АНТИЧНОСТЬ. сочков камней. В М. а. преобладал прямой способ набора; после окончания узор шлифовался, в результате чего появлялся характерный для М
сочков камней. В М. а. преобладал прямой способ набора; после окончания узор шлифовался, в результате чего появлялся характерный для М. а. ровный блеск поверхности. Особенного разнообразия и совершенства искусство М. а. достигло в художественной культуре римского периода, став одним из основных видов декора.
Искусство М. а. подчинено архитектуре и в значительной мере зависит от живописи, т. к. основой для сюжетной мозаичной картины служило, как правило, живописное произведение. Знаменитые картины греческих художников IV—I вв. до н. э., перевезенные римлянами в Италию, очень скоро стали предметом множества копий и подражаний, выполненных в различной технике. В Риме и его провинциях существовали мастерские по изготовлению мозаик, где трудилось множество художников, ремесленников и подсобных рабочих, занятых изготовлением смальтовых тессер (кубиков). Судя но всему, у античных мозаичистов имелись альбомы образцов. Об этом свидетельствует сходство мозаик Рима, Галлии, Египта, Сирии, североафриканских провинций. Многие работы великих художников античности использовались как устойчивая композиционная схема, интерпретируемая каждым мастером по-разному (такова судьба утраченной многофигурной композиции «Посейдон и Амфитрита» зеликого греческого скульптора Скопаса, которая стала своеобразным трафаретом для множества мозаичных работ).
Характер мозаичной композиции непосредственно зависел от помещения, в котором она находилась. В коридорах, вестибюлях набирались обычно
рнаментальные М. а.; в парадных комнатах (табли-нуме, триклинии, атриуме), центральном зале — •кусе, перистильном дворе, больших залах терм : кладывали, как правило, сюжетные картины. Ма-:теру поручалось не только техническое выполнение заказа, но и композиционное решение, при-
нособление избранного сюжета именно к данному : 1мещению. В зависимости от этого в римском ис-■: .'сстве различаются несколько типов мозаичной
лшозиции: фризообразная (для узких помещений, имеющих вход с широкой стороны), покартинная повествовательная (для таких же помещений, но со -ходом с торца) и единая композиция-картина, ак-: -нтированная в широком прямоугольном помеще-п:п небольшой центральной композицией-картиной
пи эмблемой. Во всех случаях мозаику окружала
прокая полоса орнаментального бордюра. Сюжеты фигурных композиций бесконечно разно-■"разны и в большинстве своем связаны с античной
пфологией и излюбленными римлянами аллего-
нческими фигурами и символическими персонифи-
.-. днями. Орнамент строился на сочетании акантовых
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 580;