Перистиль
АНТИЧНОСТЬ
Храм Посейдона в Пестуме. VII—VI вв. до н. э. |
то пергамский фриз, как и большинство памятников эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потрясти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Однако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном — мойры, божества Судьбы. Однако перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безнадежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, естественно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воздействия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе «Лаокоон») все же неуловимо присутствует нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей великой культуры Древней Эллады.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.
ПЕРИПТЕР(греч. репрт,егоз — окруженный колоннами, от реп — вокруг и рт,егоп — крыло, боковая колоннада), архитектурный тип древнегреческого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннадой. Расстояние от колоннады до стен святилища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).
Как и большинство храмов, П. располагался входом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограждали две колонны, а с боков — стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы основных греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Таким образом, П. — нечто вроде храма из трех основных помещений с открытым залом вокруг. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные
примеры П. — храмы Посейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всего афинский Парфенон.
П. возводились преимущественно в Греции, тогда как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера — храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма
Перистиль в доме Венеры. Помпеи. |
I в. н. э |
ПЕРИСТИЛЬ(греч. репзтуюз — окруженный колоннами, от реп — вокруг и зт.у1о8 — столб, колонна), в античном зодчестве — прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. В центре П. часто уст-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 619;