Пергамский алтарь
ходящее значение памятника заключается не столько в его синтезирующей природе, сколько в том, что грандиозная скульптурная композиция, украшавшая мраморный алтарь, стала совершенным выражением пафоса борьбы и острого драматизма, присущего эллинистическому искусству.
П. а. расположен на широком, почти квадратном подиуме (стилобате) и представляет собой высокий цоколь, на котором был возведен стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке, где находился жертвенник. Портик был украшен статуями, а вдоль цоколя непрерывной лентой тянулся рельефный фриз длиной в 120 м и высотой 2,3 м. Над его исполнением, судя по именам, начертанным на плитах, работали многочисленные мастера из Пергама и Афин. Среди его создателей были скульпторы Дионисад, Орест, Ме-некрат и др. Всего насчитывают более десяти мастеров, выполнявших скульптуру алтаря. Исключительное богатство и живость изображений, как и необыкновенные размеры фриза, делают его выдающимся произведением, которое не знает равных в античном искусстве. Создатели фриза запечатле-
ли борьбу Пергама с галатами в иносказательной форме, как схватку богов и восставших против них детей земли — гигантов. Сцены этой битвы воплощают два несхожих борющихся мира. Мастера нашли в высшей степени простое и убедительное решение: победоносные фигуры богов, как правило, заметно возвышаются над поверженными гигантами. Выполненные в технике высокого рельефа фигуры почти полностью отделены от фона. Они даны в самых сложных поворотах и бурных движениях, которые подчеркнуты живописно развевающимися одеждами и резкими контрастами света и тени. Необычайно выпуклые фигуры, полные пластической мощи и энергии, изображены не только в профиль, как это было принято в рельефе, но даже в фас и со спины. По своей художественной смелости и остроте выразительности эти фигуры предвосхищают творчество Микеланджело и будущее искусство европейского барокко.
Битвы и схватки очень часто становились темой скульптурных произведений греческих мастеров, но никогда еще их не трактовали так, как в П. а. Изменился сам строй композиции: она утратила отчетливую ясность, стала клубящейся, словно проступающей сквозь дым битвы то одним, то другим своим фрагментом. При этом принцип равновесия пластических масс и здесь был соблюден с большим искусством. Если фигуры фриза Гали-карнасского мавзолея работы Скопаса при всем их динамизме расположены в одной пространственной плоскости и каждая обладает самостоятельностью, то во фризе П. а. фигуры переплетены, образуя живой клубок, — «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры» (И. С. Тургенев).
Центральный образ фриза — сражающийся с тремя гигантами Зевс, в фигуре которого ощущается беспредельная мощь. Искусство эллинизма не знает более яркого воплощения темы титанической борьбы. Обнаженный торс Зевса — «олицетворение такой безграничной силы, что удары молнии, обрушивающиеся на гигантов, воспринимаются как ее непосредственное излучение». Особым драматизмом и эмоциональной выразительностью пронизана сцена боя, в которой участвует богиня Афина. Она держит щит и повергает на землю прекрасного крылатого гиганта Алкионея. Лицо Алкионея — одно из самых выразительных и благородных изображений смятения и страдания в греческом искусстве. Полна трагизма и скорби фигура матери гигантов Геи-земли, оплакивающей своих сыновей и молящей Афину о пощаде. Летящая Ника увенчивает Афину победным венком.
Симптоматично, что если произведения классического искусства прославляли величие человека,
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 645;