Ақпараттық- дидактикалық блок 19 страница
предназначенным для женщин.
В нынешней эпидемии добровольного голодания, когда
богатые западные женщины не могут сделать выбор в пользу
еды, мы видим логическое продолжение более старой тради-
ции отношения к еде бедных женщин. Голодание современ-
ных западных женщин имеет глубокие исторические корни.
Женщины всегда были вынуждены есть не так, как мужчины,
то есть меньше и хуже. Как пишет историк Сара Померой,
в Древнем Риме рацион для мальчиков составлял 16 мер еды,
а для девочек — всего 12. В средневековой Франции, по ут-
верждению историка Джона Босуэлла, женщины получали
на одну треть зерна меньше, чем мужчины. На протяжении
всей истории человечества всегда, когда пищи не хватало,
женщины получали меньше еды, чем мужчины, или не полу-
чали вообще ничего. Как объясняют антропологи, убийство
новорожденных девочек обычно происходит вследствие недо-
статка пищи. По данным ООН, когда речь идет о голоде, его
жертвами в первую очередь становятся женщины: в Бангладеш
и Ботсване девочки умирают чаще мальчиков, и они же чаще
недоедают, потому что им достаются меньшие порции. В Тур-
ции, Индии, Пакистане, Северной Африке и на Ближнем Вос-
токе мужчины получают львиную долю имеющейся еды вне
зависимости от потребностей женщин в калориях. «В Северной
Африке потребление и распределение пищи не связано с за-
тратами калорий» во время работы, выполняемой мужчинами
и женщинами, «они также не связаны с физиологическими по-
требностями. .. Они скорее обеспечивают приоритетные права
“важных” членов общества, то есть взрослых мужчин». В Ма-
рокко, если женщина приходит в гости, «она будет клясться,
что уже поела» или что она не голодна. «Маленькие девочки
Голод
быстро учатся предлагать свою порцию гостям, отказываться
от мяса и отрицать, что хотят есть». Антрополог Ванесса Малер
описывает североафриканскую женщину, которая убеждала
людей, сидевших вместе с ней за обеденным столом, в том,
что «она предпочитает кости мясу». Как утверждает Малер, счи-
тается, что мужчины «не должны страдать от недостатка еды,
он отражается лишь на женщинах и детях».
По данным отчета ООН, «в странах третьего мира наблюда-
ются случаи недоедания у девочек, когда мальчики питаются
полноценно, потому что именно им отдается имеющаяся в се-
мье еда». Две трети женщин в Азии, половина женщин в Африке
и одна шестая латиноамериканок страдают анемией, вызван-
ной недоеданием. В Непале на 50% больше женщин, чем муж-
чин, теряют зрение вследствие недоедания. Во всех культурах
мира мужчины получают горячую еду, едят больше белковой
пищи и обслуживаются в первую очередь, в то время как жен-
щины доедают остывшие остатки и нередко вынуждены при-
бегать к обману и хитрости, чтобы получить достаточно пищи.
«Более того, пища, которую они получают, как правило, менее
питательна».
И это характерно не только для стран третьего мира: боль-
шинство женщин, живущих сегодня в западных странах, могут
припомнить схожие модели поведения, которые они наблю-
дали у своих матерей и бабушек, когда жены шахтеров ели
хлеб, смоченный в жире, который оставался от обеда их мужей,
а итальянские и еврейские жены брали себе те части птицы,
которые остальные есть отказывались.
Схожие стереотипы поведения и сегодня характерны для бо-
гатых стран Запада, где женщины добровольно ограничивают
калорийность потребляемой ими пищи. При этом поколение
назад правомерности подобного распределения пищи на-
шлось новое логическое обоснование. В результате женщины
по-прежнему обходятся без пищи, доедают ее остатки, прячут
еду, используют обман, чтобы добыть ее, но при этом теперь
Миф о красоте
они еще и испытывают вину за свое поведение. Наши матери
выходили из-за стола, когда вся семья ела торт серебряными
приборами на фарфоровых тарелочках, а потом мы заставали
их на кухне, где они тайком поглощали его остатки. Традици-
онная модель поведения осталась прежней, но ее облачили
в одежды стыда. Что же касается всего остального, то мало
что изменилось. Когда идея о том, что женщины по своей при-
роде являются людьми второго сорта, вышла из моды, разумным
объяснением этой модели поведения стал контроль над весом.
