Минойской культуры памятники


 


украшаются скульптурным декором (кратер с рос­писью и цветами из Феста, керамический кувшин из Феста). Тематика и формы М. к. были унаследо­ваны и развиты мастерами Микен, однако их изде­лия отличает стремление к большей обобщенности и лаконизму.

МИНОЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПАМЯТНИКИ,

произведения архитектуры, изобразительного и де­коративно-прикладного искусства, найденные на острове Крит. Минойская культура, представляю­щая собой локальный вариант глобальной культу­ры эгейского мира (см. Эгейское искусство), скла­дывалась на протяжении III—II тыс. до н. э. Название свое она получила по имени легендарного царя Миноса, сына Зевса и Европы, правителя и зако­нодателя Крита. Исследование минойской культу­ры было начато в XIX в. английским археологом Артуром Эвансом. который предложил ее перио-


дизацию (ранний, средний и поздний периоды). Крупнейшими центрами минойской культуры яв­ляются сохранившиеся в раскопках города Древне­го Крита и их знаменитые дворцы (Кнос, Агия-Триада, Маллия, Фест). Важная роль в изучении М. к. п. принадлежит также некрополям поселений и бытовым изделиям, найденным на местах раскопок.

Происхождение критян по сей день составляет научную проблему, не имеющую единого разре­шения. Существуют две основные версии, согласно которым жители острова являлись либо потомка­ми эгейцев, древнейших обитателей Средиземно­морья, либо потомками хеттско-лувийских пле­мен, пришедших из Малой Азии.

Минойская культура достигла расцвета ок. 1700 г. до н. э., развиваясь в тесном взаимодействии с куль­турой и искусством Кипра, Сирии, Греции, Анато­лии, Древнего Египта, Северной Африки, Вавило­нии. Ок. 1470 г. до н. э. все критские дворцы были разрушены, вероятно, в результате землетрясе­ния или извержения вулкана на соседних Кикладс-ких островах.

Города Крита были столицами самостоятельных царств, судя по всему, не воевавших между собой. В начале II тыс. до н. э. в городах Древнего Крита были построены царские дворцы. Со второй поло­вины XVIII в. до н. э. все племена, населявшие Крит, были объединены под властью одного пра­вителя. Центром Критского царства становится г. Кносс. Он активно застраивается, и на протяже­нии двух столетий в нем появляются новые жи­лые постройки и дворцы. Наиболее знаменитый из них — легендарный Кносский дворец. Он являлся одновременно царской резиденцией, святилищем, административным и культурным центром, а так­же самостоятельным независимым поселением, обеспеченным обширными угодьями, кладовыми и мастерскими. Архитектура Кносского дворца уни­кальна в своем роде; она сочетает черты восточной и средиземноморской зодческой традиции. Цепь по­мещений разного назначения группировалась вок­руг обширных открытых дворов, компонуясь без сколько-нибудь четко проведенной идеи симмет­ричной планировки. Комплекс располагался на трех уровнях: подземные помещения, уровень открыто­го двора, двух- и трехэтажные постройки. Помеще­ния соединялись лестницами, в интерьере обильно использовались колоннады. В связи с решающей ролью такого дворца-города в жизни Крита эпоха расцвета минойской культуры распадается на ран­ний дворцовый период (до разрушения критских дворцов в 1700 г. до н. э.), поздний дворцовый пери­од (с 1700 по 1470 г. до н. а, когда дворцы были вос­становлены и построен дворец в Закросе) и, нако­нец, последворцовый, связанный с воцарением на



Мирон


АНТИЧНОСТЬ


 


Крите микенских правителей. Почти все дворцо-зые комплексы Крита были построены по типу Кносского. Наиболее интересным является дворец з Фесте на южном побережье Крита, скомпоно­ванный вокруг открытого двора с колоннадами. Мо­нументальный западный фасад его был украшен :пирокой каменной лестницей. Ансамбль Феста примечателен также тремя мощеными дворами, :вятилищами и театральной площадкой со ступе­нями-скамьями для 500 зрителей. Дворец в Мал-тии, в отличие от Кносского, был, видимо, лишен росписей и архитектурных украшений, характер­ных для остальных комплексов; планировка же -го, сохранившаяся лучше других, была очеред­ным вариантом Кносса. Позже других был раскопан .творец возле селения Като Закрое на восточном побережье Крита. Город, существовавший на мес­те селения, был также крупным портом, в связи

чем искусство закросских мастеров тематически тесно связано с морем. Здесь была найдена кера­мика с росписью в морском стиле, характерном для позднего дворцового периода, и клад из драго­ценных предметов, в том числе золотая голова быка, являвшегося на Крите символом плодородия.


Гигантский пифос из дворца в Маллии. Крит. XVI в. до н. э

Расцвет критской живописи относится к XVI в. до н. э. Ведущую роль играла фресковая стенная роспись и расписные изделия из камня и керамики. В технике фрески расписан каменный саркофаг из


Золотое кольцо с изображением священных игр с быком. Ок. XVI в. до н. э.

Агиа-Триады (вторая половина XV в. до н. э.); нео­бычайным стилевым разнообразием отличаются сосуды с росписью, найденные во дворцах. Критс­кая керамика высоко ценилась в Египте, на Восто­ке и в греческих городах Пелопоннеса. Уже в конце III тыс. до н. э. керамические изделия изготавлива­ются при помощи гончарного круга; тогда же при­меняется для их покрытия особая водонепроницае­мая краска темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском. По местонахождению первых изделий они получили название «вазы Ка-марес». С течением времени изменяется и обогаща­ется стиль минойской керамики; приемы критских мастеров подхватывают художники континенталь­ных Микен. Памятники монументальной скульпту­ры на Крите не были обнаружены, как, видимо, не было и специальных культовых архитектурных сооружений. Вероятно, религиозные обряды от­правлялись в помещениях дворцов, в пещерах и священных рощах. Среди священных статуй преоб­ладают женские: это изображение богини-жрицы со змеями, статуэтки богини плодородия. Замет­ную роль среди ритуальных памятников играют гигантские каменные и глиняные пифосы, в кото­рых хранилось оружие, священная утварь и драго­ценные предметы погребений. На многих изделиях ритуального назначения помещались изображения двойного топора-лабриса или фигурок быка.

Литература:

Пендлбери Дж. Археология Крита: Пер. с англ. М., 1950.

МИРОН(Мугоп) из Элевтер, прославленный древнегреческий скульптор первой половины V в. до н. а, старший современник Фидия и Поликлета. Родился в Беотии, прошел обучение у крупнейше­го мастера начала V в. до н. э. Агелада. Работал










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1848;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.