Эммануил Сведенборг 27 страница

 

381. ВТОРАЯ ДОСТОПАМЯТНОСТЬ: Некогда посмотрев в Мiр Духовный, я увидел из дали Палату, окружённую и как бы обложенную сонмищем, куда также прибегали многие.—Удивившись этому, я поспешил из дома, и спросив у одного, туда бегущаго, какая бы была там этому причина,—получил ответ, что Три новые пришельца из Mipa взяты были в Небо, и увидив там великолепное, также Дев и Жён удивительной красоты, и после того, спущены будучи из того Неба вошли в помянутую Палату, где- и пересказали все то, что они видели: во-первых, что там видели такия красоты, каких глаза их нигде не видывали, ниже могут видеть, разве тогда только, когда будут просвещены светом тончайшаго воздуха. О себе же они уведомили, что в Mipе были Ораторами из Царства Французскаго; что упражнялись в красноречии, и ныне возжелали молиться о Начале красоты.-—Как это случилось по близости, то и стеклось туда множество для слушания. Услышав это, поспешил и я, и войдя туда, увидел тех Трёх мущин, стоящих в средине, одетых в тоги сапфироваго цвета, которыя, будучи затканы нитками золотыми, блестели как золотыя. Позади некоторой кафедры стояли тут готовые говорить; и тотчас один из них, ставши на ступени позади кафедры, начал молиться о Начале красоты Пола женскаго, произнося следующее:

 

382. Начало красоты не иное что есть как Любовь, которая, когда втекает в глаза юноши и возжигает оные, тогда бывает красотою; почему Любовь и Красота составляют то же. Любовь от внутрь подкрашивает лицо девицы невесты некоторым пламенем, из прозрачности коей состоит аврора и пурпура жизни ея. Кто не знаетъ, что пламя то простирает лучи свои в глаза, и из них, как из средоточия разливается вокруг лица, потом опускается в грудь и возжигает сердце, и так побуждает не иначе, как огонь теплотою и светом предстоящаго? Теплота та есть Любовь, а Свет тотъ есть красота любви. Весь мiр согласно утверждает, что каждый есть любим и пригож по своей любви; но при том иная есть Любовь пола мужескаго, и иная Любовь пола женскаго. Любовь мужеская есть любовь премудрствовать, а любовь женская есть любить любовь премудрствования в мущине. Итак, сколько юноша есть любовь премудрствования, столько есть любим и пригож для девицы; и сколько девица есть любовь премудрости юноши, столько она есть любезна и пригожа для юноши. Почему, как любовь встречается и целуется с любовью другого, так точно и красоты. Из всего этого заключаю, что Любовь образует красоту и подобие себя.

 

383. После этого, вступил на его место второй, который, желая своею беседою открыть Начало красоты, сказал: я слышал, что Любовь есть Начало красоты, но в этом согласиться не могу. Кто из человеков знает,

 

что такое Любовь? Кто, по крайней мере какою-либо идеею помышления усмотрел её, или кто взором видел её, тот пусть скажет, где она. Но я утверждаю, что начало красоты есть Премудрость: в Женщинах премудрость внутренно кроющаяся и сокрытая, а в Мущинахъ открытая и видная. Откуда человек есть человеком, если не из премудрости? В противном же случае, человек был бы или изваянием, или картиною. Что Девица примечает у юноши, как не то, что сколько он премудр?.. и что юноша примечает у Девицы, как не то, что какое есть побуждение своей премудрости? Чрез премудрость я разумею подлинную нравственность, потому, что она есть премудрость жизни, отсюда происходит, что когда премудрость скрывающаяся приближается и объемлет премудрость открытую, что и случается внутренно в духе обоих, тогда взаимно целуются и соединяются, что и называется Любовью, и тогда кажутся друг другу красотами; словом: Премудрость есть как свет, или сияние огня, который сжимает глаза, и как сжимает, так образует и красоту.