И до сих пор процветающий Запад продолжает традицию
неравноценного распределения пищи. Исследователи обна-
ружили, что американские родители заставляют мальчиков
есть независимо от их веса, в то время как девочек заставляют
есть только в том случае, если они относительно худые. В вы-
борке младенцев обоих полов матери кормили грудью 99%
мальчиков и только 66% девочек, при этом последних — в два
раза меньше по времени. «Таким образом, — пишет Сьюзен
Орбах, — дочерей часто кормят хуже, менее чутко и внима-
тельно, чем им это необходимо». Женщины ощущают, что они
не имеют права получать достаточное количество еды, потому
что с самого рождения привыкли довольствоваться малым в со-
ответствии с традицией, передаваемой по наследству от матери
к дочери на протяжении многих поколений. Социальная роль
«почетного гостя» является новой и непривычной для нас, так
как при помощи идеологии ограничения потребления кало-
рий наша культура учит нас, что в конечном счете эта роль —
не для нас.
Что же такое в этом случае жир? В литературе мифа о кра-
соте он представляется как грязные отбросы, присущие жен-
скому телу, от которых надо избавляться, это некое канце-
рогенное вещество, инертное предательское образование,
проникающее в нашу плоть в виде отвратительной и беспо-
лезной массы, которая создает ненужный вес и объем. Такие
«демонические» характеристики обычного вещества, которое
Голод
присутствует в нашем организме, основан не на его физических
свойствах, а на существующем испокон веков женоненавистни-
честве, поскольку всякого рода жир ассоциируется с женским
началом, ведь он необходим для женской сексуальности и ре-
продуктивной функции.
У всех народов мира с самого рождения в организме девочек
жира на 10-15% больше, чем у мальчиков. В период полового
созревания соотношение жира и мышечной массы у мальчиков
уменьшается, а у девочек увеличивается. Это увеличение жи-
ровой прослойки у девочек-подростков подготавливает их тела
к половому созреванию и деторождению. У нормальной сред-
ней здоровой девушки в возрасте 20 лет содержание жира
в организме составляет 28,7%. К среднему возрасту тело жен-
щины любой национальности состоит из жира на 38%. Вопреки
риторике мифа о красоте это «не является чем-то присущим
исключительно индустриально развитым западным странам.
Это нормы для всего женского рода». Потребности в калориях
у женщины средней активности, опять же в противовес осново-
полагающему постулату мифа, всего на 250 килокалорий
меньше, чем у мужчины средней активности (соответственно
2250 и 2500), что соответствует 57 г сыра. Увеличение веса
с возрастом также является нормой во всем мире для обоих по-
лов. Очевидно, что наш организм запрограммирован на опре-
деленный вес, который тело пытается удержать.
Жир у женщин связан с их сексуальностью. В викториан-
скую эпоху женщины ласково и с любовью называли его своей
«шелковистой прослойкой». Худоба «железной девы» подры-
вает женскую сексуальность. Пятая часть женщин, активно
занимающихся спортом или фитнесом, чтобы придать своему
телу определенную форму, страдают от нарушений менстру-
ального цикла и снижения детородной функции. Не забывайте,
что вес модели на 22-23% ниже среднего веса обычной жен-
щины, но при этом обычная женщина хочет быть такой же ху-
дой, как модель. У женщин, чье соотношение жира и мышечной
Миф о красоте
массы опускается ниже 22%, часто встречается бесплодие и на-
рушение гормонального обмена. Гормональные нарушения
приводят к раку яичников и матки, а также к остеопорозу. Жи-
ровые ткани «хранят» сексуальные гормоны, поэтому их малые
запасы напрямую связаны с низким уровнем эстрогена и дру-
гих важных гормонов, а также со сниженной активностью яич-
ников. Роуз Фриш в журнале Scientific American пишет о взаимо-
связи между жиром и репродуктивной способностью женщин,
живших в каменном веке, утверждая, что «историческая связь
между полнотой и плодовитостью на самом деле биологически
обусловлена», так как жир регулирует репродуктивную функ-
цию. У женщин, имеющих недостаточный вес, также удваива-
ется риск рождения детей с весом ниже нормы.
Жир напрямую связан не только с плодовитостью жен-
щины, но и с ее сексуальным желанием. Исследователи из чи-
кагского госпиталя Майкла Риза обнаружили, что более полные
женщины испытывают сексуальное влечение чаще, чем худые.
