ГРЕКО-РИМСКИЙ ПАНТЕОН

Изначально религией римлян был анимизм. Каждый земледелец почитал богов-покровителей своего домашнего очага: они олицетворяли в его сознании силы, с которыми он имел дело в своей повседневной жизни. Почитались боги лесов, полей, рек, боги посевов и урожаев. Некоторые следы местных праздников у крестьян Италии и Греции сохранились и до наших дней. Не исключено, например, что христианская традиция празднования Рождества связана с римским праздником Сатурналий, отмечавшихся в день зимнего солнцестояния.

С ростом римского военного государства развивался также культ общеримских богов, которые, по мере усиления контактов с греческой цивилизацией, отождествлялись с богами греко-олимпийского пантеона. Римский бог неба Юпитер был отождествлен с Зевсом — верховным богом эллинов, а жена Юпитера Юнона — с женой Зевса Герой. Бог моря Нептун слился в сознании римлян с греческим Посейдоном, бог преисподней Плутон — с Аидом и т.д. В конечном счете почти все греческие божества нашли своих римских двойников. При Августе в их честь были воздвигнуты новые храмы и учреждены новые жреческие должности. В эпоху ранней империи у богов греко-римского пантеона было множество приверженцев.

Однако традиционный культ начинал приходить в упадок. Греческая мифология содержала множество историй о грубом разврате и постоянных дрязгах и ссорах между богами. Со временем религия, основанная на поклонении таким богам, стала вызывать откровенное пренебрежение и насмешки сатириков и философов. Еще в IV в. до н.э. Платон утверждал, что басни о богах должны быть исключены из религии идеального государства, потому что они развращают молодежь своим гнусным примером. Философы пытались создавать свои культы и открыто отрицали традиционные. Несомненно, что число искренне верующих было достаточно велико, но оно, по-видимому, постепенно сокращалось.

Существовала еще одна причина утраты благоговейного отношения к богам. Это рост военного могущества Рима. Необходимо отметить, что боги олимпийского пантеона не почитались всюду одинаково. Каждый город имел своего бога-покровителя, культ которого был там особенно развит. Поклонение тому или иному божеству было, в известной мере, политическим делом: человек поклонялся Зевсу, Афине или Артемиде в зависимости от того, гражданином какого города он являлся. Неспособность этих городов противостоять Риму вызывала недоуменный вопрос: «Почему местный бог не защитил свой народ?» Побежденные народы часто были склонны охладевать к своим богам, оказавшимся но их мнению или слишком слабыми, или слишком капризными.

Тем не менее во многих городах продолжали совершать публичные обряды в честь местных богов. Ярким примером такого культа является поклонение Артемиде Эфесской, идол которой якобы упал с неба в город Эфес (Деян 19:27,35). В Книге Деяний описана фанатичная толпа язычников, заполнившая амфитеатр и кричавшая: «Велика Артемида Эфесская!» (Деян 19:34).

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 3163;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.