 

384. Потом, ставши Третий, произнёс следующее: Начало красоты не есть одна Любовь, ниже одна премудрость, но есть Единство любви и премудрости; единство любви с премудростью в юноши, а единство премудрости с своею любовью в девице. Девица не любит премудрости в себе, но в юноши, и оттуда видит его как красоту; когда же юноша видит это в девице, тогда видит её как красоту. Поэтому любовь чрез премудрость образует её, а любов из премудрости воспринимает её. Что так есть, явствует в Небе, где я видел дев и жён, и примечая красоты их, уверен, что вовся иная красота в девах и иная в жёнах: в девах я приметил только белизну ея, в жёнахъ же сияние ея (т.-е. красоты). Различие это казалось мне как адамант, блестящий от света, и как рубин, вместе сияющий от огня. Что такое Красота, как не увеселение зрения? Откуда Начало этого увеселения, как не из Игры любви и премудрости? Из этой игры блистает взор, и такое блистание, ударяя из ока в око, представляет красоту. Что производит красоту лица, как не румянец и белизна, и их приятнийшее между собою смешение? Не есть ли румянец из любви, а белизна из премудрости? Любовь красуется от своего огня, а премудрость убеляется от своего света. Эти две на лицах двух супругов я видел в Небе явственно: румянец белизны в жене, а белизну румянца в муже, кои из взаимнаго взора просиявали. Когда третий это сказал, то рукоплескало Собрание, говоря: этот победил. И вдруг тогда же пламенный свет, который есть и свет любви супружественной, исполнил дом сиянием, а вместе и сердца их веселием.

 

О соединении любви супружественной с любовью к младенцам.

385. Явные знаки (inditia) доказываютъ, что Любовь супружественная и Любовь к младенцам, называемая «Storgc» соединены между собою. Но также есть знаки, которые уверить могут, что они не соединены. Любовь младенцев или к младенцам находится у таких супругов, кои любят один другого сердечно: находится и у таких, кои не сходствуют сердцем; находится также и у разделённых, и притом иногда нежнее и сильнее у этих, нежели у тех. При всём этом однако же любовь к младенцам всегда соединена с любовью супружественною: это явствовать может из ея начала, из котораго любовь та втекает. Начало ея у воспринимающих хотя и различествует, однако же любви эти пребывают неразрывными, совершенно так, как конец первый в конце последнем, который есть действие. Первый конец любви супружественной есть произведение детей, а последний конец, то-есть, действие есть произведённыя дети или потомство. Что первый конец находится в действии, как в своём начале, не отступая от онаго, это видеть можно из поступления концов и причин в своём порядке к действиям. Но так как надлежащих решений или заключений нельзя приобрести иначе, кроме- только из действия, производящих некоторыя последствия, а не из причин; то по этому и разсудок не может постигать истины иначе, как тёмно, от чего и должны начинаться заблуждения, происходящая из видимостей и лжей. Но дабы увидать, что любовь супружественная и любовь к младенцам внутренно соединены, хотя при том внешно и разделены; то об этом показано будет в следуующем порядке: I. Что две Сферы повсемственныя происходит от Господа, для сохранения Вселенной в созданном ея состоянии, из коих одна сеть Сфера производить или раждать (procrearе), а другая Сфера охранять произведённыя (tutare procreata). II. Что две эти Сферы повсемственныя, дтйствуют одно со Сферою Любви супружественной и со Сферою Любви к младенцам. III, Что эти две Сферы повсеместно и особенно втекают во всё в Небе и во всё в Mipе, от первых начал до последних. IV, Что Сфера любви к младенцам есть сфера охранения и пропитания тех, кои сами себя охранять и пропитать не могут. V, Что эта Сфера побуждает как злых, так и благих, и располагает каждаго к люблению, охранению и пропитанию своего порожденья, из собственной любви. VI. Что эта Сфера преимущественно побуждает, пол женский, следовательно матерей, а от них уже и пол мужеский или отцов. VII, Что эта Сфера есть также сфера невинности и мира от Господа. VIII, Что Сфера невинности втекает в Младенцов, а чрез них в родителей, и побуждает. IX, Что она втекает и в души родителей, и совокупляет себя с тою же сферою у младенцев, и во-первых впечатляется чрез прикосновение. X, Что по мере той степени, по которой отдаляется невинность у младенцов, у родителей ослабевает побуждение любви и соединение постепенно даже до разлучения. XI, Что состояние невинности разсудительной и мира у родителей, в отношении к младенцам есть то, что эти ничего не знают и не могут знать из себя, но от других, и во-первых от отца и матери; и что это состояние постепенно отдаляется от них, по мере того, как начинают знать из себя, а не от других. XII, Что Сфера эта по порядку продолжается или поступает, начиная от конца, чрез причины в действии, и составляет периоды, чрез которые сохраняется Создание в состоянии предвиденом и провиденом. XIII, что Любовь к младенцам нисходит, а не восходит. XIV, Что у жён иное состояние любви есть прежде зачатия, и иное после зачатия, даже до разрешения. XV, Что Любовь супружественная с любовью к младенцам у родителей соединяется чрез причины духовныя и оттуда чрез естественныя. XVI, Что Любовь к младенцам и детям иная есть у супругов духовных, а иная у естественных. XVII, Что эта любовь у духовных есть от начала внутреннейшаго или первого, а у естественных от начала внешнейшего или последняго. X VIII, Что по сему любовь эта есть у тех супругов, кои взаимно друг друга любят, также и у тех, кои вовся один другого не любят. XIX, Что любовь к младенцам по смерти пребывает во-первых у женщин. XX, Что Младенцы, подо смотрением Господа, посредством женщин воспитываются, возрастая телом и разумением, подобно как и в Мiре. XXI, Что Господь там провидит, чтобы у них невинность младенчества была невинностью премудрости, и чтобы так младенцы были Ангелами. Теперь следует этих членов Изъяснение.

