое на многих местах о Вдовицах, о чём можно видеть в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ п. 764.
326. При этом прилагаются ДВЕ ДОСТОПАМЯТНОСТИ, из которых ПЕРВАЯ: По разсмотрении и решении в вышеупомянутой Гимназии проблемы о Душе, я увидел как выходили оттуда все по порядку: впереди шел Главный учитель, за ним Старейшины, посредине их те пять Юношей, которые отвечали на проблему, а за ними и прочие. По выходе из той Гимназии, они уклонялись к сторонам около дома, где были Места хождения или прогулки (Ambulacra), окружённыя кустарниками, и там собравшись, разделялись на малыя собрания, составлявшия столько же обществ из юношей, собеседующих о предметах премудрости; из них в каждом обществе был один Премудрый из Оркестра. Увидев их из Гостиницы, я сделался в духе, и в духе вышел к ним и в духе подошёл к тому Главному учителю, который не задолго пред этим предложил проблему о Душе. Он, увидев меня, сказал мне: кто ты?—видев тебя на пути приближающегося ко мне, удивился; ибо то казался ты зрению моему, то выходил из него, или то видимым был ты мне, то вдруг невидимым; конечно, ты не находишься в состояния жизни наших? На это я с усмешкою отвечал, что я не комедиант или вертун, переменяющий часто свой вид, но один после другого (alternus), то в свете вашем, то в тени вашей, итак странник и притом тутошний. При этом Главный учитель, посмотрев на меня, сказал: говоришь чуждое и удивительное; скажи мне, кто ты? Тогда я отвечал, что я из того Мiра, в котором они были и из коего они вышли, и который называется Мiром естественным, а при том нахожусь в другом Мiре, в который они пришли, в коем состоят и который именутся Мiром Духовным; по этому самому я нахожусь и в состояния естественном и вместе в состояния духовном: в состояния естественном—с человеками земли, а в состояния духовном с ними; и когда нахожусь в состояния естественном, тогда не кажусь им,—когда же в состояния духовном, тогда бываю видим ими. Что я таков, то это дано мне от Господа: тебе, о муж просвещённый, известно, что человек Мiра естественнаго не видит человека Мiра духовнаго, ни взаимно; почему, когда я впустил дух мой в тело, тогда был не видим тобою,—но когда выпустил его из тела, тогда был видимым. Учил ты и на Игре Гимназической, что вы есть души, и что души видят души потому, что оне формы человеческия; и при том знаешь, что вы не видали себя или душ ваших в телах ваших, когда были в Мiре естественном; но это есть для различия между Духовным и Естественным. Он, услышав о различии между Духовным и Естественным, сказал; какое же есть различие?—не такое ли как между чистым более или менее?., а по этому и Духовное не иное ли что есть, как чище естественное? На это я отвечал ему, что не такое есть различие, но такое, какое между первым и последним, между которыми отношения конечнаго не бывает; ибо первое к последнему есть так, как причина в своем действии, и последнее из перваго есть так, как действие из своей причины: по этому самому одно не является другому. На это Главный учитель сказал: разсуждал я много об этом различии, но при всём том и до ныне тщетно; о когда бы я это понял! Тогда я отвечал ему, что различие между Духовным и Естественным не только поймёшь, но и увидишь: Ты находишься в состояния духовном, когда у своих, а в состояния естественном, когда у меня; ибо с твоими говоришь Языком Духовным, который есть общий каждому духу и Ангелу; со мною же говоришь языком моим собственным, так как каждый дух и Ангел, говорящий с человеком, говорит языком его собственным, следовательно, с Французом—Французским, с Англичанином—Англинским, с Греком— Греческим, с Арабом—Арабским, и так далее. Дабы же узнать различие между Духовным и Естественным относительно Языков, сделай так: войди к твоим, и там говори что-нибудь,—и, удержав слова (voces) в памяти, возвратись с оными и предо мною произнеси. Он сделал так, и возвратился ко мне с теми словами в устах,—и хотя изрёк их, но ни одного не разумел, ибо