В отношении эротической возбудимости и готовности к сексу
они опережают худых женщин в соотношении почти 2:1. Тре-
бовать от женщин становиться неестественно худыми означает
требовать от них отказаться от своей сексуальности. Исследова-
ния неизменно показывают, что ограничения в пище во время
диеты приводят к потере интереса к сексу. У участниц одного
научного эксперимента прекратились сексуальные фантазии
на этапе потребления 1700 килокалорий в день, что на 500 ки-
локалорий больше, чем в знаменитой голливудской диете.
Голодание влияет на функционирование эндокринных желез.
Худеющие девушки и женщины часто страдают от прекраще-
ния менструации и запоздалого пубертатного развития, а голо-
дающие мужчины теряют сексуальное влечение и становятся
импотентами, к тому же в ряде случаев у них начинает расти
грудь. Врачи клиники сексуальных дисфункций университета
Лойолы утверждают, что нарушения, связанные с потерей
веса, влекут за собой значительно худшие последствия, чем
Голод
нарушения, связанные с его набором. Более полные женщины
стремятся к ухаживаниям со стороны мужского пола и к сексу,
в то время как анорексички «так сильно беспокоятся по поводу
своего тела, что у них меньше сексуальных фантазий, меньше
свиданий и меньше сексуальных желаний». Научное издание
The New England Journal of Medicine пишет, что те, кто очень ин-
тенсивно занимается фитнесом, теряют интерес к сексу. Джоан
Брумберг также утверждает, что «результаты клинических ис-
следований свидетельствуют об отсутствии у анорексичек сек-
суальной активности». Метте Бергстром пишет, что «больные
булимией редко получают удовольствие от секса из-за ненави-
сти к своему телу». По словам Роберты Сайд, «факты позволяют
предположить, и это в полной мере отвечает здравому смыслу,
что голодное и недокормленное животное меньше, а не больше
интересуется плотскими удовольствиями».
Итак, подводя итог, что же представляет собой диета?
«Следование диете», которое в Великобритании называют
«достижением стройности», это вполне обычное определение
для обозначения того, что на самом деле является доброволь-
ным голоданием. В Индии женщины из самых бедных семей
потребляют 1400 килокалорий в день, то есть на 600 кило-
калорий больше, чем западная женщина, сидящая на диете
«Хилтон-хед». «Те, кто сидит на диете, — пишет Сайд, — ведут
себя как жертвы вынужденного голодания... Голодание, даже
если оно добровольное и связано с диетой, которой человек
придерживается вполне осознанно, влияет удивительно схо-
жим образом на всех людей». Женщины, страдающие от нару-
шений пищевого поведения, совершают множество поступков,
вызывающих отвращение и жалость, которые представляются
как нечто характерное преимущественно для женского пола
и доказывающее помраченность женского сознания. Этот но-
вый вид женского безумия пришел на смену убежденности
в женской ненормальности во время менструации, от кото-
рого пришлось отказаться, когда возникла потребность в том,
Миф о красоте
чтобы женщины работали полный рабочий день. В академиче-
ском исследовании, проведенном в университете Миннесоты,
36 добровольцев были посажены на продолжительную низко-
калорийную диету, и «ее психологические, поведенческие и фи-
зические последствия были тщательно задокументированы».
Участниками эксперимента были молодые, здоровые, «силь-
ные личности, демонстрирующие эмоциональную стабиль-
ность и высокий уровень развития интеллекта». Они начали
шестимесячный цикл, во время которого их рацион питания
был уменьшен вдвое, что является обычной практикой, исполь-
зуемой женщинами для снижения веса.
«После того как испытуемые потеряли 25% своего изначаль-
ного веса, начали проявляться негативные последствия голода-
ния». Участники эксперимента «становились все более озабо-
ченными вопросами, связанными с едой и питанием, до такой
степени, что они не могли не думать обо всем, что имеет хоть
какое-то отношение к еде, начали собирать рецепты и кулинар-
ные книги и демонстрировали аномальное поведение во время
приема пищи, такое, например, как чрезвычайно медленное
пережевывание и утаивание предметов, имеющих отношение
к еде». Затем в результате голодания большинство из них «на-
чали страдать от той или иной формы эмоционального рас-
стройства, в частности, от депрессии, ипохондрии, истерии,
вспышек ярости, а в некоторых случаях и дезорганизации, до-
веденной до уровня психоза». После этого они теряли способ-
ность работать и функционировать в обществе из-за апатии,
отсутствия энергии, чувства отчужденности от людей и сни-
жения интереса к сексу. В конце концов «спустя несколько не-
дель после уменьшения количества принимаемой пищи» они
сообщали о сильных приступах голода, а также о безудержном
желании нарушить установленные диетой правила. Некоторые
не выдерживали и начинали объедаться, после чего их рвало,
и они начинали осуждать себя. Неуемный голод не прохо-
дил даже после сытной еды во время выхода из голодания.
