Ақпараттық- дидактикалық блок 16 страница
Миф о красоте
в 24% американских семей, в Австралии и Великобритании
наблюдается аналогичная картина. Две трети жертв инце-
ста в Израиле были младше 10 лет, а четверть жертв инцеста
в США — младше пяти. Дебби Тейлор, проецируя эти данные
на все остальные страны мира, высказывает предположение,
что целых 100 млн маленьких девочек «возможно, насилуются
взрослыми мужчинами — обычно своими отцами, каждый
день, неделю за неделей, год за годом».
Эти цифры шокируют, как и мысль о том, что в жизни боль-
шинства женщин секс связан с насилием. И при этом миф о кра-
соте тиражирует и пропагандирует садомазохистские образы,
а также культивирует совершенство, достижение которого тре-
бует от женщин жестокости по отношению к самим себе. Воз-
можно ли, что насилие над женщинами толкает их к саморазру-
шению? Исследование, проведенное журналом Radiance в одной
из клинику показало, что 50% анорексичек ранее подвергались
сексуальному насилию. Пластический хирург Элизабет Мор-
ган начала изучать взаимосвязь между инцестом и желанием
сделать пластическую операцию, после того как многие из ее
пациенток признались ей, что в детстве стали жертвой сексу-
ального насилия. «Я пришла к выводу, что многие из них хо-
тели стереть из памяти воспоминание о том, как они выглядели
в детстве, когда оказались жертвой изнасилования». Клиниче-
ские наблюдения за жертвами инцеста показывают, что они
воспринимают «сексуальное удовольствие как что-то дурное.
Большинство из них думают, что это они сделали что-то не так,
что их следует наказать и что если никто не подвергнет их за-
служенному наказанию, то они сделают это сами».
Самая распространенная реакция выживших после изна-
силования — чувство своей никчемности, а позже и ненависть
к своему телу, которая часто сопровождается нарушениями
пищевого поведения (обычно обжорством или анорексией,
чтобы стать очень толстыми или очень худыми и тем самым
обеспечить себе «безопасность»), а также отказом от секса.
Секс
Но могут ли образы сексуального насилия, которые преследуют
женщин повсюду, наносить такой,же вред?
Результатом пропаганды сексуального насилия и его связи
с женской красотой стало то, что женщины, особенно моло-
дые, выросшие в окружении образов, демонстрирующих про-
явления жестокости, не верят в свою красоту и испытывают
противоречивые чувства в отношении того, как проявлять
ее—как одеваться, двигаться или украшать себя. Сегодня, если
молодые женщины одеваются сексуально, они, как никогда
раньше, чувствуют, что подвергают себя опасности.
Сексуальность молодых:
необратимые изменения?
Образы, представляющие насилие «с налетом шика» и превра-
щающие женщину в сексуальный объект, похоже, уже оказа-
ли пагубное воздействие на молодежь. Теоретики эроса даже
близко не представляют себе последствий влияния «красивой»
порнографии на молодых людей. Глория Стайнем и Сьюзен
Гриффин разделяют порнографию и эротику, что вполне раз-
умно, если последняя играет более важную роль в сексуаль-
ном воспитании. Как считает Барбара Эренрайх, фантазии
на тему насилия могут никак не сказываться на тех, кто вырос,
узнавая о сексуальности от других людей. Но современным
молодым людям представление о сексуальном удовольствии
как о чем-то опасном было внушено извне. Сейчас растет первое
в истории поколение детей, чьи самые ранние сексуальные впе-
чатления связаны не с живыми людьми или с их собственными
фантазиями. С момента расцвета порнографии в 1960-х гг. сек-
суальность детей стала формироваться под воздействием обще-
ния не с реальными людьми, а с внешними стимулами иного
плана. В истории развития нашей цивилизации никогда не про-
исходило ничего подобного — Фрейд может идти в отставку.
