Поликлет
АНТИЧНОСТЬ
\
Поликлет. Дорифор. Современная копия
Поликлет. Дорифор. Мраморная римская
копия с бронзового оригинала.
Ок. 440 г. до н. э.
Поликлет. Раненая амазонка.
Мраморная римская копия с бронзового
оригинала. Ок. 440-430 г. до н. э.
художественные воззрения П. Пластически противоположные состояния покоя и скрытого движения находятся в «Дорифоре» в подчеркнутом равновесии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным наклоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система построения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искусстве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является «Дорифор». Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из «Канона».
Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет проследить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также «Диадумен», статуя юно-
ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой легкостью и изяществом, ощущается влияние искусства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в работах П. настолько органично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской «Раненой амазонке» (ок. 440-430 г. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). «Амазонка» работы П. заняла первое место на конкурсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульпторы признали лучшей статую П.
П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 г. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорциональность 'бралась позднее в качестве непререкаемого образца. Однако со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 586;