Первобытное искусство. деле, громадный живот и грудь таких каменных фиг
АНТИЧНОСТЬ
Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э.
деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не могло не считаться прекрасным и достойным запечатления. Но в гораздо большей степени роль таких фигурок была ритуальной. Образцы подобных фигурок найдены и в Западной Европе (Австрии, Франции), и на территории России. К ориньякскому периоду относятся и первые сохранившиеся образцы художественной резьбы. Это в большинстве своем гравировка на кости и камне. Известны и рельефные изображения (рельефы из Лоссели, Франция). На них высечены фигуры охотников с копьями, зверей; на одной из плит — женщина с бычьим рогом в руке, возможно, совершающая обряд. В мадленскую эпоху образ зверя в П. и. приобрел гораздо более конкретные и жизненные черты, чем прежде. П. и. постепенно приходит к более ясному пониманию строения и формы тела, к умению передавать не только пропорции, но и движение.
Нередко характер П. и. определяют как наивно-реалистический. Большинство его памятников действительно отличает замечательная живость и узнаваемость изображенных сюжетов. Меткая и острая наблюдательность первобытных художников определялась их повседневным опытом и хорошим знанием тех явлений природы и существ, которые фигурируют в рисунках. С другой стороны, нельзя назвать это в полном смысле слова реализ-
мом, поскольку у нас нет достаточных причин считать такие произведения образцом художественной деятельности в полном смысле этого слова. И все же в памятниках П. и. уже присутствует, хотя и частично, момент обобщения, типизации, поиска характерных для данного животного выразительных свойств. Именно этот лаконизм и обобщенность в сочетании с поразительной точностью наблюдения и служат залогом непреходящего художественного значения П. и. Оно еще не знает законов
,1
передачи пространства, соподчинения масштабов изображения; в нем — и это чрезвычайно характерно — отсутствует представление не только о композиции, но и о целостности произведения, его отграниченности от того пространства или плоскости, на которой оно располагается.
Значительную часть памятников П. и. составляют природные образы в виде персонификаций, одухотворяющих природные явления. С очень существенными оговорками к П. и. применимо понятие стиля. Нет сомнений, что основную роль в единообразии и узнаваемости росписей той или иной области играла традиция.
Бизон. Альтамира. Ок. XV тыс. до н. э. |
В эпоху позднего палеолита складываются и зачатки архитектуры, имеющей чисто практический смысл. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими куполообразными постройками, примерно на треть углубленными в землю, иногда с длинными входами в виде тоннеля. Такой тип постройки надолго сохранился в культовом зодчестве уже в историческое время. Новые тенденции и выразительные приемы в П. и. связаны с изменениями в образе жизни и трудовой деятельности древних людей (в частности, переходом от охоты к земледелию и скотоводству). Появились изображения, передающие более сложные и отвлечен-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 556;