Миф о красоте
Современные дети, а также молодые мужчины и женщины вос-
питаны на фантомах—образах, сошедших с журнальных стра-
ниц и экрана. Они выросли на журнале Playboy, музыкальных
видеоклипах и безликих женских фигурах из женских журна-
лов, с размытыми чертами и потухшими, ничего не выражаю-
щими глазами. Им навязывается сексуальность массового про-
изводства, преднамеренно лишенная человеческого облика.
В результате с сексуальностью молодых людей, похоже, про-
исходит нечто ужасное: попытки превратить секс в насилие
почти увенчались успехом. Хильда Брух* называла молодых
женщин, родившихся после 1960 г., «поколением анорексичек».
Но поскольку в 1960-х законы о порнографии были смягчены
и дети, родившиеся после 1960 г., выросли в атмосфере наплыва
образов насилия и унижения женщин (от чего девушки «защи-
щаются» при помощи анорексии), нельзя не признать, что ро-
дившиеся после 1960 г. представляют собой также и «порно-
графическое поколение».
Молодые женщины становятся жертвой эпидемии своего
рода лучевой болезни, вызванной массированным воздействием
на них образов «красивой» порнографии—единственного пред-
лагаемого им источника информации о том, что представляет
собой женская сексуальность. Они вступают во взрослый мир
незащищенными, лишенными подтверждения своей сексуаль-
ной ценности в виде девственности или обручального кольца
с бриллиантом, которое в прежние времена служило вполне
конкретный знаком того, что она «этого достойна». До 1960-х гг.
понятия «хорошая» и «плохая» применительно к женщинам зна-
чили «несексуальная» и «сексуальная». Но после расцвета «кра-
сивой» порнографии и сексуальной полуреволюции «хорошая»
стала означать «красивая — стройная — сексуально привлека-
тельная», а «плохая» — «некрасивая — толстая — сексуально
непривлекательная».
* Хильда Брух (1904-1984) — известный американский специалист
по психосоматике ожирения. —Прим. ред.
Секс
Раньше молодая женщина страшилась добрачного секса —
из-за риска забеременеть, из-за того, что придется делать не-
законный аборт, из-за того, что ее могут бросить. Теперь она
страшится осуждения. Если ей вынесут строгий приговор, рух-
нет даже не ее репутация, а весь ее внутренний мир. У женщин
было слишком мало времени на то, чтобы осознать достиже-
ния сексуальной революции и заставить их работать на себя.
Не успели они снять старые кандалы, растереть щиколотки,
чтобы восстановить кровообращение в затекших ногах,
и начать делать первые робкие шаги вперед, как индустрия
красоты и «красивая» порнография уже взяли их в оборот.
Тридцать лет воспитания в духе садомазохизма и восприятия
женщины как сексуального объекта вполне могли породить
поколение, которое искренне верит в то, что секс — это на-
силие, а насилие сексуально, если оно направлено на женщин.
И если молодые люди в это верят, то не потому, что они пси-
хопаты, а потому, что такое представление является нормой
в массовой культуре.
В Великобритании и США 12% родителей разрешают
своим детям смотреть фильмы, связанные с жестокостью и на-
силием, и порнографию. Но для того, чтобы настроиться на эту
волну, даже не нужно ни то ни другое. Сьюзен Коул отмечает,
что MTV, американский музыкальный канал, «похоже, соот-
ветствует всем стандартам порнографии» (канал Playboy про-
сто-напросто выборочно транслирует отдельные свои видео-
записи в программе Hot Rocks). С появлением видеоклипов
представители обоих полов стали, сидя в одной комнате,
вместе смотреть, как наша культура представляет то, чем они
должны заниматься друг с другом. Но чаще всего им показы-
вают, как она должна выглядеть, пока он наблюдает за ней.
Эти видеообразы, в отличие от фотографий в глянцевых жур-
налах, двигаются, что только усиливает озабоченность жен-
щины красотой, потому что теперь она получает инструктаж
качественно иного уровня — теперь она должна заботиться
Миф о красоте
не только о статических позах, но и о том, как ей двигаться,
снимать одежду, менять выражение лица, надувать губы, ды-
шать и вскрикивать во время занятий «сексом». После того
как образы красоты переместились с журнальных страниц
на экран, женское самосознание стало трехмерным.
