Пунического царства культура. Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона
АНТИЧНОСТЬ
Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Ок. 330 г. до н. э.
произведению особую выразительность и живописность. В древности скульптура была раскрашена: кудри Гермеса красно-коричневого цвета украшала серебряная повязка; глаза и губы были подкрашены, а фигура натерта воском, смягчавшим блеск отполированного мрамора и придававшим ему теплый золотистый тон. По сведениям ряда писателей, для раскрашивания своих пластических работ скульптор приглашал художника Никия из Афин. Некоторыми учеными принадлежность статуи Гермеса П. еще некоторое время назад оспаривалась, она считалась первоклассной поздней копией с оригинала П.
К наиболее достоверным произведениям П. принадлежит «Аполлон, убивающий ящерицу» («Аполлон Сауроктон»). С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пьяный сатир», «Артемида Габийская», «Афродита с зеркалом» (360-350 гг. до н. э.) и некоторые другие. Возможно, учеником или последователем П., во всяком случае, мастером, близким ему по художественным воззрениям, создана знаменитая статуя Марафонского юноши, найденная в море и датиру-
емая приблизительно 330 г. до н. э. Творчеств-: П. есть свидетельство осознанного и решительное: обращения греческого искусства к теме внутренней жизни человека, его эмоциональных состояний. Столь же важной была эта задача для другого гения эпохи — Скопаса. Скопас и П. по-разному подходят к ее решению; при этом искусство оботгх скульпторов с разных сторон раскрывает противоречивый и сложный дух времени.
Литература:
Белов Г. Д. Праксителъ. Л., 1973.
ПРОПИЛЕИ,парадный вход на афинский Акрополь, выдающийся памятник античного зодчества классического периода. П. представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Эти портики были увенчаны скульптурными фронтонами. Потолки портиков украшали квадратные углубления — кессоны, в древности расписанные золотыми звездами по синему фону. В планировке П. архитектор Мнесикл умело использовал неровности естественного холма Акрополя. В том месте, где пологий склон резко повышался, он построил поперечную стену с пятью проходами. Центральный проход, предназначенный для торжественных процессий, в обычное время был закрыт бронзовыми воротами. К боковым входам вели лестницы. Сквозь широкий проход между портиками шла высеченная в скале дорога, которую обрамляли с дой стороны по три стройные ионические колонны. Смелое сочетание двух ордеров (дорического и ионического) в украшении П. придает им особую красоту. В северном крыле П. находилась пинакотека — хранилище картин.
Литература:
Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.
ПРОСТИЛЬ(от греч. рго — впереди и зтЛоз — колонна), античный тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. Когда этому ряду колонн соответствуют колонны по заднему фасаду храма, теория архитектуры определяет такой тип здания как амфи-простиль (т. е. двухсторонний П.).
ПУНИЧЕСКОГО ЦАРСТВА КУЛЬТУРА,художественные памятники Древнего царства, основанного в Северной Африке переселившимися туда финикийцами, которые основали ряд колоний. Историческая судьба центральных и западных районов Северной Африки значительно отличалась от культурной истории соседних территорий (Египетской Александрии, Киренаики), изначально связанной с эллинизмом и восточными провинциями Римской империи. Тунис, Алжир, Марокко
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1117;