Первобытное искусство. ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось декоративное направление, сложившееся уже в искусстве палеолита
ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось декоративное направление, сложившееся уже в искусстве палеолита. Орнамент повсеместно применяется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев силой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита, а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта, Индии, Передней и Малой Азии распространяется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всего представлено крашеной керамикой с геометрическим орнаментом, который сочетается с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического периода. С помощью геометрических узоров, покрывающих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности — прикладное искусство. Возможно, что культовый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важнейшим для земледелия природным силам.
Жизненную выразительность постепенно обретает и скульптура. Зодчество этих эпох представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских поселений было расположение домов по концентрическим кругам или овалам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В центре помещения находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом.
К этому времени непосредственная яркость восприятия времен палеолита была отчасти утрачена, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарастает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. становится жизнь рода. Новые задачи потребовали внимания к композиции, к приемам подробного, детализированного изображения людей.
Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчайшие образцы таких сооружений имеются и в культуре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распространились поселения, укрепленные земляными валами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. получили распространение т. н. мегалитические постройки. Первые их образцы относятся к эпохе неолита Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (например, знаменитая аллея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитического сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопических монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 557;