Насилие также представляется самым что ни на есть стиль-
ным образом. Сексуальные маньяки-убийцы предстают на MTV
как мужчины-герои: Midnight Rambler группы Rolling Stones
воспринимается как хвалебная песнь Бостонскому душителю
(«Я воткну свой нож прямо тебе в горло»). Группа Thin Lizzy
исполняет песню о насильнике: «Я ищу кого-то... Возможно,
я ищу тебя». Тревор Рубин поет песню «Потрошитель» (The
Ripper). В видеоклипе Motley Crue мы видим сидящих в клетке
сексуальных рабынь. В видеоролике Рика Джеймса он насилует
свою девушку. А в клипе к песне Майкла Джексона The Way You
Make Me Feel женщину преследует банда. Скованные цепями
женщины в клипе к песне Girls on film, исполняемой группой
Duran Duran, как заметила Сьюзен Коул, «выглядят так, словно
они только что сошли с экрана порнофильма». В шоу Элиса Ку-
пера, как пишет The Guardian, «кукла в виде женщины в нату-
ральную величину лежит перед ним на полу, в наручниках, оде-
тая в трико и рваные рыболовные сети. Она выглядит так, будто
ее задушили шлангом». «Раньше я ее любил, — поют в своей
песне Guns N’ Roses, — но я должен был ее убить».
Людей, критикующих рок-н-ролл за подобный экстремизм,
обвиняют в'том, что они — реакционеры. Но на деле обраще-
ние к такого рода образам делает как раз рок-музыку реакцион-
ной. Образы задушенных женщин и женщин, сидящих в клет-
ках, не выходят за рамки дозволенного. Это клише массовой
культуры. Рок-музыка не оправдывает возложенных на нее
ожиданий, не ниспровергает традиционные устои и воспевает
все те же старые садомазохистские тенденции истеблишмента,
вместо того, чтобы, экспериментируя с ролями полов, застав-
лять нас смотреть на них по-новому, свежим взглядом.
Секс
К сожалению, на карту поставлена не только музыкаль-
ная оригинальность: сегодня MTV формирует кодекс красоты
для молодых женщин. Если женщины, изображающиеся в мас-
совой культуре, красивы и подвергаются насилию, то получа-
ется, что насилие над женщинами доказывает их желанность.
Для молодых людей красота — это то, что никогда не говорит
«нет» и не имеет реального человеческого облика. Статистика
по количеству изнасилований на свидании свидетельствует
о том, какие уроки из этого извлекаются.
В 1986 г. исследователь Калифорнийского университета
в Лос-Анджелесе Нил Маламут сообщил, что 30% студентов
колледжа признались: они готовы были бы совершить изнаси-
лование, если бы были уверены, что это останется безнаказан-
ным. Когда во время опроса слово «изнасилование» заменили
фразой «принудить женщину к сексу», то уже 58% сказали,
что они бы это сделали. Журнал Ms провел исследование, спон-
сированное Национальным институтом психического здоро-
вья, в ходе которого были опрошены 6100 студентов старших
курсов 32 колледжей по всей стране, как мужчины, так и жен-
щины. Выяснилось, что в течение года, предшествовавшего
опросу, студентами колледжа было совершено 187 изнасило-
ваний, 157 попыток изнасилования, 327 попыток принуждения
к сексу и 854 попытки нежелательного контакта сексуального
характера. Журнал Ms сделал вывод о том, что «сцены жесто-
кости и применения силы в сексуальных отношениях, которые
мы видим в кино и по телевидению, имеют непосредственное
отношение к насилию во время свидания».