Голод
Некоторые испытуемые «ели не переставая и никак не могли
остановиться, в то время как другие проходили через циклы
обжорства и рвоты, которые они были не в состоянии контро-
лировать». Добровольные участники эксперимента «начали
бояться выходить на улицу, за пределы клиники и за рамки
эксперимента, где они могли подвергнуться искушению съесть
то, от чего согласились отказаться... Если они не выдерживали
и поддавались искушению, то потом истерично признавались
в содеянном, находясь на грани сумасшествия». Они стали раз-
дражительными, постоянно находились в состоянии нервного
напряжения, все время чувствовали усталость и много жало-
вались. «Они не могли отделаться от ощущения, что их пресле-
дует какая-то зловещая сила». Некоторым из них врачи были
вынуждены прописать транквилизаторы.
Участниками этого эксперимента были совершенно нор-
мальные здоровые мужчины, студенты колледжа.
Во время оккупации Голландии немецкими войсками, когда
в мае 1940 г. начался сильный голод, власти страны стали выда-
вать населению продукты из расчета от 600 до 1600 килокало-
рий в день — это называлось уровнем «лечебного голодания».
Те, кто страдал от недоедания особенно сильно и терял 25%
от своего нормального веса, считались серьезно голодающими
и получали драгоценный дополнительный паек. Голландские
женщины, запечатленные на фотографиях того периода, уди-
вительно похожи на современных, словно они опередили свое
время.
При пайке в 600-1600 килокалорий голландцы страдали
от голода. Диета, предписываемая центрами похудения, осно-
вана на потреблении 1600 килокалорий в день. Когда голландцы
теряли 25% от своего веса, им выдавался дополнительный паек.
Чтобы соответствовать стандарту «железной девы», средняя
здоровая женщина должна похудеть примерно на столько же.
В 1941 г. в гетто города Лодзь заключенные там евреи полу-
чали скудный рацион в 500-1200 килокалорий в день. В кон-
Миф о красоте
центрационном лагере Треблинка было научно установлено,
что 900 килокалорий в день — это минимум, необходимый
для поддержания жизнедеятельности человека. В «лучших
в стране клиниках для похудения», где «пациенты» находятся
на лечении вплоть до года, рационы питания такие же.
Психологические последствия добровольного голодания
схожи с психологическими последствиями голодания вынуж-
денного. К1989 г. все больше исследователей стали признавать
серьезные эмоциональные и психологические последствия по-
стоянного сидения на диете. Они включают такие симптомы,
как «раздражительность, беспокойство, депрессия, апатия,
резкая смена настроения, усталость и нежелание общаться».
Описывая голод в Голландии, Магнус Пайк отмечал: «Известно,
что голодание влияет на мыслительную деятельность человека,
и голодающие голландцы становились вялыми в умственном
отношении, апатичными и одержимыми мыслями о еде». Брух
пишет, что при вынужденном продолжительном голодании
«происходит огрубление эмоций, чувствительности и дру-
гих присущих человеку качеств». Роберт Лифтон обнаружил,
что жертвы голода во время Второй мировой войны «испыты-
вали чувство вины за то, что они сделали что-то не так, за что те-
перь их и наказывают, а также предавались мечтам и фанта-
зиям о еде в неограниченном количестве». Голодание разрушает
человеческую личность. «Пациенты-анорексики, как и другие
голодающие, — утверждает Хильда Брух, — демонстрируют
на удивление схожие стереотипы поведения и эмоциональные
реакции до тех пор, пока не прибавят в весе». «Ограничения
в еде, — подытоживает Роберта Сайд, — приводят в действие
механизм одержимости едой как по физиологическим, так
и по психологическим причинам. Недоедание вызывает апатию,
депрессию и раздражительность. Замедляется обмен веществ.
Голод заставляет человека постоянно думать и говорить о еде».
Психологический страх перед голодом — явление, свой-
ственное всем людям. Сироты из бедных стран, которых усы-
Голод
новляют обеспеченные семьи, не могут контролировать свое
непреодолимое желание воровать и прятать еду даже после
того, как проживут несколько лет в полном достатке и без-
опасности.