 

386. I. ЧТО ДВЕ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННЫЯ ПРОИСХОДЯТ ОТ ГОСПОДА, ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ В СОЗДАННОМ ЕЯ СОСТОЯНИИ, ИЗ КОИХ ОДНА ЕСТЬ СФЕРА ПРОИЗВОДИТЬ ИЛИ РАЖДАТЬ, А ДРУГАЯ СФЕРА ОХРАНЯТЬ ПРОИЗВЕДЁННЫЯ. Божественность, происходящая от Господа, называется Сферою, потому, что исходит от Него, окружает Его, исполняет оба Mipa, Духовный и Естественный, и производит действия концов, которые Господь при сотворении предопределил, и потом провидит. Всё, проистекающее из подлежащаго, обходящее и окружающее его, именуется Сферою, как например: сфера света и теплоты, проистекающая от солнца, находится около его; сфера жизни, проистекающая от человека, находится около его; сфера запаха, происходящая от растения, находится

 

около его; сфера притяжения, происходящая от магнита, находится около его, и так далее. Сферы же повсемственныя, о которых здесь идёт дело, происходят от Господа и состоят около Его, и из Солнца Mipa духовнаго, посреди коего есть Он Сам. От Господа, чрез это Солнце происходит Сфера теплоты и света, или, что то же есть, Сфера любви и премудрости для произведения концов, кои есть служения (usus); но эта Сфера, по служениям, означается разными именами. Божественная Сфера, провидящая сохранение Вселенной в созданном ея состоянии, чрез постепенныя рождения, называется Сферою производить; Сфера же Божественная, провидящая сохранение рождения в своих началах и потом в своих поступлениях, называется Сферою охранять произведённыя. Кроме этих двух, есть много других Сфер Божественных, которыя по употреблениям, следовательно иначе имянуются, о чём видеть можно выше в п. 222. Действия служений чрез эти Сферы есть Божественное Провидение.

 

387. ЧТО ДВЕ ЭТИ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННЫЯ ДЕЙСТВУЮТ ОДНО СО СФЕРОЮ ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ И СО СФЕРОЮ ЛЮБВИ К МЛАДЕНЦАМ. Что Сфера любви супружественной действует одно со сферою производить, об этом известно; ибо произведение есть конец, а любовь супружественная есть причина посредствующая, чрез которую; конец же и причина в действуемых и действующих (in efficiendis et effectis) составляют одно, потому, что совокупно действуют. Явствует также и о том, что Сфера любви к младенцам действует одно со Сферою охранять произведённыя, так как эта Сфера есть конец, происходящей из перваго конца, который был произведение, а любовь к младенцам есть причина его посредствующая, чрез которую. Концы поступают в порядке один после другого, и в поступлении конец последний бывает первым и так далее, даже до термина, в котором останавливаются и перестают. Но об этом более показано будет в изъяснении двенадцатаго Члена.