В ходе другого опроса среди 114 студентов-старшекурсни-
ков были получены следующие ответы:
• «Мне нравится доминировать над женщиной» (91,3%);
• «Я получаю удовольствие от процесса сексуального за-
воевания женщины» (86,1%);
• «Некоторые женщины выглядят так, будто сами напра-
шиваются на то, чтобы их изнасиловали» (83,5%);
Миф о красоте
• «Меня возбуждает, когда женщина сопротивляется
во время секса» (63,5%);
• «Меня бы возбудило использование силы для подчине-
ния себе женщины» (61,7%).
Опрос журнала Ms показал, что каждый 12-й студент кол-
леджа, или 8% опрошенных, в возрасте после 14 лет совершил
изнасилование или попытку изнасилования. Единственным от-
личием между представителями этой группой и теми, кто ни-
когда не нападал на женщин, было то, что представители пер-
вой группы, по их словам, читали порнографические журналы
«очень часто». Исследователи из университетов Эмори и Обурн
выяснили, что 30% студентов-мужчин считают женские лица,
выражающие такие негативные эмоции, как боль и страх, бо-
лее сексуально привлекательными, чем лица, выражающие
удовольствие. Среди этих опрошенных 60% совершали акты
сексуальной агрессии.
В общем, женщинам живется несладко. По данным жур-
налами, каждая четвертая опрошенная женщина сталкивалась
в своей жизни с тем, что американским законодательством
квалифицируется как изнасилование или попытка изнасило-
вания. Среди 3187 опрошенных женщин в течение года, пред-
шествовавшего проведению опроса, 328 были изнасилованы,
534 подверглись попытке изнасилования, 837 — сексуальному
принуждению, а 2024 женщины столкнулись с ситуациями не-
желательного сексуального контакта. Причем случаи изнаси-
лования во время свидания еще отчетливее, чем случаи изна-
силования незнакомцем, демонстрируют, что в умах молодежи
понятия секса и жестокости смешались. Среди изнасилован-
ных женщин 84% знали мужчину, который на них напал, а 57%
были изнасилованы во время свидания. Таким образом, изна-
силование на свидании—это более распространенное явление,
чем леворукость, или алкоголизм, или сердечные приступы.
В 1982 г. исследование, проведенное в университете Обурн,
Секс
выявило, что 25% студенток подверглись изнасилованию
хотя бы один раз, причем в 93% случаев — со стороны мужчин,
которых они знали. Среди студентов-мужчин этого универси-
тета 61% принуждали женщину к сексу против ее воли. Ис-
следование, проведенное в 1982 г. в университете Сент-Клауд
Стейт, показало, что 29% студенток пережили изнасилование,
а 20% студенток Университета Южной Дакоты были изнасило-
ваны во время свидания. Среди студенток университета Бра-
уна 16% подверглись изнасилованию во время свидания, а 11%
мужчин-студентов этого университета признались, что они си-
лой принуждали женщину к сексу. В том же году 15% студентов-
мужчин сказали, что насиловали женщину во время свидания.
У женщины в четыре раза больше шансов быть изнаси-
лованной своим знакомым, чем посторонним человеком.
При этом сексуальное насилие считают нормой не только мо-
лодые мужчины, но и женщины: «Одно исследование за дру-
гим показывает, что женщины, которые подверглись насилию
со стороны знакомого им мужчины, даже не считают этот опыт
изнасилованием». По данным опроса журнала Ms, только 27%
женщин расценивали это как изнасилование. Но если жен-
щина не называет то, что с ней произошло, изнасилованием,
означает ли это, что она не будет испытывать его последствий?
Исследования показывают, что 30% изнасилованных молодых
женщин, независимо от того, квалифицировали они свой сек-
суальный опыт как изнасилование или нет, думали потом о са-
моубийстве. При этом 31% из них обращались за помощью
к психотерапевтам, а 82% признались, что этот сексуальный
опыт изменил их мировоззрение на всю жизнь. Наконец, 41%
женщин, подвергшихся изнасилованию, сказали, что со стра-
хом ожидают повторения этого опыта. Синдром посттравма-
тического стресса был причислен к списку психологических
расстройств в 1980 г. и сегодня признается распространенным
явлением среди переживших изнасилование. Женщины, не на-
зывающие изнасилование таковым, тем не менее страдают
Миф о красоте
от такой же депрессии, ненависти к себе и мыслей о суициде,
как и женщины, которые называют вещи своими именами.
