Парфенон. и слоновой кости (хрисоэлефантная)
и слоновой кости (хрисоэлефантная). Она была создана Фидием в 447—438 гг. до н. э. Двенадцатиметровая статуя богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. Афина была изображена с богиней победы Никой на правой руке, опорой которой служила колонна. Роскошный наряд, шлем, щит и эгида (нагрудник), украшенная в центре маской Медузы горгоны, придавали статуе небывалую торжественность. Лицо, руки и маска богини были выполнены из слоновой кости; одежда и оружие — из золота. В глаза были вставлены драгоценные камни. Все части статуи украшены изображением мифологических сцен. Известно, что в рельефе на щите Афины Фидий
изобразил себя в образе легендарного архитектора и скульптора Дедала, а Перикла — в облике афинского героя Тесея. В V в. н. э. статуя Афины была увезена в Константинополь, где спустя столетие погибла во время пожара.
С запада к святилищу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза и городской архив. Одновременно это помещение служило комнатой жриц Афины, где девушки ткали священную одежду, которую жители города приносили в дар богине. Все скульптурные украшения П., кроме статуи Афины, были выполнены учениками Фидия, но под руководством мастера. Имена некоторых из них сохранились в истории. Предполагается, что сам Фидий создал общую композицию ансамбля и, возможно, сделал рисунки, по которым работали мастера. Фриз фасада был украшен 92 метопами с изображениями битв греков с кентаврами, схватки афинских героев с амазонками, борьбы олимпийских богов и гигантов. Метопы также содержали отдельные сцены из Троянской войны и жизни Эрихтония, сына бога Гефеста и легендарного царя Афин. Тема восточного фронтона храма — миф о рождении Афины из головы громовержца Зевса; западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. До настоящего времени сохранились лишь метопы южной стороны.
В скульптурах П. воплощена эстетическая программа Перикла: «Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности». Творения Фидия воспитывали сознание греков в не меньшей степени, чем трагический театр.
И отличался исключительной соразмерностью частей, органичным синтезом дорического и ионического ордеров, величием и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов. Совершенные пропорции храма, точный расчет его масштабов по отношению к холму Акрополя делают П. шедевром греческого зодчества. Все линии храма представляются идеально правильными. Но П. построен с учетом особенностей человеческого зрения. Прямая линия основания, на котором возведен храм, так же как линия архитрава, в действительности слегка изогнута, т. к. идеальная прямая линия производила бы оптическое впечатление вогнутой. Поэтому подиум и ступени, ведущие к основанию здания, строители сделали в центре выше на 10 см, чем по краям. По этим же соображениям угловые колонны П. более массивны и ближе подвинуты к соседним, чем центральные, иначе при дневном освещении они показались бы слишком тонкими. Кроме того, колонны слегка наклонены к центру здания, хотя и кажутся строго вертикальными.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 643;