 

388. III. ЧТО ЭТИ ДВЕ СФЕРЫ ПОВСЕМСТВЕННО И ОСОБЕННО ВТЕКАЮТ ВО ВСЕ В НЕБЕ И ВО ВСЕ В МIРЕ, ОТ ПЕРВЫХ НАЧАЛ ДО ПОСЛЕДНИХ. Говорится: повсемственно и особенно, потому, что когда упоминается повсемственное (universale), то разумеются вмести и особенны я (singularia) из которых; ибо из этих-то состоит и пребывает, следовательно из этих то именуется, так как общее из частей. Почему, если отделить особенныя, то повсемственное тогда есть одно лишь имя, и как бы одна поверхность, в которой ничего не находится. Следовательно, приписывать Богу повсемственное правление и отделять особенныя, есть одно только пустословие и как бы отношение к пустому. Правление повсемственное Властителей земных не может иметь с тем сравнения; почему и говорится, что эти две Сферы втекают повсемственно и особенно.

 

389. Сфера производить и Сфера охранять произведённыя, или Сфера любви супружественной и Сфера любви к младенцам, втекают во всё в Небе и во всё в Mipe, от первых начал до последних, потому что всё, происходящее от Господа, или от Солнца, которое есть от Него, и в котором Он, проходит Вселенную созданную, даже до всех последних ея; ибо Божественность, в поступлении своём называющаяся небесною и духовною, непричастна ни пространству, ни времени. Что духовному нельзя приписать никакого протяжения так, как никакого пространства и времени, об этом известно; почему всё то, что только происходит от Господа, мгновенно (in instanti) есть от первых до последних. Что Сфера любви супружественной так есть повсемственная об этом видеть можно выше в п. 222 до 225-го. Также и о Сфере любви к младенцам явствует из этой любви в Небе, где младенцы из Mipa находятся; равно и из этой любви в Mipe у человеков, у скотов и птиц, змеев и насекомых. Сходство этой любви находится и в Царствах Прозябаемом и Ископаемом: в Прозябаемом, что семяна охраняются шелухами, как бы обвязками, и кроме этого, в плоде находятся как бы в доме, и питаются соском как бы молоком. Что также некоторое сходство есть и в Ископаемом, это доказывают матки или хранилища, в которыхъ разные драгоценные камни и металлы сокрываются и хранятся.

 

 

390. Сфера производить и Сфера охранять произведенныя, в непрерывном порядке действуют или производят одно потому, что любовь производить простирается в любовь к произведённому. Какая же есть любовь производить, это познать можно из ея приятности, которая есть изящная и превосходная; ибо в ней находится состояние произведения у мущин, наиболее же состояние восприятия у женщин. Это наиприятнейшее состояние, с своею любовью следует в плодь, и там себя исполняет.

 