были слова совсем иныя и чужестранныя, которыя не бывают ни в каком Языке Мiра Естественнаго. Чрез этот опыт, несколько раз повторенный, ясно открылось, что у всех в Мiре духовном есть Язык духовный, который не имеет ничего общаго ни с каким Языком Мiра естественнаго, и что каждый человек, по смерти, сам по себе входит в тот Язык. Тогда же вместе я испытал и то, что самый голос или тон Языка духовнаго различествует от голоса или тона Языка естественнаго столько, что голос или тон духовный, даже возвышенный ни малейше не может быть слышим человеком естественным, ниже голос или тон естественный человеком духовным. Потом я просил Главнаго учителя и около стоящих, чтобы они вошли к своим и написали бы на бумаге какое--нибудь мнение, и с тою бумагою вышли бы ко мне и прочитали. Они, сделав так, возвратились с Бумагою в руке; но когда читали, то не могли ничего разуметь, потому что Писание состояло только из некоторых букв алфавитных или азбучных со штрихами на верьху, из коих каждый означал некоторый смысл предмета. Так как каждая буква в Алфавите означает в Небе некоторый смысл, то и явствует почему Господь называется Альфа и Омега.—Когда же они несколькократно входили, писали и возвращались, то узнали по опыту, что Писание то вмещало и содержало в себе безчисленныя значения, коих нигде никакое Писание естественное изъяснить не может; но сказано, что это есть потому, что духовный человек мыслит неудобопонимаемое и неудобоизлагаемое для естественнаго человека, и что это не может быть влито и вмещено в иное Писание и в иной Язык. И как тогда предстоящее не хотели понять, что духовное помышление столько превосходнее естественнаго, что относительно его есть неизреченное, то я сказал им: сделайте опыт, войдите в духовное ваше Общество, и помыслите о каком-либо духовном предмете, удержите его и предо мною откройте и объясните. Они вошли, помыслили, удержали то в себе и вышли; но когда покушались открыть то, что мыслили, не могли однако же объяснить, ибо не нашли никакой идеи помышления естественнаго, соответствующей идеи помышления духовнаго, и потому ниже слова, изъясняющаго оныя, так как идеи помышления бывают словами речи или произношения. Они несколько раз входили и возвращались, и таким образом уверились, что идеи духовныя были выше естественных-, неудобоизъяснимыя и неудобоизлагаемыя и неудобопонимаемыя для Естественнаго человека; и как они столь превосходны, то сказали, что духовныя идеи или помышления в отношении к естественным, есть идеи идей и помышления помышлений, и что по этому чрез них изъясняются качества качеств и побуждения побуждений; следовательно, что помышления духовныя составляют начала помышлений естественных. Из этого также явствует, что премудрость духовная есть премудрость премудрости, следовательно неудобопонимаемая для кого -либо премудраго в Естественном Мiре. Тогда сказано им из Третьяго Неба, что еще есть премудрость внутреннейшая или высшая, называемая Небесною, которая в отношении к премудрости духовной есть так, как эта в отношении к естественной, и что эти премудрости по порядку Небес втекают из Божественной Премудрости Господа, которая есть безконечная.
327. По окончании этого, я сказал к предстоящим: из этих трёх уверений опыта видите, какое есть различие между Духовным и Естественным, также и причину, от чего Естественный человек не видим бывает Духовным, ни Духовный человек Естественным, хотя они оба, относительно побуждений и помышлений, и по оным нахождения своего, сближены. По этому самому, я пред тобою, о Главный Учитель, на пути казался то видимым, то невидимыми—После этого, мы услышали голос из Неба к Главному учителю, повелевающий взойти туда. Он взошел и, возвратясь оттуда, сказал, что Ангелы, также как и он, не знали прежде различия между Духовным и Естественным, по той причини, что человек, бывавший вмтесте в обоих Мiрах, прежде не имел достаточнаго об этом сведения или познания, без котораго и различия такия были неизвестны.
