Пракситель
АНТИЧНОСТЬ
отличаются росписи Дома Веттиев в Помпеях, в частности фризы с изображением амуров, написанных на сочно-красном фоне. По времени и характеру исполнения близки росписям четвертого П. с. живописные панели Зала морских чудовищ и некоторые другие фрески из Стабий. .
Развитие и смена стилей помпейской росписи свидетельствуют о быстром овладении римскими живописцами законами и приемами передачи пространственной и световой перспективы, естественной быстроты движения. В истории помпейских стилей заметно последовательное чередование то чистой орнаментальности, то фигурных композиций. Вместе с тем исключительное богатство фантазии помпейских мастеров, строгое соотнесение росписей с архитектурой интерьера и изысканная игра плоскостной и рельефной манер изображения объединяют четыре П. с. подчинением общему — декоративному — принципу.
Литература:
Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966.
ПОРТИК(греч. 8Т.оа — галерея с колоннами), выступающая вперед часть здания, открытая с одной или трех сторон и образуемая колоннами, столба-
ми или арками, несущими перекрытие. Чаще всего П. оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. П., игравшие важную роль в греческой, а особенно в римской архитектуре, были известны с периода греческой архаики. Нередко сооружались отдельно стоящие П. Распространенной разновидностью П. является стоя (стоа), имевшая вид длинной галереи с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Стоя нередко украшалась живописью и скульптурой.
Благодаря полуоткрытому пространственному комплексу П. защищал от солнца и одновременно освещался проникающими в него солнечными лучами. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), быть полукруглым (верхнее обрамление последних рядов в греческих театрах), состоять из двух частей (П. форумов Августа и Траяна в Риме) или из трех (Пер-гамский алтарь, булевтерий в Милете). Встречался П. из четырех частей, завершавший композицию внутреннего двора (перистиль, окруженный колоннадой, в домах, на виллах, во дворцах). Начиная с эпохи Ренессанса до XIX в. использовался во внутреннем и внешнем решении построек.
Пракситель. Голова Афродиты. Античная реплика Афродиты Книдской. Середина IV в. до н э |
ПРАКСИТЕЛЬ(Ргах11;е1ез), сын и ученик ваятеля Кефисодота Старшего, выдающийся древнегреческий скульптор. П. — представитель поздней классики, завершающего этапа полисной культуры Греции. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П., выполненные главным образом
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 678;