АНТИЧНОСТЬ. рода иногда находятся внутри гробниц-курганов, выполняя функции усыпальницы.
рода иногда находятся внутри гробниц-курганов, выполняя функции усыпальницы.
Наиболее сложный тип мегалитических построек представляют собой кромлехи. Примерами служат древние святилища Эубери и Стоунхендж на юге Англии. В Стоунхендже центральная площадка с большой каменной плитой-жертвенником окружена четырьмя концентрическими рядами вертикально поставленных камней. Два из четырех колец состоят из сравнительно небольших менгиров; другие два образованы рядами гигантских каменных глыб. Некоторые из камней внешнего круга перекрыты каменными плитами (вероятно, они были подняты наверх с помощью земляных насыпей). Необычные размеры, использование привозного камня, ориентировка на точку летнего солнцестояния — все это позволяет предположить, что Стоунхендж был либо святилищем солнца, либо древнейшей обсерваторией. Воздействие техники и стиля мегалитических сооружений ощущается в некоторых погребальных памятниках Египта до-династического периода.
В археологии и историческом искусствознании по сей день остается открытым вопрос о том, являются ли мегалитические сооружения, особенно менгиры, остатками архитектурных памятников или древнейшими монументальными скульптурами. Во многих районах Европы встречаются созданные в этот же период грубо высеченные менгиро-образные статуи, порою увенчанные каменной головой животного или изображением человеческого лица. К скульптурам такого рода относятся и распространенные в Сибири каменные стелы, в нижней части которых невысоким рельефом или резьбой изображено человеческое лицо. По всей Европе распространены каменные мегалиты, изображающие женскую фигуру, вероятно, божество материнства и плодородия.
Новое развитие получает и прикладное искусство, обогатившееся в последний период изделиями из серебра и золота, в том числе сосудами и украшениями. Такие украшения могли покрываться примитивной гравировкой, причем в тематике изображений впервые начинает появляться пейзаж. У племен, сохранивших охотничий и скотоводческий уклад, в конце бронзового века широко распространяется т. н. «звериный» стиль.
Появлению новых образов и изобразительных приемов способствовали культурные связи с более развитыми цивилизациями, однако во всех первобытных культурах такого рода контакты вели не к прямому заимствованию, а к оригинальному творческому усвоению элементов высокоразвитых художественных культур.
Литература:
Абрамова 3. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.
Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
Ника. Рельеф большого фриза Пергамского алтаря. Фрагмент. Ок. 180 г. до н. э |
ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ,архитектурное сооружение с необыкновенным по своим художественным качествам и громкой славе скульптурным фризом. Знаменитый алтарь был построен ок. 180 г. до н. э. на акрополе г. Пергама, столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии. Он воздвигнут во славу Зевса по приказу царя Эвмена П и посвящен победе пергамского царя Аттала I над племенем галатов, одержанной в конце III в. до н. э. П. а., как и многие античные произведения, — памятник городской славы. На стенах дворика, окружающего П. а., изображены эпизоды жизни мифического основателя города, Телефа. В эту эпоху в Пергаме особенно высоко ценилось искусство Афин и почиталась сама богиня и ее родитель Зевс. Однако в культуре Пергама эти образы начинают приобретать ряд черт, объединяющих их с восточными божествами. В особенности характерно сближение образа Афины с богиней Кибелой. Но непре-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 544;