Высока вероятность того, что этот негативный опыт окажет
влияние на сексуальную жизнь молодых женщин. По данным
исследования журнала Ms, 41% изнасилованных женщин были
девственницами, а 38% в момент нападения находились в воз-
расте от 14 до 17 лет. Средний возраст как насильников, так
и их жертв составляет 18,5 лет. Студентки университетов под-
держивают сексуальные отношения, в которых присутствует
жестокость: от 21 до 30% сообщают о проявлении насилия
со стороны своего сексуального партнера.
В среде подростков более юного возраста дела обстоят
еще хуже. В материалах исследования, проведенного Кали-
форнийским университетом в Лос-Анджелесе среди тинейдже-
ров в возрасте от 14 до 18 лет, говорится: «Похоже, мы обнару-
жили печальные свидетельства того, что молодое поколение
вступает во взрослые отношения с морально устаревшими
взглядами». Больше 50% юношей и почти половина девушек
считают нормальным, когда мужчина насилует женщину, если
она его сексуально возбуждает. Недавний опрос, проведен-
ный в Торонто, показывает, что дети учатся доминированию
и подчинению в очень раннем возрасте: каждый седьмой
мальчик в 13-м классе сказал, что слово «нет» его не оста-
навливает, а каждая четвертая девочка в той же возрастной
группе сообщила, что подвергалась сексуальному принужде-
нию. При э1ом 80% девочек-подростков рассказали, что они
уже сталкивались с жестокостью в отношениях с мальчиками.
Как пишет Сьюзен Коул, «вопреки надеждам на обратное,
порнография и массовая культура уничтожают сексуальность
и заменяют ее насилием, внедряя стереотипы мужского го-
сподства и женской покорности, чтобы молодежь поверила
в то, что это и есть секс. Это означает, что многие будущие
насильники будут считать, что они ведут себя в рамках соци-
ально приемлемых норм».
Секс
Наша культура представляет деградацию как нечто гла-
мурное, и это создало ситуацию, когда мальчики насилуют,
а девочки подвергаются насилию, считая это совершенно нор-
мальным явлением. При этом мальчики могут даже не осозна-
вать, что они делают что-то плохое. То есть образы сексуаль-
ного насилия взрастили поколение молодых людей, которые
насилуют женщин, не понимая, что именно они совершают.
В 1987 г. в Центральном парке Нью-Йорка молодую девушку
Дженнифер Левин садистски изнасиловали, а потом убили.
Позже один из ее однокурсников заявил, что это единствен-
ный вид секса, которым занимаются все, кого он знает. А когда
в 1989 г. пятеро нью-йоркских подростков изнасиловали и из-
били молодую женщину, которая совершала пробежку, газеты
недоумевали и задавали многочисленные вопросы: связано ли
это с расизмом? Или свою роль сыграла классовая принадлеж-
ность? Но никто не обратил внимания на то, что в субкультуре
сексуальных фантазий, которыми массовая культура давно пич-
кает молодежь, это является нормой.
Приведенные выше цифры выглядят особенно устрашаю-
щими в свете угрозы распространения ВИЧ. Если четверть мо-
лодых женщин хотя бы раз в жизни не могли контролировать
ситуацию во время полового акта, то их шансы защитить себя
от этой смертельной болезни резко снижаются. Во время от-
крытых дебатов о сексуальном насилии, проходивших в Йель-
ском университете, активно обсуждалась проблема нового вида
преступления, которому до сих пор уделялось мало внимания:
это ситуация, когда женщина рассчитывает на безопасный секс
или на сексуальный контакт без проникновения, а мужчина по-
ступает против ее воли. Обучение безопасному сексу не даст
ощутимых результатов до тех пор, пока молодых людей не научат
заниматься сексом без насилия, получать удовольствие от него,
действуя с согласия женщины и оправдывая ее доверие, а также
пока молодые женщины не получат поддержки, в которой они
так нуждаются, чтобы переосмыслить свои сексуальные жела-
Миф о красоте
ния. Только когда это произойдет, секс перестанет нести угрозу,
как это до сих пор бывает, особенно в молодежной среде.