391. IV. ЧТО СФЕРА ЛЮБВИ К МЛАДЕНЦАМЪ ЕСТЬ СФЕРА ОХРАНЕНИЯ И ПРОПИТАНИЯ ТЕХ, КОИ САМИ СЕБЯ ОХРАНЯТЬ И ПРОПИТАТЬ НЕ МОГУТ. Выше сказано в п. 386, что действия служений от Господа, чрез Сферы, от Него происходящия, есть Божественное Провидение, которое разумеется и чрез сферу охранения и пропитания тех, кои сами себя охранять и пропитать не могут. От Сотворения провидено, чтобы Сотворённое было соблюдаемо, сберегаемо, охраняемо и поддерживаемо пропитанием, иначе же погибла бы вселенная. Но как это непосредственно от Господа у живущих, коим предоставлено произволение (arbitratus), быть не может; то и производится посредственно чрез любовь, насажденную в отцах, матерях и кормилицах. Что эта любовь есть у них от Господа, о том они не знают, ибо не чувствуют ея втечения, а там еще менее всеприсутствия Господняго. Но кто не видит, что это происходит не от натуры или природы, а из Божественнаго Провидения, действующия в натуре чрез натуру? равно, что такая Повсемственность не может происходить от инуда, кроме от Бога чрез Духовное Солнце, которое есть в средоточии или центре Вселенной, и котораго действие, поелику безъ пространства и времяни, есть внезапное и присутствующее (instans et presens) от первых в последних? Каким же образом то Божественное действие, которое есть Божественное Господа Провидиние, воспринимаемо бывает одушевлёнными, о том сказано будет ниже. Что матери и отцы охраняют и пропитывают младенцев, так как эти сами себя охранять и пропитать не могут, это не есть причина той любви, но причина разсудительная производитъ то из любви, впадающей в разум; ибо человек, по одной этой причине, без любви вдохновенной и вдыхающей ту причину, или, без закона и наказания, понуждающаго его, не более старался бы о младенцах, как истукан.

 

392. V. ЧТО ЭТА СФЕРА ПОБУЖДАЕТ КАК ЗЛЫХ, ТАК И БЛАГИХ И РАСПОЛАГАЕТ КАЖДАГО К ЛЮБЛЕНИЮ, ОХРАНЕНИЮ И ПРОПИТАНИЮ СВОЕГО ПОРОЖДЕНЫ, ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. Опыт свидетельствует, что Любовь к младенцам есть равно как у злых, так и у благих, также и у скотов и у кротких и у свирепых или зверей, и что у человеков злых, так как и у скотов свирепых, любовь эта иногда бывает даже сильнее и горячее. Причиною же этому то, что всякая любовь, происходящая от Господа и втекающая, превращается в подлежащем в любовь жизни; ибо всякое подлежащее одушевлённое не ощущает иначе, как что любит из себя, такъ как не познаёт втечения; и когда действительно себя любит, тогда делает любовь к младенцам собственною любовью себя, и это потому, что как видит себя в них и их в себе, так и себя с ними соединёнными. Из этого происходит также то, что эта любовь у скотов свирепых или зверей, как то, у львов и львиц, медведей и медведиц, рысей, волков и волчиц и им подобных жесточе есть, нежели у лошадей, оленей, козлов, овец и прочих. Причина этому та, что свирепые скоты властвуют над кроткими, и от того происходит у них любовь властвующая, которая любит себя в своём порождении; и по этому, как сказано, любовь втекающая превращается в собственную. Такое втекающей любви превращение в собственную и от того охранение и пропитаниe или прокормление детей и плодов родителями злыми есть из Божественнаго Провидения Господняго; ибо иначе из человеческаго рода остались бы только немногие, а из скотов свирепых или зверей не осталось бы ни одного. Из этого явствует, что каждый располагается к люблению, охранению и пропитанию или прокормлению детей своих из собственной любви.

 

393. ЧТО ЭТА СФЕРА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОБУЖДАЕТ ПОЛ ЖЕНСКИЙ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО МАТЕРЕЙ, А ОТ НИХ УЖЕ И ПОЛ МУЖЕСКИЙ ИЛИ ОТЦОВ. Это следует из того же начала, о котором прежде изъяснено, то-есть, что Сфера любви супружественной воспринимается женщинами, и чрез них переносится в мущин, по той причине, что женщины рождены быть любвями разума мущин, разум же есть воспринимающей; подобно и любовь к младенцам, так как она начально есть изъ любви супружественной. Что же касается до того, что любовь к младенцам у матерей нежнее, а у отцов не столь нужная,—то об этом уже известно.— Что в любовь супружественную, в которой быть рождены женщины, впечатленна и любовь к младенцам,—об этом свидетельствуют любезныя и дружественныя побуждения отроковиц к младенцам и к их изображениям или куклам, которыхъ они носят, одевают, целуют и прижимают к недрам груди своей; у отроков же такого побуждения нет. Кажется будто любовь к младенцам имеют матери от питания их в утробе из своей крови,—следовательно из присвоения своей жизни, итак, из симпатическаго единства; но при всём том это не есть начало той любви: ибо, если бы тайно или без сведения матери, подложен был ей другой младенец по рождении вместо подлиннаго, то она также нежно любила бы его как и своего. Сверх этого иногда кормилицы более любят питаемых ими младенцов, нежели матери. Отсюда следует, что любовь эта не от инуда происходит, кроме из любви супружественной, впечатлённой в каждой женщине, в каковой любви присовокуплена и любовь зачатия, из приятности коего жена приуготовляется к восприятию. Это есть первое той любви состояние, которое со своею приятностью по рождении переходит в плод совершенно.

