Помпейский стиль
АНТИЧНОСТЬ
перспективный (80-30 гг. до н. э.); орнаментальный (первая половина I в. н. э.); четвертый стиль (фантазийный). Эти стили, связанные с определенными историческими периодами, были установлены и описаны искусствознанием в конце XIX в.
Первый и второй стили развиваются в эпоху Римской республики. Первый, или инкрустацион-ный, стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные каменные плиты, карниз и пилястры изображены на оштукатуренной поверхности стен при помощи рельефа. Цвета росписей инкрустационного стиля отличаются глубиной и чистотой тона. Преобладает гамма теплых цветов (темно-красный, желтый), а также черный и белый. Для такой росписи тщательно подготавливалась штукатурка, на которую наносились краски в несколько слоев, причем каждый последующий был более тонким, и поверхность становилась все более гладкой. Первый стиль представлен в Помпеях росписями знаменитого дома Фавна. Такой тип росписи был заимствован римскими мастерами у греков.
Росписи второго, или архитектурного, стиля, в отличие от плоскостного первого, имеют более объемный характер. Те же архитектурные детали — карнизы, колонны с капителями, пилястры — изображались с иллюзорной точностью. В средней части стены помещались изображения портиков, беседок, ниш, причем написаны они были в перспективе, с применением светотени. Тем самым создавалась иллюзия широкого пространства; реальные стены как бы раздвигались, их границы исчезали в затейливом чередовании действительных и умело имитированных архитектурных деталей. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными многофигурными сценами. Сюжеты таких картин, как правило, были взяты из мифологии, но иногда они представляли собой и жанрово-бытовые композиции. Нередко росписи второго стиля являлись копиями произведений греческих живописцев IV в. до н. э.
Стенные росписи были обязательной частью декора в богатых жилых домах и виллах Помпеев.
Особой художественной значительностью отмечены фрески т. н. Виллы мистерий в Помпеях, сыгравшие немалую роль в развитии античной стенной живописи. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фрескозой росписью; архитектурной декорации при этом отведено относительно незначительное место в верхней и нижней частях стены. Развернутая на стенах композиция представляет сцены таинств, связанных с культом Диониса, бога вина и освобождающего экстаза. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы,
Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.
Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. лс - :
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1155;