Растет число убедительных доказательств того, что болезни,
связанные с нарушениями пищевого поведения, вызваны глав-
ным образом диетами. Илана Атти и Дж. Брукс-Ган приводят
выдержки из исследований, в ходе которых было установлено,
что «хроническое ограничение в еде приводит к накоплению
стресса такой огромной силы, что само по себе сидение на ди-
ете может быть достаточным для развития нервной анорексии
или булимии». Роберта Сайд приходит к таким же выводам:
«Парадоксально, но факт, что сидение на диете само по себе
может стать причиной обжорства. Оно действительно может
вызвать как нарушения пищевого поведения, так и само ожи-
рение». Продолжительное лишение организма калорий ста-
новится для него сильнейшим потрясением, которое может
повлечь за собой разрушительные последствия. Сайд пишет,
что проблемы с едой у женщин вызываются как раз их попыт-
ками сильно похудеть. Для 95% женщин единственный способ
добиться этого — сесть на жесткую диету. Илана Атти и Брукс-
Ган приходят к следующему выводу: «Значительная часть по-
веденческих проявлений, которые считались причиной появле-
ния нервной анорексии и булимии, на самом деле могут быть
результатом голодания... Человек с нормальным весом, сидя-
щий на диете с целью выглядеть и чувствовать себя худым, под-
вержен нарушениям моделей эмоционального, когнитивного
и поведенческого характера в результате постоянного стресса,
который он испытывает, пытаясь оставаться в весе ниже сво-
его естественного, или биологически обусловленного». Диеты
и модная худоба приводят женщин к серьезным болезням.
Итак, если женская полнота — это сексуальность и спо-
собность к деторождению; если еда — это проявление уваже-
ния со стороны социума; если сидение на диете равносильно
Миф о красоте
голоданию; если женщины должны потерять 23% своего веса,
чтобы соответствовать стандарту «железной девы», а хрониче-
ские психологические нарушения возникают при потере 25%
веса; если голодание вызывает упадок сил и подрывает физи-
ческое и психическое здоровье, а женская сила, сексуальность
и самоуважение представляют собой угрозу для сложившихся
в обществе устоев; если женская журналистика спонсируется
индустрией, оцениваемой в $33 млрд, чей капитал построен
на политическом страхе перед женщинами, тогда мы можем
понять, почему «железная дева» такая худая. Худой «идеал»
привлекателен не с эстетической точки зрения — он красив
как политическое решение.
Непреодолимое желание быть похожими на «железную
деву» — это не свободный выбор женщин, нечто банальное
и несерьезное. Напротив, это очень серьезно, и нас толкают
к этому, чтобы сохранить существующую расстановку полити-
ческих сил. Если взглянуть на проблему с этой точки зрения,
то трудно даже представить, чтобы на данном этапе историче-
ского развития женщин не вынуждали худеть.
Идеология голодания уничтожает феминизм: то, что про-
исходит с телом женщины, происходит и с ее сознанием. Если
женские тела считаются и всегда считались «неправильными»,
а мужские—правильными, то получается, что женщины всегда
неправы, а мужчины — правы. Если феминизм учил женщин
больше ценить себя, то голод учит уничтожать в себе чувство
собственного достоинства. Если женщину можно заставить
сказать «Я ненавижу свои толстые бедра», то это способ, с по-
мощью которого ее заставили ненавидеть свою женственность.
Чем более материально независимыми, самостоятельно рас-
поряжающимися своей жизнью, образованными и сексу-
ально свободными становились женщины во внешнем мире,
тем более бедными, не контролирующими ситуацию, глупыми
и сексуально неуверенными в себе их заставляли чувствовать
в их собственных телах.
Голод
Голод заставляет женщину ощущать себя бедной и мыслить
в категориях психологии бедности. Богатая женщина, сидящая
на диете, ощущает себя во власти экономики бедности: редкая
женщина, зарабатывающая $100000 в год, позволяет себе по-
треблять 1000 килокалорий в день. Голод заставляет успешных
женщин чувствовать себя неудачницами: женщина-архитектор
обнаруживает, что вся ее работа рушится; женщина-политик,
которая курирует масштабные долгосрочные проекты, начи-
нает зацикливаться на деталях, подсчитывая количество ка-
лорий в каждом съеденном кусочке; женщина, которая может
позволить себе путешествовать, не в состоянии «позволить
себе» калорийную заграничную кухню. Это отравляет любое
событие в жизни женщины. Те из них, кто только вырвался
из плена каждодневных сиюминутных забот, вынуждены вер-
нуться назад, к осознанию своей экономической зависимости.