 

394. VII. ЧТО ЭТА СФЕРА ЕСТЬ ТАКЖЕ СФЕРА НЕВИННОСТИ И МИРА ОТ ГОСПОДА. Невинность и Мир составляют двесамыя внутренния существенности Неба. Самыми внутренними называются потому, что непосредственно происходят от Господа, Господь же есть Самая Невинность и Самый Мир. Господь из Невинности называется Агнцем, а из Мира говорит: “Мир оставляю вам, Мир мой даю вам". Иоан.: XIV: 27. Чрез Мир также разумеется и тот, коим приветствовали входя в город или в дом, и ежели тот город или дом достоин был, то Мир оставался в нём, если же недостоин, то Мир возвращался, Матф.: X: 11—15. По этому Господь называется и Князем мира, Исаии IX: 5 и 6.—Что Невинность и Мир составляют самыя внутренния существенности Неба, то и потому, что Невинность есть быть (esse) всякаго блага, а Мир есть быть всякой приятности, происходящей из блага, о чём видеть можно в Творении о НЕБЕ и АДЕ, где говорится о состоянии Невинности Ангелов Неба. п. п. 276—283, и о состояли Мира в Небе, п. п. 284—290.

 

395.VIII. ЧТО СФЕРА НЕВИННОСТИ ВТЕКАЕТ В МЛАДЕНЦОВ, А ЧРЕЗ НИХ И В РОДИТЕЛЕЙ И ПОБУЖДАЕТ. Что Младенцы суть Невинности, это известно, но что невинность втекает от Господа, о том неизвестно. Втекает от Господа потому, что Он есть Самая Невинность, как теперь лишь сказано выше; и не может ино втекать, ибо не может быть иначе, кроме от своего начала, которое есть Самое Оное.—О Невинности же младенчества, побуждающей родителей, какова она есть, нисколько сказано будет теперь же: Невинность эта открывается из их лица, из некоторых их телодвижений, и из перваго их произношения и побуждает. Невинность у них есть потому, что они не мыслят от внутреннейшаго начала, не знают ещё в чём состоит благо и в чём зло, также в чём состоит истина и в чём ложь, из которых бы следовало им мыслить. По этому самому у них нет и мудрости или собственнаго благоразумия (prudentia), ниже намерения или предприимчивости из разсуждения; следовательно, у них нет никакого предположения для зла; нег у них собственнаго, приобретённаго из любви себя и Mipa,—ничего они себе не назначают,—всё полученное отдают своим родителям, довольствуются самомалейшим, что им подарено будет, нет у них заботы или попечения о пище и одеянии, ничего не мыслят о будущем, не смотрят на Мiр, и потому не желают многаго, любят своих родителей, своих кормилиц и младенцов сотоварищей, с которыми в невинности играют, позволяют собою руководствовать (duci), повинуются и послушны бывают. Эта есть Невинность младенчества, которая и составляет причину любви, называемой любовью к младенцам (storge).

