Первобытное искусство. ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера
ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Довольно типичны и схематические рисунки, по всей видимости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек.
Пещерные росписи исполнялись черной, красной, желтой и коричневой минеральными красками. Иногда (чрезвычайно редко) они создавались в технике, напоминающей барельеф с раскраской. Чаще всего такие выпуклые изображения основывались на первоначальной форме камня или куска дерева, сходной с формами животного.
В эпоху позднего палеолита появляются скульптурные произведения, изображающие как животных, так и человека. Особую роль среди такого рода памятников играют глиняные статуэтки женщин, связанные с материнским культом и обрядами плодородия. Нередко они называются в археологии ориньякско-солютрейскими Венерами В самом
в период ориньякскои культуры, т. е. в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники этой эпохи П. и. — изображения, найденные в пещерах, где преобладают полные движения и жизни фигуры крупных животных, на которых повсеместно велась охота. Это изображения оленей, зубров, мамонтов, медведей; любопытно появление в таких росписях фигурок лошадей, поскольку лошадь у большинства племен еще не была приручена. Чрезвычайно редко изображались растения.
Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих изображениях (некоторые из них достигают полутора метров в высоту) нередко используются выступы и неровности скал. Таковы неподражаемые по выразительности изображения раненых бизонов и бегущих кабанов в пещере Альтамира. Подобные росписи были найдены также в пещерах Ласко, Монтеспан и мн. др.
В росписях мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных, пока не связанные общей композицией. Иногда они исполнялись непосредственно одно на другом. Между тем в процарапанных рисунках на кости появляются уже изображения целого стада, в которых подробно переданы фигуры, находящиеся на переднем плане (остальные даны схематически). Гораздо реже встречаются изображения людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными призна-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 539;