Первобытное искусство


АНТИЧНОСТЬ


 


Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины

Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью. Катастрофическому разруше­нию П. подвергся в 1687 г. (при осаде Акрополя ве­нецианцами во время войны с турками), поскольку служил пороховым складом. В 1801-1803 гг. боль­шая часть скульптур П. была вывезена в Великоб­ританию лордом Элджином и в 1816 г. помещена в Британский музей в Лондоне.

Литерату ра :

Античная скульптура. Греция: Альбом репродукций / Сост. Г. И. Соколов. М., 1965.

Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

ПЕЛИКА(реИке), тип древнегреческой вазы, на­поминающей амфору, но несколько отличающийся от нее пропорциями. Представляет собой расши-


ряющийся книзу сосуд с широким горлом и двумя вертикальными ручками. Утяжеление сосуда в ниж­ней части придает П. по сравнению с амфорой более устойчивый, но одновременно и более грузный вид. П. изготавливались из обожженной глины, использо­вались в качестве сосудов-хранилищ небольших объемов. Расписывались многими известными мас­терами (например, П. мастера Пана, П. с изображе­нием Бусириса),

ПЕОНИЙ,греческий скульптор второй полови­ны V в. до н. э. из Менде (полуостров Халкидика). Из его произведений сохранилась во фрагментах Ника из ансамбля Олимпии, надпись на которой называет П. победителем в состязании на лучший фронтон для храма Зевса в Олимпии. По мнению историка Павсания, П. создал восточный фронтон этого храма.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО,искусство эпохи первобьггно-общинного строя, возникшее ок XXX тыс. до к а, в период позднего палеолита. Вероятно, не­посредственной причиной возникновения П. и. были потребности практического характера, в том чис­ле необходимость делиться информацией. Немало­важными являются и предполагаемые магические функции тех изображений, что сохранились от древнейших эпох. Некоторые из них несут отчет­ливый отпечаток ритуального назначения, многие могли служить фетишами или тотемами (знаки племени). Однако следует учитывать и собственно эстетическую функцию, которую могли и должны были иметь такие памятники, поскольку она явля­ется одной из естественных, природно присущих человеку как разумному существу. Она подразуме­вает отношение к миру как созерцаемому, пред­назначенному для любования, наделенному не только практическим смыслом и ценностью. Чрезвы­чайно существенна в возникновении П. и. также важ­нейшая и фундаментальная функция культуры — игровая.

Древнейшие этапы развития П. и. относятся к па­леолиту, причем искусство появляется лишь в по­зднем или верхнем палеолите, т. е. за ХЬ-ХХ тыс. до н. э. Оно достигает расцвета в мадленское время (ХХ-ХП тыс. до н. э.); более поздние этапы его развития относятся уже к мезолиту (среднекамен-ному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения металла (медно-бронзо-вому веку). Примерами первых фигурных изобра­жений являются схематические контурные рисун­ки звериных голов на известняке, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Произведения же, которые с уверенностью можно отнести к об­ласти изобразительного искусства, появились уже










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 671;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.