328. Потом, когда мы, нисколько отойдя, опять начали об этом предмете разговаривать, я сказал, что различия те не от чего другого произходят, как от того, что вы, будучи в Мiре духовном, находитесь в началах субстанциальных, а не в материальных, субстанциальныя же составляют начала материальных. Вы находитесь в началах и по этому в особенных, мы же в начальных и сложных; вы находитесь в частных, а мы в общих, и как общия не могут входить в частныя, так не могут и естественныя, которыя есть материальныя, входить в духовныя, кои есть субстанциальныя, точно так, как корабельный канат не может пройти сквозь иглиное ухо, или как Чувствительная жила не может быть введена в одно из волокон, ея составляющих, ни волокно в одно из тех волоконец, из которых оно состоит. Это и в Мiре известно; почему Учёные согласно утверждают, что не бывает втечения естественнаго в духовное, но бывает духовное в естественное. Это есть ныне причина того, что естественный человек не может мыслить о том, о чём мыслит духовный человек, а по этому не может о том и говорить; почему и Апостол Павел слышанное им в Третьем Небе называет неизреченным.—Следовательно, духовно мыслить есть мыслить без времени и пространства; естественно же мыслить есть со временем и пространством; ибо к каждой идеи помышления естественнаго присоединяется ничто из времени и пространства, но не к идеи духовной, потому, что Мiр духовный не есть в пространстве и времени, как Мiр естественный, но в видимости этих двух. В этом-то различествуют помышления и понятия; почему и вы можете мыслить о Сущности и Вездезсущности Божием от века или Предвечном, то есть, о Боге до Сотворения Мiра, так как мыслите о Божией Сущности прежде века без времени и о Его Вездесущности без пространства; следовательно, понимаете о таких предметах, которые превышают естественныя идеи человеческия.
При этом я объявил им о случившемся и со мною, когда однажды мыслил также о Божией Сущности, и как не мог еще отдалить пространство и время от идей моего помышления, то сделался от того прискорбным, ибо вошла в мысль мою идея о Натуре вместо Бога. Тогда сказано мне было, отдали идеи пространства и времени и увидишь: и дано было отдалить те идеи, и я увидел; и с того времени мог уже мыслить о Боге Предвечном, и во вся не о Натуре прежде века, поелику Бог во всяком времени есть без времени, и во всяком пространстве и без пространства; Натура же во всяком времени есть во времени, и во всяком пространстве есть в пространстве. Натура со своим пространством и временем не могла не начинать и восходить, однако же не Бог, Который есть без времени и пространства: почему Натура есть от Бога, не от прежде века или предвечности, но во времени, то есть, совокупно со своим временем и пространством.
329. Когда Главный учитель и прочие разстались со мною, то некоторые отроки, бывшие на Игре Гимназической, последовали за мною домой, и там, постояв несколько подле меня когда я писал, увидели моль, бегающую по моей бумаги. Удивляясь этому, они спросили, какое-бы было это животное столь скорое? Я отвтечал им, что это насекомое называется Моль (Blatta), о котором скажу вам удивительности. В столь малейшем живущем находится столько членов и внутренностей, сколько и в Верблюде, то есть: мозги, сердце, воздушные каналы, органы чувств, движение и рождение, желудочек, утробы и прочее; и каждое составлено из волокон, нерзов, кровеносных сосудов, мышц, сухих жил и оболочек, из коих каждое состоит из чистейших начал, сокрытых глубоко от всякаго проницательнаго зрения очеснаго. Тогда те отроки сказали, что и малейшее это живущее кажется им как простая субстанция. Однако же я сказал: внутри его находятся безчисленныя начала; это говорю для того, дабы вы знали, что подобное есть во всяком предмете, который пред вами кажется, как одно простое и малейшее, как в действиях, так в побуждениях и помышлениях ваших. Могу ручаться вам в том, что всякая кроха помышления и всякая капля побуждения вашего может длиться даже до безконечности и что как идеи ваши делятся, так и вы понимаете духовно. Знайте, что всякое разделенное есть более и более многочисленное, а не более и более простое; ибо разделённое и разделённое ближе и ближе приходит к безконечному, в котором безконечно содержится всё. Я предлагаю вам новость, прежде не слыханную. —После этих слов, отроки те отошли от меня к Главному учителю и просили его, чтобы он в Гимназии когда-либо предложил что-нибудь новое и неслыханное, как проблему. Когда же он спросил у них, что бы это значило?—то отвечали, что всякое разделённое есть более и более многочисленное, а не более и более простое, ибо ближе и ближе приходит к безконечному, в котором безконечно содержится всё. Учитель обещал предложить, сказав при том: я вижу это, ибо понял, что одна идея естественная содержит в себе безчисленныя идеи духовныя, и даже, что одна идея духовная содержит в себе безчисленныя идеи небесныя. Из этого-то произходит различие между Премудростью Небесною, в которой находятся Ангелы третьяго Неба, и между Премудростью Духовною, в коей находятся Ангелы второго Неба так, как и между Премудростью Естественною, в которой находятся Ангелы последняго Неба и человеки.
330. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Никогда я услышал весёлое разсуждение между Мужьями о Поле женском, и именно: может-ли какая-либо Женщина любить своего Мужа тогда, когда она постоянно любит свою красоту, то есть, такая, которая любит себя по своей форме. Согласились между собою прежде в том, что у женщин есть двоякая красота: одна естественная, которая есть красота лица и тела, а другая духовная, которая есть красота любви и нрава; согласились также и в том, что две эти Красоты часто бывают разделены в Мiре естественном, и всегда соединены в Мiре духовном, так как в этом Мiре красота есть форма или образ любви и нравов: и для того и по смерти часто случается, что Женщины безобразныя бывают красотами, а Женщины благообразныя делаются безобразными. Когда Мужья об этом разсуждали, то пришли к ним некоторыя Жёны и сказали, примите и нас в свою компанию; ибо тому, о чем вы разсуждаете, научает вас знание, нас же тому научает опыт; при том, вы так мало знаете о Любви жён, что едва-ли что-нибудь знаете. Знаете-ли, что благоразумие премудрости (prudentia sapientiae) жён состоит в том, чтобы любовь свою к мужьям во внутренности груди своей или в средний сердца своего скрывать? Началось Разсуждение, и ПЕРВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от Мужей состояло в том, что каждая женщина желала бы казаться красивою лицом и красивою нравом, потому что рождена быть побуждением любви, форма же этого побуждения есть Красота; и так женщина, не хотящая быть красивою, не есть женщина, желающая любить и быть любимою, и по тому не истинно женщина. К этому жёны сказали: красота женщины состоит в мягкой нежности и по этому в нарочитом чувствовании; оттуда есть любовь женщины к мущине и любовь мущины к женщине; вы, конечно, этого не разумеете. ВТОРОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, произведенное Мужьями было, что женщина до супружества желает быть красивою для мущин; после же супружества, если она чистая, то для Мужа только, а не для мущин. К этому жёны сказали: Муж, воспользовавшись естественною красотою жены, не видит ея более, но видит ея красоту духовную, и из этой вновь начинает любить и вызывать красоту естественную, но под иным видом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕ разсуждения их было, что, если женщина, по вступлении в супружество, желает подобно же казаться красивою, как и до супружества, то она тогда любит мущин, а не мужа, ибо женщина любящая себя по красоте своей, непрестанно желает, чтобы красотою ея прельщались; и поелику этой красоты не видит более муж, как вы сказали, то такая жена и желает, чтобы видели эту красоту те мущины, пред которыми кажется. Из чего и явствует, что у нея есть любовь пола, а не любовь одного из пола. При этом жёны замолчали, прошептав однако же так: какая может быть женщина, которая не желала бы казаться красивою и мущинам тогда, когда такою кажется своему единственному мужу? Слушали это некоторыя Жёны из Неба, которыя были благообразныя и красивыя, так как они были побуждениями небесными; они утвердили те три мнения, мужьями заключённыя,— но прибавили: лишь-бы только любили свою красоту и ея украшение для своих мужей и от них.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 638;