В литературе и кинофильмах, созданных в последние десяти-
летия, воцарились сексуальное насилие и отчуждение. В фильме
Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео» (Sex, Lies and Videotape)
главный герой не может заниматься любовью с реальной жен-
щиной, но мастурбирует, глядя на видеозаписи женских сексу-
альных признаний. В романе Брета Истона Эллиса «Меньше,
чем ноль» (Less than Zero) скучающие детки богатых родителей
смотрят фильмы про курение травки, а постоянным фоном этого
времяпрепровождения является привязанная к кровати девочка
подросткового возраста, которую регулярно насилуют. В книге
ТамыЯновиц «Рабы Нью-Йорка»* (Slaves of New York) женщины
становятся сексуальными рабынями в обмен на кров. В романе
Сьюзен Мино «Похоть» (Lust) героиня говорит, что ее многочис-
ленные и беспорядочные половые связи заставляют ее чувство-
вать себя «куском телятины, который отбивают». Героиня книги
Кэтрин Тексье «Люби меня нежно» (Love Me Tender) стремится
ко все более жестокому сексуальному унижению («Когда мы
делали это так жестко и страстно, — поет Шинед О’Коннор, —
на стенах была кровь»). В молодежной культуре романтичная,
основанная на близости сексуальная любовь ограничивается
в основном отношениями между гомосексуалистами или лес-
биянками, как, например, в романах Дэвида Ливитта, Майкла
Чэбона и Джанет Уинтерсон. Создается впечатление, что в ус-
ловиях засилья образов сексуальной жестокости в отношениях
между гетеросексуалами молодежь предпочла укрыться в «по-
лосе отчуждения». Это похоже на жизнь в оккупированном го-
роде, находящемся на военном положении, где гражданскому
населению и солдатам нечего сказать друг другу.
Очевидно, что такие образы негативно влияют на секс.
А как они влияют на любовь?
* Яновиц Т. Рабы Нью-Йорка. — СПб.: Мама-Пресс, 2003.
Секс
Красота против любви
В эпоху «тайны женственности» мужчин держали в неведе-
нии относительно женской сексуальности и рождения детей.
Во время родов будущие отцы находились в комнате ожидания
больницы. Вопросы контрацепции также считались не их за-
ботой, за исключением тех случаев, когда они хотели защи-
тить себя от венерических болезней или от нежеланного брака.
Секс во время менструации был табу. Мужчины ничего не зна-
ли о грязной работе по дому и трудностях воспитания детей.
Эти подробности касались только женщин, которые не должны
были нарушать границы, отделявшие их от мужчин. Считалось,
что, если мужчина непосредственно столкнется с «женскими
тайнами» деторождения или устройства домашнего быта, он
окажется во власти магической силы, которая может лишить
его мужественности. Предполагалось, что, если такое случится,
мужчина упадет в обморок, растеряется или просто все испор-
тит. Поэтому, когда раздраженный и выбившийся из сил папа-
ша передавал дитя в руки самодовольной мамаши, он тем са-
мым признавался в своей беспомощности и отдавал должное
ее опыту и умению. Естественно, она лучше него знала, как об-
ращаться с ребенком. Пересечение границы между полами пре-
вращало мужчину в посмешище.
Сегодня многие мужчины чувствуют себя в этом плане бо-
лее свободными и охотно становятся настоящими отцами. Те
из них, кто ценит радости отцовства, понимают, что прежние
стереотипы лишали мужчин чего-то очень важного и дорогого.
