Пальметта
Капитель колонны коринфского ордера. IV в. до н. э.
Дорические колонны храма Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме. 475-460 гг. до н. э.
к классической культуре, сохраняя принципиальное значение О. г., не привел к их догматизации. Нередко малейшие изменения соотношений между частями ордера позволяли создавать неповторимую индивидуальность всего сооружения. Кроме того, О. г. могли применяться и как система стилевых знаков, например при оформлении стены или интерьера. Все это объясняет повсеместное позднейшее применение системы О. г. в различные исторические эпохи.
На основе дорического в Древнем Риме сложились тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер представляет собой упрощенный вариант дорического; композитный сочетает ионические волюты и коринфские капители. Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложненностью антаблемента; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В искусстве Древнего Рима позднее получили распространение и многоярусные ордерные композиции; ордерное деление стены с применением полуколонн или пилястр; использование О. г. или их элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями
(см. Колизей). Уже античность являет первые примеры теоретического осмысления О. г. (см Витрувий). Но подлинной энциклопедией ордерной системы становятся впоследствии труды художников и ученых эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти).
Литература:
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 10 т. М., 1937. Т. 1-2.
Витрувий. Десять книг об архитектуре: В 10 т. М.. 1936. Т. 1.
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.
Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М., 1944.
ПАЛЬМЕТТА,орнаментальный мотив, распространенный в античном искусстве. Представляет собой изображение цветочной чашечки с радиаль-но расположенными веерообразными лепестками. П. изображались в виде гирлянд, соединенных между собой тонкими декоративными линиями («усиками»). Орнамент из П. стал обычным для греческого искусства в VII в. до н. э. под влиянием культуры Востока. П. были очень распространены в искусстве Рима. Античные П. представляют собой
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 740;