Помпейский стиль. которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены
которые четкими силуэтами выступают на алом фоне стены. Особенно выразительна сцена с крылатой богиней, взмахнувшей хлыстом над склонившейся девушкой. В той же группе выделяется фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся золотистом покрывале.
В колорите фрески проявился тонкий вкус декоратора: желтые и зеленые тона органично сочетаются с пурпурными, сиреневыми и черно-лиловыми. Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на взаимодействии выразительных силуэтов на плоскости. Подобный подход к живописи, когда пространственные элементы оказываются в зависимости от плоскости стены, — примечательная веха в развитии античных росписей. Такой же тип живописного решения применен в «Альдобрандинской свадьбе» — фреске в доме Ливии на Палатине в Риме; в росписях виллы Боскореале и многих помпейских домов.
Отличительной чертой второго стиля являются изображения садовых и городских ландшафтов, сочетающихся с несколько гротескно написанными фигурами, выполненными в свободной, эскизной манере. В большинстве случаев в такой пейзаж входят и изображения архитектурных построек. Продуманной красотой композиции отличается натюрморт, написанный на стене дома в Геркулануме. Искусно изображенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. Фреска написана свободными, широкими мазками и отличается светлым и гармоничным колоритом. Росписи второго стиля — свидетельство блестящего расцвета декоративного искусства Рима.
Третий П. с. полностью соответствует официозно-парадному и несколько холодному искусству периода правления Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими, изящными орнаментальными мотивами. Среди них преобладают очень тонкие и нарядные колонны, напоминающие металлические канделябры, почему третий стиль называют иногда не только орнаментальным, но также и канделябрным. Иногда в обрамлении этой изысканной архитектурной декорации в центре стены размещались небольшие композиции мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в Доме столетней годовщины (Доме юбилея) и в Доме Лукреция Фронтина. К этому времени в состав Римской империи был включен Египет, и интерес к его искусству нашел отражение в том, что орнаменты третьего П. с. нередко содержат египетские орнаментальные мотивы. Помимо мифологических картин, в композицию орнаментов также вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены. Для этого стиля характерны написанные на светлом фоне гирлянды из цветов и листьев. Третий стиль помпейской росписи, давший блестящие решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве XVIII и начала XIX в. (в частности, в орнаментах стиля ампир наполеоновской эпохи).
Росписи четвертого стиля, относящиеся ко второй половине I в., свидетельствуют об очередных изменениях в эстетике римских росписей. Орнаментальная часть фресок приобретает характер фантастических архитектурных композиций. Сюжетные картины, расположенные на центральных частях стен, имеют ярко динамический характер и написаны с учетом пространственной перспективы. Темами росписей по-прежнему остаются мифологические эпизоды. Множество неравномерно освещенных фигур изображены в стремительном движении, парении, танце, что усиливает впечатление пространственности. Особенно высоким мастерством
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 881;