 

396. IX. ЧТО ОНА ВТЕКАЕТ И В ДУШИ РОДИТЕЛЕЙ И СОВОКУПЛЯЕТ СЕБЯ С ТОЮ ЖЕ СФЕРОЮ У МЛАДЕНЦОВ И ВО ВПЕРВЫХ ВПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ ЧРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Невинность Господа втекает в Ангелов третьяго Неба, где все находятся в Невинности премудрости, и так непосредственно и посредственно в младенцов, которые сами по себе не иное, что как формы изваянныя, но при всём том способныя к восприятию жизни от Господа чрез Небеса. Но если бы и родители не воспринимали этого втечения в душах и в самых внутреннейших началах мыслей своих, то тщетно бы они были побуждаемы невинностью младенцовъ. Чем было бы тогда то, что и в другом есть приспособленное и однородное, на тот конец, чтобы посредством его могло быть сообщение, и последовало бы Boсприятиe, побуждение и от того соединение? В противном случае, оно было бы подобно нужному семени, падающему на камне, или агнцу, брошенному к волку. Из чего и явствует, что невинность, втекающая в души родителей, соединяется с невинностью младенцов. Опыт может научить родителей, что это соединение бывает чрез посредство чувств телесных, и во-первых чрез прикосновение, как например: что внутренно увеселяется взор родителей от воззрения на младенцов, слух от произношения их и обоняние от дыхания их. Что во-первых бывает сообщение и из него соединение невинностей чрез осязание, это ясно усматривается из удовольствия, ощущаемаго при ношении младенцов на руках, из объятий и целований их, особенно же матерями, увеселяющимися, когда младенцы прикасаются губами и лицом к грудям их, и тогда же вместе осязают оныя ладонями своими; вообще матери увеселяются, когда младенцы сосут груди их и питаются молоком. Сверх этого, то же усматривается из прикосновения к нагому телу младенцов, и из неутомимой деятельности матерей пеленать и заниматься чистотою их на своих коленах. Что чрез чувство прикосновения бывают сообщения любви и увеселения ея между супругами, об этом выше несколькократно доказано; а что чрез то прикосновение бывают и сообщения мыслей, то потому, что руки составляют последния начала у человека, и первыя его начала находятся вместе в последних. Чрез это также содержатся в неразрывном союзе все отношения тела и все отношения мысли, которыя в средине расположены (intermedia).—По этому-то Иисус прикасался к младенцам, Матф.: XVII: 6. Марк. X: 13 и 16. Также Он исцелял больныхъ чрез прикосновение, и больные исцеляемы были те, кои к Нему прикасались. Отсюда происходит и то, что возведения в сан Священнический бывают ныне чрез возложение рук. Из этого явствует, что невинность родителей и невинность младенцов встречаются чрезъ прикосновение, особенно же чрез прикосновение рук, и так себя как бы чрез поцелуи соединяют.

 

397. Что Невинность действует чрез прикосновение же и у скотов и у птиц, подобно как и у человеков, об этом известно. Что подобно же действует, то потому, что все, происходящее от Господа, мгновенно (in instanti) проходит Вселенную, как видеть можно выше в п. п. 388 и 390; и поелику проходит чрез степени и чрез непрерывныя посредства (mediationes), то по этому переходит не только к животным, но и далее к прозябаемым и ископаемым, п. 389, проходит и в самую землю, которая есть матерь всех ископаемых и прозябаемых; ибо она во время весны, будучи в состоянии, приготовленном к восприятии семян, как бы в утробе своей воспринимает, зачинает их, согревает, носит, изводит

(excludit), питает, одевает, воспитывает, хранит и как бы любит порождение из них, и проч.—Когда Сфера произведения туда проходит, то как же можно сомневаться, чтобы она не проходила до животных всякаго рода и даже до червей? Что как земля есть общая мать всех растёт й, так есть общая мать и пчёл в каждом улье, это опытами уже испытано.

 

398. X. ЧТО ПО МЕРЕ ТОЙ СТЕПЕНИ, ПО КОТОРОЙ ОТДАЛЯЕТСЯ НЕВИННОСТЬ У МЛАДЕНЦОВ,—У РОДИТЕЛЕЙ ОСЛАБЕВАЕТ ПОБУЖДЕИЕ ЛЮБВИ И СОЕДИНЕНИЯ—ПОСТЕПЕННО ДАЖЕ ДО РАЗЛУЧЕНИЯ.—Что у родителей ослабевает любовь к младенцам или «storge» по мере того, как отдаляется от них невинность, до того, что человек равнодушно смотритъ на отделение детей своих от дома, и даже до удаления их от себя и до забвения, что они из его рода, это в особенности можно видеть у скотов и у птиц. Из чего, как из неоспоримаго доказательства, также явствует, что невинность, с обеих сторон втекающая, производить любовь, называемую «storge» или любовь к младенцам.