Вирджиния Вульф считала, что если «пообедал плохо — плохо
думается, плохо любится, не спится»*. «От говядины и черно-
слива в душе не затеплится свет», — писала она, сравнивая
приводящую в уныние скудную еду в женских колледжах с той,
что ели студенты богатых мужских колледжей, — большое
блюдо морских языков под белоснежным покрывалом сли-
вок». Но теперь, когда некоторые женщины наконец добились
стипендии £500 в год и отдельной комнаты, они вынуждены
вновь вернуться к 100 г вареной говядины, трем черносливи-
нам без сахара и незажженной лампочке.
Анорексичка может начать свой путь голодания как вы-
зов обществу, но с точки зрения общества, где господствуют
мужчины, она заканчивает его идеальной женщиной. Слабой,
асексуальной и безгласной. Она с трудом может концентриро-
вать свое внимание на чем-то, находящемся за пределами ее
тарелки. Женщину в ней убили. Ее там почти нет. Когда ви-
дишь ее в таком состоянии, лишенную женственности, со всей
* Здесь и далее — перевод Н. Рейнгольд.
Миф о красоте
ясностью понимаешь, что опасные представления массового
сознания создали «жизненно важную ложь» в виде скелето-
образной женской красоты. Будущее, населенное анорексич-
ными женщинами, — это одно из немногих возможных ва-
риантов спасения существующего распределения богатства
и власти от притязаний на них со стороны женщин, борющихся
за равноправие.
Теоретики в вопросах анорексии, фокусирующие свое вни-
мание на отдельной женщине, пусть даже в контексте ее семьи,
упускают из виду тактический смысл этой борьбы. Экономи-
ческий и политический ответный удар, направленный против
женского аппетита, действует на нас намного сильнее, чем ди-
намика развития семейных отношений.
Это явление больше нельзя объяснять как проблему от-
дельного индивидуума. Если от 60 до 80% студенток коллед-
жей не могут нормально есть, трудно поверить в то, что в этом
виноваты от 60 до 80% семей. В воздухе витает болезнетворный
вирус. Он был создан вполне сознательно и со вполне опреде-
ленной целью. И молодые женщины подхватывают его.
Подобно тому, как худая «железная дева» на самом деле
не является красивой, анорексия, булимия и даже обжорство,
если рассматривать их как символы, не являются собственно
болезнями в строгом понимании этого слова. Они начинаются,
по словам Сьюзен Орбах, как вполне разумная и психически
здоровая реакция на нездоровую социальную действитель-
ность, в которой большинство женщин могут чувствовать
себя «правыми», только находясь в состоянии хронического
голодания. Анорексичка отказывается следовать предписан-
ному женщинам циклу похудения — при помощи голодания
она становится хозяйкой положения. Больная булимией может
признавать безумие культа голодания, уже заложенное в нем
поражение, а также то, что он лишает ее удовольствия. Психи-
чески здоровый человек будет сопротивляться необходимости
делать выбор между едой и сексуальностью, а в наше время
Голод
сексуальность покупается путем поддержания «официально
признанных» форм тела. При помощи вызывания рвоты она
обходит этот мазохистский выбор. Болезни, связанные с на-
рушениями пищевого поведения, часто интерпретируются
как симптомы невротической потребности в контроле. Но ведь
это, несомненно, является признаком психического здоровья,
если ты пытаешься контролировать то, что пытается контроли-
ровать тебя, особенно если ты — одинокая молодая женщина,
а тебя пытается контролировать мощная индустрия, существу-
ющая за счет потребностей установленного мирового порядка.
Применительно к нарушениям пищевого поведения самообо-
рона — это обстоятельство, смягчающее вину. В отличие от су-
масшествия в самообороне нет ничего постыдного.
Женская истерия, которая в викторианскую эпоху казалась
загадкой, в наше время становится вполне понятной и объясни-
мой, если учесть, что общество требовало от женщин отказы-
вать себе в сексе и заточать себя в четырех стенах. Анорексию
понять так же легко. Если в XIX в. истерия была естественным
проявлением для асексуальной женщины, запертой в своем
доме, то в конце XX в. таким же естественным для голодной
женщины проявлением стала анорексия.
Анорексия распространяется, потому что это работает. Она
решает дилемму молодой женщины, которая сталкивается
с культом голодания и должна защищаться от сексуальных домо-
гательств на улице и от принуждения к сексу. Рабочие со стройки
не пристают к ходячим скелетам. Отсутствие жира означает
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 554;