В силу того, что установленный в те времена старомодный по-
рядок предоставлял делать всю тяжелую и монотонную работу
женщинам, казалось, что именно они страдали от этого. Од-
нако скучные и трудные обязанности, связанные с «женскими
тайнами», неотделимы от радостей, и поэтому мужчины тоже
немало теряли. Еще совсем недавно разделение домашних обя-
занностей на сугубо женские и исключительно мужские счита-
Миф о красоте
лось биологически обусловленным и неизменным. Тем не ме-
нее эта ситуация изменилась.
Сегодня «женские тайны», окружающие красоту в вопро-
сах сексуальности, красоту как синоним сексуальности, тоже
кажутся биологически обусловленными и неизменными. Они
также окутаны покрывалом лести, с помощью которой женщи-
нами манипулируют. При этом создается впечатление, что та-
ким образом женщины могут лучше удовлетворять мужчину
сексуально. Женские тайны взваливают на женские плечи до-
полнительные обязанности, но одновременно они многое отни-
мают и у мужчин, не давая им пробиться к источнику радости.
В наше время, если мужчина общается со своей сексуальной
партнершей вне рамок мифа о красоте, он становится объектом
насмешек со стороны других мужчин. Таким образом, сейчас
оба пола больше теряют, чем приобретают.
«Тайны красоты» пришли на смену «тайнам женственно-
сти» и поглотили женщин. Известно по крайней мере одно серь-
езное исследование, которое показывает, что миф о красоте
раздражает мужчин не меньше, чем женщин. «Озабоченность
женщин своей внешностью, своим лицом и волосами» — одно
из четырех женских качеств, которые раздражают мужчин
больше всего. Мужчины не знают, как обсуждать эти «тайны»
с женщинами, не обидев их. Когда женщины отказались
от роли рабынь в браке, из нашей жизни почти исчезли подо-
зрительность, враждебность, непонимание, раболепие и гнев,
но «тайны красоты» возвращают их.
Допустим, мужчина действительно любит женщину: он счи-
тает ее равной себе, своим союзником, партнером. Но вот она
вступает в эту другую сферу, и он перестает понимать ее. Она
словно заболевает и превращается в представительницу другой
касты, становится неприкасаемой.
Он может знать ее как уверенного в себе человека, но вот
она встает на весы в ванной, и ею овладевает приступ самоби-
чевания и ненависти к себе. Он знает ее как зрелую личность,
Секс
а она приходит домой из парикмахерской, где ее неудачно
подстригли, и плачет от досады, за что ей самой потом бывает
стыдно. Он знает ее как благоразумную особу, а она остается
без зимних сапог, потому что истратила половину своего не-
дельного заработка на красиво упакованный крем. Он знает,
что она, так же как и он, обожает выезжать на природу, но она
отказывается ехать с ним к морю до тех пор, пока не закон-
чится ее весеннее голодание. Наконец, она любит повеселиться
в компании, но вдруг со злостью отказывается от куска празд-
ничного торта, а потом под утро подъедает остатки угощения
с вечеринки.
И все, что бы он ни сказал по этому поводу, будет истолко-
вано превратно. Он вообще не может ничего сказать, потому
что любые его слова причинят ей боль. Если он попытается уте-
шить ее, говоря, что все это ерунда, значит, он ничего не пони-
мает. Это вовсе не ерунда. Если он согласится с ней и скажет,
что это и в самом деле серьезно, получится еще хуже, потому
что это будет означать, что он ее не любит, так как считает
толстой и некрасивой. Если он скажет ей, что любит ее такой,
какая она есть, то и это нехорошо: значит, он думает, что она
некрасивая. А если он попытается объяснить ей, что любит
ее, потому что она красивая, то это вообще будет хуже всего,
хотя она не может никому в этом признаться. Казалось бы, это
как раз те самые слова, которые она больше всего хотела бы
услышать, но почему-то именно они заставляют ее чувствовать
себя брошенной, нелюбимой и одинокой.
Он видит то, что не в состоянии понять. И ее необъяснимое
поведение создает зону отчуждения между ними. Это «ничья»
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 644;