АНТИЧНОСТЬ. та более крупных размеров (образцы мозаики из Тубурбо Майус)
та более крупных размеров (образцы мозаики из Тубурбо Майус). Последнее направление преобладало в IV в. н. э. как частное проявление тяги к повышенной и нарочитой декоративности, работе цветовым пятном. С течением времени меняется и круг сюжетов. Так, к III в. н. э. увеличивается значение жанровых сценок. Особенно популярны и многочисленны сцены охоты, для которых существовал собственный набор стандартных элементов и движений фигур, а также требовалось подробное изображение ландшафта.
В римском искусстве периода образования провинций стали популярны морские сюжеты; нередко в них можно увидеть черты сходства со знаменитыми скульптурными или живописными памятниками (так, голова Океана из терм близ Гадрумета стилистически напоминает образы знаменитого Пергамского алтаря). Мозаичные композиции обычно создавались как часть единого декоративного убранства, и тематика М. а., как правило, соответствовала характеру лепного и живописного декора помещения.
Литература:
Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1958
МОНОПТЕРОС(моноптер), в греческой архитектуре — тип вспомогательной храмовой постройки: строение, не имевшее целлы, крыша которого поддерживалась колоннами. М. мог быть в плане как прямоугольным, так и круглым. Использовался для хранения культовой утвари. М. следует отличать от толоса — круглого строения с целлой-свя-тилищем, обычно служащего гробницей. В эпоху античности М. не получил широкого распространения; образец — афинский храм Августа и Ромула на Акрополе.
МУСЕЙОН(греч., букв. — посвященный музам), святилище, предназначенное для поклонения музам. В древности святилища муз, как и других относительно второстепенных божеств (например, нимф), имели вид гротов или небольших круглых храмов. В III в. до н. э. в Александрии Египетской Птолемеями был возведен храм, посвященный му-,ам и игравший роль научного и культурного центра. Инициатором создания М. был ученик Аристотеля Деметрий Фалерский. В М. жили и работали
^ченые из разных областей Средиземноморья; возглавлял его жрец высшего ранга, назначавшийся Птолемеями, а позднее — римскими императорами. Здесь, наряду с исследованиями языка (например, проводился анализ текста гомеровских поэм),
снимались изучением астрономии, математики, медицины, ботаники и зоологии; естествоиспытатели применяли самые современные для той эпохи
виды научного оборудования. В М. работали математики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей; философы Филон и Плотин; поэты Каллимах и Феокрит. При М. находилась знаменитая Александрийская библиотека. После разрушения александрийского М. в конце III в. н. э. (при императоре Аврелиане) научные исследования велись в храме Сераписа — Серапейоне.
НЕОАТТИЧЕСКАЯ ШКОЛА,неоаттицизм — направление в греческой скульптуре эпохи эллинизма (I в. до н. а). Глава этой школы, скульптор Паситель, работавший в Риме, был автором статуй, которые в очень условной, стилизованной форме имитировали произведения греческих мастеров V в. до н. э., главным образом строгого стиля и высокой классики. Стилевые черты произведений Н. ш. — эклектизм, исполненная условности идеализация, нарочитое архаизирование пластического языка, преобладание графичносги. К Н. ш. принадлежали ученики Пасителя, в том числе Ме-нелай, автор группы «Орест и Электра», и Стефан, создатель статуй атлетов. Стиль Н. ш. приобрел довольно большую популярность в римской культуре и существовал до середины периода Империи (II в. до н. а). В 80-е гг. I в. до н. а многие греческие художники Н. ш. начинают переселяться для постоянной работы в Италию.
НИЕЛЛО(от лат. т§е11из — зачерненный), техника декоративной обработки металла, применяемая греческими мастерами начиная с эпохи микенского искусства. Заключается в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебро, золото, латунь или бронза), покрывается сернистым составом со специальными добавками, после чего пластина обжигается на огне. В процессе обжига расплавленная паста заполняет штрихи рисунка. Изображение окончательно выявляется при помощи шлифовки. Техника Н. была популярна у римских мастеров; в Испании ее усовершенствовали вестготы и арабы.
НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ,вошедшая в легенды греческая статуя эллинистического периода, которая была воздвигнута на маленьком острове Самофрака ок. 190 г. до н. э. Статуя Н. С. создана в память победы жителей Родоса над флотом сирийского царя. Высеченная из паросского мрамора фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем; ее пьедестал представлял собой нос боевого корабля. Н. С. изображена в могучем, неукротимом порыве, в движении вперед; разлет ее орлиных крыльев усиливает впечатление ликования
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 743;