Пантеон
лены пустоты — для облегчения ее веса. Купол поддерживают восемь мощных опор — пилонов, соединенных между собой строго продуманной системой кирпичных арок. Как и несущая стена, купол выполнен из горизонтальных слоев бетона. Однако кирпичного каркаса, вопреки тому, что писали ученые XIX в., в куполе нет. Считалось также, что для прочности конструкции наружная стена П. возведена на один ярус выше внутренней, на которую опирается купол. Однако, как показали реставрационные работы, невероятная точность инженерных расчетов позволила строителям П. уложить его купол непосредственно на верх барабана ротонды. Массив стены как снаружи, так и внутри здания искусно скрыт плитами облицовки. Наружная часть здания П. была покрыта белой штукатуркой, а купол — позолоченной бронзой.
В П. впервые поставлена и решена новая архитектурная задача — создание храма, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство. До его появления наружный облик храма имел несравненно более важное значение, чем его интерьер. Вход в П. подчеркнут строгим портиком с двускатной
крышей. Он состоит из шестнадцати гладких коринфских колонн из монолитных глыб красного гранита (8 колонн по первому ряду, остальные в глубине). Фронтон портика когда-то украшали бронзовые скульптуры. Наружный вид П., отличающийся нарочитой простотой (кроме портика, всю окружность ротонды составляет глухая стена), как бы предвещает небывалую значительность архитектурного образа храмового интерьера.
С редким чувством гармонической целостности и строгим художественным вкусом решена проблема внутреннего пространства в П. Это достигнуто благодаря продуманности и ясности архитектурной идеи и точно найденной соразмерности пропорций здания. В интерьере П. достигнуто идеальное равновесие между высотой (42,7 м) и диаметром сооружения. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину всей высоты П. Изнутри купол, представляющий собой полусферу и доминирующий в пространстве, разделен пятью рядами кессонов, что создает иллюзию невесомости его каменного массива. Не подавляя зрителя своей тяжестью, купол П. высится над его головой, подобно небосводу. Эта образная и композиционная идея призвана воплотить главный замысел П. — дома не одного, но всех божеств. Перспективно уменьшающиеся кессоны купола, отсутствие какого-либо заполнения обширного зала создают ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства. При этом пространство интерьера П. не изолировано от внешнего мира. В центре купола имеется отверстие диаметром ок. 9 м, через которое проникают солнечные лучи. Световой столб перемещается в высоком и глубоком пространстве П. вслед за движением солнца. Тектоническое решение храма необычайно ясно и логично. Круглая мощная стена, поддерживающая купол, снаружи разбита на три яруса. Два нижних из них соответствуют делению стены в интерьере. Внутри храма стена состоит из двух ярусов, нижний из которых разделен семью высокими нишами, шесть из которых поддерживают коринфские колонны. Некогда в этих нишах стояли изваяния богов. Колонны и пилястры являются опорой для антаблемента, отделяющего нижний ярус от верхнего. Он также включает в себя небольшие пилястры и ниши в виде глухих окон, что создает дополнительное впечатление легкости и невесомости при движении взгляда зрителя вверх.
Замечательной ясностью, архитектурной логикой и цельностью образа П. оказал огромное влияние на римское зодчество и искусство последующего времени. В средние века П., неоднократно подвергавшийся частичным переделкам, был превращен
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 855;