 

399. XL ЧТО СОСТОЯНИЕ НЕВИННОСТИ РАЗСУДИТЕЛЬНОЙ И МИРА У РОДИТЕЛЕЙ, В ОТНОШЕНИИ К МЛАДЕНЦАМ ЕСТЬ ТО, ЧТО ЭТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ И НЕ МОГУТ ЗНАТЬ ИЗ СЕБЯ, НО ОТ ДРУГИХ, И ВО-ПЕРВЫХ ОТ ОТЦА И МАТЕРИ; И ЧТО ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОСТЕПЕННО ОТДАЛЯЕТСЯ ОТ НИХ, ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЗНАТЬ И МОГУТ ЗНАТЬ ИЗ СЕБЯ, А НЕ ОТ ДРУГИХ. Выше показано в п. 391, что Сфера любви к младенцам есть Сфера охранения и пропитания тех, кои сами себя охранять и пропитать не могут; также упомянуто и о том, что причина этого есть причина разсудительная у человека, но не самая причина любви у них. Самая начальная причина этой любви есть невинность от Господа, которая втекает так, что человек о том не знает, и производить причину разсудительную. Почему, как первая причина производит отдаление или отступление от этой любви, так вместе и сказанная вторая причина, или, что то же есть, как отступает сообщение невинности, так следует за ним и разсудок внушающий. Но это бывает только у человека, дабы он из свободнаго своего произволения, делал под руководством разсудка своего то, что делает, а происшедшее из этого, как из закона разсудительнаго и вместе нравственнаго, полезное заключениe своё хранил бы, приспособляясь к нуждам и выгодам. Этой второй причины нет у животных безсмысленных, а есть у них только первая причина, которая для них служит инстинктом.

 

400. XII. ЧТО СФЕРА ЭТА ПО ПОРЯДКУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ИЛИ ПОСТУПАЕТ, НАЧИНАЯ ОТ КОНЦА, ЧРЕЗ ПРИЧИНЫ В ДЕЙСТВИЯ, И СОСТАВЛЯЕТ ПЕРИОДЫ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СОХРАНЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ В

СОСТОЯНИИ ПРЕДВИДЕННОМ И ПРОВИДЕННОМ. Все действия во Вселенной текут от концов, чрез причины в действия. Эти три между собою нераздельны, хотя в идеях и кажутся раздельными. Но при всём том, конец там ничего не значит, если с тем вместе не будет видно и действия: также ничего не значат и обое, если причина не будет поддерживать, провидеть и соединять. Таковое течение впечатленно в каждаго человека вообще и особенно, точно так, как воля, разум и действие. Всякой конец там есть из воли, всякая причина есть из разума и всякое действие есть из деяния (effectus ex actione); подобно и всякой конец есть из любви, всякая причина, чрез которую есть, из премудрости, и всякое оттуда действие есть из упражнения. Причина этому та, что вместилище любви есть воля, вместилище же премудрости есть разумъ, а упражнения вместилища есть деяние. Итак, когда действия вообще и особенно у человека продолжаются или поступают от воли чрез разум в действие, то по этому и из любви чрез премудрость в упражнение: чрез премудрость здесь разумеется все то, что происходит из суждения и помышления. Что эти три составляют одно в действии, о том известно; а что они одно действуют или производят в идеях прежде действия, то это усматривается из того, что назначение или определение только как бы посредствует. В мысли конец оставляет волю, производить себе причину в разуме и представляет себе намерение, которое тогда есть как действие прежде определения. По этому-то намерение от мудраго, также и от Господа, принимается как действие. Кто, имея разсудок, не может видеть, или, когда слышит, не может признать, что помянутыя три проистекают от некоторой причины, и что такая причина состоит в том, что от Господа Создателя и Хранителя Вселенной непрестанно происходят Любовь, Премудрость и упражнение и эти три как единое? Скажите, если можете, откуда иначе?








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 591;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.